Собор благовещенский

Храм, возведенный в 1484–1489 гг.

Благовещенский собор, в отличие от многих кремлевских построек, созданных итальянскими зодчими, был выстроен мастерами из Пскова. Он выполнял функцию домового храма государевой семьи, его здание было частью великокняжеского (царского) дворца.

Создание

История возведения данного собора имеет ряд вопросов, по которым среди исследователей до сих пор ведутся дискуссии. Предположительно, первая церковь Благовещения была из дерева. Однако вопрос о времени постройки данного строения открыт.

В 1360-е-1393 гг. был выстроен белокаменный бесстолпный Благовещенский собор. Он отличался от подобных церквей того времени наличием подклета и одной апсиды.

В 1405 г. он был расписан одними из самых лучших мировых иконописцев: Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Ими же был создан и соборный иконостас.

В 1416 г. Василий I приказал разобрать бесстолпный храм вместе с апсидой и выложить новую белокаменную кладку. Теперь возводилась подклетная часть алтаря. На таком подклете в 1416 г. был сооружен четырехстолпный трехапсидный храм.

При Иване III проводилась реконструкция Соборной площади, и в 1482-1483 гг. собор вновь начали разбирать. Для возведения нового Благовещенского собора великий князь пригласил псковских мастеров. Работы над ним были окончены в 1489 г., тогда же произошло его освящение.

Все историки согласны в том, что собор 1484-1489 гг. полностью повторяет план храма 1416 г.

Дальнейшая история

Долгое время считалось, что роспись храмовых стен имела место в 1508 г., а ее авторами стали сыновья мастера Дионисия – Феодосий и Владимир. Росписи же галерей относили к 1560-м гг. Однако, после полного раскрытия фресок в 1980-1984 гг. была высказана гипотеза об одновременной росписи всего интерьера в 1547-1551 гг., после пожара 1547 г. Изначально Благовещенский собор был трехглавым и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. В 1560-е гг. по указу царя Ивана IV на углах галерей соорудили 4 придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки.

После восшествия на престол Михаила Федоровича в храме появляется придел во имя св. Михаила Малеина. В 1836 г. по указу императора Николая I был сооружен еще один придел – Николая Мирликийского.

После 1917 г. соборные двери закрылись. Они вновь открылись в 1955 г. после создания музея.

С 1993 г. в соборе возобновились церковные службы на Благовещение.

Благовещенский собор – уникальный памятник русского зодчества. Стоит отметить, что, несмотря на возведение его псковскими мастерами, специфических архитектурных псковских черт он не имеет. К числу декоративных элементов, отражающих влияние псковской традиции, обычно относили карнизы барабанов с характерными нишами, поребриком и бегунцом. В то же время на сложение облика Благовещенского собора повлиял соседний Успенский собор, от которого был заимствован мотив аркатурно-колончатого пояса на фасаде.

Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков Благовещенский собор служил домовым храмом русским государям. Назывался он по разному – и «на государевом дворе”, и «на переходах”, и «на сенях”. Храм был частью великокняжеского, а затем царского дворца. В этой церкви проходили церемонии семейного характера, отмечали дни именин цариц и царевен. Настоятель Благовещенского собора был духовником самого государя. Позже, с постройкой Верхоспасского собора, он утратил свою роль, но сохранил значение одной из главных святынь Кремля. Благовещенский собор Московского Кремля – один из самых загадочных храмов, ибо весьма сложен для изучения.

Загадки Благовещенского собора Московского Кремля

Древних документов и описей сохранилось очень мало и ответить на некоторые вопросы об истории и архитектуре храма пока невозможно. До сих пор историки не могут определить, существовал ли на этом месте более ранний храм. Если он был, то когда построен? Есть версии, что на этом месте во времена Ивана Калиты, то есть в начале XIV века, стояла деревянная церковь, но доподлинно это не известно.

Что касается каменного храма, существовавшего на месте современного, историки сошлись на том, что его построили в 80-90-х годах XIV века, уже при Василии I, сыне Дмитрия Донского. От этого храма сохранился подклет, то есть нижняя часть храма. В древности в нём хранили государственную казну.

В 1405 году тот храм расписывали мастера Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублёв. Имя прославленного мастера значится в летописях только на третьем месте. После пожара собор времён Василия I разобрали.
Нынешний Благовещенский собор возвели в 80-х годах XV века при Иване III. Работала псковская артель строителей.

Благовещенский собор. Северная галерея

Войдя в собор, посетители оказываются в северной галерее. Вероятно, её строили итальянцы. В галерее сохранился западный и северный портал с ренессансной итальянской резьбой – это прямое указание на участие итальянских зодчих. Возможно, здесь работал Алевиз Новый – автор Архангельского собора.

Галерею построили на рубеже XV -XVI веков. Она была частью дворцового комплекса. Возможно, первоначально она была открытой, наподобие галерей в Италии. Там подобные террасы служили убежищем от палящего солнца. Но на рисунке XVII века видно, что галерея уже закрыта стеклом, которое применяли с XIV века. Может быть для стекления использовали слюду.

Соборная площадь Московского Кремля. С миниатюры из «Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича, всея великая России самодержца” 1672-1673

В XVI веке Иван Грозный изменил облик храма. Первоначально собор был трёхглавым. Затем добавили ещё четыре главы. Для этого укрепили углы, арки. Эти укрепления очень хорошо видны в углу галереи (угол северной и западной стен галереи) и построили 4 придела над обводной галереей. Эти приделы были следующие:

  1. Архангела Гавриила.
  2. Собора Богоматери (северо-западный придел),
  3. Входа в Иерусалим (юго-западный придел)
  4. Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).

Мастер Феодосий, сын Дионисия, расписывал этот собор в 1508 году. Но фрески погибли в пожаре 1547 года. Поэтому нельзя утверждать, что феодосиевские фрески сохранились. Фрагментарно уцелела роспись XVI века времён Ивана Грозного. В этом и состоит уникальность Благовещенского собора. Росписи XVI века дошли до нас, ими гордятся многие храмы, в том числе Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Однако это роспись конца XVI века. В Благовещенском соборе фрески датируются серединой XVI века, и это большая редкость.

Фартусов и итальянская техника фрески. Благовещенский собор

В Благовещенском соборе есть и роспись XIX века. Перед каждой коронацией фрески всех кремлёвских храмов поновлялись масляной краской. В конце XIX века в Благовещенском соборе была проведена антикварная реставрация. Научной реставрации в те годы ещё не было, как наука, реставрация только зарождалась и делала первые шаги. Работы проводил Фартусов.

Интересно то, что все этапы его работы, смывание каждого слоя средневековой живописи, фиксировали фотосъёмкой. Фартусов снимал слои краски, дошёл до XVI века, снял слой дальше и нашёл фреску «О тебе радуется» (Она находится на восточной стене западной галереи, на той стене, где вход в собственно храм, слева от портала – большая картина). Эта композиция весьма любопытна. Под троном Богородицы – человек со свитком. Это Иоанн Дамаскин – автор песнопения «О тебе радуется». Дамаскин был иконопочитателем и боролся против иконоборчества.


«О тебе радуется” Фреска на восточной стене западной галереи. Переписана в конце XIX века. Прорись В.В.Суслова, конец XIX века

Есть свидетельства, что якобы на этой стене Фартусов нашёл рисунки итальянских мастеров. Но ему не поверили и сбили все фрески. В конце XIX века на этом месте композицию написали вновь, использовали тот же сюжет. Роспись явно относится к XIX веку, в XVI столетии быть не могло таких тёмных, серых цветов. Средневековая живопись яркая, праздничная и торжественная.

Фартусова обвинили в помешательстве, отстранили от дальнейших работ, история эта тёмная, но он явно что-то нашёл.

Обнаружить подтверждения его находкам помогло несчастье. В Италии, в городе Пизе, находится кладбище. Туда привезли немного святой земли из Иерусалима, поэтому место для захоронения на нём было очень престижно и дорого. Вся знать стремилась купить себе там место. Церковь на кладбище Кампосанта была украшена фресками XIV-XV веков. В результате бомбёжек во время Второй Мировой войны фрески в этом храме осыпались и проявился нижний слой, открылась техника работы старых живописцев. Оказывается, перед выполнением фрески, на стену наносили грубый слой штукатурки. Когда стена подсыхала, то художник сначала углём, а потом острой кисточкой наносил рисунок коричневой краской, тональным цветом, которую он затем детально прорисовывал и моделировал «синопией» — «краской типа красной земли, без темперы». Затем, поверх рисунка, наносили тончайший слой штукатурки, сквозь которую просвечивал первоначальный рисунок и уже по нему рисовали фреску.

Сейчас, чтобы подтвердить находки Фартусова, фреску снова нужно счистить. Пока это не представляется возможным. Таким образом композиция «О тебе радуется” осталась с XIX века. А вот композиция «Вознесение” на восточном своде западной галереи написана в середине XVI века.

«Вознесение”. Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный свод западной галереи. 1547-1551

«Златые врата” и техника золотой наводки. Благовещенский собор

В северной и западной галерее расположены так называемые «златые врата”. Это железные кованые ворота. На их лицевой стороне укреплено несколько медных пластин. Украшение на них выполнено в технике золотой наводки.
Сначала медный лист покрывали прокопчёным лаком. Затем на него наносили рисунок, выскабливали контуры и протравливали его кислотой. Затем на медный лист наносили золотую амальгаму с ртутью. Амальгама – это раствор золота в ртути. Потом лист нагревали на угольных жаровнях и растирали амальгаму до тех пор, пока ртуть не испарялась и происходила диффузия золота в медь. Золото соединялось с участками, освобождёнными от лака и оставляло тонкую плёнку – очень красивое изображение. Техника была чрезвычайно вредной для здоровья мастеровых из-за испарения паров ртути.

На обоих вратах собора в верхней части изображена сцены Благовещения. Ниже – библейские пророчества о Богоматери. На нижних пластинах находятся изображения античных мудрецов. Их фигуры похожи на те, что изображены на фресках галереи.

Интересно, что сцены на дверях являются частями композиции «Древо Иессеево”, речь о нём пойдёт ниже. Время создания врат – ещё одна загадка собора. Иконографически их можно отнести ко второй половине XVI века, но, возможно, столетием позже их переделали, а иконографию сохранили.

Видение Моисеем купины огненной. Деталь медных врат западного входа. Медь, ковка, золотая наводка

Древо Иессеево и греческие мудрецы в росписях собора

Сюжет росписи в своде галереи – «Древо Иессеево”. Такой же сюжет украшал и предшествующий собор, расписанный Феофаном Греком. Это родовое древо Иисуса Христа. Как известно, Спаситель происходит из рода царя Давида. Лежащего Иессея, предка Давида, Соломона и других царей израильских можно видеть в северной галерее над изображением Спаса Нерукотворного Лежащий Иессей – фреска XIX века. (Снимок неудачный, лучшего нет).

От него отходит древо и в овалах написаны 14 царей из рода Давида. Заканчивается древо Божией Матерью, держащей на коленях младенца Иисуса Христа.

Древо Иессеево. Чертёж В.В.Суслова. Начало XIX века. Деталь

Здесь же в это древо включены Ветхозаветные пророки и Илионские мудрецы. (Греческие и римские мудрецы,так как они предрекали рождение младенца Христа от Девы Марии.) Интересно изображение Гомера – в северной галерее, на южной стене.

Гомер. Фреска на южном своде северной галереи 1547-1551 Сивилла. Фреска на южной стене северной галереи. 1547-1551
В западной галереи на пилястре между окнами изображён Вергилий. 1547-1551

В свитках содержаться надписи. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание”. У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям”.

Также в древо Иессеево входят сюжеты Вознесения и Рождества (в западной галерее). Завершается древо изображением Божией Матери с младенцем Христом на коленях. Рядом с овалом, где написана Богородица находится перевёрнутое изображение Иисуса Христа, голова к голове с Богородицей. Также в цикл включены изображения Учеников Христа, числом не 12, а 70.

В северной галерее слева от композиции «Чудо с пророком Ионой” изображён святой князь московский Даниил Александрович.

Росись западной галереи. Благовещенский собор

Справа от входа в храм, рядом с голубым порталом на восточной стене западной галереи сохранилась композиция Троица. Хорошая её сохранность объясняется тем, что эта роспись была скрыта под окладом и в XIX веке её не тронули.

Троица. Фреска на восточной стене западной галереи. 1547-1551

Напротив входа в сам храм на западной стене западной галереи композиция Благовещение. (Стена, выходящая к Грановитой палате). Этой фрески среди старых росписей не было, она появилась в XIX веке. При строительстве современного Большого Кремлёвского дворца К.Тона на месте этой фрески был проход, что вёл в старый дворец государя. Его заделали и на этом месте написали Благовещение, XIX век.

Над входом в южную галерею написаны монахи, которые пытаются достичь чистоты духовной и Царствия Божьего путём умерщвления плоти. О духовном восхождении монаха писал Иоанн Лествичник. Он говорил, что надо молиться, не спать, поститься и совершать добрые дела и т.д. На иллюстрации изображено всё, что должны совершать монахи.
На пилястрах справа и слева от композиции «О тебе радуется» изображены московские великие князья – Василий III Иванович (справа) и его отец, Иван III Васильевич (слева).

В следующей части расскажем о росписях в самом Благовещенском соборе.

По материалам лектория государственного музея-заповедника Московский Кремль.

Фото: Благовещенский собор Кремля

Фото и описание

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых торжественных и почитаемых праздников у христиан. В честь евангельского события, произошедшего с Девой Марией, освящено множество церквей по всему миру.

На Соборной площади Московского Кремля возвышается один из самых известных и богатых храмов Благовещения. Появившийся как домовая церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор превратился в один из самых значительных русских храмов, где венчали и крестили многих великих князей и российских императоров.

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия, когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого, сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина, и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом. В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году, когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

От Ивана Грозного до наших дней

Значительная перестройка случилась в Благовещенском соборе в эпоху правления Иоанна Грозного. В 1560 году началось строительство церквей-приделов, освященных в честь Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Входа Господнего в Иерусалим и Святого Георгия. Облик основной части собора был изменен за счет надстройки западных глав и покрытия их и кровли золоченой листовой медью. В результате храм стал девятиглавым и златоверхим. Стены снаружи декорировали филенками. Храму были пожалованы икона Благовещения из Юрьева монастыря в Новгороде и золотой крест, установленный на центральной главе.

Глобальная реконструкция проходила в Благовещенском соборе Московского Кремля и в XIX столетии. В 1800 году поменяли полы: они стали белокаменными, украшенными черным резным орнаментом. Придел Святого Георгия был переосвящен в честь Александра Невского и получил новый ампирный иконостас. Чуть позже к юго-западной части храма была пристроена ризница, а южную паперть украсила аркада. В честь императора Николая I в 1836 году в соборе появился придел Святого Николая Чудотворца, а затем храм соединили с Большим Кремлевским дворцом, построенным для государя.

В октябре 1917-го во время артиллерийского обстрела в собор попал снаряд, вызвавший незначительные разрушения. Художник Игорь Грабарь, создавший комитет по сохранению памятников древней живописи, убедил правительство в необходимости работы реставрационной группы. В соборе было расчищено несколько древних икон и фресок, которые, по мнению исследователей, написали Феофан Грек и Андрей Рублев. Реставраторам удалось восстановить южный портал собора.

В 1955 году в Благовещенском соборе Московского Кремля был открыт музей, но реставрационные работы продолжались до 2010 года. Когда в середине прошлого века стены удалось очистить, под слоями поздних записей были обнаружены фрески XVI столетия. В 1989 году в Благовещенском соборе открыли экспозицию, в которой собрали иконы, принадлежавшие храму на всем протяжении его существования.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Архитектурный облик храма окончательно сложился в 60-х годах ХVI века:

— Над порталами северного и западного фасада трудились итальянские мастера резьбы по камню. Обе пары дверей обрамлены колоннами коринфского ордера, а на северных можно увидеть евангельские сцены пророчеств о Спасителе и Богоматери, изображенные в редкой технике огневого золочения по листам меди.

— Южный портал создан в лучших традициях зодчих раннего московского периода. Двери декорированы полуколонками, бусинами и капителями в виде снопов, а филенки украшены резными композициями, изображающими растительные орнаменты и вазы.

— Иконографический сюжет «Древо Иесеево» можно увидеть на арках западной и северной галерей собора. Оно представляет собой аллегорическое изображение родословия Спасителя и состоит из более чем двухсот фигур. У входа первым изображен царь Давид, а на западном портале можно увидеть Богородицу с младенцем Иисусом на руках, завершающую древо.

— Столпы храма украшают изображения великих московских и русских князей – Владимира Мономаха, Владимира Красное Солнышко, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Александра Невского.

— Южная галерея храма служит местом, где собрана коллекция икон, находившихся в храме с XIV века. Одна из самых ценных и древних, по преданию, написана евангелистом Лукой. Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигитрия, особо почитается в православии. Ее празднование проходит 10 августа и считается, что образ оберегает западные границы России.

В XV столетии из Греции были присланы в дар мощи многих святых, которые помещены в серебряную раку и хранятся в южной галерее Благовещенского собора.

Иконостас храма

Алтарная перегородка, отделяющая алтарную от остальных частей православного храма и расположенная между южной и северной его стенами, называется иконостасом. В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас высокий и это древнейший среди подобных иконостасов в России.

Остов иконостаса выполнен из бронзы методом чеканки. Проект был нарисован Николаем Султановым, русским архитектором и искусствоведом. Султанов исследовал византийский стиль, и самым известным его архитектурным проектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Николай Султанов реставрировал многие имения и храмы по всей стране и, в частности, руководил восстановлением палат Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке столицы.

Иконостас Благовещенского собора состоит из пяти рядов, называемых чинами. Праздничный и деисусный ряды были написаны в XIV-XV веках. Часть исследователей полагает, что сделано это было Рублевым и Греком, но другие искусствоведы и историки ставят такую гипотезу под сомнение. Деисусный чин высокого иконостаса в соборе Кремля состоит из одиннадцати икон, высота каждой из которых – 210 см. Праздничный ряд содержит в себе четырнадцать алтарных образов.

Древнейшая икона алтарной перегородки Благовещенского собора – Всемилостивый Спас. Ее можно увидеть справа от Царских врат. Два других чина содержат в себе образа, написанные позже – в XVI столетии. Тридцать таблеток иконостаса изображают минеи каждого месяца года, праздники и некоторых святых, а также важные библейские сюжеты, включая Сретение Господне, Поклонение волхвов, Крещение и Преображение Господне.

Экспозиция «Клады Московского Кремля»

Немало интересных исторических реликвий хранится в подклете храма, где работает выставка «Клады Московского Кремля». В коллекции – ювелирные изделия, церковная утварь, слитки драгоценных металлов, монеты и оружие. Всего в музее насчитывается более полутора тысяч экспонатов и все они датированы историческим периодом с XII по XVII столетие.

Более двухсот раритетов из раздела, посвященного древнему ювелирному искусству, были найдены в московских кладах в конце прошлого века. Они были зарыты в первой половине XIII столетия, когда Москве грозило разорение от полчищ хана Батыя. В коллекции можно увидеть украшения для головы и рук, части парадного костюма, выполненные в технике скани бусины-аграфы, браслеты-наручи, золоченые медальоны и подвески к головным уборам.

Серебряные слитки, выставленные в музее Благовещенского собора, служили как платежным средством, так и инвестиционным. Каждый слиток из найденных кладов весит около 200 грамм. В XIV столетии на него можно было купить двух хороших коней.

Шлемы-шишаки, которые ковали из единой железной пластины, служили русским всадникам. В музее можно в деталях рассмотреть подлинные шлемы XV столетия, а также оружие – боевой топор, железные наконечники для стрел, кольчуги и латы.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября — каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая — каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет — бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Благовещенский собор в Кремле Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Благовещенский собор относится к числу древнейших православных храмов столицы. Он предназначался для членов великокняжеской, а затем и царской семьи.

Самый первый деревянный Благовещенский собор был построен в 1397 году по инициативе князя Василия I, сына знаменитого Дмитрия Донского. Собор располагался у входа в княжеский дворец, поэтому получил название «храм Благовещения на сенях». Расписывали его специально приглашенные мастера-иконописцы, среди которых упоминают Андрея Рублева, Феофана Грека и некого Прохора из Городца.

Спустя столетие Благовещенский храм перестроили – снесли старое деревянное здание и на этом же месте построили новое, каменное. Примечательно, что это важное дело поручили не итальянским архитекторам, которые уже возводили каменные строения в Московском Кремле, а отечественным мастерам – Мышкину и Кривцову. Перед ними поставили достаточно сложную задачу – новый собор должен был точно вписаться в архитектурный ансамбль, созданный иноземными специалистами.

Новый храм был заложен в 1484 году. Его строили в течение 5 лет.

В истории собора есть довольно интересные детали, касающиеся его росписи. Ее производили по приказу князя Василия III. Нужно было не только выполнить художественные работы, но и изготовить серебряные и золотые оклады к иконам. С росписью блестяще справился знаменитый иконописец тех лет Федор Едикеев.

Среди персонажей, изображенных в настенной росписи, можно легко узнать древнегреческих философов. Это всем известные мудрецы — Плутарх, Птолемей, Зенон, Аристотель, Платон, Фукидид и Сократ. В руках у них свитки с изречениями, похожими на христианские. Ученые до сих пор спорят, откуда на стенах православного храма взялись великие греки из Древнего мира. Одни считают их новаторским приемом мастера, другие – приверженностью к традициям первых русских митрополитов греческого происхождения.

При строительстве Благовещенского собора Василий III не экономил на деньгах. Об этом свидетельствует дорогая церковная живопись, драгоценные оклады икон, золоченые главки. Даже полы в соборе выложены исключительно мрамором, яшмой и агатом, что подчеркивает его великолепие.

Благовещенский собор был очень любим российскими государями. После Василия III он перешел к его сыну Ивану Грозному, который тоже всячески опекал храм и заботился о нем.

В 1547 году храм пострадал от типичного для того времени сильного пожара. Он был каменным, поэтому не сгорел дотла, но повреждения все же были значительными. Иван Грозный приказал мастерам полностью обновить роспись в соборе, так как она существенно пострадала. Кроме того, при нем построили крытую галерею в левой стороне храма и установили образ Благовещения, который был привезен их одного из новгородских монастырей. По преданию царь на выходе из Благовещенского собора заметил в небе необычную комету в форме креста и почувствовал в этом явлении знак скорой кончины. Спустя недолгое время он умер.

Сыну Ивана Грозного — царю Федору Иоанновичу так нравились пылающие на солнце купола, что он захотел видеть на соборе еще и золотой крест. Он был благополучно отлит и стал известен на весь мир. Во время Отечественной войны 1812 года крестом очень хотел завладеть Наполеон, но по иронии судьбы по ошибке захватил похожий с колокольни Ивана Великого, который был всего лишь позолоченным.

Интересно, что именно с Благовещенского собора начали свою историю знаменитые кремлевские куранты. В начале XIII века монах и мастер на все руки Лазарь Сербин изготовил уникальный экземпляр механических часов с боем. Их поместили на башню в великокняжеском дворце. Часы тогда стоили огромные деньги. По сути это был самый первый вариант городских часов. Позднее куранты, изготовленные русскими мастерами Жданом и Шумило, появились и на Спасской башне.

В годы революции Благовещенский собор пострадал во время пушечного обстрела. Особенно досталось от снаряда знаменитому крыльцу, на котором Иван Грозный наблюдал знаковую комету. В советское время Благовещенский собор закрыли. Сейчас в нем расположена музейная экспозиция, а службы практически не проводятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *