Соборы тульского кремля

TULA.AIF.RU начинает серию публикаций о храмах Тулы – ныне действующих, частично сохранившихся и полностью утраченных. И первый наш рассказ – об Успенском соборе в Тульском кремле.

Построен за два года

На протяжении столетий Тульский кремль, в следующем году отмечающий 500-летие, являлся не только оборонным и административным, но и духовным центром нашего города. На Большой улице, в центре кремля в XVI в. стояли две деревянные церкви – холодная во имя Архистратига Гавриила с приделом Василия Парийского и тёплая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Эти церкви упоминаются в писцовой книге 1587-1589 гг.

Купола Успенского собора. Фото 1965 г. Фото: Из личного архива/ Наталия Кириленко

Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского возвели во второй половине XVII в. Через сто лет он обветшал, и его разобрали. Взамен него в кремле построили новый Успенский собор, сохранившийся до наших дней. Строительство началось 7 мая 1762 года на средства тульского купечества, завершилось в 1764-м, а потом ещё два года производилась стенная роспись храма. Имя зодчего – автора проекта собора — до сих пор неизвестно.

Пространственное решение храма напоминает типичные городские соборы XVI-XVII вв., а богатое декоративное оформление выполнено в стиле русского барокко. Мы видим белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие).

Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Собор освятили 19 октября 1766 г. (30 октября по новому стилю), а в мае 1767 года был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но в начале XIX в., после перенесения архиерейской кафедры в Тулу, придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. «Лебединая песня» ярославцев Успенский собор расписывали 36 ярославских мастеров, работавших в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Они трудились «по два лета» — в 1765 и 1766 годах.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Стенопись собора – одно из последних произведений стенного письма ярославской школы; по выражению живописца, реставратора, педагога Игоря Грабаря – «лебединая песня умиравшего великого искусства». Ровно через сто лет стенопись была полностью обновлена, и сегодня мы видим в соборе в основном стенную живопись середины XIX в. Велика художественная ценность деревянного резного золочёного семиярусного иконостаса. Он выполнен тульскими резчиками по дереву. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Сейчас иконы хранятся в областном художественном музее. Восхищались император и митрополит Успенский собор высоко оценивали высшие чины Русской православной церкви и русские монархи. И.С. Покровский в «Тульских губернских ведомостях» приводит воспоминания кафедрального протоиерея Ивана Сергеевича Покровского о том, что митрополит Московский и Коломенский Платон во время поездки из Москвы в Киев специально останавливался в Туле, чтобы посмотреть на Успенский собор: «Это было летом 1809 года, — говорил Покровский. — Мы отслужили только литургию, и я выходил из собора, как дорожная карета остановилась у паперти, и я увидел высокопреосвященного Платона. С искренней радостию встретив Московского митрополита, мы проводили его к алтарю. Знаменитый иерарх приложился к местным иконам, потом внимательно осмотрел весь храм. Оставляя собор и благословляя нас, служителей алтаря, он сказал: ваш собор никогда не забудешь… В последний раз обозревая обширное его пространство, он добавил: и можно ли забыть то, что истиннопрекрасно!»

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

И ещёодин эпизод, опубликованный Н.Ф. Андреевым: «В 1823 году Александр I, подъезжая в коляске к собору вместе с тульским генерал-губернатором А.Д. Балашовым, сказал ему: «Пойдём смотреть один из великолепных храмов, которые я видел». Возвратившись из собора, он сказал графу А.А. Аракчееву, увлекательно улыбаясь: «Я весел. Я был в Тульском соборе».

Архитектурная доминанта

Четырехъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 г. Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Её высота от земли до креста составляла по одним данным 33 сажени (70,4 метра), по другим — 33 сажени и 1 аршин, то есть 71,1 метра. Колоколов было 22, над колоколами располагались часы. 8 колоколов предназначались для церковных звонов, остальные — для часового боя. Часы для колокольни изготовил в 1792 году тульский оружейник Кобылин Иван Иванович Большой (т. е. старший из родных братьев, имевших одинаковые имена-отчества). Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

Успенский собор Тульского кремля. Фото начала ХХ в. Фото: Из личного архива

Успенский собор являлся «холодным», неотапливаемым храмом, то есть богослужения в нём можно было проводить только в тёплое время года. В нижнем ярусе колокольни в 1778 году устроили теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Старинная колокольня до наших дней не дожила. 28 сентября 1936 году в ней случился пожар, после которого её разобрали.

При советской власти

В феврале 1930 года было принято решение закрыть в Туле десять церквей. В число закрываемых попал и Успенский собор кремля, но он действовал до лета 1934 года. Потом на протяжении десятилетий его использовали под различные склады.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В конце 1940-х годов состояние собора оставляло желать лучшего. В кровле зияли дыры, были неисправны водосточные трубы, стёкла во многих окнах отсутствовали, что вело к повреждению настенной живописи от сырости. Расположение складских стеллажей непосредственно у стен собора привело к гибели части монументальной росписи в нижних частях стен.

В 1960 году, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, здание храма поставили на государственную охрану. Реставрация Успенского собора началась в мае 1965-го. Тогда отремонтировали цоколь и кровля, позолочены главы. В конце 1980-х гг. проводились работы по реставрации настенной живописи и иконостаса; они шли и в дальнейшем — крайне медленно, с перерывами.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В сентябре 1991 г. исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

Преображение собора Значительная по масштабам реставрация Успенского собора, как и реставрация всего Тульского кремля, возобновилась в 2012 году. В 2013-м загорелись золотом все его купола, а фасады получили одну из своих исторических окрасок — на серо-голубом фоне белые декоративные элементы. С 2014 года ведутся работы по восстановлению иконостаса Успенского собора и настенной темперной живописи.

Колокольня Успенского собора Тульского кремля Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Одним из значимых событий жизни Тулы последнего десятилетия стало воссоздание колокольни Успенского собора, разобранной в 1937 году. 28 сентября 2012 года состоялась торжественная закладка камня в основание колокольни. К лету 2014-го возведение колокольни завершилось. 27 июня на неё были установлены часовой механизм и шпиль — с помощью специального вертолёта КА-32А. 13 сентября 2014 года колокольню Успенского собора освятили.

В 2015 году в первом ярусе колокольни обустроили храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского и его супруги преподобной Евфросинии Московской. Храм освятили в День города Тулы и Тульской области, 12 сентября 2015 года. А 21 сентября, в очередную годовщину сражения на Куликовом поле, рядом с храмом открыли памятник Дмитрию Донскому.

19 января (6 января по старому стилю) все православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне иначе называется Богоявлением, потому что Христос показал себя миру как Спаситель и Мессия. Один из кафедральных храмов Тулы был посвящен именно этому празднику.

В 1817 году после посещения Тулы императором Александром I городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Проект собора, одобренный императором, представил архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848) в 1821 году. Это был храм в стиле классицизма с колонными портиками по трем сторонам и полукруглой апсидой, окруженной дорической колоннадой. Здание завершалось пологим куполом. Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу, но отсутствие инициативного руководства и помощи общества не позволили воплотить их в реальность: сменились губернатор города и руководство епархии, новое епархиальное начальство к строительству храма отнеслось равнодушно, к тому же деньги, собранные по подписке на строительство, куда-то испарились.

К строительству вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Главный тульский собор – Успенский, стоявший в Кремле, служил только в теплое время года, и город нуждался в теплом кафедральном соборе. Губернскому архитектору Павлу Андреевичу Дубровскому предложили разработать проект перестройки старого Успенского собора, но, изучив вопрос, он пришел к выводу, что при подобном переустройстве могут серьезно пострадать стенопись и иконы храма. Необходимо было новое здание.

В 1849 году церковный староста Успенского собора купец Вукол Зотович Кузовлев вновь поднял вопрос о теплом кафедральном соборе и предложил построить его на территории Тульского кремля. Идею поддержал также городской голова Николай Добрынин. Общественность назначила Кузовлева храмостроителем, и, зная его честность и распорядительность, поручила ему сбор средств на строительство.

Богоявленский собор тульского Кремля. Фото нач. ХХ в.

Проект теплого собора составил архитектор Тульского оружейного завода коллежский асессор Михаил Алексеевич Михайлов (1805-1865). Согласно его чертежам собор имел в плане форму прямоугольника размером 35 х 53 м. Внутренне пространство делилось на три нефа восемью столбами, здание венчали пять куполов. Главный престол посвящался Богоявлению Господню, приделы – Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. Проект был одобрен Губернской строительной комиссией и был отправлен на утверждение в Петербург. Но столичному начальству творение провинциального архитектора не понравилось из-за «неблаговидности фасада». В течение нескольких лет шли переделка и утверждения проекта. В результате корректировки, проведенной Департаментом проектов и смет, была уменьшена длина здания и его форма: оно стало квадратным, с выступающими по всем четырем сторонам ризалитами. Члены департамента одобрили проект 26 января 1854 года, а 14 октября 1854 года он был утвержден императором Николаем I. Тульская духовная консистория получила проект уже 28 января 1855 года.

Закладка зимнего Богоявленского собора произошла 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен Тульского подвижного ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну. Производством работ по строительству собора заведовал архитектор Михайлов, хозяйственной частью – Кузовлев, а городской голова возглавил Комитет для производства строительных работ.

К лету 1857 года возвели стены и два яруса здания, через год были завершены все каменные и кровельные работы. Затем дело приостановилось из-за нехватки денег.

Тогда именитые граждане города и епископ Тульский и Белевский Алексий, стали решать, что нужно делать в первую очередь. Епископ Алексий предлагал позолотить одну из пяти глав собора; купцы считали, что необходимо произвести работы, которые ускорили бы освящение собора. Епископ Алексий заявил, что вызолотит главу за свой счет. Золочение было произведено московским купцом Сафроновым очень некачественно, так что скоро с центрального барабана позолота слезла, и его внешний вид сильно портил все здание.

В 1860 году московский иконописец Семен Борисов расписал купол храма изнутри. В том же году были сделаны три каменных крыльца с трех сторон здания, причем западное крыльцо имело стены и железную кровлю.

Окончательная отделка собора шла в течение 1861-62 годов: завершили стенную роспись, настелили дубовый пол, поставили четыре чугунных клироса, установили выполненный московским мастером Никанором Софроновым сосновый иконостас с иконами, написанными Семеном Борисовым.

Общий вид тульского Кремля. Слева – Богоявленский собор. Фото нач. ХХ в.

Отапливался храм тремя духовыми печами, помещавшимися в подвале с калориферными камерами, из которых в собор были проведены пять тепловых душников.

7 ноября 1862 года Богоявленский кафедральный собор был освящен. Он имел длину 22.2 м, высоту до верха карниза – около 15 м. В соборе была 51 икона (27 больших и 24 малых) и три иконостаса.

Общая сумма затрат на его строительство и отделку составила 103 тысячи рублей. Пожертвования на строительство собора вносили епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). Немало утвари пожертвовал новому храму городской голова Николай Добрынин. Много усердия при строительстве Богоявленского собора проявил церковный староста В.З. Кузовлев, за что был награжден орденом Святой Анны.
В 1892 году в соборе устроили новинку, которой очень гордились все туляки – водяное отопление. В то время эта система отопления была примером не только для тульских, но и московских храмов.

Тогда же решили устроить в храме и надежную вентиляцию. Для этого требовалось 25 тысяч рублей. У храма были проценты капитала, пожертвованного 15 лет назад Степаном Ивановичем Трухиным, купцом 1-й гильдии, на золочение иконостаса, — 12 тысяч рублей. Церковный староста Игнатий Кузьмич Платонов принял мудрое решение: иконостас подождет, и добавил к 12 тысячам недостающие 13 тысяч из собственных средств.
В советское время судьба храма сложилась печально. В 1930-х годах он был закрыт. Здание приспособили под аэроклуб, а в 1950-е – под клуб физкультурников. Были снесены четыре малые главы храма, от них остались только кирпичные основания в чердачных помещениях. Луковичное завершение центральной главы заменили невысокой кровлей по кирпичному своду. После закрытия собора стены его многократно перекрашивались в разные цвета. Не дошла до наших дней и небольшая главка с крестом над западной папертью.

Выставочный зал музея оружия (бывший Богоявленский собор). Фото 2010-х гг.

В 60-х годах XX века в Богоявленском соборе было решено разместить музей оружия. Здание было передано на баланс оружейного завода. В течение пятнадцати лет, начиная с 1972 года, велись работы по приспособлению здания под музей. Для этого на уровне окон второго света было сделано железобетонное монолитное перекрытие по металлическим балкам. В бывшем подвале разместили гардероб, подсобные помещения, санузел. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.

К сожалению, здание, имевшее прекрасные росписи, чугунные хоры, лепные позолоченные карнизы, перед его перестройкой так и не было обследовано.

Оформлением экспозиции музея оружия занимался комбинат декоративно-оформительского объединения «Росмонументискусство» г. Москвы. Эта же организация расписывала своды бывшего собора. Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южного и северного входов.

Сейчас в этом здании также находится музейная экспозиция: после переезда музея оружия в новый комплекс на ул. Октябрьской, здесь работает один из его выставочных залов.

К сожалению, ни одного храма в честь одного из главных христианских праздников в Туле более не существует.

Успенский собор Тульского кремля красотой и воздушностью форм напоминает праздничный торт. Этот эффект достигается благодаря особенностям архитектурного стиля, в котором выстроен собор, – русского барокко, а также из-за редкого для церковной архитектуры оттенка. Однако перед нами не сладкая бутафория, а настоящий храм с богатейшей историей. Чем он известен, расскажем далее.

История

Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.

Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.

Советский период в истории собора

В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.

В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.

Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.

Возрождение

Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.

Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.

Архитектура

Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.

Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низки алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.

Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.

Роспись

Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.

Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.

Иконостас

Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.

Колокольня

Колокольня строилась в период с 1772 по 1776 годы. В работах принимали участие Софрон Сиднев, Иван Гурьев, Иосиф Журов. Колокольня поднялась в высоту 70,4 метра (без креста), звучала 22-мя колоколами и часами с боем над ними.

Храм в нижнем ярусе колокольни

Храм носит имя Тихона Амафунского. Очевидно, это «наследство» первого каменного собора, имевшего придел во имя святого Тихона. Построен храм в 1778 году на средства местного купечества. Иконостас и придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста устроены при участии соборного старосты Вукола Кузовлева.

В 2014 году после реставрационных работ храм получил название Дмитрия Донского (освящён в 2015 году).

Расписание богослужений

В данный момент богослужения совершаются в летнее время, каждую субботу и воскресение, а также в праздничные дни, в 9.00 и 18.00 часов.

На престольный праздник можно прийти 28 августа.

Как добраться до Успенского собора Тульского кремля

В Туле вам следует доехать до Кремля на такси или на общественном транспорте. Остановка называется «Площадь Ленина».

Контактные данные

  • Адрес: 300000, Тула, ул. Менделеевская, 2, Кремль.
  • Тел.: (4872) 36-17-06.

Фотографии

Мы подготовили несколько фотографий собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *