Слово всадника на коне

Текст песни(слова) Король и Шут(КиШ) — Генрих и смерть

— Все тексты песен(слова) группы Король и Шут(КиШ)
— Смотреть видео клип/слушать онлайн
— Отзывы об этой песне: читать/добавить

Шах и мат —
Генрих рад!
Он — король
На белом коне.
Как всегда,
При дворе
Равных нету мне!
Без побед
Счастья нет,
И всего
За несколько лет
Он разбил, одолел
Всех, кого хотел.
Припев:
Жизни воинов шахматной доски
В битве рвались, словно волоски.
И настал
Тот момент,
Что врагов
Вроде бы нет.
Он тогда
Смерть позвал,
С ней играть он стал.
Припев:
Жизни воинов шахматной доски
В битве рвались, словно волоски.
Ночь раздумий полна,
Чаша выпита до дна!
Свечи за спиной
Гаснут по одной.
Села смерть
С ним за стол,
Умертвила взглядом коня,
Посягнув на престол
Белого короля.
И его каждый ход
Она знает наперед,
Сделать шах не дает,
Бой к концу идет.
Припев:
Жизни воинов шахматной доски
В битве рвались, словно волоски.
Ночь раздумий полна,
Чаша выпита до дна!
Свечи за спиной
Гаснут по одной.
Генрих растерянный поднял взгляд,
Не привык он слышать слово «МАТ»!
В гневе он был оттого,
Что пешкою свергли его.
Смерть не объяснила ни чего.

6а. Четыре всадника Апокалипсиса и подробности их гардероба и амуниции

Вы думаете, с появлением Четырех всадников Апокалипсиса конец света наступит? Нет! Это так, разминка, они просто в авангарде идут, такие предвестники кошмара. Давайте взглянем на них поподробней и научимся различать: у кого острая коса, а у кого весы. И как буквально можно изобразить выражение «ад следовал за ним» — ну, то есть, как выглядят ноги у этого Ада, который топает за Костлявой следом? (А также научимся лучше понимать песни Джонни Кэша и группы «Алиса»).

(Глава 1), (Глава 2-3), (Глава 4), (Глава 5)
Эта глава чрезвычайно насыщена событиями, причем они такие яркие, что большинство людей из всей книги «Апокалипсиса» помнят обычно только о них. (А зря, дальше будет круче ой-ой-ой).
Глава 6 (синодальный перевод), часть 1.
1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
Предполагают, что Книга, т.е. свиток, была устроена так: «Сверток был один, но состоял из семи оборотов — частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка».
Фрагмент рисунка У. Блейка

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
Хотя в «Апокалипсисе» не дается имя Первому всаднику, традиционно считается, что это Чума. Очевидно, потому что у него лук и стрелы — вспомните. и в греческой мифологии Аполлон насылал эпидемии, расстреливая людей из лука. Помимо лука и стрел, у него корона и белый конь.
«Снятие первой печати» (Агнец лапкой поднимает, видите, отогнул?) Первое животное из четырех, хотя автор его не называет, на этой миниатюре — лев, шепчущий на ухо Иоанну.
Douce Apocalypse, 13 век

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Имя второму всаднику традиционно — Война. У него в руках меч, а конь у него красный.

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
Третьего всадника стали называть Голод, потому что в руках у него весы, символизирующие, как тщательно отвешивают еду во время ее недостатка.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Знаменитая песня Джонни Кэша «The Man Comes Around» посвящена Второму Пришествию Иисуса Христа и почти целиком основана на тексте «Апокалипсиса». В первых строчках — про первого всадника Апокалипсиса, в конце — про четвертого. Любителей певца приглашаю ознакомиться с этим подстрочником, сопоставляющим песню с Библией: каждая, реально почти каждая строчка имеет параллельный текст. Есть даже про кланяющихся 24 старцев из прошлой главы. Я и говорю, что рок-музыка после изучения «Апокалипсиса» становится намного интересней.
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
4-й всадник — единственный, кому в Священном Писании прямо дается имя собственное. Любопытно, что в первый период иллюстрирования Апокалиписа этот персонаж не изображался в виде ходячего скелета, а выглядел также, как его три коллеги. Коса как атрибут тоже появилась позднее, в ранний период популярнее была чаша с огнем. Вот пример.
Английский манускрипт 1255-1260 гг. Иоанн нарисован за рамкой миниатюры, орел к нему через окошко докладывает.

Зато с самого раннего периода совершенно буквалистски иллюстрировалась строчка «и ад следовал за ним». Это оказывался демон Гадес с огромной пастью, иногда полный грешниками, иногда дышащий огнем, как и положено Аду.
Ганс Мемлинг. «Полиптих св. Иоанна» (фрагмент), 1470-е

Хотя в Апокалипсисе нет строчки, где упоминаются 4 всадника «в одном кадре», подобная иконография со временем возникла и стала крайне популярной.
Другой фрагмент той же картины. Что в левом верхнем углу в радужной сфере, мы уже знаем, а вот правый верхний угол научимся «читать» в других главах.

«АлисА» — песня «Всадники» (текст онлайн). Здесь, насколько я понимаю, использована более редкая трактовка фигур всадников: некоторые Отцы Церкви считали, что 1-й либо 4-й всадник — это положительный персонаж, если точно — вообще Христос. Об этом в другой раз.
(окончание 6-й главы будет в следующий раз, там уже другой сюжет развивается, не про всадников)
***
Глава 6 (современный перевод), часть 1
1 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом: «Иди сюда!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.
Несмотря на название картины, фокус внимания тут на первом всаднике, а не на втором.
Philipp Jakob Loutherbourg d. J. «Открытие второй печати». 1798

3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно–рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.
Всадник на красном коне, Carlo Carrà, 1913. Итальянские футуристы обожали красных коней, и указывается, что с опорой на «Апокалипсис». Начинаю подозревать в кое-чем и Петрова-Водкина…
5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы.
6 И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: «Мерка пшеницы за денарий, три мерки ячменя за денарий! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!»
Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век
7 Когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа, говоривший: «Иди сюда!»
8 И я увидел: вот белесый конь и всадник. Имя всаднику Смерть, а за ним следует Ад. Им дана власть над четвертой частью земли: убивать мечом, голодом, смертоносной чумой и дикими зверями.
Густав Доре. 1865. Это уже классический образец иконографии Четвертого всадника, имя которому Смерть: скелет, коса и т.п.
Еще Четвертого всадника куча, он самый популярный.
Джотто. Ок. 1320
Édouard Ravel de Malval
Одилон Редон. 1899.
Анжерский апокалипсис, гобелен, 14 век
John Hamilton Mortimer, ок. 1775
Неожиданный Тернер. 1825
Уильям Блейк. Ок. 1800. Всадник — не скелет. Свиток с печатями видите?
Это очень интересная серия австрийского художника Karl Rössing, созданная в 1946-7 годов, с аллюзиями на Вторую мировую войну.
Очень хорошо узнаваемые силуэты двух зенитных башен-убежищ. Башни до сих пор стоят в центре Вены (в общей сложности 6 штук).
И другие:
Первый всадник: белый конь, лук, стрелы, иногда корона.
Имя «Чума», потому что стрелы — это аллегория заразы.
Джордж Фредерик Уоттс, 1878.
Анжерский гобелен, 14 век
Луиджи Сабателли, 1800-е. Видите влияние иконографии Аполлона?
Фреска в соборе Anagni, Италия
Витраж Сен-Дени
Испания, 1189
ROTTING CHRIST-The Four Horsemen. Весьма тематичная песня, и достаточно лиричная (ну, для любителей).
Не буду больше видео в эту главу встраивать, вот ловите, собрала огромный плейлист рок-песен на ютуб на эту тему.
Дальше только картинки:
Второй всадник: красный конь, в руках меч. Короны уже нет.
Имя «Война», потому что меч — это аллегория убийства.
Витраж Сен-Дени
Англия, ок. 1250
Третий всадник: черный конь, весы.
Его имя «Голод», потому что весы — это аллегория мизерного количества еды.
Бамбергский апокалипсис, ок. 1000
Анжерский гобелен, 14 век
По популярности больше всего рисуют Смерть, потом Чуму (наверно, потому что он фотогеничный), а оставшихся двух отдельных мало хороших.
Фрагмент немецкой современной мозаики, которую я показывала в предыд. гл. Она интересна тем, что на печатях тут изображены ее последствия — т.е. на первых четырех наши всадники.
Вот вся квадрига — умеете теперь узнавать, где кто.
Гравюра из Библии Мортье. В небесах висит Книга с 7 печатями.
Arild Rosenkrantz – The Four Horsemen of the Apocalypse, 1952. Пример визионерства 20 века.
Карл Рёссинг, 1946-7
Matthias Gerung. Ottheinrich-bible, 1530-2
Борис Анисфельд. 1946
Якопо Пальма Младший. 1580-е.
В эпоху Ренессанса сюжет изображали очень редко. Тут есть и сам св. Иоанн с орлом. В левом нижнем углу не пропустите пасть Ада.
Миниатюра из «Беатуса Факундуса». 1047. Проверьте себя, на основе знания атрибутов — где который всадник?
Гольбейн Старший. Иллюстрация к «Библии Цвингли», 1531
Эскиз Виктора Васнецова для Киевского собора (в дело не пошел, не рискнули украшать таким сюжетом стены храма) — это самая лучшая иллюстрация сюжета, реально. Лучше западных художников. Потому что Васнецов понимал в «сказочности». 1887 год.
Агнца с Книгой под потолком разглядели?
Немецкий витраж, современный
Бенджамин Уэст. «Смерть на коне бледном». 1817. Смешная попытка представителя академизма.
Он же. Более удачный вариант 1796 года. Наверно, потому что тут больше барочности
Рукопись из Тюрингии, 14 век. Внизу под Смертью пасть опаздывающего Ада
Василий Корень, «Библия для бедных», 1690-е.
Дюрер, 1498
Редкий пример православного: фреска в Ярославле.
Фреска на наружной стороне немецкой церкви, внизу надпись «В память о 224 жертвах авианалета на Бад Райхенхалл 25 апреля 1945 года»
***
Добавились новые персонажи, поэтому новые карточки ().
Продолжение в следующую пятницу.

Помните высказывание Ванги?:
«Мы являемся свидетелями судьбоносных событий.
Два крупнейших руководителя мира пожали друг другу руки.
Но пройдет ещё много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой –
он подпишет окончательный мир на планете» (январь 1988 года).
Все в интернете спорят: «Кто такой Восьмой? Человек или год?»
А вот же ответ:
«Тайная доктрине. Том I», Елена Блаватской
…..»Когда… конец Кали Юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы … сойдет на Землю… одаренный восемью сверх-человеческими способностями… Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита «
Калки́ (санскр. कलकी, Kalkī?) — Мессия в индуизме — аватара Вишну, его десятое воплощение. Белый Вишну сидит на чёрном коне (либо чёрный Вишну — на белом), со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев, разрушает мир и восстанавливает дхарму — истинную религию и подготавливает грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии в конце Кали-юги, то есть в конце настоящего исторического периода.

Калки Аватар Н.К.Рерих 1932год
Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Гео́ргий Каппадоки́йский, Гео́ргий Ли́ддский; греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. О его жизни существует множество вариантов легенды. Согласно одной из них, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, после восьмидневных!!!! тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Самой известной легендой о его подвигах является «Чудо о змие».

Одним из часто встречаемых в истории человечества символических образов является «Всадник на белом коне». Из его описаний, полученных из различных источников можно составить некоторое общее представление об этом персонаже.
Первым этот символический образ применяет Иоанн Богослов в своем Откровении. Он сначала описывает Всадника на белом коне, как одного из четырех всадников Апокалипсиса, выступающих на конях различных цветов: белого, рыжего, вороного и бледного. Потом он рисует образ Христа Второго Пришествия, также в образе Всадника на белом коне. И далее воинство идущих за ним Ангелов, Иоанн Богослов, также представляет в виде всадников на белых конях. Такое множественное применение одного и того же символа к множеству различных персонажей не может быть случайным. Оно подчеркивает некоторую их причинную общность, которую требуется осознать.
В начале XX, а более точно в мае 1904 года нечто сверхъестественное в образе всадника в белых одеяниях на белом коне явилось алтайскому пастуху Чет-Челпану. Этот образ кроме всего прочего научил его отказаться от шаманизма, не курить табаку, не рубить сырых деревьев, уничтожать деньги и ради собственного самосохранения не дружить с русскими. Следует учитывать, что это видение практически предугадывает массовую апостасию всех народов Российской Империи, начавшуюся в 1917 году и не завершившуюся до сих пор. Оно послужило началом образования местной алтайской религии – бурханизма, отклики которой существуют до сих пор и используются в основном в политических целях.
Ванга появление своего дара предвидения связывала с явлением ей образа Всадника на белом коне. Она описывала его следующим образом. «…Он был высок, рус и божественно красив. Одет как древний воин, в доспехи, которые блестели в лунном свете. Его конь взмахивал белым хвостом и рыл землю копытами. Он остановился перед воротами дома Ванги, соскочил с коня и вошел в темную комнатку. От него исходило такое сияние, что внутри стало светло, будто днем. Он повернулся к Ванге и заговорил низким голосом: «Скоро мир перевернется и много народу погибнет. На этом месте ты будешь стоять, и предсказывать мертвым и живым. Не бойся! Я буду рядом с тобой, и буду говорить то, что ты должна им передать!»
Известно пророчество афонского старца, который предсказал, что спасение России будет связанно с всадником, скачущим по воде. «Видение было явлено в этом году (2001) одному насельнику Святой горы Афон в день убиения царской семьи – семнадцатого июля. Пусть имя его останется в тайне, но это чудо, которое может поразить весь мир. Он советовался со старцами Афона, думая, что, может быть, это духовная прелесть, но они сказали, что это – откровение. Он увидел огромный – преогромный корабль, выброшенный на скалы в полутемный мрак. Он видит, что корабль называется «Россия». Корабль наклоняется и вот-вот должен рухнуть со скалы в море. На корабле тысячи и тысячи людей, которые находятся в панике. Они уже думают, что должен наступить конец их жизни, помощи ждать неоткуда. И вдруг на горизонте появляется фигура всадника, он мчится на коне прямо по морю. Чем ближе всадник, тем яснее видно, что это – наш Государь. Он, как всегда, одет просто – в солдатской фуражке, в солдатском мундире, но видны знаки отличия. Лицо его было светлым и добрым, а глаза говорили, что он любит весь мир и пострадал за этот мир, за Православную Русь. Яркий луч с неба освещает Государя, и в этот миг корабль плавно спускается на воду и ложится на свой курс. На корабле видно великое ликование спасенных людей, которое невозможно описать»
Всадник на белом коне – это символ московского царства и символ России. В нем запечатлен некий древний архетип «Белого Всадника» сражающегося с «Черным Змеем». В нем символическим визуальным образом заключено предание о борьбе древних славян, в образе своих богов Сварога и Сварожича, с неким абсолютным злом, выступавшим в образе «Великого Черного Змея».
В образе Всадника на белом коне выступает в древней Руси Вещий Олег, идя на битву с хазарским каганатом, главным культом которого было поклонение Змею. Следует уточнить, что битва Вещего Олега со Змеем проявляется не только на человеческом (военном), но и на магическом уровне. Множественное повторение одного и того же сюжета – борьбы Белого Всадника со Змеем красной линией пронизывает всю сколько-нибудь известную историю народов и племен, населявших территорию современной России. После крещения Руси этот древнейший славянский архетип был преобразован в образ святого Георгия победившего Змея.
Современные исследования на основе инструментария Априорики показали, что в образе «Белого Всадника» или, иначе говоря, «Всадника на белом коне», зашифрована вполне конкретная стратегия поведения планеты Земля по отношению к человечеству. Если рассматривать магическую мощь Всадника на белом коне, то она сильнее магии Змея, что на практике военных сражений доказывалось неоднократно. Змей может побеждать лишь, там, где люди отказываются от магической помощи Белого Всадника.
Следует осознавать, что современная человеческая цивилизация не случайно сформирована, как атеистическая и материалистическая, в принципе отвергающая возможность магии. И только такая цивилизация могла быть подчинена Змею, а через него Сверхпаразиту, что и произошло окончательно в самом начале XX века. Но цивилизации, посвятившие себя служению Сверхпаразиту, как это неоднократно наблюдалось на судьбе многих народов, не имеют длительной исторической перспективы. Поэтому все человечество сейчас обнаруживает себя на краю своей жизнеспособности – на краю гибели человеческой цивилизации.
Спасение человечества в знаниях и магии Белого Всадника – интегрального информационного существа Земли, действующего в союзе с Богом Истинным – интегральным информационным существом Солнца. Именно поэтому, все персонажи, предсказанные Иоанном Богословом в качестве спасителей человечества, рисуются им в образах всадников на белых конях.

Четыре всадника Апокалипсиса

Четыре всадника Апокалипсиса

Худ. Виктор Михайлович Васнецов
«Воины Апокалипсиса» (1887). Холст, масло.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия.

Толкование имени

Завоеватель, Война, Голод, Смерть

Упоминания

Откр. 6:1-8

Связанные понятия

Апокалипсис, Книга Жизни, Хиникс

Связанные события

Второе пришествие Иисуса Христа, Судный день

Связанные персонажи

Агнец Божий, Четыре апокалиптических существа, Иоанн Богослов

Атрибуты

Лук и венец, меч, хлебная мера

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Четыре всадника Апокалипсиса (значения).

Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова.

До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (едет на белом коне — еще известен как Завоеватель), Война (на рыжем коне — еще известен как Раздор), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне). Бог призывает их и наделяет силой сеять хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.

Всадники

Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Всадник на белом коне

Первый всадник, изображённый в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить
(Откр. 6:1-2)

Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение праведности или лжеправедности, также — раздора, поскольку он из серии негативных явлений в человеческой жизни приходит первым.

Праведность

Ириней Лионский во II веке был одним из первых, кто назвал всадника — самим Иисусом Христом, а белого коня трактовал как успех распространения Евангелия. Многие богословы впоследствии поддержали эту точку зрения, ссылаясь на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, глава 19, где всадник однозначно является Господом. Кроме того, ранее в Новом Завете, в Евангелие от Марка сказано, что распространение Евангелие действительно может предварять и предвещать приближение апокалипсиса. Белый цвет также олицетворяет праведность в Библии, а Иисус в ряде появлений описывается как завоеватель. Однако, противники этой точки зрения говорят, что скорее всего первый всадник из 6 главы — не тот же самый, что появляется в 19 главе, ибо описаны они очень по-разному. Кроме того Христос, будучи Агнцем, что открывает семь печатей, вряд ли одновременно будет и одной из сил, создаваемой печатью.

Всадник может также олицетворять Святой Дух. Святой Дух приходил к апостолам в Троицын день после ухода Христа. Появление же Агнца в 5 главе Откровения олицетворяет триумфальное появление Иисуса на небесах, а Белый всадник, в таком случае, может быть посланным Иисусом Святым Духом и распространением учения Иисуса Христа.

Всадники Апокалипсиса. Василий Корень, 1696 г.

Под снятием первой печати можно подразумевать сонм апостолов, которые, подобно луку, направив против демонов Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвлённых спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления, ибо победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычного имени ради второй победы.

Лжеправедность

Альбрехт Дюрер
Четыре всадника Апокалипсиса (1497—1498)
Гравюра на дереве
Художественный музей. Карлсруэ. Германия

Исходя из того, что остальные всадники явно олицетворяют зло и разрушительные силы природы, и принимая во внимание тот общий стиль появления и описания всадников, другие исследователи делают вывод, что первый всадник тоже олицетворяет зло. Немецкая Stuttgarter Erklärungsbibel называет его гражданской войной и внутренним раздором. Евангелист Билли Грэм интерпретирует Всадника на Белом коне как Антихриста, олицетворение лжепророчеств, основываясь на различиях всадника из шестой главы Откровения и Иисуса на белом коне из девятнадцатой главы. Так, например, в Откровении, 19 Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из Откровения, 6 — только один.

Всадник на рыжем коне

Второй всадник, изображённый на рукописи XIII века

И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

(Откр. 6:3-4)

Второго всадника обычно именуют Войной («Бранью»), и вершит он суд именем самого Бога. Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник.

По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.

Всадник на вороном коне

Анжерский апокалипсис (1372—82)

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
(Откр. 6:5-6)

Третий всадник скачет на чёрном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.

Из всех четырёх всадников чёрный — единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся чёрным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может также означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения.

Чёрный конь может также означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарий, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние.

Всадник на бледном коне

Четвертый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр. 6:7-8)

Четвёртый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу или меч.

Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут также подходить и реальные масти, например, мышастая.

В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; богословы здесь расходятся во мнениях.

Трактовки

Патристика

Андрей Кесарийский

Общее видение Андрея Кесарийского дает следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нём» с луком в руках.

Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была долита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа.

Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него. Чёрный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания».

Снятие четвёртой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем (Мф. 24:6—7).

Претеристская точка зрения

Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в христианской истории. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского царя Вологеза I, который в 62 году н. э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61 года, в котором погибло до 150 000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62 года в Армении и в Палестине; четвёртому — эпидемии 61 года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан.

В этих суждениях Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несёт лук, а парфянская империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 н. э.

Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 н. э. римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события.

Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в I веке н. э. и за небольшое время до него.

Другие точки зрения в христианстве

В каждом веке христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории. Красный, к примеру, часто приписывают коммунизму, чёрный — символ капитализма, зелёный же относят к появлению ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времен, поддерживает такую трактовку.

Некоторые приравнивают четырёх всадников к ангелам четырёх ветров. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света).

Ещё одна интерпретация белого коня говорит, что он — Святой Дух, посланный в наш мир после смерти Христовой. Огненно красный конь — кровь, пролитая христианскими мучениками. Чёрный конь олицетворяет разрозненность еврейского народа во времена Римской империи в 70 гг. н. э. Бледный конь олицетворяет исламские народы (с прямой связью с Смертью и Адом, оставляемыми им).

Мормоны и свидетели Иеговы

Согласно теории мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000-3000 годов до н. э. Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению мормонов, основал праведный город Зион примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000—2000 гг. до н. э.). Третий всадник — эра Авраама (2000—1000 гг. до н. э.). Четвёртый всадник — с 1000 г. до н. э. и до рождения Иисуса Христа. Как и во многих других трактовках, последние три всадника олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормоны утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории.

Согласно свидетелям Иеговы, видение о четырёх апокалиптических всадниках исполняется с 1914 года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр. 1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Дан. 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжий), голод (вороной), болезни, эпидемии и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырёх всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (Лк. 21) и от Матфея (Мф. 24).

Упоминание и цитирование в художественных произведениях

  • Гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» была показана в фильме «Иваново детство» (1962).
  • Борис Савинков. Конь бледный. — Ницца, 1913.. В основе сюжета — реальные события: убийство Каляевым (под руководством Савинкова) великого князя Сергея Александровича. Событиям придана сильная апокалиптическая окраска (заданная названием), проводится психологический анализ обобщённого типа террориста, близкого к «сильному человеку» (Ницше), но отравленного рефлексией; стилистика книги отражает влияние модернизма.
  • Борис Савинков. Конь вороной. — Париж, 1923.
  • В 2003 году Юрий Шабельников создал работу «Present?», представляющую собой шелкографическое изображение обработанной особым образом с помощью графических редакторов цифровой копии гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре Всадника Апокалипсиса».
  • Практически во всех романах Терри Пратчетта о Плоском мире появляется (как эпизодически, так и в роли главного персонажа) Смерть, входящий в число Всадников Абокралипсиса (очевидная аллюзия на всадников Апокалипсиса). В совместном романе Нила Геймана и Терри Пратчетта «Добрые предзнаменования» так же фигурируют всадники Апокалипсиса, передвигающиеся на мотоциклах.
  • В 2004 году Карен Шахназаров снял фильм «Всадник по имени Смерть» по мотивам книг Савинкова «Воспоминания террориста» и «Конь бледный».
  • Фильм «Брод» (1987), реж. А. Добровольский. Находясь в запертой квартире в оккупированном фашистами городе, герои фильма, мальчики десяти и пяти лет, рассматривают альбом с гравюрами Альбрехта Дюрера. Однажды они рисуют красные звёзды на чёрно-белых всадниках. Изображение «Четырёх всадников Апокалипсиса» используется на постере фильма.
  • Детективная повесть Агаты Кристи «Вилла „Белый конь“» (правильно переводить «Конь бледный», The Pale Horse).
  • В серии компьютерных игр Darksiders: «Darksiders», «Darksiders II», «Darksiders III» Всадники Апокалипсиса являются главными действующими лицами.
    • В серии компьютерных играх The Binding of Isaac. Всадники являются боссами
  • Сериал «Зачарованные». Сестры какое-то время боролись с 4 всадниками.
  • В 5 сезоне сериала «Сверхъестественное» по очереди появляются Всадники. Во 2-й серии «О, Боже, и вы тоже!» («Good God, Y’All») на красном авто — Война, в 14-й «Мой кровавый Валентин» «My Bloody Valentine» — Голод. В конце 19 серии появляется Чума. Смерть, как всадник, будет присутствовать в сериале до 10 сезона, серии «Сторож брату своему», он передвигается на бледном Cadillac Series 62 Convertible 1959 года с номерным знаком «BUH*BAY», что переводится как «Прощай».
  • В 6 сезоне «Волчонок»
  • В сериале «Сонная лощина».
  • В 6 сезоне сериала «Декстер»
  • В книге Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» над рабочим местом у главного героя висит гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса». При этом один из всадников был убран с изображения, чтобы рабочее место «стало продолжением метафоры».
  • Возможно Четверо всадников Апокалипсиса стали прототипами четырех богов Хаоса: Кхорна, Нургла, Тзинча и Слаанеш с серии игр «Warhammer Fantasy» и «Warhammer 40000».
  • Четыре всадника апокалипсиса были персонифицированы в романе С. В. Лукьяненко «Дневной дозор» в виде разнонациональных людей:

Один азиат — это будет конь рыж, другой негр — это конь черен, третий европеец — конь бел, ну и один, к примеру, скандинав — конь блед…

  • Американская писательница Лора Таласса сделала Чуму персонажем романтической фэнтэзи: героиня романа «Чума» (Pestilence, 2018) влюбляется в всадника, опустошающего Соединённые штаты.
  • В сериале «Благие знамения».

Примечания

  1. Flegg, Columba Graham An introduction to reading the Apocalypse. — St Vladimir’s Seminary Press, 1999. — P. 90. ISBN 0-88141-131-0.
  2. Lenski, Richard C. H. (англ.)русск. The Interpretation of St. John’s Revelation (reprint). — Augsburg Fortress, 2008. — P. 224. ISBN 0-8066-9000-3.
  3. Mounce, Robert H. The Book of Revelation (New International Commentary on the New Testament). — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1997. — P. 140.
  4. Morris, Leon (англ.)русск. (1987). The Book of Revelation (Tyndale New Testament commentaries) (2nd ed.). — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company. — P. 100—105. ISBN 0-8028-0273-7.
  5. Gerhard Kittel (англ.)русск., Geoffrey William Bromiley, and Gerhard Friedrich, Theological dictionary of the New Testament. — Grand Rapids, Michigan:Wm. B. Eerdmans Publishing, 1968. — P. 996.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Beale, Gregory K. (1998). The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company. pp. 375. ISBN 0-8028-2174-X.
  7. 1 2 3 4 5 Beale, Gregory K. The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. — Grand Rapids, Michigan : Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1998. — P. 375. — ISBN 080282174X.
  8. Vos, Brian D. «The Four Horsemen of the Apocalypse», The Outlook, June 2006 vol. 56 no. 4, pp 16-20.Outlook Article — The Four Horsemen of the Apocalypse Архивная копия от 21 января 2014 на Wayback Machine
  9. 1 2 3 4 5 Толкование на апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. Москва, 1999
  10. Graham, Billy. Approaching Hoofbeats
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Morris, Leon. The Book of Revelation (Tyndale New Testament commentaries). — 2nd. — Grand Rapids, Michigan : Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1987. — P. 100–105. — ISBN 0-8028-0273-7.
  12. BBC — h2g2 — The Four Horsemen of the Apocalypse
  13. 1 2 3 Case, Shirley Jackson. The revelation of John: a historical interpretation. University of Chicago Press, 1919. 261—263.
  14. Толкование Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова
  15. Humphries, Paul D. A Dragon This Way Comes. — Mustang, Oklahoma : Tate Publishing, 2005. — P. 13–85. — ISBN 1-59886-06-1-5.
  16. Baxter, Irvin Arafat and Jerusalem: The Palestinian Perspective (недоступная ссылка). Endtime Ministries. Дата обращения 5 декабря 2006. Архивировано 16 марта 2006 года.
  17. Robert Smith. Apocalypse. — 1998.
  18. The Approaching Apocalypse.
  19. 1 2 3 4 5 Church Educational System. «55 — The Kingdoms of This World Are Become the Kingdoms of Our Lord.» The Life and Teachings of Jesus and His Apostles. Second Edition, Revised. Salt Lake City, UT: Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 1979.
  20. Draper, Richard D. Opening the Seven Seals: The Visions of John the Revelator. — Deseret Book, 1991. — P. 62–68. — ISBN 0-87579-547-1.
  21. Moses 7:19 SELECTIONS FROM THE BOOK OF MOSES CHAPTER 7 (December 1830)
  22. «Откровение: его грандиозный апогей близок!», Watchtower Bible and Tract Society, 2002, с. 89.
  23. «Чему на самом деле учит Библия?», Watchtower Bible and Tract Society, 2005, с. 215. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine.
  24. «И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.» (Зах. 6:1–3)
  25. Mounce, Robert H. The Book of Revelation (New International Commentary on the New Testament). Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1997. 140
  26. См.: Зайков А. В. Скифский конь в спартанской ритуальной поэзии // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1998. Вып. 29. С. 29-44.
  27. Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с SONY: Каталог. — М.: Imageland Public Relations, 2003. — 152 с.
  28. Terry Pratchett (Терри Пратчетт). Sourcery (Посох и шляпа). — Victor Gollancz in association with Colin Smythe, 1988. — 276 с.
  29. Смерть. Сверхъестественное Wiki. Дата обращения 7 февраля 2019.
  30. Laura Thalassa. Pestilence (The Four Horsemen, Volume 1). ISBN 1-986665-81-X / 978-1-986665-81-0 (USA edition)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *