Собор андроникова монастыря

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.
Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.
С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.
Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Предание относит основание Спасо-Андроникова монастыря к 1350-м годам и связывает его с именем московского митрополита Алексея. Возвращаясь из Константинополя, где он был поставлен в московские митрополиты константинопольским патриархом, Алексий вез с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю. Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова.

Монастырь был поставлен к юго-востоку от Кремля, на высоком берегу реки Яузы, у впадения в нее небольшого ручья, который в память о Константинопольской бухте Золотой рог получил название «Золотой рожок». Это место, тогда еще не входившее в территорию Москвы, лежало на перепутье двух оживленных дорог. Одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду, откуда грозила потенциальная опасность. Поэтому монастырь был здесь поставлен как сторожевой, который в случае неприятельского набега мог выполнять функции одного из наблюдательных пунктов.

В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, в монастыре возводится первое каменное здание – Спасский собор, роспись которого принадлежала старцу Андроникова монастыря, великому иконописцу Андрею Рублеву. После постройки каменного собора статус Спасо-Андроникова монастыря возрос: он получил архимандрию. В начале XVI в. архимандритом монастыря становится духовник великого князя Ивана III Митрофан, при котором между 1504 по 1506 гг. была выстроена на средства великого князя одностолпная кирпичная трапезная палата. Она имела два этажа и была украшена терракотовыми израцами. Во второй половине XVI в. возводятся деревянные Святые ворота(главный вход в монастырь), в XVII веке замененные каменными. Над ними позже была построена церковь Рождества Богородицы.

В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается включенным в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В 1653 г. монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь. Во второй половине XVII в. в монастыре возводится наконец, каменная ограда. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Затем строятся настоятельские покои, неоднократно затем перестраивавшиеся. В конце XVII в. заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус. В 90-х годах XVIII в. перед святыми воротами возводится огромная колокольня, заказчиком которой был купец первой гильдии, С.П. Васильев, а архитектором Родион Родионович Казаков. В 1810-1814 гг. строится здание церковного училища.

Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом.

Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, шитые пелены, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. В основанный на территории монастыря в 1947 г. музей им. Андрея Рублева вернулась лишь шитая палица 1438/9 г., вклад Ульяны Васильевны, супруги серпуховского князя Владимира Храброго, и одна из пяти дошедших до наших дней древних монастырских рукописей – «Слова Постнические Василия Великого», датируемая 1402-1406 гг. Не сохранились колокольня Андроникова монастыря, ц. Рождества Богоматери со Святыми воротами, часть башен и монастырских стен, охватывавших гораздо большую площадь, чем современная территория Музея имени Андрея Рублева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *