Слова искусство

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:

— обладают эстетическим качеством;

— рассчитаны на художественный эффект;

— служат для оформления быта и интерьера.

Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

· Батик

· Гобелен

· Нитяная графика

· Кружевоплетение

· Художественная резьба (по камню, по дереву, кости)

· Керамика

· Бисероплетение

· Вышивка

· Древнерусское лицевое шитье

· Вязание (крючком, спицами)

· Макраме

· Мозайка

· Ковроделие

· Ювелирное искусство

· Лаковая миниатюра

· Художественная роспись по дереву (Городецкая, Хохлома, Мезенская)

· Художественная роспись по металлу (Жостовская)

· Художественная роспись по керамике (Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка)

· Лепка

· Графика

· Художественное вырезание из бумаги

· Художественная обработка кожи

· Художественная обработка металла

· Христианская оловянная миниатюра

· Художественная ковка

· Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни

· Художественное литье из чугуна

· Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

· Оригами

· Работа со стеклом (витраж, витражная роспись)

· Мозаика

· Набойка (набивные ткани)

· Песочное шоу

Произведения декоративно-прикладного искусства отличают обобщенность, плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура.

Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т. д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Изображение и цвет часто имеют символическое значение: например, красный цвет в русском народном искусстве – символ жизни, белый цвет – символ чистоты, конь – знак солнца и т. д.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. и́ску́с и́ску́сы
Р. и́ску́са и́ску́сов
Д. и́ску́су и́ску́сам
В. и́ску́с и́ску́сы
Тв. и́ску́сом и́ску́сами
Пр. и́ску́се и́ску́сах

и́с-ку́с

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -искус- .

Произношение

  • МФА:
  • МФА (допустимо): (Еськова, 2015)

Семантические свойства

Значение

  1. продолжительная проверка на деле чьих-либо качеств; испытание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. искушение, соблазн ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. испытание
  2. искушение, соблазн

Антонимы

Гиперонимы

  1. проверка

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Анаграммы

    • Иссук

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      искусство

      Искусство Иску́сство (от церк.-слав.

      искусство

      I ср.
      1.Творческая художественная деятельность.
      2.Отрасль творческой художественной деятельности. II ср.
      1.Система приемов и методов в какой-либо отрасли практической деятельности; мастерство.
      2.Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.

      искусство

      ср.
      1) Творческая художественная деятельность.
      2) Отрасль творческой художественной деятельности.
      3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство.
      4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.

      искусство

      иск`усство, -а

      искусство

      самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и. искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-приклодное и. искусство умение, мастерство, знание дела Владеть искусством шитья.

      искусство

      1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п…
      2) В узком смысле — изобразительное искусство…
      3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

      искусство

      искусство ср.
      1) Творческая художественная деятельность.
      2) Отрасль творческой художественной деятельности.
      3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство.
      4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.

      искусство

      искусства, ср.
      1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
      2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.
      3. только ед. Система приемов и методов в какой-н. отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. Говорить о себе – тонкое искусство, я не обладаю им. Максим Горький.
      4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела. Из любви к искусству (делать что-н.; разг. шутл.) – без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

      искусство

      одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение ‘литература и искусство’) и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово ‘И.’ относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Определение отличительных признаков И. и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. И. объявлялось ‘подражанием природе’ — и ‘свободным формотворчеством’; ‘воспроизведением действительности’ — и ‘самопознанием Абсолюта’, ‘самовыражением художника’ — и ‘языком чувств’; особого рода игрой — и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды И. и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого И. Эта сложность, многогранность структуры И. не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность И. то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в И. органически взаимосвязаны разные моменты — познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности И. не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы И. наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности И., в частности: а) выявить те качества и функции И., которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций — не простая их ‘сумма’, не механический конгломерат, а органически-целостное единство, которое и порождает специфический для И. эффект художественности; в) раскрыть способность структуры И. модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры И., а с другой — различные исторические типы И. (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончательного решения этой задачи, некоторые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью. Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, И. оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, И. должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. И. должно ‘удваивать’ реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей ‘прожить’ много иллюзорных ‘жизней’ в ‘мирах’, созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д. Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики И.) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё — выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием ‘рукотворности’ отношение человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой мыслью Фейербаха — см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 53-
      54). Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения И., как созданной человеком модели жизни. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, И. должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, т. е. должно не копировать её, а воспроизводить её структуру. Реальная человеческая жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия четырёх основных компонентов — труда, познания, ценностной ориентации и общения. Соответственно и И., произведения которого по-своему столь же органически целостны, перенимает эту структуру человеческой жизнедеятельности. Оно выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением определённой системы ценностей; произведения И. создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, ‘…не только отражает объективный мир, но и творит его’ (там же, с.
      194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д.); таким образом, И. творит воображаемые ‘миры’, более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ ‘практически-духовного освоения’ действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоретического знания, и от чисто материальной практики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с.
      728). Произведение И. представляет собой всегда и духовный образ — модель жизни, и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художественному образу материальное воплощение, вне которого он — как и любая другая модель — не может существовать; с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный ‘язык’ (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художественную информацию. Таким образом, И. как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции И., слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого — художественного воздействия И. на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение. Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее — закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов И.:
      1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное И. и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;
      2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
      3) пространственно-временные (танец; актёрское И. и все базирующиеся на нём синтетическое И. — театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое И. и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться:
      1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика — так называемые изобразительные И.; литература, актёрское И.);
      2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка и танец);
      3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного И. с И. изобразительными; словесно-музыкальному — песенному и актёрско-танцевальному — пантомимическому синтезу). Каждый вид И. непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды И. имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного И. являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки — вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического И. — драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца — бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об И. по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного И., как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического И., как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, И., взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными. И. зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности — создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела — имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития И. не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь ‘непосредственно вплетено’ в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3, с.
      24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху И. неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет ‘прикладной’ характер. С дальнейшим развитием культуры И. постепенно обособлялось в специфическую область деятельности — в ‘…художественное производство как таковое’ (Маркс К., там же, т. 12, с.
      736), однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности — технической (архитектура, декоративно-прикладное И., дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское И., плакат, И. рекламы, оформительское И.), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях И. придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении И. в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития. Реальная жизнь И. протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие И. отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов — от эволюции материального производства, экономии, строя общества и техники до эволюции общественного сознания — в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль И. видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля . Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в ‘двухмерном пространстве’, одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая — понятием стиля. Выражая своими средствами потребности общественной жизни и общественного развития, И. постоянно привлекает внимание всех социальных сил — государства, классов, партий, религиозных организаций и др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. В результате И. втягивается в орбиту классовой борьбы, выражая устремления народных масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты общественного развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин — на примере творчества Л. Н. Толстого). И. отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. При этом разные общественно-экономические формации в разной степени благоприятствуют развитию И. Так, по характеристике К. Маркса, ‘… капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии’ (там же, т. 26, ч. 1, с.
      280). И. в условиях развитого буржуазного общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художественная культура разделяется на так называемое элитарное и массовое И., что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу И. — и в его содержании, и в его форме. Только борьба против уродливых социальных отношений буржуазного мира может в этих условиях помочь И. преодолевать тлетворное влияние капитализма. Поэтому магистральным путём развития И. в 19-20 вв. стал критический реализм ; поэтому В. И. Ленин, размышляя над путями развития пролетарского И. в буржуазном обществе, сформулировал в 1905 принцип коммунистической партийности , определяющий свободную духовную связь художника с революционной борьбой рабочего класса и, следовательно, освобождение художника от экономического, идеологического и психологического давления буржуазного общества. В социалистическом обществе место, характер и судьбы И. определяются новыми социальными условиями художественного развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь коммунистического строительства. Октябрьская революция 1917 освободила художника от власти товарно-денежных отношений, обеспечив возможность истинно свободного творчества, обращенного ко всему народу, имеющего своей целью объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетическое воспитание. В. И. Ленин предвидел, что на этом пути будет создано ‘великое коммунистическое искусство’, которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с.
      666). Метод социалистического реализма , выработанный в ходе развития пролетарского, а затем и социалистического И. в СССР и во многих других странах мира, является конкретной основой реализации ленинской программы построения художественной культуры коммунистического общества. См. также статьи Искусства пластические , Литература , Музыка , Театр .Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. , т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве. , 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Луначарский А. В., Статьи об искусстве, М.-Л., 1941; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1-5, М., 1962-70; Античные мыслители об искусстве. , 2 изд., М., 1938; Дидро Д., Собр. соч., т. 5-6, М., 1936-46; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.-Л., 1935; Гёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб. ст., Л.-М., 1936; Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966; Гегель Г., Эстетика, т. 1-3, М., 1968-71; Бальзак О., Об искусстве. М.-Л., 1941; Белинский В. Г., Эстетика и литературная критика, т. 1-2, М., 1958; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1958; Соловьев В. С. Общий смысл искусства, Собр. соч., т. 6, СПБ, ; Овсянико-Куликовский Д., Язык и искусство, СПБ, 1895; Прудон П. Ж., Искусство. Его основание и общественное назначение, пер. с франц., СПБ, 1865; Гюйо М., Искусство с точки зрения социологии, , СПБ, 1891; Тэн И., Философия искусства, , М., 1933; Христиансен Б., Философия искусства, СПБ, 1911; Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922; Гаузенштейн В., Искусство и общество, пер. с нем., М., 1923; Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М.-Л., 1930; Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956; Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960; Поспелов Г. Н., О природе искусства, М., 1960; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, ; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962; Лотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965; Натев А., Искусство и общество, пер. с болг., М., 1966; Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967; Новожилова Л. И., Социология искусства, Л., 1968; Раппопорт С. Х., Искусство и эмоции, М., 1968; Кодуэлл Кр., Иллюзия и действительность, пер. с англ., М., 1969; Lange К., Das Wesen der Kunst, Bd 1-2, В., 1901; Dessoir М., Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906; Langer S., Problems of art, N. Y., 1957; Collingwood R., The principles of art, N. Y., 1958; Dewey J., Art as experience, N. Y., 1959; Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Heidegger М., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965; Art and philosophy, N. Y.,
      1966. См. также лит. при статьях Прекрасное , Реализм , Эстетика . М. С. Каган.

      искусство

      искусство, -а

      искусство

      процесс и результат выражения чувств, отображение действительности в образах мастерство, умение в каком-либо деле само дело, требующее такого умения

      форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Это сфера, внутри которой генерируются и функционируют художественные образы, выступающие средствами миропонимания, духовного освоения мира, позволяющие человеку компенсировать ограниченность исключительно рационального познания.

      Основным содержательным элементом произведения искусства являются художественные образы. Будучи полиморфными эстетическими структурами, они способны нести в себе, хранить и передавать от поколения к поколению богатый духовнопрактический опыт. Они выявляют в жизненной стихии существенные коллизии, фиксируют их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах произведения искусства или отдельного художественного образа духовная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в его центр содержательного противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма», удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих духовных императивов и нравственных идеалов.

      В нормативно-ценностной структуре значительного по своим эстетическим качествам произведения обнаруживаются в явном или скрытом виде несколько содержательных уровней:

      1) универсальные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;

      2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;

      3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых коллизий;

      4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми воссозданными творческим сознанием противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя нормативно-ценностное целое.

      В искусстве сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии социально-духовной реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации художественное сознание внимательнейшим образом исследовало с помощью доступных ему средств все то, что имело непосредственное отношение к духовной, религиозной, нравственной жизни человека и общества. Многие памятники искусства запечатлели переход от стихийности доморального хаоса к упорядоченности социоморального космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к цивилизованному социальному порядку. Они были свидетелями и участниками процессов раннего нормотворчества, в результате которых возникали, усложнялись и совершенствовались духовные регуляторы соци- альной жизни.

      Искусство в процессе своего развития обнаружило способность изображать не только видимое, но и то, что находится за пределами чувственного восприятия. Время от времени появлялись художники, способные создавать произведения в жанре «сквозящего реализма», проникающие сквозь внешнее и очевидное в запредельные сферы и тайные смыслы бытия, усматривающие «за реальным реальнейшее». Каждый мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы образы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в эстетические формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла, веры и неверия. Стимулируя подобные размышления, искусство выполняет свою важнейшую функцию — служить гармонизации отношений человека с миром. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Безальтернативное получает альтернативу. Отсюда возрастание этических оценок в искусстве. Именно благодаря большей свободе искусство как бы оказывается вне морали. Оно делает возможным не только запрещенное, но и невозможное. Поэтому по отношению к реальности искусство выступает как область свободы… Резкое возрастание степеней свободы по отношению к реальности делает искусство полюсом экспериментирования. Искусство создает свой мир, который строится как трансформация внехудожественной действительности по закону: «если, то …». Художник сосредоточивает силу искусства в тех сферах жизни, в которых он исследует результаты увеличения свободы. По сути дела, нет разницы между тем, когда предметом внимания делается возможность нарушить законы семьи, законы общества, законы здравого смысла, законы обычая и традиции или даже законы времени и пространства. Во всех случаях законы, организующие мир, делятся на две группы: изменения невозможные и изменения возможные, но категорически запрещенные (изменения возможные и н?запрешенные вообще изменениями в данном случае не считаются, они вводятся как антитеза псевдоизменений подлинным)… Искусство является средством познания, в первую очередь познания человека… Однако что следует разуметь под выражением «познание человека»? Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация — от самой бытовой до наиболее неожиданной — не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке. Подлинная сущность человека не может раскрыться в реальности. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает возможность его поступков» (Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2000. — С. 129-131).

      Важнейшим основанием, позволяющим типологизировать произведения искусства, является критерий религиозности. Между религиозным и безрелигиозным искусством существует принципиальная разница. Произведения религиозного искусства создаются художниками, сознающими, что они творят перед лицом Бога, во имя Его и с любовью к Нему. В безрелигиозых произведениях нет и крупицы любви к Богу, отсутствуют представления об абсолютном характере идеалов гармонии и совершенства, нет возвышенной одухотворенности. Ни сам художник, ни .его герои либо не подозревают, либо не хотят думать и слышать о том, что все происходящее с ними зависит от их отношения к Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *