Службы Великого поста

Великий пост – это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя – сеяние добродетелей, весь пост – терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя – собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой – время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост. Невозможно стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Одно из важных условий обретения благодати Святого Духа – это частое посещение великопостных богослужений.
Особенности богослужений во дни Великого поста.
Великий пост – время покаяния, установленное с апостольских времен в память сорокадневного поста Господа нашего Иисуса Христа в пустыне. Все богослужения в Святую Четыредесятницу совершаются так, чтобы оживить в нас чувство сокрушения и раскаяния в грехах. На время поста всякая торжественность богослужений оставляется: Царские врата открываются редко, только немногие светильники возжигаются, священнослужители облачаются в черные ризы покаяния и смирения, место большинства песнопений занимает чтение, и многие молитвы сопровождаются земными поклонами.
Особенную великопостную атмосферу богослужений можно прочувствовать за Литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы и в первые три дня Страстной седмицы. Они наполнены особой благодатной атмосферой и величием, что добавляет новых духовных красок во всю гамму богослужений Великого поста.
Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление. Ведь оно наиболее отвечает настроению души человека, сознающего греховность, кающегося и плачущего пред Господом. В молитвословиях поста говорится о том, каков есть человек, и о том, к чему он должен стремиться. Этой мыслью особенно пронизана главная молитва святой Четырядесятницы – молитва Ефрема Сирина, которую мы ежедневно слышим в православных храмах и совершаем дома во время утреннего и вечернего правила с земными поклонами.
В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 5 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.
Помимо этого, в четыре воскресных дня, начиная со второй недели поста, служится Пассия — особое великопостное богослужение, наполненное атмосферой скорби и душеспасительной печали о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В это время на середину храма помещается Распятие и возле него совершаются чтения акафиста и евангельского повествования о страданиях Спасителя.
Хотелось бы остановиться на некоторых важных датах Великого поста текущего года. Субботы второй, третьей и четвертой седмиц – 11, 18 и 25 марта — дни особого поминовения усопших. В нашем соборе, как и во всех православных храмах, будет совершаться Заупокойная литургия.
Третье воскресенье Великого поста, 19 марта, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.
В среду пятой седмицы, 29 марта, вечером целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской.
На вечернем богослужении 1 апреля — в субботу 5-й Седмицы — мы будем торжественно воспевать акафист – благодарственную похвалу Пресвятой Богородице. Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верующих от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
7 апреля – мы будем отмечать праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
9 апреля Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. В этот день в нашем соборе будут освящаться вербы, которые мы вновь принесем в свои дома и с благоговением будем хранить, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года.
Вся Страстная седмица будет посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа Спасителя. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Все службы Страстной седмицы располагаются так, что в них живо и последовательно воспроизводится история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выраженное в песнопениях и евангельских чтениях Литургии. Очень важно в эти дни всем нам бывать на богослужениях в храме.
Помимо покаянных настроений, другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия то и дело проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Об этом никто из нас не должен забывать. И воскресные Литургии, оставаясь на время поста по-прежнему торжественными, служат напоминанием всем нам о главном событии в жизни Церкви – Воскресении Господа Иисуса Христа. В этом году Пасха приходится на 16 апреля.
Участие в Таинствах в Великий пост.
Через соборную молитву, совершаемую за великопостными богослужениями, через участие в Церковных Таинствах Господь подает нам Свою благодать, которая укрепляет нас в прохождении поста и готовит с чистым сердцем встретить Пасху Христову. Мы очищаем свою душу, участвуя в Таинстве Покаяния, и освещаем ее в Таинствах Святого Причастия и Елеосвящения.
Хотелось бы отметить, что для болящих в нашем соборе во дни Великого поста совершается Таинство Елеосвящения (Соборования). Молитвы, возносимые во время этого Таинства, во-первых, могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. А, во-вторых, что не менее важно, в Таинстве Соборования человек получает прощение забытых грехов.
Нельзя сказать, что ходить на богослужения в храм, как думают многие, достаточно только на первой или на последней неделе поста. Человек не сможет полноценно прочувствовать благодать. Но если он будет посещать хотя бы по одному богослужению на каждой неделе в свободное от работы время, то он приобретет гораздо больше и придет к финалу поста — празднику Воскресения Христова — подготовленным и, соответственно, получит благодать и особенную радость от Пасхи.

Схемы Богослужений

Схема Литургии (состоит из 3-х частей):

Часть I. Схема Проскомидии
  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор.
  4. Поставление звездицы над дискосом.
  5. Покрытие дискоса и потира покровами.
  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров и отпуст.
Часть II. Схема Литургии оглашенных
  1. Начинательные возгласы диакона и священника.
  2. Великая ектения.
  3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) (первый антифон).
  4. Малая ектения.
  5. Второй изобразительный псалом (145) — «Хвали, душе моя, Господа» (второй антифон).
  6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
  7. Малая ектения.
  8. Пение Евангельских заповедей блаженств и тропарей «блаженны» (третий антифон).
  9. Малый вход с Евангелием.
  10. Пение «Приидите Поклонимся».
  11. Пение тропаря и кондака.
  12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя».
  13. Пение Трисвятого.
  14. Пение прокимна.
  15. Чтение Апостола. Пение алиллуария.
  16. Чтение Евангелия.
  17. Сугубая ектения.
  18. Ектения об оглашенных.
  19. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.
Часть III. Схема Литургии верных
  1. Сокращенная великая ектения.
  2. Пение 1-й части Херувимской песни и чтение священником молитвы Великого входа.
  3. Великий вход и перенос Св. Даров.
  4. Пение 2-й части Херувимской песни и поставление Св. Сосудов на Престол.
  5. 1-я просительная ектения (О предложенных, честных Дарех): приготовление молящихся к освящению Даров.
  6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
  7. Возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
  8. Пение Символа веры. (после возгласа «Двери, двери премудростию вонмем»).
  9. Возглас «Станем добре…».
  10. Евхаристическая молитва (3 части).
  11. Освящение Св. Даров (во время пения: «Тебе поем…»).
  12. Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).
  13. Поминовение живых и умерших («И всех, и вся…»).
  14. 2-я просительная ектения (Об освященных честных Дарах).
  15. Пение «Отче наш».
  16. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
  17. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
  18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
  19. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом Свет Истинный».
  20. Последнее явление Св. Даров и песнопение «Да исполнятся уста наша».
  21. Благодарственная ектения за Причащение.
  22. Заамвонная молитва.
  23. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.
  24. Последнее благословение священника.

Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

  1. Возглас диакона и священника: «Благословенно царство»…
  2. Чтение псалма 103: «Благослови, душе моя, Господа».
  3. Великая ектения.
  4. Кафизмы.
  5. Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник.
  6. «Господи воззвах».
  7. Стихиры «на Господи воззвах».
  8. Вечерний вход с кадилом (или с Евангелием, если положено по Уставу).
  9. «Свете тихий»…
  10. Чтение первой паремии.
  11. Возгласы: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех».
  12. Чтение второй паремии.
  13. Пение: «Да исправится молитва моя».
  14. Молитва Св. Ефрема Сирина.
  15. Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
  16. Сугубая ектения.
  17. Молитва за Государя.
  18. Ектения об оглашенных.
  19. Ектения о просвещаемых. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4 недели Великого поста).
  20. Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает»…
  21. Вторая малая ектения о верных.
  22. «Ныне силы небесныя».
  23. Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
  24. Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим».
  25. Молитва Св. Ефрема Сирина.
  26. Просительная ектения.
  27. Молитва Господня «Отче наш».
  28. Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым».
  29. Предпоследнее явление Св. Даров («Благословлю Господа»).
  30. Последнее явление Св. Даров.
  31. Благодарение за Причащение.
  32. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»).
  33. «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и псалом 33.
  34. Последнее благословение священника.
  35. Отпуст.

Схема вечерни на всенощном бдении

  1. Возглас диакона и священника.
  2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».
  3. Великая ектения.
  4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
  5. Малая ектения.
  6. «Господи воззвах».
  7. Стихиры на «Господи воззвах»…
  8. Догматик или Богородичен.
  9. Вечерний вход (с кадилом).
  10. Пение гимна: «Свете тихий».
  11. Прокимен дня.
  12. Чтение паримий (3 паремии). (Накануне великих и храмовых праздников).
  13. Сугубая ектения.
  14. Молитва: «Сподоби Господи»…
  15. Просительная ектения.
  16. Стихиры на литии.
  17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).
  18. Стихиры на стиховне,
  19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш».
  20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».
  21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмовых праздн.).
  22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.
  23. Благословение священника.

Схема утрени на всенощном бдении

  1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
  2. Великая ектения.
  3. «Бог Господь и явися нам».
  4. Тропарь воскресный или празднику или Святому.
  5. Чтение кафизм.
  6. Малая ектения.
  7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).
  8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).
  9. Величание (под великие праздники).
  10. Малая ектения.
  11. Седальны или ипакои.
  12. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
  13. Чтение Евангелия.
  14. «Воскресение Христово видевше».
  15. Возглас диакона «Спаси, Боже, люди Твоя»…
  16. Канон (малые ектении на 3-й и 6-й песнях).
  17. «Величит душа моя Господа».
  18. Экзапостилларий или светилен.
  19. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
  20. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).
  21. Великое славословие.
  22. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника.
  23. Сугубая ектения.
  24. Просительная ектения.
  25. Отпуст.
  26. Первый Час (см. схему Часов).

Схема великого повечерия

Часть I.
  1. Обычное начало.
  2. «Приидите поклонимся» и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.).
  3. Канон св. Андрея Критского (в первые 4 дня Великого поста).
  4. Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
  5. «С нами Бог».
  6. Тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи».
  7. Символ веры.
  8. Молитва: «Пресвятая Владычице».
  9. Трисвятое по «Отче наш».
  10. Тропари и Богородичны (Различные по дням недели).
  11. «Господи помилуй» 40 раз; отпустительные молитвы: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим» и др.
  12. Молитва «Господи, избавляй нас от всякия стрелы, летящия во дни».
Часть II.
  1. «Приидите поклонимся» (трижды), псалмы 50 и 101;
  2. Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших».
  3. Трисвятое по «Отче наш».
  4. Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
  5. «Господи помилуй» 40 раз и те же отпустительные молитвы.
  6. Молитва: «Владыко Боже, Отче вседержителю»…
Часть III.
  1. «Приидите поклонимся» (трижды).
  2. Псалмы 69 и 142 и Великое славословие.
  3. Трисвятое по «Отче наш».
  4. Канон рядовой.
  5. Пение: «Господи сил с нами буди».
  6. «Господи помилуй» 40 раз. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час» и те же отпустительные молитвы.
  7. «Господи и Владыко живота моего»…
  8. Молитва: «Нескверная, неблазная»…
  9. «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим»…, «Преславная Приснодево», «Упование мое отец».
  10. Великий отпуст. Чтение свящ. мол. «Владыко многомилостиве».
  11. Сугубая ектения.

Схема часов

  1. Обычное начало.
  2. Три псалма.
  3. На 1-м часе — 5, 89 и 100;
  4. На 3-м часе — 16, 24, 50;
  5. На 6-м часе — 53, 54, 90;
  6. На 9- м часе — 83, 84 и 85 пс.
  7. Слава и ныне, аллилуиа.
  8. Тропарь часа, праздника или Святого.
  9. Богородичен.
  10. Трисвятое по «Отче наш». Кондак праздника или Святого.
  11. «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим».
  12. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час».
  13. Заключительная молитва к Господу Иисусу.

Понедельник первой седмицы Великого Поста

Истинный пост есть устранение от злых дел.
Святитель Василий Великий

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.

Чтение канона прп. Андрея Критского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фото: Патриархия.Ru

Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.

Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

Песнопения 1-й седмицы Великого Поста

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

«Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Из Великого Канона святого Андрея Критского

О посте

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Мф. 6, 14-18

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

Из писем игумена Никона (Воробьева)

О покаянии

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *