Служебник на русском языке

Читать онлайн «Служебник»

Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке.

В. Адаменко

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

БИОГРАФИЯ

I. Порядок Всенощного Богослужения.

II. Отпуски Господних праздников на вечерне и литургии.

III. Стихиры, Богородичные догматики, тропари, антифоны и ирмосы из октоиха (восьмогласия).

ГЛАС ПЕРВЫЙ.

ГЛАС ВТОРОЙ.

ГЛАС ТРЕТИЙ.

ГЛАС ЧЕТВЕРТЫЙ.

ГЛАС ПЯТЫЙ.

ГЛАС ШЕСТОЙ.

ГЛАС СЕДЬМОЙ.

ГЛАС ВОСЬМОЙ.

IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8 Сентября).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября)

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 Марта).

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (25 Декабря).

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2 февраля).

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (6–ю Января).

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 Августа).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (за шесть дней до Пасхи).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

НЕДЕЛЯ ФОМИНА.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. (В 40–й день по Воскресении).

ПЯТИДЕСЯТНИЦА — СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ. (В 50–й день по Воскресении).

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа).

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. (14 Сентября).

V Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и кондаки из служб в праздники: богородичные, великих святых и общие.

VI. Из чинов и молебствий на разные случаи.

Чин исповеди:

Из таинства брака:

Тропари обычного молебна:

Призывание помощи святого Духа на всякое доброе дело.

Молитвенные прошения на все нужды:

Перед началом учения.

На благодарение за вечное Божие благодеяние.

Молитва перед трапезой:

Молитва после трапезы.

О путешествующих.

О больных.

Из Чина малого освящения воды.

Молитва на закладку дома.

Молитва на поселение в новом доме.

Молитва на нивах

Молитва на благословение мясной пиши в Святую Великую Пасху.

Молитва на благословение сыра и яиц.

Молитва на благословение артоса.

Молитва на раздробление артоса.

Молитва на благословение винограда

Молитва на благословение первых плодов.

Молитвы Святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью.

Прошение о бесноватых:

Молитва на исход души.

VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших.

VIII. Стихиры, тропари, прокимны, ирмосы и каноны из служб Великого Поста.

В неделю «мытаря и фарисея».

В неделю «блудного сына».

В неделю «мясопустную».

В неделю «сыропустную».

На вечерне в воскресенье под понедельник 1 Великого поста.

В понедельник 1 недели Великого поста.

Вторник первой недели.

Среда.

В четверг.

Пятница.

Суббота.

В первое воскресенье Великого поста:

Во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста.

В четвертое воскресенье Великого поста.

В пятое воскресенье Великого поста.

Страстная неделя.

IX. Чин Великого Повечерия.

X. Полунощница (ежедневная).

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА.

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА.

XI. Порядок часов.

ПЕРВЫЙ ЧАС.

ТРЕТИЙ ЧАС.

ШЕСТОЙ ЧАС.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС.

XII. Чин изобразительных.

XIII. Молитвенное правило перед святым причащением Божественных Христовых тайн.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ:

XIV. Утренние молитвы

XV. Вечерние молитвы перед сном.

В. Адаменко

Служебник

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

На конференции, посвященной 1000–летию крещения Руси, (Ленинград, февраль 1988), архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев) открыто поставил вопрос о понятности в наши дни церковно–славянского языка.»Для тех, кто озабочен проблемой церковного свидетельства, используемый ныне в нашей Церкви литургический язык представляется препятствием для усвоения современниками богатства и красоты православного богослужения, так как этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом».

Кирилло–мефодиевская традиция, принесшая славянам Священное писание и богослужение на их языке, вдохновившая в XIVв. св. Стефана Пермского, а в XIX святителя Николая Японского, должна быть действенной и в наши дни по отношению к славянским народам: так Сербская Церковь перешла уже в значительной мере на живой сербский язык.

Каковы бы ни были практические решения по этому вопросу в России (дальнейшее приближение, путем правки, церковно–славянского языка к русскому, частичный — в чтениях — или полный переход на современный литературный язык), необходимо, чтобы верующие могли уже сейчас ознакомиться с русским переводом основных текстов православного богослужения.

С этой целью мы и предлагаем переиздание сборника, составленного в 1926 г. клириком Нижегородской епархии, свящ. В. Адаменко (впоследствии монахом Феофаном). Насколько нам известно, этот сборник — самый полный, который когда–либо был составлен. Изданный в Нижнем Новгороде в количестве 2000 экземпляров, в разгар преследований Церкви, он является крайней библиографической редкостью.

БИОГРАФИЯ

Василий Иванович Адаменко родился в 1885 году в ст. Попутная Сотрадинского района Северо–Кавказского края, неподалеку от Армавира, в семье бедного кубанского казака. Закончил одноклассное училище. С малых лет Василий отличался религиозностью; часто проповедовал на берегу Кубани, где собиралось много верующих.

По рекомендации настоятелем станичного храма о. Николая Полянского в 1909 году Василий выехал в Одессу, где поступил на курсы противосектантских миссионеров, одновременно работая книгоношей при епархии. Жил на подворье Афонского Андреевского монастыря, с 1910 года служил псаломщиком.

После курсов Адаменко был внештатным миссионером в Армавире Кубанской области, затем до 1916 года — миссионером в Одессе. Ещё в 1908 году загорелся идеей перевода православного богослужения на русский язык, писал даже об этом Иоанну Кронштадскому, но ответа не получил, хотя считал, что почувствовал молитвенный ответ.

С 13 марта 1916 года — диакон в Екатеринодаре (нынешний Краснодар). Ровно через год рукоположен в священника. Служил в Одессе, но уже в конце июля 1917 года о. Василий возбудил ходатайство перед Кубанским епископом о переводе его из Одессы на родину, которое и было удовлетворено в сентябре. О. Василий был назначен разъездным священником–проповедником в Екатеринодаре. Во время своих миссионерских пездок по станицам с храмом–вагоном пользовался огромным успехом, порой проповедуя под открытым небом, перед огромной толпой. В 1918–1919 гг. просил благословения у Патриарха Тихона на рвботу над русским переводом богослужения, но тот сказал:»Разрешить не могу, делай на свой страх и риск».

Во время гражданской войны о. Василий находился в конфликтных отношениях как с»белой»властью, котоую резко обличал за проводимые ими гонения и невнимание к беднякам, так и с»красной». В 1919 году, будучи священником Ильинской церкви г. Екатеринодара, арестован и направлен в Нижний Новгород в исправительный дом. После освобождения некотрое работал в Сормове, оформлял и выдавал пропуска на железнодорожные билеты. 11 декабря 1920 года снова арестован в Екатеринодаре, где после отступления»белых»продолжал служить и вести миссинерскую деятельность, и решением КубчерЧК направлен в Ростов–на–Дону. Горожане неоднократно направляли прошение предревкому Кубчерревкома с просьбой об освобождении священника под их поручительство.

22 апреля 1921 года осужден ПП ВЧК на Кавказе к 3 годам высылки. Направлен в Центральные губернии России, г. Цярка (Цярку?)

После освобождения из ссылки в 1924 году служил в Ильинском храме в Нижнем Новгороде. При расколе, произошедшем в Российской церкви, о. Василий, как и многие священнослужители, первоначально оказался в лагере»обновленцев». Вопреки мифу, распространяемому сегодня определёнными церковными и околоцерковными кругами,»обновленцы», идеологией которой на практике стал откровенный сервилизм перед советской властью, а реформаторский пафос сводился преимущественно к возможности осуществления церковной карьеры женатому духовенству, отнюдь не были сторонниками перевода богослужения на русский язык и радикальных литургических реформ. Единственное официальное заявление по этому вопросу, сделанное в 1926 году, декларирует необходимость»не вводя никаких догматических и богослужебных общеобязательных реформ, пригласить всех работников церковного обновления всемерно охранять единство Церкви; благословляет творческую инициативу и сделанный почин, направленный на пробуждение религиозного чувства, церковного сознания и общественной нравственности». На практике же деятельность о. Василия по переводу богослужения и реформированию и приходской жизни (осуществляемая, при всей её кажущейся радикальности, в русле решений канонического Поместного собора 1917–18 гг.), вызывала у обновленческого епископата скорее негативно отношение. Митрополит Александр Введенский, приехав в Нижний Новгород, всячески льстил о. Василию, но, вернувшись в Москву, заявил»Хватит нам этой эндэковщины и адамовщины». (Священник Александр Эндэка служил в храме на Лубянской площади и принадлежал к немногочисленным»идейным»обновленцам).

Сборник: Служебник (рус)

СЛУЖЕБНИК

Последование Вечерни

Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час.

После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни:1

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 1032

Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные.

Молитва 1

Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых.

Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4

Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5

Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.

По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 6

Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И бла́га этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству данными нам по милости бла́гами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.

Состав служебника

Служебники бывают двух форматов: карманные и аналойные. Современный аналойный служебник Русской Православной Церкви содержит в себе:

  1. Чин малыя вечерни (Устав),
  2. Чин всенощного бдения, сиесть великой вечерни и утрени воскресныя,
  3. Последование вечерни (тексты),
  4. Последование утрени,
  5. Чин священныя и Божественныя Литургии (подготовка к служению, входные молитвы, облачение, проскомидия),
  6. Божественная Литургия Златоустаго,
  7. Благодарственные молитвы по Святом Причащении,
  8. Указ, како подобает глаголати отпусты во Владычни праздники, и Богоматере, и весь год,
  9. Отпусты дневные во всю седмицу (варианты текстов),
  10. Божественная Литургия Василия Великого,
  11. Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных Даров (приготовление Агнца на предшествующей полной Литургии и схема вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров),
  12. Изъявление о некиих исправлениях в служении Преждеосвященныя Литургии (порядок совершения Великого входа и Причащения),
  13. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров (тексты всех молитв),
  14. Чин благословения колива (в честь господских праздников и памяти святых),
  15. Чин над кутиею в память усопших (после Литургии и после вечерни),
  16. Чин литии о усопших,
  17. Службы на различные потребы (прошения, добавляемые на проскомидии и на сугубой ектении),
  18. Месяцеслов,
  19. Дополнения к месяцеслову (новопрославленные святые),
  20. Из Триоди постныя (молитвы к разным ликам святых на повечерии, Молитва Ефрема Сирина, тропари со стихами 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, прокимены , аллилуиарии со стихами, величание в Неделю ваий, молитва на освящение ваий, отпусты Страстной седмицы),
  21. Из Триоди цветныя (Пасхальное начало: Тропарь Пасхи со стихами, входный стих, причастен, молитва на благословение артоса, молитва на благословение сыра и яиц, прокимены и аллилуиарии со стихами, молитва на раздробление артоса, величание в Неделю о Фоме, на Вознесение, на Пятидесятницу и в день всех святых, запевы на 9-ой песни канона),
  22. Прокимны и аллилуиа воскресны, утреннии и литургийные на 8 гласов,
  23. Прокимны и аллилуиа дневные,
  24. Прокимны и аллилуиа общие святым,
  25. Известие учительное:
  • Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн,
  • О времени служения,
  • Вещи, необходимые иерею перед служением и в служении,
  • Сосуды священные, к служению необходимые,
  • О веществе Тела Христова,
  • О веществе Крови Христовой,
  • О случаях, могущих приключиться во время служения Литургии,
  • О случаях с веществом Крови Христовой,
  • О случаях освящения Святых Даров,
  • О прилучившихся недостатках служащего священника,
  • Действия иерея после совершения Божественной Литургии,
  • Как хранить Божественные Тайны ради больных,
  • О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им.

Во многих редакциях служебника приводятся также и некоторые чинопоследования и молитвы из требника:

  1. Моли́тва разреши́тельная,
  2. Моли́тва во е́же благослови́ти бра́шна мяса́ во святу́ю Неде́лю Па́схи,
  3. Моли́тва на благослове́ние но́ваго ме́да в пе́рвый день а́вгуста,
  4. Моли́тва на благослове́ние гро́здия в шесты́й день а́вгуста,
  5. Моли́тва о принося́щих нача́тки овоще́й.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *