Скиния

  • Скиния Библейский словарь Нюстрема
  • Скиния Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Скиния архим. Никифор (Бажанов)
  • Скиния Завета и Иерусалимский храм Фотовикторина

В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях (Исх. 26:31-32). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых».

Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.

В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов.

Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами — позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две — для скрепления смыкающихся стен (Исх. 26:15-29). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов (Исх. 26:1). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти (Исх. 26:7). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» (Исх. 26:14). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях (Исх. 26:26-37).

Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина — 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах (Исх. 27:18). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница.

Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом (Нав. 18:1), Сихем (Нав. 24:26), Массифа (Суд 20:1), Вефиль (Суд. 20:18).

Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве (1Цар. 21:1-6). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» (1Пар. 16:1). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм.

Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» (Числ. 9:15-17).

Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана.
В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение (Исх. 31:1-11). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30).

Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная Церковь только ожидала явления Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:8-12).
В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество.

Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד‎, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания»)
В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща (Суккот).
Источник НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МОНОТЕИЗМА МОИСЕЯ.
Материалы выступления на Конференции еврейских знаний ЛИМУД, Минск, 13 мая 2016, Левин Б.Х.
(существенно сокращённый и упрощённый вариант готовой к изданию книги)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здесь будет показано, что Моисей основал монотеизм на научном понимания мироздания.
Я рос в атеистической семье, в которой единственной книгой, связанной с Библией, были «Библейские сказания» З. Косидовского. Оттуда я с детства узнал, что бога таки нет, а есть священная история евреев, тщательно записанная в Библии, и весь мир живет, волей неволей изучая эту историю.
Только после 45 лет я начал читать Библию.
1. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Пусковым моментом данного исследования стал этот отрывок:
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал» (Лев. 10, 1 — 3).
Какая же мощная тайная сила удерживала Аарона, старшего брата Моисея от проявления горя по своим сыновьям?
Смерть священников в святилище, говоря современным языком, представляет собой несчастный случай на производстве. Именно из-за его непредусмотренности, вышли наружу некоторые правила поведения в скинии, благодаря чему стало возможным раскрыть ее тайное предназначение.
2. ОГОНЬ ОТ ГОСПОДА
Из всего, что говорится в описании происшествия, важнее всего выяснить, что это за оружие, которым были убиты священники, и которое названо «огонь от Господа». Этот огонь не простой, так как священники были им убиты, а одежда на них не сгорела: «и вынесли их в хитонах их за стан» (Лев. 10, 5). Поэтому рассматривать такие источники огня в скинии, как угли и масляный светильник нет смысла. Тем более, они рукотворные, а не «от Господа».
Что же тогда может быть огнем от Господа, то есть огнем явно не рукотворным, да ещё в скинии? Чтобы не гадать, просто почитаем Библию. И мы найдём не один десяток мест, где без обиняков говорится об огне, исходящем непосредственно от Бога, как о… молнии. Вот наиболее интересные высказывания о молнии как «огне от Господа»:
«И Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле… и был град и огонь между градом» (Исх. 9, 23 — 24);
«Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их» (Иов. 1, 16);
«Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их» (Пс. 17, 8 — 15);

«Глас Господа высекает пламень огня» (Пс. 28, 7).
«Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет» (Пс. 96, 3 — 4).
А молния (линейная, а не шаровая) — это гигантская искра, электрический разряд.
Так это было чудо, или просто электрический заряд в скинии?
И в Библии находим ещё пять описаний огня от Господа, но уже непосредственно связанного с жертвоприношением, скинией и храмом:
«И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук» (Лев. 9, 24). Причем, непосредственно перед этим в скинию заходили Моисей с Аароном. А вот, что об этом же эпизоде жертвоприношения во дворе скинии написал Иосиф Флавий: «На восьмой день… когда же все посвященные Господу Богу приношения были возложены на алтарь, внезапно из-под них само собой вырвалось пламя, подобное сверкающей молнии, и пожрало всё лежащее на жертвеннике» (Иудейские древности, III, 8, 6). Отсюда, во всяком случае, видно, что огонь от Господа подобен молнии.
«И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей» (Числ. 16, 35). Это кульминация восстания Корея против Моисея. Двести пятьдесят восставших, а также Моисей и Аарон, каждый с совками (в синодальном переводе — кадильницы), в которых были угли и благовония, собрались у входа в скинию, чтобы высыпать эту смесь на курительный жертвенник в скинии, Моисей и Аарон отделились от них, и тут же восставшие были поражены. Примечательна реакция народа на огонь от Господа: «на другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона, и говорило: вы умертвили народ Господень» (Числ. 16, 41). То есть народ понимал, что огонь от Господа производят Моисей и Аарон. Тогда «вышел гнев от Господа и началось поражение… И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек… И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того, как поражение прекратилось» (Числ. 16: 46, 49, 50). И ещё: «И сказали сыны Израилевы Моисею: вот, мы умираем, погибаем, все погибаем. Всякий, приближающийся к скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?» (Числ. 17, 12 — 13). А вот, как об этом же написал Иосиф Флавий: «Тогда вдруг появилось такое пламя, какого никогда не зажигала рука человека… Пламя это было так ярко и могуче, что его могло вызвать только веление Господа Бога. Огонь этот бросился на всех двести пятьдесят человек…» (ИД, IV, 3, 4).
«И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18, 38). Это было на горе Кармил с пророком Илией.
«И призвал Господа, и Он услышал его, послав огонь с неба на жертвенник всесожжения» (1 Пар. 21, 26). На этом месте Давид запланировал построить храм, который потом построил Соломон.
«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом» (2 Пар. 1, 7).
Итак, есть веские основания считать огонь от Господа, связанный со скинией, электрическим разрядом. Тогда возникает вопрос: откуда в скинии электрический заряд?
3. ОГОНЬ ЧУЖДЫЙ
Может быть, этот огонь от Господа связан с огнем чуждым? Ведь сказано: «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа».
Однако, первое сомнение в этом порождает то, что, как правильно вносить угли и благовония в скинию, написано только после смерти священников: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелкоистолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть» (Лев. 16, 12 — 13). Причем специально оговорено, что это «говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли…» (Лев. 16, 1). Напомню, священники «взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый», то есть огонь чуждый — это смесь тлеющих углей и благовоний.
Сомнение перерастает в уверенность, что огонь чуждый не имеет прямого отношения к смерти священников, когда читаем про восстание Корея, которое произошло уже после несчастного случая (Числ. 16).
Моисей предложил восставшим: «Возьмите себе кадильницы, и завтра положите в них огня, и всыпьте в них курения пред Господом» (Числ. 16, 6 — 7). Это же он повторил ещё раз (Числ. 16, 17). Так и сделали, но не только восставшие, а и сам Моисей, и Аарон: «И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон» (Числ. 16, 18). И — что же? «И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16, 35). Но Моисей и Аарон остались невредимы, хотя в их руках был точно такой же «огонь чуждый», какой был у их противников. Значит, не в «огне чуждом» причина смерти от «огня от Господа». Восстание Корея было после смерти Надава и Авиуда, но несмотря на знание о якобы смертельной опасности «огня чуждого», Моисей с Аароном почему-то не побоялись идти к скинии с этим огнем.
4. НЕ ПЕЙ ВИНА
Зато далее в тексте Торы можно обнаружить вполне прозрачный намёк на одну очень нам понятную и наиболее распространенную причину любых несчастных случаев на производстве: священники были пьяны!
Сразу после стихов, в которых написано о происшествии в скинии и реакции на него Моисея, «сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…» (Лев. 10, 8 — 10).
Обратим внимание, ведь смерть от огня от Господа напрямую и не обусловлена огнем чуждым — просто дана последовательность: они принесли огонь чуждый, и огонь от Господа сжег их. А вот употребление алкоголя прямо приводит к смерти в скинии: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть».
Но разве священники могли быть пьяны? Вполне — среди жертвоприношений числится и вино. Например, мясные жертвы священники обязаны были проверять на отсутствие порока. А как проверить качество вина? Только отведав его… Ведь нет запрета пить вино вообще, а только — перед посещением скинии. Мало того, священники обязаны были употреблять в пищу часть от жертв: ‘Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью… должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему’ (Втор. 18, 1 — 4). А вина жертвовалось минимум 1 литр каждый день и до 40 литров в праздники.
Но не пьянство само по себе виновато в смерти священников. А только, когда пьяный входит именно в скинию. Вот, как сам Моисей шёл за скрижалями:
«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели и пили. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору, и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию… И был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх. 24).
Как видим, Моисей пил перед тем, как пойти к Богу на гору, и от Господа не вышел огонь и не сжег Моисея. Правда, Моисей не нес чуждый огонь, и не шел в скинию. А ведь прямо написано, что пить вино запрещено только, когда идёшь в скинию: «не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания».
5. СКИНИЯ
Итак, всё большее подозрение падает на саму скинию.
Чтобы разобраться, почему именно нетрезвому человеку грозит смерть в скинии, надо знать устройство скинии. А оно описано в Торе настолько подробно, что ее можно изготовить хоть сегодня.
Модель скинии, построенная в натуральную величину в долине Тимна, Израиль (http://archive.is/Cawus)
Это сборно-разборное святилище, устроенное по образцу шатров кочевников. Так, ещё до строительства скинии, в которой погибли священники, «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания» (Исх. 33, 7).
Обычный шатер кочевника издревле и до сих пор представляет собой вертикально стоящие ряды деревянных шестов, обтянутые тканью и шкурами, которые натянуты и прикреплены к земле с помощью веревок и кольев. Помещение шатра разделено на две части: в переднюю часть могут заходить все, в том числе, гости; в заднюю — только хозяин шатра.
Скиния представляла собой прямоугольное в плане сооружение с наружными размерами 30 локтей (длина) и 9 локтей (ширина), а высотой 10 локтей, с плоской крышей и входом с одного торца. Локоть (расстояние от локтя до кончика среднего пальца) равняется 44,5 см, то есть примерно полметра.
В интересующей нас скинии вместо вертикальных шестов обычного шатра установлены, как написано в Торе, — брусья. Их ширина 1,5 локтя. Приставленные плотно друг к другу, так сказать, локоть к локтю, они образуют стены скинии. Однако, на самом деле, эти элементы конструкции представляют собой не брусья, а рамы, каждая из которых состоит из двух вертикальных шестов и двух перекладин. Каждый вертикальный шест опирается на подножие из серебра весом 1 талант (30 кг). Если бы это были брусья, то, во-первых, за их плотной стеной не виден был бы рисунок первого покрывала (херувимы), а во-вторых, вес одного бруса при его толщине 0,5 локтя (из справочной литературы) составил бы полтонны, а при толщине в 1 локоть (согласно Талмуду) — тонну, что нереально для переноски таких брусьев вручную! Вес же рамы по расчету составляет всего 10 — 20 кг. Кроме того, в Торе четко написано, какому племени колена Левия поручены конкретные элементы скинии во время переходов с одной стоянки на другую. Так, рамы-брусья и подножия должно было перемещать племя Мерари, которому на это (и некоторые другие элементы скинии) было выделено 4 повозки и 8 волов. Общий вес всех 48 брусьев скинии составил бы 24 тонны (или 48 тонн, согласно Талмуду), что для 4 повозок и 8 волов нереально много. А вот вес всех подножий (100 серебряных и 65 медных) — менее 5 тонн, что как раз практически соответствует тягловой силе 8 волов (30 пудов, или 480 кг на одного вола).

И последний аргумент в пользу рам. Толщина брусьев в Торе не указана. Не указана, между прочим, и толщина шестов, столбов и перекладины. На фоне всех остальных подробных размеров это означает лишь то, что их толщина обычная, очевидная. Например, не указана толщина покрывал, так как она обычная — ткань и кожа имеют ту толщину, которая получается при их изготовлении. Так и шест — тоже: он, очевидно, такой толщины, чтобы его можно было обхватить ладонью, и изготовлен из тонкого ствола дерева с минимальной обработкой (ошкуриванием). Аналогично и столбы, и следовательно, коль не указана толщина и брусьев, — они тоже изготовлены из дерева той же толщины, что и шесты (с минимальной обработкой).
Деревянные рамы полностью покрыты золотом, соединяющие их горизонтальные шесты — тоже. С наружной стороны рам таких шестов пять рядов, с внутренней — один. Соединительные шесты прикреплены к рамам посредством золотых колец. Углы скинии укреплены дополнительными рамами. Рамы обоими шестами (стойками) опираются на подножия из серебра. Наибольший интерес представляют столбы на входе в скинию и на входе в святая святых. Пять столбов на входе в скинию покрыты золотом только сверху, и сверху соединены перекладиной, также покрытой золотом. Четыре столба на входе в святая святых — полностью покрыты золотом. Столбы также опираются на подножия: на входе в скинию они медные, на входе в святая святых — серебряные. Входы закрываются ткаными завесами, которые прикрепляются по высоте к столбам золотыми крючками. Чтобы войти, надо отстегнуть крючки от столбов.
Таким образом, скиния состояла из ажурного деревянного каркаса, практически полностью покрытого золотом, опирающегося на более 100 массивных металлических (100 серебряных и 5 медных) подножий. Фактически она представляла собой огромную золотую клетку в квадратную ячейку. Сверху и по сторонам эта клетка была покрыта четырьмя слоями покрывал: льняным с изображениями херувимов, шерстяным и двумя кожаными, которые были натянуты веревками к медным кольям на земле.
Но и это еще не всё. Вокруг скинии был огорожен двор размером 100 на 50 локтей. Ограда состояла из 60 деревянных столбов высотой 5 локтей, то есть ровно в два раза ниже скинии. Верхи столбов покрыты серебром и соединены серебряными «связями», очевидно проволокой. Подножия медные. Между столбами натянуто льняное полотно.
Скиния и двор скинии (http://azbyka.ru/skiniya)
Кроме сооружений было оборудование. Это — жертвенник и умывальник во дворе, светильник, жертвенник для благовоний и стол для хлебов в скинии, перед святая святых, и ковчег завета в святая святых. А также различная посуда и приборы для разделки жертв — из золота, серебра и меди. Жертвенник во дворе из дерева, покрытого медью, умывальник — медный, жертвенник в скинии, стол и ковчег — деревянные, покрытые золотом, светильник — золотой.
Оборудование скинии и двора (эскиз, план без масштаба, http://healthy-feed.com/tserkovnaya-arhitektura-istoriya-vozniknoveniya-hrama-ustrojstvo-vethozavetnogo-hrama-skiniya-moiseya-kovcheg-zaveta/)
6. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР
Чтобы понять, как скиния могла выполнять функцию электростатического генератора, сделаем краткий обзор истории науки об электричестве.
Первые сведения об электричестве относятся к VI в. до н.э., когда философ Фалес из Милета отметил, что при натирании янтаря тот притягивает сор и светится. Только через два тысячелетия, в 1600 г. английский ученый Уильям Гильберт показал, что при трении электризуются также алмаз, сапфир, карбункул, опал, аметист, берилл, горный хрусталь, стекло, сланцы, сера, сургуч, каменная соль, квасцы, и притягивают они не только соломинки, но и все металлы, дерево, листья, камни, землю, воду и масло, причем пламя снимает электризацию, а влага препятствует ей. Для европейской цивилизации это было началом науки об электричестве.
Используя различные приспособления, исследователи стремились к получению всё большего заряда.
И вот в 1710 г. английский исследователь Фрэнсис Гауксби извлек из натертого руками вращающегося стеклянного шара голубую искру длиной в дюйм (2,5 см), которая по виду и треску вызывала у зрителей непроизвольную ассоциацию с молнией и громом. А в 1735 г. впервые французским ученым Шарлем Франсуа Дюфе было опубликовано уже научное предположение об электрической природе молнии.
Электрический разряд.
Росла мощность электростатических генераторов. Физик из Виттенберга Георг Бозе усилил действие электростатической машины, снабдив ее кондуктором («собирателем» электричества) — свинцовой трубкой. Немецкий ученый Иоганн Генрих Винклер (1703 — 1770) наэлектризовал себя от вращающегося стеклянного цилиндра и искрой, выскочившей из пальца, поджег спирт в блюдце 1 .
Вообще, надо сказать, увлечение исследованием электрического заряда было в то время (с середины ХVIII в.) всеобщим. Электрические эффекты демонстрировали на ярмарках…
Существенное увеличение мощности заряда было связано с изобретением лейденской банки, то есть конденсатора.
Физик Жан Антуан Нолле (1700 — 1770), аббат ордена иезуитов, продемонстрировал возможности лейденской банки перед французским королем Людовиком ХV. Сначала получили электрический удар сто восемьдесят мушкетеров, взявшихся за руки, а затем электрической искрой была убита птичка в клетке. Нолле провел в Париже еще один демонстрационный опыт над людьми, когда цепь замкнули семьсот монахов картезианского монастыря, обогативших науку прыжками и криками.
Не напоминает одномоментное поражение двухсот пятидесяти бунтовщиков у входа в скинию?
Если это так, то что в скинии могло быть генератором электричества, а что — аккумулятором?
На последний вопрос ответить просто. Огромная масса серебряных и медных подножий — аналогична кондуктору, золотая обкладка рам и шестов, а также ковчега — лейденской банке. Но, главное, что тогда является генератором?
Для ответа на этот вопрос продолжим знакомство с историей науки об электричестве.
Итак, электрическая искра, рождаемая мощным конденсатором, по виду, звуку и, главное, по своей убийственной силе, уже ни у кого не вызывала сомнения в одной природе с молнией.
Это доказали экспериментально в июне 1752 г. американский исследователь Бенджамин Франклин (тот самый отец-основатель США), а чуть ранее (в мае этого же года, но по предложению Франклина) французский ученый Т.Ф. Далибар. Из железного шеста с острием, установленного под Парижем, во время прохождения грозовых облаков была извлечена искра — и без всякого трения! Сам же Франклин впервые «отнял молнию у небес», как позже будет написано на его памятнике, запустив под тучи на бечевке воздушный шелковый змей с железным острием, и когда бечевка намокла, то с помощью железного ключа на ее нижнем конце была заряжена не одна лейденская банка. Убедившись в электрической природе молнии, Франклин предложил и практическое использование своего открытия: громоотвод — металлические заостренные шесты, связанные проводником с землей (тут самое время упомнянуть о высоких шестах, обитых медью, установленных возле египетских храмов). Француз Луи Гийом Лемонье в 1752 г. открыл, что атмосфера наэлектризована даже при ясной погоде.
Теперь посмотрим на скинию с учетом этих знаний.
Двор скинии был окружен шестьюдесятью деревянными столбами с серебряными верхушками, все верхушки соединены между собой серебряными связями (проводами).
Мало того, скинию устанавливали на возвышенных местах. Например: «Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находился в то время на высоте в Гаваоне» (1 Пар. 21, 29).
Таким образом, столбы двора могли быть приемником атмосферного электричества, а подножия и золотое покрытие — аккумулятором.
То же можно сказать и о храме.
Храм в Иерусалиме был построен на вершине холма. К тому же, в притворе храма были установлены два медных столба с венцами в виде цветка лилии (то есть со многими остриями) высотой 27 локтей, то есть 12,0 м.
А по сообщению Иосифа Флавия, крыша храма «была снабжена золотыми заостренными спицами».
7. КАК ПОГИБЛИ СВЯЩЕННИКИ
Теперь можно восстановить всю картину гибели Надава и Авиуда от огня от Господа.
Надав и Авиуд, нетрезвые от выпитого вина, пошли ко входу в скинию.
Очевидно, скиния всегда была заряжена статическим электричеством, чтобы предотвратить вторжение в нее посторонних. Библия неоднократно предупреждает: посторонних ждет наказание смертью (Числ. 3: 10, 38; 18: 7, 22). Даже левитам, обслуживающим скинию и участвующим в ее переноске, было строго сказано: «только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам» (Числ. 18, 3). А когда скинию надо было переносить, то те левиты, которым было поручено оборудование скинии, могли приступать к своим обязанностям только после того, как «Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища» (Числ. 4, 15): «не должны они касаться святилища, чтобы не умереть» (Числ. 4, 15) и даже «не должны подходить, смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть» (Числ. 4, 20). Никто, кроме Моисея, Аарона и его сынов даже не видел ковчег, так как они покрывали его завесой, затем покровом из синих кож, а сверху — покрывалом из голубой шерсти (Числ. 4, 5 — 6), только после чего передавали ковчег левитам племени Каафа для переноски.

От электрического заряда скиния даже светилась ночью: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию… облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40, 34 — 38). «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее днем, и подобие огня ночью» (Числ. 9, 15 — 16)
«Слава», или свечение, над скинией — это так называемые огни святого Эльма, то есть свечение стока электрического заряда с острых кромок заряженных предметов в атмосферу, заметное в темноте. Днем свечение не заметно, и его как будто бы не было, но это не значит, что не было самого заряда.
Свечение отпугивало непрошеных гостей. Но священники знали, что пройти в скинию не опасно — ведь огонь от Господа исходит только при прикосновении к поверхностям металлов. Напомним, столбы на входе как раз и не были покрыты золотом.
С точки зрения непосвященных кажется нелогичным не обкладывать золотом столбы на входе, так как это некрасиво. Зато — безопасно. При этом у сторонних наблюдателей должна была создаваться иллюзия легкости проникновения в скинию, так как священники на виду у всех, без каких-либо ухищрений отстегивали золотые крючки от деревянных столбов и запросто входили вовнутрь, в святилище. Но стоило бы кому-то с такой же легкостью попытаться пройти и в святое святых, его ждала бы неминуемая смерть при неизбежном прикосновении к токопроводящим позолоченным столбам с золотыми крючками, от которых надо было отстегнуть завесу, чтобы зайти в святое святых. Только Моисей, его брат первосвященник Аарон и, возможно, его сыновья знали, что делать это надо с особой предосторожностью, например, с помощью деревянных инструментов (посоха, жезла) или кожаной «перчатки». Но как раз этого ноу-хау никто посторонний видеть уже не мог — все манипуляции с проникновением в святое святых производились в закрытом помещении святилища.
Для исполнения своих обязанностей священникам необходимо было приближаться к золотым заряженным стенам: возле одной из них расположен был светильник, возле другой — стол; а около не менее опасных золотых столбов святого святых — жертвенник (рис. 3). Внутри помещения святилища надо было повернуться то в одну сторону, то в другую… А воздух из-за горения лампад светильника и тления благовоний на жертвеннике — спертый. К тому же — сумрак. А братья-священники нетрезвы…
Одного из братьев, вероятно, качнуло. Чтобы удержать равновесие, он вынужден был непроизвольно схватиться за первое, что попало под руку. Это могла быть стойка рамы… Или, может быть, соединительный шест, или столб. А брат мог подхватить потерявшего равновесие брата… В общем, тут же «вышел огонь от Господа» и поразил обоих. Раздался оглушительный треск, характерный для электрического разряда, и люди, находившиеся снаружи скинии, поняли, что это был «огонь от Господа». Никто не посмел зайти вовнутрь. Только Моисей и Аарон знали, что скиния сразу после разряда совершенно безопасна. Они поспешно вошли в нее и увидели печальную картину…
Как было объяснить народу гибель священников от рук Господа, да еще в его доме? Непредсказуемость Господа могла оттолкнуть народ от Бога и Моисея. И вот была озвучена невнятная история о каком-то чуждом огне. Аарон же молчал…
. . . . .
Зная об электрическом предназначении скинии, можно объяснить многое доселе непонятное, например:
— как разговаривал Моисей с Богом над крышкой ковчега в скинии;
— какова природа столпов огненного и облачного, которые вели народ по пустыне;
— почему священникам надо было бриться и мыться;
— запрет на одежду из разнородных материалов;
— о камнях наперсника;
— и многое другое.
Но сначала — выводы.
Продолжение следует…

Опубликовано 06.10.2013

На страницах Ветхого Завета мы видим, как Бог дал Моисею заповедь сделать скинию — священный шатёр. Скиния Моисея, как ее стали потом называть, содержала несколько частей и все они имели свое предназначение.

Изучая служение в скинии в Ветхом Завете, мы можем увидеть прообраз нашего служения в церкви. Так же, как ветхозаветные священники совершали свое ежедневное и ежегодное служение, мы как новозаветные священники должны каждый день совершать служение Христа (1 Петра 2:9).

Скиния Моисея (священный шатёр) и ее части

  1. Ковчег завета. Прямоугольный золотой сундук, содержащий десять заповедей. Символизировал Божий завет с народом Израиля и находился в Святом – святых.
  2. Крышка ковчега. Являлась крышкой ковчега завета. Символизировала присутствие Бога среди Его народа.
  3. Завеса. Разделяла два святых помещения скинии – святилище и Святое – святых. Символизировала отделение народа от Бога из-за греха.
  4. Стол. Деревянный стол находился в святилище скинии. На нем лежали хлебы предложения и разная утварь.
  5. Хлебы предложения. Двенадцать буханок хлеба, по одной на каждое колено Израиля. Символизировали духовную пищу, которую Бог предлагает людям.
  6. Светильник. Золотой светильник с семью горящими лампами (светильниками) стоял в святилище. Светил для священников в святилище.
  7. Жертвенник для курений. Жертвенник в святилище перед завесой. Использовался для воскурений Богу и символизировал услышанные Им молитвы.
  8. Елей для помазания. Специальное масло для помазания священников и всех частей скинии. Знак посвящения Богу.
  9. Жертвенник всесожжения. Бронзовый жертвенник вне скинии, на котором приносили жертвы. Символизировал восстановление отношений с Богом посредством жертвоприношения.
  10. Умывальник. Большая емкость вне скинии, в которой священники совершали омовение перед тем, как выполнять свои обязанности. Символизировал необходимость духовного очищения.

В 26 главе книги Исход очень подробно описывается то, как должна быть устроена скиния. Вот лишь небольшая часть устройства скинии, которую Бог сказал сделать Моисею:

Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой , и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и пять покрывал соединены одно с другим.

Сделай петли голубого на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли соответствовать одна другой; и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно . И сделай покрывала на козьей , чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера.

И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его , и пятьдесят петлей на краю другого покрывала, для соединения с ним; сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно… (Исход 26:1-11)

Скиния в Ветхом Завете имела очень большое символическое значение. Это было место, где приносились жертвы за грехи людей. Она стала местом, где человек получал очищение и прощение. Священник, который служил в скинии, должен был пройти особый обряд очищения, прежде, чем начинать свою работу. Скиния была местом, где Бог являлся человеку и обитал среди людей:

И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исход 25:8,9)

Алексей Смирнов

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:1-5)

Скиния

Скиния — (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии. Источник — Википедия.

В любую эпоху Бог давал систему поклонения, подходящую для человека и угодную Богу.

Для иудейской религии Он дал скинию.

Скиния представляла из себя переносной шатер. Она состояла из наружного двора, в котором были медные жертвенник и умывальник. В собственно в скинии были святилище и Святое святых. В святилище были расположены жертвенник для совершения курений, светильник и стол с хлебами предложения.

Скиния и Церковь — 5 поразительных соответствий

В Святом святых был ковчег откровения, также называемый ковчегом завета.

16 И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.
(Исх.25:16)

Статья в тему: Крышка ковчега (седалище милосердия) и Христос

В ковчеге откровения лежали две каменные скрижали, на которых был написан закон, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной, которая хранилась.

Крышку ковчега откровения называли седалищем милосердия.

17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.
(Исх.25:17-22)

34 И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых.
(Исх.26:34)

89 Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему.
(Чис.7:89)

3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8 Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
(Евр.9:3-9)

Церковь

В христианский период Бог установил, что для поклонения собирается церковь.

18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде есть свою пищу, иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1Кор.11:18-34)

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
(Евр.10:25)

Скиния и Церковь — духовные образы:

Существует множество поразительных соответствий между скинией и церковью, некоторые из которых, несомненно, являются прообразами и образами.

Строительство и поддержание.

У скинии и церкви есть много общего, достойного нашего внимания.

Скиния была построена благодаря добровольной щедрости людей (Исх. 35:4—36:7).

Сегодня церковь поддерживается материально добровольными приношениями, и Бог благословит Свой народ за щедрость, как Он благословил Израиль.

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1Кор.16:1,2)

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
(2Кор.9:6-10)

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(Лук.6:38)

Ни скиния, ни церковь не были задуманы людьми.

Скиния была построена по образцу, который Бог явил Моисею на горе

8 И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;
9 все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.
(Исх.25:8,9)

5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:5)

Церковь была частью предвечного Божьего замысла

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
(Еф.3:10,11)

У нас должно быть авторитетное основание для всего, что мы делаем сегодня в церкви при поклонении

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2Иоан.1:9)

Еще можно отметить, что как в случае со скинией Бог избрал и предписал материалы для постройки, также и материал для церкви предписан непогрешимым Божьим разумом.

Церковь строится из живых камней, а Господь прибавляет к церкви только спасаемых.

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

Человек — свободное в нравственном отношении существо. Каждый человек должен решить для себя, будет ли он повиноваться Богу, став таким образом живым камнем в церкви и в конце времен войдя в вечный город.

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евр.12:22-24)

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
(Откр.22:14)

Существует множество других поразительных соответствий между скинией и церковью, некоторые из которых, несомненно, являются прообразами и образами.

Святое святых было прообразом небес.

33 и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.
34 И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых.
(Исх.26:33,34)

8 Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, до плоти, установлены были только до времени исправления.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти , бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
(Евр.9:8-24)

Только раз в год первосвященник входил в Святое святых с кровью животных, которою окроплялось седалище милосердия (крышка ковчега) за него самого и весь народ.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
(Евр.9:6,7)

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих .
2 Иначе перестали бы приносить , потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Евр.10:1-4)

Иисус совершил не очередное ежегодное жертвоприношение, как делали первосвященники, но одну вечную жертву за грехи человечества.

21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
(Евр.9:21-25)

9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
(Евр.10:9-20)

Завеса, разделявшая Святое святых и святилище, была прообразом плоти Христа.

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
(Евр.10:19,20)

Святилище было прообразом церкви

31 И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы;
32 и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных;
33 и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.
34 И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых.
35 И поставь стол вне завесы и светильник против стола на стороне скинии к югу; стол же поставь на северной стороне.
36 И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой и из крученого виссона узорчатой работы;
37 и сделай для завесы пять столбов из ситтим и обложи их золотом; крючки к ним золотые; и вылей для них пять подножий медных.
(Исх.26:31-37)

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:19-22)

Первосвященник должен был пройти через святилище, чтобы войти в Святое святых с кровью и совершить примирение за свои грехи и грехи народа. Это был единственный путь к крышке ковчега, которую надо было окроплять кровью. Единственный путь, по которому человек может попасть на небеса (Святое святых), лежит через церковь (святилище). Спасаемые прибавляются к церкви, а их исчисление происходит на небесах

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евр.12:22-24)

19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
(Евр.6:19,20)

Первосвященник нес ответственность за святилище, как и Христос, наш первосвященник, стоит над церковью

1 И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за в священстве вашем.
2 Также и братьев твоих, колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: пусть они будут при тебе и служат тебе, а ты и сыны твои с тобою при скинии откровения;
3 пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам.
4 Пусть они будут при тебе и отправляют службу в скинии собрания, все работы по скинии; а посторонний не должен приближаться к вам.
5 Так отправляйте службу во святилище и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых;
6 ибо братьев ваших, левитов, Я взял от сынов Израилевых и дал их вам, в дар Господу, для отправления службы при скинии собрания;
7 и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти.
(Чис.18:1-7)

21 и великого Священника над домом Божиим,
(Евр.10:21)

Простые священники должны были изо дня в день служить во святилище.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
(Евр.9:6,7)

Будучи членами церкви, мы все должны служить священниками и работать в церкви.

21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
(Еф.3:21)

В притче о работниках в винограднике плату за свой труд получили только те, кто работал.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему , что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Матф.20:1-16)

Также обстоит дело и с церковью:

9 Ибо мы соработники у Бога, вы Божия нива, Божие строение.
(1Кор.3:9)

Апостол Петр изображает церковь как царственное священство, построенное из живых камней, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:5-9)

Наружный двор скинии вмещал народные массы. Наружный двор был символом окружающего нас мира, в котором живут люди и много нечестивцев

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
(Иоан.3:17)

16 Они не от мира, как и Я не от мира.
(Иоан.17:16)

19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
(1Иоан.5:19)

Священники должны были пройти обряд освящения перед тем, как начать служение в скинии (Исх. гл. 29).

Для этого брали двух овнов. Одного полностью сжигали на жертвеннике во всесожжение Господу; другого закалывали, и его кровью мазали край правого уха Аарона и его сыновей, их большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Также кровью окропляли жертвенник со всех сторон (Исх. 29:15-25).

  • Священники должны были отвергнуть от себя все несвятое (Лев. 21:1-8).
  • Священники должны были омыться в умывальнике и надеть священные одежды перед началом служения Господу (Исх. 39:1,2; 40:7-15).

Как священники должны были освятиться перед тем, как они могли служить в скинии, так и человек должен обратиться перед тем, как Господь прибавит его к церкви

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:38-47)

19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
(Деян.3:19)

Кровь должна приложиться к сердцу через веру, покаяние и крещение, так чтобы человек жил, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе”

24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
(Рим.3:24)

22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:22)

3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:3)

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16)

Независимо от рода возражения, которые кто-либо может иметь против крещения, все они сводятся к вопросу веры.

Вы верите в то, что человек крестится в смерть Христа, в которой была пролита Его кровь?

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
(Рим.6:3,4)

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
(Иоан.19:34)

В любом отрывке Библии, где вместе упомянуты крещение и спасение , или слово-эквивалент спасения, спасение всегда следует за крещением.

Вопрос вот в чем: верим ли мы в то, что Библия есть непогрешимое слово Божие, и хотим ли мы повиноваться Библии?

Как уже было упомянуто выше, при освящении священников те должны были надевать священные одежды, что означает праведное житие

14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
(Откр.7:14)

8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
(Откр.19:8)

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иак.1:27)

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,
(Пс.49:16)

Священники служили Богу в святилище.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
(Евр.9:6)

Христиане служат Богу в церкви.

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)

15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
(1Тим.3:15)

Священники изо дня в день зажигали лампады в скинии и возжигали фимиам.

7 На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;
8 и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.
(Исх.30:7,8)

Светильники давали свет для служения в скинии. Свет, который мы имеем в церкви, исходит от Библии, непогрешимого слова Божьего.

105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.
(Пс.118:105)

130 Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.
(Пс.118:130)

4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
(2Кор.4:4)

Фимиам, который священники возжигали ежедневно, был символом наших молитв.

7 На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;
8 и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.
(Исх.30:7,8)

2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
(Пс.140:2)

8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
(Откр.5:8)

Хлебы предложения раскладывались на столе и съедались регулярно в субботний день.

5 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ;
6 и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом;
7 и положи на ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу;
8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;
9 они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: постановление вечное.
(Лев.24:5-9)

Христиане должны соблюдать Вечерю Господню в первый день каждой недели (воскресенье).

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
(Деян.2:42)

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

1 Кор. 11:17-34

25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
(Евр.10:25)

Священники также были обязаны совершать ежедневные жертвоприношения (Исх. 29:38-43).

Христианин должен представить свое тело в живую жертву.

Любой человек, должным образом изучающий параллель между скинией и церковью, станет сильнее в вере и обретет большую уверенность в богодухновенности Библии. Также человек будет иметь лучшее понимание назначения церкви и своих обязанностей.

Итоги сравнения — 5 пунктов

Скиния и Церковь — 5 поразительных соответствий

СКИНИЯ Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5

ЦЕРКОВЬ Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *