Сорок сороков

Толкования

Как совокупность московских храмов

Выражение «сорок сороков» иногда толкуют как указание на то, что в дореволюционной Москве было примерно 40 × 40 = 1600 храмов. Например, так его понимает координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:

В миллионной Москве начала XX века было около тысячи шестисот храмов — поэтому её и называли златоглавой, городом сорока сороков.

Однако по статистике начала XX века в Москве было около 800 храмов, указывает иеромонах Иов (Гумеров), отвергая этот взгляд (по иным данным, к 1917 году в Москве, вместе со строящимися, было около тысячи храмов и часовен, из них 842 православных и 88 — других конфессийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)).

Встречаются утверждения, что при подсчёте не храмов, а всех их престолов получается число 1600 (или близкое к нему число 1620).

Подобные варианты подсчёта (не храмов, а престолов) Иов (Гумеров) также отвергает. По его мнению, «этот подсчет достаточно искусственный». В качестве подтверждения того, что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов, он использует цитату из рассказа Михаила Булгакова «Сорок сороков» (1923):

На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков.

Ключ к пониманию фразеологизма даёт тот факт, что в своё время слово соро́к обозначало церковно-административную единицу. Решением Стоглавого собора московские храмы были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» и возглавлялись «поповскими старостами». Согласно Стоглавому собору, в Москве должно было быть семь поповских старост: Кремлёвское, Сретенское, Никитское, Китайгородское, Замоскворецкое, Ивановское и Пречистенское.

Число сороко́в постепенно росло, и в начале XX века их было уже 40, однако соро́к включал не 40 церквей, а меньшее их количество (впрочем, в иные периоды времени соро́к мог включать и больше церквей).

Выражение «сорок сороков» употреблялось также для именования всемосковского крестного хода: духовенство и прихожане собирались по «сорока́м», к которым были приписаны.

Как великое множество

Таким образом, выражение «сорок сороков» обозначало многочисленности церквей в старой Москве. Затем его, как и слово «со́рок», стали употреблять для обозначения большого количества. Например, можно указать на то, что сороконожка имеет не сорок ног: слово «сорок» может означать не только «четыре десятка», но и «много».

Таким образом, выражение «сорок сороков» может означать и большое количество чего угодно, а не только храмов.

Числительное «сорок»: этимология
Русское числительное «сорок» является нестандартным, то есть не подчиняется общим правилам образования аналогичных количественных числительных (в которых выделяются два корня: два+дцать, три+дцать и т. д.).
Первоначально слово «сорок» использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи, в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др.

Предполагается также, что «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в значении «исподняя рубашка».

Один сорок (см. также киихтелюс) обозначал мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам».

Согласно ещё одной версии, считается, что русское нестандартное (см. врезку) числительное «сорок» в какой-то момент стало использоваться как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либоК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). См. также этимологию этого слова в Викисловаре.

Отрывок, характеризующий Сорок сороков

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.

Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon , и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.

– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn.
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer?

Почему «сорок», а не «четыредцать»? Откуда взялся этот корень?

Лев Оборин 23690 3 года назад Поэт, переводчик, литературный критик Пользователю можно задать вопрос АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

На ваш вопрос отвечает лингвист Лев Успенский.

«Давайте приглядимся к тем русским словам, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни:

два + дцать
три + дцать
сорок
пять + десят
шесть + десят
семь + десят
восемь + десят
девя + но + сто

Очень легко понять, как построено большинство этих слов-числительных.

В первое, второе, четвертое, пятое, шестое и седьмое из них обязательно входит измененное слово «десять»: двадцать = два раза десять, шестьдесят = шесть раз десять и т. д. Резко отличается от них «девяносто». Но и в его строении можно при некотором усилии разобраться.

И вдруг среди всех этих близких «родичей» странным чужаком встает совершенно ни на кого из них не похожее «сорок».

Как ни вслушивайся в это слово, ничего похожего на «четыре» или на «десять» не найдешь. А в то же время значит-то оно, безусловно, «четыре десятка». Как же оно возникло? Откуда взялось? С какими другими русскими словами связано?

Начнем с того, что заглянем в словари родственных нам славянских народов. Как те же числительные построены у них?

По-чешски:

двацет
тршицет
чтиржицет

По-польски:

двадзесця
тршидзесци
чтэрдзесци

По-болгарски:

двадесэт
тридесэт
четыридесэт

Что же получается? Все эти слова похожи и между собою и на наши числительные 20, 30, 50, 60, 70, 80. Но на наше «сорок» не похоже ни одно из них.

Очевидно, это слово «сорок» является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков корня, а прижилось только у нас на Руси и только в русском языке.

Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде «четырьдесят» или «четыредцать». Но затем, по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения — таинственное «сорок».

Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое значение?

Прежде всего, мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым значением его. Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и означало особую меру для счета дорогих мехов.

Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними»сороками»:

«…Да пять сороков соболя…»,
«Да еще двадцать семь сороков бобра…»

Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.

Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?

Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из «сорока» драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому длинный кафтан.

Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название «сорок». Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха — «сорочка». Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли, — заметьте!).

Надо, кстати, иметь в виду, что рядом с «сороком» существовала и вторая мера, применявшаяся при подсчете более дешевых сортов пушнины — «сорочек». «Сорочками» считали беличьи шкурки и обрезки, остающиеся при обработке собольего меха, — хвостики, «пупки» и пр.

Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового «сорока» шло примерно сорок собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из сорока шкурок», а просто число: 40 шкурок. А дальше затем — не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще.

Вот всмотритесь в примерную схему на следующей странице.

Были слова, которые значили:

Сначала:

Слово «сорок» — заготовка на кафтан из «четыредцати» шкурок
Слово «четыре-дцать» — 40 любых предметов, кроме шкурок

Потом:

Слово «сорок» — 40 любых собольих шкурок
Слово «четыре-дцать» — 40 любых предметов, кроме шкурок

Наконец:

Слово «сорок» — 40 любых предметов, в том числе и шкурок
Слово «четыре-дцать» — ничего не значит. Оно исчезло.

Вероятно, было время, когда на эти «сорока» (как мы теперь на «дюжины» или «десятки») считали не только шкурки, но и некоторые (не все) другие предметы. Кое-какой след этого старинного счета сохранился в разных областях нашей исторической жизни и нашего языка.

Так, например, до 1917 года нередко можно было услышать выражение: «В Москве сорок сороков церквей». Говорилось: «Затрезвонили во все сорок сороков» или «С Поклонной горы видны все сорок сороков».

Историки выясняют, что и в этом случае слово «сорок» еще не вполне равнялось по значению числительному 40. Сорок церквей образовывали в совокупности административную единицу, так называемое «благочиние». Вот оно-то и называлось «сороком».

Значит, до самых последних лет в нашем языке рядом с числительным 40 сохранилось имя существительное мужского рода «сорок», значившее: «четыре десятка церквей» — и только. Ведь никто не назвал бы тремя или десятью сороками 120 или 400 голов скота».

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 117 -12

Число не от мира сего

«Продли Бог веку на сорок сороков» – русская пословица

Число 40 образовалось не по правилам количественных числительных, ведь после «двадцать», «тридцать» должно бы следовать «четыредцать»,но люди почему-то придумали «сорок».

Истинное значение этого странного мифологического термина давным-давно забыто. Попробуем до него докопаться. Но вначале придётся вспомнить, какой смысл вкладывают в словосочетание «сорок сороков» современные исследователи.

По их учёному мнению

«Сорок сороков» – это число, имеющее неопределённо большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Или это «сорок раз по сорок», то есть число 1600. Кто-то предположил, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счёта сороками. Были фантазёры, полагавшие, что число «сорок» служило для обозначения мешка, в котором умещалось 40 шкурок пушного зверя (соболя, белки, куницы), или даже большой рубахи! Мол, «сорок» – это мужской род от слова «сорочка», в смысле «исподняя рубашка». То есть «один сорок» – это один мешок (или рубаха) с четырьмя десятками шкурок.

Некоторые исследователи склонны считать, что выражение «сорок сороков» обозначает церковное объединение. Ведь его употребляли и для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то что такого количества церквей в Москве не было за всю её историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов. У В. Даля читаем: «По преданию, в Москве сорок сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей».

От Ноева потопа до наших дней

А теперь давайте обратимся к древним библейским текстам. Потоп продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус 40 дней провёл в пустыне; 40 лет странствовал народ во главе с Моисеем по пути в Землю обетованную; 40 дней провёл Моисей на горе Синай, прежде чем получил Скрижали Завета; 40 дней продолжается Великий пост; 40 дней – срок, который минул между Воскресением и Вознесением Иисуса, и т. д.

Вот ещё несколько примеров. Запрещённых видов работ у иудеев в шаббат (субботу)ровно 40, но исполняется только 39, так как последняя работа – созидание (сотворение мира) – доступна только Богу.При наказании бичеванием в Иудее назначали 40 ударов. На 40-й день после смерти душа человека до Страшного Суда в загробном мире отправляется в рай или в ад.Сороковины– большие поминки по усопшему, упокойная память, молитва в 40-йдень. Считается, что в сороковины покойник последний раз трапезничает в родном доме. У мусульман сороковина – это ежегодная религиозная подать, составляющая сороковую часть наличного имущества.

Мифологический термин «сорок» прочно вошёл в литературу и быт всех народов Земли. Например, в России бочка, вмещающая 40 вёдер, называлась мерной, а 1/40 часть ведра (250 мл) называлась»сороковка», сороковик– безмен, взвешивающий до 40 фунтов, то есть один пуд, сорокобратчина – застольное товарищество, сорокобарщина – бестолочь от многоначалия.

Не менее характерна символика числа 40 в архитектуре. Например, купол храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) имеет 40 окон, расположенных по кругу. Знаменитый Баальбекский храм в Ливане имеет40колонн (столько же колонн имели и некоторые храмы древнего мира). Считается, что в империи инков было40провинций, а единицей переписи населения – число40. Знаменитое предместье Бахчисарая в Крыму называлось «Сорок Святых» (Кырк Азислар).

Непрекрасная незнакомка

Так откуда же сорок, а не «четыредцать» или, как в словаре Даля, четыредесять?

Прежде чем изложить свою гипотезу, ставшую результатом размышлений, расчётов, анализа общеизвестных и общепризнанных фактов, которые могли бы пролить свет на историю возникновения библейских мифов и легенд, я хотел бы напомнить читателю о том, что библейские тексты – это вполне научная, хотя и своеобразно изложенная («смотрел и не видел, читал и не понял»), опоэтизированная история Земли и её народов, тесно увязанная с учением о «комете-возмездии».

С незапамятных времён европейским астрономам была известна версия древних шумеров, согласно которой между Марсом и Юпитером проходит орбита неизвестной планеты, имеющая очень большой период обращения, но доказать факт её существования не удавалось никому. И вот в 1766 году немецкий математик Даниель Тициус установил странную эмпирическую закономерность для известных уже планет Солнечной системы. Оказалось, что средние расстояния планет от Солнца (в ас. ед.) подчиняются определённому математическому правилу и составляют математический ряд. Позже Иоганн Элерт Боде популяризовал это правило, и оно получило название «правило Тициуса – Боде». В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, орбита которой проходит на расстоянии 19,2 ас. ед. от Солнца, в точном соответствии с математическим рядом Тициуса. Тогда учёные обратили внимание на огромную брешь между орбитами Марса и Юпитера. И вспомнили версию шумеров.

Поисками «таинственной незнакомки» занялся международный «отряд небесной полиции». Результатом стало открытие, но не планеты, а целого пояса малых планет – астероидов. И пояс этот располагался точно на том расстоянии, где согласно правилу Тициуса – Боде должна была проходить орбита неизвестной планеты. К сожалению, в то время предположение немецкого астронома Генриха Ольберса, будто пояс астероидов образовался в результате взрыва этой планеты, было признано ошибочным, и на самом факте её существования поставили точку.

В наше время к этой теме вернулись, уже публикуются версии, что раскололась планета в результате столкновения с гигантской кометой… А вот древние шумеры знали о ней и называли «планетой-возмездием», знали, что период её обращения чуть более 4008 лет, что у неё сильно вытянутая эллиптическая орбита, наклонённая к плоскости эклиптики под углом приблизительно в 45 градусов. Каждые 40 столетий она дважды, с интервалом в 104 года, обогнув Солнце, пересекает пояс астероидов. Считается, что движется «планета-возмездие» в огромном облаке метеорных тел, удалённых от неё на значительное расстояние. При пересечении орбиты Земли облако это накрывает нашу планету. Вот почему его появление на ночном небосклоне несёт с собой вселенский ужас глобальных земных катастроф – кару Бога за грехи людей.

Древним грекам были известны даты трёх парных катаклизмов, связанных с появлением этого небесного тела в Солнечной системе: 9612 и 9508 гг. до н. э. – гибель Атлантиды, 5604 и 5500 гг. до н. э. – т.н. сотворение мира; 1596 и 1492 гг. до н. э. – Критская катастрофа.

Трижды святой день Шакьямуни (Будды) – день рождения, озарения и смерти, произошедший в день майского полнолуния, – расставляет временные вехи трёх катаклизмов и определяет временной промежуток между ними в 40 столетий, в масштабе год за век. Как известно, Шакьямуни умер в день своего рождения в возрасте 80 лет. Его озарение, то есть начало проповеднической деятельности, произошло также в день его рождения, совпавший с днём майского полнолуния, в возрасте 40 лет (0 – 40 – 80).

Мера времени

Так вот, «сорок»образовано от слова «срок», которым обозначался урочный срок появления «кометы-возмездия», период обращения которой составлял 40 столетий(точнее, 4008 лет). То есть выражение «сорок сороков» дословно обозначало » срок сорока столетий». Проще говоря, мифологический термин»сорок сороков»(«срок сроков»)обозначал время очередной глобальной космической катастрофы. Вспомните, что «сорочка» – это чистая белая рубаха, которую надевали перед смертью. В православной христианской традиции воинам перед смертельным боем полагалось надевать чистое исподнее бельё. То есть число 40 представляет собой меру времени, одинаково важную для всех жителей Земли. Кстати, в венгерском и словацком языках число 40 обозначается словом, очень близким по звучанию к русскому»мера» (meru, мero). А от греческого quaranta (досл. «сорок») образовались слова гарантия и карантин, который во время эпидемий чумы и оспы накладывался на40дней. По указу Стоглавого собора Русской Православной церкви, принятому в 1551 году, все московские приходы образовывалисемь благочиний,которые назывались «сороками»: Замоскворецкое, Ивановское, Китайгородское, Кремлёвское, Никитское, Пречистенское и Сретенское (семь– также сакральное число, которое означало семь полных индиктионов, составляющих период обращения «кометы-возмездия»). Таким образом, 40 – это ещё и церковная административно-территориальная единица Святой Руси.

В настоящее время в разговорной речи выражение «сорок сороков» почти не встречается, но в ХIХ веке оно было употребляемым. И ещё напомню, что в кириллице число 40 обозначалось буквой «М» (мыслете), будто специально для того, чтобы мы задумались о значении этого слова.

Михаил Бударин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *