Солнце у египтян

Современное состояние

Обелиск Сенусерта I

В отличие от Фив, например, где развалины монументальных сооружений сохранились в таком виде, что они вызывают восхищение по сей день и позволяют представить себе былое величие города, Гелиополь полностью исчез с лица земли: на его месте высится лишь обелиск, воздвигнутый царем Сенусертом I в XX веке до н. э. Один-единственный обелиск из десятков, некогда украшавших дворы храмов.

Правда, сохранялось ещё несколько из них, но судьба забросила их далеко: обе знаменитые «иглы Клеопатры» (одна установлена на берегу Темзы в Лондоне, другая находится в Централ-парке в Нью-Йорке) привезены из Гелиополя, равно как и римские обелиски на пьяцца дель Пополо и пьяцца ди Ментечиторио. Их вывезли при императоре Августе, когда город был уже разрушен. Об этом пишет Страбон, остановившийся во время своего пребывания в Гелиополе в том же доме, где некогда жил Платон. Страбон рассказывает, что после нашествия персов многие обелиски валялись на земле, потрескавшиеся от огня пожарищ. Те, которые сохранились лучше, римляне вывозили в Александрию, ставшую к тому времени крупнейшей метрополией, а также в Рим. Развалины храмов позднее разобрали и использовали при строительстве Каира.

«В Гелиополе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились. Действительно, в Гелиуополе я не обнаружил ни одного руководителя таких занятий, но только жрецов, совершающих жертвоприношения и объясняющих чужеземцам смысл священных обрядов… Однако в Гелиополе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса; Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами».

— Страбон

Гелиопольская триада

Ра, Атум и Хепри

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с двумя другими богами-творцами — Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Ра олицетворял Солнце в его зените, Атум представлял заходящее солнце, Хепри — восходящее солнце. Атума обычно изображали в облике человека, Хепри — в виде скарабея. Имя Ра присоединили к именам Атума и Хепри в эпоху Древнего царства. Хотя «Тексты пирамид» и свидетельствуют о слиянии образов этих трех богов, Атум и Ра еще в I тысячелетии до н. э. почитались также раздельно и каждый из них имел свои храмы. У Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму — заходящему солнцу и Ра — светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего впереди себя свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Храм Ра в Гелиополе был крупнейшим культовым комплексом в Египте, занимавшим территорию длиной почти километра и шириной более 500 метров.

В становлении Гелиополя как культового центра сыграли причины политического характера: начиная с V династии цари официально именовали себя сыновьями Ра, и культ этого бога, поддерживаемый правителями страны, возобладал над другими, приобретя государственное значение.

Жречество Гелиополя было самым богатым, влиятельным и могущественным теократическим органом Египта, с глубокой древности занимавшимся классификацией богов.

Гелиопольская версия сотворения мира и Великая Девятка гелиопольских богов приобрели большое значение во всём Египте.

Священные животные

В Гелиополе почитались:

  • чёрный бык Мневис, — живая ипостась Ра;
  • ихневмон (египетский мангуст или фараонова крыса), — священное животное Атума, ежедневно сражающегося против змея Апопа;

Львиная пара Шу и Тефнут

  • Рути — божественная львиная пара Шу и Тефнут, которым был посвящён храм северо-восточнее Гелиополя, в Леонтополисе (современный Тель-эль-Яхудиа);
  • птица Бенну (египетск. bnw) — прообраз греческого Феникса, цапля, строящая с началом низкого уровня воды Нила гнёзда на деревьях (столбах), считавшаяся душой Ра, о которой Геродот (II, 73) повествует со слов египтян следующее: «Есть еще одна священная птица под названием феникс. Я феникса не видел живым, а только — изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное миррой тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает».

На берегу Нила, там где находится современный Старый Каир, процветал культ бога Сепа в облике многоножки, которому был посвящен отдельный храм. Бог Сеп (Сепа) — защитное божество египтян, покровитель умерших, защитник от укусов скорпионов и змей в облике многоножки. Отвратительная внешним видом, многоножка поедала муравьев, комаров, мух, пауков, тараканов, блох и других насекомых, включая скорпионов. Сороконожки убивали свои жертвы, впрыскивая в них яд. На людей они практически не нападали, только при самообороне. Укус же их болезненный, но не смертельный, в отличие от укусов змей и скорпионов. Так как трупы тоже представляли для многоножек еду, Sepa был хранителем не только живых, но и мёртвых. Дополнительным «доказательством» служили 42 конечности многоножки, по числу божеств-судей в Чертоге Суда Осириса.

Культ солнца. Солнцепоклонники в Древнем Египте.

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.ancient-luxor.com
© Stratomedia, Inc.

В статье «Религия и государство Древнего Египта» (адрес на сайте) подробно рассказано, что в Древнем Египте существовало большое количество культов, еще большее количество богов и огромное количество храмов. Традиционный интерес любопытного читателя всегда вызывает культ солнца как самый древнейший человеческий культ.

Культ солнца в Древнем Египте (единство Ра, Гора и Атума)

Культа солнца не было разве что у самых темных в прямом и переносном смысле народов, правда, вряд ли можно сходу назвать такой народ. Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.

Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Однако каких-либо специфических функций данная богиня не выполняла. Таким образом, далее мы будем говорить о боге солнца «он».

Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической («единобожной»), а потому и у солнечного божества было множество имен.

Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом и связывали природные и жизненные циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Именно поэтому западное побережье Нила представляет собой громадное кладбище, где древние египтяне в течение тысячелетий хоронили своих умерших.

Так вот «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор, в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.

Так как у каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у каждого божества был свой дом. «Дом» солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Арабы вплоть до нашего времени называли этот водоем Источником солнца, а мать Иисуса Мария стирала в нем пеленки своего сына, когда добралась до Египта, спасаясь от преследований Ирода, когда святое семейство бежало из Палестины.

Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.

Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.

Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал, собственно говоря, Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.

Символы египетских богов солнца

Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.

Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).

Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.

Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.

Почему именно феникс, а затем ястреб ассоциировался у египтян с солнцем, достоверных сведений нет. Однако есть гипотеза, согласно которой египтяне нередко наблюдали за стремительным полетом вниз ястреба, готовящегося нанести своей жертве смертельный удар, и олицетворяли полет этой птицы с посланцем солнца, стремительно несущимся вниз и дарующим как жизнь, так и смерть. Впоследствии греки и римляне развили эту теорию, утверждая, что ястреб состоит из крови и духа. Ну чем не сын божий и человеческий? Кстати, египтяне очень серьезно относились к божественному происхождению ястребов, выращивали их в священных рощах, а после гибели – бальзамировали.

Боги солнца Древнего Египта

Гор с головой ястреба и множество его ипостасей

Итак, Ра – это наиболее широко употребляемое имя бога солнца, представляемого в виде человека с головой ястреба. Но Ра – это далеко не единственное его имя.

Именем Гор изначально назывались два разных бога – бог солнца и другой бог – сын Исиды. Впоследствии оба имени слились, а сам миф об Исиде трансформировался. Вообще Горов в Египте было великое множество, почти как Иванов в России. Приведем лишь наиболее распространенные и хорошо известные его ипостаси: Гор-Ур, сын священной коровы Хатхор; Гер-Мер-Ти, двуглазый бог одновременно и солнца, и луны; Гор-Кхент-Ан-Ма, слепой бог, символизирующий солнечное затмение; Гор-Эм-Кху-Ти или Гор Гармакис (Хармахес), владыка двух горизонтов – восточного и западного (поговаривают, что именно Гармакису был посвящен Великий Сфинкс); Гор-Нуб, Золотой Гор, бог восходящего солнца и золота зари. А еще были Гор-Хекенну, Гор-Бехутди, Гор-Дема, Гор-Ка и так далее. Так что весьма опрометчивым было бы говорить, что бога солнца зовут просто Гор. Как и у многочисленных Иванов или Джонов, у Горов были не только «фамилии», но и «профессии», и даже «прописка» в определенном доме или вид на жительство в каком-нибудь храме.

Есть еще Хепри (Кхепера) – тот, кто находится в процессе подъема, или бог восходящего солнца, которого обычно изображали в виде человека со скарабеем на голове или вместо головы. Кстати, скарабей – это весьма символичное животное для Древнего Египта. В иероглифическом древнеегипетском письме знак скарабея означает слово «остановиться», а также часто символизирует солнце, мудрость, вечность.

И, наконец, самый величественный из солнечных богов – Атум (Тум), у греков – Томос. Это бог заходящего, западного солнца, который уже прошел свой дневной путь, обрел мудрость и готовиться к путешествию в страну мертвых Дуат. Он Великий Создатель и Владыка Вселенной. Он произошел из первозданных вод Ну (Нут, Нун), сам оплодотворил себя и изрыгнул первую пару богов – Шу и Тефнут (по другим древнеегипетским источникам отцом Шу и Тефнут – богини с головой львицы – были Ра, а затем Амон).

Атум – это добрый бог, повелитель северного ветра, который спасал египтян от обжигающего жара пустыни и дарил свое «свежее дыхание» несчастным жителям Дуата. Атума обычно изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове. Жрецы Атума (Тема) включили «в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимы к подобным вещам» (У. Бадж).

Шу также является солярным божеством. Он известен тем, что был близнецом богини-львицы Тефнут, а также своим неординарным поступком. По древней легенде детьми Шу и Тефнут была другая божественная пара – Геб (Себ) и Нут. Геб олицетворял землю, а Нут – небеса (ее часто изображали в виде священной коровы, по которой движутся солнце и звезды, а также в виде громадной женщины, опирающейся о землю руками и ногами). Геб и Нут не хотели разрывать свои объятия, однако людям в это время уже нужна была земля для обустройства и развития, поэтому «добрый» папаша Шу оторвал свою дочь Нут от Геба. Стоять в полусогнутом положении для крошки Нут было тяжеловато, поэтому папаша Шу теперь вынужден поддерживать дочь в полувисячем положением над землей. Кстати, древнеегипетский корень шу означает глагол «поднимать», «подниматься» (по другим версиям он означает «тепло»), в чем, собственно, и таится главная роль папаши Шу. Богиня же Тефнут – божественная супруга Шу и мама Геба и Нут – изображалась в образе человека с головой львицы и слыла весьма кровожадной особой.

Самый абстрактный из солярных богов – Атон, солнечный диск. Долгое время он был не самостоятельным божеством, а лишь одним из божественных атрибутов и символов. Однако в период правления Аменхотепа IV, которого мы больше знаем как Эхнатона, Атон стал самостоятельным, но весьма абстрактным божеством. Его не изображали в человеческом облике, он не держал жезлов и не имел лица, а способы доставки его благ на землю ограничивались использованием солнечных лучей, вытекающих из солнечного диска и оканчивающихся кистями рук. Гимны Атону сохранились в так называемых амарнских архивах – собрании надписей, уцелевших после того, как культ Атона был свергнут, а его храмы уничтожены. В этих гимнах Эхнатон весьма большую роль в мироздании отводил своему покровителю Атону:

Рыба в реке поднимается к поверхности, к твоему лику
И твои лучи проникают в толщу воды.
Они даруют женщинам плодовитость,
А мужчинам – способность стать отцами.
Они заставляют ребенка шевелиться во чреве матери
Ты даешь дыхание жизни во всех ее проявлениях.
Она исходит из тела матери… в день каждого рождения.
Ты открываешь ей рот, чтобы она могла говорить.
Цыпленок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.
Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить;
Ты завершаешь его развитие,
чтобы он мог проклюнуться из яйца!

И в таком же стиле еще несколько страниц. Нельзя не отметить справедливость и натуралистичность наблюдения относительно цыпленка, учитывая, что древние египтяне хорошо умели управлять процессом высиживания яиц в отсутствие их генетических мамаш, для чего вполне успешно пользовались инкубаторами, принцип действия которых был основан, вероятнее всего, именно на энергии солнечного диска, Атона.

Если внимательно вчитаться в гимны Атону, то становится очевидным весьма потребительское отношение египтян к солнечным божествам. У. Бадж писал: «Язык и стиль этих текстов весьма интересен. В них справедливо оцениваются выгоды, которые и люди, и звери получают от созидательного и оплодотворяющего влияния солнечного света и тепла. Но я не могу найти в них ни единого суждения, заключавшего какое-либо духовное начало или побуждавшего к чистой жизни, ни одного намека на сознание греха…».

Вообще же в отношении гимнов и восхвалений египтяне были щедры к солярным божествам, как ни к каким другим – столько гимнов и молитв, сколько их пелось по обращению к солнцу, не пелось ни одному другому богу. И этому есть простое психологическое объяснение. В самом деле, подумайте, как легко хвалить очевидного, зримого бога, который ежечасно, ежедневно и ежегодно демонстрирует свое доброе расположение, одаривает живительным теплом, позволяя расти растениям, рождать животным, жить людям? Легко ли убедить верующих в величии и могуществе такого бога, могуществе, которое доказывает самое себя и не требует никаких дополнительных ухищрений со стороны жрецов и правителей? Легко! И благодарные верующие в экстазе потащат в храмы свои богатые жертвенные дары! И такое поклонение будет приятно всем, так как доброго бога совершенно очевидно есть за что благодарить.

Совсем другое дело, когда благодарить бога приходится из страха, как, например, страшного и таинственного Себека – бога в образе крокодила. Но крокодилопоклонники не являются героями данной статьи, так как они традиционно пребывали (а возможно и пребывают) в антагонизме к солнцепоклонникам.

Литература:

  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л.А Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Описание ключевых божеств приводится по версии Альфреда Видемана, немецкого историка, египтолога, жившего на рубеже XIX-XX веков. Есть множество других версий и толкований, однако в принципиальных моментах они сходятся, а в деталях объять религиозные верования древних египтян и по сей день нереально и не только потому, что данные слишком велики и разнородны, но и потому, что многое нам и поныне неизвестно.

Ра – так назывался главный культ Солнца Древнего Египта. Часто он изображался как царь, поскольку считалось, что он покровительствовал фараонам. В представлениях египтян он был создателем всего мира и одной из центральных фигур в пантеоне обитателей духовного мира.

Поклонение Ра было настолько общепринято в египетском обществе, что некоторые историки утверждают, что религия Древнего Египта на самом деле была построена на монотеизме (единобожии), который тщательно скрывался. В центре его находился главный жрец Солнца – создатель Небес и Земли, великолепный Ра. Значение верховенства одного культа несколько преувеличине, но подчеркивает важное место культа Солнца в религиозных текстах на протяжении всей истории существования древней цивилизации.

История возникновения культа Солнца

Ра был одним из самых древних культов. Впервые упоминание о нем встречалось во времена правления II династии фараонов. К V династии его могущество стало связываться с властью фараона. Царь представлялся как воплощение Гора. И так два культа были связаны в одной личности. Они выступали иногда в форме Ра-Норахти («Ра — Гор на Горизонте»). Также Ра стал ассоциироваться с Атомом (создателем Вселенной из Эннеады в Гелиополисе), который был превращен в культ Атом-Ра.

Гробница фараона Рамзеса IX

Всю поднебесную можно было лицезреть с самой высокой точки Фив, где пребывал Амон. Хотя считалось, что Ра был сущностью фараона, он поглощадся Амоном и становился Амон-Ра. Жрецы Амона стали очень богатыми влиятельными, поэтому некоторые представители династии Нового Царства решили отказаться от культа Амона в пользу более влиятельного Ра, отчасти потому, что он не был так тесно связан с личностью фараона.

Например, фараон Тутмос поддерживал культ Ре-Хорахти, Аменхотеп III принял титут «Ослепительное солнце» и назвал лодку своей любимой супруги «Обелиск Атона». Его правопреемник, Эхнатон, полностью отверг культ Амона и других в пользу единственного создателя мироздания Атона («Солнечного Бога»).

Поклонение Ра было отмечено в течение всего периода Нового царства. Многие гробницы в Долине царей содержат сцены, описывающие путешествие Ра через подземный мир на всех этапах, которое длилось всего 12 часов. На пятом часу Ра умирает и воссоединяется с Осирисом в Царстве мертвые. В двенадцатый час он возрождается и превращается в скарабея (Хепри). Все языческие храмы, закрытые при Эхнатоне, в конце периода снова были открыты для поклонений. Амарна, новая столица, выстроенная в честь единственного Атона, пришла в запустение и вскоре была разрушена.

Амон-Ра также был популярен в Нубии и стал главным культом поклонения в Нубийском Королевстве Напата во времена XII династии. Греки связывали Ра с Зевском, и он остается популярным на протяжении всего периода Птолемеев. Однако после прихода в Египет иностранных правителей египетские религиозные догмы были не так популярны, поскольку их статус не был связан с фараонами.

Священная лодка Ра

Лодка фараона Хеопса

Согласно Текстам пирамид, Ра (как Атом) появился из вод Нила в виде Бенбен камня (обелиска). Затем он плюнул в Шу (воздух) и Тефнут (влага). Тефну родила Геба (земля) и Нут (небо). От их брака были рождены Осирис, Сета, Исида, Гор и Нефтида.

Ра «умирал» каждый день, поглощенный Нут, когда Солнце опускалось за горизонт. Он путешествовал по миру в ночное время и перерождался утром, чтобы снова ожить. Во время заката он был связан с Хорахти (Хорусом) и Атомом на рассвете. А также жуком-скарабеем, Хепри («Одним единственным»). Нефертум Ра-Хорахти-Атом был связан с Осирисом при проявлении солнца ночью.

В легенде говорится о том, что когда Осирис был убит братом Сетом, он передолся и стал управлять подземным миром. Так, фараон был сыном Ра, правившем как живой Гор и ставший Осирисом после его смерти.

Согасно древнему мифу Ра выносил решения на Земле, как фараон, пока он не устал и не состарился. Люди потеряли уважение к нему и не подчинялись его законам, и Ра решил, что они должны быть наказаны. Он отправил «Хора», чтобы преподать им урок. После того, как опасность минула, Ра решил, что пришло лоя него время покинуть мир Гора, который занял место царя, и отправился в путешествие по небу на спине Нут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *