Сказки про мораль

Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по нравственно-этическому воспитанию

Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

♦ Куда и зачем шла старушка?

♦ Как помогало ей Добро?

♦ Как Зло старалось навредить старушке?

♦ Удалось ли это Злу?

♦ Как вы думаете, почему победило Добро?

Как солдат Страх победил

Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»

А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.

Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.

Посмотрел Страх вниз и видит: по лесу бабы с ребятишками ходят, грибы собирают. У всех в руках корзинки да туески. Не понравилось это Страху: «Покоя нет никакого! Напугаю-ка я их, они от страха разбегутся». Стал он громко ухать, протяжно завывать, свистеть, будто Соловей-разбойник, шишками кидаться, ветками шуршать.

Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.

— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.

С той поры крестьяне боялись в этот лес ходить, грибы-ягоды собирать.

Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.

Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.

Сели за стол, а жена и говорит:

— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.

— Отчего же у вас ничего не стало? — спрашивает солдат жену. — Или в нашем лесу больше ни орехи, ни грибы не растут?

— В лесу-то они растут. Да нечистая сила там поселилась, вот мы и боимся в лес по грибы-ягоды ходить.

А солдат тот храбрец был. Он и говорит:

— Не горюйте! Я нечистую силу из леса быстро прогоню. Будут у нас снова и ягоды, и грибы.

Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.

Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»

Зашуршал он травой у самых ног солдата, зашипел, словно ядовитая змея-гадюка, того и гляди кинется и ужалит. Но солдат не испугался, выхватил палку-шашку, раз-два-три, и разрубил гадюку на мелкие кусочки. Потом присел на корточки, пригляделся получше и видит: никакой гадюки-то и нет вовсе. Сухие веточки да сучки порубленные на земле валяются. Рассмеялся солдат. Верно ведь говорят: «У страха глаза велики!»

Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».

Долго солдат по лесу бродил, целый мешок орехов собрал да корзину грибов. Стало смеркаться. Солдат развел костерок, нанизал на прут грибочки-рыжики, посолил их, на огне обжарил. Когда грибы зарумянились, достал он из походного ранца краюху ржаного хлеба, луковицу и принялся за еду.

Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.

Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:

— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?

— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.

— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!

Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.

Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:

— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.

Делать нечего! Ушел Страх из леса навсегда, а люди снова стали в лесу грибы-ягоды собирать.

♦ Почему Страху нравилось пугать людей?

♦ Где поселился Страх?

♦ Почему люди перестали ходить в лес?

♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?

♦ Кто смог победить Страх?

♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?

Жадная обезьянка

Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.

Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.

Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.

«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.

Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.

Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.

Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.

Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.

Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.

— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!

Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.

Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:

— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?

— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.

Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.

Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из

стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.

Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.

Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.

— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.

— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.

Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.

«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».

Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.

Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.

Но все-таки у нашей сказки хороший конец.

Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!

Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!

♦ Кого увидел крестьянин, возвращаясь с рисового поля?

♦ Почему об его удивительной встрече узнала вся деревня?

♦ Что приказал царь?

♦ Что помогло крестьянину поймать обезьянку-принцессу?

♦ Почему говорят: «Жадность до добра не доведет»?

♦ Припомните сказки, в которых осуждается жадность.

♦ Расскажите сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке».

Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Сказка о Коломне

Горький «Воробьишко»

Одоевский «Мороз Иванович»

Даль «Старик-годовик»

Бианки «Как муравьишка домой спешил»

1. Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»

Чуть позже в мышеловку попалась змея — и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!

Мораль: Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове

2. Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.
Маленький кролик увидел орла и спросил:
— «А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?»
— «Конечно, почему нет», — ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.

Мораль истории: чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.

3. На ферме заболел конь.
Ветеринар:
— Если утром он не встанет, я его усыплю.
Утром конь не встал. Рядом лежал баран:
— Ну давай вставай или ты умрёшь!
Конь встал.
Фермер:
— Это чудо! Это надо отпраздновать! По такому случаю мы зарежем барана!

Мораль: Никогда не лезьте не в своё дело (но не забывайте об истории с мышеловкой).

4. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

5. Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
— Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
— Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.

Мораль: только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.

6. Голая жена

Мужчина пошел в душ, как только оттуда выбралась его жена. Неожиданно от входной двери прозвучал звонок, и распаренная женщина, завернувшись в полотенце, пошла взглянуть, кого там принесло. На пороге оказался сосед Боб. Прежде чем дама произнесла хоть слово, Бобби воскликнул: «Если ты сбросишь это полотенце – я дам тебе 800 баксов». Немного подумав, женщина решила продемонстрировать соседу свое красивое тело и сделала, что он просил, представ перед ним совершенно обнаженной. Полюбовавшись несколько секунд, сосед отдал 800 долларов и ретировался.

Накинув полотенце вновь, чуть смущенная, но довольная дама вернулась домой. «Кто это был?», — спросил муж. «Наш сосед Боб», отвечала ничего не подозревавшая «стриптизерша». «Отлично! Он не вспоминал случайно о 800 долларах, которые мне должен?», — поинтересовался мужчина.

Мораль истории: не скрывайте важную информацию от людей находящихся с вами «в одной лодке» и тогда вы можете избежать нежелательных последствий. И второе – чудес не бывает и «честных» слишком хороших предложений тоже.

7. Босс и джин

Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».

Мораль истории: Всегда давай шефу высказываться первым.

8. Священник и псалом 129

Направляясь домой, священник увидел на обочине монашку, остановился и предложил ее подвезти. Она согласилась.
Устроившись в автомобиле, женщина закинула ногу на ногу так, что платье приподнялось,
обнажив симпатичные стройные ножки. Во время поездки священник не мог оторвать от ее ног взор,
в результате чего чуть было не попал в аварию. Кое-как справившись с управлением, он как бы невзначай
опустил руку на ногу монашки. Та взглянула на попа и изрекла: «Отец – вы помните псалом 129?».
Священник, смутившись, убрал руку. Через некоторое время похотливый священнослужитель вновь пристроился
к ноге монашки. «Так вы помните псалом 129?», — вновь спросила та. «Я прошу прощения сестра, но плоть так слаба»,
— попытался оправдаться священник, убрал руку и больше до конца поездки не шалил.
Вскоре они прибыли в пункт назначения, монашка выбралась из машины, и кокетливо посмотрев на священника,
направилась по своим делам. Добравшись до церкви, священнослужитель решил все-таки освежить памяти и взглянуть
на этот псалом 129. В нем говорилось: «Иди дальше и ищи, только так ты найдешь славу».

Мораль истории: Если вы недостаточно информированы о своей работе, то можете упустить отличные возможности.

9. Сумасшедший индюк

Разговаривают индюк с буйволом: «Хочу я, значит, забраться на это дерево, да силенок не хватает».
«Не беда, — говорит буйвол. – Вон поклюй моего навоза, там масса полезных веществ, наберешься сил и энергии».
Индюк последовал совету, наклевался какашек и умудрился забраться на нижние ветви дерева.
На следующий день, повторив процесс, напитки энергией, птица запрыгнула уже на середину дерева.
В конце концов, по прошествии четырех суток, изрядно окосевший от навоза индюк умудрился влезть на самую верхушку.
Увидев сумасшедшую птицу на вершине дерева, фермер сбил ее оттуда метким выстрелом из ружья.

Мораль истории: Всяческая дрянь и дрянные поступки могут протолкнуть на самый верх, но там они вас не удержат.

10. Маленькая птичка летела в теплые края, но зима настигла ее. Бедное существо замерзло и упало посреди поля.
Проходившая мимо корова случайно навалила сверху птицы целую кучу навоза.
Находясь под этой кучей, птичка неожиданно обнаружила, что она отогрелась, ей стало тепло и хорошо.
От удовольствия она даже распелась. Проходивший мимо кот услышал щебетание и решил выяснить, откуда оно раздается.
Обнаружив «щебечущую» коровью лепешку, котяра разрыл ее, выдернул оттуда птицу и съел.

Мораль истории:
1. Не каждый, кто наложил на вас кучу — враг.
2. Не каждый, кто достал вас из навоза – друг.
3. Если вы по уши зарыты в какашках, сидите там и держите рот закрытым..

11. Сидит заяц на пеньке, что-то пишет. Бежит мимо лиса.
— Что пишешь, заяц?
— Дипломную работу.
— О чем?
— О том, как зайцы лис едят.
— Да где ты такое видел?
— Пойдем, покажу…
Через некоторое время заяц опять сидит и что-то пишет. Бежит волк.
— Что пишешь, косой?
— Диплом на тему, как зайцы волков едят.
— Ты что, с ума сошел?
— Пойдем со мной…
Далее, заяц пишет, подходит медведь.
— Что пишешь?
— Диплом на тему, как зайцы медведей едят.
— Да где такое видано?
— Пойдем, покажу…
Картина последняя: пещера, гора лисьих, волчьих, медвежьих костей.
В середине, обгладывая кость, лежит огромный лев.

Мораль: важна не тема диплома, важно то, кто твой руководитель!

12. Однажды видимо с просонок,
Попала мышь в пивной бочонок,
И в пиве начала тонуть. «Тону! Спасите кто нибудь!
Я гибну в Жигулевском пиве! О, как же смерть моя проста!
В 100 раз была бы я счастливей, погибнуть в лапах у кота!»
«Ну, что ж» сказал с окна котище.
«Я вытащить могу вас, но вы же превратитесь в пищу?!»
«Спаси скорей!
Иду на дно! В 100 раз милей мне смерть на воле!»
И мышь от смерти в алкоголе, была на счастье спасена.
Но очутившись в страшных лапах,
Дрожа до кончика хвоста,
Пивной распространяя запах, мышь ускользнула от кота!
«Где Ваше слово?! Ваша честь?!
Вы обещали дать вас съесть!»
«Ах, что вы!?» мышка пропищала,
«Я это спьяну обещала!!!»

Мораль стучится прямо в дверь: Нетрезвой женщине не верь!!!

13. В одном японском поселке жил старый мудрый самурай. Однажды, к нему подошел молодой боец,
известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация:
он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, с
овершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами.
Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец
убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств.

Мораль — До тех пор, пока ты не примешь оскорбления на свой счет, они принадлежат тому, кто их произнес.

«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — эти строки Александра Пушкина от частого повторения, да и в силу чудовищного, всеподавляющего авторитета «нашего всего» воспринимаются как истина в последней инстанции. Дескать, всё, что в сказке говорится, действительности не соответствует, а правду полагается искать между строк.

Хотя, если как следует разобраться, то гораздо точнее ситуацию со сказками описывает чудесное стихотворение советского поэта и археолога Валентина Берестова, которое использовали в мультфильме про Домовёнка Кузю:

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка — сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

Дело в том, что искать в иных сказках скрытый подтекст и тайный смысл — занятие заведомо бестолковое. Их мораль бьёт сразу, прямой наводкой, наповал. Кстати, надо признать, что мораль эта не всегда соответствует общепринятой в современном социуме. И часто она далека от христианских идеалов. Принято считать, что в сказках добро всегда побеждает зло. Это верно, но лишь по той причине, что сказочники тех времён следовали железной логике: кто победил, тот и добро. Совести, жалости и прочей ерунде не было места в том жестоком мире. Секс, насилие, каннибализм. «Чудеса» сказок братьев Гримм Подробнее

Кот в сапогах

Пересказывать знакомую всем с детства сказку смысла, наверное, не имеет. Её главный герой — не апатичный младший сын мельника, а кот, который за него устраивает все его дела. И вызывает закономерное восхищение. Людоед же, напротив, кажется прямо-таки олицетворением зла и мрака.

Хотя как раз он ничего плохого в сказке не делает. Более того, он свято чтит законы гостеприимства, угощает кота в своём жилище, развлекает его беседами и вообще ведёт себя как подобает.

Что делает кот? Во-первых, идёт на прямой подлог, выдавая своего хозяина за аристократа. Во-вторых, угрожает деревенским жителям жестокой расправой, если они вдруг затеют разоблачить его ложь. Ну и, наконец, вероломно попирает законы гостеприимства: воспользовавшись моментом, цинично убивает хозяина дома, который ничего плохого ему не сделал.

На чьей стороне симпатии читателя? Конечно, на стороне кота, ведь он такой ловкий! Полное соответствие морали некоторых скандинавских саг, где вполне допускалось преступление законов. Наплевать, главное, чтобы герой вёл себя как герой и в конце концов побеждал не силой, так хитростью. Страшно, аж жуть. Оригиналы известных сказок Подробнее

Король Дроздобород

Не в меру спесивая принцесса отвергает королей-женихов одного за другим. Особенно весёлым ей показалось насмехаться над последним, самым достойным и самым красивым. Разъярённый отец даёт обещание выдать её замуж за первого нищего, который постучит в двери дворца.

Конечно, этим нищим оказывается тот самый последний отвергнутый жених. И вот принцесса в рубище, живёт в холодной хибаре, ест впроголодь, вынуждена тяжело работать. Да тут ещё и муж, который то и дело угрожает побить её за недостаточное послушание. Потом, правда, всё становится на свои места и дело заканчивается счастливым браком, но не раньше того, как принцесса преобразится и попросит прощения.

Многим кажется, что мораль сказки в христианском смирении. Нет. Здесь показана правда эффективной мотивации: только голодом, холодом и угрозами можно реально выбить дурь из головы.

Белоснежка

Опять-таки смысла пересказывать сюжет нет никакого, с ним все знакомы и без того. Хотя бы по классической экранизации Уолта Диснея. Впрочем, тем, кто помнит только мультфильм, следует знать, что его финал сильно отличается от книжного. В сказке братьев Гримм Белоснежка приглашает свою мачеху, злую королеву, из-за которой ей пришлось претерпеть столько страданий, на свадьбу. Мачеха является. Там её ловят и заставляют плясать в раскалённых железных башмачках до тех пор, пока она не умрёт.

Мораль вполне соответствует эпохе викингов: «Только раб мстит сразу, а трус — никогда». Ни в коем случае не спускай обид и оскорблений. Учись терпению, стисни зубы, выжидай, а потом наноси удар. Желательно — окончательный, то есть смертельный. «Прощайте врагов ваших и молитесь за гонящих вас»? Нет, не слышали.

Три медведя

Это только в интерпретации Льва Толстого наглая девчонка, явившаяся к медведям, съевшая их еду, сломавшая стульчик медвежонка и завалившаяся спать, остаётся невредимой: «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её».

На самом деле финал далёко не так безоблачен. Медведи являются к себе домой, обнаруживают незваную гостью, разрывают её на части и съедают.

Мораль стиля «лобовой мейнстрим». Детям нечего шляться по чужим домам — раз. А уж если такое случилось, то наглеть не надо — два.

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакт с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

Нравственно воспитанный и зрелый человек не тот, кто знает нормы поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения. Они-то и составляют сердцевину личности, неотвратимо требуя определенного поведения и деятельности в обществе, в коллективе.

Н.А.Добролюбов говорил, что убеждение и знание только тогда и можно считать истинными, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает.

Нравственные чувства всегда несут на себе печать той социальной группы, класса, к которым принадлежит человек.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передача и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопления человечеством, который включает в себя:

— культурные навыки;

-специфические навыки;

-знакомство с традициями, обрядами и правилами;

-социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Показателем социального развития является социальная компетентность – сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими.

Социальное развитие осуществляется двумя путями. Первый путь осуществляется в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и второй в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре, посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Рост национального самосознания граждан, возрастающий интерес к истокам национальной культуры ставит вопрос о важности воспитания ребенка в соответствии с моральными ценностями, этическими нормами своего народа, начиная с раннего детства.

По мнению психологов (Л.С.Выгодской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец, Е.В.Субботский и др.), возраст 6-7 лет является начальным и наиболее сенситивным периодом морального развития; недостаточное внимание к ребенку в этом возрасте пагубно влияет на его моральное становление.

Достижения в физическом развитии, запечатленный первый жизненный опыт позволяют, как считает Р.Штайнер, развивать у ребенка интерес к миру и любовь к нему. Бесконечно разнообразная и яркая эмоциональная жизнь ребенка в этом возрасте предопределяет развитие его мышления. Явления социального мира он первоначально должен воспринимать как художественный образ на материале сказок, легенд, мифов, преданий, саг, басен, биографий выдающихся личностей.

Знакомство с устным народным творчеством является одним из путей решения этой проблемы, так как в играх, в общении с взрослыми, при знакомстве с устным народным творчеством ребенок усваивает целую систему ценностей и идеалов, типичных для данного общества. Система ценностей начинает функционировать с помощью механизмов морального долженствования Моральное долженствование, таким образом, является высшей ценностью общества. Личность, имеющая в своей структуре эту ценность, выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности (О.П.Зубец)

Одним из действенных средств приобщения детей к моральным ценностям своего народа являются мифы, легенды и предания. Издавна в народной педагогике они использовались как средство поучения и наущения детей. Воздействуя на эмоции дошкольника, они ненавязчиво помогают ему понять значение моральных норм и правил общества. Этому способствует такая особенность мифов, легенд и преданий, как сжатость повествования, дающая возможность показать мотивы поступка, сам поступок и его последствия, как для самого героя, так и для других персонажей.

Проживая жизнь героев, ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, который становится для него собственным, личностным, начинает влиять на его поступки. Но для того чтоб облик героя стал, личностно значим для дошкольника и начал влиять на его действия и поступки, необходимо уметь воспринимать их. Непосредственное восприятие устного народного творчества вызывает незначительные изменения в мотивационно-эмоциональной сфере ребенка: отдельные моменты остаются непонятными для него. Поэтому необходимо организовать работу, которая постепенно подготовила бы дошкольника к более глубокому пониманию и прочувствованию нравственного смысла их, оценке поступков персонажей.

Для того чтобы определить, насколько осознанно дети 6-7 лет относятся к моральным нормам общества, в течение 2 лет в группе систематически знакомили детей с мифами, легендами и преданиями не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Для большей эффективности максимально использовали разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры, развлечения, отдельные режимные моменты,

проводили наблюдение за поведением детей. Особое внимание обращалось на то, учитывают ли дошкольники в общении друг с другом общепринятые моральные нормы поведения (оказывают ли помощь нуждающимся, замечают ли состояние другого человека, проявляют ли заботу и т.п.). Кроме того, специально создавались ситуации, побуждающие ребенка сделать выбор между желаемым поступком и необходимым с точки зрения должного поведения.

В целом наблюдение показало, что должным поведение большинства детей становилось только после дисциплинарных указаний взрослого. Анализ поведения детей в специально созданных ситуациях и их ответы на вопросы в ходе бесед позволили нам сделать следующий вывод: дошкольники имеет общее представление о моральных нормах общества, но смысл должного поступка ими не осознается. Использовались задания на основе хакасских мифов, легенд и преданий. В индивидуальных беседах с дошкольниками определялось их отношение к положительным и отрицательным поступкам героев мифов, легенд и преданий, умение мотивировать поведение героев, видеть значимость должного поведения. С этой целью были отобраны эпизоды из знакомых мифов, легенд и преданий, в которых герои совершают неблаговидные поступки. Детям предлагалось дать совет мифологическим героям – как им нужно поступить в этой ситуации – и мотивировать свое предложение.

Ответы и реакции детей на задания показали, что дошкольниками намного легче объяснить необходимость следования нравственным нормам при анализе поступков героев легенд, мифов и преданий, чем поступков, наблюдаемых в реальной жизни. Это объясняется тем, что фольклор обладает важной особенностью – возможностью показать все. Фазы поступка: его мотив, действие и следствие, как самого героя, так и для других персонажей. Верно, оценить поведение героя мифа, легенды и предания помогает детям также яркое описание его переживаний и отношение к нему других персонажей.

Обобщенные результаты, полученные в процессе эксперимента, таковы: большинство детей (62%) относились к моральным нормам формально, испытывали затруднения в объяснении необходимости следовать нравственным принципам, так как не осознавали необходимость должного поступка. Треть детей (31%) объясняли необходимость должного поведения, исходя из эгоцентрических мотивов («как это отразиться на мне самом»). И только небольшая часть дошкольников (7%) показала высокий уровень осознания нравственных норм общества; эти дети понимали смысл должного поступка и объясняли необходимость такого поведения с позиции его значимости для других людей.

Данные наблюдения позволили определить основное направление педагогической работы: приобщение детей к нормам морального долженствования с помощью хакасских мифов, легенд и преданий. Эту работу проводили в три этапа.

На первом этапе необходимо было помочь детям установить взаимосвязь между мотивом поступка сказочного героя, собственно поступком и его следствием. Дошкольникам предлагались ситуации из хорошо знакомых им мифов, легенд и преданий: «Хырых Хаас», «Гора Пуга-Моке». В этих ситуациях были наглядно показаны последствия необдуманного поступка героя.

Мифы, легенды, преданий и ситуации выбирались таким образом, чтобы герои были интересны и девочкам и мальчикам; при этом мальчикам предлагалось для анализа мужские образы, а девочкам – женские. В качестве ведущего метода использовалась проблемная беседа по мифам, легендам и преданиям с включением приема «вхождения в миф», способствовала акцентированию вниманию детей на поступках героев, помогала понять мотив их поведения. Основные вопросы были такие: «Как должен был вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?».

Используемый на данном этапе прием «вхождение в миф» способствовал становлению и активизации собственной позиции ребенка. Перед детьми ставилась задача доказать мифологическому персонажу, как должно поступать в данной ситуации и почему, например, обсуждая с детьми поступок Пуга-Моке, детей спрашивали: «Что бы посоветовал герою, если бы очутился в и мифе? Докажи, что именно так надо поступать. Объясни, почему именно так?».

Ответы дошкольников свидетельствовали о том, что возможность почувствовать себя в роли компетентного советчика никого не оставляла равнодушным. Даже те дети, которые раньше избегали активного участия в беседах по мифам, легендам и преданиям, в такой ситуации стремились разъяснить мифологическому персонажу значение должного поведения.

На втором этапе важно помочь детям понять и оценить поступки героев, совершаемые ими в более сложных и неоднозначных ситуациях. Детям рассказывали не знакомые мифы, легенды и предания и предлагали спрогнозировать поступки героев без опоры на известный сюжет, исключительно с позиции долженствования.

Одним из основных приемов на этом этапе было рассказывание мифов, легенд и преданий с остановками, во время которых детям предлагалось подумать: что будет дальше, как разовьются события мифов, легенд и преданий, каким образом развитие событий связано с поступком героя. Такое прогнозирование мифологической ситуации возможно только на основе понимания взаимосвязи между поступком и его следствием для самого героя, а также для развития сюжета мифа в целом. Дети подводились к пониманию старой истины: прежде чем говорить и действовать, необходимо подумать. К чему это может привести, как обернется этот поступок для самого человека и других людей.

Если на первом этапе дошкольники устанавливали взаимосвязь между поступком и его следствием, опираясь на знание содержания мифов, легенд и преданий, то теперь самостоятельно размышляли о должном поведении мифологических героев. Для этого использовался прием «вхождения в образ», который помогал понять чувства героя, его настроение, переживания тайные помыслы. Это способствовало более глубокому пониманию характеров персонажей и мотивов их поведения.

Например, при обсуждении легенды «Водяной мальчикам предлагали представить себя на месте Сакей-Оола, а девочкам — на месте Хоос Тана и обратить внимание на то, что чувствовали эти герои в самый трагический момент легенды (когда Сакей-Оол оказался в плену у Водяного). Для этого девочкам был задан вопрос: «Если бы ты была на месте Хоос Тана, что бы ты думала о Сакей-Ооле, пока он был в плену у Водяного?». Мальчиков спрашивали: «Если бы ты был на месте Сакей-Оола, что думал бы об Хоос Тана, когда был в неволе?»

Ответы детей показали, что они могут понять состояние героя, почувствовать его настроение, увидеть ситуацию его глазами. Приведем характерные ответы дошкольников: «Если бы я была Хоос Тана, я бы расстроилась, что Сакей-Оола украли, ему же у Водяного плохо, он сидит и думает, как же ему освободиться и у кого искать помощи. Он сам с Водяным не справиться.

(Саша Д.). «Я сидел под замком в царстве Водяного, не хотел у него жить, скучал, ждал помощи, совета» (Карим С.)

Такие обсуждения способствовали осознанию дошкольниками мотивов положительных поступков героев мифов, легенд и преданий. Очень важно было определить, осуществляют ли дети перенос нравственного опыта героя в ситуации реальной жизни. Поэтому дошкольникам задавались вопросы: «Чему может научить тебя мифы, легенды и предания»; «Как легенда может помочь тебе в трудных случаях?». Например, в процессе беседы по мифу «Шестиногая гора» дети пришли к выводу, что всегда нужно слушаться старших, так как в результате непослушания может случиться беда. Дошкольники сами приводили примеры из жизни, подтверждающие необходимость выполнения этой моральной нормы: » Родители говорят не брать спички без спроса. Если не послушаешься, может случиться пожар» (Ваня К.) «Не послушался отца, когда был на речке. Полез в воду и чуть со мной, не случилась беда» (Кирилл Ц.)

Одним из действенных средств в усвоении нравственных норм является творческое обыгрывание мифологических ситуаций, в которых герои совершают должные поступки. На третьем этапе основным методом было разыгрывание сценок из знакомых мифов. «Волшебный сказочник», «Гора Сараасхыр». В игру вводился » герой провокатор», который уговаривал главного персонажа поступить не в соответствии с чувством долга, а ориентируясь на собственное желание. Такая спорная ситуация заставляла ребенка занять активную нравственную позицию. Здесь дошкольник должен был четко определить, как именно он поступит и почему так надо поступать, а игровая ситуация стимулировала его убедительно доказать свой моральный выбор.

Дети с удовольствием обыгрывали предложенные ситуации. Многих дошкольников трудно было ввести заблуждение с провоцирующими речами. Так, например, сценка, в которой должный поступок основывался на понимании того, что родной край в опасности. Дети сумели понять мотивы должного поступка Аба. Дошкольники отвечали: » Я — сильный, я должен ехать, а то с волком Аба не справятся» (Илья Б.).

Постепенно изменялась позиция ребенка в анализе мифологических ситуаций. Сначала дошкольники анализировали поступки героев с точки зрения стороннего наблюдателя. Выступали в роли советчика, рекомендуя персонажу осуществить правильный выбор, потом от своего лица в незнакомой мифологической ситуации мотивировали должный поступок за героя и, наконец, при разыгрывании сценок из мифов, легенд, преданий дети убедительно доказывали «герою провокатору» правильность своего морального выбора.

Контрольный срез для определения результативности используемой методики показал значительное улучшение взаимоотношений между дошкольниками в группе. Дети стали проявлять должное поведение не только в условиях контроля со стороны взрослых, но и самостоятельно. Дошкольники стали, внимательнее относится к взрослым и сверстникам, проявлять сочувствие, заботу. Например, Аня Ш.сама стала помогать убирать игрушки детям младшей группы. Свой поступок девочка объяснила так: «Они бы долго убирались, без меня».

В ходе работы с привлечением фольклорного материала наметилась общая положительная динамика в осознании дошкольниками смысла должного поведения. К концу наблюдения не было выявлено детей, которые бы не понимали значения должного поведения и не умели бы объяснять необходимость должных поступков, тогда как в его начале такие дети составляли 62%. Значительно увеличилось количество дошкольников, находящихся на высоком уровне осознания нравственных норм: с 7% — 54%.

Мифы, легенды и предания оказывают на детей большое влияние. Они хотят быть «хорошими мальчиками», «хорошими девочками» и подражать положительным героям народного эпоса.

Важно отметить, что дети охотнее стали общаться на нравственные темы, обсуждать значение моральных поступков, а также стремились реализовать эти знания в своем поведении. Обсуждение должных поступков мифологических героев и своих собственных повлекло за собой несколько иное отношение и к другим моральным ценностям – доброте, смелости, справедливости, терпимости, уважению к окружающим их людям.

Таким образом, работа с хакасскими мифами, легендами и преданиями способствовало лучшему осознанию дошкольниками смысла должного поведения, а также понимания детьми того, что моральное долженствование является ценностью не только для мифологического героя, но для людей в реальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *