Собор казанской иконы божией матери Москва

Казанский собор, Москва. Фото: Евгений Измайлов / Соборы.Ru

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.

Храм Василия Блаженного в Москве – это больше разговорное определение Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (другое название — Собор Василия Блаженного).

Православное культовое строение размещается на Красной площади и до XVII столетия вовсе называлось Троицким храмом, т.к. первая деревянная церквушка на этом месте была освящена в честь Святой Троицы.

В народе собор в стародавние времена также называли Иерусалимским, что было связано с крестным ходом, проводившимся в Вербное воскресение. Он начинался с Успенского собора московского Кремля и сопровождался «шествием на осляти» русского Патриарха.

Зарождение Покровского собора на Красной площади

Приступили к строительству храма в 1555 году по личному указу самодержца Иоанна Грозного в ознаменование виктории над Казанским ханством и в память о взятии его столицы – Казани, что случилось как раз в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в первых числах октября 1552-го года. Работы были завершены в 1561 году.

Кто же на самом деле являлся архитектором храма Василия Блаженного на Красной площади?

К сожалению, до настоящего времени это все находится в области легенд, домыслов и гипотез.

Так, одна из версий гласит, что зодчим являлся мастер из Пскова Постник Яковлев, которого еще знали как Барму.

По другой, предполагают, что Барма и Постник – это, на самом деле, два разных архитектора.

И, наконец, считают, что Покровский собор всё же возводили под руководством иноземного мастера, ссылаясь на активное участие тех же итальянцев в строительстве московского Кремля и указывая на смешение архитектурных стилей постройки – русского и западноевропейского зодчества.

Важно отметить, что документального подтверждения в пользу одной из перечисленных гипотез до сих пор не найдено.

А теперь о домыслах и «красивых» легендах!

Говорят, что архитекторов величественного собора – Постника и Барму – царь Иоанн Грозный повелел ослепить, дабы они не выстроили где-либо подобие возведенного храма, но, согласно подтвержденным данным, зодчий Постник принимал участие в возведении Казанского Кремля, что случилось уже после окончания строительства храма Василия Блаженного.

Историки до сих пор бьются еще над одной загадкой – значением цветовой гаммы сказочных куполов Покровского храма, что на Рву.

Так, по одной из версий, выдвинутой писателем Николаем Александровичем Чаевым, в основе сюжета лежит … сон блаженного Андрея Юродивого, где пред ним предстал Небесный Иерусалим во всей его красе: с садами, цветущими деревами и небывалыми яркими заморскими плодами.

Как расстраивался собор Покрова на Рву в XVI-XIX веках?

К 1588 году были завершены работы по строительству церкви во имя Василия Блаженного с северо-восточной стороны Покровского собора на Красной площади и с устройством отдельного парадного входа.

Фигурные купола на соборе появились лишь в конце шестнадцатого столетия, которые устроили взамен сгоревших ранее в пожаре.

Значительная достройка храма была проведена после середины уже XVII века, когда здесь появились перекрытие галереи-гульбища и парадные крыльца с шатровыми завершениями.

В тот же период часть внутренних и внешних стен была декорирована травными орнаментальными рисунками, а на фасаде появились керамические информационные изразцы. Работы завершили к 1683 году.

Интересно знать, что в 1722 году храм Василия Блаженного включал в себя … 18 церквей или престолов. К настоящему времени их осталось 9 и каждый имеет свой неповторимо-красочный купол (10-й венчает колокольню):

  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Входа Господня в Иерусалим
  • Александра Свирского
  • Иоанна Милостивого
  • Адриана и Наталии
  • Святой Троицы
  • Григория Армянского
  • Варлаама Хутынского
  • Николая Чудотворца

Во время преобразований на Красной площади в 1817 году, по проекту зодчего Осипа Ивановича Бове собор Покрова, что на Рву получил отлитую из чугуна ограду. Кроме этого, была поднята подпорная каменная стена вокруг этого культового строения.

За всю свою историю собор Василия Блаженного в Москве не раз реконструировался, достраивался и реставрировался, пока не получил свой нынешний современный и неповторимый облик.

История храма Василия Блаженного после Октябрьской революции

Стоит отметить, что уже в 1918-м году Покровский храм советское правительство внесло в список памятников культуры и взяло его под свою охрану. Именно тогда здесь и начали создавать музейный комплекс. Его первым смотрителем был назначен протоирей Кузнецов.

Постановление об открытии в стенах храма непосредственно историко-архитектурного музея вышло в 1923 году. На пост руководителя назначили Евгения Ивановича Силина.

В 1928 году музейный комплекс «Покровский собор» был передан в ведение Исторического музея. Год спустя здесь прекратили проводить церковные службы и демонтировали все колокольные звоны. Отметим, что музей с той поры всегда был открыт для посетителей и закрывался лишь на период Великой Отечественной войны.

Начиная с 1991 года, Покровский храм (храм Василия Блаженного) перешел в совместное пользование музея и РПЦ. Богослужение в его церквах проводят по воскресениям, а также на второй день начала Пасхальных праздников.

Оригинал статьи

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)

Дата создания: XVII в. Описание:

Иверское благочиние Московской городской епархии

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Престолы

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).

Святыни

Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.

Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.

***

Настоятель — протоиерей Николай Иноземцев.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 3 Телефон: +7 (495) 698-19-96 Web-сайт: www.kazanski-sobor.ru

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45’19.5″N 37°37’09.0″E

История знаменитой иконы

История строительства

История храма в XVII-XX веках

Возрождение храма

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Современное состояние собора и режим посещения

Как добраться

Казанский собор на карте

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Как добраться

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *