Служить двум господам

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24). Как нужно понимать эти слова?

Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который тревожил евреев в те давние времена и заботит многих людей в наши дни. Суть этого вопроса состоит в следующем. Можно ли одновременно собирать сокровища земные и небесные? Можно ли попасть в Царство Небесное, добиться жизни вечной, и одновременно не расставаться со своими излюбленными грехами, не покидая своего пристрастия к роскоши и богатству, к земным удовольствиям и наслаждениям? Иными словами можно ли сочетать совершение добрых дел с греховными?

Для ответа на этот вопрос Иисус Христос использует аллегорию, основанную на противопоставлении, сказав, что «никто не может служить двум господам». Иисус Христос этими словами говорит о существовании двух противоположных миров, Добра и зла, Святости и порока, Правды и лжи, Света и тьмы, и о существовании двух господ, царствующих в этих двух противоположных мирах. Бог является воплощением Разума, Света и Правды.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанн.8:12).

«Велик Господь наш и велика крепость , и разум Его неизмерим» (Пс.146:5).

«Правда Его пребывает вовек» (Пс.110:3).

Противостоящий Богу злой дух царствует в мире зла и тьмы, является отцом лжи, греха и порока. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн.8:44).

Поскольку эти два мира по своей сущности, по своей философско-нравственной направленности противоположны друг другу, то и господа каждого из этих миров диаметрально отличаются друг от друга.

Развивая Свою аллегорию дальше, Иисус Христос берет пример из обыденной жизни, ставя человека на место слуги перед двумя господами. Спаситель мира это делает потому, что смысл жизни человека как раз и состоит в том, чтобы сделать правильный выбор в отношении того, какому господину служить, кому всю свою жизнь поклоняться, Богу или отцу греха (добру или злу). От того, какой выбор сделает человек и будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Если человек пойдет по жизни путем добродетели, то он будет находиться с Богом и иметь благоденствие. Так как только Бог является источником всякого добра. «Будет Господь с добрым» (2Пар.19:11). Если пойдет по жизни путем греха, то будет служить духу зла, за что будет страдать (так как зло приносит всем только зло) и будет наказан. «Воздаст Господь делающему злое по злобе его!» (2Цар.3:39).

Расположенная наискось планка на православном кресте, находящаяся у ног Иисуса Христа, также иносказательно дает ответ на этот вопрос, символически указывая на два жизненных пути, на два образа жизни, на двух господ. Правый, приподнятый вверх, конец планки указывает путь человека на небо в рай, куда попадает человек за благочестивый образ жизни, за служение Господу Богу. Левый, опущенный вниз, конец планки указывает на путь человека в ад за грешный образ жизни, за служение сатане, господину тьмы и греха.

В Своих словах Иисус Христос с категорической ясностью утверждает, что никто из людей не может служить двум господам. То есть никто из людей не может сразу пребывать в двух противоположных мирах, света и тьмы, святости и греха, в которых повелевают эти господа. Иными словами никто из людей не может одновременно быть добрым и злым, правдивым и лживым, праведником и грешником. Потому что нельзя быть одновременно преданным Богу и сатане. Дальше Иисус Христос, поясняя, почему нельзя служить двум господам, говорит о том, что человек-слуга «или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть». То есть в этих словах Иисус Христос говорит о том, что невозможно одновременно любить добро и зло и одновременно служить праведности и греху. Потому что если человек в чем-то согрешил, то он уже не праведник, и если, наряду с добром, в чем-то сотворил зло, то он уже не творящий только добро. А соприкосновение с миром зла отдаляет человека от мира добродетели и затягивает его в трясину греха. Так как, то, что приемлет Бог, не приемлет противостоящий Ему злой дух.

Как Абсолютный Свет лишен тьмы, так и человек чист перед Богом лишь тогда, когда лишен всякого, даже небольшого греха. Так и душа человека, запятнанная даже малым грехом, уже не чиста. А станет чистой лишь после искупления этого греха. В разбираемых словах Иисус Христос, говоря о том, почему нельзя служить двум господам одновременно, убедительно поясняет Свою мысль тем аргументом, что человек «одному станет усердствовать, а о другом не радеть». Эти слова нужно понимать в том смысле, что, служа добру или злу, человек постепенно испытывает на себе влияние того мира, которому служит. Мир Добра облагораживающе будет воздействовать на человека, и отдалять его от греха. Мир зла будет развивать в человеке греховные наклонности, и отдалять от добрых дел и Бога. Человек, побежденный грехом, будет заботиться лишь о достижении земных благ (например, будет стремиться к приобретению власти, денег, роскоши, удовольствий), то есть о собирании сокровищ земных и будет не радеть о собирании сокровищ небесных. Постепенно занятие, связанное с накоплением земных благ и удовольствий превратится у такого человека в ненасытную страсть стяжательства и вытеснит из сознания человека мысль о Боге. Такой человек со временем будет ненавидеть всё, что мешает ему копить земные богатства и его душа будет безучастна к добродетелям, так как главной целью его жизни станет служение «маммоне».

В дальнейших своих словах Иисус Христос категорически заявляет «Не можете служить Богу и маммоне». Слово «маммона» сирийского или халдейского происхождения (по другому варианту арамейского) и обозначает богатство, приобретенное неправедным путем. У восточных народов маммоной назывался языческий бог богатства (лукавый злой дух), покровительствующий стяжательству и накопительству.

В Своих словах Иисус Христос о маммоне говорит как о злом духе, от служения которому предостерегаются люди. Такое предостережение вызвано тем, что человек, любящий богатство и надеющийся на него, привязывается к богатству и ошибочно считает, что только богатство может помочь ему приобрести счастье в жизни. Иисус Христос разоблачает это ложное убеждение, указывая на то, что помимо земных сокровищ, есть сокровища небесные, которые выше любых земных богатств. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).

Слова Иисуса Христа о том, что нельзя служить Богу и маммоне, нужно понимать в том смысле, что также, как не может раздвоиться сердце человека, так и невозможно одновременно служить Богу (делать добрые богоугодные дела) и маммоне (приобретать богатство неправедное, достигнутое нечестным путем). А служение Богу со стороны такого человека будет неискренним и лицемерным, потому что человек, искренне преданный Богу, отказывается от совершения злых дел и не допускает в своей жизни греха, в данном случае выраженного в виде приобретения богатств неправедных.

На то, что под маммоной понимается богатство неправедное, указывает тот факт, что маммона является языческим божеством, то есть злым духом, понукающим человека к стяжательству любой ценой. А приобретение богатства нечестным путем, то есть служение маммоне и порицается Иисусом Христом, проповедующим честную жизнь и служение добру, что выражается в соблюдении Закона Божьего. И если маммона говорит человеку – грабь и воруй, любой ценой приобретай богатства неправедные. То Бог говорит человеку – не укради, проявляй любовь и сострадание к ближнему своему. Если маммона говорит человеку – береги свои сокровища, люби их и никому их не давай. То Бог говорит человеку – поделись с ближним, подавай милостыню нищим, так как смысл жизни не в накопительстве, а в использовании богатств для добрых дел.

Применяя земные богатства для творения добра, человек собирает себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Поэтому Иисус Христос и предлагает человеку отказаться от соблазнов и грехов окружающего мира (то есть всего мирского) и служить Богу. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15–17).

Итоги анализа разбираемых слов Спасителя

Подводя итог анализу разбираемых слов Иисуса Христа, можно сказать о том, что в этих словах говорится о двух типах людей, о христианине, самоотрекающемся от греха во имя служения Богу, и о человеке, самоудовлетворяющемся ради своих похотей и прихотей, служащему противостоящей Богу злой силе, в том числе и маммоне.

Истинный христианин способен на терпение, самоотречение, самопожертвование и любовь к ближнему, отказывается от греховных желаний во имя служения Богу. Это первый тип человека, самоотрекающегося от греха – истинного христианина. Человек, служащий удовлетворению своих низменных страстей, одержимый стремлением к наживе и богатству, собирающий неправедно земные сокровища, представляет собой второй тип человека, самообрекающего себя на грех.

Согласно словам Иисуса Христа, между этими типами людей нет промежуточной категории, так как ни один из этих двух типов людей не может занимать нейтрального положения. Так как кто любит Бога, тот ненавидит зло и не совершает греха. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс.96:10). А тот, кто одержим удовлетворением греховных страстей, разрешает свою душу оккупировать сатане, и занимаясь собиранием земных сокровищ, отдаляется от Бога. Потому что служа ложью и неправдой врагу всякой правды, нельзя в то же время самому оставаться правдивым. Нельзя одновременно совершать грех и доброе дело, и при этом оставаться безгрешным.

Самоотрекающийся тип человека представляет собой истинных христиан, которые свою волю подчинили Воле Божьей, которые свое тело предоставили Богу и своими поступками исполняют дело Божье. В таких людях живет Сам Иисус Христос, учение Которого служит для блага мира через последователей Христа. Такие люди, живя в духе и истине Христовой, своими способностями и жизнью служат торжеству идеалов учения Христова.

Люди второго типа, самообрекающие себя на грех, находятся под властью противостоящей Богу злой, разрушительной силы и служат ей. Своими лицемерными поступками они могут быть похожи внешне на людей, служащих Богу – совершать подачу милости, долго молиться в храме и вне его, чтобы их хвалили за это и тешили их гордыню. Но при внимательном рассмотрении выяснится, что эти действия они делают внешне и не искренне, без веры в сердце своем. По своей сути эти люди являются лицемерами. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Матф.23:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф.23:23). Лицемеры – «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:28). Поэтому лицемерный человек, внешне похож на христианина, но на самом деле представляет собой все тот же второй тип людей, занимающихся неискренним, лицемерным служением Богу.

Лицемерный тип человека, ставшего на сторону служения злу, выполняет нужную для врага рода человеческого греховную функцию. Суть этой функции состоит в том, что лицемерный, человек, всё ещё делая для видимости добрые дела, продолжает общаться с приверженцами учения Христова, а также с людьми, ищущими свой путь в жизни и стремящимися понять в чем смысл, суть и предназначение жизни человека. Лицемерным совершением добрых дел, двуличный человек отвлекает сердца последователей Христовых от учения Спасителя, искушая их своими лицемерно-добрыми поступками, своим лицемерным служением Богу. Таким не искренним совершением добра, двуличный человек отвращает от истины тех людей, которые ещё не стали в своей жизни на истинный путь, указанный Спасителем, и ещё не стойки в своих жизненных воззрениях. И используя это, лицемер улавливает их в сети греха. Таким образом лицемерного человека, можно охарактеризовать как приманку для соблазнов и греха, и назвать сетями сатаны. Потому что такой человек своим двурушничеством подает дурной пример окружающим, особенно нестойким в вере Христовой людям и толкает ближних своих в пропасть погибели.

Однако тип лицемерного человека и сам постепенно подвергается костенению в грехе и удаляется от совершения даже видимых, внешне добрых поступков и становится закостенелым грешником, не думающим о спасении своей души. И ему со временем становится противной даже мысль о совершении добра.

Поэтому лицемерное служение Богу является опасным делом, так как такое служение из двуличного человека в конечном счете делает приверженца злу, собирателя сокровищ земных, забывшего о спасении своей души. Если же лицемерный человек, попав под благотворное влияние Божьих истин, одумается, станет размышлять о мире с позиций Божественной философии, осудит свой греховный образ жизни и покается в своих заблуждениях, то у него появится возможность вернуться в лоно Божье. Бог, как воплощение Святости, не приемлет даже малейшего греха. Но как Отец наш Небесный, принимает к Себе человека раскаявшегося в своем грехе и на деле искупившего этот грех и исправившего допущение греха дальнейшими праведными поступками.

Именно о выборе правильного пути в жизни и говорит Иисус Христос людям, предостерегая их от служения злу, пытаясь защитить их от заблуждений и целенаправляя на добро, потому что служение маммоне представляет собой шаг ко греху и уход с пути добродетели.

Россия с 1 августа возобновляет международное авиасообщение – после перерыва в четыре с лишним месяца, связанного с пандемией COVID-19. Об этом объявил премьер-министр Михаил Мишустин. А вице-премьер Татьяна Голикова назвала список стран, куда снова будут летать самолеты:

Турция. С 1 августа – в Анкару и Стамбул, с 10 августа – на пляжные курорты, в Анталью, Даламан и Бодрум.

Великобритания – Лондон.

Танзания – остров Занзибар.

Отпускникам из этой тройки, конечно, интереснее всего Турция.

— Пока непонятно, возобновятся только регулярные рейсы, или чартерные тоже будут возможны. Ждем разъяснений, — прокомментировала «КП” исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Поделиться видео </> xHTML-код

Татьяна Голикова назвала страны, с которыми Россия будет обмениваться туристами после снятия запрета на международное сообщение.

Купить тур в страну кебабов и лукумов можно хоть сейчас, туроператоры уже открыли бронирование. На первую декаду августа с перелетом со стыковкой в Стамбуле, дальше – уже с прямыми рейсами на курорты.

— Туры в Турцию доступны в нашей системе бронирования. Цены посчитаны с учетом перелета через Стамбул, поэтому готовы отправлять отпускников с 1 августа, — порадовала руководитель отдела по связям с общественностью TUI Россия Ольга Иванова.

Из России рейсы пока разрешены с вылетом из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Турция же, напомним, готова принимать гостей из России без всяких карантинов и справок об отсутствии коронавируса. Возможно лишь выборочное тестирование на ковид по прилету.

Поделиться видео </> xHTML-код

Мишустин объявил о возобновлении международного авиасообщения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Спрос на авиабилеты в Турцию вырос в 3 раза, в Танзанию – в 70 раз

В первый же час после новости о возобновлении международного авиасообщения россияне бросились искать авиабилеты за границу (подробности)

С 1 августа Россия открывает границы. Спрос на билеты в Турцию вырос в 3 раза, а в Танзанию — в 70 раз

00:00 00:00

Турцию открыли? Туристы поверили – и массово ищут билеты в Анталью и Стамбул

Турецкие СМИ сообщили, что с 15 июля возобновляется авиасообщение между нашими странами. Спрос на билеты тут же вырос в 4 раза. Реальность, увы, не успевала за мечтой (подробности)

Стоит ли сейчас покупать авиабилеты за границу или подождать

Слухи о возобновлении международного авиасообщения все настойчивее. Авиакомпании продают билеты уже на 1 августа. Но официально даты начала полетов не названы, куда спешить? (подробности)

Управитель стремился получить выгоду в долгосрочной перспективе: он понимал, что жизнь не оканчивается с потерей места работы, в ней есть и нечто другое, пока еще ему неизвестное. Об этом ином измерении нашей жизни мы часто забываем, так как требования сегодняшнего дня, текущие проблемы кажутся нам самыми значимыми (особенно если под угрозой оказывается наша жизнь, здоровье, благосостояние). В притче Христос спрашивает нас: готовы ли мы к смерти и суду хотя бы так, как люди мира сего – к довольно предсказуемым кризисам? Насколько ответственно мы используем свои ресурсы? Даже для того, чтобы купить нужную вещь, люди нередко планируют и экономят, регулярно откладывая определенную сумму и следуя графику накоплений; для них самоограничение служит достижению более важной и значимой цели. Притча призывает нас выйти из неудержимого ритма повседневных дел, сделать паузу и задуматься. Она напоминает о необходимости изменить наше поведение, списать долги, простить, отказаться от эгоистических интересов – пока еще не слишком поздно. Если большая часть нашей жизненной энергии отдается не главному, мудрый человек должен задаться вопросом: разве это жизнь? почему мы живем именно так, почему не стремимся к главному?

«Какая польза тебе, если ты все богатство, всю славу и все утехи мира сего будешь иметь, но вечное спасение потеряешь? Нет никакой пользы там, где душа погибает. Не только вечная, но и временная жизнь человеку дороже всего мира. Кто бы не назвал безумным того, кто захотел бы временную и краткую жизнь потерять, чтобы приобрести мир? Зачем тогда ему мир, когда сам погибает? За славным слава, за богатым богатство и за роскошествующим роскошь не войдет вслед, но все от всякого отпадает и отлучается при кончине. Если временной жизни никто не хочет погубить ради приобретения всего мира, то тем более не должны мы, христиане, терять вечную жизнь, которая несравненно лучше, блаженней и вож \деленней временной, и есть единое на потребу (см.: 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.Лк. 10:42)» (святитель Тихон Задонский).

Как возлюбить себя

Даже такой прожженный обманщик, как неверный управитель, понял, что пришло время переключиться (хотя бы частично) с себя на других. Поэтому еще один урок притчи состоит в том, что заботиться о благе других – в наших собственных интересах. Это отражается на нашем бытии, поскольку отношение к окружающим ежедневно созидает новую реальность, изменяющую (преображающую или разрушающую) нас самих и окружающий мир. Христос призывает нас возлюбить ближнего своего, как самого себя (см.: 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;Мф. 22:39), и любовь к себе совершенно законна, более того – она является основой жизни каждого человека. Мы должны заботиться о себе, и если эта забота правильная (не эгоистичная), она обязательно будет направлять нас к верным целям и станет основой правильного действия «вовне». Важным индикатором того, идем ли мы по верному пути, являются отношения с ближними. На что мы тратим время, силы, средства – только на себя или на других? Если мы зарабатываем деньги, делаем карьеру, но при этом разрушаем семью, теряем друзей и близких, то мы, очевидно, движемся в тупик. Управитель из притчи уменьшил долги не потому, что любил должников, а из любви к себе, ради собственного интереса. Наивно полагать, что человек может сразу научиться самозабвенно любить других, поэтому можно начать и с более прагматичных мотивов. У каждого из нас есть инстинкт самосохранения и выживания; притча предлагает задуматься о том, как использовать его для благих целей в духовной жизни.

Отношения с ближними определяют нашу земную жизнь, поэтому Евангелие призывает: …как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.Лк. 6:31). Притча о Страшном Суде свидетельствует, что эти отношения будут иметь определяющее значение и для вечности: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне; так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (см.: 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.Мф. 25:31-46).

Пример управителя (пусть и в искаженной форме) говорит нам, что любовь к другим и есть правильная форма настоящей любви к себе. Помощь другим – это помощь себе в долгосрочной перспективе, изменение личности, преображение жизни, выход за пределы своего ограниченного бытия – в Царство Божие, уже здесь и сейчас, поскольку оно не просто наступит в конце времени, но уже «внутри вас» (см.: 20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,Лк. 17:20).

Дары, которыми можно поделиться, есть у каждого, но только от нас зависит, как мы с ними поступаем, используем во благо или во зло другим. Это как женская красота – она не заслуга женщины, но именно женщина отвечает за то, как ею распорядиться. В притче управитель прощает от 20 до 50 процентов долга: тем самым Христос призывает нас задуматься о скрытых ресурсах жизни – времени, силах, средствах, которые мы можем посвятить другим. Можно спросить себя: «Какую часть жизни я посвящаю себе, а какую Богу и ближним? Стремлюсь ли удовлетворить только собственные потребности? Осуществляются ли через меня цели Божьи?» Если посмотреть на нашу жизнь в перспективе кризиса вечности, мы сможем правильно расставить приоритеты, отказаться от мусора, который ее наполняет, и тогда обязательно найдем силы на «единственно нужное» (см.: 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.Лк. 10:42). И научимся спокойно отдавать лишнее – понимая, что этим приобретаем настоящее богатство и друзей в другом, новом измерении.

Отношения со Христом не ограничиваются тем, что Он дает нам благодать, а мы ее принимаем. По‑настоящему обрести опыт Его любви к нам можно, только если мы берем ее и отдаем другим. Тогда мы становимся орудием, воплощением в мире любви Христа, ищущей, кому бы помочь. Во Христе произошла встреча Бога и человека, но каждый призван к тому, чтобы это событие осуществилось в его жизни: Христос должен родиться в душе каждого верующего. Он хочет боговоплощенного присутствия нашей веры в мире, стремления принести Его любовь всем страждущим. Возвышенные понятия «вера», «надежда», «любовь», «милосердие» должны обрести конкретные формы, иначе они останутся красивыми, но абстрактными словами, от которых устал окружающий мир. Мы извиняем свое бездействие тем, что нам самим не хватает денег, здоровья, сил – о какой помощи ближнему может идти речь? Однако эта поддержка не должна быть исключительно финансовой, ведь и люди, не испытывающие материальной нужды, нередко нуждаются во внимании и утешении. Конечно, всегда проще сказать, что это не мое дело, у каждого свои проблемы и т. п. Однако инвестировать свое время и силы в других людей – самая правильная жизненная позиция, которая обязательно принесет результат в вечности. Как радостно будет услышать в Царстве Христовом обращенные к нам слова других людей: «Я здесь благодаря тому, что ты сделал для меня».

Яркий пример использования небольших жизненных ресурсов – преподобная Мария Гатчинская. В шестнадцатилетнем возрасте молодую девушку Лидию Лелянову (ее имя до пострига) поразил энцефалит, затем болезнь Паркинсона, что постепенно привело к полному параличу и сильным болям. Однако это состояние не стало для нее источником отчаяния и озлобления, но, напротив, принесло плод необычайной кротости, смирения и беспрестанной молитвы. Будучи полностью зависимой от окружающих, преподобная Мария стала источником духовного утешения и поддержки для сотен и тысяч верующих, которые приезжали к ней за духовным советом в тяжелую эпоху гонений на Церковь в 1920‑1930‑е годы.

Можно ли сказать, что она, явившая действенность слов апостола Павла о силе Божией, которая «совершается в немощи» (см.:9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.2 Кор. 12:9), была «человеком с ограниченными возможностями», инвалидом (лат. invalidus – буквально «слабый», «бессильный»)? Разве не прожила она свою жизнь более целостно и содержательно, чем многие люди с «неограниченными возможностями», существование которых зачастую лишено всякого смысла? Возможности каждого человека ограниченны, независимо от физического состояния и интеллектуального уровня, – но во Христе нам открываются новые горизонты, новые возможности, превосходящие самые смелые мечты. Современное общество инструментализирует человека, рассматривая его только с точки зрения функциональных способностей («ты – то, чего ты достиг»), устанавливая свои масштабы и нормы. Однако истинной «нормой» человеческого бытия для верующих является Христос, который может и должен «изобразиться» (см.: 19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!Гал. 4:19) в каждом из нас.

Мы часто жалуемся, что нам чего‑то недостает. Но почему Бог должен благословлять нас чем‑то, если мы не используем правильно то, что у нас уже есть? Если мы неправильно пользуемся земным, как нам может быть вверено небесное? Наша вера выражается не только в Символе веры, но и в том, как мы используем то, что имеем. Мы говорим, что доверяем Богу, – но когда речь идет о распоряжении Его дарами, насколько Он может доверять нам? Невозможно служить двум господам, Богу и мамоне; мамоне – древнему ближневосточному божеству, олицетворению богатства – сейчас никто не приносит кровавые жертвы, как это делали язычники, но многие приносят все свое время и силы на алтарь заработка и карьеры. В словах Христа принципиально важен союз «и»: если цель жизни – делать деньги, чтобы купить на них нужные вещи, то деньги – бог и человек не сможет служить живому и истинному Богу. В день смерти каждый предстанет перед своим Богом – с большой или маленькой буквы, Богом Живым – или золотым бездушным истуканом. В таком понимании вся жизнь становится жертвой: в конечном счете мы платим за то, что имеем, своей жизнью. Вопрос в том, на какой алтарь мы ее приносим? Слово «мамона» обычно переводится как «богатство», но оно относится ко всему, чем мы обладаем. Мы можем быть либо распорядителями имения, либо слугами – третьего не дано. «Неправедное» не обязательно означает, что богатство получено нечестным путем, скорее это определение его природы, направления, вектора. Если эгоистически не удерживать богатство, учиться отдавать, оно увеличится во много крат и станет сокровищем в вечности.

Конечно, практичность и забота о себе – не центральные ценности Царства Божьего. Однако в притче о неверном управителе Христос призывает обычных людей подумать об обыденном необычным образом, увидеть Бога и свою жизнь в новом свете спасительного кризиса, задуматься о затягивающей повседневной рутине, выйти за пределы наших узких, традиционных схем мышления, творчески использовать ресурсы. Притча говорит: не беспокойтесь о том, чего у вас нет; будьте мудры, используйте для Бога каждую возможность своей жизни – и дар Его благодати превзойдет самые смелые ожидания. Просветите любовь к себе светом Евангелия, попытайтесь найти «настоящего» себя в отношениях с ближними, не бойтесь отдавать. И тогда наша земная жизнь, которую мы не можем удержать, станет жизнью вечной, которую никогда нельзя потерять.

В сегодняшнем Евангелии есть одно слово, взятое из древне-сирийского языка. Это слово «маммона», оно означает богатства, сокровища. Точнее сказать, поклонение деньгам, обожествление денег. Таким образом маммона становится богом, одним из богов, которым поклонялись древние язычники.

И сегодня, если посмотреть вокруг, тоже можно увидеть, что поклонение маммоне не прекратилось. Даже в странах, которые еще недавно назывались христианскими, для большинства людей богом является не Христос, а богатство. Великие и могущественные державы готовы поглотить более слабые и наброситься друг на друга как дикие звери из-за материальных сокровищ, ради маммоны.

Христос говорит в сегодняшнем Евангелии, что Бог и маммона непримиримы. Либо вы возлюбите одного и возненавидите другого, либо прилепитесь к одному и будете презирать другого. Но почему же Бог и маммона так непримиримы? Христос дает заповедь о труде как способе зарабатывания на хлеб насущный. Маммона не удовлетворяется такой простой жизнью, не насыщается просто хлебом на каждый день, но стремится увеличить свой капитал, умножить его, расширить и, если возможно, с помощью его овладеть всем миром. Для жадного и скупого деньги являются не средством, а целью жизни. Человек, принадлежащий маммоне, живет и дышит ради денег. Все, что он делает, направлено на приобретение богатства. Он обходит море и сушу. Он бросается в самые опасные предприятия. Он не знает покоя ни днем, ни ночью, но, подобно безумному богачу из евангельской притчи, мучается, пытаясь ответить на вопрос: что и как он должен делать, чтобы сохранить в целости свои богатства, которые не перестают умножаться. Ради денег он готов пойти на любые преступления, как мы видели это недавно в нашей разворованной поклонниками маммоны стране. Он захватывает в свои руки то, что не может удержать, и никак не может остановиться. Он заражен смертельной болезнью, он одержим ненасытным желанием иметь все больше и больше, и никогда не может сказать: «Довольно». Вот тебе миллион долларов. Хватит? Он хочет два. Двух достаточно? Ему надо четыре. Четырех довольно? Он требует восемь. Если он становится Березовским, он по-прежнему хочет увеличить свое богатство. В нем ничем неугасимая жажда денег. Адский огонь горит внутри этого человека.

Есть старинная притча о царе, у которого был бедный и жадный подданный. Царь показал этому подданному пространную зеленеющую долину и сказал ему: «Видишь эту землю? Я дам тебе столько этой земли, сколько ты успеешь обежать от рассвета до заката». Жадный слуга радостно принял это предложение. Как только блеснули первые лучи солнца, он бросился бежать что было сил. Границы его владений все возрастали и возрастали. Но солнце начало клониться к закату. Жадный человек был на пределе сил, ему надо было остановиться. Но жадность не давала ему сделать это. Увидев перед собой еще один прекрасный кусок недвижимости, он захотел его тоже приобрести. Воодушевленный этим желанием, он рванулся вперед, но, не достигнув цели, упал замертво.

Сколь многие люди напоминают этого жадного безумца! Не щадя себя, они гонятся за все возрастающим богатством и преждевременно умирают от нервных и сердечных заболеваний. Какой-нибудь простой сельский труженик, пасущий в поле овец, живущий спокойной жизнью и спящий мирно (увы, таких сегодня, по крайней мере, в нашем отечестве, непросто сыскать), несравненно счастливей богача, которого мир считает счастливым, но который терзаем честолюбием, ненавистью, жадностью, и кончает с собой. Так несчастны все поклонники маммоны.

Бог и маммона непримиримы. Бог просит человека быть милостивым и щедрым, помогать нуждающимся, быть готовым пожертвовать всем своим богатством ради общего блага. А основной принцип маммоны — не давать, а брать. Давать? Никому ни гроша. Ни чаши воды, даже если попросит ангел. Поклонники маммоны — безжалостны, немилосердны, несострадательны, даже при виде величайших бед своих ближних. Хуже того, человек маммоны пользуется несчастьем других, чтобы успешнее строить свой бизнес. Во времена голода он, скопивший запасы хлеба, продает его на черном рынке, отнимая у голодных все, что они имеют и что не имеют. Много таких жадных зверей было в ужасные эпохи, через которые проходила наша страна. В послереволюционные годы, когда тысячи людей умирали от голода, большевистские начальники нередко устраивали пиры из изысканных яств. А что происходит сегодня? Когда недоедают многодетные семьи, и нищие старики роются в помойках, духовные наследники русофобов-комиссаров покупают футбольные клубы, яхты и острова.

Бог и маммона непримиримы. Если кто хочет увидеть, к каким безднам зла приводит поклонение маммоне, пусть откроет историю не только новейшего времени нашей страны, но всего человечества. Он увидит в ней ужасающие преступления, которые совершили жадные люди. Пусть он откроет Евангелие и увидит там самое гнусное преступление. То, которое совершил один из апостолов Христовых, Иуда, продав за тридцать сребреников своего Учителя и Господа. Ложь, обман, подкуп, воровство, грабеж, измена, убийство, предательство, отрицание совести и чести, и веры — всякое зло и распад — спутники маммоны. Вот почему Бог и маммона никогда не могут примириться. Где маммона, там сатана. Где маммона, там ад и катастрофы.

Эта наша земля стала бы совершенно иной, если бы человечество на Востоке и на Западе услышало не одним внешним слухом слова Христовы: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Эта наша земля начала бы становиться раем.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Видишь ли, как Христос мало-помалу удаляет пристрастие к настоящим благам, и, предлагая обширное слово о презрении богатств, ниспровергает владычество сребролюбия? Он не удовлетворился тем, что сказал прежде, хотя говорил много и сильно; но присоединяет и другие побуждения, более грозные. Что может быть поразительнее теперь произнесенных слов, если богатство, в самом деле, может отлучить нас от служения Христу? И что вместе вожделеннее, если, презирая богатство, можем иметь истинное расположение и любовь к Христу? Что всегда говорил, то и ныне скажу: именно, подобно искусному врачу, показывающему, что от невнимания его советам происходит болезнь, а от повиновения здравие, Христос тем и другим, т. е., пользой и вредом, побуждает слушателей к повиновению словам Своим. Итак, смотри, как Христос, уничтожая препятствие, указывает и устраивает нашу пользу. Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле — и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред — и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне. Впрочем, не тотчас выставляет это на вид, но наперед высказывает общие мысли, говоря таким образом: «никто не может служить двум господам». Здесь под двумя господами разумеет Он господ, приказывающих совсем противное один другому: иначе они не были бы и двоими. Ведь у множества веровавших «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). Хотя верные были разделены телом, но помыслом были одно. Потом, усиливая сказанное, Спаситель говорит: тот не только служить не будет, но еще возненавидит и отвратится. «Или одного будет ненавидеть», говорит Он, «а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». В двух этих изречениях Спаситель, кажется, выражает одну и ту же мысль; но не без причины говорит Он так, а с тем намерением, чтобы показать, как удобно перемениться на лучшее. Чтобы ты не говорил: я однажды и навсегда порабощен богатством, угнетен им, Он показывает, что возможно и перемениться, возможно перейти как на ту, так и на другую сторону. Итак, высказав общую мысль, чтобы заставить самого слушателя быть беспристрастным судьей слов Его и произнести суд на основании самого дела, Христос как скоро увидел, что слушатель соглашается с Его словами, тотчас открывает Свою мысль: «не можете», говорит, «служить Богу и маммоне». Помыслим и ужаснемся, что заставили мы сказать Христа, — сравнить богатство с Богом! Если же и представить это ужасно, то не гораздо ли ужаснее на самом деле работать богатству, и его самовластное владычество предпочитать страху Божьему? Итак, что же — скажет кто-нибудь — ужели не могло быть этого у древних? Нисколько. Как же Авраам и Иов угодили Богу, спросишь ты? Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил маммоне; имел богатство и обладал им, был господином его, а не рабом. Он пользовался им как управитель чужого имения, не только не похищая чужого, но и собственное отдавая неимущим; и что всего более, он не услаждался тем, что имел у себя, как сам свидетельствовал об этом, говоря: «радовался ли я, что богатство мое было велико» (Иов. 31:25)? Потому-то, и когда лишился богатства, не скорбел. Но ныне не таковы богатые; они, будучи несчастнее всякого пленника, платят дань маммоне, как некоему жестокому тирану. Любовь к богатству, овладев их сердцем, как бы некоторой крепостью, непрестанно дает им оттуда свои повеления, дышащие беззаконием, и ни один из них не противится этим повелениям. Итак, не мудрствуй излишне! Бог однажды и навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть соединено вместе. А потому ты не говори, что может быть соединено. Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество; когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона — жить блудно; когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, — обуздывать чрево; когда Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона — прилепляться к ним; когда маммона заставляет удивляться мраморам, стенам и крышам, а Бог — все это презирать и почитать истинную мудрость: как же ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?

Далее, Христос назвал маммону госпожой, не потому, чтобы маммона по свойству своему была госпожой, но по причине жалкого состояния тех, кто раболепствует ей. Равным образом, и чрево называется богом не по достоинству, но по причине бедственного положения служащих ему, — что хуже всякого наказания и прежде муки может мучить плененного. В самом деле, каких осужденных не будут несчастнее те, которые, имея Господом Бога, свергают с себя Его кроткую власть, и добровольно покоряются жесточайшему мучительству, не смотря даже на то, что отсюда и в настоящей жизни происходит величайший вред? Отсюда вред несказанный, отсюда ссоры, обиды, распри, труды, слепота душевная; и, что всего несноснее, служение маммоне совершенно лишает небесных благ.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *