Социальное значение института брака

Семья и брак как социальные институты общества

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

  • Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
  • Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
  • Она является малой социальной группой.
  • Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.
Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

  • Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
  • Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
  • Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
  • Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
  • Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
  • Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
  • И другие.

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Виды и формы семейных и брачных отношений

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

  • Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
  • Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.
По форме брак может быть:

  • Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
  • Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.
Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

  • Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
  • Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
  • Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

  • Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
  • Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

  • Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
  • Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
  • Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

  • Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
  • Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
  • Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
  • Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
  • «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

  • Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
  • Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.


Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.
А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

  • Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
  • Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
  • Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
  • Изменились функции семьи.
  • Уменьшилось количество детей.
  • Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.

Тема 6. Брак и семья как социальный институт.

1. Понятие брака. Классификации браков.

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

3. Функции семьи.

4. Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

  1. Брак — исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет — отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове «gamos», что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

  1. Групповой брак — несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

  2. Полигамию — один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого «andros», т.е. мужчина) — когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого «gyne», т.е. женщина) — когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

  1. Моногамию — или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

  1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

  1. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

  1. Законный брак (т.е. зарегистрированный).

  1. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

  1. Гражданские (т.е. зарегистрированные в РАГСах).

  1. Церковные.

2. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

  1. Общее проживание.

  1. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей мужа и жены.

Типы семей:

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

  1. Нуклеарная (простая) — состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

  1. Расширенная — состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

  1. Неполные – в которых отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец — муж, мать — жена, сын — брат или дочь — сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи.

  1. Бездетные.

  1. Малодетные (1-2 ребенка).

  1. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи — те семьи, в которых «мало детей» с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов — увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей — в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределения власти различают:

  1. патриархальные семьи, где отец является «главой семейного государства».

  2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

  3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В зависимости от возраста супругов различают:

  1. Молодежную семью — когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

  2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи — однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

  3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

  1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

  1. Матрилокальные — супруги живут с родителями жены.

  1. Неолокальные — супруги живут отдельно от родителей в собственном доме.

  2. Унилокальные — супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

  1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

  2. Дистантные семьи — юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украине. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

  3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка — возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. В определении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целей, к удовлетворению личных нужд. Поэтому функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

брак I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бра́к бра́ки
Р. бра́ка бра́ков
Д. бра́ку бра́кам
В. бра́к бра́ки
Тв. бра́ком бра́ками
Пр. бра́ке бра́ках

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -брак- .

Корень: -бр-; суффиксы: -а-к .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. семейный союз двух (или более) супругов; супружеские отношения ◆ Брак ― это не кровать, а сидят рядом муж и жена, плетут лапти на продажу день и ночь и рассказывают друг другу сказки, воспоминания, истории. А. П. Платонов, «Записные книжки», 1928–1944 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. супружество, частичн. женитьба

Антонимы

  1. частичн.: развод

Гиперонимы

  1. отношения

Гипонимы

  1. морганатический брак, церковный брак, законный брак, гражданский брак

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: брачок
  • пр. существительные: брачность, бракосочетание, многобрачие, безбрачие, единобрачие, однобрачие
  • прилагательные: брачный, брачующийся, внебрачный, добрачный, бракоразводный, новобрачный
  • глаголы: брачиться, брать

Список всех слов с корнем «бр-/бер-/бир-/бор-»
  • существительные: безбрачие, безбрачье, брак, брань, брачок, выбор, выборность, забор, заборище, заборчик, забрало, избираемость, избиратель, избирательница, избирательность, набирание, набиранье, набор, наборчик, неизбираемость, неизбирательность, неразбериха, неразбирательство, номеронабиратель, обирала, обираловка, оброк, отобрание, отобранье, переизбрание, переизбранье, побираха, побирашка, побируха, побирушка, побор, подбирание, подбиранье, подбор, подборка, подборочка, подобранность, прибируха, прибор, приборчик, пробор, проборчик, псевдовыборы, разбирательство, разбор, разборка, разборочка, сбор, сборка, сборочка, собирание, собиранье, собиратель, собирательница, собирательность, собирательство, собрание, собранье, убор, убранство
  • прилагательные: безбрачный, безоброчный, браный, брачный, выборный, добрачный, заборный, избирательный, избирательский, избранный, картофелеуборочный, наборный, невыборный, неизбирательный, неизбранный, ненаборный, неподобранный, неразборный, неразборчивый, новооброчный, оброчный, переоброчный, подзаборный, подобранный, пооброчный, разборный, разборчивый, сборный, снегоуборочный, собирательный, уборочный
  • глаголы: брать, браться, вбирать, вбираться, взбираться, взобраться, вобрать, вобраться, выбирать, выбираться, выбрать, выбраться, добирать, добираться, добрать, добраться, доизбирать, доизбрать, доизбраться, забирать, забираться, забрать, забраться, избирать, избираться, избрать, избраться, изубрать, набирать, набираться, набрать, набраться, насобирать, насобираться, недобирать, недобираться, обирать, обираться, обобрать, обобраться, отбирать, отбираться, отобрать, отобраться, перебирать, перебираться, перебрать, перебраться, перевыбирать, перевыбираться, перевыбрать, переизбирать, переизбираться, переизбрать, побирать, побираться, подбирать, подбираться, поднабраться, подобрать, подобраться, позабирать, понабирать, понабрать, понабраться, прибирать, прибираться, прибрать, прибраться, пробирать, пробираться, пробрать, пробраться, прособирать, прособираться, разбирать, разбираться, разобрать, разобраться, сбирать, сбираться, собирать, собираться, собрать, собраться, убирать, убираться, убрать, убраться
  • причастия: избранный, отобранный, подобранный
  • наречия: выборочно, избирательно

Список всех слов с корнем «-брак-/-брач-»

  • существительные: безбрачие, брак (супружество)
  • прилагательные: безбрачный, брачный

Этимология

Из ст.-слав. бракъ «женитьба», образованного с помощью суффикса -к (как, например, слово «знак») от глагола «брати» — «брать». Связь слова «брак» с этим глаголом подтверждается выражением «брать замуж» диалектное «браться» — «жениться», украинское «побралися» — «женились». Глагол «брати» (первоначально имевший значение «нести») в применении к женитьбе означает «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова «брак» оспаривается. Старославянское слово «брак» уже означало обряд «взятия замуж», а потом и само замужество, т.е. супружество. Древнерусское «бракъ» — это и «свадьба», «пир» и «супружество». Точно так же болгарское слово «брак» означает и «женитьба» и «супружество». В современном русском языке «брак» значит только «супружество»; произошло сужение значения этого слова.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • брак вдогонку
  • браки заключаются на небесах
  • вступать в брак
  • гостевой брак
  • неравный брак
  • расторгнуть брак
  • расторжение брака
  • сочетаться браком
  • стимулированный брак
  • счастливый брак
  • удачный брак

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: marriage, matrimony
  • Белорусскийbe: шлюб
  • Болгарскийbg: брак
  • Испанскийes: matrimonio
  • Корейскийko: 결혼
  • Немецкийde: Ehe ж.
  • Персидскийfa: ازدواج
  • Таджикскийtg: никоҳ
  • Украинскийuk: шлюб
  • Финскийfi: avioliitto, liitto
  • Французскийfr: mariage м.
  • Хорватскийhr: brak
  • Чешскийcs: manželství ср.
  • Шведскийsv: äktenskap (sv) ср.
  • Эсперантоиeo: edziĝo

Анаграммы

  • барк, краб

Библиография

  • Апресян Ю. Д., Жолковский А. К., Мельчук И. А. Брак1 // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 163–170.

брак II

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бра́к бра́ки
Р. бра́ка бра́ков
Д. бра́ку бра́кам
В. бра́к бра́ки
Тв. бра́ком бра́ками
Пр. бра́ке бра́ках
Разд. бра́ку

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -брак- .

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

  1. некачественный товар, дефектное изделие ◆ В этом цехе очень низкий процент брака. ◆ Мы не можем допустить брак на производстве. ◆ Марфа Жамова стояла за спиной Бормотова и меняла ему пустые стаканы, сластя чай жёлтым экономическим песком, купленным в кооперативе как брак. А. П. Платонов, «Город Градов», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. изъян, повреждение, дефект (на промышленном изделии, товаре) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. частичные: дефект, порча
  2. изъян, повреждение, дефект
  1. частично: знак качества
  1. товар, изделие, деталь
  2. ?
  1. скол, трещина и др.

Ближайшее родство

  • существительные: отбраковка, браковка, браковщик, бракёр, бракодел, выбраковка
  • прилагательные: бракованный
  • глаголы: браковать, отбраковывать, забраковать

Список всех слов с корнем «брак⁽ʲ⁾-»
  • существительные: брак (изъян); бракёр, бракераж, бракование, браковка, браковщик, браковщица, выбраковка, отбраковка, разбраковка, разбраковщик; бракодел, бракодельство
  • прилагательные: бракованный, браковочный; бракодельский
  • глаголы: браковать, браковаться, выбраковать, выбраковывать, выбраковываться, забраковать, забраковывать, забраковываться, обраковать, обраковаться, отбраковать, отбраковывать, отбраковываться, перебраковать, разбраковать
  • наречия: бракодельски

Из ср.-н.-нем. brak, далее из прагерм. формы *brekan, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. brecan и англ. break, др.-фризск. breka, нидерл. breken, др.-в.-нем. brehhan, нем. brechen, готск. brikan; восходит к праиндоевр. *bhreg- «ломать». Русск. брак — с эпохи Петра I; браковщик уже в 1705 г.; заимств. через польск. brak — то же (с XVI в.).

    товар

    • Английскийen: spoilage, waste
    • Болгарскийbg: брак
    • Немецкийde: Ausschuß м. -sses, —
    • Польскийpl: brak
    • Украинскийuk: брак
    • Французскийfr: rebut
    • Шведскийsv: utskottsvara (sv) общ., varg (sv) общ. (felaktigt gjutstycke)

    свойство товара

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    2 Вопрос

    Согласно ст. 10 СК РФ действительно на территории РФ признаётся только брак, заключённый в органах ЗАГСа. Юридическое значение придаётся только зарегистрированным бракам. По Российскому законодательству ни церковной форме брака (венчание в браке), ни браку, заключённому по местным обычаям или национальным обрядам не придаётся юридического значения.

    В настоящее время СК РФ предусматривает возможность признания правовой силы за церковной формой брака в случае, если брак в такой форме совершён на оккупированных территориях СССР в период ВОВ до восстановления на этих территориях органов ЗАГСа. П. 7 ст. 169 СК РФ.

    Установление ГР означает также, что к фактическим брачным отношениям, сколько бы они не продолжались, юридической силы не придаётся, следовательно, правовых последствий они не порождают. «Гражданский» брак – это заблуждение. Франция – легализация браков на уровне муниципалитета.

    Имущественные отношения между фактическими супругами регулируются нормами об общей долевой собственности, установленными нормами гл. 16 ГК РФ.

    К СЕМИНАРУ: брак за рубежом.

    Значение государственной регистрации брака

    • Правообразующее;

    • Охрана прав и интересов супругов.

    Государственный орган – орган ЗАГСа. Документ – свидетельство о браке в ед. экз.

    Основанием для ГР является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Регистрация производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак (ст. 25 ФЗ «Об АГС»). Лица, вступающие в брак, подают совместное заявление в письменной форме, в котором подтверждается 2 факта: взаимное добровольное согласие / отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Если одно из лиц, вступающих в брак, не может явиться для подачи совместного заявления, то волеизъявление лиц, выступающих в брак, может оформляться отдельными заявлениями, но подпись лица, которое не может явиться, должна быть нотариально удостоверена. Ранее было обязательно совместное присутствие при подаче заявления. Заключение брака производится в личном присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин орган ЗАГСа может разрешить заключение брака до истечения месяца, или может увеличить срок но не более, чем на 1 месяц. Причины уменьшения могут быть разнообразны, перечня нет, но беременность, рождение ребёнка, призыв в армию, срочный отъезд в командировку и если вступают в брак и фактически состоят в брачных отношениях в заявительном порядке «сложились фактические отношения». Что касается увеличения срока, то перечня нет. Может быть болезнь, желание лучше подготовиться к свадьбе. Причины могут быть как до так и после подачи заявления. То, что дата регистрации уже назначена, не является основанием для отказа в переносе.

    Существуют особые обстоятельства, при которых орган ЗАГСа может зарегистрировать брак в день подачи заявления. Это исключительные обстоятельства (перечня нет): беременность, рождение ребёнка, если жизни одной из сторон угрожает опасность (отъезд в сложную опасную командировку; отъезд в район боевых действий – безразлично, в качестве кого поехал; предстоящая опасная медицинская операция). Документальное подтверждение и решение с учётом конкретных обстоятельств. Подача заявления в органы ЗАГС никаких правовых последствий не имеет и никак не связывает лиц, подавших заявление, т.е. каждый в любой момент может отказаться от регистрации брака. Месяц, чтобы подумать.

    Личное присутствие лиц, вступающих в брак, во время регистрации обязательно. В случае, если лица, вступающие в брак, не могут явиться в органы ЗАГС, вследствие болезни или иной уважительной причины, ГР может быть произведена на дому, в медицинском учреждении или в ином месте в присутствии лиц, вступающих в брак.

    > Юридическое значение брака

    Правовой статус супругов

    Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Семейное право занимает одно из ведущих место среди остальных отраслей права, так как семья необходима каждому человеку. Она оказывает влияние на развитие общества, его нравственное здоровье и является одним из факторов повышения социальной активности людей.

    Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Вот почему демократическое общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Крепкая семья — это значит крепкое общество.

    Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

    Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

    Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.

    Приняты многие законодательные акты, являющиеся свидетельством заботы государства о семье.

    Юридическая природа брака

    Существует несколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

    Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Метафизике нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

    В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. “Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижения определенных выгод — все это лежит за границами права.

    Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

    Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак “в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода”

    Примечание — В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о “самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой”. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

    В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство

    Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признает юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.

    Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

    Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, “основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание”. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках.

    Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.

    Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом. Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются.

    Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супругов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный договор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

    Когда мы говорим, что брак — это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере.

    Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

    По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

    Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *