Соборы Италии

Храмы Русской Православной Церкви в Италии открывают свои двери для прихожан после временного закрытия из-за распространения коронавируса.

– Да, начинаем . Сейчас работаем над протоколом. 18 мая – понедельник, так что ближайшая служба будет, скорее всего, в четверг, – сообщили ИА ТАСС в секретариате Администрации приходов Московского Патриархата в Италии, которая находится при храме святой великомученицы Екатерины в Риме.

О возобновлении богослужений с 18 мая говорится и на сайте святой Екатерины в Риме.

Верующих просят соблюдать необходимые меры предосторожности: ношение масок или респираторов, соблюдение дистанции не менее 1,5 метров. Не разрешает посещение храма для тех, кто в предыдущие дни контактировал с коронавирусными больными или имеет симптомы гриппа/ОРВИ.

С 18 мая начались богослужения с прихожанами и на подворье во имя святителя Николая Чудотворца в Бари, о чем сообщил его настоятель протоиерей Вячеслав Бачин.

Правда, в нынешнем году не будет традиционной праздничной службы с большим числом верующих в день памяти святителя Николая Чудотворца 22 мая в крипте католической базилики, где хранятся его мощи.

Отмечается, что в пятницу 14 мая представители Правительства Италии и религиозных общин, включая христианскую, подписали протокол о возобновлении с 18 мая работы культовых учреждений всех религий, доступ в которые по факту был невозможен с 10 марта. Также с 18 мая в стране вступил в силу второй этап ослабления карантинных мер.

При этом в Италии по-прежнему обязательны к соблюдению строгие меры предосторожности – сохранение безопасной дистанции, использование масок и перчаток и ограничения на максимально возможное число посетителей в общественных заведениях.

На данный момент общее число заражений коронавирусом в Италии составляет 225 886 случаев. За весь период от инфекции излечились 127 326 человек, умерли – 32 007 человек.

Напомним, что с 4 мая 2020 года в храмах Берлина также возобновились общественные богослужения с обязательным соблюдением прихожанами установленных санитарно-гигиенических мер. Кроме того, во французском Страсбурге открылся для прихожан и посетителей русский храм Всех святых.

Венеция

Мы начинаем рассказ о святынях Италии, подготовить который нам помогла экскурсовод, автор книги «Вся православная Италия от Милана до Сицилии» Мария Шургина.

— Италия – страна, очень богатая на святыни.

— Это земля раннего Христианства. Сюда, в Рим, пришли для проповеди Евангелия святые апостолы Петр и Павел. Вслед за ними в столицу тогдашнего мира потянулись и другие христианские проповедники. Вскоре Рим покрылся кровью мучеников, пострадавших за Христа. Они просияли и во многих других городах будущей Италии. Например, в Милане пострадали мученики Назарий и Кельсий, Гервасий и Протасий, в Болонье – Виталий и Агрикола. Многие мученики не вошли в наши святцы, но все они – общехристианские святые, поскольку пострадали в то время, когда христианство было единым. Италийская земля наполнена святынями.

— Италия – родина не только мучеников, но и святителей, и преподобных…

— Эти святые сыграли значительную роль в истории Христианства. Например, святитель Лев Великий, папа Римский, участвовал в четвертом Вселенском соборе против ереси монофизитства и защитил православие в то время, когда многие восточные епископы хотели подписать документ, утверждающий монофизитскую ересь. Этот же святитель спас Рим от гуннов, во главе которых стоял знаменитый полководец Атилла. Святитель Григорий Двоеслов, автор Литургии Преждеосвященных Даров, также был Римским папой. С его именем связана книга «Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», которая написана в форме диалога. Святитель Григорий основал в Риме монастырь, который можно увидеть на Целийском холме. Стоит сказать и о преподобном Венедикте Нурсийском – его мощи почивают в монастыре Монтекассино. Этот святой считается небесным покровителем всего западного монашества. Годы его жизни приходятся на VI век. Он родился в богатой семье, в очень интересном регионе, который сегодня мало посещается туристами и паломниками из России – Умбрии. В Умбрии находится один из крупнейших водопадов Италии – Каскато делле Марморе – Мраморный водопад. За свою жизнь прп. Венедикт основал двенадцать монастырей. До нашего времени сохранились два из них: Субьяко и Монтекассино. В монастыре Монтекассино и хранятся мощи святого прп. Венедикта. Эта обитель находится недалеко от автострады, туда удобно заехать. Именно прп. Венедикт составил общежительный устав, который распространился на Западе. От него пошел орден Бенедиктинцев. Это был первый монашеский орден в Европе. В Православии память прп. Венедикта празднуется 27 марта.

Иконостас собора Сан-Марко, Венеция

— Множество святынь оказались в Италии в результате Крестовых походов.

— Например, мощи апостола Марка, почивающие в одноименном соборе Венеции, были привезены из Александрии – правда, не крестоносцами, а купцами, но это уже явилось началом провозглашенной папой Римским политики «освобождения святынь». Оттуда же привезли мощи свт. Иоанна Милостивого. Много реликвий перенесены со Святой земли: мощи апостола Матфея, которые мы с паломниками посещаем в г. Салерно, и мощи апостола Андрея Первозванного, которые прибыли из Константинополя в 1208 году, через четыре года после его взятия. Оказались в Италии и мощи евангелиста Луки. На Святой земле паломники молятся у могилы вмч. Георгия Победоносца. Большая же часть его мощей находится в Италии, в маленьком городке Портофино недалеко от Генуи. Есть часть мощей вмч. Георгия и в Риме – в церкви Сан-Джорджио ин Виладо, рядом с Капитолийским холмом. Это название переводится как храм Георгия на топком месте. Когда-то храм был православным, греческим, но затем его передали католикам. Во Флоренции в кафедральном соборе почивает глава свт. Иоанна Златоуста. Из Греции крестоносцы привезли мощи вмч. Димитрия Солунского. Когда крестоносцы пришли в Солунь, они вели себя ужасно, вплоть до того, что жарили рыбу на святом мире, истекающем от мощей великомученика. В войске было множество людей, весьма далеких от благочестия, так что выполнение высоких лозунгов об освобождении святынь часто выливалось в откровенный грабеж и кощунство. Причем «освобождали» святыни не только от мусульман-арабов, захвативших Святую землю, но и от православных христиан, которых католики называли схизматиками. И все же, в перенесении мощей был Промысл Божий: неизвестно, сохранились бы святыни на своих исторических местах, которые впоследствии также были захвачены мусульманами.

— А разве мощи вмч. Димитрия не находятся в Салониках?

— Они были возвращены туда лишь в 60-х годах ХХ века. Это произошло благодаря тому, что их обнаружила одна гречанка, и был поднят вопрос о передаче святыни на родину. Впрочем, часть мощей великомученика итальянцы оставили у себя. В Италии мощи вмч. Димитрия находились в маленьком аббатстве Сан-Лоренцо ин Кампо, так что мало кто знал об их местоположении. Стоит отметить, что зачастую сами настоятели католических храмов не знают, какие святыни в них находятся. Мощи оказываются спрятанными в нишах за колоннами, еще в каких-то потайных местах…

— Почему столь значимую святыню поместили в такое уединенное место?

— Святыни прятали от людей, у которых их забрали, чтобы их не попытались возвратить. Таких примеров очень много. Например, Дом Пресвятой Богородицы находится в маленьком городке Лорето близ Анконы по той же причине.

Римский форум

— Дом Пресвятой Богородицы был перевезен со Святой земли?

— Когда в 70 г. н.э. Иерусалим был разрушен войсками императора Тита, Назарет уцелел. Сохранился и домик, где жило Святое семейство. Позднее, когда Святая земля подверглась нашествию сарацин, христиане стали думать, как спасти реликвию. Дом разобрали на отдельные камни и перевезли в Далмацию – ныне это Хорватия. Там он и оставался до XIII века. В XIII же веке крестоносцы забрали его оттуда и перевезли в Лорето.

— Доступны ли святыни, находящиеся в католических храмах, для поклонения православных паломников?

— В основном, да. У современных католиков нет такого отношения к мощам, как у нас, православных. Если они и прикладываются к ним, то раз в году, в день памяти святого. Но православным паломникам обычно разрешают приложиться. Конечно, это возможно не везде. Например, к мощам апостола Марка в Венеции можно приложиться лишь раз в году – 8 мая, в день его памяти, после православной литургии, которая совершается только в этот день. Венеция – город, перегруженный туристами, поэтому отношение к ним там достаточно жесткое. В целом же католики после Второго Ватиканского собора взяли курс на политику мира и любви и с удовольствием дают православным возможность помолиться у святынь. Например, в Болонье у нас бывали случаи, когда мы приезжали перед началом католической службы «Розарио» и они переносили место своего богослужения в боковой придел, чтобы дать нам возможность отслужить молебен у чудотворной иконы.

Икона Божией Матери «Спасение народа римского» в церкви Санта-Мария Маджоре

— В Италии много чудотворных икон, в том числе и древних, византийских.

— В Болонье почитаем образ Пресвятой Богородицы Мадонна делла Гвардия – «Хранительница». В Риме – чудотворный образ «Спасение народа римского» находится в церкви Санта-Мария Маджоре. В Венеции, в храме Санта-Мария делла Салюте, пребывает чтимый образ Богоматери Mesopanditissa, духовной покровительницы Венеции. Ее очень почитают венецианцы, а образ этот греческий, православный. Католики с глубоким уважением относятся к византийской иконописи, понимают ее духовную и художественную ценность.

— Одно из посещаемых паломниками мест – городок Ланчано, где произошло знаменитое Евхаристическое чудо…

— Это произошло в VIII столетии. В Ланчано находился греческий монастырь. Священник во время Божественной Литургии усомнился, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми – и тут же увидел в Чаше кровь. Существует правило, согласно которому, если случится такое грозное чудо, священник должен молиться до тех пор, пока Святые Дары не приобретут свой обычный вид. Вероятно, и иерей в Ланчано молился об этом – но обратного процесса не произошло. Вот уже 13 веков Святые Дары остаются в виде Тела и Крови. Некоторые священники отказываются ехать в Ланчано, говоря, что чудо произошло из-за человеческого маловерия. Другие же видят в нем знак милости Господа, укрепляющего нас в вере. Святые Дары хранятся в реликварии вытянутой формы. Кровь находится в колбе, за века она свернулась в пять твердых комочков. В 1983 году ученые провели ее анализ, перевели в жидкое состояние и определили, что эта Кровь относится к 4-й группе, имеет отрицательный резус-фактор и до сих пор годна для переливания. Те же характеристики имеет и кровь на Плащанице Спасителя, хранящейся в Турине. Удивительно, что при взвешивании эти шарики дают один и тот же вес, вне зависимости от того, берут ли один, два или сразу все шарики. Это говорит о том, что, причащаясь, мы принимаем всего Спасителя целиком.

— Много ли в Италии православных храмов? Есть ли среди них принадлежащие Русской Православной Церкви?

— Православные храмы в Италии сегодня появляются, как грибы после дождя. Раньше было, кажется, семь приходов. А сейчас, когда в Италии живет и работает множество выходцев из Восточной Европы, православные приходы Московского Патриархата есть почти в каждом городе – их число приблизилось к семидесяти. Юг Италии когда-то был греческим. Земли Калабрии и Сицилии некогда назывались Великой Грецией. Там сохранились развалины старинных греческих храмов и монастырей. Конечно, греческие монахи оттуда давно ушли. А пришли они туда во времена иконоборчества, спасаясь от гонений. Это гористая местность, люди там жили практически в камнях, среди скал, там же устраивали и церкви. В этом регионе сохранилось множество пещерных православных храмов, расписанных древними фресками. В частности, их немало в окрестностях города Бари, где почивают мощи святителя Николая Чудотворца: в городах Масафра, Моттола, в соседнем с Бари регионе Базиликато, где расположен чудесный город Матера. Кстати, именно в Матере снимался фильм «Страсти Христовы».

— Есть ли храмы Русской Православной Церкви в Бари?

— В Бари находится ставропигиальный приход Московской Патриархии во имя свт. Николая, при подворье Святителя Николая. А недалеко от Бари находится очень интересный приход, который также входит в юрисдикцию Московской Патриархии. Его возглавляет один из старейших священников Италии, отец Антонио Лотти, который принял православие, перейдя из католицизма. На севере Италии русских храмов гораздо больше: в Милане, Турине, Болонье, во Флоренции – там, где активнее экономическая жизнь и больше приезжих. Во Флоренции храм относился к Константинопольскому патриархату, но из-за недавних событий его настоятель, отец Георгий Блатинский, предпринял решительный шаг – перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви за рубежом, где его с радостью приняли. Так что наши паломники по-прежнему могут причащаться в его храме, одном из красивейших в Италии. Прихожане очень любят отца Георгия и с готовностью последовали за ним.

— Много ли среди духовенства и прихожан православных храмов Италии итальянцев?

— Да, их немало. В Генуе служат падре Джованни и падре Мариан (по-итальянски – Марио). В Болонье падре Серафим – тоже итальянец. В основном прихожанами русских храмов Италии становятся местные жители, женившиеся на православных девушках. Есть и люди, которые обратились сами.

— На каком языке совершаются службы?

— Богослужение, в основном, совершается на церковно-славянском языке. Евангелие и Апостол читают и на славянском, и на итальянском. Прихожанам раздают брошюры с текстом богослужения, переведенным на итальянский язык, чтобы они могли следить за ходом службы. На итальянский язык переводится много православной литературы: не только богослужебная литература и Катехизис, но и, например, книга вл. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

— Какой маршрут по Италии наиболее востребован паломниками?

— Мы часто совершаем паломнический маршрут «Классическая Италия», рассчитанный на 8 дней, который охватывает такие города, как Венеция, Флоренция, Рим, Бари и многие другие. Сегодня все стремятся посетить классические города, но кроме них есть множество очень интересных мест, замечательных маленьких городков. Обязательно заезжаем в Амальфи, Равелло, Салерно, Ланчано и Лорето. Православное паломничество получается даже более насыщенным, нежели туристическая поездка. Туристы обычно посещают 4 города: Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. Паломники же видят Италию практически целиком. Они и осматривают туристические достопримечательности, и прикасаются к святыням.

Глава 4.

Добропорядочные католики

Преобладающая религия в Италии – католицизм, его исповедуют примерно 92 % населения. Центр католического мира – город-государство Ватикан, который расположен в черте итальянской столицы Рима, на холме «монте-Ватикано». Ватикан – резиденция главы католической церкви Папы Римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 г. в соответствии с Лютеранскими соглашениями между итальянским правительством и Папой Римским.

Италия является страной, в которой католическая церковь необычайно сильна, причем не только потому, что с 1929 г. по 26 ноября 1976 г. католицизм считался государственной религией Италии, но и потому, что по сей день Италия является религиозным центром всех католиков. В настоящее время в Италии церковь официально отделена от государства и регулирует свои отношения с ним при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 г.

Конституция Италии делит все религии на две категории: католическую, с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии. Мотивация расширенного сотрудничества государства с католической церковью в статье Конкордата сформулирована следующим образом: «Итальянская республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа…». Конечно, конституция Италии устанавливает, что граждане равноправны без различия религии, что все религиозные исповедания равны перед законом. Конституция содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и отношения «регулируются Лютеранскими договорами», что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку и имеют полное право на существование. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания. Несмотря на то что католицизм исповедуют 92 % населения, итальянцы ни в коей мере не ущемляют прав тех, кто принадлежит к иному вероисповеданию.

Подавляющая часть итальянцев периодически ходят в церковь, а в такие праздники, как Рождество и Пасха, католические храмы по всей стране всегда полны людей. И все же современная итальянская молодежь частенько выказывает не слишком уважительное отношение к церкви. Ярким доказательством их сомнительной религиозности может служить то, что, когда Италия победила Польшу в четвертьфинале мирового футбольного первенства 1992 г., толпа молодых римлян высыпала на площадь перед Ватиканом, и в знак вызова девушки обнажили верхнюю часть тела, а юноши – нижнюю. Однако, если бы Папа соизволил выйти, все они попадали бы на колени.

Религия воспринимается как нечто видимое и осязаемое, поскольку изображения Мадонны, Папы и святых фигурируют наряду с портретами звезд футбола повсюду: в общественных местах, частных домах и даже персональных компьютерах.

Папа – единственный коронованный владыка государства, его посещения итальянских городов вызывают гораздо больший интерес, нежели приезды президента и премьер-министра. Он единственная власть в Италии, которая в состоянии заполнить стадионы народом и заставить местные власти побелить стены домов, чтобы непристойные надписи не смущали его святого взора.

Конклав кардиналов избирает нового главу Римско-католической церкви путем тайного голосования. Из трубы Сикстинской капеллы поднимается белый дым, звонят колокола Собора Святого Петра. Как только завершается каноническое избрание нового Понтифика, самый младший из кардиналов-диаконов призывает в капеллу секретаря коллегии и главного церемониймейстера.

Затем кардинал-декан или старейший по возрасту кардинал-епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: «Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным Понтификом?»

Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: «Как ты хочешь, чтобы тебя звали?»

Главный папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников-церемониймейстеров составляет документ об избрании нового Понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится «Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии» и получает «полную и высшую власть над вселенской Церковью».

Если избран кардинал, не рукоположенный в епископы, его хиротонию (рукоположение в сан) как можно быстрее должен совершить декан коллегии кардиналов (в его отсутствие – вице-декан или старейший из кардиналов).

Кардиналы-выборщики обещают новому Понтифику уважать и слушаться его. Затем они возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал-диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима.

Анекдот на тему:

Гид ведет новых русских на экскурсию по Ватикану.

– А сейчас мы зайдем к Папе Римскому… И я вас очень прошу: только не называйте его паханом, папашей или батяней!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *