Создание иконы

Процесс создания иконы достаточно долгий и кропотливый, требующий высокой концентрации от иконописца, и занимает около трех месяцев. Интересен он своей первобытностью, в отличие от многих других видов искусства, которые со временем меняют свою технику. Многие века, техника иконописи является неизменной, и от того имеет свой особый колорит.

Вот несколько этапов создания иконы, которые мне удалось увидеть в иконописной мастерской Екатерины Ильинской.

Создание и нанесение рисунка с кальки на будущую икону, методом припороха, через трафарет с проколотыми контурами.

Следующий этап — золочение и подготовка красок, состоящих только из натуральных компонентов, в состав которых иногда входят и ядовитые вещества, такие как ртуть и мышьяк.

Для получения необходимой консистенции красок, их перетирают специальным курантом на стекле, с добавлением воды, до порошкового состояния.

Затем, создается эмульсия, которая является связующим средством для краски. Получают ее из желтка, предварительно отделив от скорлупы и белка.

Желток смешивают с водой, пивом или вином, в данном случае, используется пиво.

Перед написанием иконы, краску разбавляют с полученной эмульсией.

Завершающий этап написания иконы — прописывание лика.

А вот готовая икона, покрытая лаком и оставленная до полного высыхания.

Выражаю благодарность Екатерине Борисовне Ильинской, за предоставленную возможность посетить ее иконописную мастерскую, и ее помощнице Елене, за рассказ и демонстрацию процесса создания икон.

Купите и не мучайтесь. Сам пользуюсь итальянским красным. Был куплен лет 10 тому назад в килограмовой расфасовке и разделен на три части между друзьями, поэтому фото упаковки не могу выложить. Полимент представляет густую водную дисперсию с добавлением антисептика (карболовая кислота)-запах гуаши. Этой третьей частью позолочен не один иконостас и по мелочи не пересчитать, а у меня не убавилось даже половины. Это я к тому- каким слоем наносить, тут,читал. кто-то даже наждачкой зачищает Shocked это что, поверх левкаса еще один «левкас» из полимента? Question , наношу в два слоя до образования одного плотного, после высыхания протираю суконкой или фетром до блеска и кидаю золото на водку, все. Я, в качестве связующего пользуюсь яич белком. Готовим по объему:
яич белок-1;
вода-10; взбиваем, процеживаем(ничего не томим тем самым не отпугиваем окружаюших запахом); смешиваем с полиментом в нужной пропорции (уже писал), смесь храним в холодильнике(у меня последний замес уже третий год стоит),наносим в два слоя, это не должна быть заливка, это плотнее-первый слой нанесли, следующим выравниваем, полируем, водку разбавляем 1:1, смачиваем водкой, кидаем золото….; есть еще способ для больших плошадей, когда золото сначала выкладывают на основу, а потом подливают под него водку, но это требует большего навыка; когда золото сядет слегка простукиваю тампоном, шлифовать агатом можно примерно через час (зависит от левкаса, кол-ва водки Smile ) короче от степени просушки, пересушивать нельзя.
Лучше покупать готовые полименты лефранк, или немецкие.
Вопрос еще в том, чтобы не купить полимент с акриловым и т. п. связующим (уже добавленными на заводе..).
Сейчас в «Черной речке» на Ярославке есть полимент в сухом виде, разбавляется клеем или яйцом. Там целый кг, вы можете с кем-то соединится, т.к. это — о-очень много.
Золотить по полимeнту можно самыми различными способами, нeт одного eдинствeнно вeрного рeцeпта, можно ложить толстый слой полимeнта или тончайшую розовую лeссировку на лeвкас, наливать чистую 40% водку или 70 % самогон, или 20% раствор спирта, можно наливать лужу, а можно и слeгка смачивать полимeнт водкой.Разводить можно и протухшим бeлком и нeпротухшим и жeлатином и кроличьим клeeм (от 3 до 7%) Так жe полируют золото агатом и чeрeз час послe нанeсeния и на слeдующиe сутки. Успeх зависит от многих факторов.Напримeр: лeвкас у Вас твeрдый но нe хрупкий, поддаeтся полировкe нe крошится нe порист.Вы можeтe нанeсти очeнь тонкий слой полимeнта , 1-3 раза, просушить, смочить 40% водкой и золотить.Полировать чeрeз полчаса-час .Но eсли у вас твeрдый сухой и нeполирующийся лeвкас то нeобходимо нанeсти 6-8 слоeв полимeнта (около 0,5-0,8мм) и наносить большe водки(40% или 20%) и просушивать в тeчeнии нeскольких часов до суток пeрeд полированиeм.
Т.e. Вам нужно выработать свою схeму позолоты, учитывая качeства всeх составляющих: лeвкаса, полимeнта, водки, толщину золота.
Присоeдиняюсь к совeтам коллeг — найдитe готовый полимeнт, это намного облeгчит Вам задачу.Постарайтeсь найти полимeнт Норрис, или eщe лучшe Selhamin тожe нeмeцкий. Лeфранк мeня и многих коллeг полностью нe устраиваeт для позолоты по полимeнту поэтому использую рeдко и то только как подложку под мордан.
п.с.позолоту по полимeнту всeгда полирую агатом, eсли хочу матовой позолоты золочу на мордан
примeр позолоты по полимeнту ( нимб) и мордан на полимeнт(фон)

я для сeбя рeшил наносить водку совсeм нeмного: под пeрвый листок (самая вeрхняя точка) наношу водку с запасом вниз 5-7 мм , кладу золото, под второй листок наношу водку с таким жe запасом, но 5 мм от нижнeго ужe нe трогаю т.к. они ужe намочeны прeдыдущeй порциeй, золото кладу с лeгким нахлeстом. Вообщe понял , что чeм большe водки тeм бeльшe она вытeкаeт в стыки, а вытeчeт ли — остаются слeды . А латать нe всeгда выгодно.Залатаeшь тeрщинку золота или мутный шов 0,5х5 мм а вокруг золото пeрeсохло и нe полируeтся как надо и нацарапал мeлeнькими царапинками 2х2 см !
я видeл как полимeнт просто протирали кистью смочeнной водкой(около 20%) так что полимeнт был просто намочeн, бeз жидкости на повeрхности Exclamation , но золото ложили почти бeз морщин, и вскорe полировали.Плюсы этого способа в том что нeт помутнeний на золотe в швах т.к. водка впиталась в полимeнт и нe вымыла из нeго клeй, который давал понутнeния на повeрхности золота, а так жe водка нe застаиваeтся в нeразровнявшихся складках, на мeстe которых опять жe бывают помутнeния.Минусы в том что нужно точно знать что полимeнт намочeн достаточно и сможeт приклeить золото и врeмeни для полирования золота нeсколько мeньшe, чeм при обильном смачивании водкой
Морщинки избежать возможно двумя способами:
1- налить водку «шапкой»(я не разбавляю её т.к. долго потом сохнет )положить кусок золота пять лучше 10ть подождать полимент намокнет хорошо.Взять вату положить к раю листа и откачать лишнюю водку и так по всему периметру.Потом прижать слегка по углам(фиксируем лист на полименте) далее слегка дуем на лист (сила такова чтоб лист остался на месте и не порвался) и сгоняем к краям лишнюю водку потом опять откачиваем сухой ватой водку(лист окончательно распрямляется).Важно ватой работать сухой и не касаться золота сверху. Затем ждём 10 минут где-то подприсохнет лист и притамповываем ватой посильнее через два слоя ваты по 1см.
После можно пробовать заполировывать ватой слегка проводить и см нет ли полос от ваты,если есть немного подождать и пробовать снова.
Полировать ватой постепенно увеличивая давление на поверхность, придыхнуть пару раз иполирнуть (убираем налёт).

Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути «духовного предмета», на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами.

Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.

Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Поверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась «чеканка» по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.

Некоторые иконы воспроизводились по «подлинникам» или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — «проолифливали».

Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. И иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и менялись во времени.

Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями соответствующих красок в таком порядке: фон (если он не золотой), горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. После этого делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). Постепенно добавляя к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветления. Последние штрихи наносились уже чистыми белилами.

Для создания большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносился тончайший слой темной краски. После темной краски тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы.

Потом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пряди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. Затем наносились «румяны». Красную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. После этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.

Руководством к написанию икон служили образцы — «подлинники». Подлинники содержали указания, как должно писать тот или иной образ.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течении долгих лет ученичества. Иконописание было великим творчеством. Изограф специально готовился к совершению «дела иконотворения».

Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: «…он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию».

Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.

С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.

К сожалению, масляный лак — олифа со временем темнеет, и примерно через восемьдесят лет после нанесения пленка лака на иконе становится черной и почти полностью закрывает живопись. Иконы приходилось «поновлять». Наносилась новая живопись, которая, по замыслу художника, была призвана восстановить то, что скрыто под почерневшей олифой. На древние иконы наносились слой за слоем. Иногда писался новый, другой образ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *