Социальная зависимость

Общение в социальных сетях давно уже стало привычным явлением. С одной стороны, социальные сети – это прекрасная возможность постоянно быть на связи с родственниками и друзьями, заводить новые знакомства, искать единомышленников. Но с другой стороны, виртуальная жизнь может затянуть настолько, что реальная станет казаться пресной и скучной.

Психологи говорят, что с каждым годом все больше людей предпочитает виртуальное общение реальному, и это становится настоящей проблемой. Такие люди буквально впадают в зависимость от соцсетей. Разберемся, что представляет собой это явление, как формируется зависимость, и как с ней бороться.

Что такое психологическая зависимость от социальных сетей?

В конце 20 века американский психиатр Айвен Кеннет Голдберг ввел в обиход термин «интернет-зависимость» или «интернет-аддикция». Он утверждал, что со временем виртуальная жизнь может настолько поглотить людей, что жить в реальности им станет скучно и неинтересно.

Конечно, в то время это утверждение выглядело не более чем шутка. Зато сейчас психологи и психиатры из разных стран мира всерьез обеспокоены проблемой интернет-зависимости у людей. Трудно переоценить влияние интернета на человека. Ученые проводят различные исследования, чтобы понять, насколько опасной может быть интернет-аддикция.

Число впадающих в зависимость от соцсетей растет со страшной силой. Миллионы людей просыпаясь по утрам, первым делом берут в руки смартфон, планшет или ноутбук и проверяют ленту в соцсетях. В течение дня они постоянно отвлекаются от текущих дел, чтобы проверить свой профиль в социальной сети или полистать новостную ленту.

Многие называют это безобидной привычкой, совершенно не понимая, что находятся в настоящей зависимости. Сильнее всего к ней предрасположены дети и подростки. В силу возраста и нехватки жизненного опыта, им трудно знакомиться и поддерживать дружбу в реальности, в то время как потребность в общении со сверстниками неизменно присутствует. Поэтому они с головой погружаются в виртуальный мир, где заводить знакомства и общаться гораздо легче.

Однако не только подростки склонны к интернет-зависимости. Люди старшего возраста тоже попадают в группу риска. Для многих одиноких пенсионеров соцсети становятся единственной возможностью общения с другими людьми. Отсутствие реальных социальных контактов часто становится причиной формирования интернет-аддикции.

Насколько опасна зависимость от социальных сетей?

Психиатры утверждают, что интернет-зависимость наносит психике человека реальный вред. По степени разрушительного воздействия ее можно сравнить с алкогольной или никотиновой зависимостью. Погружение в виртуальную реальность постепенно изменяет личность человека. Он утрачивает способность к социализации, теряет навыки общения с живыми людьми. Заводить новые знакомства, дружить, посещать интересные мероприятия становится все трудней.

Создавая страницу в соцсети, человек создает свой виртуальный мир. Он загружает свои лучшие фотографии, пишет интересные посты, выкладывает информацию о себе (часто приукрашенную). В этом виртуальном мире человек представляет «лучшую версию себя», стараясь выглядеть гораздо красивее, успешнее и счастливее, чем есть на самом деле. Реальная жизнь при этом становится все менее интересной и значимой.

Успешность в виртуальной жизни определяется количеством «лайков» под фотографиями, видео и постами. В погоне за заветными «лайками» люди порой совершают безумные поступки. Некоторые доходят до крайностей, всеми силами стремясь привлечь внимание других пользователей соцсети. Зависимость от «лайков» в соцсетях оказывает такое же вредное влияние, как и постоянный просмотр чужих фотографий.

Попытки жить выдуманной жизнью и постоянное стремление к одобрению других людей (со многими из которых даже не знаком в реальности), оказывает отрицательное влияние на психику человека.

Степени зависимости

Степень аддикции у разных людей разная, и определить ее несложно. Психологи выделяют три группы пользователей соцсетей:

  1. Независимые или слабо зависимые. Эти люди живут полноценной жизнью, посещая свои странички в социальных сетях не чаще одного-двух раз в неделю. Они делают это для того, чтобы ответить на сообщения или поделиться важной информацией с друзьями. Соцсети занимают в их жизни далеко не главную роль.
  2. Переходный тип. Люди из этой категории пока не имеют зависимости, но при этом они ежедневно проверяют свою страницу в соцсети, читают ленту, смотрят фотографии друзей. Обычно они делают это из-за скуки и незнания, чем себя занять. Часть этой аудитории со временем приобретает зависимость.
  3. Зависимые. Эти люди имеют развитую зависимость от социальных сетей. Любую свободную минутку они тратят на то, чтобы лишний раз заглянуть на свою страничку, полистать ленту или посетить страницы друзей. Им очень трудно бороться с этим желанием. При отсутствии доступа к интернету у таких людей появляется беспокойство, портится настроение. Большую часть дня они «зависают» в соцсетях, пренебрегая другими делами.

В группу риска попадают следующие категории людей:

  • подростки, имеющие трудности с социализацией;
  • одинокие пенсионеры, умеющие пользоваться интернетом;
  • застенчивые люди, не умеющие заводить знакомства в реальности;
  • женщины в декрете, которым не хватает общения.

Признаки зависимости от соцсетей

Говорить об аддикции можно в том случае, когда человек делает следующие вещи:

  • проводит в социальных сетях как минимум 4 – 5 часов в день (при условии, что его работа не связана с подобной деятельностью);
  • пренебрегает реальным общением, всецело отдаваясь виртуальному;
  • испытывает трудности в общении с реальными людьми, не знает, о чем говорить, чувствует себя скованно в компании друзей;
  • испытывает эмоциональную подавленность;
  • все свободное время проводит в интернете;
  • после утреннего пробуждения первым делом проверяет свою страницу в соцсети;
  • находясь в сети, забывает о сне, еде и других делах;
  • при невозможности посетить социальную сеть чувствует беспокойство, тревогу, раздражительность;
  • тратит много денег на платные услуги в социальных сетях, пренебрегая другими, более важными потребностями.

Как избавиться от зависимости от социальных сетей?

Зависимость от социальных сетей – это новое психическое расстройство, выявленное психологами. Некоторые не могут справиться с ним самостоятельно, поэтому обращаются за помощью к психотерапевтам. Специалисты помогают им выйти из зависимого состояния и вернуться к нормальной, полноценной жизни. Чтобы побороть аддикцию, психологи рекомендуют делать следующее:

  1. Определите, сколько времени вы можете проводить в соцсетях без ущерба для других дел и придерживайтесь этих рамок.
  2. Постепенно сводите виртуальное общение к минимуму. Пишите друзьям и знакомым только по делу, выйдите из групп, которые вам не интересны, удалите из списка друзей людей, с которыми не общаетесь.
  3. Не стремитесь оповещать виртуальных знакомых обо всех событиях, которые происходят в вашей жизни. Не выкладывайте фото по любому поводу, не отчитывайтесь в постах за каждый прожитый день.
  4. Не гонитесь за «лайками».
  5. Составляйте список дел на каждый день и старайтесь выполнять их. Чем четче будут расписаны ваши планы на день, тем меньше времени у вас будет уходить за просиживание в интернете.
  6. Найдите интересные занятия в реальности: выберите себе увлекательное хобби, посещайте интересные места, путешествуйте.
  7. Почаще общайтесь с друзьями и родственниками в реальной жизни: приглашайте их в гости, ходите компанией в кафе, кино, на дискотеки, выставки, концерты и т.д.
  8. Во время еды откладывайте телефон или планшет в сторону.
  9. Попросите своих родных контролировать ваше времяпрепровождение в социальных сетях.

Чтобы побороть аддикцию и вернуться к нормальной жизни, нужно приложить определенные усилия. Однако они стоят того, чтобы отказаться от пребывания в иллюзорном мире и снова почувствовать вкус обычных житейских радостей.

Что тебе мешает достичь своей мечты? Интернет зависимость. Все свободное время и силы тратишь на интернет? Смотришь бесконечные видео, зависаешь в социальных сетях, читаешь разный бред и слушаешь недалеких блоггеров? У тебя интернет зависимость, которая не дает тебя самореализоваться в жизни, добиться большего и стать счастливым.

В древние времена основная масса народа не получала образования и знания, что в результате не могла претендовать на хорошую жизнь. Был информационный голод для 95 % людей. Но аристократия учила языки, науки и получала знания. Знания являлись ценностью, которые были доступны только избранным. Они позволяли контролировать остальной мир.

Но сейчас все поменялось. Знания стали доступней, но они утонули в бесконечном потоке пустой информации. Информационный голод превратился в информационный избыток. Мы пялимся в телевизор, тратим часы на YouTube, зависаем в социальных сетях, смотрим бестолковые стримы, посещаем сайты для взрослых, сидим на сериалах, слушаем сомнительных блоггеров и бесконечно зависаем в интернете. Так проводит время 95 % людей. Бедных и неудачливых людей.

В перерывах между компьютером и телевизором мы пялимся в телефон. Мы поглощаем бесконечный поток информации, пропуская его через себя в режиме 24/7. В большинстве случаев информация развлекательная, вредная или малополезная.

Самое интересное в том, что это бессмысленная трата времени. Мы с этой информацией ничего не делаем, а только создаем кашу в голове. Тонны информации помогают залипать в интернете, но не помогают чего-то сделать полезное, важное и нужное. Избыток информации посадил нас на иглу, с которой практически невозможно слезть.

Что мы пропускаем через себя? Картинки с котиками, тупых блоггеров, обнаженных девушек, мусорные статьи и прочие глупости. Очень полезная информация? Даже чтение полезных статей бессмысленно, если оно не упорядочено. Хватит метаться из стороны в сторону и пытаться гоняться за сотней зайцев.

Мы сидим на работе, которая вызывает только раздражение. Мы не имеем нормальных отношений. Мы живем не так, как хотим. Мы занимаемся мелочными делами и погрязли в бытовухе. Каждый день похож на предыдущий и потрачен зря. Но мы продолжаем мечтать о высоком.

Интернет зависимость – это вредная привычка, с помощью которой мы ленимся и ничего не делаем. Мы только создаем вид. Ученые называют это прокрастинацией.

Прокрастинация – это постоянное откладывание важных и срочных дел на потом. Мы обманываем себя сами, словно мы занимаемся важными делами, но это не так. Мы просто занимаемся поглощением бесполезной информации. Мы постоянно заняты и нет времени, но делаем мы совсем не то.

Избыток медиа информации привел к тому, что мы всегда заняты и много потребляем знаний. Но они только распыляют наше внимание, отвлекают от важных дел и не дают приложить усилия в нужных векторах.

Как избавиться от интернет зависимости?

Все понятно, но что делать? Избыток информации тебе мешает. Ограничь себе потребление телевизора, социальных сетей, сериалов до минимума. Прекращай бесцельно серфить в интернете.

Зачем тебе знать куча разного говна, которое ты забываешь через минуту после просмотра? Нет смысла сидеть в медиапомойке, если ты не оттачиваешь свои навыки и не получаешь нужную информацию. Обрежь поток ненужной информации на 70%.

Найди свои цели и внутреннего начальника

У тебя совсем нет вектора для движения, когда цели заброшены, а мечты преданы. В детстве тебя заставляли родители, потом учителя, а затем начальник. Сейчас у тебя внутренней мотивации ноль вне работы. Тебя никто никуда не гонит. У тебя нет внутреннего начальника и упорства.

Сделай внутреннего начальника более сильным. Мотивируй себя его слушать и делать правильные вещи. Награждай себя за правильные поступки. Придерживайся дисциплины и четкого графика. Устанавливай цели и составляй планы. Хватит безвольно плыть по течению. Ты сам знаешь, что обычно плавает. Не будь этим.

Используй информацию сегодня

Задавай себе два вопросы вопрос после каждой статьи, видео, встречи, урока или конференции:

  1. «Какую полезную информацию я получил?»
  2. «Как я это применю в своей жизни уже сегодня?»

Тщательно выбирай информацию, которую потребляешь. Если она вредная или бесполезная, то вычеркни ее из жизни. Потребляй информацию, которая полезная для тебя именно сейчас, а не в общем в жизни. Применяй на практике информацию прямо сегодня.

Что тебе мешает достичь своей мечты? Интернет зависимость.

Присоединяйся! С нами не скучно: Телеграм, Facebook, ОК, ВКонтакте Темы: привычки

Несмотря на то, что в официальном реестре ВОЗ пока отсутствует заболевание, которое бы отражало зависимость от социальных сетей, а их разработчики в один голос отрицают сам факт существования этой проблемы, все больше людей в мире погружаются в пучину виртуального общения, которое при самом неблагоприятном исходе может стать единственной формой связи с окружающей действительностью.

Неудивительно, что такое положение вещей вызывает серьезные опасения у психиатров, которые сравнивают механизм формирования зависимости от интернета и соцсетей с развитием у человека наркомании или алкоголизма.

Принцип действительно схож, только в этом случае люди начинают бить тревогу намного позже, ведь вред от избытка виртуального общения далеко не так очевиден. Попробуем разобраться, по каким же именно признакам можно распознать зависимость от социальных сетей у подростков и молодежи, и существуют ли эффективные способы борьбы с ней.

Симптомы

В конце 20 века американский психиатр Айвен Кеннет Голдберг впервые употребил термин «интернет-зависимость» и высказал предположение о том, что виртуальный мир способен со временем полностью вытеснить реальную жизнь.

К сожалению, то, что вначале рассматривалось исключительно как шутка, с годами приняло все более серьезные обороты — количество людей, готовых часами «зависать» на страницах любимых соцсетей, растет в геометрической прогрессии, а психиатры по всему миру бьют тревогу, указывая на необходимость длительного лечения для решения этой проблемы.

Откуда же у людей берется потребность заменять реальное общение виртуальным? Вероятнее всего, корень проблемы кроется в человеческих страхах и лени.

Конечно, гораздо проще нажать пару клавиш на компьютере и написать сообщение, чем позвонить этому человека или, тем более, встретиться с ним в жизни и попытаться поддержать живой диалог.

Кроме этого, в любой социальной сети можно скрыться за красивой фотографией, собравшей десятки «лайков», что снова-таки намного проще, чем позаботиться о своей внешности в реальности. Добавим к этому возможность комментировать чужие записи и фото, критиковать и даже оскорблять других, оставаясь абсолютно безнаказанными, и получим весомую причину для ежедневного посещения своих интернет-страниц, которые становятся дороже любимых увлечений, работы, друзей и даже родных.

Итак, чтобы понять, как избавиться от проблемы такого рода, прежде всего необходимо разобраться в существующих типах пользователей соцсетей и выяснить, кто из них в большей степени подвержен появлению зависимости.
Чаще всего выделяют следующие группы:

1. Независимые и слабо зависимые личности. К ним относятся люди, посещающие свои интернет-странички не чаще 1-2 раз в неделю, только для того, чтобы ответить на важные сообщения, передать срочную информацию, переслать фото и т. д. Они живут полноценной реальной жизнью, в которой соцсетям не отводится важная роль.

2. Переходной тип. В эту группу входят люди, у которых нет непреодолимой тяги к общению в интернете, но они практически ежедневно заходят на свою страничку, чтобы развеять скуку, почитать интересные новости друзей, посмотреть их фото и т. д.

С точки зрения психологии, в таком поведении нет ничего предосудительного, но уже через несколько месяцев определенный процент людей, входящих в эту группу, «подсаживается» на подобное времяпрепровождение, делая первый шаг в сторону формирования серьезной проблемы.

3. Зависимые личности. Эта категория людей самая многочисленная, и для них посещение своих страниц в соцсетях каждые 15-20 минут становится жизненной необходимостью. Они постоянно находятся в ожидании сообщения, обновлений друзей, лайков, и сознательно пренебрегают работой, домашними делами и реальным общением, чтобы быть в курсе всего происходящего в виртуальном мире.

В группу риска в первую очередь входят застенчивые и одинокие люди, которым сложно заводить новых знакомых и поддерживать отношения с уже имеющимися, а также подростки, отвергнутые сверстниками, и мамы в декрете, убивающие время в сети, пока ребенок спит, например.

Итак, человека можно назвать зависимым от социальных сетей, если он:

  • уделяет им не меньше 4-5 часов в сутки при условии, что его работа не связана с посещением интернет-страниц;
  • сокращает или полностью отказывается от личного общения в пользу виртуального;
  • отстранен от окружающих и испытывает значительные трудности во время живого общения;
  • находится в подавленном эмоциональном состоянии;
  • пренебрегает личной гигиеной, сном и полноценным питанием, посвящая все время пребыванию в сети;
  • испытывает тревожность и раздражение при невозможности выйти в онлайн;
  • готов тратить средства на платные сервисы в соцсетях, даже в ущерб более важным потребностям.

Зависимые люди испытывают постоянную потребность обновлять статусы, добавлять новые фото, сообщая о каждом своем шаге, они ищут доступ в интернет даже на веселой вечеринке в компании своих друзей, переживая и чувствуя себя ненужным, если никто не комментирует или не лайкает их записи и фото.

Но, чтобы справиться с подобной проблемой, недостаточно только знать, как называется и в чем проявляется этот тип зависимости — ее решение требует времени и значительных усилий, в том числе, под руководством квалифицированного специалиста, имеющего соответствующий опыт.

Лечение

Для людей, обратившихся за помощью к специалистам, существует целый ряд рекомендаций, соблюдение которых способно облегчить их состояние и постепенно свести потребность в виртуальном общении на нет.

Итак, чтобы побороть зависимость от соцсетей, необходимо:

  • установить четкие временные рамки для посещения своих интернет-страничек, постепенно сужая их;
  • свести к минимуму виртуальное общение — почистить список друзей, писать сообщения только по делу, выйти из неинтересных групп и т. д.;
  • перестать информировать виртуальное сообщество обо всем, что происходит в жизни — чем меньше будет новых записей, фото, лайков и комментариев, тем скучнее станет время, проведенное в онлайне;
  • отключить у браузера функцию загрузки картинок — если на страницах социальных сетей не будет ярких интересных иллюстраций, они довольно быстро потеряют свою привлекательность;
  • ежедневно составлять план дел, которые обязательно следует выполнить, сократив тем самым свободное время для посещения соцсетей;
  • найти интересное хобби, на которое можно переключить все свое внимание;
  • отказаться от привычки есть за компьютером или с телефоном в руках;
  • перестать игнорировать встречи с друзьями, посещение театров, выставок и концертов — чем больше будет приятных впечатлений в жизни, тем меньше их захочется искать в интернете.

Параллельно можно подключить к решению этой проблемы друзей и родных, попросив их дополнительно проконтролировать пребывание зависимого человека в соцсетях и даже введя своего рода санкции за пренебрежение установленными ограничениями на общение в сети.

Хорошо зарекомендовал себя и метод Диджитал детокс — полный отказ от интернета и гаджетов на определенный период времени, например, в отпуске или командировке.

Последствия

Тем, кто считает, что проблема зависимости людей от соцсетей надумана, будет полезно узнать, насколько серьезными могут быть ее последствия, если вовремя не помочь человеку остановиться.

Зависимые люди чаще всего страдают от:

1. Социальной деградации.

Все больше погружаясь в виртуальное общение, яростные приверженцы социальных сетей рискуют со временем утонуть в нем, полностью отказавшись от реального жизни.

В итоге они могут потерять друзей, испортить отношения с родными, отказаться от увлечений и даже остаться без работы, ведь все, что им нужно — это быть онлайн, общаться и даже флиртовать в сети.

2. Ухудшения памяти и снижения концентрации внимания.

В результате длительного общения в интернете человеческая память приобретает способность усваивать информацию исключительно небольшими дозированными порциями, а полностью сконцентрироваться на какой-то конкретной задаче становится крайне сложно, ведь внимание постоянно переключается с одной незначительной детали на другую.

3. Снижения интеллектуальных способностей.

Сутками переваривая бессмысленную информацию, которой изобилуют социальные сети, мозг перестает подвергаться необходимой тренировке, связанной с решением интеллектуальных задач — чтением книг, разгадыванием кроссвордов и т. д.

Человек не просто перестает обогащаться знаниями, но и постепенно утрачивает интерес к окружающему миру, что, в свою очередь, отражается и на его психическом состоянии.

4. Усталости и стресса.

Впечатления, которые соцсети способны предложить своему пользователю, довольно однообразны, а значит, получая их в больших дозах, люди рискуют стать жертвой стресса и апатии, постепенно теряя интерес ко всему происходящему вокруг и ощущая постоянную усталость.

Оставшись по каким-то причинам без доступа в интернет, зависимые от социальных сетей люди испытывают нечто вроде «ломки», сопровождающейся раздражительностью, агрессивным поведением и проблемами со сном. Это еще раз доказывает, насколько опасно закрывать глаза на подобную проблему и считать ее недостаточно серьезной для обращения к специалистам.

Важно помнить, что виртуальная реальность, какой бы заманчивой она не была, никогда не сможет заменить живого общения и теплого участия родных и близких.

Видео:

Эта история о болезненной зависимости взрослого человека от сайта Одноклассники и она еще не закончилась. Куда еще занесет нашего героя борьба, между желанием изменить свою жизнь в реальности и нежеланием покидать мир виртуальный, не знает никто.

Знакомства, завязавшиеся на его страницах, обещают счастливые изменения в судьбе, но финал их все время один и тот же. В чем причина?

Ближе к делу… или история реального человека. Началось все с того, что взрослый мужчина купил ноутбук и подключился к интернету. Первый же сайт, на котором он зарегистрировался, стал единственным, посещаемым им, вебресурсом.

К моменту своего 50-летия наш герой, назовем его Андреем Иванович, не имел уже ни семьи, ни крыши над головой, ни прописки в благословенном городе Ялта. Несмотря на то, что был его уроженцем и провел в солнечном городе всю свою жизнь.

Практичности в нем не было ни на грош. Родительская квартира благополучно досталась брату, а потом взрослым племянникам. Сожительница, с которой он прожил 20 лет, на своей жилплощади его регистрировала регулярно, но временно. Временность однажды закончилась и ему выставили вещички.

С ноутбуком и вещами в двух сумках, он появился на пороге дома своей дальней родственницы. Женщины немолодой и нездоровой, имеющей крохотную комнатенку в 7 кв метров в том же городе.

На этих 7 квадратных метрах и потекли совместные будни. Складывались они из того, что Андрей Иванович, едва продрав глаза, включал ноутбук, выходил в Одноклассники и отрывался от экрана только на обед.

Выходил на полчаса в город, делал несколько снимков городских пейзажей, чтобы было чем поделиться на страницах Одноклассников. Ложился спать посреди ночи и, поспав часа 4, опять зависал в Одноклассниках.

Вел активную переписку с дамами возраста от 30 до 40. Ничего от них не скрывая, он описывал свою жизнь, и сердобольные одинокие женщины готовы были принять его в качестве спутника жизни. При этом он активно интересовался ими, их делами и интересами, что располагало к нему женские сердца.

Андрей Иванович имел возможность выбирать. Первой его избранницей стала дама, проживающая в Красноярском крае. После недельного путешествия, он вышел из поезда в Сибири в легкой осенней курточке и легких городских туфлях.

Встретившая его дама, тут же купила ему теплую одежду и обувь. Ибо, январь в Сибири далеко не то же самое, что в январь в Ялте. Потекла совместная жизнь. Для Андрея Ивановича изменился только географический адрес и интерьер.

Все тоже сидение в Одноклассниках, фотографирование (теперь уже сибирских пейзажей), сон продолжительностью 4 часа и, вновь оранжевые странички Одноклассники.ру. С перерывами на обед и ужин. Дама выдержала месяц. После того, как она поняла, что вместо собеседника, помощника и спутника жизни она получила тихо-помешанного молчаливого болванчика, она попросила его уехать, оплатив обратный билет через полстраны.

Возвращение в 7-метровку престарелой родственницы было обыденным, словно Андрей Иванович уходил на очередную прогулку по набережной. По нему нельзя было сказать, что случившееся как-то очень тяжело его задело. Все такая же тихая улыбка, неспешные движения и какая-то отрешенность.

Жизнь потекла по прежней схеме: пробуждение, Одноклассники.ру, обед, совмещаемый с фотосъемками любимого города, опять Одноклассники.ру. Почти под утро – спать и далее по кругу. С приютившей его старушкой он за сутки мог сказать только пару фраз, самая длинная из которых была «сейчас иду» в ответ на приглашение к столу.

Следующей дамой стала жительница Белгородской области. Здесь все закончилось еще быстрее. Видимо, никаких выводов сделано не было. Изменений в сибирский сценарий перехода виртуальных отношений в реальные он не внес.

Всего через две недели Андрей Иванович вновь стоял на пороге дома свое ялтинской родственницы. Все потекло по накатанной. Оранжевая страничка одноклассников светила почти круглые сутки.

Теперь родственница ожидает, куда следующим рейсом занесет ее обузу. К какой даме под крылышко, в какие края и надолго ли хватит той терпения. На деликатные намеки на то, что он, вполне, может найти работу по силам, и даже с проживанием, среди пансионатов курортного города, оклика не находят. Зато интенсивные переписки в Одноклассниках продолжаются.

Андрей Иванович очень неплохой человек. Не имеет вредных привычек, не хам, не хапуга, не стяжатель. Он воспитанный и интеллигентный человек. Он очень любит женщин. Но вот беда – за пределами страничек сайта Одноклассники его не интересует никто и ничто.

  • Только там все его интересы, его жизнь, его хобби, его романы и увлечения.
  • Только там он может быть обаятельным и неотразимым: мечтой и надеждой одиноких, дам, готовых разделить с ними и жизнь, и кров.

Увы, реальный Андрей Иванович их надежд не оправдывает. Женские мечты о надежном мужском плече разбиваются вдребезги. Но Андрея Ивановича разочарование в реальной жизни задевает намного меньше, чем разрыв виртуального романа на страницах Одноклассников.


Есть ли выход из патологической привязанности к виртуальному миру сайта Одноклассники и сумеет ли взрослый мужчина обрести семью сказать трудно. Судя по всему, он, или не понимает своей проблемы, или не находит в себе сил вырваться из комфортной и затягивающей паутины.

Вы задумывались над тем, что произойдет, если вы будете ставить «лайк» под каждым постом, который увидите в новостной ленте социальных сетей?

Основатель компании Fueled Рамит Чавла (Rameet Chawla) нашел ответ на этот вопрос, создав специальный скрипт, который «лайкал» каждое фото в новостной ленте Instagram.

В результате у него появлялось по 30 новых подписчиков ежедневно. Также его приглашали в новые сообщества. Люди начали узнавать Чавла на улицах. Он получал множество сообщений, где подписчики просили его размещать больше постов в сети. Казалось, что люди были растеряны, так как им тоже хотелось «лайкнуть» что-нибудь в ответ.

«Лайки», комментарии и посты, которыми мы делимся в социальных сетях, кажутся непоследовательными на первый взгляд, однако они несут очень важный смысл. Наша активность в социальных сетях задействует то, что, собственно, и делают нас людьми: наши пристрастия, желания, тревоги и радости.

Что, если бы мы могли понять психологию пользователей социальных сетей? Эти знания дали бы возможность стать ближе к покупателям и построить с ними доверительные отношения.

В этой статье мы бы хотели рассказать вам о некоторых важных аспектах социального маркетинга, о которых говорили спикеры конференции Mozcon. Возможно, эти знания сделают вашу работу с социальными сетями более эффективной.

  • Как социальные сети меняют мир?

Биология социальных сетей: дофамин и окситоцин

Наша тяга к социальным сетям имеет не только психологический характер. Она проявляется и на уровне физиологии благодаря двум веществам, производимым нашим мозгом: дофамину и окситоцину.

Дофамин

Раньше ученые полагали, что дофамин — это гормон удовольствия, однако сейчас они убеждены, что этот нейромедиатор отвечает за наши желания. Дофамин заставляет нас желать и искать желаемое. Выработку дофамина стимулирует непредсказуемость, небольшие кусочки информации, а также возможность получения вознаграждения. Все это в избытке присутствует в социальных сетях.

Влияние дофамина настолько непреодолимо, что тяга к «репостам», «ретвитам» и «лайкам» у людей намного сильнее, чем пристрастие к алкоголю и сигаретам.

Окситоцин

Этот гормон иногда называют «гормоном объятий», так как он вырабатывается, когда люди целуются или обнимаются. После 10 минут пребывания в социальных сетях уровень окситоцина в крови человека возрастает на 13%. Этот скачок сопоставим с повышением уровня данного гормона во время свадебной церемонии.

Окситоцин способствует снижению уровня стресса, возникновению чувства любви, доверия, сочувствия. Все эти ощущения мы испытываем, находясь в социальных сетях.

Результаты многочисленных исследований показали, что завсегдатаи социальных сетей склонны доверять людям больше в сравнении с остальными интернет-пользователями. Например, типичный пользователь Facebook на 43% более доверчив, чем другие пользователи сети.

Социальные сети вызывают у нас множество приятных ощущений благодаря дофамину и окситоцину. Но в то же самое время эти гормоны провоцируют возникновения зависимости.

  • Психология потребителей: почему мессенджеры и социальные сети не отпускают нас?

Активность в социальных сетях: почему пользователи «постят», «лайкают» и комментируют

Теперь обратимся к основным активностям в социальных сетях и выясним, какие же психологические мотивы скрываются за ними.

Почему пользователи «постят»

Ни для кого не является открытием тот факт, что человек любит говорить о себе: мы посвящаем 30–40% своей речи разговорам о своей персоне. Однако в социальных сетях этот показатель достигает отметки 80%.

Почему так происходит? Разговоры тет-а-тет беспорядочны и эмоциональны — у нас недостаточно времени, чтобы думать о том, что мы говорим. Нам приходится обращать внимание на мимику и жесты. В сети у нас есть время построить и, если надо, отредактировать свой монолог. Психологи называют это самопрезентацией: человек позиционирует себя так, каким хочет видеть себя в глазах окружающих.

Чувство, получаемое в процессе самопрезентации, настолько сильно, что когда пользователь просматривает собственный профиль на Facebook, у него подымается самооценка.

Маркетологам будет интересен тот факт, что пользователи социальных сетей склонны презентовать себя через определенные вещи. То есть, приобретая что-либо, человек демонстрирует свою суть. Задумайтесь, ведь есть множество вещей, с помощью которых мы можем продемонстрировать всем свою индивидуальность: одежда, игры, музыка, логотип на ноутбуке и т. д.

Именно поэтому люди испытывают невероятно сильную эмоциональную привязанность к своему любимому бренду. Доказать правдивость этого утверждения очень легко. Участникам одного эксперимента показали две фотографии, на одной из которых был изображен логотип их любимого бренда, а на второй — их возлюбленный/возлюбленная или лучшие друзья.

Удивительно, но в обоих случаях психологическое возбуждение испытуемых было одинаково сильным. То есть, логотип любимого бренда вызывал такие же сильные положительные эмоции, как и фото возлюбленного или друга.

Вещи и, соответственно, бренды являются огромной частью индивидуальности человека, и для того, чтобы найти нечто особенное в своем бренде, что помогло бы покупателям в их самопрезентации, нужно будет очень постараться. 😉

Почему пользователи делают «репосты»: самопрезентация, укрепление отношений, общественное признание

Если мы так любим говорить о себе, что же заставляет нас делать «репосты» чужих записей? Передать кому-либо информацию — это сильнейший импульс, и одно лишь осознание того, что человек делится с другими чем-то важным, активизирует в его мозге так называемый «центр удовольствия».

Во-первых, «репосты» помогают нам проявить себя: 68% людей утверждают, что они делают «репосты» для того, чтобы другие пользователи лучше их узнали. Однако самым главным мотивом сделать «репост» остается желание быть ближе к людям: 78% пользователей социальных сетей утверждают, что «репосты» помогают им строить отношения с другими людьми.

Эксперименты показали, что разнообразные навязчивые идеи возникают в тех областях мозга человека, которые отвечают за его мысли о других людях. Это значит, что контент какой-либо социальной сети должен «обращаться» не к группе людей, а к определенному типу личности.

Когда мы размещаем посты с «правильным» контентом, мы завоевываем общественное одобрение, что способствует повышению самооценки. 62% пользователей заявляют, что они чувствуют себя более уверенно, когда люди положительно реагируют на то, что они размещают в социальных сетях.

Как бренды могут способствовать общественному признанию в социальных сетях? Они должны предлагать нечто интересное, чем можно поделиться с людьми.

Джефф Гойнс (Jeff Goins) писал для блога bufferapp об одной малоизвестной научно-исследовательской работе 1970-х годов, ставившей перед собой глобальную цель — создать единую теорию того, как что-либо становится интересным.

Автор упомянутого исследования Мюррей Дэвис считал, что интересный контент — это «нечто выходящее за рамки привычного мира целевой аудитории». Интересный контент в некотором роде отрицает привычное мировосприятие человека, заставляя его встряхнуться. Замечательным примером именно такого контента является история с платьем то ли в бело-золотую, то ли в черно-голубую полоску. 😉

  • Почему 99% контента в социальных сетях бесполезно?

Почему пользователи ставят «лайки»

44% пользователей Facebook «лайкают» записи своих «фрэндов» по крайней мере один раз в день, в то время как 29% — по несколько раз за сутки. Люди делают это, потому что хотят сохранить отношения со своими друзьями.

Нельзя не вспомнить о так называемом «эффекте взаимности»: люди чувствуют себя в долгу перед теми, кто когда-то оказал им какую-либо услугу (в данном случае — поставил «лайк»). Иными словами, хотят уравнять счет. 😉

Забавным примером, иллюстрирующим проявление вышеупомянутого эффекта, может быть эксперимент, проведенный в 1974 году социологом Филиппом Кунцом (Phillip Kunz): в преддверии праздников ученый разослал рождественские открытки 600 совершенно незнакомым людям, и 200 из этих незнакомцев отправили ему открытки в ответ.

Эффект взаимности имеет место и в Snapchat. Получив изображение, вы чувствуете себя обязанным отправить картинку в ответ. И каждый раз, получив «лайк» к очередному посту, вы ощущаете непреодолимую тягу «лайкнуть» в ответ.

Почему пользователи оставляют комментарии

Большинство маркетологов полагают, что беседы с покупателями невероятно важны. Они уверены, что такого рода взаимодействие позволяет построить долгосрочные доверительные отношения.

Неудивительно, что покупатели в свою очередь считают так же. Специалисты опросили более 7 000 потребителей и выяснили, что только 23% из них каким-либо образом взаимодействуют с владельцами бренда.

Практически все участники опроса утверждали, что общие ценности являются самой большой мотивацией для взаимодействия с компанией и ее брендом. Однако это вовсе не означает, что комментарии не имеют никакой силы. Напротив: существует феномен, известный как «общая реальность», суть которого заключается в том, что восприятие человеком чего-либо зависит от того, каким образом он делится этим с другими.

85% опрошенных заявили, что чтение комментариев по теме помогает им лучше воспринимать информацию. В действительности это означает, что комментарии оказывают огромное влияние на наше собственное восприятие действительности.

Одно исследование, проведенное на новостном сайте, показало, что не подкрепленные никакими аргументами негативные комментарии к статье способны целиком изменить отношение других читателей к опубликованному материалу. С другой стороны, вежливые отзывы — даже негативные — заставляют покупателей думать о компании в положительном ключе.

Проще говоря, любое упоминание в сети о вашей компании — это ваше отображение. Это не всегда поддается логике, но именно так устроен мозг человека.

Все это означает, что ответы на комментарии читателей вашего блога или работа с отзывами ваших покупателей, невероятно важны. Это необходимо не столько для пользователя, на чей отзыв вы отвечаете, сколько для компании в целом.

  • Чем социальные медиа похожи на секс?

Феномены социальных сетей: селфи, смайлы и ностальгия

Итак, мы немного разобрались с некоторыми интересными и уникальными особенностями активности пользователей в социальных сетях. Теперь пришло время рассмотреть несколько любопытных феноменов, которые наверняка будут интересны маркетологам.

Селфи

Исторически так сложилось, что портреты были символами нашего статуса, способными контролировать то, каким образом нас воспринимали окружающие.

Сегодня портрет — это способ понять, кто мы такие. Теория «зеркального «я”» (looking-glass self) — это психологическая концепция, согласно которой у нас нет истинного восприятия самих себя. Чтобы составить четкую картину о том, кто мы такие, нам необходимо мнение окружающих.

Одной из причин популярности селфи является в частности то, что глядя на человека, в первую очередь мы смотрим на его лицо:

  • фотография профиля — это первое, на что мы обращаем внимание, зайдя на страничку человека в социальной сети;
  • в Instagram изображения с лицами людей получают на 38% больше «лайков» и на 32% больше комментариев;
  • исследования в области айтрекинга показывают, что, увидев на сайте лицо человека, мы смотрим ему в глаза.

Один из экспериментов также показал, что изображения человеческих лиц способны пробудить сочувствие. Участниками этого исследования стали врачи, которым рассылали медицинские карты с фотографиями их будущих пациентов, и врачи лечили заранее увиденных больных гораздо тщательнее и внимательнее. 😉

  • Психология #селфи

Смайлы

Большинство из нас этого не замечают, но мы подражаем мимике своих собеседников во время разговора. Это эмоциональное подражание является одним из способов построения межличностных связей.

В интернете мы воссоздаем этот элемент общения с помощью смайликов и эмоджи (emoji). Сегодня 74% жителей США используют стикеры, смайлики и эмоджи при общении в интернете. Каждый день люди во всем мире посылают друг другу 6 миллиардов смайликов и стикеров. Поэтому существует тесная связь между использованием смайлов и влиянием на нас социальных сетей.

Анализ более 31 миллиона сообщений в Twitter показал, что смайлы являются обычной составляющей текста. Также был проведен эксперимент, участники которого должны были общаться онлайн. Было выявлено, что испытуемые считали экспертов, использующих при общении смайлики, более дружелюбными и компетентными.

Существует масса способов интегрировать смайлы в свои маркетинговые кампании. Такие известные бренды как Ikea, Coca-cola, Burger King и Comedy Central даже создали свои собственные смайлы, которыми люди теперь с удовольствием делятся в сети.

  • Семь научно обоснованных причин использовать смайлы в социальных медиа

Ностальгия

Иногда кажется, что жизнь проходит так быстро, что хочется крикнуть: «Остановись, мгновенье!». Это чувство называется ностальгией, и подобная тоска по прошлому может стать ключевым фактором для новой потрясающей стратегии социального маркетинга.

Ностальгия универсально присуща людям любой культуры, и поэтому она вызывает у нас чувство всеобщности, ощущения любви и защищенности. Тоска по прошлому заставляет нас по-другому смотреть на деньги. Когда людей побуждают думать о прошлом, они с большей готовностью отдают деньги другим, а также готовы больше заплатить за приобретение какого-либо продукта.

Вам совсем не обязательно владеть компанией с тысячелетней историей, чтобы заставить своих клиентов тосковать по прошлому. Вам всего лишь нужно выбрать период времени, по которому люди ностальгируют больше всего.

Компания Urban Outfitters, например, продает винтажные стикеры и блокноты с Лизой Франк из 80-х и 90-х годов (да-да, 90-е годы уже считаются далеким прошлым).

  • Почему аналоговая ностальгия все еще жива в цифровом мире?

Обратная сторона медали

Если мы говорим о психологии социальных сетей, то не можем игнорировать исследования, в которых говорится об их негативном влиянии. Некоторые специалисты утверждают, что с появлением социальных сетей мы стали более одинокими, отстраненными и унылыми.

Доказательства этому утверждению действительно существуют. Однако есть небольшое примечание: социальные сети не меняют нашей человеческой сути, они лишь немного расширяют наши возможности.

Например, у всех нас есть привычка оценивать собственную значимость, сравнивая себя с другими. Это может привести к тому, что мы почувствуем себя законченными неудачниками: ведь в социальных сетях люди постоянно делятся самыми счастливыми моментами своих жизней, а мы не всегда можем ответить им чем-то аналогично радостным. Мы неизменно сравниваем себя с нашими друзьями, которые женятся, рожают детей и получают повышение на работе.

Тем не менее социальные сети также способны объединять людей. Если вы когда-либо делились в сети своими потерями или неудачами, то наверняка испытали на себе невероятную по масштабу поддержку, полученную даже от тех людей, от которых вы ее меньше всего ожидали.

Когда мы чувствуем себя неуверенно, обращение к социальным сетям становится более эффективным, чем другие способы самоутверждения. В социальных сетях мы часто проявляем сочувствие по отношению к другим пользователям, и потом это положительно сказывается на нашем поведении в реальной жизни.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему животные так популярны в социальных сетях?

Во время интервью с редакторами Buzzfeed, которые работают над созданием вирусных историй о животных, выяснилось, что они так популярны, потому что речь в них идет вовсе не о животных. Такие рассказы демонстрируют лучшие качества людей: заботливость, способность к самопожертвованию и т. д.

Социальные сети могут сделать нас неуверенными в себе, но в целом они демонстрируют нам все лучшее, что есть в этом мире. Они учат нас распознавать хорошее в себе и других людях.

Социальные сети позволяют нам стать немного ближе к тем, с кем мы действительно хотим сблизиться, и у владельцев брендов также есть возможность сблизиться с потребителями, сделать свой товар частью их жизни, порой такой хаотичной и непредсказуемой.

Высоких вам конверсий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *