Софийский собор полоцк, фото

Описание

Полоцкая София – живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор – душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое – на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города – Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях – после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас – не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде – пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.

Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны – святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.

Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра – и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное – чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли – началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны ( с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Полоцк — древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках — столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция «Полоцкое море». Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.
На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия. В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил — но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.
Софийский собор расположен слегка на отшибе — в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре — вид собора с Нижне-Покровской улицы:
История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В «Повести временных лет» он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге «Деяния данов», 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава «Не сила города берёт», в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски — крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски — это Полоцк, хотя если так — получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря — переиначенное Полоцкое море.

Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи — один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют «криевас», а Россию — Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали «путь из варяг в греки» — причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на «тёмные века», а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов — таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения — об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.
На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень — ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века — одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:
(2007)
В советское время «святые камни» (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре. Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском — причем он совсем небольшой:
До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского «владеющий рогом» (то есть скипетром — «власть имущий»), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века — Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.
(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)
Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами «не буду рабича розувати» — «не желаю за сыном раба ухаживать» (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье — мне страшно представить, что он собирался с ней сделать… но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.
(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).
В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник — родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил — после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году — и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал Туров — древнее сердце Полесья.
(Курган Славы за Двиной)
С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем — этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.
Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает — в данном случае не имя, а греческое слово «мудрость». Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 — Новгородская, а в 1067 — Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:
Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как — расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.

А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.
Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:
Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.
Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен — интерьер в стиле «виленского барокко» работы Глаубица:
Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:
В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:
Изразцы и прочая керамика:
Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:
А написано на нём «Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришко» — примерно то же, что «Саня, Дима, Серый и братва». Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ — почти такие же, как мы.
А так изнутри выглядит древняя апсида:
Фрагменты кладки и росписей:
Древний пол на два метра ниже нынешнего — культурные слои… Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.
Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:
Под залом собора — подвал с остатками кладки 11 века:
Основания столпов:
Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами…
Осколки фресок:
Украшения и надписи:
А за деревянными опорами — Тьма Веков:
Но древностью история Полоцка не исчерпывается — это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части — центр города и его польско-литовская история.
БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина «виленского барокко».
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.

Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

Хочу сегодня вернуться к нашему летнему путешествию по Беларуси в 2015 году. Гостили мы там около двух недель. Успели многое посмотреть. Витебск, Орша, Мир, Несвиж, Хатынь и Полоцк. Очень нам понравилась страна. Но о самой поездке по Беларуси в целом и об отдыхе там я расскажу отдельно. Сегодня поделюсь впечатлениями о поездке в Полоцк и в частности об Органном концерте в Софийском Соборе.
Сейчас очень жалею, что не записала маленький кусочек на видео. Вообще то в самом начале выходит ведущая и просит не снимать фото и видео во время игры. Во первых щелчки от фотозатворов в Соборе получаются очень громкие и отвлекают артистов. Ну и неэтично снимать артистов. Я человек послушный правилам и снимать не стала. А вот сейчас жалею. Маленький кусочек видео на память приятно согрел бы нас приятными воспоминаниями.
Время поездки в Полоцк мы специально подбирали, чтобы попасть на органный концерт в Софийском соборе. На официальном сайте Собора мы нашли информацию о том, что концерты проводятся только по воскресеньям с 15 до 16. Когда мы приехали уже в Собор и покупали билеты, выяснилась интересная информация. Оказывается по субботам тоже бывают концерты. Но длятся они меньше и цена на них ниже. И там звучит только орган. Мы же попали на концерт Органа и Флейты. Он длился час и цена на него была выше. Я не против этого всего. Но меня удивило, что эта информация не находится в общем доступе. Наверное, если кто-то захочет попасть на концерт в другие дни кроме воскресенья, самое правильное позвонить и уточнить. Телефон я нашла на официальном сайте Софийского собора 8(0214)42-53-40. Там же, на сайте, можно почитать и другую информацию о проводимых мероприятиях.
О самом Софийском соборе я расскажу в отдельном отзыве. Он красив и грациозен и имеет любопытную историю. Поэтому расскажу побольше, нежели вскользь упомяну его тут.

Мы приехали в Полоцк в воскресный день, где-то между 11 и 12 часами дня. Легко нашли парковку и отправились на прогулку по городу. Концерт начинался в 15 часов, поэтому времени пройтись у нас было достаточно. О городе я так же напишу отдельно. Сейчас скажу, что мне очень бы хотелось попасть в Полоцк еще раз. Того времени, что мы там гуляли оказалось, лично для меня, не достаточно.

В половину третьего мы приехали к Собору. Так же без проблем припарковались. Хотя машин было уже не мало, потому что народ активно подтягивался ко времени концерта. Приехали несколько туристических групп на автобусах, что тоже шли на концерт. Тем не менее мы спокойно нашли парковку.
Приобретя билеты мы начали осмотр Собора. До концерта нам вполне хватило времени, чтобы сделать кучу прекрасных снимков и осмотреть все вокруг. Кстати из того что мы увидели, здесь проводятся не только органные концерты. Так же еще и лекции и игра на других музыкальных инструментах.
Зрительный зал в соборе не огромный. Я бы даже сказала достаточно небольшой. Допустим мы как то ходили послушать орган в Москве, в Собор Петра и Павла. Там зал огромный. Здесь же совсем нет. Но при начале концерта он был полон.

Очень любопытные скамейки здесь. Посмотрите на фотографию выше. Я сижу лицом к фотографирующему. Передо мной сцена. Но перед началом концерта нас попросили повернуть спинки скамеек лицом к органу. И зрители сидели спиной к сцене и лицом к органу.

То есть лавочки очень удобные. Не надо их двигать и вертеть. Всего лишь сместить спинку вперед или назад. И лавочка уже повернута в нужном направлении.
Ну а на фотографии ниже Король событий.

Перед органом небольшой балкончик. Там сидит музыкант, играющий на органе. Рядом стояла женщина, что играла на флейте. И в промежутках между произведениями выходила ведущая.
В самом начале нас попросили отключить телефоны и не снимать фото и видео. Я послушалась и, как я писала выше, теперь об этом жалею. Сейчас бы с большим удовольствием вновь погрузилась в те события )).
Концерт длился около часа. Мне кажется, даже чуть — чуть побольше. Где-то час десять — час пятнадцать… Правда и начало немного задержали, потому что одна группа туристов, приехавших на концерт, немного опоздала.
Всего было сыграно около 5-6 произведений. Лично мне ну очень понравилось. Такой впечатляющий заряд положительных эмоций. Вообще орган — это такая мощь звука… такая сила! Я готова много-много раз ходить на органные концерты — меня это всегда завораживает.
В Софийском Соборе уникальная акустика, благодаря которой концерты здесь известны далеко за пределами Полоцка и Беларуси в целом. Первые концерты тут прошли еще в 1983 году. А в 1985 году Чешская компания Riеger Kloss установила орган. Здесь выступают артисты не только из Беларуси, но и из многих Европейских стран.
Слушать музыку в этом прекрасном Соборе очень нам понравилось. Час концерта пролетел незаметно. Произведения были совершенно разными. Но это нам тоже понравилось.
Единственным минусом в данном случае — это задержка начала концерта. Потому что концерт занял чуть больше часа и в результате на дальнейший осмотр города Полоцка времени осталось немного. Значит нужно будет обязательно сюда вернуться. А вам, дорогие друзья и читатели, рекомендую побывать на таком чудесном мероприятии, как концерт органной музыки.

На фото: Софийский собор в Полоцке фото внутреннего убранство полоцкой софии.

График работы музея в Софийском соборе Полоцка:

Музей истории архитектуры Софийского собора открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 17:00. Летом, с 1 июня по 31 августа, музей работает на час дольше обычного — до 18:00.

О времени проведения концертов осведомляйтесь на сайте музея или по телефону.

Где находится Софийский собор:

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке.

Контакты:

Как добраться самостоятельно к собору:

Из Витебска, который является ныне областным центром, добраться до Полоцка можно поездом примерно за два часа. А вот от Минска поезд идет восемь часов, так что лучше пользоваться автобусом — время в пути сократится в два раза.

Москву с Полоцком соединяет фирменный поезд «Двина», который отправляется около девяти вечера по московскому времени от Белорусского вокзала, а в начале восьмого утра на другой день прибывает в Полоцк.

На автомобиле от Москвы до Полоцка добраться тоже вполне реально — до Смоленска по M-1, затем по А-141, а после Витебска — по А-215.

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Интересные факты

  • Софийский собор – древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
  • Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки
  • Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Фото

Музей истории архитектуры Софийского собора

Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».

Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Адрес Софийского собора в Полоцке

Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1

Официальный сайт:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *