Службы в церкви

Когда человек только начинает знакомиться с образом жизни православных христиан, он обращает внимание на одну особенность: в субботу вечером и в воскресенье утром они спешат в храм на богослужение. Поначалу это немного удивляет родственников и знакомых — понятно, если на большие праздники, но зачем ходить в храм каждую неделю? Оказывается, эта традиция имеет большое значение для духовной жизни человека. Об этом нашим ученикам расскажет священник Кирилл Бауков.

Православным церковным богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия, а также священнодействий, совершаемых по определенному чину, то есть по порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из Священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до, так и после Рождества Христова.

При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе. А главное, через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом через совершение таинств при богослужении, а особенно через Таинство Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Малая Пасха

Первый день седмицы после ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Отсюда и название его — день Господень. Воскресный день называется Неделя (церковносл. — отдых, покой), соответственно названию ветхозаветной субботы (древнеевр.-арам. шабата — отдых, покой) — неделание мирских дел и посвящение себя в этот день служению Богу.

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе шестого гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…». Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше…» — яркий пасхальный текст — стоит в центре воскресной утрени. Это действительно малая Пасха, которая нас не покидает целый год. Одна замечательная уставщица говорила так: «С великой Пасхой не было бы сил расстаться, если бы не было воскресных дней». Они оставляют для нас свет Пасхи на целый год.

Наиболее распространенное обозначение воскресного дня — «первый день недели». Это выражение встречается в повествованиях о Воскресении Христовом. Одно из самых ранних свидетельств о придании первому дню недели особого значения в жизни церковных общин содержится в Первом послании к Коринфянам, где апостол Павел рекомендует коринфским христианам собирать в этот день пожертвования, подобно тому, как это делалось в церквах Галатии. Отсюда еще нельзя заключить, что первый день недели был временем, когда обязательно происходили собрания христиан, так как апостол Павел говорит о сборе средств частным образом по домам. Однако частный характер сборов, рекомендуемых апостолом Павлом, не исключает собраний в этот день, тем более что в Деяниях говорится о собрании христиан Троады для евхаристической трапезы именно в первый день недели. Поскольку связь Евхаристии с явлениями Воскресшего Христа просматривается уже в Евангелии (см.: Лк. 24, 1, 13–32 и Ин. 20, 1, 19, 26), евхаристическое собрание и, вероятно, сбор пожертвований очень рано должны были быть приурочены к воспоминанию Воскресения Христова.

Во II веке воскресенье уже было основным днем богослужебных собраний христиан. Некий «установленный день» для церковных собраний упоминается в письме Плиния Младшего, днем совершения Евхаристии воскресенье называется в «Дидахе» и у мученика Иустина Философа. Участие в воскресном евхаристическом собрании стало одной из главных обязанностей христианина, отказ от ее выполнения порицается уже во многих церковных памятниках второго века. Двадцать первое правило Эльвирского Собора предписывает отлучать от церковного общения тех, кто пропускает воскресное богослужение собрания три подряд без уважительной причины.

В этот день житейские заботы отлагались ради участия в воскресном богослужении — одним из первых об этом говорит Тертуллиан.

Особый смысл богослужения

Каждый православный христианин должен по возможности посещать воскресное богослужение. Почему это имеет такое важное значение? Воскресный день — день особый, праздничный. Это не просто день отдыха от добывания «хлеба насущного», от повседневного, будничного труда. Это день, посвященный Богу. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой …Господу Богу твоему… (Исх. 20, 9–10).

Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина, ведь без веры в Воскресение тщетна вера наша. И потому воскресная служба имеет в богослужении совершенно исключительное положение.

Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник. А воскресная служба является началом и вершиной седмичного богослужения. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается.

Как же достойно провести воскресный день? В первую очередь, конечно, совершив молитву в храме, поучаствовав в церковном богослужении. На Божественной литургии приносится Бескровная Жертва за нас, за грехи наши, поэтому благоговейно присутствовать при этом Великом Таинстве и молитвенно участвовать в нем — долг верных чад Церкви.

Необходимо также помнить, что согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, христианин, пропустивший подряд три воскресных богослужения в храме, отлучается от единения с Церковью Христовой.

Важно помнить, что желательно посетить в воскресный день не только Божественную литургию, но и воскресное всенощное бдение.

Воскресное вечернее богослужение имеет назидательный и нравоучительный характер. Например, воскресные стихиры на «Господи возвах», которые поются на всенощном бдении, являются поистине памятниками византийской поэзии. В большинстве стихир речь идет о крестной смерти Спасителя, сошествии Его во ад, Воскресении и победе над смертью. «Придите, людие, воспоим и поклонимся Христу, славяше Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия мир избавлей» (Великая вечерня. Стихира на «Господи возвах»).

Несколько стихир имеют ярко выраженное догматическое содержание. В них говорится о предвечном рождении Сына Божия от Отца, о Втором Пришествии Христа, о нераздельной власти трех Лиц Святой Троицы, о вездеприсутствии Божием: «Прежде век от Отца Рождшемуся Божию Слову, Воплошшемуся от Девы Марии, приидите, поклонимся: крест бо претерпев, погребению вредадеся, яко Сам восхоте: и воскрес из мертвых, спасе мя заблуждающаго человека».

Особое место в воскресном вечернем богослужении занимает чтение воскресного Евангелия на утрене. Воскресных Евангелий одиннадцать, и читаются они в порядке очередности вне зависимости от гласа, по которому совершается служба. Соответственно, полный круг воскресных Евангелий прочитывается за одиннадцать воскресений.

Наиболее разнообразной по содержанию частью воскресной утрени является канон. Воскресная служба Октоиха содержит три канона — воскресный, крестовоскресный и Богородичный. Их названия указывают на то, что первый канон всегда посвящен Воскресению Христову, во втором каноне тема воскресения соединяется с темой крестных страданий Спасителя, а третий канон посвящен Богородице. Первый из трех воскресных канонов — наиболее древний по происхождению: его авторство приписывается преподобному Иоанну Дамаскину.

Воскресенье как день радости несовместимо с постом или трауром. Этот аспект нашел отражение в ряде церковных канонов, запрещающих пост и коленопреклонение в воскресенье. С постом и преклонением колен связан вопрос о продолжительности празднования — общепринято начинать празднование с вечера субботы и оканчивать вечером в воскресенье.

Главный признак воскресной радости и отсутствия поста — это обязательное совершение Евхаристии в воскресенье. Под запретом поста в воскресенье понимаются не полное освобождение от аскетических подвигов, но некоторое послабление их, а также запрет полного поста (т. е. воздержания от вкушения любой пищи) во время светового дня. Именно поэтому по традиции, восходящей к раннехристианским временам и сохраняющейся в Православной Церкви до настоящего времени, воскресная Литургия всегда должна быть утром и никогда не присоединяется к вечерне.

По мере духовного возрастания для верующего человека становится потребностью участие если не во всех, то по крайней мере воскресных и праздничных церковных службах. Тот христианин, который не жалеет времени и сил для посещения богослужения, обязательно почувствует их благотворное влияние на душу.

Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.
Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.
Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.
Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Литургия оглашенных

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.
«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».
Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.
Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».
Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.
За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.
Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Литургия верных

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.
Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».
Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.
Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).
Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.
Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.

Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова. Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах. Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей. Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху. Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

  • В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
  • Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
  • К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
  • Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
  • К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
  • В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
  • В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

  1. Начало, происходящее в 18:00;
  2. Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
  3. Полунощница — начинается в полночь;
  4. Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы. Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия. Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *