Славословие текст

Прославим вместе Бога и сердце распахнём,
Наш Бог—Всемогущий Бог!
О милости великой мы песню воспоём,
Наш Бог—Всемогущий Бог!
Из каменного сердца Он новое создал,
С великой силой веру и Дух Спасенья дал.
Мы возвещаем людям о том, какой наш Бог:
Наш Бог—Всемогущий Бог.
Наш Бог Всемогущий царствует во славе
Своей,
Наш Бог Чудный, Сильный,
Любящий, Всемогущий Бог.
Весь мир несётся в пропасть, но знаем мы с тобой,
Наш Бог—Всемогущий Бог.
Иисус прийдёт с победой над силою земной,
Наш Бог—Всемогущий Бог.
Наш Дух надежды полон, ведёт нас Сын Творца
И будут с нами вместе спасённые сердца.
Мы возвещаем людям о том, какой наш Бог:
Наш Бог—Всемогущий Бог. Let us glorify God and open our hearts
Our God is Almighty God!
About the great mercy we sing a song,
Our God is Almighty God!
From the stone heart He created new
With great power, faith and the Spirit of Salvation has given.
We tell people what our God is:
Our God is Almighty God.
Our God Almighty reigns in glory
His,
Our God is Wonderful, Strong,
Loving, Almighty God.
The whole world is rushing into the abyss, but we know with you,
Our God is Almighty God.
Jesus will come with victory over the power of the earth,
Our God is Almighty God.
Our Spirit of hope is full, the Son of the Creator leads us
And together with us will be saved hearts.
We tell people what our God is:
Our God is Almighty God.

Наиболее ранние памятники, достоверно свидетельствующие об использовании В. с. за богослужением,- это соч. Псевдо-Афанасия «О девстве», где гимн входит в утреннее правило девы и следует за Пс 62 и песнью вавилонских отроков. В 47-й гл. VII кн. «Апостольских постановлений» гимн надписан как утренний. В проповедях свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии, говорится о пении ангельского славословия (возможно, В. с.) перед восходом солнца (Ioan. Chrysost. Hom. 68 (69). In Matth. 3 // PG. 58. Col. 644-646). Свт. Василий Великий в письме к свт. Григорию Богослову, рассуждая о монашеской жизни, отмечает, что хорошо начинать день еще до восхода солнца с песнопений в честь Создателя, подражая ангелам (Basil. Magn. Ep. 2).

В. с. вошло в состав утрени большинства обрядов (см. ст. Литургические семьи) как на Востоке, так и на Западе (кроме Рима, где оно было включено в состав торжественной мессы; с распространением на Западе рим. обряда это стало всеобщей практикой католич. Церкви — см. Gloria). Как правило, в чине утрени В. с. следует за хвалитными псалмами (Пс 148-150). В палестинском Часослове, к-рый используется в правосл. Церкви, В. с. занимает место после хвалитных псалмов и стихир (или заменяющего стихиры текста « «). Исполнению В. с. непосредственно предшествует стих « «, являющийся древним припевом к хвалитным псалмам (Скабалланович. Типикон. С. 302, 306); в совр. рус. богослужебной практике этот стих, как правило, произносится священником, в греч.- поется хором (или чтецом). Кроме утрени В. с., согласно палестинскому Часослову, употребляется еще и на повечерии (во «вседневной» редакции и с заменой слов » » на » «).

В кафедральном к-польском богослужении IX-XII вв. В. с. (в 1-й редакции) входило в состав утрени согласно песненному последованию и представляло собой заключительное песнопение 2-й части утрени, к-рую пели в центре храма. Слова «Слава в вышних» возглашались певцом (доместиком), к-рый поднимался на амвон с крестом в руках, далее В. с. исполнял хор. В конце духовенство совершало вход в алтарь, именно поэтому В. с. было дополнено традиц. визант. входным песнопением — Трисвятым. После Трисвятого, по праздникам, пели тропарь и прокимен и читали Евангелие; далее происходила 3-я (последняя) часть утрени (Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 28-29; Vol. 2. 82-83; Арранц. С. 93).

В первоначальной версии Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. В. с., напротив, весь год употреблялось только во 2-й редакции (при этом оно исполнялось нараспев). Единственное исключение составляла Великая суббота, когда В. с. и в студийской практике пели согласно 1-й редакции. Использование др. редакции связано с тем, что, согласно послеиконоборческой визант. лекционарной системе (а она лежит как в основе Типикона Великой ц., так и в основе Студийского синаксаря), утреня Великой субботы — единственная утреня в году, имеющая полную службу чтений, и В. с. в кафедральной редакции попало в монастырскую студийскую практику вместе с кафедральным утренним входом и службой чтений.

В иных редакциях Студийского устава — афоно-итал. (представленной Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в. и целым рядом южноитал. памятников, напр. Мессинским Типиконом 1131 г.) и малоазийской (представленной Евергетидским Типиконом кон. XI в.) — обе редакции В. с. уже употребляются со сравнимой частотой: 1-я по воскресеньям и праздникам, 2-я — по будням. Нек-рые Типиконы, напр. Мессинский и Святогробский 1122 г., интерпретируют 2-ю редакцию В. с. как 2 отдельных текста — собственно славословие и «Сподоби, Господи»,- разделяя их ектенией или библейскими чтениями.

Т. о., с XI в. 2 редакции В. с. становятся отличительными признаками не различных богослужебных традиций — к-польской кафедральной (1-я редакция) и палестинской и студийской монастырской (2-я редакция), а праздничных и будних дней в рамках одной монастырской традиции. Такое толкование разницы между 2 редакциями В. с. присутствует уже у прп. Никона Черногорца (кон. XI в.) в его «Тактиконе». Пение по праздникам В. с. в 1-й редакции с Трисвятым в конце предполагало отмену тех частей утрени, к-рые обычно следовали за В. с. во 2-й редакции — стиховных стихир, «Благо есть», Трисвятого и «Отче наш», тропаря. Стиховные стихиры в таком случае или отменялись вовсе, или присоединялись к хвалитным; «Благо есть» отменялось; «Отче наш» или отменялось, или читалось сразу вслед за Трисвятым в составе В. с.; тропарь пелся сразу после Трисвятого (или «Отче наш»).

Появившаяся в афоно-итал. и малоазийской редакциях Студийского устава практика использования В. с. перешла и в Иерусалимский устав, к-рый после XII-XIV вв. был принят повсюду в правосл. Церкви. При этом по будним дням В. с. (во 2-й редакции) читается (видимо, этим следует объяснить полное исчезновение В. с. из состава пасхальной утрени по Иерусалимскому уставу, к-рая в Студийском уставе сохраняла В. с. во 2-й редакции); стиховные стихиры присоединяются к хвалитным лишь по воскресеньям (и на Пасху; это проявляется в прибавлении к хвалитным псалмам стиховных припевов); «Отче наш» к Трисвятому в составе В. с. не прибавляется (впрочем, в рус. богослужебной практике вплоть до сер. XVII в. после Трисвятого произносили возглас молитвы «Отче наш»; борьбой с этой практикой обусловлено наличие соответствующего примечания в совр. рус. Часослове (С. 66)).

В рус. богослужебной практике XV-XVII вв. сохранялся обычай совершать в конце В. с. на воскресных утренях (кроме периода пения Триоди) вход с Евангелием, официально этот обычай был закреплен Стоглавым Собором. Обычай утреннего входа, сопряженного с чтением Евангелия (см.: Τρεμπέλας. Σ. 239-251), отмечен и в нек-рых греч. рукописях Иерусалимского устава — напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 19-20). Согласно рукописным рус. Чиновникам и Обиходникам XVI-XVII вв. и первопечатному Уставу 1610 г., вход совершался во время Трисвятого (епископ, если он присутствовал на службе, во входе не участвовал, но ему подносили Евангелие для целования). Входной процессии предшествовал клирик с запрестольным Крестом. После входа и возгласа » » пели тропарь по образцу тропарей пророчеств (с повторением окончания тропаря на » » и снова тропаря целиком), затем возглашался прокимен и читалось Евангелие (воскресное, т. к. перед каноном читали Евангелие святого (если в этот день был почитаемый святой) или общее Божией Матери); далее служба шла обычным ходом. Особое значение имел утренний вход в кафедральных храмах: для участия в нем время от времени должны были являться все городские священники (Успенский. С. 43-47). Утренний вход, помимо своей торжественности, позволял решить проблему выбора евангельского чтения утрени при совпадении Богородичного праздника с воскресным днем — оба Евангелия (праздника и воскресное) читались в разное время на утрене. В 1653 г. Патриарх Никон упразднил практику совершения утреннего входа; однако неск. утренних входов (в измененном виде — они представляют собой шествие с плащаницей или с Крестом) в совр. рус. Типиконе сохраняются: это входы на утренях Великой субботы, Крестопоклонной недели, 1 авг. и 14 сент.

По принятому ныне в РПЦ Типикону, В. с. в 1-й («праздничной») редакции поется на утрене во все воскресные дни; в субботы сыропустную, Акафиста, Лазареву и Великую; в те дни (кроме седмичных дней Великого поста), на к-рые попадают праздники или памяти святых с красным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), а также отдания двунадесятых праздников. Утреня этих дней, согласно общепринятой терминологии,- «славословная» (т. е. с пением В. с. в 1-й редакции) или «полиелейная» (т. е. с праздничной вставкой перед каноном и пением В. с. в 1-й редакции). Во все проч. дни (в т. ч. в праздники, выпадающие на будние дни Великого поста) В. с. читается во 2-й («вседневной») редакции.

В. с. расположено в заключительной части утрени (утреня должна, строго говоря, начинаться ночью затемно, так что В. с. отмечает собой рассвет) и следует сразу за хвалитными псалмами и стихирами (если стихир нет, что возможно только при В. с. во 2-й редакции, в конце псалмов на » » читается общая стихира » «). После В. с. в 1-й редакции сразу поется отпустительный тропарь и следуют сугубая и просительная ектении и отпуст; после В. с. во 2-й редакции возглашается просительная ектения и утреня продолжается.

Предваряющий В. с. стих » «, согласно Типикону (гл. 7), произносит настоятель (т. е. игумен мон-ря, к-рый во время службы должен находиться не в алтаре, а в храме); на практике этот стих произносит служащий священник, воздевая при этом руки (при чтении В. с. во 2-й редакции стих может произноситься и чтецом). Настоятель же должен читать В. с. в тех случаях, когда оно употребляется во 2-й редакции (на практике В. с. во 2-й редакции читает чтец). Во время богородична перед пением В. с. в 1-й редакции отверзаются св. врата, что является следом прежней практики утреннего входа. Типикон предписывает петь В. с. (в 1-й редакции, поскольку 2-я всегда читается) «тихо и со гласом» (последование 1-го авг.) или «тихогласно» (последование Крестопоклонной недели Великого поста).

В совр. практике греч. афонского монашества В. с. в 1-й редакции также является отличительной особенностью праздничных и полупраздничных дней (в т. ч. и праздников, случающихся в будние дни Великого поста); В. с. во 2-й редакции читается по будням. Св. врата на В. с. не отверзаются; как начальный стих, так и само В. с. поются, по возможности, антифонно на 2 хора. Так же исполняется В. с. и в совр. греч. приходской практике. В отличие от предписанного Иерусалимским уставом порядка, к-рый соблюдается в слав. странах, Грузии и на Афоне, в совр. греч. приходской практике после В. с. в 1-й редакции и тропаря сразу начинается Божественная литургия (ектении и часы опускаются); утреня со «вседневной» редакцией В. с. оканчивается так же, как и в Иерусалимском уставе.

Помимо утрени В. с. входит в состав повечерия (как малого, так и великого (3-й его части)), после В. с. (и, на малом повечерии, Символа веры) и перед «Достойно есть» на повечерии назначено пение канона. В древней лат. традиции В. с. (Gloria) имеет близкую параллель — гимн «Te Deum» ( ). Оба гимна считаются праздничными и могут исполняться в качестве самостоятельных песнопений в торжественных случаях; эта практика проникла и в правосл. Требник, к-рый назначает пение В. с. или » » (в греч. изданиях Евхология только В. с.; в рус. изданиях Требника предоставляется выбор из 2 гимнов) в конце благодарственного молебна и нек-рых др. последований.

Лит.: Скабалланович. Типикон. С. 305-313; Blume Cl. Der Engelhymnus Gloria in Excelsis Deo: Sein Ursprung und seine Entwicklung // Stimmen der Zeit. Freiburg i. Br., 1907. Bd. 73. S. 43-62; Leclercq H. Doxologie grande // DACL. Vol. 4. Fasc. 2. Col. 1528-1540; Lebreton J. La forme primitive du Gloria in excelsis: Prière du Christ ou prière a Dieu le Pére // RSR. 1924. Vol. 13. P. 322-329; Τρεμπέλας. Μικρὸν Εὐχολόγιον. Τ. 2; Capelle B. Le texte du «Gloria in excelsis» // RHE. 1949. Vol. 44. P. 439-457; Jungmann J. A. Missarum sollemnia. W., 1949. T. 1. P. 446-462; Stäblein B. Gloria in excelsis Deo // MGG. 1956. Bd. 5. S. 302-320; Schulz H.-J. In deinem Licht schauen wir das Licht: Zur Meditation frühchristl.-ostkirchl. Tagzeitensymbolik. Köln, 1978. S. 40 ff.; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения. Гл. 6 // БТ. 1978. Сб. 19. С. 3-67; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979; Gamber K. Die Textgestalt des Gloria // Liturgie und Dichtung: Ein interdisziplinäres Kompendum / Hrsg. H. Becker, R. Kasczynski. St. Ottilien, 1983. Bd. 1. S. 227- 256. (Pietas Liturgica; 1); Renoux Ch. Le Gloria in excelsis Deo de l’Église arménienne // Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of G. Winkler / Ed. H.-J. Feulner etc. R., 2000. P. 603-618. (OCA; 260).

М. С. ЖелтовСообщение от Надежда_ВДавайте в этой теме будем прославлять Господа и выражать Ему свою благодарность за все,что Он для нас делает в наших жизнях. Благословенный Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа!Я благодарю Тебя за Твоего Сына Единородного,Которого Ты отдал,чтобы каждый верующий в Него не погиб,но имел жизнь вечную!Я благодарю Тебя,Отче Святый что Твой Сын страдал,умирал,Кровь Свою проливал за меня,за мои грехи,за все те гадости,которые я совершал в жизни своей! Я благодарю Тебя,Господь мой Иисус что Ты притерпел такое унижение от тех,кого Ты сотворил,что Ты понёс поругание и взял на Себя проклятие,которое лежало на мне! Я благодарю Тебя,Иисус за Твоё распятие и за Твою смерть на кресте! Ведь всё сие Ты совершил,что бы я жил,вечно жил в Твоём Царствии Небесном! Я благодарю Тебя,Господь,что Ты воскрес из мёртвых!!! Тебе слава,Тебе хвала!!! Аллилуйя!!!Я славлю и величаю Имя Твоё,Которое превыше всякого имени под небом!!!Я благодарю Тебя,Господь,что Ты упросил Отца Своего Небесного и Он дал мне Духа Святого,Утешителя,Который пребывает со мной и во мне!!!Я благодарю Тебя,Господь Иисус,что Ты сидишь одесную Отца Твоего и заступаешься за меня!!!СЛАВА,СЛАВА,СЛАВА ТЕБЕ ЕДИНОМУ ВЕЧНОМУ ПРЕМУДРОМУ БОГУ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ!!!Благодарю Тебя,Господь,что Ты даровал мне жизнь в этот час и в этой стране!!!Благодарю Тебя,Господь,что Ты хранишь мир и свободу в нашей стране!!!Благодарю Тебя,Господь,что мы не знаем ни голода,ни гонений и никто нас не убивает за Имя Твоё!!!Но в этой свободе дай мне,Господи,не охладеть сердцем своим,не дай мне пошатнуться от всякого рода учений,не дай мне отпасть от Твоей благодати! Дай мне,Господи,в любой ситуации,во всякое время,на всяком месте быть верным Тебе во всём,Духа Твоего Святого не угашать и всегда и за всё славить и благодарить Тебя!!!Ибо Ты достоин,Господи,принять всю славу,честь и поклонение!!!Да будет Имя Твоё прославлено и возвеличено и ныне и вовеки-веков!!!Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *