Скандинавская религия и мифология

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии от славянского представления о мироустройстве говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

  • Мидгард;
  • Асгард;
  • Ванахейм;
  • Утгард;
  • Йотунхейм;
  • Льесальвхейм;
  • Муспельхейм;
  • Свартальвхейм;
  • Нифльхейм;
  • Хельхейм.

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

Мидгард

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми — Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст — мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы — высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина — Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

Ванахейм

В Ванахейме обитают ваны — род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Утгард

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Йотунхейм

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции — Тримхейм.
  • Гастропнир — дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Льесальвхейм

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

Муспельхейм

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Свартальвхейм

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют тёмные альвы или гномы. Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Нифльхейм

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

Хельхейм

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • асы;
  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена — прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога — два ворона Мунин и Хугин, а также два волка — Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны — отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал в создании рун.

Фригг

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Тор

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор — бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир — так называемый молот Тора. Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Тюр

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Браги

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги — один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Хеймдалль

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Имд;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль — это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Хёд

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Видар

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Вали

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет — отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бальдр

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети — бог правосудия и справедливости.

Улль

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Форсети

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Локи

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи — сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель — богиня царства мёртвых;
  • Фенрир — огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Вар

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Эйр

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Хермод

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Андхримнир

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Гна

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Магни

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Сиф

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Сьёфн

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Глин

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Нанна

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов — Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён — прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд — одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы — в Ванахейме.

Ваны — боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейя;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Фрейя

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;
  • Сюр.

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

Турсы

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны — первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов — ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны — жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны — менее известные виды турсов.

Норны

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд — самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди — взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд — самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы

Альвы или же эльфы — бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир — магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок — младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Аудумла

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Гарм

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм — результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Гутгин

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

  • маленький рост;
  • вид старика с длинной бородой;
  • заострённые уши;
  • небольшие клыки;
  • одежда из лоскутьев.

Ёрмунганд

Одним из детей бога Локи и великанши является гигантский змей Ёрмунганд. Один бросил змея в море, где тот вырос до таких размеров, что смог обвить своим телом весь человеческий мир — Мидград.

Нидхёгг

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Рататоск

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

Хримфакси и Скимфакси

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси — тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды — злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин — «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

В скандинавской мифологии мироздание представлено в виде огромного древа жизни Иггдрасиль, на ветках которого находится девять различных миров. В этих мирах живут боги асы, ваны, альвы, люди, великаны и необычные мифические существа. Существа древней скандинавской мифологии и божественный пантеон норвежцев отличается разнообразием и включает в себя большое количество самых разных богов. В северных мифах также представлено большое количество существ, играющих как положительную, так и отрицательную роль.

Book: Скандинавская мифология. Энциклопедия

МИФОЛОГИЯ ВИКИНГОВ: героический Север и его предания

Всякая мифология — плоть от плоти народа, ее создавшего. В ней, как в зеркале, отражаются характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит и лелеет, — и антиценности, им порицаемые и отрицаемые; также мифология, точнее, самый ее дух, находится в непосредственной связи со средой обитания народа-мифотворца. И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы разных народов, обнаруживая в последних упомянутые выше соответствия и противопоставления. Особенно богатый материал для сопоставлений подобного рода дает Европа — по причине своей компактности в сравнении с другими материками. Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья, — тем суровее становится дух мифологии, тем жесточе делаются боги, кровопролитнее битвы, трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это «нарастание драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера — в мифологии скандинавов.

Как писал А.Я. Гуревич в предисловии к русскому изданию «Старшей Эдды» в «Библиотеке всемирной литературы», «образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими состоящим из резко противопоставленных друг другу сфер…» Достаточно сравнить картину скандинавского мифологического мироздания с аналогичной картиной, допустим, мифологии греческой, чтобы почувствовать разницу в мировосприятии народов: студеное безлюдье с редкими хуторами у скандинавов — и напоенные солнцем, плодородные, густо заселенные земли у греков. «Несовпадение менталитетов» столь очевидно, что поневоле усомнишься в правомерности отнесения и греческой, и скандинавской мифологических систем к общей индоевропейской мифопоэтиче- ской традиции.

* * *

Первые упоминания о Скандинавии в истории Европы относятся к античности. Древнегреческие моряки рассказывали о плаваниях на север к Фуле Крайней — вероятнее всего, под Фулой подразумевалась западная часть Норвегии или Исландия. Для греков Фула означала предел познанного (и познаваемого) мира; она служила границей Ойкумены. На Фуле, верили греки, обитали загадочные и благословенные богами гипербореи, у которых, бывало, гостил Аполлон.

При этом Фула, несмотря на окружавший самый остров и его жителей ореол богоизбранности, была для греков варварской землей, подобной Фракии на востоке, Персии на юге или Иберии на западе. Более того, она находилась в «студеном поясе», в котором, как учил Аристотель, обыкновенные люди жить не могут — слишком уж холодно. И это обстоятельство изрядно умерило интерес греков к новооткрытой территории: остров нанесли на карту — и тем ограничились: повторить маршрут Пифея, обогнувшего Галлию и Британию и добравшегося до Фулы, охотников не нашлось. Постепенно Фула словно бы «выпала» из Ойкумены — как выяснилось впоследствии, на добрый десяток столетий.

Скандинавия в IX–XI вв.

Возвращение скандинавов в мировую историю получилось весьма впечатляющим. Северные варвары привели в трепет всю Европу. Начав с покорения ближайших соседей — фризов и саксов, принадлежавших к германским племенам, — норманны, то есть «северные люди», как стали называть скандинавов, ни много ни мало изменили «вектор цивилизации»: до той поры этот вектор был ориентирован с Юга на Север, а с началом викингских походов стал разворачиваться в обратную сторону. Юг нес на Север утонченность культуры, многочисленные технические достижения и религию Белого Бога; Север же, выплеснув на Юг всю свою «периферийную пассионарность», коренным образом изменил этническую карту Европы, наладил морские коммуникации с опорой на Балтику и Северное море — и утвердил на пространстве от Тронхейма до Таррагоны и от Новгорода до Нормандии свой кодекс чести и свою веру, каковая в значительно более поздние времена стала именоваться «мифологией викингов».

«Скандинавские мифы увлекательны сами по себе. Мы не устаем поражаться фантазии древних людей, создавших эти бесконечно разнообразные, одновременно мудрые и наивные, рассказы о богах, великанах и множестве других обитателей мифологического мира. Но если мы попытаемся немного глубже вникнуть в то, что же такое эти мифы, дошедшие до нас из песней «Старшей Эдды» и из пересказов Снорри Стурлусона в его «Эдде» («Младшая Эдда»), мы поневоле задумаемся. Ведь обе «Эдды» — памятники середины XIII века, между тем как Исландия была крещена в 1000 году, т. е. за два с половиной века до этого. Правда, общепризнанно, что мифологические песни восходят к глубочайшей языческой древности. Однако что это значит — «восходят»? Может быть, они сберегались памятливыми исландцами просто как «обломок древней правды», из почтения к предкам и ради их поэтичности? Или, может быть, это просто литературная вариация на мифологические темы, дальний отголосок древних верований? Оба этих предположения не раз высказывались учеными. И все же, как ни невероятным это может показаться, миф не умер в Исландии. Спустя долгие века после принятия христианства исландцы каким-то образом сохранили веру в «старых богов» и реальность мифологического мира».

Среди викингов были и даны (предки современных датчан), и свеи (предки шведов), и норги (предки норвежцев), а также саксы, англы, юты и представители других скандинавских и германских племен, и везде, где высаживались на берег со своих драккаров, где устраивали стоянки и основывали поселения, они возводили «языческие капища поганым идолам». Однако лишь Исландия, заселенная норвежцами около 970 года, смогла сохранить до наших дней, хотя бы фрагментарно, мифологию древних скандинавов.

Вероятно, этому в значительной степени способствовало географическое положение Исландии — острова «на отшибе» северной Европы. Если на материке боги викингов были вынуждены существовать бок о бок с богами других народов (не говоря уже о Белом Боге христиан, чье триумфальное шествие по Европе завершилось к X–XI столетию), то на острове этим богам было привольно и вольготно. Даже христианство оказалось не в состоянии изгнать языческих богов из Исландии, подтверждением чему — современный официальный статус нового языческого культа Асатру как равноправной с христианством религии.

Исландия в X в.

Впрочем, подобное «двоеверие», когда древние боги мирно уживались в сознании с «богом иудеев», было характерно не только для Исландии, но и для Скандинавии в целом. Если в других землях правители, принимая крещение и утверждая христианскую веру среди своих подданных, отвергали древних богов и все, что было с ними связано, скандинавские конунги, насаждавшие христианство огнем и мечом, одновременно продолжали верить в Одина, асов и ванов. Характерный пример такого двоеверия — эпизод из «Саги об Олаве сыне Трюггви». Этот норвежский конунг столь ревностно утверждал новую веру, что его именем пугали детей, а исландцы, наслышанные о зверствах Олава в Норвегии, благоразумно решили принять христианство сами, пока Олав не добрался и до них. Тем не менее и поборник новой веры Олав сохранял почтение к прежним богам. Сага гласит:

«Рассказывают, что, когда Олав конунг гостил в Эгвальдснесе, однажды вечером туда пришел какой-то человек, старый и очень красноречивый. У него была шляпа с широкими полями и только один глаз. Он умел рассказывать обо всех странах. Он завел разговор с конунгом. Конунгу очень понравились его речи. Конунг спрашивал его о многих вещах, и гость всегда умел ответить на его вопросы, так что конунг засиделся с ним до позднего вечера. Вот спрашивает конунг, не знает ли тот, кто такой был Эгвальд, по которому названы мыс и усадьба. Гость отвечает, что Эгвальд был очень воинственный конунг и поклонялся всего больше одной корове, которую брал с собой, куда бы ни ходил в поход. Он считал полезным всегда пить ее молоко. Эгвальд конунг бился с конунгом, которого звали Варин. В этой битве Эгвальд конунг пал. Он был погребен здесь, недалеко от усадьбы, и ему было поставлено два камня, которые и сейчас стоят. А в другом месте недалеко отсюда была погребена та корова. Такие вещи рассказывал гость и многое другое о конунгах и древних событиях.

Так как была уже поздняя ночь, епископ напомнил конунгу, что пора ложиться спать. Конунг так и сделал. Но когда он разделся и лег в постель, гость сел на ступеньку у его ложа и еще долго разговаривал с конунгом. Конунгу все хотелось услышать еще что-нибудь. Тогда епископ сказал конунгу, что пора уже спать. И конунг заснул, а гость ушел.

Некоторое время спустя конунг проснулся и спросил, где гость, и велел позвать его. Но гостя нигде не нашли. На следующее утро конунг велит позвать повара и того, кто готовил питье, и спрашивает их, не приходил ли к ним какой-нибудь незнакомец. Те говорят, что, когда они собирались стряпать, подошел к ним какой-то человек и сказал, что больно плохое мясо варят они к конунгову столу. Затем он дал им два больших и жирных куска говядины, и они сварили их вместе с другим мясом. Тогда конунг велел все это варево выбросить.

— Наверное, это был не человек, — сказал он, — это был, наверное, Один, в которого язычники долго верили. Но Одину не удастся перехитрить меня».

Показательно, что Олав не отрицает самого существования Оди- на, как подобало бы радетелю христианской веры, он лишь сомневается в искренности слов языческого бога. И эти «двойственные чувства» конунга, обычно безжалостного к врагам и язычникам, разделялись всем населением Скандинавии.

«Мифы создают впечатление, что мифологический мир гораздо больше того, что о нем рассказывается. Он как бы существует сам по себе, живет своей собственной, особенной жизнью, а тексты лишь приоткрывают нам отдельные его участки — отдельные сцены из жизни богов. Сцены эти замечательно разнообразны по тону — в них есть место и лирике, и поучениям, и самому грубому фарсу. При этом они не связаны общим сюжетом и неизвестна даже сама их последовательность. Нельзя сказать, что было раньше — приход Одина к конунгу Гейрреду («Речи Гримнира») или его перебранка с Тором («Песнь о Харбарде»). Для мифов, во всяком случае для громадного их большинства, не существует «до» и «после», но есть только «здесь» и «всегда». Поэтому мифологические события происходят в песнях как бы у нас на глазах, как своего рода представление, сценическое действо. Даже мудрые сведения об устройстве мира становятся частью этого действа, обыгрываются на «эддической сцене». Гримнир не просто в подробностях описывает Асгард и перечисляет его обитателей: всею силой своего духа он стремится перенестись в Асгард, воссоединиться с богами и снова стать самим собою — всемогущим Одином».

Для скандинавской мифологии — в том виде, в каком она дошла до наших дней, — характерно одновременное бытование в двух «измерениях». Первое — то самое существование вне времени, «здесь» и «сейчас», в круге вечного возвращения, как назвал этот мифологический принцип Мирча Элиаде: «Все повторяется до бесконечности и на самом деле под солнцем не случается ничего нового. Но это повторение… придает событиям реальность». Второе «измерение», напротив, наполнено временем; это внутреннее время мифологической системы, определяющее и описывающее ее возникновение, развитие — и гибель; вся мифология скандинавов, все действия богов и героев подчинены единому, разворачивающемуся во внутреннем мифологическом времени эсхатологическому сюжету о гибели мироздания в языках пламени (или, по другой версии мифа, во вселенской стуже). И эта «предустановленная эсхатологичность» проводит четкую разграничительную черту между скандинавской мифологией и другими индоевропейскими мифологическими системами. Эта «мифическая идеология» уникальна, и вряд ли будет преувеличением сказать, что в ней в полной мере отразилось мироощущение жителей европейской периферии, обитателей сурового Севера, где природа «грандиозна, как в первый день творения» (М.И. Стеблин-Каменский), где отсутствует даже погода в привычном понимании: «Погода здесь — не состояние атмосферы, а события, непредсказуемо и по несколько раз на дню меняющие картину земли и неба. Уцелеть. и дать начало новому народу можно было, только одушевив стихийную жизнь этой земли культурой».

Это мироощущение замечательно уловил Иван Бунин:

Он на запад глядит — солнце к морю спускается, Светит по морю красным огнем.

Он застыл на скале — ветхий плащ развевается

От холодного ветра на нем.

Опираясь на меч, он глядит на багровую

Чешую беспредельных зыбей.

Но не видит он волн — только думу суровую

Означают изгибы бровей.

Древен мир. Он древней.

Плащ Одина как вретище.

Ржа веков — на железном мече.

Черный ворон Хугин, скорбной памяти детище,

У него на плече.

Как уже упоминалось, основные сведения по скандинавской мифологии сохранились в записях XIII века — стихотворной «Старшей Эдде», содержащей песни о богах и героях, и прозаической «Младшей Эдде», учебнике скальдического искусства, составленном знаменитым исландцем Снорри Стурлусоном. Отдельные мифы реконструируются по позднейшим сагам — например, по «Саге о Вельсунгах» или по «Саге об Инглингах». Мифологические мотивы обыгрываются и в поэзии скальдов — прежде всего в так называемых «кеннингах», то есть скальдических метафорах, часто содержащих аллюзии и отсылки к эпизодам мифов. «Рационализированные», сведенные с небес на землю мифы приводит в своем сочинении «О деяниях датчан» датский хронист Саксон Грамматик.

Христианизация Скандинавии привела в том числе и к забвению мифов, записи которых прозябали невостребованными в монастырских библиотеках, — мифов, но не веры, бытовавшей в сельской глубинке на протяжении столетий, несмотря на все усилия христианских священников. Лишь с началом «ученого ренессанса» в северной Европе, пришедшегося на XVI–XVII века, мифы скандинавов были открыты заново и вернулись в европейский культурный контекст. Романтическое движение с его неиссякаемым интересом ко всему «народному» превратило мифы из предмета изучения филологов в достояние широкой публики. «Как и во многих других областях духовной жизни, в изучении мифа романтизм открыл новую страницу. И как во многих других областях, в изучении мифа до сих пор разрабатывается многое из того, что начали разрабатывать романтики. Сущность романтического открытия мифа заключалась в том, что несостоятельность всех старых толкований мифов вдруг стала очевидной. Мифы были осознаны как Правда (с большой буквы) и как создание Народа (тоже с большой буквы) и в силу этого стали объектом восхищения и поклонения».

Век двадцатый стал эпохой подлинного возрождения скандинавской мифологии — как культурного, так и практического. Новое язычество, буквально захлестнувшее Европу и Северную Америку, «восстановило в правах» древнюю веру, придав ей официальный статус, а в художественной литературе сложилось целое направление, получившее название «нордической фэнтези» и опирающееся на сюжеты мифологии скандинавов (аналогичная ситуация наблюдается и с мифологией кельтской). Иными словами, скандинавские мифы вновь обрели «плоть и кровь», поэтому, как нам представляется, книга, посвященная скандинавской мифологии, вправе рассчитывать на благосклонное внимание публики.

Кирилл Королев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *