Сочельник перед рождеством

Начнем с сакраментального: «Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?» К сожалению, вопрос о еде в пост — неважно, Рождественский ли это пост, или Великий — часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово «сочельник» произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом — «сочива». Иван Сергеевич Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток — «взвар» (крепкий отвар) — из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика «Лето Господне», читаем: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели…» Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.

Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась верующими не одно столетие — в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть — но только сочива: строгий пост.

Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста — слово «разговение», не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.

Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду авторы броской заметки о том, «что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник»).

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество — время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:

«Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та.

Что озарили миру ясли

Новорождённого Христа…»

А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…

1904-1905

Соче́льник (сочевник) — 24 декабря (6 января) и 5 (18) января — канун (навече́рие) праздников Рождества Христова и Богоявления соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона. Название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зёрна, размоченные соком из семян).

Рождественский сочельник

Предрождественское представление на озере Вёртер-Зе в Каринтии

В большинстве стран приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю (новый стиль). Некоторые православные церкви, в том числе и Русская православная церковь, а также греко-католики, продолжают праздновать Рождество по юлианскому календарю (старому стилю), в этих церквях сочельник приходится на 6 января. В таких странах как Сербия, Черногория и Босния и Герцеговина сочельник называется «Баднидан» или «Бадняк». Рождественский сочельник считается днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова.

Рождественский пост, усиленная молитва приближали христиан к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря.

Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог её своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.

— митрополит Антоний Сурожский.

У славян сочельником начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения, которое празднуется Русской православной церковью 6 (19) января. С вечера сочельника начинают колядовать.

Традиции в православии

По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Типикон предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.

Разговляться принято сочивом или кутьёй — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами — в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.

Традиции в католицизме

Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами, перед началом которой читают отрывок из Евангелия о Рождестве. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы). После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества.

Славянские традиции

Основная статья: Коляда

Под вечер на обеденный стол под скатерть клали сено, которое лежало до Щедрого (Васильева) вечера, чтобы будущий год был благополучным. В этот день постились, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и компот или кисель. В некоторых местах пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Еда была обильной, с мясными блюдами: блины, пироги, соленья и сушеные ягоды, жареная колбаса и пр. В Белоруссии перед ужином «кормили мороз» киселём, чтобы он не морозил посевы жита. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями-колядками.

Богоявленский сочельник

5 (18) января — у православных; 5 января — у католиков.

Сочельник в богослужении

Богослужение в православной церкви

В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования Изобразительных, во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.

Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Богослужение в католической церкви

В рождественский сочельник 24 декабря месса утром служится по чину Адвента, проприй этой мессы отражает близость наступления праздника. Интроит мессы рождественского сочельника:

Вот уже пришла полнота времени, когда послал Бог Сына Своего на землю

Месса навечерия Рождества начинается затемно, как правило, в полночь, но по пастырским соображениям разрешено начинать богослужение на несколько часов раньше.

Богослужение в евангелическо-лютеранской церкви

Навечерие Рождества — Вигилия — празднуется вечером 24 декабря. В храме фиолетовые параменты Адвента меняются на белые. Белую столу надевают и пасторы. Клирос украшается рождественской елкой. В отличие от обычных воскресных месс в сочельник евхаристию не совершают (соответственно нет исповеди и анафоры) и богослужение сводится к пению гимнов, хвалебных молитв (Laudamus), библейских чтений (особое место занимает чтение 2 гл. Евангелия от Луки) и проповеди. Вместо Апостольского Символа веры поют более пространный Никейский Символ. Вместо апостольских посланий читается Ветхий Завет. В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса.

Сочельник в культуре

Сочельник описан в повести Николая Гоголя Ночь перед Рождеством из цикла Вечера на хуторе близ Диканьки.

Примечания

  • Сочельник // Российский Этнографический Музей
  • Александр Валентинович Амфитеатров. «Ноэль»

См. также

Сочельник в Викисловаре

Сочельник на Викискладе

  • Коляда
  • Рождество Христово
  • Святки
Рождество Христово
События Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов
Персоналии Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий
Связанные события Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет
Места Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы
Традиции празднования Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта

Ирина Высоковская Дата публикации: 04.01.2016

Особым днем предпразднства Рождества Христова является последний день перед праздником — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Навечерие – канун (предшествующий день) праздника. Значению дня как наивысшей ступени в подготовке к празднику соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для Рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».

Навечерие Рождества Христова

Основная мысль всех богослужений дней предпразднства Рождества Христова – о снисхождении Бога к людям. Причем говорится не только о неизреченной тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающегося противостать делу спасения людей и уничтожить его еще в зародыше. Совсем скоро, по рождении Христовом, будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16).

В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причем составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимают здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной, вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день навечерия Рождества Христова или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня – «сочевник», или, искаженное в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трехдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну…

В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:

Тропарь сочельника

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ».
Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом как происходящая от семени Давида в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)»

Богослужение этого дня начинается с торжественных Царских часов и Изобразительных. Ради сугубого воздержания в первой половине дня Литургия не совершается и пища не принимается. В приходской практике – из снисхождения к немощи мирян – в первой половине дня после Изобразительных начинается празднование Рождества Христова. Первая часть праздничного Богослужения ( Навечерие Рождества или Рождественский сочельник) состоит из Великой вечерни с многочисленными ветхозаветными чтениями в соединении с первой праздничной Литургией – свт. Василия Великого. По окончании Божественной литургии, на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом поют тропарь и кондак Рождества Христова. После вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику, разрешается вкушение пищи один раз в день.

Царские часы

Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрене, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу с присоединением к ним чина Изобразительных. Основное содержание великих часов — тропари и чтения — было известно уже в IV веке. В IV веке были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых считают святого Софрония, патриарха Иерусалимского. Название «царских» великие часы получили только на Руси — в древних Типиконах они такого наименования не имеют. Это название «царские» часы получили потому, что по существовавшей традиции во время их совершения обязательно присутствовали: в древней Византии — императоры, а на Руси — цари. Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими.

На них читаются подобранные к теме праздника псалмы, а также соответствующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов, поются особые тропари Рождеству. Темы четырех часов условно соответствуют четырем основным событиям Рождества: час первый – прибытие в Вифлеем; час третий – Рождество Христово и поклонение пастухов; час шестый – поклонение волхвов; час девятый – бегство в Египет.

В богослужебных текстах Навечерия и самого праздника Рождества Христова подробно говорится об обстоятельствах, сопутствовавших пришествию в мир Господа Спасителя. Прежде всего авторы текстов обращают внимание на взаимоотношения между Иосифом Обручником и Девой Марией после того, как стало известно, что у Нее родится Младенец. Диалоги между Иосифом и Марией, включенные в рождественское богослужение, как бы приоткрывают завесу над тем, что происходило в душе Иосифа, когда он узнал о беременности Пресвятой Девы. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф 1:18-19).
Ничего не говорится о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:
Сия глаголет Иосиф к Деве: Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю? Недоумею и удивляюся, и умом ужасаюся: отай бо от мене буди вскоре, Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу? За честь, срамоту: за веселие, скорбь: вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси. Ктому не терплю уже поношений человеческих: ибо от иерей из церкве Господни яко непорочну Тя приях, и что видимое?( тропарь на 1-ом часе)
Русский перевод: Вот что говорит Иосиф Деве: Мария, что это, я вижу, произошло с Тобой? Недоумеваю и удивляюсь и ужасаюсь мысленно. Скройся от меня скорее. Что это, я вижу, произошло с Тобой? За честь, (которую я тебе оказывал), Ты опозорила меня, за веселье принесла мне скорбь, а вместо похвалы — укор. Больше я не смогу терпеть поношение от людей, ибо я взял Тебя от священников из храма Господнего как непорочную, и что я вижу?
Егда Иосиф, Дево, печалию уязвлящеся, к Вифлеему идя, вопияла еси к нему: что Мя зря непраздну дряхлуеши и смущаешися, не ведый всяко еже во Мне страшнаго таинства? Прочее отложи страх всяк, преславное познавая. Бог бо низходит на землю милости ради, во чреве Моем ныне, аше и плоть прият: Егоже раждаема узриши, якоже благоизволи, и, радости исполнився, поклонишися яко Зиждителю твоему…(тропарь на 9-ом часе).
Русский перевод:Когда Иосиф на пути в Вифлеем был поражен скорбью, Ты, Дева, взывала к нему: «Что ты мрачнеешь и смущаешься, видя Меня беременной и не сознавая совершающегося со Мной страшного таинства? Отложи, наконец, всякий страх, познавая то, что достославно. Ибо Бог по Своему милосердию ныне нисходит на землю во чреве Моем, приняв плоть: Ты увидишь Его рождающимся, как Он соблаговолил, и, исполнившись радостью, поклонишься Ему как твоему Создателю»…

Можно относиться к текстам подобного рода как к поэтическому вымыслу, церковной риторике, а можно увидеть в них нечто большее — стремление проникнуть в чувства и переживания тех людей, чьими руками творилась Священная история. Византийские гимнографы использовали богатейший арсенал литературных приемов для выражения богооткровенных истин. Весь этот арсенал был им необходим потому, что они говорили о том, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило (см.:1 Кор 2:9), о том, что находится за пределами возможностей человеческого разума и что постигается верою. В христианстве есть много таинственных истин, которые трудно изложить языком прозы: необходима поэзия, чтобы помочь человеку приобщиться к ним.

Великая вечерня

Особенным праздничным элементом в этой вечерне являются стихиры на Господи воззвах и чтения.
Радостному напеву стихир вполне отвечает и содержание их, полное священного восторга.
Вот избранные стихиры Великой Вечерни:
Придите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещы дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради, неизменный бо образ Отеч, образ присносущия Его, зрак раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев: еже бо бе пребысть, Бог Сый истинен: и еже не бе прият, человек быв человеколюбия ради. Тому возопим: Рождейся от Девы Боже, помилуй нас.
Русский перевод: Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, и огненный меч отстраняется; херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь пищи рая, откуда был изгнан за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает вид раба, родившись от незнающей брака Матери, не претерпев изменения. Он остался, чем был, Богом истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: Боже, Родившийся от Девы, помилуй нас!

Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели — пение; небеса — звезду; волсви — дары; пастырие — чудо; земля — вертеп; пустыня — ясли; мы же — Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас.
Русский перевод: Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился на земле как человек, ради нас? Ибо каждое из творений, Тобой созданных, приносит Тебе благодарение: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – созерцание чуда, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Прежде веков Сущий Боже, помилуй нас! – Это одно из самых любимых рождественских песнопений. Те, кто хорошо знаком с богослужением, особенно же дети, только начинающие воспринимать его красоту и силу, с нетерпением ждут этого песнопения и радуются ему, потому что в необычайно трогательных словах оно говорит о всеобщем участии в пришествии Спасителя. Воплощение Сына Божия – это результат совместных усилий. Это синергия Создателя с Его тварями, сотрудничество Бога Отца, Сына и Святого Духа, с одной стороны, и всех Ангелов, животных и стихий с другой, люди же есть главные посредники между Небом и землей, ибо именно для них был создан мир. Не может быть пришествия Сына Божия, воплощения Слова Божия, рождения Иисуса Христа, если все и всё не будут радостно и благодарно участвовать в этом событии. И происходит это именно так не только «физически» в истории, но и «мистически» в нашей духовной жизни.

Затем следует чтение восьми пророчеств из Ветхого Завета– паримий – вместо обычных трех для двунадесятого праздника. Паримии открываются чтением первых строк книги Бытия о сотворении мира (Быт. 1, 1-13) – «В начале сотворил Бог небо и землю…». Последующие пророчества расположены в хронологическом порядке и производят впечатление чтения целой Библии в сокращении. Из пророчеств выбраны самые поразительные и прямые, говорящие о рождении Мессии и указывающие на частные обстоятельства Рождества.
Ветхозаветные чтения включают:
1) библейский рассказ о сотворении мира (Быт. 1:1-13);
2) пророчество Валаама о звезде от Иакова (Чис. 24:2-з; 5—9; 17—18);
3) пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме (Мих. 4:6-7; 5,2—4);
4) пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева (Ис. 11:1-ю);
5) пророчество Варуха о Мессии (Вар. з, 36—38; 4,1—4);
6) толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах (Дан. 2:31-36; 44—45);
7) пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя — Бог Крепкий (Ис. 9:6-7);
8) пророчество Исаии о рождении Сына от Девы (Ис. 7:10-16; 8,1—4; 8—10).

Из книги пророка Исайи (7, 10-16; 8: 1-4, 8-10)
Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: «Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте”. И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать Господа!” И сказал Исаия: «Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе”.
И сказал Господь ко мне: «Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи – ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина”. И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: «Нареки Ему имя: «Скоро отними, быстро разграбь”, ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского”.
С нами Бог – познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!

Из книги пророка Исайи (9:6–7)
Младенец родился нам, Сын – и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!

Это чтение дважды прерывается пением, начинаемым самим чтецом, в знак восторга, в какой приходит чтец от содержания паремий.
Великая вечерня соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной из литургий — литургией Василия Великого. Этим верующие переносятся к тем столь дорогим по воспоминаниям временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером и даже ночью, соединяясь с агапой, вечерей любви. Воспоминанием об этой рождественской агапе служит особая вечерняя трепеза, положенная на сочельник.

Рождество Христово. Икона. Андрей Рублев. Благовещенский собор Московского Кремля

Славление Рождества Христова

В Навечерие Рождества Христова, по окончании Божественной литургии, на середину храма выносится горящая свеча во образ рождественской звезды и ставится за аналоем с иконой Рождества Христова. Священнослужители встают перед ней и вместе с народом поют тропарь и кондак Рождества:

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе!

Русский перевод: Рождение Твое, Христос Бог наш, возсияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:Сегодня Дева рождает Сверхсущностного и земля приносит вертеп Неприступному, Ангелы с пастухами воспевают славословие, а волхвы путешествуют со звездой, ибо ради нас родился Младенец — Превечный Бог.
Эти песнопения затем звучат на великом повечерии, на утрене и на литургии Рождества, а также в последующие дни вплоть до отдания. По обычаю принято не вкушать пищи до появления первой звезды — выноса свечи на богослужении.

Но праздник еще не наступил! Его ожидание и предвкушение достигли высшего предела. Впереди – целая ночь, Всенощное бдение праздника, которое начнется отнюдь не праздничными, а покаянными интонациями – псалмами Великого повечерия (4, 6, 12, 24, 30, 90). Пост еще не упразднен, а, наоборот, также достиг наивысшей строгости и напряжения. И только с выходом священнослужителей на литию по окончании повечерия начнется само долгожданное торжество:
«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени сидящим, Рождейся от Девы: вертеп и ясли прияша Того: пастырие чудо проповедуют: волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами, ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед спасе нас от работы вражия» (стихира на литии, глас 1-й).

Из книги «Христианские праздники. Рождество Христово» Под ред. проф. М. Скабаллановича. Киев, 1916 г. – Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. Азбука.ru
«Предпразднуем, людие, Христово Рождество…» Правмир.ru
Митрополит Илларион Алфеев. Православие. Том 2. Азбука.ru

Рождественский сочельник 2021 отмечается 6 января. Он завершает 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост. В этот день проводятся главные приготовления к Рождеству.

История праздника

В Православной Церкви празднование навечерия Рождества Христова было установлено в IV веке. В V-VIII веках были написаны священные песнопения, которые используются для рождественских богослужений. В тот период в храмах совершались Царские часы. На них было принято возглашать многолетие царю, его дому, всем православным христианам.

Название праздника произошло от слова «сочиво» или «сочни». Оба этих блюда готовились в канун Рождества. Сочиво представляло собой размоченные зерна пшеницы или ячменя, в которые добавлялся сок семян мака, подсолнечника, конопли, горчицы, орехов. Сочни – хлебные лепешки, в которых делали отверстия для глаз и использовали для гаданий. Через маску смотрели на улицу. Считалось, если пройдет хороший человек, то год будет успешным, а если плохой – наоборот.

Традиции и обряды праздника

В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.

С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд.

В некоторых домах принято уделять особое внимание оформлению рождественского стола. Хозяйки застилают его новой скатертью, под которую кладут пучок сена – символ яслей. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.

Трапезу начинают с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают кутью, после чего приступают к остальным блюдам.

В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.

В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.

В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.

Что можно есть в Рождественский сочельник

6 января – наиболее строгий день 40-дневного Рождественского поста. Верующим разрешается пить только воду. За трапезу можно приниматься после восхождения на небе первой звезды, после чего дозволяется употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. В народной традиции принято подавать к ужину и другие постные блюда.

Праздничный ужин

По народному обычаю хозяйки ставят на стол 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья (сочиво). Ее варят из цельных зерен риса или пшеницы, с добавлением мака, меда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Также на стол подают запеченную рыбу, овощные салаты и рагу, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. На десерт едят рулеты с маком и орехами, медовики, пряники, ягодные и фруктовые кисели, запеченные с медом и орехами яблоки.

Традиционный рождественский напиток – узвар из сухофруктов и меда. Сочетание на столах кутьи и узвара является символом вечной жизни, рождения и смерти Иисуса. В Сочельник за ужином не употребляют алкоголь.

Рождественский пост

Гадания

Вечер Рождественского сочельника является началом святочных гаданий. Люди верят, что в этот период царит особая атмосфера волшебства, которая наилучшим образом подходит для совершения магических ритуалов. При помощи специальных обрядов и предсказаний можно узнать события будущего, исполнятся ли загаданные желания и цели в ближайшем году. Среди молодых незамужних девушек популярны гадания на суженого. Магические ритуалы совершаются преимущественно в полночь. Для проведения гаданий люди используют свечи, зеркала, нити, кольца.

Гадания на Рождество

Что нельзя делать в Рождественский сочельник

Вечером в канун Рождества запрещается работать. В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения. Не разрешается кушать до появления на небе первой звезды. В этот день нельзя жадничать.

Приметы и поверья

  • Если на Сочельник небо обильно усыпано звездами, то в этом году следует ожидать богатого урожая.
  • В навечерие Рождества Христова принято зажигать в доме свечи или растапливать камин, чтобы привлечь в дом благополучие и удачу.
  • К праздничному ужину нельзя надевать старую одежду темного цвета, иначе год пройдет в слезах и трудностях.
  • За торжественным столом должно присутствовать четное количество людей. Если оно нечетное, то хозяйки ставят один лишний набор приборов.
  • В Сочельник необходимо выйти на улицу и посмотреть в небо. Если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

Рождественский сочельник – особый торжественный период. В этот день происходят основные приготовления к главному христианскому празднику. Навечерие Рождества Христова необходимо проводить в мире и согласии с окружающими.

Рождество — самый любимый праздник в христианском мире. Рождение Спасителя отмечают на всех континентах нашей земли. А для меня рождественские традиции имеют особенное значение, так как с этим временем связано много счастливых воспоминаний.

Именно рождественская ночь изменила мою судьбу: я загадала самое сокровенное свое желание! Когда на небе появляются звезды, Иисус слышит все наши просьбы и исполняет их. Как отмечают сочельник в России, какие традиции сохранились и дошли до наших дней? Хочу рассказать вам об этом замечательном празднике подробно.

Канун Рождества

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Рождественским сочельником называют последний день рождественского поста, который каждый год отмечают 6 января. Рождество Христово — это непреходящий праздник, поэтому дата его проведения фиксирована и неизменна из года в год. Сочельник не считается праздником — это подготовка к Рождеству, и начинается он с восходом первой вечерней звезды. Эта звезда является символом той путеводной евангельской звезды, которая привела волхвов к яслям новорожденного Иисуса.

На заметку! Католическая церковь отмечает Рождество 25 декабря, по новому стилю. Сочельник у православных выпадает на 6 января.

Как я отметила выше, сочельник — не самостоятельный праздник, а составная часть Рождества Христова. Слово «сочельник» появилось не просто так — это название главного блюда (сочиво), которым угощают христиан в этот день. Сочиво имеет и другое название — кутья. Готовят его из хорошо пропаренных зерен пшеницы или иных злаковых культур. В наши дни сочиво готовят из отварного риса с изюмом и заправляют сладким медом.

Как только на небе появится вечерняя звезда, заканчивается рождественский пост и семья усаживается за праздничный стол. Целый день верующие христиане не вкушали никакой пищи, только пили очищенную воду. И вот, вечером можно приступить к трапезе и почтить памятью день появления Спасителя на свет.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Сразу хочу отметить, что не все традиции на Рождество приветствуются православной церковью, многие из них имеют чисто народное происхождение. Например, рождественские гадания строго запрещены в Православии, однако, люди из века в век ворожили именно в эти святые дни. Чтобы не гневить Бога, девушки перекидывали нательный крестик на спину либо вообще его снимали.

Самым распространенным рождественским гаданием был вызов суженого через зеркало. Это очень опасный ритуал, во время которого девушка могла получить сильный испуг. Тем не менее, на зеркало гадали и продолжают гадать по сей день.

На заметку! Самыми правдивыми считаются святочные гадания в ночь на 7 января, в ночь на 14 января и в ночь на 19 января.

По народным преданиям, нечистая сила свободно гуляет по земле до крещения Иисуса (19 января), поэтому в святочные дни можно гадать и узнавать свое будущее. Нечисть в эти дни не вредит людям, а помогает. Церковь, конечно, опровергает эти верования, но в народе они все равно прижились.

Рождественский стол хозяйки стремились накрыть богато — готовили 12 разнообразных блюд, чтобы весь год (12 месяцев) жить без нужды. По другой интерпретации, 12 блюд на столе символизируют 12 учеников Христа — апостолов. Но блюда не должны быть скоромными, их непременно готовят постными.

Обратите внимание! Главные блюда на рождественском столе в сочельник — кутья и узвар из сухофруктов. По традиции в ночь перед Рождеством воду не пьют.

Это очень тихий и светлый праздник: сочельник проводят в кругу семьи, без ликования и веселья. В доме зажигают свечи и камин (если есть). Считается, что нужно попробовать все 12 блюд на столе, но переедать не следует.

После трапезы можно идти колядовать. Сочельник открывает святочные дни, которые продлятся вплоть до Крещения. Как проводят сочельник? Во время колядования группы ряженых людей поют рождественские песни (колядки) и ходят по домам. Хозяева домов угощают колядующих печеньем, пирогами, конфетами и фруктами. Прогонять колядующих нельзя: это считается плохой приметой.

На заметку! Особенной приметой рождественских колядований были маски и маскарадные костюмы, которые надевали на себя колядующие.

Маски и костюмы для колядования готовили заранее. Парни и девушки шили такую верхнюю одежду, чтобы в ней было не узнать колядующего. Для костюмов брали шкуры зверей и домашнего скота, солому, лоскутки яркой материи, хворост. Чтобы сшить костюм, нужно было просто проявить фантазию.

Однако не колядки и не рождественский стол являются центральной идеей праздника, а Боговоплощение. Об этом не следует забывать в предпраздничной суете, бегая по магазинам с рождественскими скидками и одаривая подарками друзей и близких. Суть праздника несуетлива, торжественна и богобоязненна.

Сам Бог стал одним из нас, принял человеческий облик и воплотился в бренное тело. Это событие произошло в надмирном измерении и никакими веселыми песнями и колядками не может быть измерено. Вся эта околорождественская суета и мишура не содержит в себе истинный дух праздника.

В старые времена в канун Рождества была принята благотворительность. Заранее готовились продукты, деньги и подарки малоимущим и сиротам. Не оставались без внимания и заключенные, а также больные люди. Верующие были убеждены, что рука дающего никогда не оскудеет, и с радостью приносили пожертвования в церковь.

Приметы рождественского сочельника

Народная традиция чтит особые приметы, которые действенны в рождественский сочельник. Люди выходили во двор и смотрели на звездное небо. Считалось очень хорошей приметой увидеть падающую звезду. В рождественский сочельник загадывали сокровенные желания, которые непременно должны были сбыться в течение года. Если успеть проговорить желание во время падения звезды, оно немедленно исполнится.

Если во время приготовления праздничных блюд что-то падало из рук, это тоже считалось счастливой приметой: год будет благополучным и богатым.

На заметку! Буран и метель в рождественскую ночь предвещали наступление ранней весны.

Женщины и девушки надевали в рождественскую ночь самую нарядную одежду светлых тонов. Считалось, что светлая ткань привлечет удачу и счастье, а темная — беду и несчастье.

Споткнуться в рождественскую ночь считалось плохой приметой: вскоре придет печальное известие. А вот сновидения на святки все вещие, поэтому девушки старались запомнить свои сны. Если правильно растолковать сновидение, по нему можно было узнать свое будущее.

Чтобы праздник прошел удачно и как можно более соответствовал истинному духу Рождества, в деревнях хозяйки выстилали пол в горнице ароматным пахучим сеном. Это символизировало тот вертеп, где был рожден Христос.

Запреты в рождественский сочельник

В народе тщательно соблюдались запреты, связанные с Рождеством и сочельником. Запрещалось всё, что было соизмеримо со смертью или тяжким трудом:

  • резать скотину;
  • делать уборку в доме;
  • пользоваться острыми предметами;
  • хлопотать по хозяйству;
  • шить и стирать белье.

Под особым запетом была уборка в доме — подметание полов. Так как это символизировало похоронные традиции (уборка полов после покойника).

Рождественский пирог нельзя было разрезать до появления первой звезды, чтобы случайно не порезаться и не получить увечье. Эта традиция тщательно соблюдалась всеми православными христианами.

Почему в канун Рождества (6 января) соблюдается строгий пост, где об этом написано? В Евангелии нет особенного предписания насчет строго поста в сочельник. Но так как христиане стремятся причаститься в рождественскую ночь, то строгий пост соответствует правилам и канонам причастия — нельзя вкушать никакую пищу минимум 6 часов. Поэтому строгий пост имеет практическое обоснование.

Итог

Мы узнали о том, как проводят Рожественский сочельник в православных традициях. Это очень светлый и радостный праздник, поэтому перед Рождеством следует простить от всего сердца своих обидчиков и забыть все огорчения. В Рождество происходит борьба светлых и темных сил — и человек делает выбор, с кем ему быть. Тот, кто выбирает добро, радуется в праздник от души. Тот, кто склонен к выбору темной стороны, занимается ворожбой и гаданиями. Но зачем гадать на судьбу, если можно попросить у Бога исполнения самого сокровенного желания в эту чудесную ночь? Это желание непременно сбудется, если оно загадано от чистого сердца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *