Скит параклит сергиев посад

Мiръ Россия Московская область деревня Смена Скит Параклит

Идёт загрузка карты…

Пу́стынь Свято́го Пара́клита (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), Параклитова пустынь) — мужской скит Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада (в 6 км от Лавры).

История

В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от Гефсиманского Черниговского скита, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь.

В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын — Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита.

Летом 1858 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен.

В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.

«Я мечтал о Параклите, – писал он. — Это пустынька в лесах за Троицей, недалеко от Черниговской; устав там строгий, подвижнический, женщин в обитель не пускают… День был жаркий, солнечный, мы ехали, все углубляясь в лес. И чем дальше мы ехали, тем глуше становилось, и такая благодать. Кругом все лес, всюду цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина, сердцу так легко, так хорошо от тишины. «Вот – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”. Вскоре увидели деревянные домики и церковь, обнесенные деревянным забором. Входим в пустынь. Кругом ни души, будто никто здесь и не живет, обошли мы все строения – никого. Наконец, натолкнулись на монаха, шедшего в обитель с косой на плече, видимо, с работы. Мы к нему: «Где братия?” – спрашиваем, – «На работе, на лугу сено косят”. – «Можно церковь посмотреть?” – объясняем, кто мы такие. – «Можно, – говорит, – сейчас будет вечерня, я сам иду к вечерне, я ведь пономарь”, – а сам с трудом переступает от усталости. Отпер он церковь, очень она мне понравилась. «Вот, подумал я, – где молиться хорошо!” Стали мы сбоку, ждем начало службы. Видим: входит старый инок, такой смиренный и скромный, становится в стороне, в углу, вместе с братией, – это, оказалось, сам игумен; и старец там был, тоже замечательной жизни, подвижник, и тоже стал смиренно позади всех. И братья все, хотя, видимо, усталые, только с послушания пришли, а стоят с полным вниманием и благоговением. Служба идет так чинно, и чтение уставное – громкое, явственное, и пение стройное, неспешное – очень все это мне по душе было…»

В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский – вблизи Глинкова, и Параклит – подальше еще существовали, — вспоминал он. — В лесу или по дороге в Сергиев Посад можно было встретить монаха в скуфейке, в запыленных стоптанных сапогах, который шел, наклонив голову, шепча молитвы. На фоне елового леса, придорожных цветов он казался словно спустившимся с картин Нестерова или с этюдов Корина…» В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем — овощехранилище.

В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви.

Современное состояние

За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит.

В скиту подвизается всего несколько монахов, как в самом начале.

Нынешний исполняющий обязанности настоятеля скита архимандрит Лука ежедневно служит Божественную Литургию и исповедует.

Престольные праздники

День Святого Духа — Cледующий за Пятидесятницей понедельник

Как добраться

Адрес: Россия, 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена.

Проезд: Добраться к пустыни можно от городского автовокзала на автобусе №38. Напротив конечной остановки «пос. Смена» — два многоэтажных дома. Нужно пройти между ними, пересечь двор, свернуть налево и когда закончится ряд многоэтажек, вдалеке откроется Колокольня пустыни.

Телефон: +7 (916) 211 4415 (архимандрит Лука (Ионов))

Электронная почта: igumenluka@mail.ru

Паломнику

Богослужения совершаются ежедневно.

Фото

Видео

Ссылки

Скит Параклит

Скит Параклит

Свято-Троицкая Сергиева лавра

В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын — Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита.
Летом 1858 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен.
В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.
«Я мечтал о Параклите, – писал он. — Это пустынька в лесах за Троицей, недалеко от Черниговской; устав там строгий, подвижнический, женщин в обитель не пускают… День был жаркий, солнечный, мы ехали, все углубляясь в лес. И чем дальше мы ехали, тем глуше становилось, и такая благодать. Кругом все лес, всюду цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина, сердцу так легко, так хорошо от тишины. «Вот – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”. Вскоре увидели деревянные домики и церковь, обнесенные деревянным забором. Входим в пустынь. Кругом ни души, будто никто здесь и не живет, обошли мы все строения – никого. Наконец, натолкнулись на монаха, шедшего в обитель с косой на плече, видимо, с работы. Мы к нему: «Где братия?” – спрашиваем, – «На работе, на лугу сено косят”. – «Можно церковь посмотреть?” – объясняем, кто мы такие. – «Можно, – говорит, – сейчас будет вечерня, я сам иду к вечерне, я ведь пономарь”, – а сам с трудом переступает от усталости. Отпер он церковь, очень она мне понравилась. «Вот, подумал я, – где молиться хорошо!” Стали мы сбоку, ждем начало службы. Видим: входит старый инок, такой смиренный и скромный, становится в стороне, в углу, вместе с братией, – это, оказалось, сам игумен; и старец там был, тоже замечательной жизни, подвижник, и тоже стал смиренно позади всех. И братья все, хотя, видимо, усталые, только с послушания пришли, а стоят с полным вниманием и благоговением. Служба идет так чинно, и чтение уставное – громкое, явственное, и пение стройное, неспешное – очень все это мне по душе было…»
В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский – вблизи Глинкова, и Параклит – подальше еще существовали, — вспоминал он. — В лесу или по дороге в Сергиев Посад можно было встретить монаха в скуфейке, в запыленных стоптанных сапогах, который шел, наклонив голову, шепча молитвы. На фоне елового леса, придорожных цветов он казался словно спустившимся с картин Нестерова или с этюдов Корина…»
В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем — овощехранилище.
В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. В скиту подвизается всего несколько монахов, как в самом начале. Нынешний исполняющий обязанности настоятеля скита архимандрит Лука ежедневно служит Божественную Литургию и исповедует. Теперь к пустыни проложена дорога.

Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена.

Параклитов скит расположен в 6 километрах от Троице-Сергиевой лавры, на окраине города. В переводе с греческого «Параклит» означает «Утешитель». Это одно из имен Святого Духа.


Как доехать до Параклитова скита.

  • От автовокзала Сергиева-Посада на автобусе №38. Напротив конечной остановки «пос. Смена» — два многоэтажных дома. Нужно пройти между ними, пересечь двор, свернуть налево и когда закончится ряд многоэтажек, вдалеке откроется Колокольня пустыни.
  • Также доехать можно на машине. По карте внизу можно понять, где находится скит. В принципе, он есть на яндекс-навигаторе, так что найти труда не составит. Дорога до Паракалитовой пустыни.

    Дорога очень живописная: с двух сторон леса. Они сменяются гаражами.

    Дорога в пустынь Параклита. 2019 год.

    А затем дорога неожиданно портится, появляются огромные глубокие ямы.

    Дорога в пустынь Параклита. 2019 год.

    История Параклитова скита.

    Существует версия, что в XV веке недалеко от места, где сейчас скит, находился Никольский монастырь. Но после 1562 года он был закрыт.

    В 1857 году у императора Александра Николаевича родился сын. В честь этого события он подарил Троице-Сергиевой лавре землю недалеко от Гефсиманского скита. Монахи, желающие уединения, построили там келии. На литургию им приходилось ходить в Гефсиманский скит.

Узнав это, купец Иван Королев помог построить храм во имя Святого Духа Параклита, который был освящен в 1861 году.

Это однокупольный храм, что символизирует собой единство Бога. Купол имеет форму луковицы или пламени свечи (молитвенное горение к небесам), о котором свидетельствует Евангелие (Мф 5:14). И окрашен в зеленый цвет, что означает посвящение храма Святой Троице. Но все это только символы, которые могут не соответствовать действительности. Так, например, несколько лет назад купол был синего цвета.

Храм в честь Святого Духа Утешителя (Параклита).

В советское время скит был закрыт, в храме располагался сельский клуб и овощехранилище. Лишь в 1992 году его вернули Церкви. В храме сохранился дореволюционный каменный пол и лепная отделка.

В конце XIX века в скиту стали возводиться новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса.

Скит сегодня.

В настоящее время в скиту ведутся восстановительные работы. Колокольня стоит в лесах. Но храм и внутри, и снаружи выглядит обновленным, свежепокрашенным. В нем идут службы, но людей очень мало. Мы приезжали на Благовещение на Всенощную, и от силы в храме стояло человек 15-20. Зато, в отличие от Троице-Сергиевой лавры, здесь очень тихо и спокойно.

Скит окружает лес и деревянные домики с резными ставнями.

Стоит ли ехать в Параклитову пустынь?

Скит до конца не восстановлен и не блистает как Троице-Сергиева лавра, он не поразит посетителей старинными храмами с золотыми куполами. Но все же Параклитова пустынь имеет свое очарование. Это тихое живописное место с прекрасной природой. Даже неверующий человек найдет здесь покой и умиротворение и не захочет покидать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *