Собор всех святых в земле российской

Служба Всем святым в Земле Русской просиявшим

В мае 1935 года, сразу после открытия метро, в сталинской Москве случился необычный крестный ход. Епископ Афанасий (Сахаров) с иконой всех русских святых проехал первую и единственную тогда ветку от «Сокольников» до «Парка Культуры», читая при этом молитвы на освящение нового столичного вида транспорта. А ведь тогда, этот безобидный по нынешним временам поступок, мог стоить ему жизни…

Выбор иконы был не случаен. Владыка Афанасий имел прямое отношение к ее написанию. Он также почти тридцать пять лет составлял службу Всем святым в Земле Русской просиявшим, и именно ему мы во многом обязаны возрождением в нашей стране этого древнего православного праздника.

День всех святых в Земле Российской просиявших

Этот праздник Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. Так, например, в 2017 году память всех святых в Земле Русской просиявших отмечается 18 июня.

Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда с подачи знаменитого митрополита Макария состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась – Смутное время и реформы Патриарха Никона (о Патриархе Никоне в «Фоме» писал Дмитрий Володихин) привели к разрыву в русской церковной традиции, и праздник так и не закрепился в календаре.

Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.

Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений. В значительной степени служба писалась владыкой Афанасием фактически с нуля.

Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам: «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца…» Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его.

Впервые отредактированная и дополненная епископом Афанасием служба была напечатана в майской минее (сборнике служб святым) в 1987 году. Позднее она также дорабатывалась, но уже незначительно: например, в текст службы вносились новые имена. А в 2000 году ее автор стал ее «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших.

Служба всем святым в Земле Русской просиявшим

Полный текст службы всем святым в Земле Русской просиявшим доступен здесь

Текст, составленный епископом Афанасием, — это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. В стихирах на Литии преследуемая земная Церковь просит русских святых помолиться Богу за страдающую Родину и православных христиан, которые живут сейчас как гонимые и нагие пленники на чужой земле:

Глас 5. Подо́бен: Ра́дуйся: Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,/ подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

В конце Великой вечерни можно услышать потрясающие по красоте и смыслу стихиры, написанные митрополитом Сергием (Страгородским) и автором службы XVI века русским святым инока Григория.

В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов, в чем можно убедиться, открыв синодик русских святых (текст синодика по версии 2006 года сайта pravoslavie.ru), который читается в этот день в некоторых православных храмах.

Икона всех Русских святых монахини Иулиании (Соколовой)

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)

Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в Земле Русской просиявших» в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова). О каждом святом, который попал на образ, иконописец искала информацию по житиям и другим источникам, чтобы найти точное подобие иконописного изображения.

Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город – как основание русского Православия, а второй – как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью – Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых.

Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.

Кондак русских святых

глас 3

Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели с ним славословят,/ и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,/ о нас бо молят вси купно// Превечнаго Бога.

Проповеди на Неделю Всех святых

Митрополит Сурожский Антоний

В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.

В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.

Первая — бесконечное терпение Господне. Святой апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает. И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, — это терпение Господне находит свое выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.

Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.

Но явление Божие во Христе — иное; выдумать Его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить: Бога, Который делается униженным, побежденным; Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним… Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он дает пример, чтобы мы были таковыми, каков Он был.

И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Бога, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил, и теперь любит, и теперь осуществляет.

И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.

Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода — не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям. И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории: что во все ее эпохи — были ли они светлые или мрачные — красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там переизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.

Наши святые — нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности — а не уязвимости, силы — а не пораженности, славы — а не унижения? Является ли наша жизнь во всех или хотя бы в основных ее проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой апостол Павел нам говорит?

Читайте также — Православный скит всех святых, в земле Российской просиявших, в Мурмелоне (Франция)

А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и не угасающей любовью. Аминь.

Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших

Архимандрит Алипий (Воронов)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых. Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы.

Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере. Чем они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа? Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения.

Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.

Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться идолам.

Святой Стефан Пермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие, кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к православной вере.

Святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть.

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Кто читал их житие, тот знает, сколько они потрудились для Отечества, воздвигнув Киево-Печерскую лавру, в которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников, учеников Антония и Феодосия.

Святой равноапостольный князь Владимир, обратившись от языческого заблуждения к православной вере, стал совсем другим человеком: кротким, милосердным – и весь русский народ через святое крещение обратил к истине.

Вообще, невозможно перечислить всех заслуг святых русских людей перед своим Отечеством и народом. Много они проявили любви к своим братьям своею сильною молитвою, и словом, и делом. По пророчествам из Священного Писания, нас ожидает страшный гнев Божий, ужасное наказание за наши беззакония. Помолимся русским святым, которые теперь еще более прославлены у Господа на небе, чтобы своими молитвами они отвратили от нас праведный гнев Божий. Помолимся им в день памяти их, и Господь послушает их, потому что они угодили Ему своим ангельским житием. По их молитвам Господь, хотя на время, продлит наше благополучие. Аминь.

12 июня 2004 года

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, после литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине 17 июня 2012 года.

Епископ Василий (Родзянко). Слово на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших

Дата в 2020 году 1 ноября 2020 года, Воскресенье
Церковное название: Пятидесятница, день поминовения усопших
Значение: Почитается память усопших, святых людей, которые умерли во имя веры и правды
Другие названия: Хэллоуин, День всех усопших, День мертвых, Неделя всех святых
Традиции: Гадание, угощения для бедных


День всех святых отмечается в православии на следующее воскресенье после святой троицы. Православные христиане и католики часто имеют одинаковые праздники, но с разной верой. Но, как и троица, день святых каждый год отмечается в разные дни. В тоже время у католиков этот праздник проходит в один и тот же день осенью: 1 ноября. Накануне этого праздника проходит Хэллоуин, который скоро будет отмечаться верующими.

История праздника

Православный праздник появился около 50 лет назад, в отличие от католического, который существует со времен кельтов. В те времена он проводился после сбора урожая, чтобы развеяться и повеселиться. Но со временем, когда появилась христианская вера, праздник изменился по своей сути. Рассказывали, что накануне дня святых любая нечистая сила проникала в этот мир на свободу. Поэтому, накануне католики отгоняют заблудших призраков, переодевшись в костюмы. Сейчас Хэллоуин очень популярен не только на Западе и в Европе. Праздник выражается во многом: помимо тыквы с вырезанной рожицей и карнавального костюма, дети ходят по домам, где получают много сладких вкусностей.

Хэллоуин изначально проводился с гулянием, весельем, гаданием. До известной всем тыквы ранее употреблялась репа с угольком, т.к. по преданию Дьявол именно в репу превратил голову обманщика.

Традиции и обряды

Католический и православный праздник очень любим народом. В этот день принято вспоминать всех усопших, верных церкви и богу, которые не пожалели свои жизни и были всегда рядом. Этот праздник не отмечается шумно и весело, как Новый год. В этот день следует сходить в церковь, чтобы помолиться, поставить свечи всем святым, которые верою и правдой служили, верили в лучшее будущее.Святые помогают выбрать истинный путь для всех заблудших. Канун дня святых приходится на Хэллоуин со своими традициями. В этот день народ веселится, переодевается в костюмы, чтобы злые силы их не приметили.

Среди традиций есть древние из них:

  • гадание на судьбу, на благополучие, на будущее;
  • в праздник для католиков обязательное посещение церкви для молитвы за родных умерших и всех святых;
  • поминальный вечер проходит с 1 на 2 ноября в память о всех ушедших из нашей жизни, при этом остается для них пища на столе. На ночь прочитывают молитвы в память тех, кто умер;
  • также уделяют время для посещения кладбища, для приведения могилы в норму;
  • 1 ноября преподносят дар всем бедным и нуждающимся, оказывают помощь всем молящим, чтобы видели их доброту и заботу.

Празднику сейчас уделяют много внимания со стороны общественности даже в России. Сейчас праздник становится больше маскарадом, отсутствует духовность праздника, проявление доброты. То есть история и традиции забываются, и со временем не останется основного понятия праздника. Нужно помнить, что основная цель дня святых – это память усопших, и канун дня проходит в отпугивании потусторонней злой силы. Всем можно пожелать защиты своего дома от любой напасти, зла, ненужных проблем.

Чаще всего на торжество приносят тыквы с вырезанными глазами и губами. Но можно обойтись только свечами для отпугивания потусторонней силы. Также есть традиция переодеваться в карнавальные костюмы: чаще всего одевают костюмы злых персонажей, хотя можно надеть ангельские костюмы или рыцарей. Для воцарения мира и покоя следует в душе нести добро и любовь.

Приметы

По традиции для католиков сам праздник приходится в ночь с 31 октября. Если в вашей квартире зажечь свечи в эту ночь, и она погаснет, то значит, что душа умершего рядом с вами. Вспомните хорошие моменты, думайте о хороших воспоминаниях и зажгите повторно свечи. Не смотрите ужастики, не читайте негативные новости, не притягивайте к себе отрицательную энергетику в эти дни.

Постарайтесь не проводить гадание в этот день, хотя это делается повсюду. В этот день ворота открыты и тонкая ниточка слаба между двумя мирами. Вызывая духов, можно повредить и порвать эту нить. Никто не знает, что будет нагадана правда или неправда. Чтобы узнать будущее – вызывается дух или низшая сущность, которые могут затеряться и остаться на этом свете. И только покаяние и вера помогут избавиться от них. Стоит ли идти на эти жертвы? Эти опасные гадания можно отложить на другой день, а может и не стоит знать будущее, которое будет в скором времени.

Если выйти на перекресток в канун праздника и послушать, то можно услышать, что ждет в ближайший год. Если верить сказаниям, то выстиранная вещь в этот день девушкой будет взята духом, который покажет лик будущего супруга.

В память всех святых этот праздник несет добро и веру в лучшее. Хочется верить, что всех православных и католических праведников ждет светлое будущее.

До праздника «‎День всех святых» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День всех святых»

Аудио

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.
– Сегодня тема нашей передачи: «Собор святых, в земле Русской просиявших».

Совсем скоро, в ближайшее воскресенье, Церковь будет праздновать Собор всех святых, в земле Русской просиявших.

Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, о смысле и значении этого праздника, о его месте в церковном календаре.

– Этот праздник некоторые отцы называют именинами нашей Церкви (или престольным праздником нашей Церкви), потому что мы в этот день празднуем память всех святых, которые просияли в нашей Церкви от ее создания в X веке до последних дней. И смысл этого праздника очень хорошо выражен в тропаре: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи…» То есть это праздник – свидетельство того, что благодать Духа Святого, которая просветила наш народ в крещении в Днепре, принесла этот богатый плод многочисленных святых земли Русской. И этот праздник в календаре находится после праздника всех святых. В прошедшее воскресенье у нас был праздник всех святых, а в следующее воскресенье – праздник всех святых, в земле Русской просиявших. Праздник всех святых по своему смыслу – это как бы результат действия благодати Духа Святого после Пятидесятницы. В день Пятидесятницы создана Церковь, и свидетельство, что действует благодать, – это сонм всех святых. А предстоящий праздник русских святых – это свидетельство, что эта благодать действовала в нашей Церкви, на нашей земле.

– То есть по смыслу это продолжение Пятидесятницы.

Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения праздника.

– История возникновения этого праздника достаточно древняя. Первоначально он был установлен в середине XVI столетия – после того, как святителем Макарием были проведены два собора (так называемые Макарьевские соборы). На этих соборах был прославлен целый ряд русских святых. И тогда была осознана необходимость создания этого праздника, выделения этого дня в особый день; была даже составлена служба. К сожалению, в последующем столетии, в том числе из-за реформ, проведенных патриархом Никоном, а затем в связи с петровскими реформами значение этого праздника было утрачено, этот праздник был забыт. И только в конце XIX столетия пришло осознание, что нужно как-то особо почитать русских святых.

В конце XIX столетия нашлись и ученые, и иерархи, которые стали собирать материалы по русской святости, я бы так сказал. Были проведены достаточно серьезные научные исследования. И на Соборе 1917 года, уже в годы революции, когда монархия была свергнута, был поставлен вопрос о необходимости возобновления этого праздника. Этот вопрос поднял на соборе профессор Петроградского университета Борис Тураев. Соборяне поддержали это начинание, и было принято решение о том, чтобы возобновить празднование памяти Собора русских святых. Потому что было осознание (когда рушились основы всей жизни, когда на Церковь воздвигались гонения), что помощь и покровительство наших святых, которые были нашими сродниками по крови, необходимы.

Более того, был поставлен вопрос о необходимости составления службы русским святым. Профессор Тураев вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым; затем он стал епископом) стали составлять эту службу. И, слава Богу, эта служба постепенно, в несколько этапов была составлена. В этой службе использовались и те песнословия, песнопения, которые входили в состав древней службы XVI столетия, но были и новые. Вообще надо сказать, что служба составлялась фактически в течение почти полувека владыкой Афанасием, когда Церковь находилась в гонении.

В службе нашло отражение прославление всех святых, которые были до XX века в Церкви (очень многие из них упоминаются поименно); причем поминаются разные чины, лики и преподобные; конечно, и святители, и князья, и блаженные, и так далее. Вместе с тем в этой службе достаточно сильно проходит линия, что это Церковь гонимая. И в стихире на литии такое прямое обращение: сродники наши, помогите нам; мы, гонимые, с места на место переходим; помогите нам! Такой мотив в этой службе присутствует. Но, наверное, самое удивительное в этой службе то, что она очень утверждающая.

Многие из вас, дорогие телезрители, знают (сейчас это очень известные песнопения, которые поются иногда даже на каких-то духовных концертах) эти стихиры из великой вечерни службы русским святым. «Церковь Русская, красуйся и ликуй!» Последние стихиры удивительны: «Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Эта стихира написана тогда, когда Церковь была гонима, когда разрушались храмы, когда священнослужителей ссылали, убивали; когда оставалось на свободе всего несколько епископов.

– Удивительно, конечно.

Вопрос телезрителя: «Как в наше время происходит канонизация святых, в том числе и Матроны Московской?»

– Слава Богу, что Матрона Московская канонизирована. А вообще порядок канонизации русских святых фактически установлен в XVI столетии на тех самых Макарьевских соборах, о которых я упоминал. Было принято решение, что канонизация происходит соборно. В XVI столетии было представлено к общецерковному прославлению около тридцати святых.

Если говорить о современной практике, то по решению Священного Синода, священноначалия созданы специальные комиссии, причем эти комиссии существуют на разных уровнях. Есть синодальные комиссии по канонизации святых, а есть епархиальные комиссии. Эти комиссии собирают материалы о тех подвижниках веры православной, о ком, может быть, поставлен вопрос прославления их в лике святых. Этот вопрос комиссия выносит на суждение собора, и собор уже принимает решение. Критериями для канонизации являются: благочестивая жизнь, правильная вера без каких-либо уклонений в какие-то ереси; и очень важным является и свидетельство Господа о том, что данный человек имеет особое Его благоволение, особую святость. Имеются в виду чудеса, причем очень важно, чтобы были и посмертные чудеса. Требование к наличию чудес не предъявляется к тем, кто пострадал за Христа, к мученикам. Это, надо сказать, тоже древняя традиция; в Древней Церкви мученики прославлялись просто по факту страданий. Вот так сейчас происходит канонизация.

– Сегодня у нас в качестве заставки выбрана икона в честь Собора русских святых. Расскажите, пожалуйста, об истории написания этой иконы.

– Эта икона была написана также в тридцатых годах, в самый разгар гонений. Она была написана духовной дочерью владыки Афанасия (Сахарова) – Марией Николаевной Соколовой, замечательным русским иконописцем (она в конце жизни приняла монашество с именем Иулиания). Подобно тому, как «Троица» была написана Андреем Рублевым по какому-то духовному порыву, поскольку он находился рядом с преподобным Сергием (поклонником Святой Троицы). И это восприятие, которое было у преподобного Сергия, преподобный Андрей изложил, изобразил в красках.

Здесь, видимо, было то же самое. Мария Николаевна была очень близкой духовной дочерью владыки Афанасия, который фактически всю свою жизнь посвятил прославлению русских святых. (Надо сказать, что перед смертью ему этот собор являлся.) И она изобразила русских святых на иконе. Конечно, на ней изображены не все русские святые, потому что их множество, всех изобразить было невозможно. Она отнеслась очень серьезно к выбору тех, кого изображала, изучала их жития, по возможности иконописные образы.

Святые изображены, если хотите, как бы на карте. В центре иконы находится Москва с Успенским собором, в верхней части иконы – святые, которые просияли на Севере (там даже видно немножко Северное море и Соловки). Естественно, в Москве – Владимирская икона Божией Матери. К сожалению, тут не полностью. А в нижней части иконы, как бы в южной части, изображен Киев с Печерским монастырем (первым русским монастырем); там печерские новомученики, печерские святые чудотворцы; и, соответственно, святые, которые просияли в южной части нашего Отечества. Слава Богу, что та икона, которую написала Мария Николаевна, принадлежала владыке Афанасию, она сохранилась и сейчас хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Интересный факт, что владыка Афанасий, когда была открыта первая линия метро в Москве, взял эту икону (она была завернута, естественно, в какую-то материю) и с ней проехал по метро (от Сокольников до Лужников), читая молитвы русским святым. И сказал, что освятил метро.

– Расскажите, пожалуйста, еще о создании храмов в честь Собора святых, в земле Русской просиявших.

– Конечно, вообще прославление того или иного святого подразумевает, что в честь его будут принимать крещение (с его именем) новые члены Церкви и строиться храмы… К сожалению, у нас в России после революции строительство таких храмов было практически невозможно.

Но наши зарубежные собратья освящали храмы в честь русских святых. Существует, в частности, храм во Франции, недалеко от Реймса, в местечке Мурмелон, на том месте, где во время Первой мировой войны стоял русский экспедиционный корпус. Там сохранилось русское воинское кладбище. И после революции туда приехали несколько русских офицеров, которые приняли монашество и создали там скит в честь всех святых, в земле Российской просиявших. И освятили храм в честь Собора русских святых. Этот храм до сих пор существует.

Один из первых храмов в честь русских святых был освящен в Троице-Сергиевой лавре, уже после ее открытия; в подклети Успенского собора имеется храм в честь всех святых… Уже после празднования 1000-летия Крещения Руси, после перестройки, когда наш народ принял второе крещение, стали возникать храмы в разных городах и весях. Но мне хотелось бы сказать, что это осознание покровительства всех русских святых в годы гонений было очень ярким. И когда мой родитель в 1972 году был тайно рукоположен в священники (а папа был доктором наук, профессором геологии), тот домовый храм, в котором папа практически каждое воскресенье совершал богослужение, был посвящен именно русским святым. Мы понимаем, что в этот собор входит и великий сонм новомучеников, хотя тогда они еще не были прославлены нашей Матерью-Церковью.

– Вопрос телезрителя: «Почитаются ли другими Поместными Православными Церквами наши русские святые? Чем отличается Русская Зарубежная Церковь от Православной Церкви?»

– Я специально не занимался исследованием, в каких других Поместных Церквах почитаются наши русские святые, но они действительно почитаются. И на Кипре можно встретить в монастырях изображение преподобного Серафима и других наших русских святых. Греки сейчас очень почитают священноисповедника Луку, архиепископа Крымского. И, наверное, таких примеров можно привести много. Действительно, слава Богу, что во многих Поместных Церквах наши русские святые почитаются. Может быть, конечно, особое почитание их в Сербии, которая вообще очень трепетно и с большой любовью относится к России.

Если говорить относительно Русской Зарубежной Церкви, то сейчас различия нет. Слава Богу, что Господь (по молитве, очевидно, новомучеников и исповедников Российских) дал возможность преодолеть это разделение. И какие-то искушения, которые были, какие-то обиды между представителями нашей Матери-Церкви и Русской Зарубежной Церкви были преодолены любовью. Слава Богу, мы сейчас имеем каноническое общение. Русская Православная Зарубежная Церковь является частью Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и мы вместе имеем возможность молиться, совершать богослужения. Мы едины.

– Интересно, каково количество русских святых в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших? И каково количество именно новомучеников и исповедников в Соборе русских святых?

– Я сейчас не могу привести точные цифры; Собор русских святых включает имена около двух тысяч трехсот святых. Около пятисот – это святые, которые жили до XX века, а почти тысяча восемьсот – новомученики и исповедники Церкви Русской.

– Это львиная доля.

– Да, это святые XX века. Удивительно, что до XX века на географических картах Россия красилась зеленым цветом; это было связано с тем, что у нас много лесов. Но это может быть некоторый другой символ, потому что зеленый цвет – это цвет преподобных. Мы сегодня, например, служили преподобному Арсению Коневскому в зеленых ризах. И действительно, Русская Церковь была Церковью в основном преподобных. Основная часть русских святых – преподобные. А в XX веке территория нашей страны на картах стала изображаться красным цветом. Не будем говорить, почему так произошло, но в этом тоже есть глубокий смысл. Русская Церковь стала Церковью мучеников, а мученический цвет – красный.

– То есть можно сказать, что день памяти всех русских святых – это отчасти и ваш престольный праздник?

– Несомненно. И надо сказать, что этот день для нас очень памятен, потому что именно в этот день в 1995 году на Бутовском полигоне была совершена первая Божественная литургия. Тогда еще храм не был построен (даже деревянный), только-только приступили к его строительству, но по благословению Святейшего патриарха Алексия в походном храме в честь как раз всех святых, в земле Российской просиявших, на полигоне (палатка была большая) была отслужена первая Божественная литургия. И после этой литургии мы прошли крестным ходом по всей территории захоронения. В память об этом мы всегда в праздник всех святых после Божественной литургии идем на территорию захоронения большим крестным ходом. Он занимает у нас больше часа, мы делаем остановки, где-то совершаем литию по убиенным и по всем пострадавшим в годы гонений; мы читаем молитвы русским святым, читаем молитвы Божией Матери, Спасителю.

– Скажите для наших телезрителей, которые захотят поучаствовать в этом крестном ходе, во сколько начинается литургия в вашем храме?

– По воскресеньям в нашем храме Божественная литургия начинается в девять часов (часы). И после Божественной литургии, соответственно, где-то в двенадцатом часу начнется крестный ход. Добраться до нас можно так: метро «Бульвар Дмитрия Донского», автобус №18. Он как раз в восемь двадцать отходит. Удобный автобус, можно приехать к службе.

– Почему святость невозможна вне Церкви?

– Вопрос, с одной стороны, простой, с другой – очень сложный. Простой потому, что вне Церкви не действует благодать Святого Духа. Она действует только внутри Церкви. Преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». Он говорил, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Вне Церкви это невозможно. Соответственно, достичь святости вне Церкви невозможно. Можно быть героем, еще кем-то, вполне уважаемым человеком, но святости достичь вне Церкви невозможно.

– Современным людям, наверное, еще сложнее достичь святости, чем нашим предкам; может, в связи с теми особыми условиями, в которых мы сейчас живем (это особый темп нашей жизни, информационное пространство).

– Все времена были сложными, и в каждое время были свои искушения. Да, понятно, что мы живем в очень непростое время. Как говорила приснопамятная матушка Серафима, внучка владыки Серафима (Чичагова), убиенного у нас на полигоне: «В 1812 году было намного проще. Французы идут, и с ними надо воевать». А сейчас непонятно, кто враг, кто друг, как к тебе подходят. Действительно, в этом есть определенные сложности. Вместе с тем Господь дает нам и другое: возможность узнавать о Церкви, истинах евангельских в любом месте… А мы всегда можем найти отговорки.

Мне хотелось привести здесь пример владыки Афанасия – составителя этой службы. Владыка Афанасий тридцать три года своей жизни провел в лагерях, тюрьмах, ссылках. А потом еще, когда его освободили, его посадили в дом инвалидов, в котором условия жизни были труднее, чем в тюрьме. Вроде бы на свободе был. Он за эти тридцать три года только три раза нарушил устав о постной пище. Причем, естественно, не идет разговор о том, что он где-то кусочек мяса съел, а просто в неположенное время съел рыбки.

– Для кого-то настоящий пример.

Вопрос телезрительницы: «В истории были случаи чудовищных мучений детей. В первые века христианства. Во время Второй мировой войны в жутких условиях войны мучились дети. У них забирали кровь, и они умирали, их травили в газовых камерах. Почему любовь Божия допускает мучение детей? Почему дети умирают –это понятно. Но почему чудовищно мучаются? Непонятно».

– Это извечный карамазовский вопрос. Наверное, окончательного ответа мы не сможем дать на этот вопрос, потому что действительно очень страшно смотреть, как мучаются дети. И это является каким-то, если хотите, Промыслом Божиим, который, может быть, до конца мы не понимаем. Те примеры, которые вы привели, неполные.

Один батюшка мне рассказывал. Его отправили в лагерь на Кольский полуостров. В лагере в тундре, зимой, они жили в палатках, посреди которых стояли печки. Какая-то солома лежала на досках. Им давали горячую пищу. А рядом, за колючей проволокой, грубо говоря, на свободе, жили семьи украинских крестьян, которых выбросили в эту тундру без всего. И детки оттуда приходили к заключенным, просовывали ручки под колючую проволоку и просили: «Дяденька, дай кашки». К концу зимы эти дети умерли, не выжили в этих ужасных условиях. Трудно это воспринять.

Я сейчас приведу пример одной моей знакомой, нашей современницы, которая потеряла ребенка. Несчастный случай. Она, с одной стороны, скорбит о потере любимого ребенка, но сказала удивительную фразу: «Я благодарю Господа за то, что Он дал мне возможность эти четырнадцать лет общаться с Сашкой, с дочкой».

Нам страдания детей, смерть детей очень трудно пережить. Психиатры, психологи считают, что смерть ребенка для взрослого человека одна из наиболее сильных психологических травм. Но мы это можем воспринять только так: Господь берет у нас детей. Он дал нам деток – и Он забирает. Наверное, только так.

– Наверное, любое что-то настоящее, крупное, глубокое невозможно без страданий. Святость тоже невозможна без каких-то лишений, преодоления. В комфортной жизни святости не бывает. Наверное, так.

– Несомненно. Вспомнилось сейчас письмо Натальи Дмитриевны Шаховской, супруги отца Михаила Шика, который расстрелян у нас на полигоне. Когда отца Михаила арестовали, отправили его в ссылку, она писала ему о детях, как они живут. Кто-то болел, кто-то еще что-то… И Наталья Дмитриевна однажды написала фразу, что дети не наши. Они Божии. Господь нам дает их для того, чтобы мы их растили, воспитывали, но в воле Божией находится вопрос, с нами ребенок или Господь берет его к Себе.

– Когда человек не имеет особого дерзновения к святости (говорит: я не святой, мне не положено строго поститься или совершать какие-то подвиги), как бы оправдывает себя, что это? Смирение или духовная леность?

– Несомненно, это духовная леность. Помните, есть в Апокалипсисе обращение к одной из Церквей? Там говорится: плохо, что ты не горяч и не холоден, а теплохладен. Это, наверно, самое страшное состояние души, когда человек не хочет расти, не хочет развиваться. Понятно, что у каждого свои силы, свои немощи; кто-то может поднять мешок весом сто килограммов, а кто-то не может; кто-то может поститься, кто-то нет. И, конечно, большинство из нас не в состоянии, как это делал преподобный Серафим, молиться тысячи дней и ночей на камнях. По нашим силам это нереально. Но вместе с тем мы все призваны к познанию Господа и стяжанию Духа Святого.

– И все призваны к святости?

– И все призваны к святости. В Древней Церкви все христиане назывались святыми. «Вы народ свят», – писал апостол Петр в своем послании.

– Что нужно делать, чтобы приблизиться к святости? Такой простой, но одновременно сложный вопрос.

– Надо доверить себя Богу. Чем принципиально отличаются святые от нас? Они не просто верили в Бога, верили в Его существование, всемогущество и так далее; они доверяли себя Богу и старались идти Его путем. Теми путями, которые Он указывал и по которым вел. И смиренно сознавали свою немощь, свою греховность. Владыка Феогност недавно замечательно сказал в одной из проповедей: «Святость – это не стерильность (что какой-то человек стерильный совсем). Святость – это преданность воле Божией. И у преподобного Силуана Афонского есть замечательная мысль: любовь Божия настолько велика, что может спасти любого из нас.

Единственным препятствием к этому является наше «я», когда мы говорим: «Господи, подожди! Я этого не хочу, мне сейчас недосуг, мне сейчас надо решить свои дела. Подожди, отойди в сторону, не мешай мне. Потом когда-нибудь я выделю время… Ну, в конце дня, может быть, пять минут помолюсь. Или когда-то схожу в церковь, поставлю свечечку… В конце жизни когда-нибудь подумаю, покаюсь…» Господь с уважением, почтением, если хотите, относится к нашей личности; Он сохраняет нашу свободу воли. А если мы скажем как тот отец больного отрока, который просил Христа исцелить своего сына? Христос сказал: «Ты веруешь?» – «Верую, помоги моему неверию». Вот если мы так смиренно будем просить у Господа помощи в деле нашего спасения, то Господь даст нам и спасение, и благодать Святого Духа.

– Когда мы говорим о Руси, говорим – Святая. То есть не великая, не славная, а именно Святая. Что делает Русь Святой? Что такое Святая Русь?

– Действительно, это словосочетание очень часто употреблялось в ХIХ веке, и была у некоторых такая иллюзия, что православная монархия, православная держава – это некоторый, может быть, идеал того, что на земле есть. Может быть. Но мы увидели, что это не так. И как это ни парадоксально, Русь доказала святость тогда, когда Церковь оказалась в гонении. Когда Русь оказалась под властью безбожной. Потому что нашлись тысячи, десятки тысяч русских людей, даже миллионы, которые сказали, что верят в Бога. И они были готовы пойти на страдания ради Христа. Никогда в истории России, Русской Церкви одновременно не жило такое количество святых, как в ХХ веке. Причем это были большей частью самые простые люди. Простые священники, монахини, простые миряне, нередко бабушки неграмотные, которые сохранили верность Христу. И сейчас мы действительно можем четко говорить, что Русь – Святая.

– Неудивительно, что как раз в это время родилась служба русским святым. Вы сегодня приводили слова: «Русь Святая, храни веру православную»… Хочется еще спросить: «Какие качества объединяют всех святых, что общего у всех русских святых?»

– Ну, наверно, не только у русских святых, ведь Господь наш назвал критерий, по которому будут узнавать христиан: «Будете иметь любовь меж собою – и будут знать, что вы Мои ученики». Вот, наверно, один из главных критериев святости, внешних проявлений святости – это как раз любовь, которую сумели стяжать люди и которой они делились с окружающими.

– Спасибо большое за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Храни вас Господь Бог, дорогие!

Автор и ведущий Денис Береснев

Записали Светлана Тодосейчук и Владислав Рябов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *