Соловецкое подворье

Храм Георгия Победоносца в Ендове стоит в самом сердце столицы в плотном окружении современных офисных высоток. Среди них церковное здание XVI века смотрится как нечто необычное и экзотическое. Еще более удивится сторонний наблюдатель, узнав о том, что этот храм, его клир и причт имеют непосредственное отношение к одному из известнейших в мире мужских монастырей, отличающихся особой строгостью устава. О прошлом и настоящем подворья Соловецкого ставропигиального монастыря и жизни насельников рассказывает его настоятель – архимандрит Мефодий (Морозов).

Архимандрит Мефодий (Морозов)

Посольство в миру

– У Вас имеется личный аккаунт в социальной сети «Фейсбук», что, прямо скажем, нехарактерно для монашествующего духовного лица. Какова цель Вашего присутствия в интернет-пространстве?
– Я далеко не единственный православный священнослужитель, кто имеет свою страничку в «Фейсбуке». Нас достаточно много, в том числе и архиереев. Во-первых, пытаюсь осуществлять по мере возможности воцерковление участников интернет-сообщества. Другая цель – познакомить православный народ с нашим храмом и подворьем. Оно действует уже больше двадцати лет, но, к сожалению, о его существовании очень немногие знают. Интернет в этом смысле представляет большие возможности.

– Для чего вообще нужно монастырское подворье в городе?
– Подворье в Москве – это представительство, своего рода посольство монастыря. Все, кто здесь несет послушание, являются иноками Соловецкого монастыря, мы живем по уставу обители. Богослужение начинаем в шесть утра, ежедневно молимся преподобным основателям нашей обители Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. У нас в храме имеется чтимая икона с их святыми мощами. Утром совершается братский молебен перед этой иконой, каждое богослужение заканчивается пением тропаря, кондака, величания и чтением молитвы преподобным. К сожалению, Литургия пока бывает не каждый день.

Большинство побывавших на Соловках ищет, где можно вновь соприкоснуться с их атмосферой, ведь Соловки обладают огромной притягательной силой. Если нет возможности приехать туда снова, можно побывать на маленьких Соловках в самом сердце Москвы, тоже на острове под названием Балчуг.

По сути дела, наше подворье – единственный так близко расположенный к Кремлю действующий православный монастырь. Отсюда до Красной площади – не более десяти минут ходьбы. Когда я был помоложе, мы с моим собратом, иеромонахом Антонием, тогда настоятелем подворья Соловецкого монастыря в Кеми, вечерами часто ходили вокруг Кремля. Нам хватало сорока пяти минут для того, чтобы обойти весь Кремль неспешным шагом, с молитвой.

Подворье ведет большую хозяйственную работу по обеспечению монастыря всем необходимым: продовольствием, стройматериалами. Раньше бывало так, что мы прямо здесь формировали грузы, все было заставлено ящиками, коробками, мешками с картошкой, целыми буртами капусты, лука, яблок, морковки и других овощей, потому что монастырю не хватало всего этого, своих сельхозугодий не было. Приходилось объезжать подмосковные хозяйства, прося пожертвовать для Соловков различные овощи. Все, собранное здесь, загружается в грузовой трейлер, тонн по десять-двадцать. Груз транспортируется в Кемь, оттуда с началом навигации – на Соловки. Самолетом многого не доставишь – только самое необходимое. Каждый год от ста до двухсот тонн самых разных грузов мы отсюда отправляем на Соловки.

Поклонный «Соловецкий» крест на территории подворья

– Как и когда появился на подворье большой поклонный крест?
– Когда мы сюда пришли в 1992 году, в церковном здании располагались запасники Дирекции художественных выставок Художественного фонда России. От прежнего убранства храма, от икон ничего не осталось, только роспись в куполе четверика, которую мы позднее отреставрировали. Мы все думали, как сделать так, чтобы храм и его территория «осоловели». Зародилась мысль воздвигнуть крест, подобный тем поклонным крестам, которые стоят на Соловках. Традиция их устанавливать существовала с давних пор – до 1917 года на территории архипелага поклонных крестов насчитывалось до трех тысяч. В итоге поставили девятиметровый крест, который изготовлен в монастырской кресторезной мастерской на Соловках. Его центральный столб – из дерева, выросшего на Соловках, и камни, которыми он заложен у основания, тоже соловецкие.

Помню, как собрались наши прихожане и этот крест, без помощи крана, вручную, с большим воодушевлением, так же, как на Соловках, подняли и установили. Под крестом сделано углубление, где уложены человеческие останки, найденные на территории храма во время благоустройства. Храм – древний, рядом издавна располагался погост, где погребали в том числе и прихожан. Крест освятил Святейший Патриарх Алексий II в 2001 году.

Я все думаю: вот на Лубянке в память о жертвах репрессий поместили огромный камень с Соловецких островов. Люди там собираются, проводят поминальные мероприятия. Даже священнослужители приходят и служат панихиды. Может быть, некогда поставленный на подворье крест станет альтернативой этим камням? Все-таки, помолиться о душах невинно убиенных куда как благодатнее возле креста.

Каждое воскресенье по территории подворья совершается крестный ход – такова наша монастырская традиция. Крестный ход делает остановку возле креста, где в дни особого поминовения усопших и в праздники в честь новомучеников Российских и Соловецких возглашается «Вечная память» всем православным христианам, в том числе и пострадавшим от гонений.

Из сварщиков – в скитоначальники

– Вокруг подворья много офисной застройки, жилые дома немногочисленны. Вероятно, это сказывается на численности прихожан?
– С одной стороны, иногда скорблю по этому поводу. Я начинал монашескую жизнь в Даниловом монастыре в 1984 году, когда происходило церковное возрождение, людей в монастырь приходило множество. Оказавшись здесь, я долгое время не мог привыкнуть к тому, что даже в праздники молящихся немного. В первые годы, направляясь из кельи на богослужение, думал: «Ну сейчас меня затолкают, в алтарь будет трудно пройти». Входил в храм, а там – народу меньше, чем братии. Особенно ощутимо безлюдье летом. Но как поет бард Евгений Бачурин в одной из своих песен, которая называется «Всё от Бога»: «Что ж, не вечно жить самим, / Надо место дать другим». Надо дать людям возможность летом помолиться в сельских храмах, которые зимой, напротив, обычно пусты.

Самое главное, что утешает меня здесь, на подворье, относительно количества прихожан: пусть их немного, но они осмысленно ищут именно неторопливого монашеского богослужения. Мне приходилось бывать в храмах, которые похожи на метро, где прихожане заходят, уходят, снуют, свечки покупают и ставят. И служба кажется какой-то пересадочной станцией. По милости Божией у нас этого нет!

– Что изменилось на подворье за двадцать с лишним лет?
– Много поменялось братии. За эти годы человек шесть, наверное, от нас перешли на послушание в монастырь, а начинали здесь как трудники. Нынешний благочинный Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий, выпускник МФТИ, например, пришел на подворье почти юношей. Здесь был пострижен в рясофор и в мантию. Закончил заочно семинарию, академию, стал кандидатом богословия. Однажды сварщик пришел с соседней стройки и сказал: «Батюшка, я хочу у вас быть, возьмите меня». Он трудился на строительстве огромного офисного центра «Балчуг Плаза», который стоит практически у нас во дворе. Сейчас бывший сварщик – иеромонах, скитоначальник Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Другой наш бывший послушник – настоятель Соловецкого подворья в подмосковном селе Фаустово. Они духовно выросли здесь на подворье, поэтому даже в этом смысле мы не зря трудились все эти годы.

– А соседи – обитатели офисов «Плазы» – посещают ваш храм?
– Да. И не только посещают. Среди них есть люди, которые уже много лет очень серьезно финансово нам помогают. Мы бы сами многого не смогли. Весь храм расписан на средства одного из обитателей соседнего офиса, которому мы глубоко благодарны и с любовью молимся о нем.

– Значит, не зря это здание построили здесь.
– Не зря! Господь ведь не случайно все творит, понимаете? Знаете, когда я стал здесь настоятелем, обнаружил столько всяких деталей, которые говорят о том, что я не просто так здесь. Храм расположен недалеко от станции метро «Новокузнецкая». А я сибиряк, мои детство и юность прошли в городе Новокузнецке Кемеровской области. До нас в храме размещались запасники Дирекции художественных выставок Художественного фонда России, а мой покойный папа был профессиональным художником и всю жизнь проработал в Художественном фонде. Мне иногда кажется, что он ждал меня здесь. Я понял, что этот храм просто не мог оставаться без меня, и скоро уже исполнится двадцать пять лет, как моя жизнь с ним связана. Во всем нужно видеть Божественный Промысл, Он нас ведет.

Царский ковчег

– На Соловках некогда был свой собственный достаточно интересный обиходный распев. Он здесь звучит?
– К сожалению, сейчас нет. Долгое время братии на Соловках было совсем немного, и бывало, один певчий пел всю Литургию, особенно зимой. Порой после братского молебна насельники расходилась на послушания, в храме оставался один служащий священник и, в лучшем случае, один иеродиакон с ним, один певчий, один пономарь. Чаще всего именно этими людьми, которые совершали Литургию, число молящихся и ограничивалось. Сами понимаете, тут не до сложных нотных песнопений. И вот тогда на аналой возлагался Соловецкий обиход, звучали старинные распевы – простые, но удивительно молитвенные. Полноценный хор в монастыре складывался постепенно, в его репертуаре есть и песнопения из Соловецкого обихода. У нас на подворье сменялись разные хоровые составы, лет пять назад, наверное, сформировался мужской квартет, который поет и сейчас. Обычно на богослужении звучат традиционные монашеские распевы: Киевский, Троице-Сергиевой Лавры. Но, увы, пока не Соловецкие.

– Расскажите, пожалуйста, какие святыни находятся на Соловецком подворье?
– Икона с частицами святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, а также ковчег, который нам пожертвовали вместе с частицами святых мощей преподобных старцев Глинских. У нас есть икона с мощами великомученика Пантелеимона, иконы преподобной Анны Кашинской, преподобных Оптинских старцев с частицами их мощей.

Ко времени освящения креста на некоторое время к нам привезли с Соловков большой ковчег с частицами мощей различных святых. Я могу здесь в чем-то быть не очень точным, поэтому прошу не воспринимать мои слова как истину в последней инстанции, но мне говорили, что этот ковчег как будто когда-то пребывал в одном из соборов Московского Кремля. И в Соловецком музее его называли Царским ковчегом. До 1993 года он находился в музейных собраниях Соловецкого музея-заповедника. По договоренности с руководством музея ковчег был передан на временное хранение в монастырь, а с годами так в монастыре и остался. Мы попросили этот ковчег с Соловков привезти, потому что тогда у нас было совсем пусто и никаких святынь не было. А в нем- огромные частицы святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, что особенно для нас ценно, поскольку наш храм сохранил свое древнее посвящение этому святому, хотя главный придел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

– Мало кто об этом знает, кстати…
– С давних пор москвичи особо почитают великомученика Георгия Победоносца, и придел, освященный в его честь, в нашем храме всегда существовал. Поначалу придел был совсем крохотным и располагался за иконостасом, в южной части храма, подобно Успенскому собору Лавры, где за главным иконостасом есть приделы со своими небольшими иконостасами. Для Руси это очень давняя традиция.

В XIX веке к храму пристроили трапезную. В северной ее части был устроен придел во имя святителя Николая, а в другую часть перенесли придел в честь великомученика Георгия. Когда Святейший Патриарх Алексий в 2003 году совершал великое освящение обоих приделов – Рождества Богородицы и Никольского, мы попросили Его Святейшество освятить бывший Никольский придел в честь сразу двух святых: в честь святителя Николая и в честь великомученика Георгия. Богослужение совершается в этом приделе только в дни памяти этих святых – в дни, являющиеся для нас престольными праздниками.

Постепенно сложилась традиция, по которой соловецкая святыня – Царский ковчег – попеременно находится то на самих Соловках, то у нас на подворье. Когда на островах происходит большой наплыв паломников, обычно это начинается с конца мая, уже после дня памяти великомученика Георгия, мы отправляем ковчег в монастырь. А в начале сентября, когда навигация по Белому морю заканчивается и паломников в обители практически не бывает, ковчег привозят опять к нам. Эта традиция служит важной духовно связующей нитью между Соловецкой обителью и ее московским подворьем.

Беседовала Ольга Кирьянова

Первый храм на этом месте построили еще до 1612 года по велению архиепископа Арсения Елассонского.

Что есть что в церкви

Храм Георгия в Ендове появился в тех местах, где Иван IV открыл первый кабак для опричников. Сосуды, в которых хранили хмельные напитки, называли «ендовами». Возможно, отсюда и пошло название местности. В Смутное время церковь Георгия Победоносца служила крепостью и сильно пострадала.

Нынешний каменный храм с пятиглавием на горке кокошников построили в 1653 году. Церковь в Ендове окружает ограда 1760-х. Ее поставили на средства Демидова. При этом единственное сохранившееся кованое звено решетки сейчас находится в музее-усадьбе «Коломенское», а существующая решетка появилась при реставрации.

В 1908 году произошло самое большое в Москве наводнение, и храм Святого Георгия в Ендове затопило. Фундаменты пришли в негодность, появились трещины в стенах и сводах. Тогда староста церкви Ефим Привалов пригласил опытного архитектора. Фундаменты укрепили, и храм удалось сохранить.

В 1935 году храм в Ендове закрыли. В церковном здании устроили общежитие и склад. Богослужения возобновились в 1993, когда храм стал подворьем Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Поэтому в 2001 году на церковном дворе установили Поклонный крест пострадавшим на Соловках. Камни в его основании привезли с Соловецких островов.

Церковь Георгия в Ендове на фотографиях разных лет:

А как бы вы дополнили статью о храме Святого Георгия в Ендове?

В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.
В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.
Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.
Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.
В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.
Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.
Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.
Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).
Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.
Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А.И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.
Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.
Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.
Современность:
16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).
После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.
Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.
До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.
3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.
Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.
2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.
12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).
Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.
В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время работа по росписи интерьера храма полностью завершена. Большую часть её выполнила бригада художников под руководством известного московского иконописца Н. В. Нужного.
Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.
Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям, частично координируется на Московском подворье.
На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет помощь обители в подготовке изданий литературы к печати, а также осуществляет собственную полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др.), а также принимает участие в подготовке фотовыставок, презентаций для проведения Попечительского совета монастыря, предоставляет оргтехнику при подготовке ежегодных годовых отчетов для монастыря и всех скитов и подворий. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие поучения по теме предстоящих праздников и злободневных тем, касающихся духовной жизни прихожан.
Святыни храма:
Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.
Особо чтимыми иконами Божией Матери являются: «Державная», «Хлебенная» (список келейного образа, святителя Филиппа, другое название – «Запечная», поскольку она явилась ему, когда он подвизался в хлебопекарне будучи молодым иноком) и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей поставлена на аналое для поклонения в Николо-Георгиевском приделе. Наконец, в центральном приделе находится мощевик с частицами святых мощей преподобных Глинских старцев.
Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и Целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.
Приходская жизнь:

При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. Учащиеся, число которых обычно не превосходит 20–25 человек, разделены на три возрастные группы – от 6 до 15 лет. Целью деятельности школы является разъяснение и усвоение воспитанниками основных истин Православной веры, организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви, воспитание навыков церковного искусства (пение, рисование и др.). Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.

Перед занятиями совершается трапеза. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями. 2-3 раза в учебном году проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные истории Отечества, истории Церкви, выдающимся соотечественникам и проч. Так, например, были проведены вечера, посвящённые Александру Невскому, П.И. Чайковскому, Куликовской битве, преподобному Иоанну Дамаскину. Ежегодно особо отмечается праздник, посвященный Дню Победы, 9 мая.

Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на спектакль и праздничный концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где помещены списки учащихся, расписание занятий, фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.

Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки (Троице-Сергиеву лавру, Соборы Московского Кремля, Новодевичий монастырь, храм Воскресения Христова в Кадашах, прогулки по Москве с посещением храмов Св. Николая в Клёниках, Косьмы и Дамиана на Маросейке, где знакомимся с историей храма), организуются учебные экскурсии в музеи Москвы: музей Достоевского, Третьяковскую галерею, музей Васнецова, дом-музей П.И. Чайковского в Клину, поездка на Бородинское поле и др. В 2016 году была организована поездка на Соловецкие острова.

На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».

Проводились встречи с художником-монументалистом, переводчиком «Слова о полку Игореве» Артемьевым А.В., с детским психологов, автором книг Ириной Яковлевной Медведевой.

Ответственной за деятельность воскресной школы является Ольга Глебовна Кожевникова.

Социальная деятельность Подворья, которая ведется с 2011 года, в основном сосредоточена на помощи инвалидам из числа прихожан Подворья и на переписке с заключенными (отправка им посылок и бандеролей). Осенью 2016 года появилось новое направление деятельности Службы милосердия – социальная помощь в дошкольном отделении школы № 518 г. Москвы, где функционирует группа «Особенные дети» для детей-инвалидов.

Церковное социальное служение осуществляется силами прихожан, добровольцев Социальной службы милосердия (около 30 человек), которая была создана в апреле 2015 года.

Духовное окормление Социальной службы совершает иеромонах Лонгин (Новоселов). Координатор Службы милосердия – помощник Настоятеля по вопросам социального служения Анапольская Наталья Александровна.

Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться деятельность паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно с октября по май, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка. Наши паломники совершают поездки и на Святою Землю, к православным святыням Крыма, других городов России. Пользуются популярностью автобусные поездки по монастырям Подмосковья. Такое разнообразие привлекает все новых паломников, многие из которых приезжают летом на Соловки и становятся нашими прихожанами в Москве.

В настоящее время основная задача Паломнической службы – организация поездок на Соловецкие острова, где паломники знакомятся с историей и современной жизнью Спасо-Преображенского ставропигиального Соловецкого мужского монастыря. Весь зимний сезон набираются группы индивидуальных паломников и из приходов. Поездки осуществляются в летнюю навигацию — с начала июня до середины сентября. Сотрудники Службы в это время работают с паломниками непосредственно на Соловках. Паломническая служба предлагает наиболее оптимальную программу из 6 дней пребывания на островах. График экскурсий строится с учетом расписания богослужений.

Паломническая служба проводит и благотворительную работу. На Подворье монастыря (в храме во имя Великомученика и Победоносца Георгия в Ендове) принимаются группы паломников, для которых проводятся экскурсии с рассказом о монастыре, храме и подворье. Регулярно в социальных учреждениях Москвы проходят лекции и экскурсии для пожилых людей. Дважды в год организуются вечера-встречи, посвященные Соловкам, благотворительные рождественские и пасхальные концерты.

Богослужения в храме совершаются ежедневно:

Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).
Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители Зосиме, Савватию и Герману.
В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00 – читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00, на котором совершается малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.
Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается Таинство Елеосвящения (Соборования) – кроме первой и последней седмицы Поста. В период Рождественского Поста это Таинство совершается лишь дважды.
Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *