Собор в ницце

Объявления 2020

14 июля, в четвертую годовщину памяти невинноубиенных во время террористического акта в Ницце, в нашем храме будет совершена панихида в 18:00.

Дорогие друзья! Приглашаем вас на новую страницу Собора в Facebook: fb.me/sobor.fr
Прямые трансляции богослужений отныне будут только на этой странице.

Дорогие Братья и Сестры!

Согласно распоряжению Министерства внутренних дел от 22 мая, богослужебная жизнь с участием верующих может быть постепенно возобновлена. Данное разрешение предполагает выполнение религиозными общинами ряда важных требований. Наиболее существенные из них: ношение внутри храмового пространства маски, соблюдение дистанции между молящимися (не менее 1 метра; кроме тех случаев, когда рядом находятся проживающие вместе члены одной семьи), использование при входе в храм дезинфицирующих средств для рук, запрет на прикосновение к общедоступным, в том числе священным, предметам в храме.

Само собой разумеется, что люди, имеющие какие-либо признаки заражения, или вступавшие в контакт с больными коронавирусом, не могут принимать участия в совместных богослужениях.

В целом правительство призывает к сдержанному участию в церковных собраниях и призывает к постепенному возвращению к обычному ритму богослужебной жизни начиная со среды 3 июня. Подчеркивается, что опасность новой волны заболеваемости напрямую зависит от большого скопления людей в одном месте на протяжении длительного времени. В постановлении также отмечается, что невыполнение указанных санитарных требований может привести к отзыву разрешения и закрытию храма.

Таким образом, допуск верующих в Свято-Николаевский собор будет осуществляться исходя из складывающейся в конкретный день ситуации. Если количество людей, пришедших в храм будет превышать установленные нормы, то сотрудники храма могут попросить наших дорогих верующих подождать на улице и затем, при соблюдении определенных условий, пригласить их для участия в Таинствах.

Также будут изменены правила участия верных в таинстве исповеди. В условиях частичного карантина исповедоваться следует не чаще одного раза в два месяца или, в крайнем случае, одного раза в месяц. За индивидуальной исповедью при необходимости всегда можно обратиться к священнику. Ношение маски во время исповеди является обязательным.

Дорогие братья и сёстры!

В рубрику «Записки пилигрима» поступил рассказ раба Божия Сергия:

«Русские церкви в Ницце» — так называется книга, вышедшая в 2010 г. во Франции (издательство Honoré Clair), которую в апреле 2014 года мне подарил один из авторов — Алексей Оболенский. Это была моя первая поездка заграницу. Свободного времени было мало, и я заранее через Интернет поинтересовался, есть ли в Ницце русские храмы. Оказалось, есть, и не один. Уже в XIX веке в Ницце была большая русская колония, и в 1860 г. на улице Лоншан был построен первый каменный Храм во имя святителя Николая и великомученицы Александры, а в 1912 г. был воздвигнут великолепный Свято-Николаевский собор.

Свято-Николаевский собор

Я прилетел в Ниццу в субботу, а в Воскресенье с утра отправился прямо к храму, руководствуясь небольшой картой из тех, что бесплатно раздаются туристам. Наш собор был обозначен на карте в качестве одной из достопримечательностей, тем не менее находясь уже недалеко я запутался в кварталах. Ницца расположена на склоне большого холма и застроена довольно плотно, так что ориентироваться поначалу там было нелегко. Я обратился по английски к одной приятного вида пожилой женщине, не знает ли она, где находится большой русский храм? В ответ она воскликнула «O, Russian church!» и объявила, что это один из красивейших храмов в Европе. Затем указала мне дорогу и очень обрадовалась, узнав, что я из Петербурга.

Собор находится на небольшой улице, называемой бульваром Цесаревича. Некогда здесь был парк Бермон с виллой, принадлежавшие Российскому Императору. В 1865 г. здесь скончался от тяжелой болезни старший сын Александра II цесаревич Николай — будущий наследник престола, на месте его смерти была построена часовня во имя святителя Николая (на рисунке освящение часовни 25 марта 1868 г. — гравюра из журнала «Иллюстрасион»). Когда к концу XIX века русская диаспора в Ницце выросла до 3000 человек и храм на улице Лоншан уже не мог вместить всех желающих, настоятель храма о. Сергий Любимов обратился к вдовствующей императрице Марии Федоровне с просьбой помочь со строительством нового храма. Мария Федоровна уговорила своего сына императора-страстотерпца Николая II отдать под строительство будущего собора территорию парка Бермон. Сегодня этот район города густо застроен, и от парка осталась лишь небольшая прилегающая к собору часть, из-за чего собор не виден издали. До последней минуты я сомневался, правильно ли иду, как вдруг раздался удар колокола — это начался благовест, созывавший людей на службу. А спустя минуту из-за угла дома показались сказочные маковки утопающего в зелени собора:

Это оказался очень красивый, в русском стиле построенный храм, напомнивший мне чем-то Спас на Крови в Петербурге, только собор в Ницце выглядел более стройным и легким. Он богато украшен яркими изразцами из майолики и орнаментами, которые не поблекли от времени, но выглядят как новые. Позже из книги «Русские церкви в Ницце» я узнал историю постройки собора, которая заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

Началом строительства можно считать 1900 г., когда под покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны была создана «Комиссия для постройки новой православной церкви в Ницце». План собора был составлен петербургским архитектором Михаилом Тимофеевичем Преображенским. Непосредственно строительством должны были руководить местные архитекторы, для которых это оказалось весьма трудной задачей: проект был очень сложным, а имеющиеся у Ниццкого прихода финансовые средства были весьма ограниченными. Правда, в самые критические моменты значительные суммы на строительство жертвовала царская семья. Комиссия, чтобы не допустить нерационального расходования средств, активно участвовала в строительстве: искала подрядчиков, проверяла качество поставляемых материалов и проводимых работ (так еще перед началом строительства ею было подготовлено около 50 различных смет). В ходе строительства постоянно возникали непредвиденные трудности, выливавшиеся в тяжелые прения между всеми участниками процесса, и проект не раз был на грани срыва.

Первый проект внутренней росписи М.Т. Преображенского, 1903 г.

Ситуация еще более усугубилась в 1906 г., когда из-за Русско-японской войны и спровоцированных ею революционных волнений значительно снизилось финансирование, так что стройка фактически встала, и продолжалось это целых 2 года.

Однако, совместными усилиями петербургского и французских архитекторов, Комиссии, строителей и жертвователей (особенно помог император Николай II, выделивший из личных средств 700.000 франков) все препятствия были с честью преодолены. При этом решения находились, порой, очень нестандартные: так при возведении купола М.Т. Преображенский настоял на использовании железобетона в качестве основного материала, хотя в то время железобетон в основном использовался для установки фундаментов, и уж никак не для постройки «благородных» частей здания. В результате удалось не только сэкономить на стоимости материалов, но и значительно уменьшить вес верхней части здания. При украшении здания были использованы замечательные орнаменты, созданные на основе коллекции крестьянской вышивки и кружев из России, собранной и привезенной Н.Л. Шабельской, одной из главных дарительниц Ниццкого прихода. Черепица для куполов делалась из специально отлитых керамических плиточек, причем каждый ряд состоял из плиточек разного размера. Их изготовление было поручено парижской мануфактуре А. Биго, в которой для этих целей был специально изготовлен полноразмерный гипсовый макет купола.

В день освящения собора 17 декабря 1912 г.

Торжественное освящение собора совершил епископ Трифон Дмитриевский 17 декабря 1912 г., в присутствии князя А.Г. Романовского, герцога Лехтенбергского, великой княгини Анастасии Михайловны, герцогини Мекленбург-Шверинской, а также местных властей и большого числа духовенства и мирян.

Когда я вошел в храм и увидел внутреннее убранство, то у меня возникло ощущение, что я переместился назад во времени. Все здесь создавало ощущение старины: высокие своды, одетые в полумрак, тяжёлый иконостас из чеканной меди, покрытой золотом. Большие старинные иконы, полные глубокой таинственной красоты, положенные в большие оклады с замысловатой резьбой. Фрески на стенах очень напоминающие росписи Васнецова (выполнены по проекту выпускника Строгоновского училища Л.А. Пяновского).

Батюшка, архимандрит Александр, с большой бородой внимательно и с любовью выслушал мою исповедь и дал наставление в духе святоотеческого предания. Когда же пришло время проповеди, то речь его стала пламенной и проникновенной, буквально силою заставляя оторваться от земных попечений и обратиться к призыву Христа: взять свой крест и следовать за Ним. Еще зачаровал детский хор, который словно вторя ангельскому пению, создает какую-то небесную атмосферу службы. Помню, подумал тогда, что если бы увидел подобное у нас, в России, то мне бы показалось это слишком красочным, но там это было уместно. Ведь жизнь современных русских эмигрантов и туристов Ниццы полна притягательных соблазнов, которые способны подчинять себе людей, уводя их от Христа и от Церкви. И чтобы достучаться в такой ситуации до человека, необходимо действительно сильное внешнее воздействие через все его чувства — душевные и телесные.

После службы настоятель пригласил всех на чаепитие, которое проходило в крипте храма. Там мне рассказали, что в храме есть одна необычная икона святителя Николая. До постройки собора эта икона висела на наружной стене часовни святителя Николая и очень потемнела от действия солнечных лучей, так что лика и надписей практически не было видно. Затем икона была перенесена в алтарь Свято-Николаевского собора и провисела там между Царскими и Северными вратами около 20 лет, пока вдруг не просветлела чудесным образом в течении нескольких дней, что было засвидетельствовано в акте, составленном в мае 1935 года, под которым подписались 15 человек, включая архиепископа Владимира.

На чаепитии я познакомился с Татьяной Грибковой — президентом православной ассоциации «Анна Киевская — королева Франции», названной так в память о дочери Ярослава Мудрого, ставшей женой французского короля Генриха I. По преданию, Анна привезла из родного Киева во Францию Евангелие, написанное на церковнославянском, на котором в течении многих веков приносили присягу французские короли во время коронации. Данная ассоциация была создана православным приходом города Марселя, состоящим в основном из эмигрантов последней волны из России и постсоветского пространства. Чтобы не утратить свою идентичность и не раствориться в иной культурной среде, этот приход, несмотря на крайнюю нужду в средствах, решил взяться за организацию культурных просветительских проектов. Ассоциация периодически проводит вечера русской камерной музыки и спектакли; на средства спонсоров и гранты «Православная инициатива» ею были организованы две небольших научных конференций по Туринской Плащанице, а в 2015 году осуществила и вовсе грандиозное мероприятие — проведение кинофестиваля русского духовно-нравственного кино в Марселе, на котором были показаны 11 российских фильмов с французскими субтитрами, среди которых были такие картины, как Притчи, Остров и даже 2 советских сказки реж. Александра Роу. Ниже несколько фотографий с различных мероприятий ассоциации:

На чаепитии я также узнал, что в Ницце есть еще один православный приход, среди членов которого есть потомки русских эммигрантов первой волны. Этому приходу принадлежит тот самый Храм святителя Николая и великомученицы Александры на улице Лоншан постройки 1860 г. Но прежде чем посетить этот храм я направился в другое место, тоже тесно связанное с русской историей…

Русское кладбище Кокад

Недалеко от аэропорта Ниццы на холмах расположено довольно обширное английское кладбище Кокад, а с северной стороны (еще выше в гору) к нему прилегает значительно меньшее по размеру русское кладбище Кокад, основанное в середине XIX в. Вход на русское кладбище виден не сразу — от проезжей части он отделен переходом. Место выбрано очень хорошее: кладбище как бы спускается с вершины холма, у подножия которого находятся ворота, а на пол-пути к вершине — небольшой храм-часовня во имя святителя Николая. Храм оказался закрыт, и я с еще одним посетителем обратился к смотрителю кладбища — Георгию с просьбой показать нам храм, на что он согласился. Кладбище это меня, современного русского человека, весьма удивило: хотя большинство захоронений здесь датируется концом XIX — серединой XX века, подписи на могилах прекрасно сохранились, ровно как и эпитафии (в основном это изречения из Святого Писания), а также скульптуры. Если взять для сравнения например Смоленское кладбище в Петербурге, то там могильные плиты старше 100 лет либо уже почти ушли в землю, либо если и стоят еще, то уж разобрать, что на них написано, никак невозможно. Другое необычное открытие — это количество захоронений русских аристократических семей. Князья, графы, статские советники, офицеры Русской Императорской армии, а также иереи, дьяконы, псаломщики…

Из известных мне людей бросились в глаза большая могильная плита с именем генерала Юденича и недавно обновленная могила полковника Пантюхова (основателя русского скаутского движения). На многих плитах высечено сразу по 5-10 имен; на одной из таких плит я встретил имя А.М. Сибирякова — некогда известного золотопромышленника, мецената, исследователя, основателя первого университета в Сибири (Томского), и вообще очень много сделавшего для развития российской науки. Православной Церкви известен его родной брат Иннокентий Сибиряков (тоже золотопромышленник), который раздал все свое состояние и стал монахом, закончив свою жизнь на Афоне. Сам же Александр Михайлович умер в Ницце в изгнании почти в нищете.

Офицерский кружок, конец 1920-х годов

Из книги Русские церкви в Ницце я узнал, что после революции Ницца стала одним из значительных островов русского рассеяния. Многие эмигранты пытались найти здесь помощь и приют, и чтобы помочь им русская диаспора Ниццы организовала множество благотворительных обществ, комитетов, союзов, приютов клиник и т.д., были открыты клубы, кружки, русские школы… Но со временем имеющиеся финансовые средства истощились, недвижимость постепенно была распродана. Новые поколения, знавшие о России только из рассказов своих родителей, постепенно ассимилировались, становясь полноправными французскими гражданами. Но этот процесс проходил не без боя: и, наверное, главное, что удалось сохранить — это православные храмы и… человечность.

Четверговая школа, фото 1937 г.

Один из крупнейших исследователей русской культуры в эмиграции француз Рене Герра в одном из интервью (на радио Град-Петров 20 мая 2015 г.) сказал:

«…в Ницце целый мир эмиграции. Что я хотел бы сказать здесь как свидетель эпохи: они достойно доживали свой век. У них не было ненависти и презрения к новой советской России. Они были людьми тонкими. Они не были аристократами, но аристократами духа. У вас любят теперь эти титулы: граф, князь… Нет, важно не это…»

Освящение воды в праздник Крещения Господня, 1960-е годы

Рене Герра также особо подчеркивает важность творческого наследия этой части Русского мира:

«духовное, литературное, художественное наследие русской эмиграции – это непочатый край, где предстоят еще многие открытия, находки. Поэтому я как человек посторонний могу сказать: честь и слава им! И я, по большому счету, преклоняюсь перед ними, потому что это было не так-то просто, не сладко. Я наблюдал, с каким достоинством они не доживали, они продолжали свою жизнь и оставались верны России».

Посещение этого кладбища что-то переключило внутри меня, и к походу в храм на улице Лоншан я стал относиться более серьезно. Ведь мне предстояло встретить там потомков тех людей, чьи деды и прадеды некогда составляли силу и славу Российской Империи, а затем были преданы, изгнаны, уничтожены… нашими дедами и прадедами.

Храм святителя Николая и великомученицы Александры

Храм на улице Лоншан, фото 1985 года

Во второй половине XIX в. русская диаспора занимала видное место в культурной жизни Ниццы. Например, граф Апраксин в своем дворце известном сегодня как Аббатство Розеланд организовывал замечательные концерты. Князь Павел Демидов в дворце Кочубея (сегодня Музей изящных искусств имени Жюля Шерэ) пытался создать отдел русского искусства, который объединил бы несколько частных коллекции. Барон фон Дервис в своем имении — замке Вальроз с парком и театром организовывал знаменитые музыкальные вечера, на которых каждый мечтал побывать.

Храм на улице Лоншан, современное фото

Курорт посещали известные русские писатели, например Н.В. Гоголь, гостивший несколько месяцев у графини Вельгорской зимой 1843-1844, и А.П. Чехов, который провел две зимы в Ницце в надежде облегчить свою болезнь. Лазурный берег привлекал многих — здесь бывали члены царской семьи, аристократия, различные знаменитости, однако русская душа и здесь не могла найти покоя, о чем свидетельствуют стихи известного мыслителя, поэта и дипломата Федора Тютчева, побывавшего в Ницце в 1864 году:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..

О, как их блеск меня тревожит!

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет — и не может…

Нет ни полета, ни размаху —

Висят поломанные крылья,

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья…

Ввиду возрастания численности русской диаспоры было решено просить разрешение на постройку православного храма. Однако несмотря на влияние диаспоры на светскую и культурную жизнь города, местные власти поначалу встретили просьбу без энтузиазма, и добиваться разрешения на постройку пришлось русскому послу в Турине — графу Е.М. Штакельберт…

Вход в библиотеку с южной стороны Храма свв. Николая и Александры

Небольшая улица Лоншан находится почти рядом с центром города. Русский храм, выполненный в форме креста в строгом византийском стиле, не лишен при этом сдержанной красоты и стройности. Как мне показалось, он органично вписывается в окружающую архитектуру. Здание двухэтажное. Собственно храм расположен на втором этаже, а на первом этаже расположена старинная библиотека, открытая для посещения по определенным дням. В нее ведет отдельный вход со двора. Там я познакомился со старостой храма Алексеем Оболенским — художником и скульптором, преподавателем русского языка и литературы, а также русской истории в Университете Ницца-София Антиполис. Узнав, что это моя первая поездка за границу, он провел для меня небольшую экскурсию по храму и подарил книгу, о которой я говорил вначале. Прямо из библиотеки через служебную дверь мы прошли в небольшой коридорчик, затем поднялись по узкой лестнице и оказались прямо в алтаре храма, где в это время шел небольшой ремонт. Алексей тут же обратил мое внимание на пол: там был частично снят слой деревянного настила, и из под него виднелся слой декоративной керамической плитки. Оказалось, что этот слой плитки был положен уже больше века назад, и его наличие стало настоящим открытием для строителей. Затем через боковую дверь иконостаса мы вышли в сам храм.

Внутри храм выглядит светлым и легким. По левой и правой сторонам идут большие сводчатые окна. Потолок не очень высокий, но посередине его уходит в высь довольно широкий купол, и это создает ощущение близости неба — как будто небосвод начинается на уровне потолка, да и сам храм как бы «парит над землей». Алтарная перегородка сделана из дерева и украшена красивой резьбой. Как мне рассказал Алексей Оболенский, она вся сделана одним мастером — Алексеевым (по проекту И.И. Горностаева). Этот же мастер делал и киоты для икон и другие декоративные элементы храма, что делает все убранство единым и законченным. В этом храме очень много старинных икон, многие из которых были переданы в дар русскими эмигрантами первой волны.

Из этой короткой встречи у меня сложилось впечатление о нем, как о человеке глубокой внутренней культуры, пережившим немало скорбей. И взгляд у него был проницательный, спокойный и очень внимательный к собеседнику. Позже я побывал и на службе в этом храме. Хор, состоящий из мужчин и женщин, пел стройно и красиво, как бывает в монастырях, с благоговением и смирением (и небольшим французским акцентом). Служба шла на церковнославянском языке, но некоторые песнопения пелись на французском. Приход здесь поменьше чем в Свято-Николаевском соборе и немного другой по составу: как мне показалось, сюда ходит немало французов. С 1923 г. приходской совет храма получил официальное название Русская Православная Культовая Ассоциация (ACOR). Усилиями ACOR были сохранены русские храмы Ниццы, кладбище, издана книга «Русские церкви Ниццы», материалы из которой я использовал при написании этого рассказа.

«Помни Россию» Ницца, 1920-е гг.

Дореволюционная Россия. Целый мир, ушедший, подобно мифической Антлантиде. Но говорил же Господь, что зерно должно умереть, чтобы прорасти. Хотелось бы привести напоследок слова еще одного потомка той России, лишившегося родителей, прошедшего через допросы и пытки — Иннокентия Сергеевича Вениаминова, монаха Донского монастыря, праправнука известного святителя, апостола Сибири и Америки Иннокентия Вениаминова:

«Если бы Господь мне предложил поменять свою судьбу, я бы не отказался от своей судьбы… И я так размышляю и думаю про себя: Ну, допустим, не было бы революции, кто бы я был? Потомок святого, деды былы офицерами лейб-гвардии Семеновского полка, и жили бы мы конечно в Аничковом дворце, как и жил мой дедуля тогда при государыне Императрице, будучи ее духовником… Что вы! Сколько гордости было бы! А вот Господь вел мою жизнь своим особым путем; мы переживали вместе и голод, и казни, и пытки, и допросы тюремные; и Господь через них меня учил — учил любить людей. Как же я мог бы отказаться от своей судьбы? Никогда!»

В заключении хочу выразить глубокую благодарность старосте православного прихода Ниццы Алексею Оболенскому и его супруге, а также президенту ассоциации «Анна Киевская — королева Франции» в Марселе Татьяне Грибковой и смотрителю русского кладбища в Ницце Георгию за предоставленные материалы и отзывчивость.

Николаевский собор считается частью «Русской Ниццы». Эта церковь — местная достопримечательность, история которой тесно связана с Россией, императорской семьей и аристократией. Находится Свято-Николаевский собор в районе Ле Пиоль по улице Царя Николая II в. западной части Ниццы. Николаевский собор относится к Корсунской епархии РПЦ и является духовным центром русской диаспоры на юге Франции.

Николаевский собор в Ницце на панорамах Google maps

История собора Святого Николая в Ницце

В царскую эпоху Ницца стала одним из любимых городов Европы у русской аристократии и интеллигенции. Первый православный храм на Лазурном берегу был возведен в 1859 году в центре города. Построена церковь в честь Святого Николая и царицы Александры.

В 1868 году в Ницце возведена часовня в память о покойном цесаревиче, сыне Александра II. Святилище выполнено из мраморного камня в византийском архитектурном стиле. Строительные работы велись под руководством Д. И. Гримма. Власти Ниццы назвала ближайшую улицу в честь Николая Александровича — бульвар Цесаревича. Сегодня улица известна как бульвар Царевича.

Инициатором создания новой православной церкви в Ницце выступил протоиерей Сергий Любимов, убедив вдовствующую императрицу Марию Федоровну в необходимости строительства храма. Собор по улице Лоншам к 1896 году стал слишком мал для прихожан русской диаспоры.

Для возведения нового православного храма был выделен участок под парком Бермон, где уже стояла часовня памяти русского цесаревича. Проектом строительства церкви руководил М. Т. Преображенский.

Строительство Свято-Николаевского собора началось в 1903 году. На церемонии заложения первого камня присутствовала вся царская семья, духовенство и власть города. Проект собора был сложным. За все время строительных работ поменялось несколько руководителей. И. Шевалье был первым архитектором церкви.

Через год работа над проектом начинает замедляться. Этому послужила русско-японская война и первый серьезный революционный кризис в России. На тот момент строительство начало затягиваться из-за финансовых проблем. Царь Николай II выделил 700 тыс. франков из личных средств на возобновление работ.

В это же время сменился руководитель проекта строительства собора в Ницце. Им стал князь Голицын, на средства которого были профинансированы основные декоративные работы здания. Помимо Николая II и Голицына, крупные суммы на строительство храма были внесены Ротшильдом, Терещенко, Елисеевыми. В общей сумме на возведение Николаевского собора было потрачено около 1,5 млн. франков.

Строительство русской церкви завершил Генрих Стоклин. Храм был освящен в декабре 1912 года. Во время строительных работ в 1909 году Николаевский собор был передан в аренду на 99 лет приходской общине. В 1931 году церковь и земля под ней перешли в управление Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата.

Российская Федерация в 2005 году подняла вопрос о возвращении собора Святого Николая в Ницце под управление РПЦ после окончания договора аренды. Судебное разбирательство по этому вопросу длилось 7 лет — с 2006 по 2013 год. В декабре 2015 года завершились реставрационные работы Николаевского собора. В январе 2016 года состоялось официальное открытие храма.

Архитектура собора Святого Николая в Ницце

За основу был взят стиль московских пятиглавых храмов XVII века. Основным материалом церкви выступил немецкий кирпич. Декорирован собор розовым гранитом и керамической плиткой лазурного оттенка. Церковь в высоту достигает 50 метров, вмещает 625 человек.

Пять вершин выложены цветной черепицей. Купол состоит из бетона, обложен кирпичом и камнем. На западной стороне Никольского храма находится колокольня и два крыльца с шатрами и двуглавыми орлами, покрытыми позолотой. В верхней части установлены позолоченные кресты. Сделаны они были в небольшом городке Италии.

Два главных входа обращены на юго-запад и северо-запад. Фасад здания выстлан разноцветными изразцами, произведенными во Флоренции. Собор украшают мозаичные иконы. Одна из них — «Спас». Эта икона находится на колокольне и была создана в одной из мастерских Санкт-Петербурга. Окна и двери украшены резьбой.

Интерьер

Иконостас состоит из трех ярусов, сделан из дерева, покрыт бронзой и медью, на которых выгравированы орнаменты. Эскизами иконостаса занимался русский художник Л. А. Пяновский. Иконостас украшают иконы, созданные Глазуновым. Киоты и Царские врата сделаны в едином стиле, за основу которого был взят интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле.

Фрески в алтаре выполнены итальянским мастером. На самом верху алтаря установлен крест. Своды и колонны украшают бледные оттенки голубого, фиолетового и желтого. Престол и плащаница отделаны бронзой, позолотой и синей эмалью. Самый большой колокол был сделан в Марселе. Малые колокола — подарок П. П. Дервиза. Раннее они находились в придомовой церкви имения Варлоз.

Как добраться

Недалеко от церкви находятся несколько автобусных остановок. По бульвару Царевича стоит остановка «Tzaréwitch». Здесь проходят маршруты автобусов № 64, 75, 75D. По бульвару Гамбета расположена остановка «Parc Impérial», мимо которой проходят автобусные маршруты № 04, 07, 23, N3. От каждой из остановок до собора Святого Николая идти 5 минут.

До ближайшей трамвайной остановки «Thiers Station» идти 15–20 минут. Здесь проходит трамвай № T1. Восточнее собора находится железнодорожный вокзал.

Схема пешего маршрута от Николаевского собора до трамвайной остановки «Thiers Station»

От местного аэропорта Côte d’Azur к храму можно доехать на машине за 15–20 минут. Маршрут будет проходить через автодорогу Рапид и улицу Клювье.

Схема автомобильного маршрута от аэропорта до Свято-Николаевского собора

При выборе транспорта, на котором можно доехать до церкви, не стоит забывать о местном такси Ниццы. В городе большой выбор служб такси: Taxi-nice.ru, Lux Monaco, Transazur, ByCar.

Видео о соборе Святого Николая в Ницце

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *