Спасо евфимиев монастырь

На северной окраине Суздаля, на левом, высоком берегу реки Каменки, расположен огромный Спасо-Евфимиев монастырь (Спасо-Евфимиевский монастырь). В нем отразилась вся непростая история нашего государства. На меня он произвел невероятно сильное впечатление как своим могучим обликом, так и богатой музейной экспозицией.

Спасо-Евфимиев монастырь

Общий вид Суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря в XIX веке

Содержание

История Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).

Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.

Макет-реконструкция Спасо-Евфимиева монастыря

В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года — НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.

Цветочная композиция на старом пне

В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).

Памятники архитектуры и музеи Спасо-Евфимиева монастыря. План-схема

В 1965 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев») с заключительной, восьмой новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.» Сценарий Андрея Михалкова-Кончаловского и Андрея Тарковского, режиссер-постановщик Андрей Тарковский, главный оператор Вадим Юсов

Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

Многоугольная башня

В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

Бюст Дмитрия Пожарского

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Проездная башня со стороны монастырской территории

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

Надвратная Благовещенская церковь

Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».

Надвратная Благовещенская церковь

Лестница

Плакаты времен Великой Отечественной войны, символизирующие связь поколений

Внутреннее убранство Благовещенской церкви

Колокол

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная часть

Братский (келейный) корпус

Вериги

Музейная экспозиция

Колокола

Музейная экспозиция

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

Рабочее место иконописца, реконструкция

Мастерская книгописца, реконструкция

Келья монахини, реконструкция

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпус

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Древнерусские книги

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Нотная рукопись

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Письменные принадлежности, XVIII век

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Журнал «Нива»

Первые советские книги

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь

Спасо-Преображенский собор

Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.

В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.

Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница

Спасо-Преображенский собор

Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.

Спасо-Преображенский собор, портал

Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Сень и рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского

Амвон

Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.

Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский придел

Придел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.

Воссозданная усыпальница князей Пожарских

Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок

Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Теперь больше в этом монастыре нет политических арестантов, хотя тюрьма и наполнена разными попами, церковниками, непокорными сыновьями, на которых жаловались родители, и пр. Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему Преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно, арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его. Что за путаница!

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных

Схема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Больничные покои и Никольская церковь

Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.

Никольская больничная церковь

Больничные покои

Трапезная Никольской церкви

Больничные покои при Никольской церкви

Трапезная

Серьги, XVI-XVII века

Орнаментальное шитье XVII века

Киворий

Еще одна постройка на территории монастыря, о которой стоит упомянуть — это киворий, который находится напротив Братского корпуса. Рядом с ним расположены информационные щиты с фотографиями, рассказывающие о реставрации монастыря.

Киворий

Закрытая территория

Часть территории монастыря закрыта для посещения — там продолжается реставрация и находятся хозяйственные постройки.

Стены Спасо-Евфимиева монастыря

«Блинная» и боевой ход

Мы обошли практически весь монастырь. По всей территории расставлены лавочки, около входа — «Блинная», где можно недорого и вкусно поесть. Неподалеку находится лестница на галерею боевого хода.

Проездная башня и «Блинная»

Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря

После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.

Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»

На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь

Информация для посетителей и карта

Спасо-Евфимиев монастырь — очень большой и богатый. На мой взгляд, чтобы не торопясь рассмотреть все музейные экспозиции, лучше потратить целый день. В любом случае, одного-двух часов будет катастрофически мало. На территории монастыря можно вкусно и недорого поесть в «Блинной», есть туалеты.

Режим работы:

  • понедельник-четверг — с 10:00 до 19:00
  • пятница, суббота — с 10:00 до 21:00
  • воскресенье — с 10:00 до 19:00
  • последний четверг месяца — с 10:00 до 15:00
  • продажа билетов прекращается за час до времени окончания работы музея.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина

Стоимость билетов: 400 рублей, для льготных категорий граждан — 200 рублей. В кассе также отдельно оплачивается экскурсия «Суздальские звоны».

При написании статьи использованы информационные материалы музея «Спасо-Евфимиев монастырь» и книга «Суздаль» (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2015).

Статья обновлена 13 мая 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Спасо-Евфимиев монастырь — это действующий мужской монастырь, расположенный на реке Каменке в Суздале. Обитель создавалась как крепость, способная защитить от внешних и внутренних врагов. Спасо-Евфимиев монастырь часто называли Русской Бастилией, поскольку с XVIII века она использовалась как тюрьма, лагерь НКВД и политизолятор.

Режим работы Спасо-Евфимиева монастыря в 2019 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Последний четверг месяца — санитарный день во второй половине дня. Музей работает с 10:00 до 14:00

Стоимость билетов в Спасо-Евфимиев монастырь в 2019 г.

  • Билет на посещение всех музеев и выставок монастыря:
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля: Кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 3 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 600 рублей

Основание Спасо-Евфимиевого монастыря

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

Из истории

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670–1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется — вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Главное строение обители — это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507–1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна — на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения — Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой — придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года — тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем — для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Спасо-Евфимиев монастырь — официальный сайт

Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

Проездная башня и стены монастыря

Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную ограду заменили каменной в 1664 г. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром около1200 м. Новая каменная крепость построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.

Главная башня -прямоугольная – в отличие от прочих (гранёных и круглых) – высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей.

Благовещенская надвратная церковь

Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI в., до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.

Здание XVII в. представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

Архимандритский корпус

Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

Первоначальное назначение корпуса: вверху – казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу – приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI в.) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

К храму примыкает Диомидовский придел – миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата – двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху – для общей трапезы, внизу – для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей – «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI в.

Спасо-Преображенский собор

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря –Спасо-Преображенский собор – построен в XVI в. в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия – с южной и святого Сергия Радонежского – с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII в.

Памятник-часовня на месте захоронения Д.М. Пожарского

Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В 1885 г. над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен.

В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения – памятник-часовня.

Звонница

Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI–XVII вв. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI в. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII в. верх был изменён на шатровый.

В конце XVI в. к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII в. пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. – 560 кг. В XVII в. над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Братский корпус

Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX в. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями – «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей… а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».

Никольская больничная церковь

Построена в 1669 г. «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.

К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. С первого этажа наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.

Тюремный корпус

Здание построено первоначально (1730) как келейный корпус и это была последняя крупная постройка монастыря. В 1823 г. перестроено специально под монастырскую тюрьму для лиц духовного звания (архитектор Е.Я. Петров). Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположено за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.

Аптекарский огород

Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи -«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.

Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.

Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.

Силами сотрудников ВСМЗ этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3 x 3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

1 – Спасо-Преображенский собор
2 – Надвратная Благовещенская церковь
3 – Успенская трапезная церковь
4 – Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5 – Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Звонница)
6 – Киворий
7 – Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского
8 – Архимандритский корпус
9 – Больничные покои при Никольской церкви
10 – Тюремный корпус
11 – Братский (келейный) корпус
12 – Главная проездная (проходная) башня
13 – Башни и стены ограды
14 – Северные ворота
15 – Смотровая площадка
16 – Пешеходный мост через р.Каменка
17 – Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому

В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри – Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство. Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м. О боевом замысле монастырской крепости говорят также многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки они ниже, с южной, равнинной стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей. Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения. Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни – еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных ворот монастыря на рубеже XVI — XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть. В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. – вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник – в Госархиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь относительно. Таким сложным и очень редким памятником является Звонница, которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы — Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. — 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день, и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.

Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, — в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества. Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел). С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей. Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался одностолпный трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства – первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев. Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII – начала XX вв.».

Братский корпус – это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г. располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».

Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в. Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись. К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора – в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная церковь использовалась для исповеди князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора.

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 –х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной — некому было заботиться о могилах предков. В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г. были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение. Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже. Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами. Монастырь с середины XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность. По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. До 1939 г. в ней существовал политизолятор, в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г. более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

В. Королькова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *