Скороговорки пословицы и поговорки

Грамота — второй язык.

Без труда, не вынуть и рыбку из пруда.

Доброму везде добро.

Рыбака сеть кормит.

Родной куст и зайцу дорог.

Доброму — добрая память.

Русский человек добро помнит.

Рад бы до неба достать, а руки коротки.

Река не море, тоска не горе.

Порядок время бережет.

Разговорами кашу не сваришь.

Рыба в реке — не в руке.

Рыбка хороша, да бережок крут.

Рот не огород: не затворить ворот.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не мудри без меры — перемудришь.

***

Из земли вырастаю, весь мир одеваю.

(Лен)

Кто без бревен через реки мосты строит?

(Мороз)

Не говорит, не рассказывает, а всем пример показывает.

(Плакат)

Черный проворный кричит «крак» — червякам враг.

(Грач)

До чего народ доходит — самовар в упряжке ходит!

(Паровоз)

Пришла барыня в красном сарафане.

Стали барышню разряжать, стали плакать и рыдать.

(Луковица)

Три тропинки, три тропки.

На траве тропка, травка на тропке.

Гусь да гагара — два сапога пара.

Наша Ирина спит на перине.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

Роет землю старый крот, Разрывает огород.

или—были раки, раки—забияки.

Жили раки шумно, затевали драки.

На горушке три забора,

Три избушки, три Егора.

Справа — дедушка Егор,

Слева — дядюшка Егор,

У среднего забора не Егор,

А пол — Егора,

Потому что он пока —

От горшка два вершка.

XI. Группа звуков Р—Л, Р’—Л’

РА-ЛА-РА

РО-ЛО-РО

РУ-ЛУ-РУ

РЫ-ЛЫ-РЫ

лов — ров лак — рак укол — укор пилот — пирог юла — Юра пол — бор плут — пруд

АР-АЛ-АР-ЛА ОР-ОЛ-ОР-ЛО УР-УЛ-УР-ЛУ ЫР-ЫЛ-ЫР-ЛЫ

ложки — рожки палаты — парады плошка — Прошка Лука — рука булки — бурки бал — бар полка — порка

Парусная лодка; моторная лодка; красное яблоко; проворная белка; сломанное перо; спелый арбуз; смелый командир; сломанный карандаш; желтый ковер; глубокая нора; сладкий пирог; умелые руки; теплые перчатки; теплый ветерок; стройная пальма; красная лента; жаркое лето; большая радость; сильный удар; дальняя дорога; большой город; круглый стол; горный орел; разбитая тарелка; приятная прогулка; пионерский лагерь; пролитые чернила; черный портфель; лавровый лист; любитель-рыболов; горькое лекарство; круглое зеркало.

Предложения со звуками Р,Р’ и Л, Л’

В лесу много деревьев. Мне купили прыгалки. Валя играет на рояле. Марина набрала много малины. В зоопарке ребята видели зверей. Мы смотрели в театре спектакль. Ребята летом едут в пионерский лагерь.

Изменить предложения по образцу:

Я пролил черные чернила. Ты пролил черные чернила. Он пролил черные чернила. Мы пролили черные чернила. Вы пролили черные чернила. Они пролили черные чернила.

1. Я сломал карандаш.

2. Я продала ковер.

3. Я выучила правила.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры

Разум силу победит.

Просо полоть — руки колоть.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Рад бы заплакать, да смех одолел.

Горька работа, да хлеб сладок.

Дальше в спор — больше слов.

Что с возу упало, то пропало.

***

Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов.

(Муравейник)

Кто два раза родился: в первый раз — гладкий,

Во второй мягкий и скоро петь научился?

(Петух)

Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером.

(Туча)

Маленький шарик под лавкой шарит.

(Мышь)

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал, да там и пропал.

(Сахар)

Ни корабль, ни лодка, ни весел, ни паруса, а плывет — не тонет.

(Плот)

Ныряла, ныряла, и хвост потеряла!

(Иголка)

Красное коромысло над рекой повисло.

(Радуга)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр, похож на кошку.

(Гепард)

***

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Проворонила ворона вороненка.

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы,

А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.

По бревну, по бревнышку проползла букашка,

Пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Три хозяйки

Что за сестры — прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки.

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.

В ракете

Я в космической ракете,

Я быстрее всех на свете.

Рядом с солнцем пролечу…

«Здравствуй, Солнце!» — закричу.

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

С ветром вместе улетел!

Игра «Кто самый ловкий?» или «Сорви яблоко»

Дети подходят к логопеду. У него в руках ветка с яблоком. Все вместе говорят: «Вот так яблоко! Оно соку спелого полно. Руки протяните, яблоко сорвите!» Логопед раскачивает ветку с яблоком. Дети пытаются поймать яблоко. Логопед произносит: «Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать».

Игра «Все идем на парад»

Дети строятся друг за другом, впереди барабанщик.

1-й ведущий произносит: «Левой, правой, левой, правой, на парад идет отряд!» Дети четко маршируют.

2-й ведущий: «На парад идет отряд, барабанщик очень рад!» Вперед выходит барабанщик.

3-й ведущий: «Барабанит, барабанит, полтора часа подряд!» Дети, продолжая маршировать, произносят хором:

«Левой, правой, левой, правой, барабан уже дырявый!»

Игра—драматизация «Разыгрался толстый мяч»

Действующие лица: ведущий, мяч, грач, воробей, галки, мышь.

Ведущий читает текст, а участники игры выполняют соответствующие действия: Разыгрался толстый мяч, На дворе пустился вскачь, Под ладошкой скок да скок, Подставляет круглый бок.

Разыгрался толстый мяч,

Испугался старый грач:

Вероятно, из грачей

Не видал никто мячей.

Воробей в один скачок

Перепрыгнул на сучок.

Улетели галки с крыш,

Убежала в норку мышь.

Был большой переполох,

От того, что толстый мяч

На дворе пустился вскачь!

ЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОЙДЕННЫХ ЗВУКОВ

Стихи

Упрямые бараны

Два упрямых барана

Повстречались на бревне.

— Дай пройти, баран упрямый, первым мне.

— Нет, постой, баран упрямый,

Я не уступлю.

Я люблю идти все прямо,

Криво не люблю.

И давай они браниться,

И потом рогами биться.

Бились, бились, бились, бились…

И с бревна в ручей свалились!

Чудесные грядки

У дедушки грядки в полном порядке.

Ни редко, ни густо сидит капуста.

Тыква большая никому не мешает.

Красные маки — их знает всякий.

Укроп и морковка — красная головка.

Подсолнух высокий на самом припеке.

Очень хороший сладкий горошек.

Рядом с горошком цветет картошка.

А с нею рядом — свекла по грядам.

А сам огурец — чем не молодец?!

Чучело

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило,

Рукавами машет —

И как будто пляшет!

Это чучело —- оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке,

Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

Как мыть ежат

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап — капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймет ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день-другой

Ходят с грязною спиной.

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

(Г. Виеру)

Загадка

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит — листик дрожит.

Где пронесется — дерево гнется.

(Л. Сандлер)

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал,

Хвост-закорючку от страха поджал,

Глупенькой мордочкой тянется, тянется —

Страшно, да очень уж девочка нравится.

Девочка видит: ушки торчком,

Шкурка пушистая, хвостик крючком.

Глаз не спускает и мнется, и топчется.

Как бы погладить? —

И страшно, и хочется.

Долго тянула ладошку несмелую,

Вот и погладила мордочку белую.

Мальчик и часы

Нельзя ли, часики, сказать —

Мне очень хочется узнать,

Какой зверек внутри сидит

И все «тик-так, тик-так» твердит?

—Узнаешь скоро, мой дружок,

Что тут совсем и не зверек.

Меня уж в давний-давний век

Придумал умный человек.

И всех заставил повторять:

«Не надо времени терять!»

Холодно или жарко?

Папа встретил дочь и сына:

— Как погода, детвора?

Сын ответил: «Холодина!»

Дочь ответила: «Жара!»

Папа спрашивать не стал,

Кто кого из них катал.

Ты ведь тоже догадался,

Кто возил, а кто катался?!

Котенок

Жить котенку интересно!

Прыгнул в бабушкино кресло:

Пряжу принялся мотать.

Где котенок? — Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу.

(В. Бардым)

Юля—чистюля

Закопченую кастрюлю

Юля чистила песком.

Два часа мочалкой Юлю

Мыла бабушка потом.

Сметные животные

Говорила Коле кошка:

— Дай полижу тебя немножко,

А свинья от смеха давится:

— Мне мальчишка очень нравится!

Говорил гусь Коле:

— Пошел бы ты, умылся, что ли.

Говорила Коле утка:

— Смотреть на тебя жутко!

Пила

Завизжала пила, зажужжала, как пчела,

Пропилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала, начинай сначала.

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду, за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

Грибные имена

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки,

Как узнать, чьи это шутки?

(Ю. Леонтьев)

Заяц

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят!

(Г. Сатир)

Вопросительный хвост

— У лисы хвост?

— Хвост.

— У коня хвост?

— Хвост.

— У козы хвост?

— Хвост.

— Мой вопрос прост?

— Прост.

Ну, тогда во весь рост

Непростой встал вопрос:

— Почему у людей

Все не так, как у зверей?

Флюгер

Во дворе петух среди кур-копух

Ярче радуги — цветом радует.

Шпоры — золото, кричит здорово!

А на резном коньке, на одной ноге

Молчунок петух, легкий, словно пух:

Куда дует ветер, туда носом вертит.

Ему в травке бы жить, с Полканом дружить,

А он взлетел наверх —

Ветер сторожить!

Считалочка

Три да три, сложите, дети.

«Не могу», — Андрей ответил.

Громко за дверьми тотчас

Гавкнул пес подряд шесть раз.

Непонятная история

Утенок кликал удочку, .

Рыбак вцепился в уточку.

В траве валялось облако,

По небу плыло яблоко.

В кустах порхала бабушка.

Носки вязала бабочка.

Но главное: и уточка,

И бабочка, и бабушка,

Ничуть не перепуганы

Тем, что перепутаны!

Скороговорки

Простокваши дали Клаше,

Недовольна Клаша:

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела — встала,

«Спасибо», — сказала.

(Е.А. Благинина)

Весь год

В январе мороз трескучий

И валится снег сыпучий,

В феврале у нас в оконце

Засверкало ярче солнце.

В марте лед с реки возили,

С крыш сосульки воду лили.

Стоял рыхлый снег в апреле,

В роще птички звонко пели.

В мае, прыгая на воле,

Мы цветы сбирали в поле.

А в июне дождик с громом

Все шумел в лесу зеленом.

И к земле колосья гнули

Нивы желтые в июле.

Груши в августе сбирали,

Дети яблони качали.

По реке и над полями

В сентябре ползли туманы.

В октябре лишь ветер веял,

И, как сито, дождик сеял.

В ноябре — от снега бело,

Под полозьями скрипело.

В декабре мороз сердился,

Серый дым над крышей вился.

Хочешь знать, что дальше стало?

— Начинай стишок сначала!

Считалка

Жили-были

Я-ли, ты-ли,

Между нами

Вышел спор.

Кто затеял,

Позабыли.

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Ворона

Ты, ворона, всех пугаешь:

«Кар, кар, кар-р-р!»

Может ты кого ругаешь:

«Кар-р, кар-р, кар-р!»

— Нет же, — отвечала птица.

— В школу я пойду учиться,

И с тебя беру пример,

Повторяю букву «Р»:

«Кар-р, кар-р, кар-р!»

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,

Только трусит:

У крыльца щенок Трезор,

Вдруг укусит?

Хочет в дом войти Трезор,

Только видит:

У окна сидит Егор,

Вдруг обидит!

Шутки

— Что делаешь?

— Ничего.

— А он что?

— Мне помогает.

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь!

Ветер

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

В село мчится,

В двери стучится,

Ворота отворяет,

Пыль поднимает.

Ромашки

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички.

Лиса и заяц

Говорила лиса зайке:

«Я совсем такая, как зайка,

Только хвост пышней,

Да зубы острей,

Да зайцев ем,

А так, как зайка совсем».

РАССКАЗЫ И СКАЗКИ

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Одна горошина упала. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала еще двадцать горошин. Она кинулась поднимать горох — и просыпала весь. Тогда она рассердилась, раскидала весь горох и убежала.

Четыре цвета

Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, зеленую лошадку, синюю утку и красного зайца.

Папа, увидев рисунок, сказал:

— Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошади, синие утки и красные зайцы?!!

— Не бывают, — сказал печально сын. — Но у меня было только четыре краски…

— Вот что я сделаю!

И он тут же нарисовал: красный мак, зеленый огурец, синее небо и сиреневую сирень.

— Аи да Алик!

Когда можно плакать?

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит: — Не плачь, Mania! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь. Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! У меня голос тонкий, а ты плачешь громче. Никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером. Прискакали лягушки.

— Не плачь, Маша! — говорят они. — Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада соловей и сел на окно.

-е плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

— А когда же мне плакать? — спросила Маша.

— А ты никогда не плачь, — сказала мама, — ведь ты уже большая девочка. (С. Прокофьева)

Старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки, — крикнул мальчик и отдал девочке свою сумку.

Мальчик быстро побежал к старушке. Он помог ей встать. Когда он пришел, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама?

— Да нет! — ответил мальчик. — Я помог потому, что она старенькая. (В.А. Осеева)

Почему у месяца нет платья?

(Сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. Пришел месяц за платьем. А платье—то узкое и короткое!

— Видно, я ошибся, — сказал портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем — опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да в два раза шире, чем платье, которое он сшил. Что делать? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался без платья.

Рассказ

Ника сломал у стула ножку. Но этого в классе никто не видел. Ника приставил ножку к стулу, чтобы стул кое-как стоял, и поставил его на место.

Ника смотрел одним глазом: интересно все же, кто сядет на стул!

Но никто не садился.

На другой день Ника забыл про стул. Сам сел на него и свалился на пол.

— Кто стул сломал? — кричит Ника.

— Так это же ты сломал! Ведь ты только что упал со стулом!

— Я вчера сломал, а не сегодня! (По В. Голявкину)

Как меня называли

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:

— Смотри, уже девять часов. А я говорю: «Почему?»

Мне скажут:

— Иди спать.

А я опять говорю: «Почему?! Мне говорят:

— Потому, что уже поздно.

— А почему поздно?

— Потому что девять часов.

— А почему девять часов?

И меня за это назвали Почемучкой. Меня все так называли. А, по-настоящему меня зовут Алешей. Б. Житков

Лучше всех

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Люди спрашивают у нее:

— Какая лее твоя мама?

А девочка плачет и говорит:

— Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

Утка и месяц

Утка плавала по воде, отыскивая рыбу, и за целый день не нашла ни одной рыбы. Когда настала ночь, она увидела месяц в воде, подумала, что это рыба, и нырнула, чтобы поймать месяц.

Другие утки увидали это и стали над ней смеяться.

Сорока и маленькая черепаха

У меня была сорока с длинным хвостом. Она все прыгала боком и все подсматривала, что где плохо лежит. Она любила всякие блестящие вещи: запонки, пуговицы. Как увидит, так утащит и спрячет куда-нибудь. Я так и звала ее: сорока-воровка. Как-то принесла я домой маленькую черепаху. Сорока все бегала за черепахой. Каждый день я выпускала черепаху в сад гулять. Она любила сидеть на грядке с луком. Сорока хорошо знала, где искать черепаху. Залезет на грядку и сидит рядом с черепахой. И вот вдруг черепаха пропала.

Искали мы ее, искали — нигде черепахи нет. Я подумала: «Уж не сорока ли ее утащила?» — и стала следить за сорокой. Вижу, сорока часто садится на один и тот же камень, а под ним сидит моя черепаха, чуть живая.

Литература:

2. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М., Художественная литература, 1988.

3. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. М., Просвещение, 1988.

I вариант

М. Пляцковский

Кто что умеет

Отрывок из сказки

— Я умею кукарекать лучше всех! — шумел петух.

— А я могу стоять на одной ноге, — хвалилась цапля.

— А я всё ночью вижу, — ухала сова.

— А я… ничего… не умею… — захныкал цыплёнок Фью. И он запищал так, что все разбежались в разные стороны.

Добрая лошадь сказала цыплёнку:

— Успокойся, малыш. Ты ведь тоже можешь… разгонять хвастунов!

Задание. Подготовь выразительное чтение. Передай голосом, какими были герои сказки, их характер.

Словарь: ухала —■ говорила, сообщала.

II вариант

Э. Успенский

Всё в порядке

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налёт?

— Нет.

— К нам заходил бегемот?

— Нет.

— Может быть, дом не наш?

— Наш.

— Может, не наш этаж?

— Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

— Значит, это не обвал?

— Нет.

— Слон у нас не танцевал?

— Нет.

— Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась!

Задание. Подготовь выразительное чтение стихотворе­ния Э. Успенского.

Как меняется настроение героев?

В каких словах слышится удивление, растерянность, скрытый юмор?

Передай при чтении интонацию участников диалога.

Ill вариант

Г. Юдин

Отец и мать

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птич­ки. Он и Она.

— Спеть?! Спеть?! — спрашивает он.

— Спеть! Спеть! — отвечает она.

— Свить?! Свить?! — Это он уже про гнездо.

— Свить! Свить!

Через некоторое время у них появились птенцы.

— Пять! Пять! — радостно поёт отец. — Точь-в-точь! Точь-в-точь!!

Это он о том, что птенцы на него похожи. А дети уже пищат:

— Пить! Пить! Есть! Есть!

Принёс отец червячка. Спрашивает у матери:

— Дать? Дать? А дети хором:

— Дать!! Дать!! Дать!! — И ну ррать червяка на части.

— Жуть, — говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

— Вернуть? — спрашивает отец.

— Пусть, пусть… — тихо ответила мать.

Задание. Обрати внимание на вопросительные и вос­клицательные знаки.

Подумай, как ты будешь читать» слова с этими знаками. Подготовь выразительное чтение. Передай интонацию «речи» отца и матери.

Текущая проверка литературной эрудиции и грамотности

Литературные диктанты1

1. Рифма, былина, пословица, загадка, диалог, лето­пись, летописец, фольклор.

2. Иван Саввич Никитин, Агния Львовна Барто, Сер­гей Алексеевич Баруздин.

3. Ермолка, калики, кузовок, Илья Муромец, Русь ве­ликая.

4. Потешка, прибаутка, считалка, закличка, песня, не­былица, фольклор

1 Литературные диктанты (информационные, терминологиче­ские и лексические) состоят из слов, которые включены в словари учебника после текстов произведений. Все диктанты учащиеся про­веряют самостоятельно по учебнику и учебной хрестоматии.

5. Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой, Николай Николаевич Носов.

6. Рассказ, сказка, стихотворение, абзац, бытовая сказ­ка, народная сказка, литературная сказка.

7. Дёрн, охочий, кокошник, деликатный, кунсткамера, кузовок, чёлочка.

8. Скороговорка, басня, баснописец, мораль, диалог, фольклор, пословица, прибаутка, присказка, юмор.

9. Владимир Григорьевич Сутеев, Якоб Гримм, Виль­гельм Гримм, Ханс Кристиан Андерсен.

10. Лелеять, ветошка, властелин, пороша, метель, вью­га, снегопад, Новый год.

11. Евгений Андреевич Пермяк, Владимир Иванович Даль, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Иванович Сладков.

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности

Диагностические тесты и задания1

I вариант

1. Вспомни жанры фольклора. Отметь правильные

ответы.

□ сказка

□ рассказ

□ пословица

□ басня

□ скороговорка

1 Диагностические задания и тесты для 2 класса даны в трех ва­риантах (I вариант — базовый уровень подготовки, II и III варианты более сложные и по объему, и по содержанию).

2. Допиши предложение, выбрав ответ.

И. Никитин написал о Родине стихотворение, а С. Ро­мановский —________________________________________

стихотворение

басню

рассказ

3. Каким словом можно дополнить предложение? Вы­бери и впиши ответ.

Шутка, скороговорка, загадка — это произведения ___________________

зарубежных писателей

фольклора

русских писателей

4. Укажи ——► произведения В.Г. Сутеева.

«Снежный зайчик»

«Дядя Миша»

В.Г. Сутеев «Смородинка»

«Кто лучше?»

«У страха глаза велики»

5. Укажи——► имена и отчества писателей:

а) Пушкин а) Евгений Андреевич

б) Никитин б) Александр Сергеевич

в) Пермяк в) Иван Андреевич

г) Толстой г) Иван Саввич

д) Крылов д) Лев Николаевич

6. Прочитай текст. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

□ братья Гримм. «Семеро храбрецов»

□ Е. Пермяк. «Две пословицы»

□ В. Беспальков. «Совушка»

7. Подумай, что общего у этих произведений. Отметь ответ.

К. Ушинский. «Мороз не страшен»

И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу»

3. Александрова. «Зима»

□ Они о природе.

□ Они о животных.

□ Они о детях.

8. Допиши предложение, выбрав ответ.

Н. Носов писал рассказы, А. Барто писала___________

сказки

стихи

басни

9. Из какой русской народной сказки отрывок? Отметь ответ.

Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходи­ли за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки — по­меньше, у курочки — с огурчик, у мышки — с напёрсточек.

□ «Снегурочка»

□ «У страха глаза велики»

□ «Кот, петух и лиса»

10. Подчеркни лишнюю фамилию в ряду других.

И. Никитин, Н. Некрасов, А. Барто, Н. Носов.

II вариант

1. Отметь произведения фольклора.

□ былина

□ басня

□ рассказ

□ пословица

2. Прочитай. Подумай, что это. Отметь ответ. Кто говорит молча?

□ пословица

□ скороговорка

□ загадка

3. Отметь фамилию баснописца.

□ В. Сутеев

□ И. Никитин

□ И. Крылов

□ С. Баруздин

□ М. Зощенко

4. Отметь стихотворение А. Пушкина.

□ «Осень»

□ «Русь»

□ «У сгнившей лесной избушки…»

□ «Уж небо осенью дышало…»

□ «Детство»

5. Из какого стихотворения строки? Отметь ответ.

В саду, где пели зяблики,

сегодня — посмотри, —

как розовые яблоки,

на ветках снегири.

□ С. Маршак. «Декабрь»

□ Е. Трутнева. «Осень»

□ 3. Александрова. «Зима»

6. Каким словом можно дополнить предложение? От­меть ответ.

В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро — это …

□ поэты

□ зарубежные писатели

□ сказочники

7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни де­тей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник по­смотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да та­кая беленькая, да такая кругленькая!

□ русская сказка «Снегурочка»

□ В. Даль. «Девочка Снегурочка»

□ русская сказка «Дети Деда Мороза»

8. Подчеркни лишнее слово, стихотворение, басня, рассказ, пословица

9. Соедини ——► имя, отчество и фамилию каждого писателя.

а) Сергей Алексеевич а) Пушкин

б) Николай Алексеевич б) Андерсен

в) Александр Сергеевич в) Некрасов

г) Самуил Яковлевич г) Маршак

д) Ханс Кристиан д) Баруздин

10. В каком произведении говорится: «Да только воз и ныне там»? Отметь ответ.

□ Л. Толстой. «Страшный зверь»

□ Е. Пермяк. «Две пословицы»

□ И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Ill вариант

1. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

□ загадка

□ пословица

□ скороговорка

□ потешка

□ считалка

2. Отметь фамилии авторов, написавших рассказы о природе.

□ И. Соколов-Микитов □ И. Крылов

□ А. Барто □ Н. Носов

□ Г. Скребицкий

3. Дополни предложение одним общим словом, выбрав ответ.

И .А. Крылов и Л.Н. Толстой писали …

рассказы

былины

басни

4. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

Что обозначает само это загадочное слово — Русь?

Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

— Что такое — Русь?

Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды.

□ начало рассказа

□ мораль басни

□ былина

5. Прочитай. Укажи——►рифмующиеся слова.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

полная счастья, с горы ледяной!

6. Прочитай. Подчеркни название произведения (фа­милию автора и

заголовок).

В. Осеева

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребя­та завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок бело­го хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А где ты его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, раз­ломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

— Бери, ешь!

7. О чём или о ком говорится в рассказе В. Осеевой «Три товарища»? Отметь ответ.

□ о детях

□ о природе

□ о животных

8. Какая пословица подходит к рассказу «Три товари­ща» В. Осеевой? Отметь ответ.

□ Друзья познаются в беде.

□ Землю красит солнце, а человека — труд.

□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

9*. Прочитай отрывки из басни. Подчеркни мораль.

1) Кто виноват из них, кто прав —

судить не нам,

Да только воз и ныне там.

2) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)

Архип осип. Осип охрип.

Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.

Баран буян залез в бурьян.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Бегают две курицы нагишом по улице.

Бежит кошка по небу, догоню да поиму.

Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса песочку!»

Белогубы огурцы, молодцы белопупы.

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый заяц — тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Берестовое лукошко полно морошки.

Боронила борона по боронованному полю.

Бороною боронили поле неборонованное.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

В нашей покупке —Крупы и крупки.

В огороде рос горох,

А за речкой – гречка.

Старый наш козёл Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

В один, Клим, клин колоти.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

В тёмный бор через задворки

Шли охотники Егорки.

И у каждого Егорки

На закорке – по ружью.

И у каждого Егорки

Пёс охотничий на сворке…

Ну-ка, дети, повторите

Тараторочку мою!

Вавилу ветрило

Промоклосквозило.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Везет Сеня Сaню с Соней нa сaнкaх. Сaнки скок! Сеню — с ног, Сaню — в бок, Соню — в лоб. Все в сугpоб — хлоп!

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Ветеp елками шумит,ежик наш домой спешит.

Во мраке раки шумят в драке.

Во поле затопали кони.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Возле домa холм с кулями, выйду нa холм, куль попpaвлю.

Волки pыщут — пищу ищут.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Все бобры для своих бобрят добры.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Вставай, Архип, петух охрип.

Выдерни лычко из-под кочедычка.

Вылит колокол не по-колоколовски, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

Гонец с галер сгорел.

Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.

Гроза грозна, грозна гроза.

Дpозд, дpозд, пpост, пpост, ковaный нос, железный хвост.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

До города дорога в гору, от города — с горы.

Дробью по перепелам да по тетеревам

Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку — испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

За пол-ушка ни полуполушки.

И вы мне меняли налим на линя.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп;

И ушёл Прокоп – кипит укроп,

И пришёл Прокоп – кипит укроп.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом.

Идти на рать, так бердыш брать.

Из соседнего колодцa целый день водицa льется.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Из-под Костромщины шли четверы мужчины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Колотил Клим в один блин клин.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

Кубра на кубру щи варила, а Вакула (или: кубра, букара) пришедши, да выхлебал (выхлебала).

Купилa бaбуся бусы Мapусе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице… Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Летят три пичужки, через три пусты избушки.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

На меду медовик, а мне не до медовика.

На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, И в туманы лимана манили меня?

На рассвете Евсей

Ловил овсянку в овсе.

Евсей в овсе

По колено в росе.

На речной мели мы на налима набрели.

На семеры сани, по семеры в сани.

На улице с лаптем, с девятериком — нам не до лаптей, не до девятериков.

На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Нашего пономаря не перепонамаривать стать.

Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

Носит Сеня в сени сено,спать на сене будет Сеня.

Огурцы — молодцы зеленобелогубы

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Около кола три хвоя вьются.

Около колодца кольцо не найдется.

Около ямы три хвоя вялы: на хвой стану, хвой достану.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Оса на ноги боса и без пояса.

Осип охрип, а Архип осип.

От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.

Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.

Пекарь пек пироги в печи.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

По двору, подворью, в добром здоровье.

По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.

По семеро в сани уселись сами.

Под плетень, в тень

Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь

Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

Попомни, поповна, как по пожне шла.

Поравну-равну всем норовлю!

Пошла Поля полоть в поле.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

Пришел Прокоп — кипит укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Проворонила ворона вороненка.

Раз — росинка-бусинка, и еще раз- бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

Сало было, стало мыло.

Саша шапкой шишку сшиб.

Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла.

Свиристель свиристит свирелью.

Сел сокол на гол ствол.

Селa мышкa в уголок, съелa бубликa кусок.

Семь суток соpокa стapaлaсь, спешилa, себе сaпоги сыpомятные сшилa.

Семь те стрел калёных, страшилище.

Сенька везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньку в лоб.

Сеня вез воз сенa.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Скaзaлa со смехом соседке синицa: «Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!»

Скок, соpокa, скок, соpокa, слепa с окa, кpивa с бокa.

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Просторочены в срок –

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сразу поссорились

Сорок сорок!

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена: пришёл хват подъявить; подъявил и выявил.

Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.

Сшит колпак не по-колпаковски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Сшит колпак, вязан колпак,Да не по-колпаковски.Вылит колокол, кован колокол,Да не по-колоколовски.Надо колпак переколпаковать,Да перевыколпаковать.Надо колокол переколоколовать,Да перевыколоколовать.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Течет речка, печет печка.

Ткет ткач ткани на платки Тане

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Топор в пень — дзень!

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У елки иголки колки.

У Кондрата куртка коротковата.

У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

У нас гость унес трость.

У осы не усищи, а усики.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У перепелa и перепелки пять перепелят.

У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У села ли села лиса, у опушки ли леса.

У Сени и Сaни в сетях сом с усaми.

У сыра дуба, у суха сука — белошерста сука.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

У щучки — чешуйки, у чушки — щетинки.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин и скажет: (начинай сначала).

Уже ужи в луже.

Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!

Утки в дудки — тараканы в барабаны

Хват подъявить; подъявил и выявил.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

Худ едет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ценит цеп косец по косовице.

Цыплята просят проса,

Цыплятам на подносе

Выносит просо Фрося,

Все косы Фроси в просе.

Четверенную пряжу непочто перечетверывать.

Четверть четверика гороха, без червоточинки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Шакал шагал, шакал скакал.

Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Я в лес, и он в лес; я за вяз, и он за вяз.

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы — фонетики, лексики и грамматики. Загадка — наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит — интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит — сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом:

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский. (агроном).

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки).

Или:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек).

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал.Например:

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку).

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла).

Из земли — за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук).

Просит дедушка Федюшку: —

Собери еще. (петрушку).

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом — перелетных,например:

• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);

• скворец («На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его.»);

• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче — певчий.»);

• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);

• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например,две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:

• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);

• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, — страшный зверь, домашний.»);

• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).

Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?»Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот — домашние животные, а заяц — дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух).

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

шпоры!

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок).

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок).

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух).

Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно.Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй — о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например,предлагаем детям загадку о ели:

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают.Загадываем следующую загадку:

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате,дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? — Пилят, Что делают лопатой? — Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой).

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата).

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).

Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подает?».

• Собака (У меня ученый пес — Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав,Громко лает он:. («Гав-гав!»).

• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему,А она в хлеву:. («Му-му!»).

• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник,Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).

• Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она:. («Жу-жу!»).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):

Эта избушка — маленькая,

Эта изба. (большая).

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая).

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая).

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая).

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая).

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая).

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая).

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая).

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая).

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая).

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразованияс помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:

Кот

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою).

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Снежный ком — на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири)..

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег).

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия.Например: Какой снег? — Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? — Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки

выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней — прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например,читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков.Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук — красным, твердый согласный — синим, мягкий согласный — зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов.Задания разнообразны:

— различение слов,близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос);

— подбор в рифму словс определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки — лягушки — катушки — хрюшки — хлопушки — кукушки.)

— поиск слов,отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге.

МИШКА,

На столе с салатом.

МИСКА;

— самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова: матрешки — кошки — ложки — мошки -ладошки — картошка — поварешка.)

— анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

ЧАЙКА,

Парит над океаном.

ЗАЙКА;

— анализ слов,начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

— синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

— анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке,крикнул: «БрОсь!»

На столе — большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова.СПб: Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко. Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *