Собор вознесения

Тверь — Вознесения Господня собор

г. Тверь, ул. Советская, д. 26

Архиерейское подворье

Храм Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и ул. Советской.
История возникновения храма Вознесения Господня уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная во имя Богоявления Господня — это были небольшие приходские храмы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго — и 27 апреля 1717 года сгорела дотла во время сильного пожара;.
Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел.
Но и этот храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. Наконец в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью. В 1805 г. у храма была возведена новая колокольня.
Но прошло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери, работал замечательный зодчий К.И. Росси, а после его отъезда — Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о перестройке храма. В 1818 г. прихожане и священники просят разрешения разобрать храм и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Храм решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, а в 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.
Храм стал подлинным украшением города. При строительстве очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.
Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Храм выглядел просто величественно.

К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек по храму не представляется возможным — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.
После революции в 1922 г. была произведена конфискация утвари и икон из Вознесенского Храма комиссией по изъятию церковных ценностей. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения в храме. В 1972г. здание храма было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена значительная перестройка, т.е. были сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.
В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче храма для Богослужебной деятельности. 7 января 1993 г., на Рождество Христово, в храме состоялась первая служба. Первым настоятелем был назначен иеромонах Юстиниан (Овчинников), который в 1995 году был рукоположен во епископа.
С 1995 года наместником храма Вознесения Господня является архимандрит Адриан (Ульянов Александр Михайлович).
В Вознесенском Соборе г. Твери богослужения совершаются постоянно, во все дни седмицы согласно богослужебному уставу. В воскресные и праздничные дни в храме служится две Литургии, чему способствует расположение храма в центре города.
По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора клирики собора принимают участие в общественных мероприятиях и осуществляется социальное служение, так постоянно раздается горячая пища для особо нуждающихся и малообеспеченных людей. Осуществляется шефство над отдельными малообеспеченными и не способными на самообслуживание людьми. Им разносится горячая пища, покупаются необходимые вещи, продукты, лекарства, ежедневно здесь питается около ста человек. Оказывалась помощь детскому саду № 129 б. для приобретения посуды и на проведение Рождественского праздника.
В 2004 году проектные и реставрационные работы: сделаны эскизный проект нового здания для хозяйственных нужд во дворе собора Вознесения. Документация передана в комитет по охране памятников культурного наследия Тверской области для получения задания под строительство в 2005 году; переделано крыльцо в соборе со стороны Тверского проспекта; отремонтирован пандус над трапезной; установлены новые входные двери со стороны ул. Советской и Тверского проспекта, а также на колокольню; проведен ремонт крыши 101 м², с установкой отливов, примыканий, сборников воды и водосливов; заменены силовые электрощитки
На I этаже: закончена отделка иконостаса мрамором; заново отстроена рака с отделкой мрамором;
На II этаже: установлены потолочные паникадила и настенные бра с регулятором яркости; установлена система автономного отопления с установкой декоративных решеток; написаны иконы для иконостаса.
При соборе имеется библиотека.
По благословению Правящего Архиерей при соборе открыта Воскресная школа.
С 2011 года настоятелем собора Вознесения Господня является Иеромонах Дионисий (Батраев).

(По материалам сайта Собор Вознесения Господня и информации предоставленной Информационной службой Тверской епархии.)
(Фото. № 2 из архива Алексея Лукина.)

  • Вознесения Христова церковь

Посмотреть всю карту

Религиозная организация Архиерейское подворье Вознесенский собор г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Храм Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и ул. Советской.

Построен в 1838 г.

Престола три: Вознесения Господня (главный), Богоявления Господня, преподобных Антония и Феодосия Печерских.

История возникновения храма Вознесения Господня уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная во имя Богоявления Господня — это были небольшие приходские храмы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго — и 27 апреля 1717 года сгорела дотла во время сильного пожара;.

Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел.

Но и этот храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. Наконец в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью. В 1805 г. у храма была возведена новая колокольня.

Но прошло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери, работал замечательный зодчий К.И. Росси, а после его отъезда — Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о перестройке храма. В 1818 г. прихожане и священники просят разрешения разобрать храм и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Храм решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, а в 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.

Храм стал подлинным украшением города. При строительстве очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.

Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Храм выглядел просто величественно.

К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек по храму не представляется возможным — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.

После революции в 1922 г. была произведена конфискация утвари и икон из Вознесенского Храма комиссией по изъятию церковных ценностей. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения в храме. В 1972 г. здание храма было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена значительная перестройка, т.е. были сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.

В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче храма для Богослужебной деятельности. 7 января 1993 г., на Рождество Христово, в храме состоялась первая служба. Первым настоятелем был назначен иеромонах Юстиниан (Овчинников), который в 1995 году был рукоположен во епископа.

С 1995 года по 2011 год наместником храма Вознесения Господня являлся архимандрит Адриан (Ульянов Александр Михайлович).

В Вознесенском Соборе г. Твери богослужения совершаются постоянно, во все дни седмицы согласно богослужебному уставу. В воскресные и праздничные дни в храме служится две Литургии, чему способствует расположение храма в центре города.

Клирики собора принимают участие в общественных мероприятиях, осуществляется социальное служение, так постоянно раздается горячая пища для особо нуждающихся и малообеспеченных людей. Осуществляется шефство над отдельными малообеспеченными и не способными на самообслуживание людьми. Им разносится горячая пища, покупаются необходимые вещи, продукты, лекарства, ежедневно здесь питается около ста человек.

В 2004 году проведены проектные и реставрационные работы: сделан эскизный проект нового здания для хозяйственных нужд во дворе собора Вознесения. Документация передана в комитет по охране памятников культурного наследия Тверской области для получения задания под строительство в 2005 году; переделано крыльцо в соборе со стороны Тверского проспекта; отремонтирован пандус над трапезной; установлены новые входные двери со стороны ул. Советской и Тверского проспекта, а также на колокольню; проведен ремонт крыши 101 м², с установкой отливов, примыканий, сборников воды и водосливов; заменены силовые электрощитки

На I этаже: закончена отделка иконостаса мрамором; заново отстроена рака с отделкой мрамором;

На II этаже: установлены потолочные паникадила и настенные бра с регулятором яркости; установлена система автономного отопления с установкой декоративных решеток; написаны иконы для иконостаса.

При соборе имеется библиотека, открыта Воскресная школа, работают молодежный клуб, студия вышивки «Светлица»

Духовенство

  • Павел Николаевич Сорочинский, протоиерей — и.о. настоятеля
  • Геннадий Николаевич Подгорный, протоиерей — клирик
  • Валерий Иванович Крутиков, протоиерей — заштатный священник с правом служения в указанном храме
  • Андрей Геннадьевич Фонарёв, иерей — клирик
  • Даниил Сергеевич Никитенко, иерей — клирик
  • Сергий Викторович Шерстобитов, иерей — клирик
  • Александр Геннадьевич Осипов, диакон — клирик
  • Александр Васильевич Евдокимов, диакон — клирик

Вознесенскому собору Твери принесена в дар уникальная икона, первая на тверской земле, которая вышита в стиле древних традиций икона святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини-инокини Анны Кашинской. Над образом трудились мастерицы авторской школы-студии Тверской вышивки «Светлица».
В Вознесенском соборе Твери появилась новая икона. Она — уникальная. Ее создавали больше двух лет мастерицы школы-студии Тверской вышивки «Светлица» под руководством заслуженного художника России Надежды Новожиловой.
«Такой труд — изнурительный, утомительный требует выдержки знаний, навыков, умений. Этот труд дается с помощью высокодуховной силы», — отметила Надежда Новожилова, заслуженный художник РФ, руководитель авторской школы-студии Тверской вышивки «Светлица».
Вышивку называют «живописью иглой». Впервые такую технику применила 500 лет назад княгиня Ефросинья Старицкая. Продолжатели тверской традиции — мастерицы «Светлицы». Чтобы оживить образы святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини-инокини Анны Кашинской, стежки укладывали по форме лика, одежды, обуви.
«Это, действительно, работа — уникальная. И она такая, что перед ней хочется молиться. Она самая настоящая — каноническая икона», — отметил Павел Сорочинский, настоятель Вознесенского собора Твери.
Над образом работали сразу несколько вышивальщиц на шести рамах. Кто-то трудился над одеждой, кто-то — над ликом. Затем фигуры перенесли на основу с орнаментом.

«Удивительное ощущение полета, потому что оказалось, что все труды — не напрасны. Все не зря», — поделилась Ольга Рысева, вышивальщица.
Прихожане Вознесенского храма оценили работу мастериц. Они с трепетом приложились к первой на Тверской земле иконе небесных покровителей Верхневолжья, которая вышита в стиле древних традиций.
«Работа иглой сродни работе хирурга. Настолько точно и с благословением Божьим. Иначе не получается», — рассказала Галина Рогожина, директор воскресной школы Вознесенского собора.
После освящения, так положено по канону, уникальная икона займет свое место на одном из аналоем в тверском Вознесенском соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *