Скрижаль что такое

— две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже в цветущем состоянии в Египте, Ассиро-Вавилонии и др. странах тогдашнего цивилиз. мира. — Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были разбиты им в приступе гнева на увлечение народа культом золотого тельца (Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились как величайшая святыня во «святом святых» сначала скинии, а затем храма иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С. исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания.

А. Л.

В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок (плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским преданиям, каждая С. имела вид куба величиною во всех измерениях в один 6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь текст десятословия, в северной С. — ассирийским, т. е. квадратным письмом, а в южной — древнееврейским, в той и другой С. в двух видах: по чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а снаружи — слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, «Микдаш Агарон» (2 изд. СПб., 1894, на древнееврейском языке).

Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Первые и Вторые Скрижали

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

«И когда (Бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18).
Что же означает слово скрижали*? Приведу три версии перевода с санскрита как: sarci-ja-likh , где sarci «горящий, пылающий», ja «рождённый от, происходящий от», likh «писать, трогать», т.е. «свечение, происходящее от написанного или от трения». Второй вариант: sr,ja-likh , где sr,ja «создающий, творящий», т.е. «сотворённое писание». Обычно предполагают, что скрижали Бог написал пальцем – перстом, но перевод с санскрита это слово означает: parc,u «кривой нож, серп, ребро». А слово палец пишется как: pallava , поэтому следует предположить, что буквы написаны неким инструментом серповидной формы.
А если перевести с санскрита еврейские слова лухот а-брит, как lu (лу) — резать, hotar(хотар) — верховный жрец,barh (барх) — говорить, itara(итара)- другой, иной, отличающийся от…, т.е. «Скрижали- это то, на чём верховный жрец(Моисей) вырезал слова от ИНОГО (Б-га)».
В августе 2008 года в Египте была сделана сенсационная находка, о которой было рассказано в статье «Кремневой доски мудрости» (журнал НЛО №11 за 2009 г.), где говорится, что воры, сделав подкоп под пирамиду, обнаружили камеру, заполненную золотом, сияние которого невыносимо для глаз. Они выкрали одну из пяти досок из камня, которые там были. Эта доска, размером метр на полметра и толщиной пять сантиметров, выполнена из материала похожего на полупрозрачный кремний или янтарь. Внутри доски имеются многослойные надписи, которые как бы висели в полупрозрачном пространстве. Удивительно то, что наряду с библейскими заповедями, есть слова из Священного Корана и иудейской Торы, имена Христа и его учеников. Кроме того, доска обладает ещё одним удивительным свойством. Если её потереть лоскутком шерсти, то в темноте она начинает светиться голубым светом, становясь непроницаемой, поочерёдно проецируя на поверхности надписи, выгравированные послойно. Доска способна накапливать статическое электричество, как конденсатор и при соприкосновении с ней тела человека, можно получить разряд тока. Современная технология лазерного копирования изображений в толще стекла способна создать подобные надписи, но этой доске не меньше 2000 лет. Жалко, что эта доска «осела» у какого-то частного коллекционера и учёные не могут пока исследовать этот артефакт.
Если предположить, что Моисей нёс с горы Синай подобные каменные доски, то понятно, почему его лицо светилось в темноте. «И увидели Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему».
Впоследствии, это свечение художники стали изображать в виде двух лучей, исходящих от головы Моисея, а Микеланджело и вовсе изобразим его с двумя рогами. Это произошло из-за не правильного перевода с иврита слова кетер «корона, нимб», как керен «рога».
Справка.
*Скрижали Завета или Скрижали свидетельства (от ивр. лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей. Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме. По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге, и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну. Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов. Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.
Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.
Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы. Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей (из Википедии).
Иллюстрация: скульптура Микеланджело «Моисей»

Тут есть над чем работать!
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.

Что нужно сделать:
Описание появлений

Слово Божье — скрижали, содержащие «руководство» от Бога на определённую тему и предназначенные людям.

Описание Править

Все скрижали были написаны ангелом Метатроном, который записывал наставления Бога. Языком для них служит особый шифр, прочитать который может только Хранитель слова, иначе пророк. Кастиэль говорит, что когда раскрывается Слово Божье, один человек становится хранителем, и его переносят в пустыню, чтобы он смог прочесть Слово.

Всего известны три скрижали: о левиафанах, о демонах, и об ангелах. Первое слово было раскопано Диком Романом в Иране и содержит инструкции о том, как убить Левиафана. После его открытия Хранителем Слова стал Кевин Трен. Второе слово, под названием «Демоны», было у Кроули и Кевина. Оно содержало инструкцию о том, как создать оружие массового уничтожения демонов, но в главной части описывается как закрыть врата Ада навечно. Когда Кроули пытал Самандриэля, Самандриэль рассказал Кроули, что есть третье слово, посвящённое ангелам.

ПоявленияПравить

7.20 «Девушка с татуировкой подземелий и драконов»Править

Чарли Брэдбери, ИТ-специалист, которая работает на Дика Романа, помогает Сэму и Дину забрать жесткий диск Фрэнка Деверо у Дика и взламывает его электронную почту.

Чарли удается попасть в офис Дика и скачать его электронную почту. Вернувшись за стол, она посылает его, вместе с содержимым жесткого диска Фрэнка Винчестерам. Она обнаруживает, что посылка Дика, прибывающий из археологических раскопках в Иране в близлежащем аэропорту и успевает отправить поддельные письма, где говорится, что посылка прибывает через 30 минут. Это дает Сэму и Дину время, чтобы добраться до аэропорта и поменять посылку на бомбу с Бораксом. Когда они открывают посылку, они обнаруживают в нем глиняную плитку.

7.21 «Чтение является основополагающим»Править

Дин открывает Слово Божье. Как только он это делает начинаются бушевать ураганы, и Кевин Трен становится пророком, а Кастиэль приходит в себя. Кевин читает Слово, в котором написано как убить левиафана: для этого нужна Кость праведника омытая кровью трех падших: падшего ангела, Короля ада и падших душ и падшего монстра. Сэм и Дин начинают собирать части оружия, и Кастиэль отдает им свою кровь, так как является падшим ангелом. Когда Кевин Трен возвращается домой и попадает в плен к Эдгару, табличка все ещё находится у него.

7.22 «И будет кровь»Править

После похищения Кевина Трена, Дик Роман заставляет его перевести табличку для него. После этого Дик посылает Эдгара убить Альфу-вампира и получить его кровь и вызывает Кроули в дьявольскую ловушку, чтобы заключить с ним сделку.

В то же время, Бобби Сингер выясняет, что Королем падших душ является Кроули, а падшим монстром Альфа. Братья вызывают Кроули и он обещает им свою кровь, как только они получат другие необходимые части. Сэм и Дин получают кровь Альфы-вампира, после того, как спасают его от Эдгара и доказывают, что Левиафаны предали его.

7.23 «Естественный отбор»Править

Сэм и Дин крадут кость монахини, сестры Мэри Констант чтобы получить «кость праведника», а Дик заключает сделку с Кроули, чтобы тот дал Винчестерам чужую кровь. Тем не менее, Кроули информирует их о сделке и дает им свою кровь и они могут сделать оружие, описанное на табличке. Дин позже использует его, чтобы убить Дика Романа с помощью Кастиэля.

8.01 «Нам нужно поговорить о Кевине»Править

15.08 «Отче наш, который не на небесах» Править

Интересные фактыПравить

  • Кастиэль разбил все три скрижали в разных эпизодах.
  • Кевин Трен починил скрижали о левиафанах и демонах, после того, как их разбил Кастиэль. Однако у него не было возможности починить скрижаль об ангелах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *