Словарь по религиоведению

Основные термины по религиоведению:

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

ТОТЕМИЗМ, комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

МАГИЯ (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

ШАМАНСТВО (шаманизм) (от эвенкийск. шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — «лечение» больных. Известно многим народам Африки, Сев. и Вост. Азии, индейцам и др.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

ТАБУ (полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм.

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio — совершение таинств), посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.

БРАХМАНИЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8-2 вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки, упанишады).

Ведийские истоки брахманизма

Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (см. ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.

Брахманы

Такая интерпретация космогонического акта, не порывая окончательно с мифологией, все же далеко отходит от изначального ведийского мифа о борьбе Индры с Вритрой. Без сомнения, она отражает ведийские представления о жертвоприношении как аналоге творения мира и об огромной потенциальной силе правильно исполненных ритуальных действий. Сами эти действия постепенно приобретают все большее значение, и ритуал, будучи поначалу лишь средством общения людей с богами и их взаимного обмена благами, становится с течением времени инструментом магического воздействия на богов, подчинения их воле жрецов. Заключенная в ритуале сила, соединяющая его с космическими процессами, получила название «брахман» (от санскр. корня «брах» — «расти», «расширяться», «поддерживать»). Так ранее именовался текст (мантра, заклинание, молитва), способный оказать воздействие на богов, и так стали именовать жрецов — знатоков и исполнителей ритуала и священных текстов, т. е. тех, кто владел брахманом. Они образовали сословие, или варну, духовных и интеллектуальных лидеров древнеиндийского общества, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.

Араньяки

Одним из главных занятий брахманов-теоретиков стало осмысление параллелизма космоса и ритуала, символическая трактовка ритуальных действий и их деталей. Размышления на эти темы были сосредоточены, помимо брахман, в араньяках, «лесных (книгах)», предназначенных для отшельников. В них преобладает интерес к чисто мыслительным операциям и появляется идея внутреннего, ментального жертвоприношения (например, дыхание —прана — осмысляется как «пранагнихотра» — «возлияние в огонь посредством дыхания»). Параллельно развивается идея аскезы как фактора жертвоприношения, намеченная в брахманах, где Праджапати совершает акт творения мира с помощью тапаса, жара аскетических подвигов.

Упанишады

Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах. Брахман — безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», — «не это, не то» («нети, нети»).

Другое важнейшее понятие в упанишадах — Атман, индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым интеллектом). Идея такого тождества — центральная в упанишадах, и высшая мудрость состоит, согласно их учению, в ее осознании.

Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью, его местом в мире. Среди них — проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении. Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма и джайнизма) теория кармы. В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь возрождаются в этом мире.

Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности, абсолютного покоя, безличности — то есть Атмана.

Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины, в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма учения йоги. Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога. Упоминаются Рудра (Шива) и Нараяна (Вишну) как воплощения Брахмана, что можно считать важным звеном становления собственно индуизма.

Смрити

Наряду с религиозно-философскими текстами в период брахманизма появляется целая литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити». Это всякого рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры) и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и права (дхарма-сутры). В центре этих текстов — понятие дхармы («закон», «порядок»), которое пришло на смену космической рите и, обретя человеческое измерение, стало означать не только всеобщую упорядоченность явлений (и космических, и социальных), но еще и долг человека, исполнение им своих обязанностей, прежде всего религиозных.

ИНДУИЗМ, совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах — в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.

Общая характеристика

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, совр. Инд), которое зафиксировано еще в «Авесте». Позже это слово стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, т.е. Индию, но и населяющий ее народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местной религии, противопоставляя их мусульманам и позже — христианам. Сами же хинду (индусы, индуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продолжают использовать и самоназвание религии — «санатана дхарма», что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Столь абстрактное определение как нельзя лучше отражает трудноуловимую суть этой религии, которая — и в этом существенная ее особенность — не поддается исчерпывающему и непротиворечивому описанию. Индуизм в целом производит впечатление громоздкого, аморфного, лишенного четких границ комплекса, распадающегося на ряд течений, ветвей, бессчетное число школ, толков и культов, основанных порой на взаимоисключающих идеях и практиках. В индуизме огромное число богов, но нет единого для всех бога; нет основателя религии или пророка, но есть множество основоположников (часто мифических) отдельных учений и сильноразвитый культ духовного наставничества; нет единого Священного Писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов . Знаменитому индуистскому принципу «ахимсы» (ненасилие над живыми существами) противоречат до сих пор практикуемые кое-где кровавые жертвоприношения. В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации, но в нем используются иные внутренние скрепы, самой мощной из которых, вероятно, является освящаемая им кастовая структура, нередко воспринимаемая как краеугольный камень традиционного индуистского общества. Впрочем, и она многими членами этого общества отвергается, да и значение ее не везде и не всегда одинаково. Обобщенно говоря, в индуизме нет ничего, что безоговорочно признавалось бы всеми индуистами и что рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной точки зрения. Одним из наглядных примеров этого является варна-ашрама-дхарма, подвижная система жизненных целей, ценностей, ориентиров индуиста, которые меняются не только от его положения в обществе, но и от того, на какой стадии жизни он находится (ученик — брахмачарин, домохозяин — грихастха, отшельник — ванапрастха, аскет — санньясин).

Удивительная многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (скажем, шиваизм, вишнуизм и т.д.). Другие, также отвергая существование индуизма вообще, предлагают различать лишь разные его виды: храмовый, домашний, жреческий, сельский или народный, племенной и т.п. Однако отказываться от общего понятия «индуизм» представляется нецелесообразным, т. к. различные течения и направления индуизма тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, пользуются одними и теми же представлениями, идеями и образами. Просто в каждом конкретном случае происходит их отбор: некоторые из них выделяются и акцентируются, другие — порой демонстративно — отбрасываются. В этом проявляется принципиальный плюрализм индуизма, являющийся его наиболее характерной чертой. Ею объясняется отсутствие в индуизме всеобъемлющей доктринальной догматики и, соответственно, ереси, подлежащей искоренению. В истории индуизма борьба с инакомыслием редко принимала крайние формы, а чужеродные элементы, как правило, не изгонялись, а перерабатывались и усваивались им. Собственно, индуизм и возник как своеобразный и сложный сплав многочисленных элементов религий, порожденных различными этносами на территории Индии (основных таких этноса четыре: индоевропейский, дравидский, аустро-азиатский, тибето-бирманский). Кое-что индуизм заимствовал даже из ислама и христианства.

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм ; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

ВЕДЫ (санскр. веда, букв. — знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.

АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом — космическим (объективным) духовным началом.

КАРМА (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

МОКША (санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.

ЙОГА (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие),

1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.

ТРИМУРТИ (санскр.), в индуизме проявление триединства верховных богов индуизма — Брахмы, Вишну и Шивы; изображается с одной головой и тремя ликами.

ВАРНЫ (санскр., букв. — качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.

Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств.

Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.

Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения. Три высшие варны назывались также «дваждырожденными», поскольку проходили обряд «второго рождения» — посвящения в арии. Во время этого обряда на мальчика надевали священный шнурок, после чего он считался полноправным членом своей варны. Принадлежность человека к своей варне передавалась по наследству: ребенок, рожденный в семье брахмана, становился брахманом, и т. п. В Древней Индии осуждалась женитьба на женщине из другой варны. Особенным грехом считалось создание такой семьи, в которой жена выше по варне, а муж — ниже; тогда их дети становились неполноправными.

Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем варнам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались чандалы — «неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.

Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.

КАСТЫ (португ. casta, от лат. castus — чистый; санскр. джати),

1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст.

Иерархия каст в средневековой Индии: высшие — брахманы и военно-землевладельческие касты — составляли класс крупных и средних феодалов; ниже — торгово-ростовщические касты; далее землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев — полноправных общинников; еще ниже — огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой — бесправные касты «неприкасаемых».

Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых».

2) (в переносном смысле) замкнутая общественная группа (напр., «дворянская каста», «офицерская каста»).

БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ, основы буддийского учения, открытые Буддой в момент Просветления и сформулированные им в четырех утверждениях.

* * *

БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. — арья-сатьяни, пали — ария-сачча), основные положения буддизма. Включают в себя сущность всех его доктрин, особенно раннего периода и школ хинаяны. В первой своей проповеди Будда провозгласил четыре благородные истины: 1) есть страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания — недовольство, несогласие, неудовлетворенность, верхний — боль, мучение, смерть; 2) есть причина (самудайя) страдания, которая заключается в трех видах желания, или привязанности («цепляния за»): жажды страсти, жажды бытия, в том числе и существования после смерти, желания небытия и несуществования после смерти (все они суть движители колеса перерождений); 3) есть прекращение (ниродха) действия причины, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания; 4) есть Путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, это благородный восьмеричный Путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов поддержания жизни, способов приложения сил, способов памятования и сосредоточения.

Эти четыре истины были положены в основу классификации всех буддийских учений (напр., космология относится к первой истине, а этика — к третьей). В махаяне и ваджраяне такого рода подразделение отошло на второй план, однако обучение мирян и неофитов здесь также начинается с благородных истин. Обычно для пояснения смысла их сравнивают: первую — с болезнью, вторую — с ее диагностикой, третью — с процессом излечения и четвертую — с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого. На философском языке истина страдания означает всеобщий закон изменчивости, непостоянства (анитья) и отсутствия вечной души (анатман), а также пустоты самосущего.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ, перевод санскритского названия (аштангика-марга) буддийского учения о духовном Пути к освобождению от страданий. Будда провозгласил его в первой проповеди Колеса Закона. Каждая из ступеней Пути называется «правильной» (самьяк) и они таковы: воззрение, размышление, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение. Описания того, что практически значат эти ступени, составляют учения «четвертой истины» буддизма. Этот же Путь величается «благородным» (арья) и имеет еще одно толкование, как «срединного» (мадхьяма-пратипад), т.е. проложенного между двух крайних религиозных путей. Первый есть путь удовлетворения собственных желаний, ради которых молятся и проводят обряды брахманские священники, а второй – путь самоистязания, умерщвления плоти, коим следуют аскеты всех толков.

НИРВАНА (санскр. — угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме — совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

САМСАРА (сансара) (санскр.), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы. См. также Метемпсихоз.

«ТРИПИТАКА» , каноническое собрание текстов буддизма. «Трипитака» на языке пали — каноническое сочинение хинаяны; ряд ее положений изложен на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе (5 в. до н. э.), окончательная редакция — на 3-м соборе в Паталипутре (3 в. до н. э.); записана в 80 до н. э. «Трипитака» на санскрите — каноническое сочинение махаяны — сохранилась не полностью; отдельные части ее дошли в переводе на китайский и другие языки Вост. Азии.

МАХАЯНА (санскр., букв. — большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т. н. северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йога-чары, мадхьямика.

ХИНАЯНА (санскр., букв. — малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.

ЛАМАИЗМ, тибето-монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В Российской Федерации имеет последователей, главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. С 1970-х гг. термин «ламаизм» выходит из употребления в европейской науке.

Состояние сатори описывается как мистическое единение с универсумом.

Ислам.

АЛЛАХ (араб.), имя Бога в исламе.

КОРАН (араб. кур’ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 вв.

СУННА, мусульманское священное предание, состоящее из хадисов. Сложилось в кон. 7-9 вв.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

ХИДЖРА (араб. — переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (мухаррама) 622—16 июля 622.

ДЖИХАД (араб. — священная война, война за веру; букв. — усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.

ШАРИАТ (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

САЛАТ (салят) (араб. — молитва; синоним перс.-тур. намаз), один из главных обрядов ислама — ежедневное пятикратное моление.

14. РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Религия (от лат religo — связывать, привязывать, заплетать) — это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его «Я»

из религиоведческих дисциплин на сегодняшний день выделяют: философию религии, социологию религии, психологию религии, историю религии, феноменологию религии (с 1-й четверти XX в.), с середины XX в. теологию религии. Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии религии, геософии, историософии религии и т. д.Ван дер Леув: для познания религиозного опыта следует использовать метод интроспекции, эмпатии – вживания. Религиоведение предстает как дескриптивная дисциплина.

Понятие

Религия — это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют:

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный.

2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.).

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта — возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация — возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же — играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня — от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия «социальная функция» и «социальная роль» религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой — безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством. Члены церкви делятся на духовенство и мирян. Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

Для деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере. Деноминациям присуща четкая организация. Примерами деноминаций в Республике Беларусь могут быть такие крупные протестантские объединения, как Объединенная церковь христиан веры евангельской. Союз евангельских христиан-баптистов.

Харизматический культ создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Религиозные отношения – это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов – господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Тип религий

Основное направление

Краткая характеристика

Родоплеменные

Анимизм

Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы

Тотемизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана

Фетишизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов

Магия

Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Национальные

Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др.

Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными

Мировые

Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм

Религия спасения, отрицающая мир

Христианство: католицизм, православие, протестантизм

Положительная религия спасения

Ислам: суннизм, шиизм

Религия нравственности

Синкретические

Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари

Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

Мето религии – религия соревнуется с наукой.

Религия в социологии М.Вебера Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира.

Вильгельма Вундта (1832-1920), объединенные в десятитомную монографию «Психология народов», опубликованную в (1873-1874). Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды. Вундт пытался реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерелигиозных явлений.

Фрейд внес значительный вклад в психологию религии, выдвинув целый ряд оригинальных идей, наиболее важными из которых являются: концепция религии как коллективного невроза; теория происхождения тотемизма, а по существу, религии вообще; исследования истории Моисея.

Эрих Фромм, очень широко понимавший религию и религиозность, в своей статье «Психоанализ и религия» заметил в связи с этим, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Фромм утверждал, что человек может поклоняться животным, и тд, религия, как забота о практическом и полезном. Фромм подчеркивал, что вопрос не в том, есть р или нет, но в том, какого рода р: такая, которая способствует человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или которая эти силы парализует.

Мирча Элиаде тоже разделял все существующее на священное и мирское Священное и мирское противоположны друг другу, однако время от времени священное проявляет себя в объектах природы, людях, животных, растениях, материал ных вещах, действиях и т.п. Подобные проявления священного получили в М Элиаде название иерофаний По мнению М Элиаде, феноменология религии в отличие от истории религии, которая ограничивается традиционным описанием иерофан й, должен применить сравнительно-типологический метод к их изучению, и выявить фундаментальные структуры и наиболее устоявшиеся значения проявлений священного

Р Отто пришел к выводу, что в основе религии лежит религиозное услышите уття Это чувство является не врожденной качеством, а скорее способностью, пробуждается в человеке во время религиозных поисков Это религиозное чувство-чувство священного ужаса воплощается в образ бестелесной при мари В истории религии призраки обращаются на героев, демонов или богов, вокруг которых со временем возникает религиозный культ и религиозная организацииізація.

Тест по обществознанию Религия как одна из форм культуры для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

Часть 1

1. Самой древней мировой религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

2. К монотеистическим религиям относится

1) индуизм
2) ислам
3) буддизм
4) язычество

3. Мировой религией является

1) буддизм
2) индуизм
3) синтоизм
4) иудаизм

4. Национальной религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

5. Спокойно, терпеливо относиться ко злу, не борясь с ним, уклоняясь лишь от участия в нём, должен последователь

1) христианства
2) буддизма
3) ислама
4) иудаизма

6. К группе библейских религий не относится

1) христианство
2) иудаизм
3) синтоизм
4) ислам

7. Разделение христианской церкви на Западную (католиче­скую) и Восточную (православную) произошло

1) в 554 г.
2) в 1054 г.
3) в 1254 г.
4) в 1554 г.

8. Принятие христианства Русью (крещение Руси) произошло

1) в 882 г.
2) в 988 г.
3) в 1058 г.
4) в 1380 г.

9. Священной книгой мусульман является

1) Коран
2) Библия
3) Талмуд
4) Типитака

10. Выберите верное высказывание.

1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются право­славие и ислам
3) государственными религиями России являются право­славие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Понятие

А) фетишизм
Б) магия
В) анимизм

Определение

1) вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружаю­щих человека предметов и вещей
2) вера в предметы, обладающие раз­личными сверхъестественными си­лами
3) вера в сверхъестественные силы и стремление любыми способами воз­действовать на эти силы

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «религия».
Вера, ислам, одержимость, социальный регулятор, нормы.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. «Вставьте пропущенное понятие: Отрицание существова­ния всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Религиозное верование человека означает внутреннюю __________(1) в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует __________(2), путем принятия определённых утверждений (догматов), с точки зрения ко­торых понимается человек, общество, мир, восполняет ог­раниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает __________(3) и тем преодолевает __________(4), утешает, облегчает страдания. Являясь составной частью __________(5), религия способствовала развитию определённых её сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, раз­личных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, опре­делённые слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных __________(6) между собой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) верование
Б) мировоззрение
В) общение
Г) ценность
Д) культура
Е) убежденность
Ж) одиночество

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из романа Умберто Эко «Имя Розы» и выполните задания.

«Святейший подвиг, к которому ты призывал, — это от­править на костёр Бентивенгу, Джакомо и Джованнуччьо», —
невозмутимо вставил Вильгельм.
«Они сквернили собственной низостью её память. А ты был инквизитор».
«И именно тогда попросил освободить меня от должности. Эта история мне не понравилась. Не нравится, честно сказать, и способ, которым ты заставил Бентивенгу признаться в его заблуждениях. Прикинулся, будто хочешь вступить в его сек­ту, — ещё неизвестно, была ли секта, — вызнал все тайны, и его посадили».
«Но так и обращаются с врагами церкви! Они еретики, лжеапостолы, смердят Дольчиновою серой!»
«Они были минориты, и мозг их был воспален теми же виденьями, что у Клары. Часто от экстатического исступле­ния до греховного один шаг», — сказал Вильгельм.
Убертин заломил руки, в глазах его показались слезы: «Не говори так, Вильгельм. Можно ли смешивать миг экстатиче­ской любви, обжигающий нутро фимиамом, с распущенно­стью чувств, от коих воняет серой!»
«Ты равно горяч духом, Убертин, как в любви Христовой, так и в неприятии зла. Я только хотел сказать, что мало чем отличается жар Серафимов от жара Люцифера, ибо и тот, и другой воспаляются в невыносимом напряжении желания…»
«Нет, разница есть, и я её чувствую! — вдохновенно отве­чал Убертин. — Ты скажешь, что и от вожделения добра до вожделения зла один шаг: оба суть вожделения. Это неоспори­мо. Однако есть великая разница в предмете вожделения, он легко различим. Тут Господь, там диавол …».
«Неизмерима пропасть меж возвышенным экстазом любви к казнённому Иисусу и низменным, развратным экстазом лжеапостолов монтефалькских…»
«Не лжеапостолов, а братьев Свободного Духа. Ты же сам сказал».
«Какая разница! Ты не всё о них знаешь…»

1) В этом отрывке автор использует термин «секта». Дайте определение этого понятия.

2) Одна из сюжетных линий историко-философского детектива итальянского писателя Умберто Эко «Имя Розы» посвящена многочисленным религиозным сектам в Европе начала XIV века. Причинами появления такого количества сект — катаров, иоахимитов, дольчиниан, братьев Свободного Духа, флагеллантов и т.д. — стали политическая нестабильность, упадок экономики, неурожай, многочисленные вооружен­ные столкновения. Кроме налоговой зависимости от феода­ла, неимущие слои населения были обязаны платить деся­тину церкви и имели денежные обязательства перед государством. Непосильное финансовое бремя вынуждало их бросать хозяйство и уходить из родного дома. Многие стано­вились преступниками. Не меньшее количество уходило в секты, которые жестоко преследовались инквизицией. Используя свои знания из курса обществознания, приве­дите не менее трёх признаков любой секты.

2. Напишите не менее двух примеров того, как в Российской Федерации реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но ещё вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религио­зен» (Л.П. Карсавин).

2. «Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н.А. Бердяев).

3. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).

4. «Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно» (Ф.Р. де Шатобриан).

5. «Вера и разум как бы два крыла, на которых человече­ский дух возносится к созерцанию истины» (Иоанн Павел II).

6. «Вера — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-­разному, в зависимости от того места, где находится» (И. Гёте).

7. «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский).

Ответы на тест обществознанию Религия как одна из форм культуры
Часть 1
1-1, 2-2, 3-1, 4-4, 5-2, 6-3, 7-2, 8-2, 9-1, 10-4
Часть 2
1. 231
2. одержимость
3. атеизмом
4. ЕБВЖДА

Основные понятия и термины:

  • •Пояснительная записка
  • •Вместо предисловия
  • •Тема 1. Философия как форма мировоззрения и наука
  • •Тип мировоззрения
  • •Основные методы философии:
  • •Методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями:
  • •Традиционные разделы философии:
  • •Дисциплины современной философской науки:
  • •Основные понятия и термины
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •9. Что такое эмпиризм?
  • •Тема 2. Возникновение древневосточной философии
  • •Ведический период (XV – VI вв. До н.Э.)
  • •II. Эпический этап (VI – II вв. До н.Э.)
  • •Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:
  • •Учения, оппозиционные «Ведам»:
  • •Главные идеи философии Будды:
  • •III. Эра сутр (II в. До н.Э. – VII в. Н.Э.)
  • •Особенности онтологии индийской философии:
  • •Особенности гносеологии древнеиндийской философии:
  • •Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии:
  • •Основные этапы развития китайской философии:
  • •Основные национальные философские учения Китая:
  • •Легизм (школа законников, или Фацзя)
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 3. Философия Античности
  • •В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
  • •Особенности философии досократовского периода:
  • •Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:
  • •Особенности классической философии:
  • •Типы существующих государств, по Платона:
  • •План государственного устройства, выдвинутый Платоном:
  • •Историческое значение философии Платона:
  • •Основные этапы философской деятельности Аристотеля:
  • •Виды философии, выделяемые Аристотелем:
  • •Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»
  • •Категории Аристотеля:
  • •Три уровня души, выделяемые Аристотелем:
  • •Шесть типов государства, выделяемые Аристотелем:
  • •Историческое значение философии Аристотеля:
  • •Особенности эллинистической философии:
  • •Наиболее известные философские школы и эллинистического периода:
  • •Характерные черты философии и образа жизни киников:
  • •Характерные черты стоической философии:
  • •Основные положения эпикурейской философии:
  • •Особенности философии римского периода:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 4. Средневековая философия в Западной Европе
  • •Основные черты средневековой философии:
  • •Характеристика основных периодов средневековой философии
  • •»Объективно (реально) ли существуют понятия, или объективно существуют только единичные предметы?»
  • •Значение средневековой философии:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 5. Философские и идейные течения в эпоху Возрождения
  • •Предпосылки возникновения эпохи Возрождения:
  • •Характерные черты философии эпохи Возрождения:
  • •Основные направления философии эпохи Возрождения:
  • •Основные черты гуманизма:
  • •Основные черты неоплатонизма:
  • •Основные черты натурфилософии:
  • •Предпосылки возникновения:
  • •Значение философии Реформации:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •1. Родина Ренессанса:
  • •2. Какие научные и технические открытия во многом определили характер философии Возрождения?
  • •Тема 6. Становление классической философии и её особенности
  • •Значение философии ф. Бэкона:
  • •Главные аргументы в споре эмпириками:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 7. Философия Просвещения
  • •Характерные особенности Просвещения:
  • •Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и общества в целом:
  • •Значение эпохи Просвещения:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •1. Для философии эпохи Просвещения характерно:
  • •2. Атеизм – это:
  • •3. Соотнесите термины и их определения:
  • •Тема 8. Немецкая классическая философия
  • •Характерные черты немецкой классической философии:
  • •Категории количества Категории Качества Категории Отношения Категории Модальности
  • •Историческое значение философии Канта:
  • •Основные положения «я-концепции»:
  • •Вклад Гегеля в философию:
  • •Значение немецкой классической философии:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 9. Западная философия XIX – XX веков
  • •Черты неклассической философии
  • •1. Иррационализм
  • •2. Позитивизм и неопозитивизм
  • •Принципы позитивизма:
  • •Причины, способствовавшие появлению и расцвету экзистенциализма:
  • •Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом:
  • •5. Современная теологическая философия
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •10. Соотнесите направления современной философии:
  • •1. Иррационализм – это:
  • •7. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
  • •8. Прагматизм – это:
  • •9. Выделите представителя современной теологической философии:
  • •10. Соотнесите направления современной философии и их представителей:
  • •1. Что является основной задачей иррационализма?
  • •8. Выделите представителей прагматизма:
  • •9. Теория истолкования текстов:
  • •10. Соотнесите направления современной философии и их главный вопрос, проблему:
  • •9. Направление философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания:
  • •10. Соотнесите автора и название произведения:
  • •Тема 10. Традиции и особенности отечественной философии
  • •Этапы развития русской философии:
  • •Характерные черты русской философии:
  • •1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
  • •2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России)
  • •Основные темы русской философии XII – XVII вв.
  • •3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX века
  • •Русская философия XIX – начала XX вв.
  • •5. Русская и советская философия XX века
  • •Основные направления, которыми занималась советская философия 60-80-х гг.:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •9. Выделите представителей советской философии:
  • •10. Соотнесите периоды отечественной философии и их представителей
  • •Тема 11. Философия бытия
  • •Основные формы бытия:
  • •Характерные черты материи:
  • •1. Движение и развитие
  • •Основные законы диалектики:
  • •Самоорганизация
  • •3. Пространство и время
  • •Подходы к проблеме пространства и времени
  • •Свойства, присущие времени:
  • •4. Отражение
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •6. Соотнесите основные категории современной диалектики и их смысл:
  • •1. Существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире:
  • •2. Понятие материя формируется на основе восприятия человеком окружающего мира на основе наблюдения в:
  • •3. Соотнесите понятие материи и направление в философии и науке:
  • •4. Социальная форма движения материи – это:
  • •5. Соотнесите основные принципы диалектики и их суть:
  • •Тема 12. Проблема сознания и бессознательного в философии
  • •Основные подходы к вопросу о происхождении сознания
  • •Обоснование теории
  • •Близкие теории
  • •Теория отражения
  • •Элементарные формы отражения
  • •Спектр дисциплин, изучающих проблемы сознания:
  • •Основные подходы к проблеме сознания в философии
  • •Подходы к проблеме сознания
  • •Признаки сознания:
  • •Основные свойства человеческого сознания
  • •Формы сознания
  • •Идеальные свойства Сознания
  • •Элементы структуры сознания:
  • •Конструктивно-критическая.
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 13. Философское учение о познании
  • •Основные проблемы и вопросы гносеологии:
  • •Принципы познания
  • •Виды действий человека по познанию
  • •Основные подходы к проблеме познаваемости мира:
  • •Процесс познания чувственное познание иррациональное познание рациональное познание
  • •Абсолютная относительная
  • •Субъективная Объективная
  • •Критерии истины:
  • •Уровни научного познания
  • •Методы научного познания
  • •Универсальные:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •9. Теория – это:
  • •8. Эмпирический закон – это
  • •9. Гипотеза – это
  • •10. Соотнесите уровень научного познания и его методы, выделите среди них универсальные:
  • •Тема 14. Проблема человека в философии
  • •Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии:
  • •При рассмотрении этой проблемы следует выделить три основных подхода:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •1. Что изучает философская антропология?
  • •2. Взгляд на сущность человека в эпоху Возрождения:
  • •3. Соотнесите направление в истории философии и взгляд на сущность человека:
  • •Тема 15. Основные проблемы социальной философии
  • •Основные проблемы и вопросы социальной философии:
  • •Формы проявления производственно-экономической сферы:
  • •Значение материального производства (производственно-экономической сферы жизни общества):
  • •Основные подходы по отношению к социальной сфере общества:
  • •Основные элементы социальной структуры общества:
  • •Тенденции развития современного общества:
  • •Элементы политической системы общества:
  • •Основные элементы духовной жизни общества:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •7. Сопоставьте понятие и его определение:
  • •7. Что относится к обыденному сознанию как элементу общественного сознания:
  • •8. Сопоставьте элементы общественного сознания и их составляющие:
  • •9. Соотнесите характеристику общества и уровень социальной мобильности:
  • •5. Социальная сфера жизни общества – это:
  • •6. Нация-государство – это:
  • •7. Что относится к теоретическому сознанию как элементу общественного сознания?
  • •8. Сопоставьте понятие и определение:
  • •Тема 16. Философия истории
  • •Основные проблемы и вопросы философии истории:
  • •Направленность исторического процесса
  • •Основные критерии исторического прогресса:
  • •Внутренняя структура цивилизации
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Тема 17. Философия религии
  • •Философские представления о происхождении религий:
  • •Характерные черты традиционного религиозного сознания:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •Кто впервые употребил слово «религия»?
  • •2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на вымышленное существо?
  • •3. Соотнесите философское представление о происхождении религий и его суть:
  • •4. Деизм – это:
  • •5. Зооморфизм – это:
  • •4. Пантеизм – это:
  • •5. Атеизм – это:
  • •6. Группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел:
  • •7. Соотнесите формы религиозных организаций:
  • •4. Панентеизм – это:
  • •5. Соотнесите типы человеческих представлений о богах и их суть:
  • •4. Антропоморфизм – это:
  • •10. Соотнесите религию и её основателя:
  • •11. Какая книга является источником вероучения в христианстве?
  • •12. Какие религии являются монотеистическими?
  • •Тема 18. Философия культуры
  • •Культура
  • •Формы, виды и типы культуры культура
  • •Истоки и экономические предпосылки массовой культуры:
  • •Уровни и характеристики массовой культуры: массовая культура
  • •Уровни Характеристики
  • •Сферы проявления массовой культуры:
  • •В современном мире различают следующие субкультуры:
  • •В современной философии культуры понятие «контркультура» имеет два значения:
  • •Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •7. Молодёжная группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия:
  • •8. Соотнесите формы культуры и их сущность:
  • •5. Культура ориентированная на особую группу людей, обладающих высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии:
  • •6. Молодёжная группа не имеющая устойчивого обеспечения, художественная интеллигенция, профессионально не принадлежащая к литературно-художественному или артистическому миру:
  • •7. Соотнесите типы молодёжных субгрупп:
  • •Тема 19. Глобальные проблемы современности
  • •Исследования будущего опираются на:
  • •Делятся на:
  • •Основные понятия и термины:
  • •Контроль знаний
  • •I. Вопросы для самопроверки:
  • •II. Упражнения и задачи
  • •III. Тестовый контроль знаний
  • •6. Соотнесите к каким типам глобальных проблем относятся нижеперечисленные:
  • •6. Вид энергии, являющийся наиболее эффективным и экологически чистым для выживания и прогресса человечества:
  • •8. Соотнесите глобальную проблему современности и возможный способ её разрешения:
  • •Заключение
  • •Философские персоналии
  • •Глоссарий

Чем отличается религиоведение от теологии как таковой?

Станислав Панин 6148 4 года назад Религиовед и исследователь эзотеризма, к.ф.н., academia.fzrw.info Пользователю можно задать вопрос

Религиоведение является научной дисциплиной, исследующей религию в целом, а не какую-то конкретную религию. Религиоведение мировоззренчески нейтрально и не ставит своей целью доказать истинность или ложность определённой религии.

Основоположник религиоведения Макс Мюллер писал: «Тот, кто знает одну религию, не знает ни одной». Имеется в виду, что в религиоведении каждая религия исследуется не как изолированный уникальный феномен, а в контексте её зарождения и развития, в процессе её взаимодействия с другими религиями. Религиоведение изучает различные религии, часто отдавая предпочтение сравнительному методу (то есть сопоставляя различные религии друг с другом). Религиовед выступает по отношению к религии как историк, социолог, психолог и т.п., соответственно, и разделы, которые выделяются в рамках религиоведения, называются историей религии, социологией религии, психологией религии и т.д. В этих разделах используются соответствующие научные методы: исторические, социологические, психологические.

Теология — это систематическое изложение, упорядочивание, разъяснение вероучения какой-то конкретной религии, поэтому, говоря о теологии, имеют в виду, например, христианскую теологию, исламскую теологию и т.д. То есть теология сконцентрирована на догматах какой-то одной религии, и теолог рассматривает положения этой религии как истинные. Таким образом, теология всегда конфессионально окрашена и, по сути, в задачи теолога входит обоснование истинности какой-то определённой религии, в то время как другие религии будут рассматриваться как «ложные». В христианском богословии выделяется даже специальный раздел — апологетика, представляющий собой дисциплину, ставящую своей задачей доказательство истинности христианского вероучения, защиту христианской веры, критику инакомыслящих.

Таким образом, подходы религиоведа и теолога, по сути, противположны. Теолог пишет с позиции исключительности определённой религии, в то время как религиовед скорее рассматривает все религии как в чём-то схожие друг с другом, так как у них есть общие социальные функции, нейрофизиологические и психологические основания и т.д.

Если брать конкретный пример, то для религиоведа будет вполне допустимым утверждение, скажем, о связи между тотемической трапезой у первобытных племён и таинством причастия в христианстве или такая фраза как «со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий — обрядов, таинств, молитв, и т.п» (Миронов А., Бабинов Ю. «Основы религиоведения»). Для христианского же богослова такое утверждение будет, вероятно, немыслимым, поскольку перед ним стоит противоположная задача — обосновать исключительность христианства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *