Спаси тебя господи

Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи»… Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).

Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.

– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?

– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.

– А что можно отнести к бытовому кощунству?

– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.

Беседовала Наталья Горошкова

Добавить в избранное

Почему Важно для собственного счастья говорить Благодарю вместо Спасибо? Особенности Русского языка в слове Благодарность

Нужно отметить следующую особенность, что наш богатейший и красивейший язык, не располагает слишком большим набором слов-благодарностей! Согласитесь, что их по пальцам одной руки можно посчитать.
Да, еще если взять во внимание споры филологов и лингвистов о том, являются ли некоторые привычные нам слова «спасибо» и «пожалуйста» словами благодарности, то их и вообще остается мало.
До начала 20 века, в литературе и обычном общении практически ни у кого не найдете искусственно навязанного, холодного- спасибо. Использовалось основное слово — Благодарю! Действительно это красивое слово Благодарю, теперь практически не услышать.
Однокоренными словами являются и многие другие слова с первой частью «благо». Такие слова, как — благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и другие. Эти слова пришли из старославянского языка, в котором было очень много греческих слов со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить». Слово «Благодарствуйте» — говориться в ответ. Благодарность привлекает внимание людей. Вас будут долго и тепло вспоминать. Людей удивляет, когда им дарят благодарность. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!

Уникальный сервис для создания открыток со словам Благодарности в онлайн-редакторе графики Canva коллекция из более чем 100 макетов!

Вы достойны, чтобы Вам говорили «благодарю»

Будьте всегда благодарны! Будьте благодарны за то, что у Вас есть, и Вы получите больше. Говорите «благодарю» за все в Вашей жизни. Выражайте свою благодарность вокруг себя, подавая заразительный пример остальным и будущем побуждает к еще большей щедрости.

Сейчас я чаще говорю «благодарю» вместо «спасибо»

Почему-то мне это слово больше нравится! Говоря так, как будто частичку тепла своей души отдаешь человеку.
Производным или ответным от него являются слова «благодарствую» (то есть благо дарю) или «благодарствуйте». В этом варианте произносящий это слово как бы просит что-то для себя — просит благо дарить. Однако воспринимается это слово тоже в значении «спасибо».
Слово «спасибо» применяется более широко. И маленьких детей с раннего детства приучают говорить в знак благодарности именно это слово. Еще можно заменить слово «спасибо» на слова «признателен», «признательна». То есть за какую-то оказанную услугу вполне можно сказать: «Я Вам очень признателен». И это подчеркнет вашу благодарность этому человеку.

Почему вообще нужно говорить слова-благодарности?

Говорить слова-благодарности обязательно нужно, потому что это вежливо, культурно и необходимо тому человеку, который заслужил вашу благодарность. Это вербальная благодарность и сопровождаемая улыбка, являются Счастливым моментом для этого человека.
Так , что имейте ввиду , что когда Вы посылаете слова благодарности, Вы делаете этого человека Счастливее.
Если в Вашей жизни есть и будет, очень много добрых людей, готовых придти на помощь, поддержать, сказать утешительные слова и когда Вы будете их благодарить в ответ нужно говорить искренние слова идущие от души!

Слово — спасибо означает, Спаси Бог!

Спасибо, возникло в результате сращения этого сочетания. Относительно простое и более негативное слово — «Спасибо», произносится и говорится чаще, чем простое позитивное благодарение. Воспитанные люди, из культурной среды, понимая силу и мощность слова всегда говорят — Благодарю. То есть, вы делитесь частью своего блага. Вы, лично, а не кто-то за Вас отвечаете добром на добро. Именно поэтому на Руси, при встрече говорили – Здравствуй, и это шло, лично от Вас, лично ваше пожелание. Значение это слова спасибо — «спаси Бог» и его применение менее значимо. «Волшебное» слово — пожалуйста. Итак, слово, вовсе, как вы понимаете не волшебное. Пожалуйста, не что иное как — «пожалуйте» или прошение — «подай».

Спасибо или Благодарю?

Слова — Спасибо и Пожалуйста, начали проникать в русский язык с начала 17 века, слова не приживались долгое время. В литературе вплоть до 20 века, искусственно навязанное «спасибо» практически не применяется. Спасибо – слово с двойным смыслом.
Первый смысл – тот, к которому нас приучили. «Спасибо» выражает благодарность, пожелание, чтобы человека охранял Бог.
Второй смысл заключается в корневой основе и действует на уровне подсознание человека, лишает его воли и приучает к мысли, что не он хозяин своей судьбы, и все что происходит с человеком только воля Бога.

Как отвечать на благодарность — Благодарю и Благодарствую

Почему так Важно знать значение слов в контексте Счастья человека или собственного счастья? Это важно с точки зрения мощности посыла энергетики Вашей собственной благодарности . В ответ Вы получаете ответную чистую вербальную энергетику или законсервированную в материальной вещи.

Привыкните вместо слова «Cпасибо» говорить-«БЛАГОДАРЮ» .

Ели Вы знаете человека и доверяете его энергетике в ответ на слово «Благодарю» нужно говорить — «Благодарствую» , восполняя энергию дарителя с большой уверенностью, что в подарке или материальной вещи, услуге нет ни сглаза ни наговора(благой дар возвращаю).
Если материальную вещь или услугу оказывает незнакомый человек тогда говорите БЛАГОДАРСТВУЙТЕ (с благом дар передайте).

Отвечает схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла.

— Все православные христиане согласны с тем, что каждого своего благодетеля — большого, или малого, даже того, кто принес нам микроскопическую пользу, мы обязательно благодарим. Говорим «спасибо».

Может быть, некоторые задумаются, говоря это слово, что оно значит. Верующий понимает, что такое «спаси». А что такое «бо»? Это — пустой звук. Хотя, стоит нам лишь немного потрудиться, добавив в конце букву «г», и получится «Спаси Бог».

Дьявол своей уловкой — потерей буквы «г» — хитро умаляет настоящую благодарность, которая выражается словами «Спаси Бог». И получается, что когда мы говорим «спасибо», то это вовсе и не благодарность, а пустое. А вот если мы скажем полностью «Спаси Бог», то насколько это значимо. И ведь всего-то потратить полсекунды, а сколько человек может приобрести, или, наоборот потерять.

Миллионы людей, поддавшись на обольщение дьявола, говорят «спасибо» вместо «спаси Бог». Вот сколько мы в этом моменте теряем. Если бы мы сказали «Спаси Бог», значит, мы бы и себе прибавляли, обращаясь к Творцу Вселенной, потому что от Бога милость. И в тоже время тот, кого мы благодарим, был спасаем. Это великая милость для каждого человека, что Бог нас спасает. Через нас он спасает и другого человека.

Мы все предстанем перед Богом, перед Судией. И Ангел Господень напишет наше желание спасти другого человека. Все учтется. Вот бесы и делают так, чтобы вместо «Спаси Бог» произносили бессмыслицу — «спасибо». Всегда говорите: «Спаси Бог»! Чем православный крест отличается от католического? Подробнее

Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» — звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *