Современное старообрядчество

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»

ЭССЕ

на тему: «Старообрядчество в современной России»

(Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)

Выполнила: учитель начальных классов

Чанаева Светлана Васильевна

2018 год

Введение

Россия — это страна с множеством народов, с уникальной культурой и традициями. Россию по праву можно считать страной, включающей с себя множество мировых религий, т.е. мультирегиональной (многорелигиозной). На территории нашей страны проживает огромное количество мусульман, представители буддизма, вединчиских культов, иудеи и многие другие последователи различных религиозных общин, многие из которых являются уникальными и неповторимыми по своей сути. Не стоит забывать и о том, что именно православное христианство играет особую роль во многовеком становлении нашего государства. В связи с чем, православие необходимо рассмотреть более подробно.

В настоящее время, у современного общества, всё чаще пробуждается интерес и возникают вопросы связанные с русской религиозной культурой. Именно поэтому я взяла тему данного эссе, т.к. считаю что старообрядчество сыграло немаловажную роль в становлении современной России.

Из истории Русской Православной Церкви известно, что в середине XVII века Россию сотряс церковный раскол, который был вызван неприятием частью православных христиан новшеств, введенных в русское православие патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. На соборе в 1666 году была официально провозглашена анафема на ревнителей старых обрядов, и с этого момента в богатую русскою историю включается новый период, освещающий трехсот пятидесятилетнюю эпоху существования старообрядчества. Попутно необходимо отметить, что причины раскола были более глубокими, нежели мы привыкли предполагать. Известно, что известный лидер оппозиции, талантливый писатель протопоп Аввакум не был принципиальным противником реформы, более того, он участвовал в кружке ревнителей благочестия, созданном при патриаршем дворе. Дело в том, что, по слову авторитетного историка церкви А. Карташова «Жестоко обижая русское национальное самолюбие, Никон огульно провозглашал решительно все русские чины, несогласные с современными греческими, – «неправыми и ново вводными». Этот была первая причина возникновения сопротивления.

Глава 1. История развития и становления старообрядческой культуры

  1. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ДО XVII ВЕКА

В 988 году произошло крупнейшее событие в истории становления нашего государства. Год, когда была крещена Русь. Как известно, из исторических источников, что сама княгиня Ольга приняла святое крещение. Как гласят летописи:»многих ко вере приводе». После чего, Русская православная церковь ещё в течение многих сотен лет (≈ 600 лет) укреплялась, расширялась и процветала находясь в единстве со всем сущим миром.

Истинное Христианство на Руси, на тот момент, было как монолит без единого изъяна. Сколько бы раз над Русью не поднимался дамоклов меч, будь то попытки подчинения или раскола русской церкви (татаро-монгольское иго), ни что не смогло разрушить и искоренить православие. Даже папский престол и тот, не смог подчинить себе русскую церковь. Не стоит забывать, что и попытки внести хаос и еретическое искажение, такие как: «стригольников» и «жидовствующих», которые возникли в XIV-XV вв. в Новгороде, в истинное христианское учение не увенчались успехом. Данные еретические общины себя быстро исчерпали, но все эти нападки с их стороны только сильнее сплотили русский народ в единстве православной веры.

Изначально управление русской церковью находилось в Киеве во главе с митрополитом. Греки — первые митрополиты на Руси. Они присылались из ‹‹колыбели›› православной культуры — Константинополя, гречискими патриархами. Уже позднее, на Руси, митрополитов избирали собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Вскоре, пребывание митрополита было перенаправлено во Владимир, т.к. Киев был разорён татарами в 1240 году. А через некоторое время и вовсе, митрополитская кафедра, была перенесена в Москву.

С 1448 года митрополиты стали избираться без утверждения и хиротонии византийского патриарха, т.е. русская церковь приобрела независимость от греческой.

Такие перемены весьма повлияли на единство русской митрополии. При приобретении независимости, русская митрополия разделилась на две части: одна — управляла северо-восточной частью России (церковь крупнейшего и сильнейшего независимого государства, которая всеми силами сохраняла чистоту православия), другая — юго-западным краем (вскоре она попала под католическое влияние.

В 1551 году в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название «Стоглавый». Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы по церковному уставу и нарушает обряды и предания св. церкви.

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

  1. РЕФОРМЫ ПРИВЕДШИЕ К НАЧАЛУ РАСКОЛА И ГОНЕНИЕЮ СТАРООБРЯДЦЕВ

Из истории Русской Православной Церкви известно, что в середине XVII века Россию сотряс церковный раскол, который был вызван неприятием частью православных христиан новшеств, введенных в русское православие патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. На соборе в 1666 году была официально провозглашена анафема на ревнителей старых обрядов, и с этого момента в богатую русскою историю включается новый период, освещающий трехсот пятидесятилетнюю эпоху существования старообрядчества.

В русской церкви, с приходом патриарха Никона, стали происходить нововведения, включавшие в себя новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, т.е. всё происходило самовольно, без одобрения собора, что и послужило в скором времени причиной раскола церкви. Те, кто последовали за ним стали называть новообрядцами (люди новой веры). Используя власть, последователи провозгласили свою церковь православной, а своих противников — «раскольниками». Им было удобно, чтобы на раскольников пала вся вина за церковный разлад, хотя на самом деле это были люди которые продолжали верить в то, что им было дано и чему они были верны, а это древние церковные обряды и предания. В связи с чем они по праву себя называли православными старообрядцами, людьми старой веры, истинными или древлеправославными христианами.

После вступления Никона на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад, что свелось к следующим церковным нововведениям:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, было введено троеперстие.

2. Имя Спасителя «Исус», в новых книгах было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах (во время крещения, венчания и освящения храма) — обхождение по солнцу, в новых же книгах — обхождение против солнца.

4. Вместо «сугубой» (двойная) аллилуйи, была введена «трегубая» (тройная)аллилуйя.

Эти изменения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Все эти жестокие меры и изменение, в связи с расколом, привели к сильному гонению на людей старой веры. Людям приходилось искать новые пристанища, за частую такими становились катакомбы, и привыкать к новой жизни. Жизни в которой страх преследования был по всюду.

Глава 2. Старообрядчество в современном мире

В начале 20-го века, одним из явлений, можно даже сказать значительнейшего, новой русской культуры стало признание старообрядчества. Трагедию того ужаснейшего раскола переосмыслила не только Россия, но и русское зарубежье. Из исторических сводок было известно, что Александр Солженицын, находившийся в эмиграции на тот момент (в США) не раз встречался со старообрядцами, людьми свято хранящими и соблюдающими старую веру.

В настоящее время общины старообрядцев можно встретить на территории таких государств как: Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Польша, Украина, Румыния, США, Канада и в ряде стран Латинской Америки и даже в Австралии.

Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния)

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские.

Заключение

Несмотря на жестокие гонения и преследования раскольники выстояли, сохранили и сберегли свою веру.

Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

В последствии старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность и преданность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Столь неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились и сохранились:

  1. Древние рукописи
  2. Старопечатные книги
  3. Старинные иконы
  4. Церковная утварь

Но самое главное и ценное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Чем может быть полезно России современное старообрядчество? Этот вопрос был поставлен митрополитом Корнилием на Всемирном Русском соборе. Митрополит убежден, что уникальный опыт трехсотлетнего выживания в неблагоприятных, а порой и экстремальных исторических условиях может быть востребован сегодня, учитывая необходимость противостояния вторжению чуждых начал в народное тело России. Все это, по мнению митрополита Корнилия, позволяет сделать обнадеживающий вывод: «Если русский народ не в отдельных выдающихся личностях, а в миллионах сумел явить в противостоянии чуждым влияниям свои самобытные ценности, основанные на истинно православном фундаменте, – это дает надежду на будущее».

Таким образом, старообрядчество является важной частью религиозно-духовной культуры России и внесет свою лепту в сохранение бытия русского народа.

Список литературы

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.

3. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.

4. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.

5. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

6. Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство

7. Сайты Интернета:

После реформы патриарха Никона в 17 веке половина русских не приняла новые обряды православия. Протопоп Аввакум призвал сохранить старообрядческий крест, пострадать за «старую веру», если потребуется. Так начался раскол церкви и появились староверы…

Последующие 100 лет стали для староверов черным временем. Царский указ «Двенадцать статей» царевны Софьи с изощренными казнями «расколщикам» поставил староверов ниже преступников.

Семья староверов, 1899 год ( в статье фотографии из собрания музея Кунсткамеры СПБ)

Великое множество старообрядцев бежало в Сибирь и Север, где еще была свобода. Начался великий Северный исход, в тайге и поморских сёлах староверы со всей России пытались скрыться от цепких глаз карателей.

Еще больше шло в Сибирь по этапу, в качестве каторжников и сосланных. Вознеслись к небу в бескрайней тайге тысячи рубленых домов, храмов и часовен.

зарисовка с натуры: Колобаев А.Л. Часовня на староверческом Кемском кладбище в тайге (1923 год)

В них староверы служили без попов, взять попов ведь негде. По церковным правилам нужен епископ чтобы положить в сан священников. Но последний епископ Павел Коломенский был казнен в 1656 году и цари следили, чтобы у староверов не появился новый.

Конец XVIII и начало XIX века стал оттепелью, репрессии прекратились. Это было время «терпимости без признания»… Староверческие наставники (фото 1899) сохранились с запрета иметь староверам священников

Екатерина II, Павел I и Александр I считали старообрядчество сектантством, пережитком дремучего прошлого, что пропадет сам собой. А казнить и гноить в каторге за это людей уже чрезмерно в Век Просвещения. Староверов приказали просто не замечать, им запретили показываться на глаза россиянам.

Староверам запрещали крестный ход, молиться они могли лишь тайно. Их храмы не должны походить на храмы, а строиться как обычные избы.

остатки храма староверов 19 века, построенного по указу царя как обычная изба

Но несмотря на ограничения, старообрядцы много строили: появлялись новые церкви и целые монастыри. В ответ в 1822 году император приказал разрушить все храмы староверов, построенные после 1817 года.

Старообрядчество не исчезало а крепло, провалился мягкий план царей России. И следующий, Николай Первый, возвращает время репрессий. Быть старовером снова опасно.. староверческий квартал села в Башкирии

В губерниях созданы тайные комитеты жандармерии по подавлению жизни раскольничьих общин. С 1834 староверам запрещено вести метрические книги рождения, они не могут получить паспорт и передвигаться по стране. Их браки теперь вне закона, а дети незаконорожденные, эти дети теряют право на наследство родителей.

развалины монастыря староверов, 1899 год

Николай I вернул и каторгу с пытками, царь поделил староверов на 3 категории: непримиримые — не признававшие брак и молитву за царя, умеренные и маловредные. Первых двух отправляли в ссылку, лишали имущества, и наказывали телесно.

Дом староверов, вверху балкон «скрытников» — непримиримых старообрядцев не признававших царя, брак, паспорта и все открытия цивилизации

В 1847 году император Николай I запретил староверам иметь землю и недвижимость, а затем новым законом приказал уничтожить все храмы и монастыри староверов. Десятки древних церквей исчезли.

Остатки ворот разрушенного староверческого монастыря в Карелии, 1910

Староверы берегли свои иконы, книги и кресты Руси возрастом в сотни лет. Власти сожгли и разбили их беспощадно.

Но староверы цеплялись за веру предков. Они шли дальше в лес, строили храмы в таежных сторожках. Им тайно помогали деньгами купеческие династии, потомки староверов — Морозовы, Рябушинские, Хлудовы, Синебрюховы… древнее кладбище староверов с характерными крестами

Время гонений кончилось при Александре III, патриоте всего старорусского. Законы Николая I отменены, в 1905 году последний император Николай II объявил эпоху веротерпимости. Пришло счастье староверов — снова можно строить храмы, появляются церковные школы и газеты старообрядцев, разрешено выбираться во власть.

Староверки общины в Сев.Китае, 1930 год. Революция заставила их покинуть Сибирь…

Придет 1917 и революция Ленина, воинствующий атеизм и конец русской церкви. Но закаленные веками гонений староверы снова соберут свой узелок. Зароют отцовские иконы, скроются за границей или научатся выживать в океане безбожества.

Сегодня старообрядчество в законе. РПЦ не мешает ему. Но по-прежнему в таежных деревнях на чужих смотрят косо. Ведь слишком долго староверам пришлось страдать по вине других.

ДАЛЬШЕ: >> Домашний Сталин << (скоро)

Фотоистория: коронация Николая II I Русская деревня XIX века I Поезд Николая II I Последняя свадьба королей I Фотошоп Сталина I Татары до революции I Староверы I Домашний Сталин

ООО «Столичный учебный центр»

Контрольная работа к модулю 6

Эссе на тему: «Старообрядчество в современной России»

Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики: формирование профессиональных компетенций педагогов для преподавания основ духовно – нравственной культуры»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Кисенкова Наталия Алексеевна

Москва, 2019

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. История возникновения старообрядчества в Русской Православной церкви………………………………………………………………………………3

    1. Что такое старообрядчество и кто такие старообрядцы…………………3

    1. Реформы, которые привели к расколу……………………………………3

Глава 2. Старообрядчество и современность…………………………………..5

    1. Основные течения старообрядчества……………………………………5

    1. Современная православная старообрядческая религиозная организация………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….7

Список литературы………………………………………………………………8

Введение

Мы живем в уникальной стране, в России, в которой проживает большое количество народов, каждый со своей культурой, традициями и религией: мусульмане, представители буддизма, ведических культов, иудеи и другие последователи различных религиозных общин. Но именно православное христианство играет особую роль во многовековом становлении нашего государства. Старообрядчество, являясь одним из религиозных течений русской православной церкви, существует и сегодня. Данная тема позволяет приоткрыть малоизвестную страничку в истории нашего государства. К тому же старообрядчество – неотъемлемая часть российской истории, которую необходимо знать потомкам. Интерес старообрядчеству в нашей стране стал проявляться в последние годы. Многие авторы публикуют свои материалы и статьи, посвященные старообрядчеству. Данная тема актуальна в наши дни. Старообрядчество сыграло значительную роль в становлении современной России. Поэтому мною и была выбрана тема эссе «Старообрядчество в современной России».

Глава 1. История возникновения старообрядчества в Русской Православной церкви

    1. Что такое старообрядчество и кто такие старообрядцы

В энциклопедии этот термин трактуется так: «Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации» . Таким образом, можно сделать вывод, что старообрядцы – это люди старой веры. Старообрядцев также называли раскольниками, обвиняя их в расколе русской церкви, в отделении от православия. Сами же старообрядцы употребляют термин «истинно православная церковь» . Какие же реформы привели к расколу русской церкви?

    1. Реформы, которые привели к расколу

Реформы, которые привели к расколу русской церкви – это реформы патриарха Никона, начатые в 1653 году, по ведению богослужения по современным по греческим образцам, которые встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. На поместном соборе Русской церкви в 1656 году все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. На Большом Московском соборе в 1667 году были одобрены книги новой печати, утверждены новые обряды и чины и наложены клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. Соловецкий монастырь, который восстал первым, был разорён в1676 году стрельцами. Поместный собор Русской церкви, состоявшийся в 1681 году, настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над старообрядцами. После собора начались расправы: массовые казни, изгнания, тюремные заключения, пытки, сожжения, сопровождавшиеся клеветой, ложью, подлогами. Все это на основании знаменитых «Двенадцать статей» правительницы Софьи, которые были изданы по просьбе духовенства собора в 1685 году. В 1716 году при правлении Петра I «Двенадцать статей» были отменены. Старообрядцы существовали полулегально и платили за это налог вдвое больше, было также введено наказания за уклонение от регистрации и выплаты этого двойного налога: штрафы, ссылка на каторгу. За всякое старообрядческое богослужение полагалась смертная казнь.

Но, несмотря на репрессии правительства, к XIX веку почти треть русского населения была старообрядцами, причем купечество, состоявшее из старообрядцев, богатело. Таким образом, в следствие изменения государственной политики в отношении старообрядцев произошел социально-экономический расцвет. И правительство, пойдя на компромисс, ввело единоверие. Старообрядцам-беглопоповцам в 1846 году удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев благодаря греческому митрополиту Амвросию. Так появилось Белокриницкое согласие, которое первоначально действовало среди эмигрантов, к которым присоединились донские казаки-некрасовцы. Когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии Софроний в 1849 году, белокриницкое согласие распространилось и на Россию. В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний, который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Старообрядцам запрещалось строить и чинить церкви, заводить скиты, издавать книги, были ограничения при занятии общественных должностей, религиозный брак старообрядцев не признавался государством, а дети считались незаконнорожденными. С 1874 года для старообрядцев был введён гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака». Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 году . Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный в 1905 году, отменял законодательные ограничения для старообрядцев: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ давал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие.

В Советский период власть относительно благосклонно относилась к старообрядцам. Во время Великой Отечественной войны большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения.

Глава 2. Старообрядчество и современность

2.1. Основные течения старообрядчества

Основными течениями старообрядства являются поповство, единоверие и беспоповство.

Поповство является одним из широких течений старообрядчества, которое возникло в последнем десятилетии XVII века. Протопоп Аввакум призывал принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить» . Поповцы признают таинства Православного христианства и необходимость священников при богослужениях и обрядах. Участие в церковной жизни могут принимать не только священнослужители, но и миряне. Центрами поповства были Нижегородский край, Донская область, Черниговщина, Стародубье. Поповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви, их называли «беглопоповцами». После перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия в 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, являющаяся в настоящее время одним из самых крупных старообрядческих направлений. Поповцы придерживаются старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.

Большая часть поповцев сосредоточилась в России, их численность на конец XX века составляет около 1,5 миллионов человек. Основные группы поповцев на настоящий момент – это Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Единоверие, как течение, появилось в 1800 году. Митрополитом Платоном были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами. На сегодняшний день единоверие или православное старообрядчество имеет в Русской православной церкви приходы, сохраняют дореформенные обряды, но при этом признают иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви.

Беспоповство появилось в XVII веке. Так как старообрядцы после смерти священников старого рукоположения остались без епископов и не признавали новых священников, сформировалось беспоповство. Такие старообрядцы стали именоваться официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие, в быту их стали называть беспоповцами. Богослужение беспоповцы проводят мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем. Центры беспоповцев — это побережье Белого моря, Олонецкий край — современная Карелия и речка Керженец в Нижегородских землях. Позднее появились новые разделения и появились согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово, средники, дырники и бегуны. В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства — Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.

2.2. Современная православная старообрядческая религиозная организация

В настоящее время крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь. Это — Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 году. Она насчитывает около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, в Румынии. Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии образовалась в 2007 году в самостоятельную церковь. Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а затем — в Москве.

На Архиерейском соборе в 2000 году Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью…» . На круглом столе, который был проведен 3 марта 2016 года в Московском доме национальностей, обсуждались актуальные проблемы старообрядчества. На нем присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви . Представительство было самое высокое — московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые . В 2018 году в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына состоялся Всемирный старообрядческий форум для решения общих проблем и сохранения культурных и духовных ценностей, объединяющих современных старообрядцев.

Численность старообрядцев в России свыше 2 миллионов человек. Среди них большинство русских, есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. Помимо России старообрядческие общины присутствуют в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде, в ряде стран Латинской Америки и в Австралии.

Заключение

Старообрядцы сохранили свою веру, несмотря на жестокие преследования. Они проявили мужество в борьбе за свои убеждения и способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Старообрядчество сыграло большую роль в развитии и укреплении экономических отношений России. Старообрядцы проявили себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Общины старообрядцев сохранили для потомства древние рукописи, старопечатные книги, старинные иконы и церковную утварь.

Мне было очень интересно работать по данной теме. Не может не восхищать самоотверженность и непреклонность людей в борьбе за свои убеждения, которая стала одной из страниц духовной истории русского народа.

Список литературы

  1. Старообоядчество — Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Старообрядчество и старообрядцы. Ответ из первых уст. – Режим доступа: https://ruvera.ru/staroobryadchestvo

  3. Градовский А. Д. Гл. 6. О веротерпимости // Начала русского государственного права. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875. — Т. I.

  4. Закон от 3 мая 1883 г. и трансформация ответственности сектантов за некоторые религиозные преступления. Тольяттинский государственный университет (3 мая 1883).

  5. Библиофонд. — Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=770696

  6. Азбука веры. Православная библиотека. Николай Иванович Попов. Опыт исследования: что такое современное старообрядчество в России? – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/opyt-issledovanija-chto-takoe-sovremennoe-staroobrjadchestvo-v-rossii/

  7. Н. И. Субботин. Материалы по истории раскола. — Т. 5. — С. 221

  8. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия.

  9. Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества» Русская Православная Старообрядческая Церковь.

  10. Живые и мертвые, Независимая газета (16 марта 2016). Дата обращения 22 ноября 2017.

Старообрядчество привлекает пристальное внимание общественности. Любопытство вызывают люди, которые в XXI веке придерживаются традиций и устоев многовековой давности. В народе до сих пор существует стереотип, что старообрядцы живут исключительно в таежных скитах, отвергают блага цивилизации и существуют только за счет подсобного хозяйства и лесных даров. Доля правды в этом есть, однако не все так просто. В России, и в Иркутской области в частности, существует несколько согласий, представители которых живут не только в сельской местности, но и в крупных городах. Причем отличить городского старообрядца от светских людей сразу не получится. Современная одежда, модная прическа, социальный статус делают это практически невозможным. Однако, где бы ни проживали старообрядцы, их отличают глубина веры, сохранение традиций и семейных ценностей. О том, что сегодня представляют собой старообрядческие согласия в Прибайкалье и как устроен их родовой уклад жизни, мы поговорили с Александром Костровым, профессором кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ.

Без имен и фотографий

Как отмечает Александр Костров, сегодня старообрядчество находится на определенном подъеме. Одна из причин этого заключается в том, что люди, отвергая влияние западной модели образа жизни, все чаще возвращаются к своим истокам, корням. И именно старообрядцы являются хранителями древней русской культуры. Сегодня многие из них возвращаются из-за границы на исконную родину в сельскую местность, развивают подсобное хозяйство, опираясь на семейные и религиозные традиции.

По примерным оценкам, в настоящее время в Прибайкалье насчитывается порядка 2,5 тысячи старообрядцев и интересующихся потомков. Точную цифру никто не сможет назвать, поскольку многие согласия не делятся числом своих последователей. Также есть общины, которые и вовсе себя не афишируют.

— В Иркутской области есть общины разных согласий. У каждого из них свои достижения, проблемы, житейские заботы. К ним, например, относится строительство храмов в областном центре. Для активизации положительного влияния старообрядцев на прибайкальское общество Восточно-Сибирским аналитико-просветительским центром «Согласие» создается межсогласийный Центр старообрядческой культуры. Также в рамках реализации проекта «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» предпринимаются экспедиционные исследования разных старообрядческих общин. Особый интерес исследователей вызывают старообрядческие роды, — подчеркивает Александр Валерьевич.

По его словам, именно старообрядческая семья, с одной стороны, является ценностью и хранителем старообрядческой традиции, а с другой стороны, проявляет специфику разных согласий и мест проживания их представителей. Будь то город или глухая тайга.

В этом году проводилось четыре экспедиции по разным территориям Восточной Сибири. Одна из них завела путешественников в глубокую северную тайгу. Там они познакомились с ярким представителем старообрядцев часовенного согласия. Сразу стоит оговориться, что его имени (как и других героев) мы называть не будем, так как последователи этого согласия стремятся не афишировать свои личные данные. Также они стараются не фотографироваться и тем более не попадать в Интернет. Представители же других согласий просто не любят рекламу.

Единственное, что можно сказать о первом герое, — это 40-летний мужчина, у которого 12 детей и большое хозяйство. Место под усадьбу он отвоевал у тайги с помощью топора, трактора и своих трудолюбивых рук.

Часовенные пришли в этот край из Западной Сибири в первой трети XX века. Тогда кругом плотной завесой стояла тайга. Однако им удалось расчистить поля, разбить покосы. Сейчас поселение насчитывает несколько десятков дворов. Это небольшая деревушка, в которой ведется свой устоявшийся уклад жизни. Несмотря на существующие стереотипы, старообрядцы довольно радушно приветили гостей. В доме хозяина, куда пригласили членов экспедиции, было чисто и хлебосольно. При этом на столе стояли угощения, приготовленные только из натуральных домашних и таежных продуктов. Другой еды здесь просто нет.

По словам Александра Кострова, глава семьи в повседневности носит косоворотку, подпоясанную тканым поясом. При этом на каждый случай у него имеется свой комплект одежды: кроме будничного еще есть праздничный и моленный.

— Когда он облачается в косоворотку и моленный кафтан, берет в руку лестовку (старообрядческие четки) и подручник (коврик для земных поклонов), то перед нами в полный рост стоит бородатый XVII век, — рассказывает без доли иронии историк. — То же самое можно сказать и о его жене и детях.

Без телевизора и Интернета

Практически все старообрядцы умеют читать по-церковно­славянски. Кроме того, они знают знаменное пение, которое, к сожалению, у других групп православного населения сегодня находится в забвении. Все семьи живут своим хозяйством и тайгой. При этом не принято брать незаработанные деньги, поэтому здесь не получают детские, пенсии, различные пособия.

Сельскохозяйственный труд у старообрядцев настолько развит, что они могут выращивать даже арбузы. Казалось бы, невозможная роскошь для северных территорий. В сезон они занимаются заготовкой даров леса, но основной достаток имеют за счет большой соболиной охоты. На три месяца мужчины отправляются далеко в тайгу, на охотничьи угодья, добывают соболя, а мех затем сдают. Плюс старообрядцы являются отличными строителями. Они виртуозно владеют техникой деревообработки. И для этого им не нужно специальное образование. Опыт и мастерство перенимаются от старшего поколения.

Одним словом, часовенные — коренные таежники. Тем не менее здесь все же можно увидеть признаки современной цивилизации. Так, например, в хозяйстве имеется техника: бензопилы, снегоходы, лодочные моторы, тракторы и т. д. Все, что необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности и промысла. Зачастую охотугодья находятся за 100 километров от дома, и без снегоходов в 40-градусный мороз по сугробам туда не добраться. Ремонтируют все агрегаты они сами. Поскольку денег на приобретение мощной дорогостоящей техники у старообрядцев нет, они приобретают старую и полностью перебирают ее до винтика. То есть от внешнего мира они берут только «полезную» технику, избегая при этом «бесполезной» и «вредной».

Примечательно, что в таких общинах имеется купец, который поддерживает их связь с внешним миром. Он выезжает в «свет» и закупает все необходимое. Причем его звание — купец, это традиционное слово. По-другому торгового агента здесь не называют.

Все жители говорят на красивом русском языке с архаизмами. Многих современных слов они не знают, и большинство из них никогда не видели советских фильмов. Поэтому когда члены экспедиции между собой приводили ставшие народными цитаты из отечественного кинематографа, часовенные невозмутимо и добродушно интересовались: «И что это? О чем?»

— На самом деле это ценный социокультурный заповедник, в котором сохраняются основы национальной религиозной, социальной и хозяйственной культуры. В доме богатая библиотека церковнославянских книг, иконы в стиле старого письма. Есть свои иконописцы. Службы проходят по старому уставу: вечерня с 17.00 до 19.00 в субботу, а воскресная служба продолжается с 3.00 ночи до 8 утра. При этом моленная во время служб полна людей всех возрастов. Мужчины и женщины, одетые в моленные кафтаны и сарафаны, стоят по разным сторонам храма. От мира они берут лишь то, что им необходимо, а излишки им не нужны. У них нет Интернета, телевизора. Крайне редко старообрядцы пользуются мобильными телефонами. Да и те, что есть, — это кнопочные устройства, единственная функция которых — связь. Причем не все даже их брали в руки. Жители считают, что если необходимо связаться с нужным человеком, можно просто сходить или съездить к нему и поговорить.

Строящийся старообрядческий храм в селе Моты.

«И в городе своих взглядов держатся крепко»

Наряду с таежными старообрядцами, больше всего вписывающимися в идеальное представление о них большинства людей, развиваются и городские общины. Их семьи менее традиционалистские и не такие многодетные, как у таежников. В центре их внимания — сохранение и развитие церковно-религиозной традиции на фоне включения в культуру современного общества.

С этой точки зрения представляют интерес новозыбковские старообрядцы. Их отличительная черта заключается в том, что представители этого согласия проживают как в селах, так и в городах. Они, в отличие от часовенных, пользуются современными коммуникациями: смотрят телевизор, используют Интернет и современные мобильные телефоны. Как говорит настоятель общины, «Бог дал, надо пользоваться». Внешне они не отличаются от других горожан, однако в церковном быту стараются соблюдать все строго. Каждое воскресенье активные представители иркутской общины собираются на службу в домовом храме по адресу ул. Медведева, д. 1. Также строится церковь в с. Моты и ведется работа, направленная на получение участка под строительство большого городского храма. В общину входят представители разных родов из Прибайкалья, Забайкалья, Хакасии, Красноярского края и Алтая. Эти местные и в разное время прибывшие из других регионов семьи заметно обогатили Иркутск, как с точки зрения социального капитала, так и с точки зрения сохранения и развития здесь глубокой традиционной культуры.

В качестве примера профессор ИГУ привел семью одного из активных представителей иркутской городской общины этого согласия. Члены семьи не только знают родословную до седьмого колена, но и поддерживают близкие отношения с близкими и дальними родственниками. Они почтительно относятся к старшему поколению, вместе воспитывают детей от многочисленной родни. В повседневной жизни трудятся на разных профессиональных поприщах: строительство, бухгалтерия, образование и т. д. При этом по каждому из этих направлений имеются достижения, которые в том числе отмечены государственными и общественными наградами. Глава семьи активно занимается общественной деятельностью и имеет широкий круг общения, в который входят как ученые, так и представители разных конфессиональных и культурных групп. Что характерно, в своих многочисленных путешествиях он всегда посещает старообрядческие святыни и местные общины, тем самым стараясь поддержать традицию в разных регионах и ознакомиться с местным опытом ее сохранения. Когда же приходит воскресенье или религиозные праздники, глава семьи надевает моленную одежду и вместе со своими близкими идет в храм или молится дома.

Современный городской старообрядец

Самым городским согласием старообрядчества можно назвать белокриницкое. В качестве примера Александр Костров приводит одну иркутскую предпринимательскую династию.

— Ее глава — городской старообрядец XXI века. Активно занимаясь предпринимательской деятельностью, он в 1994 году вместе с товарищами восстановил историческую общину своего согласия. Взамен изъятого в 1938 году храма было получено здание под церковь (по адресу Баррикад, 109) и чуть позже земельный участок под старообрядческое конфессиональное кладбище. Он был во многих странах, где в том числе изучал мемориальную культуру. Этот опыт он использовал для того, чтобы Покровский старообрядческий погост стал лучшим кладбищем на востоке России. Сегодня большую часть своего дела он передает дочери и внукам. Этот старообрядец активно включен не только в экономические, но и в социокультурные отношения современного общества, — рассказывает Александр Валерьевич.

— Это современный, модно одетый человек, который пользуется всеми благами современной цивилизации. При этом он оказывает благотворительную помощь клубу, в котором занимаются спортом люди с ограниченными возможностями. Также одним из направлений деятельности является помощь мигрантам, в том числе старообрядческим. Сейчас при его активном участии создан попечительский совет, в который вошли ученые, политики, архитекторы, строители и журналисты, объединившиеся для оптимизации развития погоста и строительства новой церкви.

— Сегодня мы воочию видим, насколько старообрядчество разнообразное и многоликое. Его представители проживают и в сельской местности, и в городской агломерации. И всех этих людей из разных старообрядческих согласий и мест проживания объединяет здоровый традиционализм, который предполагает глубокое знание отечественной религиозной и народной культуры, а также стремление к развитию на основе семейных ценностей и любви к Родине. Что меня особенно поражает, так это глубина веры, степень сохранения традиций, их здравомыслие. У них очень взвешенное отношение к себе, к миру, к обществу. Старообрядцы никому не навязывают свои взгляды, но своих взглядов держатся очень крепко. И это вызывает уважение, — подчеркивает Александр Костров.

По словам ученого, старообрядцы стали первыми поборниками системного традиционного патриотизма в нашей истории. Ибо в ситуации, когда нужно сделать выбор, они всегда выбирали свое, а чужое принимали только при необходимости и с условием, что это не навредит отечественному. Поэтому и в современности старообрядцы являются яркими хранителями российской национальной культуры.

Большинство знают о старообрядцах только, что те крестятся «двумя перстами», и что прославившиеся на всю страну отшельники Лыковы были этой веры. Современные староверы совсем не такие. В жизни это обычные врачи, военные, учителя. Журналист АиФ-Калининград побывал на службе и познакомился с бытом и укладом староверов.

Справка Старообрядчество — религиозное течение русской православной церкви, отвергающие принятую в 1650 — 60 годах патриархом Никоном церковную реформу. До 1905 года в Российской империи старообрядцев официально называли «раскольниками». Старообрядцы, в отличие от новообрядцев, не признают троеперстия. Они исповедуют двойственную природу Спасителя и крестятся двумя пальцами. Они признают только восьмиконечный крест — именно такую его форму они считают совершенной. При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны, у православных же во время службы приняты поясные.

Необычные имена

История старообрядчества в Калининградской области началась в 2004 году. Местные староверы под руководством отца Виталия, который на тот момент еще не имел духовного сана, объединились в общину — небольшую, но активную.

Молились тогда в квартирах, но соседи начинали смотреть косо, думали, что рядом живут сектанты. Когда Виталий попросил у Москвы священника для области, ему самому предложили обучиться. В 2007 году его поставили в священники.

Сейчас в общине уже около 50 постоянных прихожан. На воскресную службу приезжают из Калининграда, Советска, с Куршской косы и Немана.

В 2004 году отец Виталий начал объединять вокруг себя старообрядцев. Фото: АиФ/ Станислав ЛомакинНовость по теме Отшельнице Агафье Лыковой могут дать двух староверов в помощники Калининградские старообрядцы на первый взгляд ничем не отличаются от остальных: живут в квартирах с удобствами, и в семьях у них часто по одному — два ребёнка, а не по девять, как раньше. Разве что у некоторых дома старинные иконы и книги на старославянском, сохранившиеся с дореволюционных времён. В одной семье, например, хранится фолиант 1748 года, который передавали из поколения в поколение, рискуя жизнью и пряча от властей.

Да, пожалуй, ещё часто встречаются необычные для нашего слуха имена. В паспортном столе им вечно удивляются. У помощника главы общины Леонида Локтионова дед – Григорий Ермилович, бабка — Аграфена, а мать — Гликерия. Паспортистка почему-то записала её Людмилой.

У некоторых старообрядцев сохранились дома старинные иконы и книги на старославянском. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

В старину старообрядцы обязаны были знать свою родословную, чтобы сохранить чистоту веры. Леонид же изучал историю рода сначала из любопытства, поднимал архивы и церковные книги. Его предки жили в нынешней Волгоградской области. В 1930 годы церковь там разогнали. Люди собирались тайно в домах, но кто-то донес, и начались аресты. Дед, когда приехали за ним, выскочил босиком зимой в окно и прятался по хуторам. Второго деда всё-таки увезли, что с ним дальше было – до сих пор не знают.

Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

А сам Леонид, как и многие современные старообрядцы, когда-то был партийным, больше того — замполитом. При Союзе эта должность и вера были несовместимы. Переломным стал 1988 год, когда произошло землетрясение в Армении. Его семья тогда жила в Ленинакане, а он находился в Грузии. Возвращался горными дорогами домой и ужасался: чем ближе к Ленинакану, тем страшнее были картины. На окраине города рыли могилы и хоронили массу людей — кого в гробах, кого в простынях.

Леонид (слева) очень много узнал об истории своих предков. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Я бежал к своему дому, слезы лились, потому что боялся, что там уже никого не осталось, — вспоминает он. — Начал молиться, чтобы спасся хоть кого-то из моих. На следующее утро нашёл их в палатке на территории бывшей воинской части. Стены дома, в котором они жили, устояли. Дом строили в начале 19 века русские казаки во время русско-турецкой войны. Когда всё стало хорошо, я стал об этих страшных моментах забывать. А потом, спустя годы, уже переехав в Калининград, одумался, что же я делаю? Так нельзя. Стал копать историю своих предков, начал вспоминать, кто я есть. И как только узнал, что в Калининграде есть община — решил присоединиться и помогать чем могу».

Тут почти каждая семья пережила драму. 86-летний дед Никола (Николай Прокопьевич Денисов) говорит его предки были донские казаки, в 17 веке переселившиеся в казахские степи.

Дед Никола. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Нас в советской школе учили, что царь был плохой. Неправда. Судите сами: казакам давали хорошие подъёмные и, в первые пять лет, освобождали от налогов. К людям относились по-человечески», — делает вывод он.

Николай Прокопьевич родился в 1929 году, в селе Алексеевка Семипалатинской области. Отца в тот год арестовали за то, что заступился за крестьян, у которых отбирали не хлеб, его уже не осталось, а семена. Беременную мать и детей выгнали из дома.

«Я учился в советской школе, стал неверующим, — продолжает он. — Но потом задумался – кто я. Читал много исторической литературы. Теперь стараюсь наверстать упущенное. Помогаю общине изо всех сил. Вот эти кресты, аналои и подставки для подсвечников я мастерил. А сейчас доделал престол. Разбираюсь в электрике, — окончил Новосибирский электромеханический техникум. Отдаю общине десятую часть пенсии. На жизнь мне хватает – сын помогает».

Строят часовню

Старообрядцев часто можно видеть в недостроенной часовенке в Борисово, на пустыре в 40 метрах от дороги. На её возведение копили семь лет. Рассчитывали только на себя.

Молятся фактически на стройке. Бородатые мужчины, в подпоясанных рубахах – справа. Женщины в сарафанах и платках — слева. Рядом стоят тачки, все в цементе, молотки и лопаты. В стройку каждый вкладывает, что может. Рядом с часовней собираются возвести трапезную и небольшую гостиницу для приезжих старообрядцев. А потом начнут возводить храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Разрешение на строительство администрация города выдала в начале 2015 года. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Приезжают в Калининград староверы из других областей. К примеру, инженер-электронщик из Санкт-Петербурга Михаил Богураев, когда бывает в Калининграде, обязательно заходит в этот храм. А женщина средних лет по имени Елена приехала из немецкого Ганновера.

«Мы стараемся не грешить, — рассказывает она. — Но вокруг столько соблазнов. Нам нельзя красить и стричь волосы, нельзя носить украшения».

Выясняется, что у Елены двое детей, а мужа сейчас нет.

«Нам не надо неверующих», — объясняет её мать, сама — из владимирских старообрядцев.

У них не обвенчают жениха и невесту, если кто-то из них – другой веры, путь даже православной. А жить невенчанными считается грехом. Единственный выход – одному из будущих супругов креститься в старообрядчество. И такие случаи здесь уже были. Также запрещены аборты и некоторые профессии: нельзя торговать алкоголем и сигаретами.

Традиционные старообрядческие семьи живут достаточно закрыто. Незнакомцу, тем более некрещёному, в гости к ним попасть почти невозможно. Они говорят, мол, а зачем – для пустых разговоров?

Традиционные кушанья старообрядцев

  • Паренки из овощей

С давних пор в семьях готовят в печи паренки. Для того, чтобы приготовить тыквенное и яблочное лакомство, овощи нарезают тонкими кусочками, выкладывают на лист, затем ставят в русскую печь на ночь. К утру угощение готово.

Паренка из моркови — вкусно и полезно. Фото: .com

Для приготовления морковных, свекольных и калежных паренок овощи нарезают брусочками или тонкими ломтиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *