Сотник лонгин

Память 16 октября

Когда Господь наш Иисус Христос, по неизреченной Своей милости, благоволил спасти нас от погибели Своим вольным страданием, крестом, смертью и воскресением, тогда один сотник, по имени Лонгин, родом из Каппадокии, находясь под властью Пилата, был приставлен со своими воинами служить при страдании и распятии Иисуса Христа. Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий. О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54. Ср. Мк.15 и Лк.23:47). Так свидетельствует об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине Божественное Евангелие. Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас6730, тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11–13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно. Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан, одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому Богу. Приняв крещение от святых апостолов, Лонгин в скором времени оставил Иерусалим и пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он стал проповедником и апостолом Христовым, и многих обратил от заблуждения к Богу. Затем, оставив город, Лонгин стал жить в селении своего отца, проводя безмолвную жизнь – в посте и молитвах.

Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом. Тогда архиереи и старейшины иудейские, исполненные зависти и гнева, пошли к Пилату со многими дарами и стали просить его отправить послание кесарю в Рим с извещением о том, что Лонгин отвергнул от себя воинский сан, отказался от подчинения римской власти и возмущает в Каппадокии народ, проповедуя им о другом царе. Пилат, приняв дары, согласился на просьбу иудеев и отправил к кесарю Тиверию6731 послание, заключающее в себе сильную клевету на Лонгина. Вместе с этим письмом Пилата, евреи послали от себя много золота кесарю и тем самым купили смерть святому Лонгину: ибо вскоре от кесаря Тиверия пришло повеление предать Лонгина смерти, как противника кесарю. Пилат тотчас же послал воинов в Каппадокию, чтобы отсечь голову Лонгина и принести ее в Иерусалим для удостоверения еврейского сонмища в смерти Лонгина. По просьбе иудеев Пилат повелел также убить и тех двух воинов, которые вместе с Лонгином оставили воинский сан и там же в Каппадокии с ним вместе проповедовали Христа.

Когда посланные дошли до страны Каппадокийской, то стали усердно расспрашивать о Лонгине, где он живет; узнав, что он пребывает в селении своего отца, они поспешили туда, стараясь показать, что отыскивают Лонгина не на убиение, а как бы для оказания ему некоторой почести. Они боялись, чтобы Лонгин не избежал их рук и чтобы им не возвратиться к пославшим их ни с чем; посему-то они и хотели тайно схватить его.

Между тем святой Лонгин, по откровению Божию, узнал о готовившемся ему венце мученическом. Он вышел сам навстречу посланным от Пилата и любезно приветствовал их. Те же, не зная его, спрашивали:

– Где Лонгин, который некогда был сотником?

– Зачем вам его нужно? – спросил их со своей стороны Лонгин.

– Мы слышали, – отвечали воины, – что он человек добрый, и хотим посетить его; мы воины, а он был сотником воинов, – поэтому мы и хотим видеть его.

Тогда Лонгин сказал:

– Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда.

Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему:

– Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от кесаря.

Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им:

– Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите.

Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним навстречу и, поцеловав, обнял их и сказал:

– Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его.

Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и синедриона иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

– Вот вам Лонгин и два друга его! Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас.

Услышав сие, воины изумились и сначала не поверили, что перед ними сам Лонгин; затем, удостоверившись в истине сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодетеля. Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем:

– Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть.

Облекшись затем в белые погребальные ризы и указав рукою на близлежащий холм, Лонгин повелел домашним своим похоронить там тело его и двух друзей своих. После сего, помолившись и отдав всем последнее целование, Лонгин и два друга его6732 преклонили под меч главы свои. Воины, усекнув их, взяли с собой главу святого Лонгина и ушли; тела же святых были погребены с честью на том месте, которое указал сам святой Лонгин.

Придя в Иерусалим, воины принесли туда честную главу святого Лонгина и отдали ее Пилату для удостоверения его и всего сонмища иудейского в убиении Лонгина. Пилат и иудеи, увидав главу святого, повелели бросить ее за городом, и она долго лежала там вместе с сором, пока не была засыпана пылью.

Господь же «хранит все кости» (Пс.33:21) угодников Своих, сохранил в целости и главу святого Лонгина, находившуюся в сору.

И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим – поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но дойдя до святых мест, сын ее заболел и чрез несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее. И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей все о себе: как он был при страдании, распятии, погребении и воскресении Христовом, как, затем, проповедовал в Каппадокии Христа и пострадал за Него со своими друзьями. При этом он повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в сору и засыпанную пылью.

– Тебе предназначено, – сказал при сем святой Лонгин, – обрести ее для твоего исцеления.

Утешившись от печали, вдова встала и попросила проводить ее за город; когда же туда вели, она сказала провожавшим ее:

– Где увидите большую кучу наметенного сора, там меня и поставьте.

Они так и сделали. Найдя большое количество наметенного сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать сор и раскапывать пыль: хотя она и ничего не видала глазами, но имела великую веру словам, сказанным ей в видении святым Лонгином. И тотчас же, по усмотрению Божию, она получила то, чего искала и внезапно увидела свет солнечный; ибо глаза ее открылись и она увидела главу святого, лежащую в пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидала свет солнечный, сколько тому, что нашла главу святого, благодаря которой получила прозрение. И прославляла она Бога и величала раба Его – святого Лонгина.

Взяв и облобызав главу святого, женщина с радостью понесла ее в свой дом; омыла ее, помазала благовонными мазями, и так возрадовалась о нахождении сего духовного сокровища, что забыла печаль свою об умершем сыне. В следующую ночь святой Лонгин опять явился ей в великом свете, ввел сына ее к ней, в блестящей брачной одежде, и любезно и отечески обняв его, сказал вдове:

– Смотри, жена, на своего сына, о котором ты печалишься и плачешь: вот, какая честь и слава ему, – смотри на него и утешайся. Бог причислил его к небесным чинам, которые находятся во Царствии Его. Я же теперь взял его от Спасителя, и он никогда не будет удален от меня. Вот, возьми мою главу и тело своего сына, и похорони их в одном ковчеге, и не плачь о своем единственном сыне, и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселие дано ему от Бога6733.

Когда женщина услыхала сие, то поспешно встала и положила главу мученика в один ковчег с телом своего умершего сына и затем возвратилась к себе домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнув своего отечества, она похоронила на честном месте тело своего сына и главу мученика, помыслив так при сем:

– Теперь я знаю, что»любящим Бога, призванным по изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест – знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: «воистинну Божий Сын сей бе» и есть и будет. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь6734.

Кондак, глас 4:

Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение.

Мученик Лонгин Сотник – не самый известный для обывателей святой. Его имя не раз вводило в заблуждение верующих. Вот одни мои друзья-программисты, не сильно преуспевшие в церковнославянском языке, как-то поделились своей находкой, наткнувшись в центре Москвы на икону, как им показалось, святого «Логина», которого они решили почитать за покровителя всех технарей.

Есть ещё история, как бедному святому Лонгину молились о благополучии пасек. Сотник – соты, что-то такое однокоренное и близкое повелителям пчёл. Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…»

Лонгин Сотник, как известно, был воином, охранял Голгофу во время самой страшной казни вселенной – Распятия Христа, а затем, по преданию, был у Гроба Господня. Именно ему мы с подругой и стали молиться перед сошествием Благодатного огня, находясь в граде Иерусалиме и мечтая в Великую субботу собственными глазами увидеть это чудо. Попасть в храм Гроба Господня накануне Пасхи нелегко. Надо пройти огонь, воду и медные трубы.

Мы приготовились заранее, перебравшись в пятницу из удобной гостиницы недалеко от Русской Духовной Миссии в хостел в черте Старого города. Про эту прекрасную гостиницу сами мы смеялись: «Всё выключено». Там не было окон, шпингалетов на туалетах, а электричество как-то очень странно искрило… Но это было единственное обиталище, которое мы смогли найти в Старом городе в это время.

Почему мы так хотели оказаться внутри Старого города? Всё очень просто. С вечера пятницы все входы в город закрываются, а за правопорядком смотрит израильская полиция, люди, надо сказать, совершенно незаинтересованные, для которых толпы верующих, мечтающих попасть в Храм Гроба Господня – это ежегодная головная боль, да и ещё и в субботу… Хуже, наверное, только нести вахту на Красной площади в новогоднюю ночь. Да и то – я бы поспорила.

Но вернёмся в Иерусалим. Попасть в Храм Гроба Господня снаружи можно только выстояв всю ночь в очереди перед воротами Старого города, а потом быть выбранным всё той же беспристрастной израильской полицией, и быть пропущенным внутрь города. Но и ночные бдения не дают никакой гарантии. Неизвестно, из каких ворот и сколько человек пропустят, как будут устроены заграждения, по каким улицам можно будет пройти… Короче, сплошной промысл. Или достоин, или нет.

Именно чтобы как-то подстелить соломки, мы и перебрались в совершенно странное место, где, кроме нас, остановилось ещё достаточное количество паломников.

Надо сказать, что наше пристанище находилось между Яффскими воротами и Храмом Гроба Господня, буквально надо выйти на улицу, завернуть за угол – и вот мы на месте.

С вечера, как и полагается, все ворота были закрыты, пройти куда бы то ни было можно было или по спецпропускам — или иудеям, или мусульманам. А если ты хоть немного похож на христианина, то тебе вежливо сообщат, чтобы ты выбрал другое место для прогулок.

Порадовавшись, что мы так хорошо устроились, пусть без окон, без дверей и с весьма сомнительными удобствами, но всё же в непосредственной близости к месту сошествия Благодатного огня, мы распланировали наше следующее утро и отправились спать. Будильник был поставлен на 10 утра, мы мечтали наконец-то выспаться, позавтракать и неспешно отправиться в храм. Но не тут-то было…

В семь утра в дверь стали очень настойчиво стучать. Когда мы, полусонные, открыли, то увидели на пороге мужчин, которые выглядели как израильский спецназ, вели себя как израильский спецназ и вообще оказались израильским спецназом. Удивительная встреча, не правда ли? Они сказали, что проводят принудительную эвакуацию граждан с территории Старого города, и у нас есть пара минут, чтобы переодеться, взять сумочки и выйти.

Такой роскоши как помыться и почистить зубы никому не предлагалось. Да и вообще, шутить с израильским спецназом хотелось меньше всего. Я на автомате схватила сумку с деньгами и фотоаппарат и была выдворена на улицу.

То и дело из близлежащих домов появлялись заспанные и напуганные паломники, которых буквально вытесняли за пределы города, вежливо объясняя, что или мы сейчас выходим сами, или нас ожидает незабываемый викенд в полицейском участке. Такая перспектива меня ничуть не грела, и я послушно вытеснялась всё ближе и ближе к воротам, медля и пытаясь хоть где-то спрятаться и переждать. Но прятаться было негде. Все палатки и кафе были закрыты, а местные арабы испуганно просили проходить мимо. Им тоже не хотелось викендов в участке.

Русскоговорящий полицейский последним исходящим из города указал на лесенку, ведущую под шатёр, где с вечера сидели люди, ожидающие возможности таки увидеть чудо схождения Благодатного огня. Их было очень много, совершенно разных национальностей. Я шмыгнула в эту толпу и стала ждать.

Время шло медленно, а я волновалась, что моя подруга так и не вышла. Спряталась? Но где в нашем хостеле можно было спрятаться? Забрали в полицию? Надеюсь, что всё же нет. Тогда где? На всякий случай я решила не звонить (а вдруг и правда спряталась, и не надо выдавать её присутствия) я терпеливо ждала весточек. Переживая при этом, что даже если я попаду туда, то я не захватила с собой приготовленные с вечера специально купленные свечи для родственников, что не догадалась взять с собой попить воды, а здесь она если и есть, то по цене реактивного самолёта. Что вообще я стою, немытая, растрёпанная, одинокая в этой толпе…

Надо сказать, что с самого начала я не была уверена, что я вообще хочу туда попасть. Я точно знала, что я хочу причаститься в Четверг в Храме Гроба Господня, что хочу побывать на горе Фавор… А отношение схождению Благодатного огня было поверхностным что ли… Да, я вообще смотрю телевизор два раза в год: в новогоднюю ночь слушаю удары курантов, а в Великую субботу обязательно включаю трансляцию из Иерусалима и неизменно плачу, когда ликующая толпа начинает кричать на всех языках «Христос Воскресе!» (я и сейчас плачу, когда об этом вспоминаю), и вот меня от Храма отделяют несколько сотен метров…

Пока я стояла и думала о том, что я, кажется, до этой минуты вообще не понимала, куда я попала и с Кем я собиралась встретиться вот так, на авось, с неподготовленным сердцем, пришла смс от подруги. Она, надо сказать, мученика Лонгина очень любит, и всячески призывала ему помолиться усердно (что я делала опять-таки поверхностно, без души). Произошло реальное чудо.

Люди ждут, когда начнут пускать в Старый город

Девушки, которые выходили после меня, попросили у полиции таки дать им разрешение посетить ванную комнату, почистить зубы и сходить в туалет. Суровые мужчины оказались человечными и разрешили, но дали буквально три минуты и стояли на стрёме, постоянно напоминая, что злоупотреблять их добротой не следует. Воспользовалась этой щедростью и моя подруга.

И как-то так получилось, что остальные девушки вышли, а моя подруга как-то замешкалась и задержалась в этом самом туалетно-душевом блоке с открытой дверью. Шум в хостеле прекратился, и, как оказалось, про неё все забыли. Хотя поверить, что спецназ может забыть – это чудо, кто бы что ни говорил. Чудо. И ещё раз – чудо!

Когда через полчаса подруга вышла в коридор, хозяева хостела (очень приятные, надо сказать, арабы) посмотрели на неё так, будто из душевой сейчас вышел инопланетянин/тень отца Гамлета/английская королева… Ну или кто-нибудь столь же неожиданный.

— Ты откуда взялась тут? Ну ты и счастливая…

Ну что же. Я попросила подругу в случае чего захватить мои свечи (пусть хоть так порадую родственников) я принялась усердно молиться святому Лонгину. Если по молитвам к нему спецназ может что-то забыть или случайно не заметить человека, то, может, и мне поможет?

Я стояла недалеко от заграждений, где русские тётушки пытались жестами объяснить полицейскому, который владел только ивритом и английским, что им очень надо попасть внутрь. Он отвечал на английском, что от полиции здесь ничего не зависит, что они получают по рации информацию, через какие ворота сколько человек пропустить.

Впрочем, через минут десять он ответил, что если очень надо попасть внутрь, то лучше идти на другую сторону вон к тем дядям с рациями, судя по всему, пускать будут там. Что ж, благодаря современному израильскому сотнику, я смогла оказаться в нужном месте в нужное время.

Обойдя всю толпу, я еле-еле протиснулась к заграждению, через которое и правда начали пропускать по несколько людей, тыкая пальцем в толпу и сообщая: «Вот ты иди. А ты – нет, стой».

Я никогда, пожалуй, не видела таких радости и ликования. Паломницы, которые пересекали Яффские ворота, вбегали туда, пританцовывая от счастья и громко восхваляя Господа за милость… Ещё каких-то двадцать минут, и вот меня хватают за руку и толкают ко входу.

Слава Богу! Господь смилостивился и надо мной. Я в черте Старого города, я спешу навстречу этому чуду. И я понимаю, что если бы не эти полтора часа, что я провела толпе, ожидая своей участи и в буквальном смысле смиряясь, я бы много чего про себя просто не поняла.

Ограждения были выстроены таким образом, что я проходила мимо дверей нашего хостела. Когда я сровнялась с дверью, полицейские завернули за угол, и я рискнула и нырнула внутрь подъезда. Когда я проходила мимо хозяев, тех самых милых арабов, они совсем потеряли дар речи, отвлеклись от своего чая и промычали, что они не понимают, что за волшебная у нас комната, что такого не бывает и они за нас, конечно, очень рады, но сидеть надо тихо.

С подругой моей мы встретились так, как, наверное, встречаются после войны однополчане.

Пустой хостел, в котором можно принять душ, не опасаясь, что кабинка не закрывается, всё равно никого нет. Завтрак, свечки мои, те самые. У меня был ещё час, чтоб привести себя в порядок не только духовно, но и физически.

Дождавшись, когда мимо хостела пройдёт очередная группа счастливчиков, мы просочились на улицу и отправились в Храм Гроба Господня, славя Бога и благодаря мученика Лонгина Сотника, по молитвам которого с нами произошло такое невероятное чудо.

Христос Воскресе!

Вход в Гроб Господень

Фото автора

Сотник Лонгин и Копье Судьбы

29 октября Православная Церковь отмечает память сотника Лонгина – римского воина, ставшего свидетелем Воскресения Иисуса Христа и принявшего христианство. Как и почему римский центурион, верно служивший прокуратору Иудеи Понтию Пилату, вдруг принял христианство? Что известно о его жизни? И каково значение одного из величайших христианских артефактов, именуемого Копьем Судьбы? «Прихожанин» напоминает своим читателям некоторые известные моменты из жизни сотника Лонгина.

Икона, на которой представлен сотник Лонгин

Загадка имени

Начнем с того, что о римском воине, пронзившем своим копьем тело Иисуса Христа во время распятия, мы знаем очень и очень мало. В Святых Евангелиях ему посвящены лишь одна-две строчки, да и в этом случае его имя не называется. Чуть более подробно о нем можно узнать из некоторых источников, которые богословы относят к апокрифическим. В частности, о нем говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима и в Евангелии от Петра, а также в житийных текстах, приписываемых ученику Григория Богослова проповеднику Исихию Иерусалимскому.

В христианских источниках этого воина (кстати, не простого солдата, а римского офицера – центуриона) называют сотник Лонгин. Но имя ли это? По одним данным, Лонгин было его прозвище – от латинского слова «longin», что значит «длинный». Мол, так римские солдаты называли этого центуриона за его высокий рост. По другой версии, его имя произошло от греческого слова «Лонхин», что означает «копье». И тогда получается, что в христианскую историю этот римский воин вошел под именем-символом – за свой единственный и символичный удар своего копья. Кроме того, в христианской литературе этого римского воина нередко называют Лонгин Каппадокийский, так как, раскаявшись и оставив военную службу, он ушел проповедовать христианство в Каппадокию, где принял мученическую смерть за веру.

Город Ланчано в Италии, где родился сотник Лонгин

О его жизни до того, как в составе своего легиона он оказался в Иерусалиме, мы практически ничего не знаем. Известно лишь, что этот римский солдат родился в маленьком местечке Ланчано. Сейчас этот городок входит в состав региона Абруццо в центральной части Италии. Будучи римским гражданином, он быстро сделал военную карьеру, дослужившись до звания центуриона. В римских легионах это считалось довольно высоким званием – под командованием центуриона в зависимости от типа легиона служило от 40 до 400 солдат. Можно предположить, что Понтий Пилат высоко ценил центуриона Лонгина, раз доверил ему организацию распятия Христа, когда в городе из-за этой казни вот-вот могли начаться волнения.

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра…»

Сотник Лонгин пронзает правый бок Иисуса Христа

Из четырех канонических текстов Нового Завета лишь в Евангелии от Иоанна описывается этот момент. «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится”. Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили”» (Ин. 19, 31–37).

Кстати, как повествует нам Церковное Предание, сотник Лонгин страдал глазной болезнью, предположительно, катарактой. И, когда воин пронзил своим копьем тело Христа, ему на глаза попали капли крови, пролившиеся из тела Господа. И вскоре болезнь оставила центуриона. Но сотник Лонгин прозрел не только в прямом, но и в переносном смысле: он осознал, какое страшное преступление совершили римляне, распяв на кресте Богочеловека.

Кстати, именно на этом осознании делают акцент другие евангелисты, рассказывая о распятии. И Марк, и Лука, и Матфей подчеркивают, что именно простой римский воин первым из стоявших подле креста признал Иисуса Сыном Божиим: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 37–39).

Картина смерти Христа невероятно сильно устрашила римских воинов, охранявших место казни. Еще недавно они насмехались над Иисусом, делили его одежду… И вдруг увидели, как в момент Его смерти «и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 51–52). И увидев всё это, римские воины не только устрашились, но и поняли, к чему оказались причастны. И осознав, раскаялись… Правда, не все – лишь трое: сам сотник Лонгин и два его солдата Исавр и Афродисий.

Думаю, что после проведения казни на Голголфе эти три римских солдата испытывали невероятные мучения совести. Да, формально они следовали своему воинскому долгу, выполняли приказ своего военачальника – Понтия Пилата. Но, думаю, уже в момент смерти Христа они поняли, что, возможно, им уже никогда не удастся замолить сей страшный грех, который они совершили собственными руками, – казнь Сына Божия.

Известно, что впоследствии раскаявшиеся Лонгин, Исавр и Афродисий крестились у апостолов Христа и, оставив службу, отправились проповедовать Святое Евангелие в Кесарию Каппадокийскую.

На страже Гроба Господня

То, что я описал выше, рассказывают различные апокрифические источники. Церковное Предание к этому повествованию добавляет, что на долю сотника Лонгина и его солдат выпало не только участвовать в распятии Иисуса, но позже охранять пещеру – гроб, где Христос был погребен, – и увидеть Его Воскресение. И что именно это последнее чудо сподвигло Лонгина и двух его товарищей принять христианство и оставить воинскую службу. Также Церковное Предание сообщает нам, что, став свидетелями Воскресения Христова, сотник Лонгин поведал об этом Понтию Пилату и другим людям в Иерусалиме. И что иудейские священники пытались подкупить солдат… И купили всех, кроме Лонгина, Исавра и Афродисия. И что даже сам Понтий Пилат уговаривал своего центуриона никому не говорить правду о казни и воскресении, но воин отказался выполнить приказ своего начальника. Так повествует нам Церковное Предание.

Воскресение Христа

Каких-то известных нам доказательств тому, что именно сотник Лонгин находился возле Гроба Господня в тот момент, когда произошло Воскресение, нет. Наоборот, есть много иных, прямо противоположных данных. К примеру, апостол Матфей в своем Евангелии прямо указывает на то, что римские солдаты вообще не охраняли Гроб Господень – и на просьбы первосвященников и фарисеев поставить стражу возле гроба и охранять ее три дня, «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 65–66).

Правда, в ряде апокрифических текстов (в тех же апокрифах «Евангелие от Никодима» и в «Евангелии от Петра») говорится, что Понтий Пилат всё же отправил охранять Гроб Господень римских воинов. При этом упоминается, что командовал этими солдатами уже не центурион Лонгин, а центурион Петроний: «Пилат же дал им Петрония-центуриона, чтобы охранять гробницу. И с ними пошли старейшины и книжники к гробнице. И, прикатив большой камень, вместе с центурионом и воинами привалили к входу в гробницу. И, запечатав семью печатями, расположили палатку и стали стеречь» («Евангелие от Петра»).

Известно также, что, узнав от стражи о Воскресении Христа, иудейские священники страшно испугались и дали денег римским воинам, приказав им: «Скажите так: когда мы спали, ночью пришли ученики Иисуса и украли тело Его» («Евангелие о Никодима»). Римские воины так и поступили.

Но, повторюсь, с этой информацией несогласно Церковное Предание, которое повествует, что именно сотник Лонгин стоял на страже у гроба и видел Воскресение Сына Божия. А после не только поведал об этом Понтию Пилату, но и отказался от денег, которые сулили ему иудейские первосвященники, и всем рассказывал о том, что распятый Христос воскрес.

И тогда иудейские книжники и фарисеи пошли к Понтию Пилату жаловаться на его центуриона. И сотник Лонгин вместе с двумя своими солдатами Исавром и Афродисием, которые, как и он, были участниками распятия Христа, приняв христианство, отправились проповедовать Слово Божие в Каппадокию.

Турецкий город Кайсери, который когда-то был Кесарией Каппадокийской

«Я – Лонгин, которого вы ищете…»

К сожалению, отсутствует также какая-либо информация о том, как проповедовали Евангелие в Каппадокии бывшие римские легионеры Лонгин, Исавр и Афродисий. Известно лишь в общих чертах, что, поскольку бывший римский центурион и его солдаты рассказывали всем о том, как был распят и воскрес Христос, и клялись, что всё это произошло на их глазах, многие язычники, благодаря их свидетельству, обратились в христианство.

Известно также, что иудейские священники убедили Понтия Пилата в том, что необходимо навсегда заткнуть рот его бывшему подчиненному. И прокуратор Иудеи послал в Кесарию Каппадокийскую отряд с приказом убить Лонгина и доставить его голову.

Согласно Церковному Преданию, римские воины, посланные Пилатом, разыскали селение, где жил и проповедовал Лонгин. Тот встретил их на дороге, ввел в свой дом, накормил и расспросил, зачем посланцы Пилата прибыли сюда. Воины не скрывали, что по приказу прокуратора Иудеи они разыскивают бывшего римского центуриона и его друзей, чтобы казнить.

Тогда Лонгин послал за своими друзьями Исавром и Афродисием. И пока римские воины отдыхали, они посовещались и решили, что настало их время принять мученическую смерть за Христа. Бывшие римские легионеры, они не пытались ни бежать, ни прятаться, не сражаться – они помолились, переоделись в белые одежды и в таком виде предстали перед римскими воинами. «Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мнойвместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас… Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть». Святое Предание также рассказывает о том, что воины Пилата хотели даже отпустить святых, но те сами отказались и приняли мученическую смерть. Их отрубленные головы солдаты привезли Пилату, а тот приказал выбросить их на свалку, чтобы никто и никогда не смог бы им поклониться.

Смерть сотника Лонгина

Но Господь направил в Иерусалим слепую женщину – к ней во сне явился сотник Лонгин и поручил найти его голову на этой свалке. Слепая попросила привести ее на свалку и там подвести ее к самой большой куче мусора. А когда это было сделано, она разгребла руками мусор и нашла в ней голову бывшего римского центуриона. Слепая омыла ее и умастила маслами… и в тот же миг прозрела. Так рассказывается в Святом Предании.

Мощи мученика

Считается, что мощи святого мученика Лонгина дважды были утеряны и дважды обретены. И ныне они покоятся в церкви Святого Августина в Риме – это первая церковь, построенная в эпоху Возрождения в 1481 году.

Церковь святого Августина, где покоятся мощи святого мученика Лонгина

В другом итальянском городе – Бари – в базилике Святителя Николая хранится десница воина Лонгина.

Базилика Святителя Николая в г. Бари, Италия Десница сотника Лонгина
хранится в базилике Святителя Николая в Бари

Следует упомянуть, что христианская Церковь – и Православная, и Католическая – высоко чтит память этого римского воина. В знаменитом соборе Святого Петра в Ватикане на галерее стоит грандиозная статуя, изображающего центуриона Лонгина с копьем работы великого Бернини.

Статуя святого Лонгина работы Бернини в соборе Святого Петра в Ватикане

Копье Судьбы

Копье Лонгина, хотя и служило орудием казни, в то же время наравне с Животворящим Крестом считается одной из главных христианских реликвий. И это неудивительно – ведь на копье сохранились запекшиеся капли крови Христа. Но если история обретения Животворящего Креста святой царицей Еленой всем хорошо известна, то поиски копья Лонгина, или, как его иначе называют, Копья Судьбы, окутаны туманом. Мы доподлинно не знаем, дошло ли до нас настоящее копье, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа. Именно поэтому существует так много мифов и легенд, посвященных этому копью. Да и самих копий имеется не менее четырех.

Рисунок копья, хранящегося в Ватикане

Католическая Церковь истинным копьем Лонгина признает лишь то, которое находится в тайной сокровищнице Ватикана. Оно ни разу нигде не выставлялась, и в сети интернет нет его фотографий – лишь небольшой рисунок.

Копье, хранящееся в Вене

Второе копье хранится в Вене в сокровищнице Хофбургского замка. Этим копьем в разное время владели императоры Оттон I и Оттон III, Фридрих I Барбаросса и император Карл IV, Адольф Гитлер и американский генерал Паттон… Все они считали, что держат в своих руках копье Лонгина, дающее власть над всем миром… Но в 2003 году был проведен рентгеноспектральный анализ, показавший, что венское копье было изготовлено… в VII веке. Кроме того, оно было выковано, а не выплавлено, как копья римских солдат. Да и размер наконечника оказался несколько большим, чем те, которые использовали солдаты прокуратора Пилата.

Краковское копье

Еще одним претендентом на Копье Судьбы долгое время считался наконечник, с XIII века хранящийся в польском городе Кракове. Но не так давно ученые установили, что краковское копье является полной копией венского.

Копье, которое хранится в монастыре в Эчмиадзине в Армении

И наконец еще одно копье находится в Эчмиадзинском монастыре в Армении. Считается, что в Армению его привез апостол Фаддей, и оно долгое время хранилось в монастыре в Гегардаванке (кстати, само название «Гегардаванк» переводится как «Монастырь копья»). В XIII веке копье было перевезено из Гегардаванка в резиденцию Католикоса всех армян – Эчмиадзинский монастырь. И представители Армянской Церкви настаивают, что именно Эчмиадзинское копье является подлинным копьем, которым римский центурион Лонгин проткнул правый бок Иисуса Христа.

Но очень возможно, что загадка Копья Судьбы до сих пор не разгадана и подлинное копье римского центуриона Лонгина нам еще только предстоит обрести.

В любом случае в каждом храме, в каждой церкви есть свой символ копья Лонгина – это то копие, нож с треугольным лезвием, которое используется во время Литургии для вынимания на проскомидии частиц из просфор. И это копие, как Животворящий Крест и копье Лонгина, в духовном смысле символизирует одновременно орудие казни и путь к спасению, и, используемое в Таинстве Евхаристии, оно дарит верующим надежду на вечную жизнь.

Петр Селинов

День памяти: 16 октября
Мученик Лонгин Сотник

Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа. великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину — это Сын Божий» (Мф. 27,54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.)

После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Лонгин Сотник — воин великой римской армии, военачальник, центурион или сотник, который пронзил бок Христа в момент Его распятия на голгофском кресте, чтобы убедиться в том, что Иисус действительно мертв, принявший христианство и умерший за Христа.

29 октября мученика Лонгина почитают православные христиане, а среди католиков он чтится 15 марта.

Каноническое свидетельство

Эта история описана в Евангелии апостола Иоанна (Иоан. 19:31-37). Распятие Иисуса Христа и двух разбойников пришлось на пятницу. Казнь на кресте подразумевала мучительную смерть в течение нескольких дней. Опираясь на прибитые к перекладине ноги, висевшие на кресте могли сделать вдох, постепенно они ослабевали и, по сути, задыхались.

По еврейскому закону в субботу нельзя делать никакой работы, а распятые могли умереть в любой момент, поэтому воины получили приказ перебить им голени, ускорив смерть.

Распятие и смерь Иисуса Христа

Когда римляне подошли к Иисусу, то обнаружили, что Он мертв, и его кости остались целы, что само по себе уже было чудом. Чтобы удостовериться, что Иисус действительно умер, сотник пронзил ему ребро копьем. У живого человека потекла бы чистая кровь, но все увидели текущую сукровицу, кровь с водой свидетельство того, что человек мертв.

В Евангелии апостола Марка нет описания этого действия. Только сообщается, что сотник признал Христа Сыном Божьим. (Марк. 15:39) Каноническая Библия не сообщает имени воина, проткнувшего ребро Иисуса.

Сведения из апокрифических евангелий

Впервые имя сотника Лонгин встречается в «Деяниях Пилата» описанных Никодимом. По преданию Исихая Иерусалимского Лонгин, страдающий болезнью глаз, после того, как пронзил Христа, был обрызган Его кровью и прозрел. Римский военачальник, ставший свидетелем последовавшим затмением и потрясением земли, покаялся и принял христианство своей религией.

В евангелии Рабулы найдена миниатюра, на которой изображена сцена распятия, на ней над распятым солдатом висит табличка с именем Логин.

По другой версии христианское предание гласит о том, что этот воин был поставлен около гроба Господнего и стал одним из первых свидетелей воскресения Спасителя. Бывший военачальник отказался от предложенных евреями за молчание денег.

Римский воин Лонгин Сотник пронзил копьем ребра распятого Спасителя

Не обращая внимания на запрет властей рассказывать о Воскресении Иисуса, воины отправились в Каппадокию, свидетельствуя о чуде. В родном селении оставивший службу Лонгин свидетельствовал о виденном, утверждая, что пришедший на землю Иисус, есть ожидаемый Мессия, Божий Сын.

Важно !Воин рассказывал людям о своем исцелении, и о том, как камень сам по себе отвалился, и из пещеры вышел в сиянии света воскресший Спаситель.

Из преданий известно, что друзья старались уединиться и служить Господу, приняв крещение от апостолов. Если распятие Христа было в 30-х годах первого века, а смерть святого Сотника датируется 58 годом, то легко вычислить, что друзья несли весть об истинном Боге 25 лет.

В посте и молитве проводил святой время с друзьями, Исавром и Афродисием, память о которых почитается в православной церкви 19 апреля, проповедуя Истинного Бога среди населения. Еврейские священники исполнились ненависти, преподнесли Пилату множество даров и просили о наказании новообращенных христиан.

Пилат послал императору Тиберию клеветническое послание о том, что друзья самовольно покинули службу, прилюдно демонстрируют неуважение к власти Рима, провозглашая в Каппадокии нового властелина.

Мученик Лонгин Сотник

Вместе с письмом император получил золотые подарки от евреев и выдал смертный приговор друзьям. Пилат посылает отряд с приказом убить сотника и друзей. Бывший военачальник лично встретил воинов, пригласил в свой дом, посадил за стол и стал угощать. Посланные на убийство римляне не рассказали о цели своего визита, но при этом они не подозревали, кто перед ними.

Тепло принятые в доме Лонгина римляне стали расспрашивать о бывшем военачальнике, проговорившись, что пришли обезглавить его и двух друзей. Сотник послал за друзьями, сообщил им о визите римлян, и друзья решили положить свои жизни за Христа.

Важно! Лонгин и сподвижники сами открылись перед прибывшими воинами, те предложили им скрыться, но поклонники Христа твердо решили отдать свои жизни за христианскую веру. Воины обезглавили мучеников, отправив голову Сотника Пилату, которая была выброшена на свалку.

Жители родного селения Ардалес похоронили тела, мучеников, а голову убиенного Лонгина вскоре обрела слепая женщина. Она шла в Иерусалим с единственным сыном для поклонения святыням, но в дороге сын заболел и умер. Безутешная женщина брела одиноко к Иерусалиму, как в одну из ночей ей явился некий святой и сказал, что встреча с сыном уготована женщине на Небесах, и сама она вскоре прозреет.

Подойдя к свалке города, женщина обрела голову святого и мгновенно прозрела от прикосновения к ней, похоронив найденную святыню в Каппадокии. В ту же ночь посланник Божий явился вдове с ее сыном, одетым в белоснежные одежды, утешив сердце матери тем, что ее отрада и надежда находится в особой милости перед Богом.

Почитание и мощи

Святой Лонгин Сотник в Православной Церкви почитается в качестве мученика, в честь его назван придел Иерусалимской церкви Гроба Господня.

В католическом сборнике описания жития святых «Золотая легенда» включена история мученика Сотника Лонгина. Римская церковь св. Августина поныне хранит мощи святого Лонгина Сотника.

Часть руки мученика хранит Базилика святителя Николая Угодника в итальянском городе Бари, там же можно увидеть копье Судьбы, но которого был надет наконечник, пронзивший плоть Христа.

Наконечник копья, которым был пронзен Христос, находится под охраной в храме св. Петра в Ватикане.

Копьё сотника Лонгина

Ни одно евангелие не упоминает имени Лонгина, говорится только о сотнике римских воинов, тем не менее, в православной церкви написаны иконы с образом святого, что подтверждает его каноничность.

О чем молятся мученику

Некогда центурион римских воинов, а ныне небесный покровитель немощных и нуждающихся в назидании, по молитвам праведников помогает:

  • в исцелении глаз;
  • укреплении веры;
  • приобретении стойкости в испытаниях.

Святый мучениче Лонгине! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Житие святого мученика Лонгина Сотника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *