Софийский собор Пушкин

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2002 год. Фото Анны Рымаревой с сайта Соборы.Ru

Софийский собор в честь Вознесения Господня, лейб гвардии Гусарского Его Величества полка в Царском селе (Пушкинское благочиние Санкт-Петербургской епархии)

С основанием в январе 1779 года уездного города София (ныне часть города Пушкина в составе Санкт-Петербурга) императрица Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах.

В 1780 году архитектор Чарлз Камерон разработал проект Софийского собора на центральной площади Софии, и одновременно была изготовлена его деревянная модель. По настоянию Юрия Матвеевича Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено».

В 1782 году Камерон разработал второй проект Софийского собора, который и построили в последствии.

Соборная церковь Софии — Премудрости Божией была заложена 30 июля 1782 года архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом (Кременецким) в присутствии императрицы Екатерины II.

Трехпрестольный храм строился в течении шести лет архитектором Иваном Егоровичем Старовым по переработанному проекту Чарлза Камерона.

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе

20 мая 1788 года был освящён главный престол собора во имя Вознесения Господня митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.

В 1788 году Софийский собор по распоряжению Екатерины II был сделан капитульной церковью вновь учрежденного ордена святого равноапостольного князя Владимира.

В 1804 году был устроен и 6 ноября этого же года освящён левый придел Софийского собора, во имя святой великомученицы Екатерины.

9 сентября 1817 года император Александр I повелел: «состоящий в городе Софии собор обратить в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка». Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. Софийский собор был передан из Санкт-Петербургской епархии в ведение военного духовенства. В соборе был только один престол — Софии премудрости Божией, а храмовым праздником был день Вознесения Господня.

В 1848-1850 годах в Софийском соборе был проведён капитальный ремонт и устроены еще два придела: южный придел благоверного князя Александра Невского, переданный Образцовому пехотному полку, и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку. Для главного придела собора по проекту архитектора Военного министерства Ивана Денисовича Черника был изготовлен новый иконостас, а проект иконостаса для боковых приделов разработал архитектор П. Егоров. Чин освящения этих приделов совершил настоятель Спасо-Преображеского всей гвардии собора в Санкт-Петербурге протоиерей Василий Сицилийский.

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

В 1900 году на заводе Усачёва в Валдае для собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 тонны). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2003 год. Фото Александра Разумова с сайта Соборы.Ru

В 1903-1904 годах к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

В 1905 году, после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переос­вящён во имя святой великомученицы Екатерины.

После революции в 1917 году Софийский собор стал приходским.

6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного районного исполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано 10 октября 1934 года. Находившиеся в храме картины были переданы в Русский музей, откуда, кaк выяснилось, исчезли без следa.

Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.

Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантский костёр, где утилизировались отходы производства.

Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.

Лишь в 1988 году образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, митрополит Ленингрaдский и Новгородский Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора.

13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

Восстановление собора было начато с его колокольни. 5 августа 1990 года был отслужен молебен в честь святого Серафима Саровского по случаю начала реставрации колокольни. В апреле 1991 года реставрация колокольни была завершена.

В июле 1990 года был освящён правый придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а несколько позднее и левый — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены.

В 1992 году к Софийскому собору была приписана церковь мученика Иулиана Тарсийского.

20 марта 1995 года указом президента Российской Федерации Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

В 1998 году завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена, как память о прошлом собора. В этом же году были отлиты базы для гранитных колонн собора. Большая работа была проведена силами Балтийской строительной компании.

В мае 1998 года «Вятскими кустарными мастерскими» были изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось.

20 декабря 1998 года была включена архитектурная подсветка Софийского собора и колокольни.

20 мая 1999 года главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.

Архитектура

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма.

Собор, квадратный в плане, увенчан пятью плоскими куполами на невысоких барабанах, которые под малыми: куполами прорезаны круглыми окнами, а под центральным куполом — большими арочными. Его фасады акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Цоколь собора облицован огромными гранитными плитами. Гладь стен в глубине портиков прорезана небольшими нишами, в которых предполагалось установить скульптуры, три круглых медальона должна была украсить лепка. Фундамент и пол собора сложены из пудостской плиты.

Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны. Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями. Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Колонны Софийского собора указывают на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма святой Софии в Константинополе.

Настоятели

  • Андрей Самборский (1788 — 1815)
  • Иоанн Сперанский (1891 — октябрь 1913)
  • Митрофан Блажевич (октябрь 1913 — август 1919)
  • Сергий Сырнёв (август 1919 — 10 октября 1934)
  • С октября 1934 по 13 марта 1988 года собор был закрыт

  • Геннадий Зверев (с 8 мая 1989)

Использованные материалы

  • «Софийская площадь. Софийский Вознесенский собор», сайт Энциклопедия Царского Села :
  • «Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе», официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии Глобус митрополии:
  • «Санкт-Петербург. Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка», народный каталог православной архитектуры Соборы.Ру:

Софийский собор получил свое неформальное название, благодаря тому, что он был основан в небольшом населенном пункте София под Санкт-Петербургом, который ныне стал частью города Пушкина (бывшее Царское Село). Сейчас этот храм остается одним из выдающихся памятников, молчаливым свидетелем и свидетельством «золотой эпохи архитектуры» Санкт-Петербурга.

Расположение г. Пушкин, пл. Софийская, 1 Раскрыть карту

Основателем города Софии считается Екатерина Великая, которая заложила его в 1780 году. Через два года в нем было решено поставить главный храм, спроектированный архитектором Ч. Камероном. Позднее к строительству присоединился зодчий И.Е. Старов. Освящение нового собора прошло в 1782 году. Таким образом, Софийский собор стал архитектурной доминантой, центром этого уездного города.

Оценивая внешний облик Софийского собора, нельзя не отметить, что в нем удачно синтезирована классическая гармония формы и пропорций с древнерусскими канонами зодчества. Это пятикупольный храм с лаконичными декоративными элементами, в плане квадратный. На всех четырех фасадах установлены портики с колоннами, которые перекрыты фронтонами, что придает его облику величие, а также торжественность. Интерес вызывает конструкция центрального купола, поскольку внутри него располагается купол меньших размеров, который напоминает купол Софийского собора в Константинополе.

Внутреннее оформление интерьера выглядит празднично и торжественно. Своды храма поддерживаются четырьмя пилонами, оформленными пилястрами из красноватого гранита. Рядом с ними установлены колонны, выполненные из этого же материала. Базы, капители и оконные проемы были украшены позолотой. Стены украшали незамысловатые узоры.

Неизвестно, какие иконостасы находились в храме во время его открытия в 1782 году, но середине XIX века в соборе появились новые, сделанные И.Д. Черником и П. Егоровым. В начале XX века в саду у храма была построена колокольня , где на первом ярусе располагалась маленькая церковь.

Храм закрыли в 1934 году. Богатую утварь, иконы и украшения интерьера увезли или уничтожили. Бомбежки и обстрелы в Великую Отечественную войну завершили начатое, и к 1988 году интерьеры и внешний облик здания находились в плачевном состоянии. Тогда его и передали православным верующим. Были собраны пожертвования на восстановления собора, которое завершилось к 1999 году. Рядом с храмом появился памятник Александру Невскому, а также воскресная школа.

Цитата сообщения Matrioshka

Православные соборы Санкт-Петербурга. Часть 4

Весь материал по теме


Вознесенский Софийский собор
Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила — до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня постоена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.

В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.
Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один — более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии — одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.
В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.
Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 – 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.
В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась «оттепель», верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому — Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника — скульптор В. Г. Козенюк.
В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.
Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе
В начале 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда и родилась идея строительства храма для собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.
С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. – основная сумма расходов.
Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.

Эрнест Липгарт . Император Николай II. 1900.
Эрнест Липгарт . Император Николай II. 1914.
Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея —соорудить храм в стиле церквей XVII — XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».
Был назначен новый архитектор — академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.
Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Располагается на северной стороне собора.
Мозаика в абсиде
20 августа 1912 года состоялось освящение нового собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери — фамильной святыни Романовых.
Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.
Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.
Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.
А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской — родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.
Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора — Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.
Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского.
Федоровский Государев Собор. Верхний храм
Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.

Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года
В соборе есть еще один — Нижний — Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым.
Панорама Пещерного храма в честь прп Серафима Саровского
Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, — в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.
Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI —XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.
Федоровский Государев Собор. Притвор пещерного храма.
Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.
А.Маковский. Императрица Александра Федоровна 1914
И.Галкин. Императрица Александра Федоровна
Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.
Подушка вышитая святыми царственными мученицами во время заключения
26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»
Великая Княгиня Ольга Александровна Романова. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.
После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.
Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии «Ленфильм». Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.
Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.
В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.

Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. — в верхнем храмах.
Неплохо еще помнить, усваивая этот материал, что «русские» цари, представители Гольштейн-Готторпской династии, перекрещивались в православие из лютеран «по долгу службы» — иначе нельзя было стать царем! — но всем высшим сановникам из своего окружения, также немцам, позволяли оставаться лютеранами… «Париж стоит обедни», — заметил когда-то Генрих IV, становясь католиком из гугенота. Ну и российские цари решили, что необъятная империя стоит восьмиконечного креста :)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *