Система ислама

Этические и социальные нормы поведения и духовенство

Основой социальной системы ислама служит фикх. Это система богословия, созданная аль — Аш’ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата — праведного образа жизни мусульманина. Мусульманам предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе нет.

Джихад

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество.

В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий.

К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!» (9: 124). К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама.

Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины” (9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Харам

Харам — действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми — это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший (источник). Харам гайри зулми — харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять — Аллах возможно простит его (источник).

Макрух — это действие, которое Махаммад запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха — сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать — становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего. Наиболее распространенные макрух тахрими совместно с предлагаемыми харамами составляет 320 пунктов (источник).

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

Мужчины — мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы — шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном.

Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц.

И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.

Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями, но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ.

Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.

С 6 — 7 вв. и по сей день концепция шариата — пути к богу через выполнение всех правил Закона — уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

Система Ислама

Ислам — это религия, которую ниспослал Аллах нашему Посланнику Мухаммаду (с.а.с.) с целью упорядочения связи человека со своим Создателем, с самим собой и для упорядочения его связи с другими людьми. К сфере отношений человека со своим Творцом относятся доктрина и поклонения. К области отношений человека с самим собой относятся нравственность, пища и одежда. Сфера отношений человека с другими людьми включает в себя взаимоотношения, а также наказания. Таким образом, Ислам является мабдой для всех сторон жизни человека. Ислам не является духовной религией, к тому же учение Ислама не имеет никакого отношения к священничеству. Ислам положил конец религиозной автократии. В Исламе вообще не существует таких понятий, как духовенство и миряне. Все, кто принял Ислам, называются мусульманами, и перед религией они все равны. В Исламе нет людей духовных и светских. Духовной стороной в Исламе является то, что всё существующее вокруг нас является творением Создателя, и то, что оно непосредственно связано с системой, которая упорядочена Им. Если человек глубоко посмотрит на Вселенную, человека, жизнь, на то, что вокруг них, и на то, что связано с ними, то он увидит, что всё это несовершенно, бессильно и испытывает нужду. Это решительно указывает на то, что всё перечисленное сотворено Создателем и управляется Его велением. Так же и человек в своей жизни нуждается в системе, которая бы упорядочивала удовлетворение его инстинктов и органических потребностей. Такая система не может исходить со стороны человека в силу его слабости и неспособности объять и осознать все стороны окружающей его жизни. А также понимание человека относительно этой системы является мишенью для противоречий и изменений, что в итоге и даёт противоречивую систему, которая приводит к страданиям и несчастью людей. Следовательно, эта система обязательно должна исходить только от Всевышнего Аллаха. А человеку необходимо обязательно исполнять свои дела в соответствии с системой, исходящей от Аллаха. Если человек будет поступать в соответствии с системой, исходящей от Аллаха, не на той основе, что она — от Аллаха, а на той, что она выгодна, то в таком исполнении поступков не будет духовного аспекта. Чтобы в поступках человека присутствовал духовный аспект, необходимо, чтобы человек свои жизненные поступки организовывал и осуществлял лишь по запретам и приказам Аллаха на основе осознания своей связи с Ним. Другими словами, необходимо понимание человеком своей связи с Аллахом, и в соответствии с пониманием этой связи он должен совершать свои поступки согласно законам Аллаха, чтобы при совершении человеком своих поступков было присутствие духа. Дух — это осознание человеком своей связи с Аллахом. Смысл «соединения духа с материей» заключается в присутствии осознания связи с Аллахом при совершении поступка, в результате чего поступок совершается человеком в соответствии с законами Аллаха согласно пониманию им этой связи с Ним. Поступок человека — это материя, а осознание им своей связи с Аллахом при выполнении действия — это дух. Таким образом, выполнение поступка в соответствии с приказами и запретами Аллаха согласно осознанию связи с Ним является единением материи с духом. Отсюда следует, что если немусульманин совершает свои поступки в соответствии с предписаниями Шариата, исходящими из Корана и Сунны, то исполнение им своих действий не будет сопровождаться наличием духа и не будет происходить единения материи с духом, поскольку он не уверовал в Ислам и не осознал своей связи с Аллахом. Получается, что он совершает свои дела в соответствии с предписаниями Шариата только из-за того, что вполне доволен и удовлетворён исламской системой. А вот мусульманин полностью противоположен ему. Свои действия он связывает с приказами и запретами Аллаха, основываясь на осознании своей связи с Ним. Его целью при совершении своих действий в соответствии с предписаниями Аллаха является достижение довольства Аллаха, а не только лишь получение пользы от применения этой системы. А поэтому необходимо, чтобы во всех окружающих вещах ясно осознавалась духовная сторона и присутствовал дух при выполнении поступков. Важно ясно, чётко и постоянно понимать, что духовная сторона вещей — это то, что они сотворены Создателем, который создал их, то есть — это связь творений с Творцом, и понимать то, что дух — это осознание этой связи, то есть осознание человеком своей связи с Всевышним Аллахом. Это и является смыслом слов «духовная сторона» и «дух». И это — единственно правильное понятие, а все другие понятия, несомненно, являются ошибочными. Глубокий и озаряющий взгляд на Вселенную, человека и жизнь привёл к истинным результатам и привёл к этому правильному понятию.

Некоторые религии утверждают, что Вселенная состоит из осязаемого и неосязаемого и что у человека имеется как духовное возвышение, так и влечение плотского удовлетворения. Они считают, что жизнь делится на материальную и духовную сферу и что осязаемый материальный мир всегда находится в противоречии с неосязаемым миром; и что духовное возвышение противостоит влечению плотского удовлетворения и не соединяется с ним, а также что материя отделена от духа. Таким образом, согласно их пониманию, эти две сферы отделены друг от друга, и они считают, что это противоречие заложено в сущность их природы и что их слияние невозможно. Они полагают, что противоположность этих сфер приводит к тому, что усиление одной из этих сфер неизбежно приводит к ослаблению другой. Вследствие этого они считают, что тот, кто желает последующей жизни, должен будет отдавать предпочтение духовной сфере. Из этого понятия в христианстве возникли две власти: власть духовенства и светская власть, из чего и возникло правило: «Кесарю — кесарево, а Богу — богово». Представители духовной власти, то есть духовенство, со своими священнослужителями стремились установить своё доминирование над светской властью с целью утверждения в жизни духовной власти. В результате этого возникла борьба между светской и духовной властями, которая разрешилась тем, что духовенству было отдано самостоятельное руководство духовной властью при условии, что оно не будет вмешиваться в дела светских властей. Таким образом, произошло отделение религии от жизни, поскольку эта религия является священнической. Это отделение религии от жизни является акъыдой капиталистической идеологии и основой западной культуры; оно является идейным руководством, которое западный империализм распространяет по всему миру. Акъыда отделения религии от жизни является фундаментом западного просвещения, основываясь на котором западный империализм пытается пошатнуть веру мусульман в Ислам, всесторонне сравнивая Ислам с христианством. Таким образом, все, кто выступает с призывом «отделения религии от жизни» или отделения религии от государства и политики, являются сторонниками западного идейного руководства и направляются с его стороны. Делают ли они это с хорошим намерением или с плохим — все они являются прислужниками империализма, являясь при этом либо невеждами в делах Ислама, либо его прямыми врагами.

Согласно Исламу, всё, что человек осязает, является материей, а духовной стороной является то, что всё это создано Творцом. Дух же — это осознание человеком своей связи с Аллахом. Вследствие этого духовная сторона не отделяется от материальной так же, как и не бывает у человека духовных чаяний и плотских желаний. То, что ясно наблюдается — это наличие у человека инстинктов и органических потребностей, которые должны находить удовлетворение. Одним из таких инстинктов является инстинкт поклонения, представляющий собой потребность человека во Всемогущем Создателе. Это исходит от природной несовершенности человека. Удовлетворение этих инстинктов не называется ни духовным, ни материальным аспектом, а называется лишь только удовлетворением. Если эти инстинкты и органические потребности удовлетворяются в соответствии с системой, исходящей от Аллаха, основываясь при этом на осознании связи с Аллахом, то такое удовлетворение является движимым посредством духа. Если же они удовлетворяются беспорядочно или в соответствии с системой, исходящей не от Аллаха, то такое удовлетворение является чисто материальным, которое приносит людям несчастье и страдание. Например, если инстинкт продолжения рода удовлетворяется беспорядочно или в соответствии с системой, исходящей не от Аллаха, то это приводит к страданиям и несчастью. Если же удовлетворение этого инстинкта происходит посредством женитьбы в соответствии с законами Ислама, то такое удовлетворение, безусловно, даёт успокоение. Так же, когда инстинкт поклонения удовлетворяется беспорядочно или в соответствии с системой, исходящей не от Аллаха, подобно поклонению идолам или поклонению людям, то это будет многобожием и неверием. Когда же это удовлетворение происходит в соответствии с законами Ислама, то такое удовлетворение считается поклонением (ибадат). И поэтому необходимо, чтобы обращалось внимание на духовную сторону в вещах и чтобы все поступки совершались в соответствии с приказами и запретами Аллаха, основываясь при этом на осознании человеком своей связи с Аллахом, то есть они должны выполняться с наличием духа. Вследствие этого в одном действии нет двух вещей, а есть только одна вещь — это действие. Определение того, что оно является чисто материальным или выполняется посредством духа, не исходит от самого действия. Такое определение исходит от того, выполняется ли это действие по законам Ислама или нет. Например, когда мусульманин убивает своего врага на войне, то это его действие расценивается как джихад, и за него он получает вознаграждение, поскольку это его действие направляется законами Ислама. А вот убийство мусульманином невинного человека (мусульманина или кяфира) без права расценивается как преступление, за которое ему полагается наказание, поскольку это его действие противоречит законам Аллаха. Оба эти поступка представляют собой одно и то же действие, то есть убийство, которое исходит от человека. Однако в первом случае поступок считается поклонением, ибо он выполняется на основе духа. Второй же поступок считается преступлением, ибо он не выполняется на основе духа. И поэтому мусульманин обязательно должен совершать свои действия на основе духа. Объединение материи с духом не только является возможным, но является и обязательным. Запрещается отделять материю от духа, то есть нельзя при исполнении действий отклоняться от предписаний Шариата, основываясь на осознании своей связи с Аллахом. В соответствии с этим следует устранить всё, что представляет собой отделение духовного аспекта от материального. В Исламе нет духовенства, нет религиозной власти в священническом смысле, как и нет светской власти отдельно от религии. Ислам является религией, в которой государство является её неотъемлемой частью. Государство — это такие же законы Шариата, как, к примеру, законы намаза. Государство является путём претворения в жизнь законов Ислама и путём его распространения. Не должно иметь места в жизни всё то, что даёт повод для восприятия религии как ограниченной духовным значением и отделённой от политики и правления системы. В соответствии с этим должны прекратить своё существование все организации, деятельность которых направлена на контроль над духовными сторонами жизни. Так, должны быть аннулированы управления мечетей, а их функции, согласно Шариату, должны быть переданы государственным учреждениям, ответственным за образование. Также следует ликвидировать существование шариатских и светских судов и вместо этого образовать одно единое государственное судопроизводство, деятельность которого будет осуществляться только в соответствии с законами Ислама, ибо власть Ислама — это одна единая власть.

Ислам — это акъыда и системы. Акъыда Ислама представляет собой веру в Аллаха, Его ангелов, Его книги, пророков, Судный День и в то, что къада и къадар, хорошие и плохие, исходят от Всевышнего Аллаха. Ислам построил свою акъыду на разуме в том, что осознаётся разумом, как, например, вера в Аллаха, пророчество Мухаммада (с.а.с.) и Благородный Коран. Ислам построил свою доктрину на вере в невидимое, то есть в то, что разум не может познать: Судный День, ангелов, Ад и Рай, — построил её на их полном признании с условием, что их источник доказан разумом, то есть является Благородным Кораном и хадисом мутаватир. Ислам рассматривает разум как условие для возложения предписаний Шариата.

Системы — это свод законов Шариата, который упорядочивает все дела человека. Исламская система имеет предписания для всех сторон жизни, но они имеются в общей форме и в общем смысле. Из этих предписаний, имеющих общую форму и смысл, при практическом их применении выводятся подробные решения. В Благородном Коране и хадисах имеются общие формы, то есть имеются общие значения для решения проблем человека. И уже из этих общих значений муджтахиды выводят частные решения на конкретные проблемы, которые появляются во все времена и на всех территориях.

Ислам обладает лишь одним методом для решения проблем: он призывает муджтахидов изучить появившуюся проблему, чтобы понять её, а затем, изучив соответствующие тексты Шариата, которые касаются этой проблемы, вынести из них решение этой проблемы, то есть вывести закон Шариата на данный вопрос из шариатских доказательств. Муджтахид делает свой вывод по данному вопросу лишь на основании доказательств Шариата, абсолютно не используя другие методы. Когда муджтахид рассматривает какой-либо вопрос, то он изучает его только как человеческую проблему. При этом он не принимает во внимание эту проблему как экономическую, или социальную, или как проблему, касающуюся правления, и так далее. Любой вопрос рассматривается как проблема, на которую необходимо дать шариатское решение, чтобы знать о предписании Аллаха о поводу данной проблемы.

≡ 7 Март 2020
А А А

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

IX век.

Идеи

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.

Идеи

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов — VIII век, джарудитов — IX век.

Хуситы — движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Йемен

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.

Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы — современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов — Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Ибадиты

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман.

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

VII век.

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

XI век.

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие — смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

X век.

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

IX век.

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Такфириты

Что обозначает название

Такфир – обвинение в неверии.

Когда возникло

Преимущественно современное течение, XX век.

Идеи и обычаи

Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.

Кораниты

Когда возникло

Впервые подобные идеи были высказаны в IX веке, однако современное течение получило распространение в XX веке.

Идеи и обычаи

Отвергают авторитет хадисов и сунны и опираются только на Коран. Женщины могут становиться имамами, им необязательно носить хиджаб, а мужчинам необязательно носить бороду. Многоженство допускается лишь при усыновлении сирот. Паломничество в Мекку и обрезание необязательны.

Матуридиты

Суннитская школа религиозной мысли.

Что обозначает название

По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.

Когда возникло

X век

Идеи

Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.

Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.

Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма.
Правовые школы ислама

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

VIII век

Страны

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Маликитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Малика ибн Анаса

Когда возникло

VIII век

Страны

Страны Северной Африки, Кувейт

Положения

Источники религиозного права — Коран (очевидные и недвусмысленные стихи), сунна, «деяния мединцев» (традиции Медины), фетвы (правовые решения) сподвижников, суждения по аналогии, предпочтительное решение проблемы при неясности в Откровении.

Шафиитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова аш-Шафии

Когда возникло

IX век

Страны

Положения

Источники религиозного права — Коран и сунна (предпочтение Корану, явные и ясные смыслы), высказывания сподвижников пророка, не опровергнутые другими, их общее мнение, суждения по аналогии

Ханбалитский мазхаб

Что обозначает название

По имени мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханбаля

Когда возникло

IX век

Страны

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, фетвы и мнения сподвижников пророка, иджма (общее мнение богословов и правоведов), истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств). Признает открытыми исследования по религиозно-философским вопросам.

Джафаритский мазхаб

Единственный шиитский мазхаб, в отличие от предыдущих суннитских

Что обозначает название

По основателю — имаму Джафару ибн Мухаммаду ас-Садику

Когда возникло

VIII век

Страны

Шииты Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана.

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, иджма (единодушное мнение авторитетных духовных лиц) и акл («разум»). Признают самые первые хадисы сподвижников Мухаммеда, принцип «благоразумного скрывания веры» и временный брак.

Метки: ваххабиты • вера • интересно • ислам • определения • различия • салафиты • суниты • течения • шииты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *