Соловецкий монастырь история

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Скачать эту статью

В 1428 году, ища уединения в молитве, монахи Савватий и Герман прибыли на Соловецкий остров. Однажды утром, они услыхали женский плач. Это была женщина рыбачка, которая шла к своему мужу. Она поведала о необычном событии.

Ей явились два светлых юноши, которые били ее прутьями со словами: «Не для вас это место, бегите отсюда. Оно Богом предназначено для иноков!». Рыбаки после этого навсегда оставили остров.

Так началась история Соловецкого монастыря, о котором пойдет речь.

Ансамбль Соловецкого монастыря с высоты птичьего полета

Расположение Соловецкого монастыря, достопримечательности, жизнь обители

Соловецкий монастырь расположен на Большом Соловецком острове. Добраться туда можно только по воде. Эти красивые места привлекают туристов и паломников. Множество скалистых островков, более 500 пресноводных озер – представляют экзотический ландшафт.

Не только красотой привлекает дивный край, но и величественной картиной монашеской жизни на пустынном острове. На Соловках образно сходятся Рай и ад. Здесь жили великие праведники, и совершались неслыханные злодеяния.

Природа Соловецких островов и географическое расположение

Соловецкий архипелаг, Северный Афон, или Северная Фиваида, – это группа островов, находящихся на Белом море. Остров большинство дней окутан белым туманом, откуда и происходит его название – «соловый», что означает белесый.

Карта с указанием – в какой области и на каком море находятся Соловецкие острова

Белое море, в старину называемое Студеным, пучиной Соловецкой или Гандвиком, имеет особенную природу. Зимой – покрыто дрейфующими льдами, а летом красуется отливами и приливами, дивными миражами, белыми ночами и северным сиянием. Частые гости – тюлени и белухи.

Большой Соловецкий остров занимает площадь 225 кв. км. Средняя зимняя температура – 11 °С, Летняя – + 12,9 °С. Большей частью преобладает пасмурная погода, климат суровый и изменчивый.

Из-за непогоды и туманов, рыбаки с давних пор опасались близко подплывать к острову. 150 лет назад, монахи построили единственный в России храм-маяк. Он находится в куполе церкви. В тумане его свет виден за многие километры.

Маяк в куполе церковного храма Соловецкого монастыря

Природа архипелага максимально сохранена в первозданном виде. Братия монастыря при использовании природных ресурсов, придерживаются принципа «поддержания равновесия природной среды».

Жизнь послушников и монахов – постоянный труд и молитва

Паломники, в отличие от туристов, разделяют не только монастырские радости, но и тяготы трудового подвига. Помогают убирать, готовить, и выполнять другие послушания. Соловецкая обитель – строгий монастырь. Здесь нет контакта с внешним миром, нет развлечений.

500 лет назад монастырь стал центром технической мысли, военным форпостом, основой русской торговли и пушного промысла. Среди монахов находились талантливые инженеры, которые изобретали диковинные для своей эпохи агрегаты.

Монахи соединили на острове каналами 72 внутренних озера. Это система решила множество проблем снабжения, передвижения, осушения болот и поставки воды в монастырь.

Кладка дамбы с каналом из валунов Соловецкого монастыря

Трудами монахов уровень озера, расположенного возле монастыря, поднят на 8 метров выше уровня моря. Благодаря этому приводились в движение механизмы гидроэлектростанции, мельницы и стиральной машины.

Гидроэлектростанция Соловецкого монастыря, ныне разрушенная. Фото 1915 года

В монастырских теплицах поспевали различные теплолюбивые овощи и фрукты.

История Соловецкого монастыря – история великих подвигов, войн и гонений

Первопроходцы острова и основатели монастыря преподобные Савватий и Герман прожили вдвоем 6 лет. В 1435 году Савватий скончался, будучи в отъезде на материк, и похоронен у стен часовни селения Сорожа. Герман пригласил на остров другого монаха – Зосиму. Они построили первый деревянный храм.

Образ преподобных Зосимы, Савватия и Германа соловецких чудотворцев. Рукописная икона, исполненная в каноническом стиле, находится в продаже.

Начало основания обители, первый игумен Зосима

Слава об их подвигах и святых делах распространялась, и на остров прибывали люди, которых притягивала монашеская жизнь и спасение души.

Преподобного Зосиму однажды посетило видение. После молитвы, выйдя из келии, он увидел озаряющий окрестность необыкновенный свет. В этом свете на воздухе стояла прекрасная церковь, как знак благословения Божьего. Вскоре на месте явления построили первый Спасо-Преображенский деревянный храм. Обитель разрасталась, и ей требовался настоятель.

1452 в этом год преподобный Зосима становится первым игуменом обители

По прибытии в обитель, новый игумен совершает литургию. Во время службы вся братия увидела пр. Зосиму охваченного нетварным ослепительным светом. Это знамение было признаком будущей славы Соловецкого монастыря.

В 1465 году Зосима перенёс мощи преподобного Савватия в обитель.

Более сорока лет преподобный Зосима отдал родной обители.17 апреля 1478 года основатель Соловецкого монастыря преставился, и похоронен за алтарем Спасо-Преображенского храма. В 1479 году преставился преподобный Герман.

1547 в этом году канонизированы преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

В 1460 году монастырю отдают на вечное владение все Соловецкие острова.

В 1539-1551 годах, указами государя Иоанна IV, во владение Соловецкого монастыря отдано три деревни со всеми угодьями, и рыбными владениями. Монастырь освобождался от всех налогов, и ему разрешено торговать по всей Руси.

Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси

В июне 1548 года, указом митрополита Новгородского Феодосия, игуменом монастыря назначен иеромонах Филипп, будущий Московский митрополит. В годы игуменства Филиппа монастырь приумножил свои хозяйства, расстроился и стал Великой обителью севера.

Игумен Филипп установил на всех подконтрольных угодьях жесткий порядок, запретил азартные игры, изготовление и употребление спиртного. Государь Иоанн IV продолжал жаловать монастырю вотчины и пожертвования.

В годы правления игумена Филиппа, в течении 8 лет отстроен каменный Спасо-Преображенский собор, который стал главным храмом обители. Освятили его в праздник Преображения Господня, в 1566 году.

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Царь Иоанн Васильевич Грозный пожелал видеть игумена Филиппа в чине митрополита Московского. После долгих уговоров, Филипп принял эту должность.

25 июля 1566 игумен Филипп посвящен в сан митрополита

Святитель Филипп останавливал царя в его несправедливых действиях по отношению к невинным боярам. По этой причине государь гневался на митрополита.

«Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного». Картина художника Я.П.Турлыгина (1857 — 1909)

Иоанн Грозный приказал подготовить против святителя суд. 4 ноября 1658 года на Соборе состоялся суд над Филиппом, и на основании клеветнических показаний, с него сняли сан, обвинили в колдовстве и приговорили к заточению.

Царь решил усмирить Новгород, и войском пошел на город. Малюта Скуратов, по указанию царя, решил взять у владыки благословение на поход. Митрополит не дал своего благословения, и 5 января 1570 года его задушили.

Перед смертью, в 1583-84 годах, царь Иоанн Грозный посылал в обитель крупные суммы пожертвований, замаливая грехи невинно убиенных им людей.

Соловецкий монастырь – военный форпост северной Руси

В XVI-XVII веках Русь постоянно подвергалась нападениям неприятеля. С северных границ шведы намеревались захватить русские земли. Монастырь находился на пути агрессора, и его часто атаковали. Для защиты обители, цари посылали средства, военнослужащих и вооружение.

В конце XVI века началось строительство каменной крепости вокруг монастыря.

Длина периметра крепостной стены составляет 1,25 километра.

Стена сложена из больших валунов. Вес некоторых составляет более 11 тонн. Толщина стен достигает более 5 метров. Крепость считалась одной из самых неприступных в Европе. Обороняли крепость стрельцы. Если угрожала опасность, то монахи тоже участвовали в обороне.

Пушка с бойницей в крепости Соловецкого монастыря

В 1854 году монастырь атаковали два английских военных корабля. Бой длился сутки. По обители пущено около 2000 снарядов. Монахи готовились к смерти, поскольку мощь кораблей превосходила крепостное вооружение. После того, как братия обошла монастырь крестным ходом с молитвой, – свершилось чудо. Враг поднял якоря, и скрылся. Монастырь был спасен.

Обитель славилась тем, что в нее отправляли неугодных политических преступников в ссылку и заточение.

Времена Никоновской реформы, уход монастыря в раскол, оборона и взятие крепости

Во времена никоновской реформы, произошедшей в середине XVII века, Соловецкая обитель сыграла печальную роль. Братия монастыря приняла сторону раскола, и учинила сопротивление. Соловки осаждались царскими стрельцами в течение 8 лет.

Царь надеялся на мирный исход, однако братия не желала принимать церковную реформу. Поскольку монахи не принимали никакие условия правительства, крепость взяли штурмом.

Почти все защитники крепости погибли. В живых осталось 63 человека. 28 из них казнили, остальных отправили в тюрьму. Всех погибших похоронили на острове Бабьей Луде у Бухты Благополучия.

Расправа над участниками Соловецкого восстания. Фреска XIX века

Оставшиеся в живых монахи детально разобрали древние богослужебные книги, принадлежавшие основателю монастыря преподобному Зосиме. Они с ужасом обнаружили, что книги содержали такие же тексты и слова молитв, какие они не принимали у Никона. Сотни людей погибли, даже не усомнившись в своем невежестве.

Все угодья, ранее переданные монастырю изъяли, и жизнь в обители поникла.

Былая слава монастыря возродилась в Петровские времена, после победы над Шведами.

В монастырь стекалось множество паломников. Вокруг обители стали строится паломнические корпуса. Ежегодно святое место посещало до 15 000 паломников, и работало около 1000 трудников. Паломничество стало основным доходом Соловецкого монастыря.

Монастырь во времена Советской власти. Беззакония соловецкого концлагеря, музей и возрождение

После совершения октябрьского переворота 1917 года, в монастыре происходили страшные злодеяния XX века.

1920 в этом году монастырь закрывают

На то время в обители жило около 400 насельников. Большинство разъехались по разным местам. 60 монахов уезжать отказались, и остались вольнонаемными рабочими в организованном совхозе «Соловецкий». Богослужения разрешили совершать только ночью, в церкви на монастырском кладбище.

На Пасху 1923 года в обители произошел сильный пожар, от которого выгорела большая часть помещений. В этом же году из Архангельска прибыли первые заключенные.

Первые заключенные Соловецкого лагеря, 1923 год

На месте монастыря власти организовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В последние годы лагерь переименовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Сюда направляли на перевоспитание людей, подозреваемых в нелояльности к Советской власти, – в основном духовенство и интеллигенцию.

1923-1939 в этот период Соловках побывало около 100 000 человек, 40 000 из которых погибли

В те годы Соловки превратились в ад на земле. Самый страшный концлагерь времен ГУЛАГа устроен на острове Анзер. Сюда с большого острова отправляли умирать тех, кто не имел сил работать. Узников держали в неотапливаемых бараках, почти не кормили.

На большом острове, на Секирной горе – находится Вознесенский скит. Во времена репрессий здесь основали штрафной изолятор. 90% узников оттуда в лагерь не возвращались. Трупы сбрасывались вниз по ступеням в могильник. Сейчас на этом месте стоит Поклонный крест, и совершаются заупокойные молитвы.

Поклонный крест на Секирной горе Соловецкого монастыря

Во времена советского ГУЛАГа, весь строевой лес на острове вырубили. Это послужило причиной закрытия лагеря в 1937 году.

В дни войны на этом месте располагалась школа юнг. Затем отряд Военно-морского флота. В середине 60-х годов в монастыре начались реставрационные работы, а в 1967 году основан Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1989 году на острове вновь основались иноки.

Возрождение монастыря, современная жизнь монахов

Совет по делам религий, после долгого рассмотрения заявления общины, – зарегистрировал на Соловках религиозное общество.

14 апреля 1989 день рождения соловецкой общины

В 1990 году на остров прибыл первый священник – иеромонах Герман (Чеботарь), нынешний духовник Соловецкого монастыря.

Иеромонах Герман, первый священнослужитель и духовник Соловецкого монастыря

На территории монастыря сейчас проживает около 30 монахов.

Игумен Соловецкого монастыря – архимандрит Порфирий. Родился в 1965 году в г. Саров, в семье ученых. Окончил Московский авиационный институт, затем Московскую духовную семинарию. В 1997 году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре.

10 октября 2009 года назначен наместником в Соловецкий ставропигиальныйо мужской монастырь. На Соловки прибыл в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, 26 октября того же года.

Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий

В 1992 году состоялось знаменательное событие. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы возвратились в монастырь.

22 августа 1992 возвращение святых мощей на Соловки

Торжествах возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соловецкие святые вновь обрели свою обитель.

Реквизиты монастыря, как добраться до острова

Официальный сайт
Соловецкого монастыря

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Александр_Грищенко все записи автора
Археологическое наследие Соловецких островов эпохи камня — раннего металла
Археологическое наследие Соловецких островов эпох камня — раннего металла представляют более 1100 объектов первобытной культуры, в том числе 25 стоянок и камнеобрабатывающих мастерских, около 30 каменных лабиринтов и более 1000 каменных насыпей-курганов и разнообразных символиче-ских выкладок.
Остатки древнейших стоянок Малое Кумино, Муксалма 3 и Соловецкая 3 открыты на высоких (16 -20 м над уровнем моря) коренных террасах, отстоящих от современной береговой черты на 0,5-2,0 км. Это небольшие по площади (до 500 кв.м) сезонные поселения, топография и инвентарь которых — ножевидные пластины и их сечения, скребки, проколки, сверла, долотовидные орудия из кварца — позволяют датировать памятники эпохой позднего мезолита (5 тыс. до н.э.) и связать их с мезолитическими поселениями Северной Карелии.
Неолитические (4-3 тыс. до н.э.) стоянки Колгуевская-2, Муксалма-2 и мастерские расположены в дюнных впадинах или на берегу древних озер, превышающих уровень моря на 12 — 15 м. Керамика с ямочно-гребенчатой орнаментацией и разнообразные орудия охоты и рыболовства из кварца, кремня, сланца и песчаника — рубящие орудия, стрелы, ножи, скребки, проколки, грузила — указывают на то, что обитателями этих стоянок были морские рыболовы и охотники с Онежского полуострова. Уникальная находка этого времени — 5-килограммовый якорь в виде массивной плиты трапециевидной формы с углублениями на противоположных краях изделия, сделанный из красноцветного песчаника.
Стоянки эпохи раннего металла (II-I тыс. до н.э.) Муксалма-1, Капорская и Колгуевская-1 обнаружены на 8-10-метровых открытых к морю террасах и относятся к числу более долговременных. Их инвентарь составляют шаровидная посуда с разнообразной орнаментацией и преимущественно кремневые орудия труда: наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, скребки, проколки, скребла, отбойники, тесло, ка-менный якорь. Чрезвычайно интересны предметы культового назначения: «боевой» сверленый топор из сланца и кремневые скульптурки морских промысловых животных.
К последней группе памятников древней материальной культуры Соловков относятся стоянки Соловецкая-1, Соловецкая-2 и Андреевская пустынь, остатки которых обнаружены под культурным слоем монастырских поселений XVI-XIX вв. Грубая лепная керамика и невыразительный кремнево-кварцевый инвентарь этих поселений свидетельствуют о «закате» каменного века в Беломорье в первые века новой эры.
Отдельную категорию первобытных памятников составляют святилища и лабиринты. Святилища — это компактные группы погребальных и культовых памятников, в число которых входят каменные лабиринты, насыпи — курганы и другие выкладки символического характера. Крупнейшее на архипелаге святилище Б. Заяцкого острова включает в себя не менее 13 лабиринтов, 950 насыпей и десятки символических выкладок, которые занимают площадь в 600 тыс. кв. м. Всего же на Соловках открыты и изучаются три культово-погребальных комплекса. Каменными лабиринтами называют спиралевидные фигуры, представляющие собой систему ходов, стенки которых выложены валунными камнями. Лабиринты Соловков подразделяются на круглоспиральные, подковообразные, «классические» и концентрически-круговые. Их диаметр варьирует от 3,4 до 25,4 м, высота не превышает 0,4 м. На Соловецких островах обнаружено около 30 таких сложений; преобладающая часть (ок.20) входят в структуру святилищ. В процессе раскопок курганов-насыпей (диаметр — от 1 до 4 м, высота — 0,4-1,6 м) археологи обнаружили остатки погребальных костров в виде зольно-углистых линз, насыщенных кальцинированными фрагментами костей человека, млекопитающих, птиц и рыб, а также кварцевыми и кремневыми скребками, нуклеусами, заготовками орудий и отщепами.

Сопоставляя топографию и инвентарь стоянок и святилищ, исследователи пришли к выводу о том, что лабиринты и погребения оставлены людьми, посещавшими Соловки во 2 тыс. до н.э. — начале новой эры и населявшими островные поселения.
Материалы археологических исследований дают представление об их повседневных занятиях и верованиях. В число основных входили: рыболовство, охота, собирательство и первобытное «ремесло» — обычный набор занятий древнего северного населения, но на Соловках они обладали своеобразием, обусловленным географическими особенностями региона. В охоте сочетались островная форма (на мелкого зверя и птицу) и морская (на тюленя, кольчатую нерпу), в рыболовстве — морская и озерная разновидности. Своеобразием собирательства было сочетание лесных (заготовка грибов, ягод, съедобных кореньев и трав) и прибрежных (сбор моллюсков и рыбы) форм. Постоянным и необходимым занятием было изготовление каменного инвентаря, для которого в мезолите и неолите использовали преимущественно местный материал — кварц, сланец и песчаник, а в эпоху раннего металла — привозной кремень.
Отдельный вопрос — о средствах морского передвижения. Судя по археологическим источникам (каменный инвентарь и якоря) и природным возможностям, до Соловков добирались на легких каркасных лодках с обшивкой из сшитых и склеенных шкур лесных или морских животных.
Проблематика лабиринтов и святилищ многогранна и сложна. Одни вопросы (например, датировки, культурной принадлежности, классификации, методики построения) можно считать в целом решенными, другие (назначения) вызывают жаркие споры. По мнению большинства археологов лабиринты принадлежат к категории культово-символических памятников, связанных с верованиями их создателей. На одиночных выкладках могли совершаться священнодействия культово-промысловой магии, на святилищах — обряды погребения и связанного с ним жертвоприношения, а также инициации, поклонения предкам, мертвым, Солнцу и др. Среди возможных верований первобытного беломорского населения ученые называют представления о «трех мирах» (нижнем, среднем, верхнем), тотемизм, культ предков (камней, деревьев, лесных и морских животных, птиц), астральные культы.
Памятники первобытной культуры Соловецкого архипелага различны по своей культурно — исторической значимости. К разряду уникальных относят каменные лабиринты, и они действительно уникальны, потому что вместе с курганами и другими выкладками составляют святилища, не имеющие аналогов на территории России. Их ценность и в том, что это — важнейший источник для изучения верований первобытного населения Беломорья. И, наконец, данные памятники — практически готовый археологический музей под открытым небом. Крайне важны для понимания и реконструкции древней островной культуры и решения проблем, связанных с лабиринтами, открытые поселения и мастерские.
Значимость археологических памятников эпох камня — раннего металла исключительно велика, так как они позволяют воссоздать пятитысячелетнюю древнюю историю Соловков и делают культуру людей, осваивавших острова в древности, неотъемлемой частью истории и культуры Севера.
Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995 года объекты островной археологии наряду с другими памятниками Соловецкого историко-культурного комплекса включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Их сохранение является одной из важнейших обязанностей сотрудников Соловецкого музея-заповедника, жителей и гостей Соловецких островов.
Уважаемый читатель! Посещая Соловки, внимательно и бережно отнеситесь к памятникам древней и средневековой культуры архипелага. Помните, что благодаря им могут быть разгаданы еще многие загадки и тайны истории жемчужины Беломорья.
История Соловецкого монастыря
Соловки издревле были известны людям. Об этом свидетельствуют обнаруженные на островах археологические памятники эпохи северного неолита (конец II — начало I тысячелетия до н.э.) — временная (летняя) стоянка беломорских племен на острове Б. Муксалма, неолитические святилища на Б. Заяцком и Анзерском островах, средневековые могильники саамов на Анзере. Однако до XV века постоянных жителей на острове не было.
В 1429 году на остров приплыли из Карелии иноки Савватий и Герман. Их привели сюда поиски уединения и тишины. Шесть лет провели отшельники в полной изоляции от внешнего мира. Место их первого поселения на севере Б. Соловецкого острова носит имя Савватия. Однако в 1435 году монахи вынуждены были покинуть остров. Савватий скончался вблизи Сорок (нынешний Беломорск). Герман же, продолжая его дело, на следующий год возвращается на Соловки с иноком Зосимой.
Именно Зосима выбрал новое место для основания обители — на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия. Это было довольно бойкое место — здесь часто останавливались приходившие на промысел рыболовы и зверобои, которые в скором времени разнесли слух об иноках, поселившихся на пустынном острове, по всему Беломорью. К Зосиме и Герману стала собираться братия. Дом Святого Спаса и Святого Николая (так называли обитель поморские крестьяне) быстро рос. В середине XV века он официально был признан духовными и гражданскими властями Великого Новгорода. Новгородское правительство пожаловало монастырю в вечную собственность все острова Соловецкого архипелага и ряд земель на материке. Земельные владения монастыря росли также за счет пожертвований частных лиц, актов купли-продажи участков, освоения пустошей и т.д. К середине следующего — XVI столетия — монастырь стал крупнейшим землевладельцем региона. В Соловецкой вотчине активно развивались традиционные для Русского cевера солеварение, рыболовство, зверобойный промысел, добыча слюды, жемчуга, животноводство.
В 1548 году настоятелем обители был избран Филипп, в миру Федор Степанович Колычев. Это был разносторонне талантливый человек, внесший огромный вклад в укрепление духовного авторитета и материального благосостояния монастыря. При Филиппе была устроена система питьевых каналов, объединившая 52 озера и снабжавшая монастырь свежей проточной водой, были проложены дороги, соединившие монастырь с отдаленными частями острова, расширен и укреплен скотный двор на острове Б. Муксалма, основан кирпичный завод, начаты разработки известняка в районе Орлеца на Северной Двине… Перечисление деяний игумена можно продолжать довольно долго. Но главным из них было начало каменного строительства на Соловках.
В 1552 году по благословению Филиппа была заложена Успенская церковь с трапезной на подклетах и келарской палатой. За шесть летних сезонов (зимой строительство не велось — качество каменной кладки снижалось) под руководством новгородских зодчих Игнатия Салки и Столыпы было возведено это чудо средневековой русской архитектуры. А на следующий год по завершении Успенского храма Филипп закладывает Спасо-Преображенский собор — главный храм монастыря. Его строительство было завершено в 1566 году. Этот грандиозный храм не имеет аналогов в русской культовой архитектуре. Он необычен во всем: в объемно-пространственной композиции, в решении кровли, в художественном оформлении.
Незадолго до завершения строительства Спасо-Преображенского собора Филипп вынужден был покинуть Соловки: на архиерейском соборе он был избран Митрополитом Московским и всея Руси. Однако долго возглавлять Русскую Православную Церковь ему не пришлось. Обличения опричных злодейств, творимых царем Иваном Грозным, стоили Митрополиту кафедры: осенью 1568 года Филипп был заточен в Тверской Отрочь (???) монастырь, а в конце 1569 года по приказу царя опальный Митрополит был задушен Малютой Скуратовым. В глазах русских людей злодейски умерщвленный Святитель стал символом противостояния самодержавному произволу. В конце XVI века мощи Филиппа были перенесены на Соловки и упокоены в Преображенском соборе, а в 1652 году Филипп был причислен к лику общероссийских Святых. Мощи его были перенесены в Москву, где покоятся в Успенском соборе Кремля.
Конец XVI столетия открыл первую страницу в военной истории Соловецкого монастыря. В связи с реально возникшей опасностью нападения шведов на обитель в 1578 году на Соловки прибыл воинский отряд под руководством воеводы Михаила Озерова. Одним летом вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, набрано войско (около ста человек стрельцов и стрелецких начальников). На следующий год монастырские ратники получили первое боевое крещение, отражая нападение шведских отрядов на Кемь. Первый опыт оказался неудачным — стрелецкий отряд был разбит, воевода погиб. В последующие годы монастырь сосредоточенно укрепляет оборону как острова, так и своих обширных материковых владений, вновь набирается войско (жалованье, провиант, амуниция, оружие, боеприпасы — от монастыря), строятся остроги: Камский, Думский, Ругозерский, Муезерский; начинается строительство каменной крепости на Соловках.
Летом 1582 года был положен первый камень в основание Соловецкой крепости. Строительство продолжалось 13 летних сезонов. Руководил им каменных дел мастер из Вологды Иван Михайлов, которого со временем сменил монах Трифон (Кологривов). Стены и башни возводились из природного материала — валунов, которые в изобилии имеются на острове. Строительство велось участками, к лету разбирали часть деревянного острога, к осени на этом месте уже стояла каменная стена. В 1595 году строительство было приостановлено, а на следующий год завершилось возведением Белой башни. Крепость представляет собой вытянутый с севера на юг пятиугольник с пятью круглыми боевыми башнями. Общая длина стен по внешнему обводу 1084 метра, толщина от 5 до 7 метров у основания, высота до 11 метров. Крепость обладала отличными для своего времени боевыми качествами, оборона ее была тщательно продумана. Примечательно, что шведы, регулярно разбойничавшие в материковых владениях обители, так ни разу и не отважились напасть на сам монастырь.
Соловецкая крепость подверглась осаде единственный раз. Это произошло во второй половине XVII века, когда монахи, храня верность «старой вере», отказались принять церковную реформу, начатую Патриархом Никоном. Много лет продолжалось глухое противостояние братии, не желавшей переменять веру первоначальников Зосимы и Савватия на «латынство» ненавистного Никона. Однако в конце концов такое положение вещей перестало устраивать правительство. В 1668 году на Соловки был направлен воинский отряд, чтобы привести монахов в покорность. Ворота закрылись. Началась осада, длившаяся в течение семи с половиной лет. Только в январе 1678 года в результате предательства одного из монахов — Феоктиста — воеводе Ивану Мещеринову удалось овладеть крепостью. Практически все осажденные были убиты в ночном сражении либо казнены на следующий день. Память мучеников за праотеческую веру свято чтится русскими старообрядцами.
Конец XVII и начало XVIII века ознаменовались двумя визитами Петра Первого на Соловки. Государь посетил свое богомолье в первый раз в 1694 году. Второй раз Петр побывал на Соловках в 1702 году. Этот второй приезд ознаменовался строительством церкви Святого Апостола Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове. Церковь сохранилась до нашего времени.
XVIII век отмечен в истории обители еще одним печальным событием: в 1764 году Императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель. Огромная Соловецкая вотчина отошла в казну. В компенсацию монастырю была дарована ставропигия, т.е. непосредственное подчинение Святейшему Синоду, минуя Архангельскую епархию. С тех пор губернские власти неоднократно жаловались по инстанциям на свойственный старцам «сепаратизм», выражавшийся в регулярном игнорировании распоряжений этих самых властей.
Секуляризация, лишив монастырь материковой вотчины и доходов, поступавших с нее, дала толчок интенсивному развитию островного хозяйства. К 1880-м годам в монастыре насчитывалось до 40 различных производств: слесарное, столярное, кузнечное, гончарное, кожевенное и т.д. и т.п. Развивается сеть скитов (Савватьево, Исаково, Секирная, анзерские скиты, Сергиевский на Б.Муксалме), представлявших собой небольшие монастыри, ориентированные на занятие тем или иным видом в основном сельскохозяйственной деятельности. Процветают рыболовный и зверобойный промыслы. Скотный двор на Б. Муксалме насчитывает до 300 голов коров. Для облегчения доставки мяса и молочных продуктов Б. Соловецкий остров и о. Б. Муксалма соединяются насыпной валунной дамбой с проезжей дорогой поверху через пролив Железные ворота.
Культ основателей монастыря Зосимы и Савватия привлекает на острова многочисленных паломников. Интерес к обители был подогрет и событиями Крымской войны, когда в июле 1854 года два британских военных парохода «Бриск» и «Миранда» в течение девяти с четвертью часов бомбардировали обитель, засыпая ее ядрами и бомбами (более 1800 штук!). Благодаря покровительству Богородицы по молитвам Преподобных Зосимы и Савватия, за все время обстрела в монастыре не было ни одного убитого или раненого, монастырским храмам и келейным корпусам был причинен минимальный ущерб. «Все разрушения», — рапортовал в Святейший Синод архимандрит Александр, — «были исправлены за четыре часа».

Во второй половине XIX века поток богомольцев на Соловки возрастает, достигая в отдельные годы 10-12 тысяч человек за навигацию. Старый парусно-весельный флот монастыря уже не справляется с возросшим пассажиропотоком, и в 1861 году архимандрит Порфирий покупает в Архангельске пароход. На следующее лето своими силами монахи строят еще один пароход, а несколько позднее, в 1880-х годах, на верфях в Або (Финляндия) и Гетеборге (Швеция) по заказу обители строятся еще два судна. Порфирий же строит трехэтажную гостиницу (Преображенскую) для богатых паломников (старые деревянные Архангельская и Петербургская с парными комнатами на 30-40 человек не могли удовлетворить взыскательную публику).
Конец XIX и начало XX века ознаменовались деятельностью архимандрита Иоанникия, отличавшегося суровым нравом и любовью к техническим новшествам. При Иоанникии была начата строительством система судоходных каналов, соединивших десять озер Большого Соловецкого острова. Эта система и сегодня приводит в восторг многочисленных посетителей Соловков своим совершенством и живописностью каналов. Иоанникий, преодолевая сопротивление косной части братии, строит первую на севере России гидроэлектростанцию, увы, не сохраненную последующими поколениями соловчан. Ее руины наводят на грустные размышления. Зато прекрасно сохранилось здание радиостанции, выстроенное в 1916 году.
Активная и плодотворная хозяйственная деятельность архимандрита была прервана событиями февраля 1917 года в Петербурге. Узнавшие о низложении монархии старцы, подражая рабочим и крестьянам, свергли властного Иоанникия и избрали настоятелем Вениамина, которому суждено было возглавлять монастырь до мая 1920 года.
1920 год был последним в почти пятивековой истории Соловецкого монастыря. В мае на острове высадилась комиссия Архгубчека (нормальное название ???), изрядно пограбившая обитель: были изъяты денежные средства, продовольствие (для голодающих рабочих), ценности и т. п. А в октябре того же года было принято решение о ликвидации монастыря. На базе процветавшего монастырского хозяйства был создан совхоз, это самое хозяйство и доконавший. Три года спустя совхоз был закрыт. Этот акт сопровождался большим пожаром.
В мае 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Начала отсчет история Соловецкого лагеря особого назначения. Это был первый в Советской России регулярный концентрационный лагерь, сформированный на базе Северо-Двинских лагерей. Предназначался он для «перековки старого человеческого материала в сознательных строителей социализма», как тогда говорили. На деле же — для уничтожения (в основном физического) этого самого старого «человеческого материала». Бог весть, сколько людей было загублено на Соловках: расстреляно, погибло от голода и болезней, от непосильного труда на лесоповале и торфоразработках… Царское и белое офицерство представители дворянства, творческой, научной и технической интеллигенции, духовенства, члены бывших социалистических партий, раскулаченные крестьяне, чекисты, партийные, советские и хозяйственные работники…
Эта страшная машина действовала до конца 1939 года. В 1940 году на Соловецких островах был дислоцирован Учебный Отряд Северного Флота. В 1942-1945 годах при Учебном Отряде действовала Школа Юнг ВМФ, куда по направлениям военкоматов набирали подростов 15-16 лет для обучения различным флотским специальностям: рулевой-сигнальщик, судовой электрик судовой механик, боцман и т.д. Выпускники Учебного Отряда и Школы Юнг принимали участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Многие из них погибли, защищая Отечество. Учебный Отряд действовал на Соловках до 1957 года.
В 1967 году был организован филиал Архангельского краеведческого музея, взявший под охрану многочисленные памятники истории и культуры архипелага. Семь лет спустя филиал был преобразован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Важной вехой в истории музея стало включение памятников, охраняемых и реставрируемых им, в «Список всемирного наследия» ЮНЕСКО в 1992 году, а год спустя — в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
СОЛОВЕЦКИЕ ЛАГЕРЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (СЛОН)
Концентрационные лагеря ОГПУ-НКВД на Европейском Севере СССР. Выбор места для будущих лагерей был, ве-роятно, сделан М.С. Кедровым, руководившим работой комиссии Архангельского губернского революционного комитета (Архгубревкома) по изъятию продовольственных излишков, оружия, денег и ценностей бывшего Соловецкого монастыря (29.04-1.05.1920). В дальнейшем (1920-39) места заключения на Соловецких островах приобрели следующую структуру по этапам: трудовой лагерь с подчинением подотделу принудительных работ Архгубисполкома (организован 20.05.1920), переподчинен объединенному отделу мест лишения свободы Архгубисполкома (14.08.1920), в подчинении Управления островами (с ноября 1920); весной (по другим данным — в июне) 1923 лагерь вошел в качестве отдела в Управление северными лагерями ОГПУ. Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 13.10.1923 был организован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ). В конце 1929 года открыто 4-е отделение Соловецкого лагеря (СЛАГ ОГПУ); осенью 1930 на основе СЛОН организовано лаготделение СИКМИТЛ ОГПУ (Соловецкий и Карело-Мурманский исправительно-трудовые лагеря). 16.11.1931 открыто 11-е отделение Беломорско-Балтийского лагеря (ББЛАГ ОГПУ). 1.01.1932 организовано 1-е отделение Соловецкого исправительно-трудового лагеря (СИТЛ ОГПУ). В 1933 году появилось 8-е Соловецкое специальное отделение (штрафное) Беломорско-Балтийского комбината (ББК ОГПУ с 1.11.1933, ББК НКВД с лета 1934). В 1937-39 г. на месте СЛОН организована Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН 10-го отд. ГУГБ НКВД, создана 20.02.1937, закрыта 2.11.1939).
7.06.1923 прибыла большая партия заключенных (дворяне, старая интеллигенция, участники Белого движения, политзаключенные Пертоминского концлагеря, уголовники). Первоначально их разместили на территории упраздненного монастыря, затем лагеря заняли все острова Соловецкого архипелага и Кондостров. В скиту на Секирной горе разместили штрафной изолятор. Бесплатный труд заключенных использовался в коммерческих целях; они занимались сельским хозяйством, торфодобычей и лесоразработками. На Большом Соловецком острове была построена узкоколейка, работали кирпичный завод и предприятия кустарной промышленности, строились бараки.
В 1925 силами заключенных стали строить тракт Кемь — Ухта. В 1929 была отправлена экспедиция на реку Чебью (основан город Ухта). В 1930 организована Вайгачская экспедиция ОГПУ. С конца 1920-х СЛОН получил распространение в Карелии и Мурманской области, имел 12 отделений с множеством «командировок». В системе СЛОН содержались тысячи заключенных: на 1.10.1927 их было 12 896 чел., в т. ч. на Соловках 7445, на материке 5451 чел. (ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.2818); в СТОН на 15.03.1939 в заключении находились: в тюрьме 1678 чел., на лагерном поселении 1646, на 1.08.1939 соответственно — 2512 и 1722; на 1.10.1939 -1522 чел. (всего) (ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.6). В 1939-40 оставшиеся в живых заключенные были вывезены в Орловскую и Владимирскую тюрьмы, в Норильск и другие места заключения. В 1920 — начале 1930-х в СЛОН работала типография, издавался журнал «Соловецкие острова» (под названием «СЛОН» печатался на Соловках в 1924-26, 1929-30; в 1927-28 выходил на страницах журнала «Карело-Мурманский край»); выходила газета «Новые Соловки». Активно работало Соловецкое общество краеведения (СОК), имелся музей, действовали театры, была богатая библиотека; работали школы. В СЛОН были сосредоточены культурные, интеллектуальные и духовные силы послереволюционной России. В тяжелых условиях ГУЛАГа немногие из них дожили до освобождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *