Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь на протяжении своей многовековой истории не раз подвергался нападениям. Впервые шведские корабли появились у Соловецких островов в 1571 году. В этот раз корабли, простояв несколько дней в открытом море, ушли восвояси, но стало ясно, что монастырь совершенно беззащитен и может стать лёгкой добычей для врагов.

Настоятель монастыря игумен Варлаам обратился к царю с просьбой о строительстве на Соловецком острове крепости с постоянным воинским гарнизоном, и его прошение было удовлетворено. На остров прибыл воевода Михаил Озеров с небольшим отрядом – четыре пушкаря и десять стрельцов, а также были доставлены пушки, ядра и порох. Вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, однако он не являлся очень надёжной защитой, и уже скоро монахи были вынуждены позаботиться о более надёжном укреплении для своей обители.

В 1582 году началось строительство каменной крепостной стены Соловецкого монастыря. Возведение стены продолжалось 14 лет, а полностью было завершено лишь в 1621 году. В первый год строительными работами руководил вологодский мастер Иван Михайлов, а затем строительство возглавил соловецкий монах Трифон Кологривов.

Соловецкий монастырь. Западная крепостная стена.

Основным строительным материалом служили необработанные валуны, которые в большом количестве встречаются на Соловецких островах. Валуны заготавливали, а затем подвозили к месту строительства крепости по санному пути, в зимнее время. В монастырских летописях упоминается, что вес некоторых валунов достигал до 700 пудов, а это более 11 тонн.

Соловецкий монастырь. Каменная кладка крепостной стены.

Необработанные камни укладывали друг на друга с помощью системы рычагов и блоков, плотно подгоняя их один к другому. Самые большие валуны помещали в нижней, более широкой части крепостной стены. Пустоты между валунами заполняли мелким битым камнем и кирпичом и заливали раствором извести. Кирпич в строительстве применяли только при необходимости – из кирпича выложены верхние бойницы и своды нижних бойниц, столбы и внутренний парапет галереи. Крепостные башни Соловецкого монастыря завершены деревянными шатровыми кровлями. Подходы к крепости с востока защищает Святое озеро, с запада – Белое море, с юга и севера были выкопаны защитные рвы. Ров с северной стороны сохранился до наших дней.

Башня Соловецкого монастыря. Каменная кладка.

Общая протяжённость стен Соловецкой крепости составляет 1084 метра, толщина стен у основания 5-7 метров, а на уровне боевого хода 3-4 метра. Высота стен, ориентированных на север, достигает 11 метров, высота восточных стен крепости – около 8 метров, высота крепостных башен – до 17 метров. Бойницы в крепостных стенах расположены в два яруса. Верхний ярус бойниц был предназначен для ведения ружейного огня, а в бойницах нижнего уровня и башнях устанавливали пушки.

Соловецкий монастырь. Восточная стена крепости.

Соловецкая крепость имеет форму пятиугольника, вытянутого с севера на юг, по его углам расположены круглые боевые башни – Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая. На западе крепостная стена, обращённая к морю, укреплена Успенской башней. Восточная стена крепости укреплена пристенком с двумя башнями – Поваренной и Квасоваренной, за которыми расположены здания поварни и квасоварни.

Соловецкий монастырь. Стены и башни крепости.

Круглые боевые башни Соловецкого монастыря на две трети своего объёма были вынесены за крепостные стены, что создавало дополнительные условия для защиты подступов к стенам. Зодчие Иван Михайлов и Трифон Кологривов с помощниками создали неприступную боевую крепость, которая одновременно представляет собой завершённый архитектурно-художественный ансамбль.

Соловецкие острова – место, которое из года в год манит туристов своей удивительно живописной природой и многовековой историей.

Первые люди появились в этих местах в третьем тысячелетии до нашей эры. Значительную часть посетителей островов составляют паломники – они тянутся со всей страны, чтобы своими глазами увидеть монастырь и святыни, которые находятся на его территории.

Но монастырь не единственная достопримечательность островов, каждый сможет найти в этих удивительных местах что-то интересное для себя.

Оглавление:

  • Где расположены на карте России?
  • Состав архипелага
  • Когда лучше ехать в путешествие?
  • Как добраться?
  • Попасть по морю
  • Поездка из Москвы до Рабочеостровска
  • Автомобильный маршрут Санкт-Петербург-Рабочеостровск
  • На самолете
  • Достопримечательности: фото с описанием
  • Спасо-Преображенский мужской монастырь
  • Полезное видео
  • Валунная дамба
  • Свято-Вознесенский скит на Секирной горе
  • Лабиринты и Андреевская церковь Большого Заяцкого острова
  • Макариевская пустынь
  • Прогулка на лодке по озерно-канальной системе
  • Остров Анзер
  • Мыс Белужий
  • Полезные советы. Что взять с собой?
  • Интересное видео

Где расположены на карте России?

Соловецкие острова расположены в северной зоне европейской части России и относятся к Архангельской области. Архипелаг находится в Белом море, в месте его входа в Онежскую губу. Расстояние от островов до Полярного круга составляет чуть больше 160 километров.

Соловки – это природный музей-заповедник, особо охраняемая территория, которая внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. к оглавлению

Состав архипелага

Основу архипелага составляют шесть крупных островов – это Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий, Большой Соловецкий, а также Анзерский острова. Однако помимо крупных, в архипелаг входят ещё и малые острова. Их насчитывается более сотни.

Когда лучше ехать в путешествие?

Близость Полярного круга во многом определяет климат местности, в которой располагаются Соловецкие острова. Частые ветра, высокая влажность, резкие перепады температуры – с этим можно столкнуться, посетив Соловки.

Однако острова имеют свои особенности. Зима мягкая, осень теплее, чем весна, а лето достаточно холодное. Июль – самый тёплый месяц в году на островах, средняя температура – около +10 °C, лучше всего посещать архипелаг в это время. В феврале же на Соловки лучше не приезжать, можно застать самые низкие температуры – около -11 °C.

Как добраться?

Существует несколько способов попасть на Соловецкие острова самостоятельно.

Попасть по морю

Пристань в Рабочеостровске

По морю до Соловков удобно добраться из Кеми на теплоходе или частном катере.

До Кеми можно добраться на машине через Республику Карелия по трассе Р-21 из Москвы или Петербурга или же выбрать любой поезд, который отправляется до Мурманска. Поезд довезёт до посёлка Рабочеостровск, откуда на такси или автобусе № 1 будет необходимо доехать до пристани.

Около пристани в Рабочеостровске есть платная охраняемая стоянка, где можно оставить свой автомобиль.

Теплоход отправляется дважды в день, в 8:00 и 12:30, время в пути составляет около двух часов. Курсируют они с 1 июня по 31 августа. Частные суда бронируют заранее. Узнать расписание, стоимость и заказать билет онлайн можно

Из Архангельска также ходит теплоход с июня по сентябрь, но только два раза в месяц. В пути он находится больше суток, поэтому этот вариант не самый удобный.

Поездка из Москвы до Рабочеостровска

На карте указан автомобильный маршрут из Москвы до пристани в Рабочеостровске.

Автомобильный маршрут Санкт-Петербург-Рабочеостровск

На карте указан автомобильный маршрут из Санкт-Петербурга до пристани в Рабочеостровске.

На самолете

С апреля по октябрь из двух аэропортов Архангельска, Талаги и Васьково, можно добраться до Соловков меньше чем за час. Точное расписание необходимо уточнить на сайте авиакомпании «Нордавиа», которая организует перелёты несколько раз в неделю, на сайте аэропорта Архангельска или на сайте Tutu.ru.

Достопримечательности: фото с описанием

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Соловецкий мужской монастырь русской православной церкви был основан в двадцатые годы XV века, однако крепость была построена значительно позже, в начале XVII века, и должна была выполнять оборонительную функцию.

Но в истории монастыря были разные периоды. С середины XVI до конца XIX монастырь использовался в качестве государственной тюрьмы. После Октябрьской революции в добровольном заточении в монастыре находилось более полусотни монахов. Возвращение монастыря к прежней жизни началось во второй половине XX века.

Полезное видео

Ознакомится с историей Соловецкого монастыря можно на видео ниже:

Валунная дамба

Между Большим Соловецким островом и островами Большая Муксалма проложена километровая дамба из валунов. Она была создана монахами только из камня, никаких дополнительных средств, которые укрепляли бы её, они не использовали. Только лишь по краям камни укреплены металлической стяжкой, в остальном же они держатся за счёт собственного веса.

Свято-Вознесенский скит на Секирной горе

По легенде, гора получила своё название из-за событий, произошедших в XVI веке: на этой горе собирался поселиться рыбак со своей женой, но к женщине явились «два светлоликих ангела» и высекли её за то, что они с мужем решили занять место, предназначенное для иноков.

Скит воздвигли значительно позже вышеописанных событий, лишь в XIX веке. Его деятельность была прервана появлением СЛОНа (специального лагеря особого назначения), но восстановилась в начале девяностых годов прошлого века и продолжается по сей день.

Лабиринты и Андреевская церковь Большого Заяцкого острова

Лабиринты

На острове находится группа из 13 (по другим данным – 14) каменных лабиринтов спиралевидной формы, самые древние из которых появились в первом или втором веке до нашей эры. Их назначение неизвестно.

Андреевская церковь – единственная деревянная церковь на островах, идея создания которой принадлежит Петру Великому.

Андреевская церковь

Макариевская пустынь

Была построена архимандритом Макарием в 1822 году и представляла собой две кельи, для самого Макария и иноков, и деревянную часовню, немного позже в пустыне появилось ещё одно здание – дача архимандрита. А в 1854-м, после бомбардировки британской авиацией, была построена часовня Александра Невского. После Октябрьской революции территорию пустыни занимало руководство Соловецкого лагеря особого назначения, в память об этом сохранилось здание комендатуры.

Здесь же находится Ботанический сад, который уникален тем, что является единственным в своем роде, расположенный за Полярным кругом. к оглавлению

Прогулка на лодке по озерно-канальной системе

На Большом Соловецком острове насчитывают более 75 озёр, которые соединены между собой и с морем с помощью каналов. Протяжённость системы – 13 километров. Туристам предоставляется возможность прокатиться на экскурсионной лодке по двум маршрутам, большому и малому кругу, и в пути узнать интересную информацию, которой поделится экскурсовод.

Экскурсию можно купить в экскурсионном бюро около Соловецкого монастыря к оглавлению

Остров Анзер

Анзерский остров — второй по площади остров архипелага, на котором расположена самая высокая его точка — гора Вербокольская. Ее высота составляет 86 метров. Первые монастырские скиты были основаны именно здесь в XVII веке, и в 2001 году монахи вернулись в эти места после перерыва в советский период, связанного с деятельностью ГУЛага.

Мыс Белужий

Единственное в своём роде место, где белух можно увидеть, находясь на берегу. Экскурсии проводятся только тогда, когда позволяют погодные условия, ведь если на море бушуют волны, белухи не подходят к берегу.

Посетите другие интересные места Архангельской области: Кенозерский национальный парк, музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Национальный парк «Русская Арктика», Антониево-Сийский монастырь, интересные места Архангельска к оглавлению

Полезные советы. Что взять с собой?

Чтобы путешествие прошло отлично, путешественникам стоит внимательно собрать свои вещи.

  1. Важно не забыть про северный климат, тёплая одежда – важнейший атрибут туриста. Дождевик – ещё одна деталь, ведь погода очень переменчива.
  2. Удобная обувь (можно взять трекинговую) пригодится для прогулок по каменистой местности.
  3. Средства от укачивания на море, чтобы не подхватить морскую болезнь.
  4. Не стоит забывать о наличных – снять деньги можно только в одном месте, где всегда очередь из желающих, а карты не принимают почти нигде.

Интересное видео

Видео содержит интересную ознакомительную информацию о Соловецких островах:

Соловки – одно из самых красивых мест Русского Севера, которое определённо стоит того, чтобы его посетили. Ведь с собой из этого холодного края можно привезти очень много тёплых воспоминаний.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Антониево-Сийский монастырь: уникальное святое место в Архангельской области

Деревянное зодчество и природные красоты Кенозерского национального парка

Музей под открытым небом «Малые Карелы» в Архангельске: что посмотреть и как добраться?

Национальный парк «Русская Арктика». Что можно увидеть и как попасть?

Епископ Порфирий (Шутов Владимир Викторович, р. 1965) родился и вырос в Сарове в семье ученых. Получил высшее инженерно-экономическое образование, окончив Московский авиационный институт.

В 1994 году в начале Великого Поста по благословению старца Кирилла (Павлова) поступил на послушание в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В 1997 году принял здесь монашеский постриг, окончил Московскую духовную семинарию.

2 июня 1999 года был рукоположен в сан иеромонаха. 19 апреля 2001 года награжден правом ношения наперсного креста. 18 июля 2003 года возведен в сан игумена «за понесенные труды исполняющего обязанности казначея Лавры». 16 апреля 2004 года награжден палицей. 27 апреля 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита. С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

10 октября 2009 году, в день памяти преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, преосвященный Порфирий назначен наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и прибыл на Соловки в день праздника Иверской иконы Божией Матери 26 октября того же года.

В своем первом слове к братии и прихожанам обители он сказал: «Сердечно приветствую вас в этом святом храме на этой святой земле. Господь судил мне быть здесь не по человеческому, а тем более – не по моему помышлению и размышлению, и судил быть не смиренным послушником и монахом, а стоять во главе вашей монашеской дружины. И сегодня мы вместе совершили первые шаги здесь, у цельбоносных и чудотворных мощей основателей святой Соловецкой обители. Надеюсь, что много и много дней Господь благословит так – единым духом, едиными устами – прославлять Пресвятую Троицу и святых, прославляющих Бога в своем совете.

У вас же всех прошу молитв, потому что два чувства есть у меня в душе. С одной стороны – трепет под этими святыми сводами, на этой святой земле. Она хранит память о слезах и молитвах святых и великих угодников Божиих, на протяжении веков вслед за отцами-основателями, проведших здесь дни своей жизни в благочестных трудах и молитвах, самоотвержении и великой благодати Божией. Она обильно орошена и мученической кровью. Лик русских святых в XX веке восполнен святыми мучениками и исповедниками, которых до тех пор было не так много на нашей земле.

Вместе с тем я переживаю сейчас и ощущение великого покоя, и причина тому – что не по моему, не по человеческому размышлению было мое назначение. Когда Патриарх сказал мне о своем благословении 7 октября во время всенощного бдения, то мы пошли служить акафист преподобному Сергию. И в соборе духовенства, епископов и священников мне выпало чтение кондака: «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего отреклся еси воли своея и во знамение отсечения ея постригл еси власы главы своея и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него постав-ленным, их же веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословя, но слову веления исполнением дела отвещавая. Всяческая же приключения благодарно, яко верный раб, от Господа приимал еси, Емуже на Небесех предстоя, ныне вопиеши: Аллилуиа”. У мощей преподобного Сергия в день его памяти это воспринималось как чудо, как небесное откровение. Трепетно было это понимать и осознавать.

После богослужения у меня было несколько минут свободного времени. В Патриарших покоях под рукой оказалась книга – старая, затертая. Когда я ее открыл, то это оказалось житие преподобного Феофана, Соловецкого святого. Я ничего не знал об этом подвижнике, и меня поразили его слова, свидетельства и откровения. В первый раз, когда он пришел сюда из Киева, духовным зрением он увидел преподобных Зосиму, Савватия и Германа, сидящих, как живые, рядом с их святыми мощами. И приходили иноки, и прикладывались к ним, и просили у них благословения. И одних они благословляли, а от других отворачивались. И все его поучение так легло на сердце – такое монашеское наставление монахам и инокам: ибо взялись за плуг, дали великие и страшные обеты, – и за них придется отвечать. И за каждое праздное слово, и за нечистоту сердечную, сокровенную и неявную для других, и за ослушание, и за все и за вся.

Поэтому будем подвизаться со страхом Божиим, с трепетом перед Богом, видящим наше сокровенное и сердечное так же явно, как и наши поступки, и наши слова. И будем молиться друг за друга, чтобы быть нам в русле Промысла Божия. А нам, монахам, для этого надо просто послушание. Если мы не собьемся с этой спасительной стези, – каждый из нас и все мы вместе – то наследуем те обители, путь в которые проложили великие основатели, вслед за которыми взошли на них многие, до нас здесь подвизавшиеся. За их святые молитвы Господь, быть может, и нам судит и дарует восприятие этих вечных и вожделенных благ.

Поэтому прошу святых молитв, прежде всего, за нашего настоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла. Да дарует ему Господь сил и разум право править слово Христовой истины. Прошу молитв обо мне, да вразумит Господь исполнять его предначертания точно, правильно и мудро. И прошу молитв друг за друга, за всех подвизающихся и приходящих в эту святую обитель – будь то монахи или мирские, священники или миряне, верующие или только ищущие веры. Всем да поможет молитва, поспешествуемая любовью».

19 ноября 2009 года наместник Соловецкого монастыря владыка Порфирий был назначен директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В рамках сотрудничества Церкви и государства был сделан шаг к преодолению церковно-музейных споров путем объединения заинтересованных сторон вокруг общего дела – возрождения Соловков как духовного и культурного центра. В настоящее время очевидно, что сбереженные и восстановленные музейными работниками в советское время па-мятники, в частности, архитектурные, обретают новую полноценную жизнь имен-но в рамках их совместного использования и сохранения монастырем и музеем. Модель гармоничного соработничества между монастырем и музеем была отработана в Троице-Сергиевой Лавре и теперь приносит свои плоды на Соловках.

Размышляя о восстановлении нравственных ориентиров в современном обществе, наместник монастыря, напомнил о временах преподобного Сергия Радонежского. «Тогда в состоянии всеобщей Смуты, сбитых ориентиров, постоянного страха за свою жизнь и жизнь близких из-за набегов монголов каждый беспокоился только о себе. В результате, так же как сейчас, нравственность общества была на чрезвычайно низком уровне. Грабежи, воровство, покоя и безопасности не было нигде – ни на дорогах, ни в городах. Но появились очаги другой жизни – спокойной, уравновешенной, осмысленной духовно. Эти были монастыри. Их тогда возникло больше сотни. Приходя в них, люди видели пример иной жизни и понимали, что жить так, как они живут, нельзя. Так и сейчас сбитый с толку человек может приехать в монастырь, погрузиться в его духовную и эстетическую красоту. Все окружение здесь должно настраивать его на восприятие традиционных ценностей, того, чем жила Россия, – на служение не себе любимому, а Богу и ближнему. Миссия Соловков в этом и состоит по большому счету».

Подводя итоги двадцатилетия возрождения монашеской жизни на Соловках, епископ Порфирий подчеркнул, что за это время совершенно изменился статус монастыря на острове. Вначале «местное население было убеждено, что появление на острове монахов и Церкви – это недоразумение. Сейчас, конечно, по-другому – и доброжелатели, и недоброжелатели понимают, что нет другой альтернативы для Соловков, кроме как развитие, связанное с восстановлением монастыря».

В то же время, хотя за двадцать лет был пройден огромный путь, начиналось все с нуля и в материальном смысле, и в духовном, и в социальном, теперь храмы и инфраструктура большей частью восстановлены, количество братии в монастыре увеличивается, богослужение налажено, но во всех отношениях Соловкам еще очень далеко до уровня начала XX века – монастырского «государства в государстве».

Причин этому две. Во-первых, насельники монастыря представляют социальный срез общества, в котором на протяжении 70 лет Церковь была гонима и преемственность монашеского делания была нарушена, поэтому для накопления опыта духовной жизни в новых условиях должно смениться несколько поколений монашествующих. Во-вторых, теперь на архипелаге находится кроме монастыря поселок, в котором проживает около 1000 жителей, и требуется длительная и вдумчивая работа, чтобы, как и в прежние времена, объединить монастырь и окружающее его население общей верой и общим делом. «Нельзя, чтобы около стен возрожденного во всем своем великолепии и красоте монастыря люди жили так, как они живут сегодня… Монастырь не помеха, а великий оплот жизни людей на этом северном острове. Как кормил людей монастырь прежде, так должен кормить и сейчас, в прямом и в переносном смысле слова, предоставляя рабочие места, содействуя развитию поселения… Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, культурное, историческое и природное наследие Соловков было защищено, поддержано особым статусом», – сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего посещения обители.

Учитывая масштабность задач, связанных с сохранением и приумножением наследия Соловецкого архипелага как православной святыни России и уникального исторического, культурного и природного комплекса общенационального и мирового значения, в 2012 году было принято решение разработать федеральную целевую программу реставрации исторических памятников и социально-экономического развития территорий Соловецкого архипелага. Стратегической целью программы является сохранение духовного, культурно-исторического и природного наследия Соловецкого архипелага на фоне комплексного развития его инфраструктуры, которая позволит обеспечить достойные условия для жизни населения и для приема паломников и туристов на Соловецких островах. Принципы разработки и реализации программы основаны на понимании того, что сердцем Соловецкого архипелага должен быть благоустроенный монастырь, в котором представлены все образы монашеской жизни: общее житие, скитское, пустынное, включающее отшельничество и затворничество, и биение этого сердца должно задавать ритм всему организму Соловков: прихожанам, жителям и гостям острова. Если удастся в какой-то степе-ни к этому идеалу приблизиться, то само существование на Соловках монастырского комплекса, подобного Афону, будет великим свидетельством истины в современном мире и будет способствовать духовному укреплению всей России.

Проведение в жизнь федеральной программы должно стать государственно-общественным актом покаяния за разрушение и поругание Соловецкого монастыря в годы гонения на Церковь. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества. Здесь в духовные подвиги вплетаются подвиги мученичества и исповедничества… поэтому восстановление Соловков должно объединить всех: и Церковь, и государство, и бизнес, и простых граждан. Все мы в долгу у тех, кто в заключении на Соловках был верен Христу даже до самой смерти».

8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией совершил хиротонию архимандрита Порфирия во епископа Одинцовского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

13 сентября 2019 года преосвященный Порфирий прибыл на Соловки и преподал первое архиерейское благословение монастырской братии и трудникам, жителям и гостям архипелага.

Осипенко М.В. Соловецкая обитель: история и святыни (Книга паломника)

Соловецкий поселок фактически единственный населенный пункт на Соловках с постоянным населением больше сотни жителей. Существовал с 19 века по 1920-й год. В нынешнем варианте существует с 1944-го года. Население к началу 90х годов было в районе 1300 человек, с тех пор сократилось почти вдвое несмотря на развитие туризма. Сейчас поселок живет чуть меньше чем полностью за счет туристов и паломников.
В поселке есть несколько точек доступа вай-фая, но нет асфальтовых дорог. Нет билайновской связи (кроме колокольни, куда билайн добивает из-за горизонта). За то есть велопрокаты, несколько кафешек, магазинов и целых два турагенства — для не-паломников и для паломников. Работают по очереди, для паломников — в вечерние часы. И там немного дешевле.
2. Летом до островов есть сообщение по морю с Беломорском и Рабочеостровском. Зимой — только по воздуху через Архангельск. Приплывающих туристов встречают несколько причалов, самый крупный из которых Тамарин. Тут же решается жилищный вопрос. Снять жилье можно за 700-800р. + как с хозяином повезет. Может достаться комната с раскладушкой и запретом водить гостей и готовить еду. Или наоборот хозяева запросто нажарят грибов и на следующий год в гости позовут.
3. Поселок застраивался поэтапно. Самые старые постройки ни с чем не спутать — валуны и кирпич, как в монастырских стенах. Осталось полно лагерных бараков, переделанных в жилые дома. В 70-е в поселке построили больницу и несколько домов. Но по советской традиции тут без разорения кладбищ не обошлось. В итоге почти половина поселка стоит на могилах монахов и прочих неугодных советской власти.
4. Вот такие виды встречают основной поток туристов на Тамарином причале. Навигацию организовали по всему поселку и более-менее крупным дорогам к основным достопримечательностям.

6. Основной объект — Соловецкий Кремль. Со стороны выглядит колоритно, внутри как-то неочень. Тут же рядом причал монастырского флота (катают народ к маяку, Заяцкие острова и Большую Землю). Развалины слева — Гостиница! Постройка 19-го века.
7. Бараки как-то сразу и не выделяются. Только потом, проходя мимо замечаешь такие таблички.
8. Монастырские здания 19 века.
9. Какое-то время на острове присутствовали военные. Была радиостанция, РЛС и аэропорт. Аэропорт действует и сейчас, антенны РЛС догнивают на краю поселка а военных нет с начала 90-х. Получилось как и везде — вероятных противников назначили невероятными друзьями. Военные базы помножили на ноль. Где-то их разворовали, но на острове даже чермет сдавать было некуда. Так все и осталось. На соседнем острове даже бросили РИТЭГ!
10. Из нового на острове — бывшая школа юнг, теперь музей
11. Гостиничный комплекс в виде отдельных коттеджей с общей кухней. Это уже стоит дороже — 1300-1500 с человека в зависимости от сезона. Чай с печеньем как бонус, остальная еда — отдельно.
12. Брошенные дома поселка

14. Попытка реставрации исторических зданий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *