Собор смоленский

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери. Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.

Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии. Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа. Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.

Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой, Смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах. К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным. Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Владимиром Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства. Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Вопрос о достройке Успенского собора был окончательно снят по итогам работы на Соборной Горе археологической экспедиции в 1965 году. В ходе раскопок, проводимых вокруг существующего собора, были обнаружены многочисленные остатки древнего строительного материала, в частности, плинфы, принадлежащей зданию Успенского собора XII века. В результате анализа всех образцов найденной плинфы, её геометрической форты и размеров, состава примесей в тесте материала, изучения прочностных характеристик, наличия знаков и клейм на ряде образцов, исследователи пришли к выводам, позволившим классифицировать плинфу на две основные группы, категорически отличные друг от друга. Было установлено, что плинфа первой группы использовалась при постройке первоначального собора Владимира Мономаха начала XII века. Ко второй группе принадлежит более 70% найденной плинфы, принадлежащей времени правления в Смоленске князя Ростислава Мстиславича, полностью идентичной плинфе, использованной при строительстве Борисоглебского собора Смядынского монастыря, заложенного при князе Ростиславе в 1145 году, что подтвердило факт достройки Успенского собора в правление этого князя. В 1150 году Успенский собор выл повторно освящён, что, возможно, было связано с завершением нового этапа строительных работ.

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики. Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Смоленского Русской униатской церкви.

После освобождения Смоленска старое здание было разобрано в 1674-1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма. Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец, в 1740 году архитектор Готфрид Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767-1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Здание собора во время наполеоновского нашествия не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой. После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

© ted

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136–1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

© Smol City

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674–75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

Видео об Успенском соборе в Смоленске:

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.

При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

  • чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигрия»;
  • сандалии святого воина Меркурия;
  • золотая тканая плащаница .

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии – благословение своей матери – из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *