Спасо каменный монастырь

Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии С 1775 по 1892 год название Спасо-Каменного было присвоено Вологодскому Свято-Духову монастырю

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский — в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение — деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII — XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя — Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание — монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» — с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Святые

Настоятели

Архиерейское подворье

  • Дионисий (Воздвиженский) (2006 — ?)
  • Иоасаф (Вишняков)

Монастырь

  • Дионисий (Воздвиженский) (с 6 октября 2017 )

Использованные материалы

  • Исторический раздел на официальном сайте:

«Журнал № 96″, _Журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2017 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 октября 2017,

Дорога на Спас-Каменный поездка 27 июня 2009 года
Чем больше читал в Интернете (запись в моём дневнике «Что-то хочется съездить посмотреть Спас-Каменный…») разнообразные, но отрывочные сведения об этом удивительном острове, да ещё и расположенного очень недалеко от моего города (от Череповца до Вологды около 130 км, да за Вологду до Кубенского озера — рукой подать!…), тем больше крепло желание — даже потребность! — побывать там.

С чего я начал? А начал я еще в феврале или марте 2009 года выяснять, как найти средства передвижения, которые бы позволили попасть на остров: большинство описаний в Интернете сводятся в поиску местного жителя с лодкой, который бы доставил на остров (если это не зима — зимой используют либо «Бураны», либо своим ходом на лыжах). С этого же (поиска местного жителя) начал и я… Через знакомых, которые прямо или косвенно связаны с Устьем (Усть-Кубенским), я нашёл координаты нескольких человек, которые, однако, не особо горели желанием везти гостей из города на остров. Либо поездка оговаривалось кучей условностей, которые могли свести на нет саму возможность поездки в запланированный и удобный мне день, либо стоимость проезда… И тому есть причины: редкое лето обходится на Кубенском озере без трагедий, когда резко изменившаяся погода ломает судьбы и жизни порой целых семей — настолько коварные волны на этом большом, но мелком озере. Тем более, в марте-апреле, когда проходили переговоры, озеро стояло ещё подо льдом и срок начала навигации был весьма неопределённым. К слову, даже на Первомайские праздники акватория озера ещё не освободилась ото льда…

Тогда я попробовал найти пути для «диких туристов» с другой стороны — через администрацию Устьинского сельского поселения. И вот там мне посоветовали связаться либо с МЧС, либо с местным музеем. Что я и сделал. На всякий случай привожу координаты, которые были мной собраны:

Очень удачным оказался звонок в Устьинский музей. Оказывается, есть туристические фирмы, которые регулярно привозят небольшие группы туристов в Устье, проводят с помощью местного музея экскурсию по достопримечательностям села, а затем на небольшом теплоходике совершают поездку на остров Спас-Каменный, где их принимают как желанных гостей, рассказывают об острове и даже угощают чаем! Так я стал обладателем контактного телефона Елены Николаевны Чебукиной, директора и хозяйки небольшого семейного турбюро «Александр_и_Я» (да, именно так, в три слова — Александр, муж Елены её помощник и водитель, и «Я» — Елена, так она мне объяснила название).

С Еленой Николаевной мы договорились, что в одну из их поездок (а ездят они в Устье довольно часто, практически каждую неделю; иногда даже два раза в неделю!) присоединимся к их микроавтобусу по дороге от Вологды в Устье. За всё экскурсионное обслуживание, поездку на теплоходе и гостеприимство — всего-то по 500 рублей с человека (напомню, транспорт до Устья и обратно у меня был собственный). Кроме того, бонусом мы получали экскурсию по храмам в селе Архангельское — самостоятельно бы мы такой красоты не увидели!


Схема поездки в GoogleMaps (клик)

Итак, в субботу 27 июня 2009 года мы с женой выезжаем из Череповца в 6:35 утра (от дома) с тем, чтобы встретиться с экскурсионным микроавтобусом уже в селе Архангельское около 9 часов утра. Дорога на Вологду «наезженная» и никаких сюрпризов не принесла. На трассу М8 проехали по новой объездной, не заезжая в Вологду (на объездную въехали в 8:10; проехали 130 км за 1:35 со средней скоростью 85 км/ч). Далее — через Сокол дорога на Усть-Кубенское. Очень не понравились дороги в Соколе (до Сокола 43 км проехали за 35 минут со средней скоростью 72 км/ч) — яма на яме… Поэтому по Соколу и дальше до села Архангельское ехали небыстро — 13 км проехали примерно за 25 минут (средняя скорость 33 км/ч). Организованная группа на микроавтобусе подъехала чуть позже нас, в 9:15, и вместе вы въехали в село Архангельское, лежащее чуть в стороне (около 600 метров) от основной дороги.

Первый объект для остановки и экскурсии — Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь (1770 год).


с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престолы: Архангела Михаила, Святителя Николая Мирликийского, местных святых — прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (закрыт).

Это было для нас совершенно невероятно: увидеть такую красивую и большую церковь в таком небольшом селе! Фактически, здесь находятся одновременно два храма: тёплая церковь на первом этаже (престол Святителя Николая Мирликийского) и холодная — на втором этаже (престол Архангела Михаила). Многопрестольная церковь означает, что в каждом из престолов службы проводил свой священник. К зданию церкви вплотную построена колокольня, из которой и можно попасть непосредственно в верхний и нижний храмы. Ранее, с 15 века, здесь стояла деревянная церковь, построенная в Бохтюжском княжестве при князе Георгии.

С 1934 года здание церкви использовалось под склад зерна. В 1982 году случился крупный пожар, в котором выгорели практически все деревянные элементы. Начиная с 1989 года здание восстанавливается; с 1991 года в селе открыта православная община, два раза в году в нижнем храме служат молебен — в праздник Михаила Архангела и в сентябре (точную дату, к сожалению, забыл).

Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу, выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.


Надпись на камне: «Село Архангельское малая родина великого русского художника Тюрина Платона Семёновича 1816 — 1882 г.г.»

После лет Советской власти и пожара 1982 года значительная часть их (фресок) оказалась утраченной. Однако, даже от того, что осталось и в настоящее время реставрируется просто дух захватывает — настолько необычен стиль этих практически черно-белых росписей.


с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.

На первом этаже роспись была совершенно «неискусная», от неё ничего не сохранилось.


с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).

Зато здесь хранится и выставлен для обозрения «святой крест каменный», приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца. С этим крестом связана легенда: «Сон снится — в реке лежал крест… все видели крест, а власти не видели и не дали уничтожить в войну». Первоначально крест находился в соседнем храме Святого Духа, после того как перенесли в церковь Михаила Архангела, он «просветлел».


с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.

Второй храм в этом селе — храм Святого Духа (1850 год), первоначально это кладбищенская церковь. В настоящее время основное место богослужений местной православной общины.


с. Архангельское. Свято — Духовская Богтюжская церковь (1850 год).

От села Архангельское до села Устье (другие допустимые наименования — Усть-Кубенское или Устье Кубенское) около 22 километров, которые проехал примерно за 20 минут со средней скоростью 62 км/ч. В самом Устье, поставив автомобиль на площадке около здания МЧС прямо на берегу реки Кубена, мы пошли пешком к зданию краеведческого музея на встречу с основной группой, где попали под опеку местного экскурсовода. Пересказать все факты и интересные детали из её рассказа не представляется никакой возможности, однако, по окончании экскурсий по музею и селу мы буквально влюбились в Устье и прониклись некоторой гордостью за такую богатую историю села и его жителей. Многое здесь связано с рекой Кубеной и Кубенским озером: чего стоит мастерство строительства лодок, которое нашло отражение в ежегодном праздновании «Дня лодки», известного, пожалуй, не только по всей Вологодской области, но и за её пределами.

Поразила хорошо сохранившаяся деревянная и каменная архитектура села — бывшие купеческие дома, трактиры, ну и, конечно, церкви. Количество и размеры церквей никак не стыкуются с небольшим, по нынешним меркам, размерам села, которое, кстати, исторически имеет разные «районы» со своими укладами, социальным устройством и, естественно, своими церквями. Что удивительно (нам сегодняшним), жители одного района не ходили в церковь другого района…


с. Устье. Дом купца Никуличева.
с. Устье. Бывший трактир «Париж» (1763 год) с гостиничными номерами; первоначально — 2-х этажный. Сейчас — здание местной администрации.
с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова
с. Устье. Дом с мезонином. Справа — купеческий дом с лавкой на первом этаже.
с. Устье. Дом с мезонином.
с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.
с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.
с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)

И наконец — посадка на «самое комфортабельное судно на побережье Кубенского озера» — «Бриз» и отбытие в сторону острова Спас-Каменный.


Самое комфортабельное судно на побережье — «Бриз»

Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.


с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)
Выход из реки Кубена в Кубенское озеро

В собственно устье реки Кубены при впадении её в Кубенское озеро на встречном курсе нам встретилось ещё одно интересное судно здешней акватории — «Сомик». Как рассказала нам экскурсовод Елена Николаевна, буквально за два дня до этого ей с предыдущей группой повстречался этот «Сомик», во время шторма на Кубенском озере возвращавшийся с владыкой архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом с острова Спас-Каменный. Волны буквально перекатывались через низкую палубу «Сомика», а владыка смело стоял на верхней палубе-смотровой площадке — и это было весьма впечатляющее зрелище.


«Сомик» — еще одно судно на котором можно добраться до острова Спас-Каменный

Уже из устья реки Кубены можно вдалеке увидеть остров Спас-Каменный (а весь путь по воде до острова от села Устье у нас занял около 50 минут, расстояние по gps — 10 километров 700 метров), и этот крошечный островок всё увеличивается по мере приближения к нему.


Вдали показался остров Спас-Каменный
Спас-Каменный в прямой видимости
остров Спас-Каменный
остров Спас-Каменный

Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.


Высадка на остров Спас-Каменный

На берегу нас встречает хранительница здешних мест, в настоящее время директор музея, Надежда Александровна Плигина, попавшая много лет назад на этот остров со своим мужем, подлинным энтузиастом и подвижником — Александром Николаевичем Плигиным, да так и задержавшаяся здесь на всю свою жизнь. Многие годы история и душа этого острова сохранялась только благодаря энергии и стараниям этих двух человек.


Надежда Александровна Плигина

А сам остров встретил нас каменными развалинами, памятником человеческому безрассудству и глупости, жадности и бездушия — руинами взорванного храма… А также рукописной табличкой «Ты привёз камень?». Еще Александр Плигин завёл традицию, что все прибывающие на остров привозят с собой камень, кирпич, землю.


Небольшая историческая справка (по материалам «Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. сост. В.В.Дементьев, Н.А.Плигин, А.К.Сальников. Вологда, 2008г.»):

Спасо-Каменный монастырь, расположенный на острове в Кубенском озере Вологодской области в XIII веке (1260 год, за 137 лет до Кириллово-Белозерского монастыря!) и в 2010 году ему исполняется 750 лет. В богоборческие годы обитель закрыли, а потом разрушили храмы, в том числе и жемчужину древнерусской архитектуры — Преображенский собор. Осталась лишь колокольня, она служила маяком и очень помогала рыбакам, плавающим по бурному озеру. В восьмидесятые — девяностые годы XX века началось возрождение прославленной обители. Сейчас здесь идут восстановительные работы.

Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.

В 1446 году старец Паисий, постриженник Спасо-Каменной обители, мог познакомиться с великим князем Василием Тёмным (внуком Дмитрия Донского), когда осенью великий князь, недавно ослеплённый Шемякой, побывал на Каменном острове. Именно сюда Василий Тёмный прибыл после освобождения в свои Вологодские вотчины из Углического заточения для пострижения в монахи. И именно на Каменном острове состоялись переговоры «верных людей» со свергнутым великим князем , которые и привели к снятию кирилловским игуменом Трифоном с Василия Тёмного клятвы крестного целования, к которой его принудил Шемяка. Духовное очищение, прежитое им на Каменном острове, глубокий душевный перелом, случившийся в ту сентябрьскую ночь на Кубенском озере, благословоение Макария Желтоводского и Унжеского и напутствие Трифона, сказанные от лица Православной Церкви и, таким образом, снявшие с его исстрадавшейся души неимоверной тяжести грехи, даже преступные деяния, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, которые уже не покидали «берегов» его души до конца жизни. А дни великого княжения московского самозванца,галического князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены…

Зимой 1528 года сын Ивана III Василий Иоаннович (Василий III) вместе со второй своей супругой Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырёх лет неплодия княгини. Они посетили Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиево-Комельский, Павло-Обнорский и Кириллово-Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни. Богомольная поездка в декабрьские холодные дни 1528 года сыграла свою благодатную роль и привела к тому, что 25 августа 1530 года у них родился долгожданный наследник — будущий царь Иоанн Грозный…

В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось…

…Петр I спрыгнул на берег, подивился про себя малости острова и древности церквей, которая была видна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. «…Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой.» Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях…

…Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём «дышит» в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах в развалинах собора, не замерзает даже в сильные морозы!…

Не могу не процитировать замечательное стихотворение-притчу выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова, опубликованное уже после его неожиданной кончины. Юрий Кузнецов рассказал с какой-то мистической удалью, свойственной только ему, легенду, связанную со Спас-Камнем, не будучи там никогда, более того, не зная ничего конкретного об этом монастыре. Притча и не предполагает в своей художественном обобщении фактологическую точность.

Юрий Кузнецов.

МОЛИТВА

На голом острове растёт
чертополох
Когда-то старцы жили там —
остался вздох.

Их много было на челне…
По воле волн
Прибило к берегу не всех —
разбился челн.

Спросил один чрез много лет:
— А сколько нас?
— А сколько б ни было, все тут, —
был общий глас.

Их было трое, видит Бог.
Всё видит Бог.
Но не умел из них никто
считать до трёх.

Молились Богу просто так
сквозь дождь и снег:
— Ты в небесех — мы во гресех —
помилуй всех!

Но дни летели, годы шли,
и на тот свет
Сошли два сивых старика —
простыл и след.

Один остался дотлевать,
сухой, как трут:
— Они со мной. Они в земле.
Они все тут.

Себя забыл он самого.
Всё ох да ох.
Всё выдул ветер из него —
остался вздох.

Свой вздох он Богу возносил
сквозь дождь и снег:
— Ты в небесех — мы во гресех —
помилуй всех!

Мир во гресех послал корабль
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Насела буря на него —
не продохнуть.
И он дал течь, и он дал крен,
и стал тонуть.

Но увидала пара глаз
на корабле:
Не то костёр, не то звезда
зажглась во мгле.

Солёный волк взревел:
— Иду валить норд-ост!
Бывали знаки мудреней,
но этот прост.

Пройдя, как смерть,
водоворот меж тесных скал,
Прибился к берегу корабль
и в бухте стал.

И буря стихла.
Поутру шёл дождь и снег,
Морские ухари сошли
на голый брег.

Они на гору взобрались —
а там сидел
Один оборванный старик
и вдаль глядел.

— Ты что здесь делаешь, глупой? —
— Молюсь за всех. —
И произнёс трикрат свой стих
сквозь дождь и снег.

— Не знаешь ты святых молитв, —
сказали так.
— Молюсь, как ведаю, —
вздохнул глупой простак.

Они молитву «Отче наш»
прочли трикрат.
Старик запомнил наизусть.
Старик был рад.

Они пошли на корабле
в морскую даль.
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Но увидали все,
кто был на корабле:
Бежит отшельник по воде,
как по земле.

— Остановитесь! — им кричит, —
Помилуй Бог,
Молитву вашу я забыл.
Совсем стал плох.

— Святой! — вскричали все,
кто был на корабле. —
Ходить он может по воде,
как по земле.

Его молитва, как звезда,
в ту ночь зажглась…
— Молись, как прежде! —
был таков их общий глас.

Они ушли на корабле
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

На голом острове растёт
чертополох.
Когда-то старцы жили там —
остался вздох.

Как прежде молится сей вздох
сквозь дождь и снег:
— Ты в небесех — мы во гресех —
помилуй всех!

Радушный приём, обзорная экскурсия по острову и лекция в маленьком музее в бывшей монастырской гостинице, а ныне единственном жилом здании на острове, купание в озере, чаепитие и задушевная беседа на летней кухне с хозяйкой — и 2,5 часа пролетели как одно мгновение…


Мы уплываем, а Надежда Александровна остаётся на острове одна… Надо сказать, что живёт на острове Надежда Александровна практически круглогодично, но в последнее время надолго одну её не оставляют: есть и добровольные помощники, и работающие в рамках федеральной программы реставраторы и архитекторы. Вот и в этот раз мы увозили на большую землю несколько человек архитекторов и реставраторов, в их числе удивительная девушка — Анна (ниже фотографии Анны из интернет-форума; очень советую почитать её заметки об острове на этом форуме):


Благодаря её стараниям все гости острова могут увезти с cобой на память кусочек Спаса-Каменного — миниатюры с изображением острова на камушках



А мы попрощались с островом, но кусочек сердца оставили здесь. Сейчас, по прошествии почти года после поездки, могу сказать, что тянуть на этот остров меня не перестаёт… Дорога проложена — теперь можно повторить, но уже несколько с другими мыслями, с другим отношением.


Надежда Александровна остается на острове совсем одна…
Спас-Каменный остров позади…

27 февраля 2010 года
Фотографии из поездки

Поездка на остров Спас-Каменный 27 июня 2009 года

Трек поездки Череповец — Устье (Спас-Каменный) — Череповец
Ссылки по теме:

  • На необитаемом острове. Независимая газета, 2002.01.16
  • Спас-Каменный
  • Спас-Каменный монастырь.
  • Унесенные островом
  • Спас Каменный, что в Вологодской области в Кубенском озере, служили панихиду на 40 дней смерти Александра Николаевича Плигина.
  • Остров спасения. На острове Спас-Каменный открывается спасательная станция
  • Часовня во имя всех святых, в земле Вологодской просиявших о.Спас-Каменный
  • Робинзон Александр Плигин
  • Спасо-Каменный монастырь. Усть-Кубенский район Вологодской области
  • Антенна над спасом
  • ПОКРОВ НАД БЕЛОЗЕРЬЕМ (Часть 1)
  • ПОКРОВ НАД БЕЛОЗЕРЬЕМ (Часть 2)
  • Островок мечты (Часть 1)
  • Островок мечты (Часть 2)
  • Яхтенная экспедиция на о-в Каменный
  • о. Каменный
  • Непередаваемое творчество (Анна с острова Спас-Каменный)
  • Он просто жил рядом с нами…
  • О светлом человеке и память светла
  • Храм во имя Святого Духа с. Архангельское
  • Храм во имя свт. Афанасия Великого д.Чирково
  • Тюрин Платон Семёнович, живописец-портретист, автор монументальных росписей.

Удивительны такие места. Казалось бы тут совмещается несовместимое и выглядит все это сказочно. Мы уже обсуждали такие места, вот например Храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе, а вот колокольня в озере и знаменитая колокольня при Никольском соборе. Но оказывается это еще не все.
На Кубенском озере неподалеку от северо-западного его берега, находится маленьки остров, называемый Каменным. Эта горсть земли, как будто для того и брошена природою в бурные волны озера, чтобы служить почти единственным удобным пристанищем для плавающих. Далеко видно Каменный со всех сторон Кубенского озера. Его белеющие монастырские здания представляются как бы плавающими по гладкой поверхности вод. На самой середине острова возвышается двухэтажный пятиглавый собор Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и братским корпусом – остаток и памятник знаменитого в древности Спасо-Каменного монастыря
Фото 2.

История монастыря начинается в XIII веке. 19 августа (по новому стилю) 1260 года князь Белозерский князь Глеб Василькович путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку.
В благодарность Богу построил храм во имя Преображения Спасителя для подвизавшихся здесь двадцати трёх иноков, «…и оттоле прозвася Каменной монастырь…» пишет в Сказании Паисий Ярославов, первый составитель истории Спасо-Каменного монастыря.
После победы над татарами на Куликовом поле начался духовный расцвет Древней Руси. Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.
Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Пётр Каменский и Василий Каменский Христа ради юродивый. Во время жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Васильевич Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие»
Фото 3.
Под руинами Спасо-Преображенского собора в южном пределе покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана.
Во время его настоятельства в Спасо-Каменном монастыре принял постриг преподобный Иоасаф, сын Заозерских князей. Пять лет длилась его монашеская жизнь. «Была она непродолжительна, но прекрасна и исполнена добродетелей и совершенств духовных». После смерти от мощей преподобного Иоасафа происходили чудесные исцеления.
Фото 4.
Спустя два века после основания монастыря, на острове случился пожар. Погибли в огне древние храмы. На озере разыгралась буря. Пытаясь спастись в ладьях, многие монахи утонули. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец.

Сын Василия Васильевича Тёмного, князь Андрей Меньшой, поставил в 1481 году на месте сгоревшего деревянного каменный Спасо-Преображенский собор. Это было первое каменное сооружение всего Северного края.
«Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.
Фото 5.
В 1528 году приезжал на остров Каменный великий князь Василий Иоаннович со второй супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь оставил милостыню братии – 60 рублей на построение тёплой церкви во имя Успения Божией Матери. Через четыре года у них родился сын – будущий царь Иван Грозный.
Фото 6.
По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранились 364 книги, из них шесть древних рукописных на пергаменте. Число братии и прочих насельников составляло 93 человека. В вотчинах монастыря насчитывалось семь сел, четыре сельца и 98 деревень, а «в них 819 душ крестьян мужескаго пола». Таким было состояние знаменитого Спасо-Каменного монастыря во второй половине XVII века.
Фото 7.
Реформы Петра Великого привели к экономическому упадку монастырей.
После страшного пожара в 1774 году указом Синода Спасо-Каменный был упразднен. От огня пострадали древние каменные храмы. Сгорел деревянный ряж (берегоукрепительное сооружение) и стоявшие на нем кельи. Ковчег с мощами преподобного Иоасафа, настоятеля и братию перевели в Вологду в Свято-Духов монастырь. Туда же была отправлена и ризница обители.
Фото 8.
«Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».
Во время нашествия Наполеона нашли здесь убежище московские монахи. Ими был устроен братско-настоятельский корпус и прекрасный иконостас в Успенском храме.
Фото 9.
С разрешения епархиального начальства в 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Братия вместе с матросами оказывала помощь терпящим бедствие людям летом и зимой.
Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе , его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.
Фото 10.
В 1870 году Великий князь Алексей Александрович в сопровождении генерал-адьютанта Посьета посетил древнюю обитель. Неоднократно бывал и служил в монастыре св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Фото 11.
В 1925 году монастырь закрыли. В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.
С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.
Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители – это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.
По инициативе архитектора-реставратора Александра Алексеевича Асафова в 1991 году началась реставрация храмов ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Производственными работами руководил Александр Николаевич Плигин – беззаветный хранитель Каменного.
Фото 12.
Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря.
Фото 13.
В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана образовано «Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.
Фото 14.
Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь – многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.
Фото 15.
Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.
Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители – это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.
Фото 16.
Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.
В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
А вот удивительные фотографии этого места от фотографа Максима Евдокимова
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.

Раньше, проезжая по кирилловской трассе, всегда искала глазами на глади Кубенского озера белую точку- Остров Спас Каменный. В солнечный день его колокольню далеко видно!
Мечтала туда попасть, заглянуть хоть одним глазком, как там люди живут?… Ведь еще совсем недавно на острове не было даже электричества!… не смотря на отсутствие элементарных благ цивилизации и достаточно суровые условия, остров притягивал к себе людей. Среди камней, на продуваемом всеми ветрами пятачке земли всегда теплилась жизнь!… Остров как будто звал, манил к себе окутавшими его легендами и мифами.
На острове с давних времен расположился Спасо- Каменный монастырь, который является самым древним каменным монастырем русского севера.

И вот, мне однажды повезло. Я попала на этот заветный остров, и сейчас Вам обо всем, что узнала и увидела расскажу!
У причала нас встретила вот такая табличка.
Когда именно образовалась обитель- неизвестно. Первые упоминания в летописях датируются 1260 годом.

ЛЕГЕНДА( на самом деле их две… но которая из них более верная- не известно…)
Старец Паисий, бывший игумен Троице-Сергиевой лавры, записал «Сказание о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском».

По его версии во время нашествия татаро- монгольского ига святые старцы из Киева стали подвигаться в сторону Севера. И пришло 20 иноков на остров Каменный, срубили здесь часовню и стали богу молитвы возносить. Иногда они уплывали с острова в окрестные деревни, населенные язычниками, и проповедовали христианство, но местные были глухи к их убеждениям и инокам приходилось вновь укрываться на своем острове.
Белозерский князь Глеб Василькович оказался в Озере Кубенском в сильную бурю. Корабль его разбился и князь начал тонуть. Тонет он значит, но не забывает усердно молиться, обещает он господу построить церковь во имя того Святого, в чей день он будет спасен и основать монастырь на том берегу, к которому его принесет.
И вот, под ногами князь почувствовал опору: «Спас-камень!», воскликнул он. Вот так 6-го августа его принесло волнами к острову. А на берег вышли его встречать 23 инока -пустынножителя.
Сдержал слово князь, церковь отстроил, и денег дал на основание монастыря.
К этой легенде склоняются и ученые. Исследования на острове ведутся давно, и есть версия, что христианство на острове появилось в начале 11 века.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ЛЕГЕНДЫ
Новгородский воевода пересекая озеро наткнулся на остров и обнаружил на нем язычников, поклонявшихся камню. Воевода имел с ними беседы, пытаясь обратить в православную веру, но волхвы лишь спорили с ним.
На обратном пути воевода вновь посетил остров, но в этот раз он оказался безлюдным. Тогда он разрушил языческое капище, а на его месте поставил крест.
Для меня не совсем понятно, как водруженный крест мог повлиять на зарождение монастыря?)) Монастырь без монахов- не монастырь… а вернувшиеся язычники увидев свое разрушенное капище, могли с таким же успехом свергнуть крест…

Остров часто называют Спас- Камень, а еще- Вологодский Афон. Все дело в том, что при правлении Дмитрия Донского монастырским игуменом стал Дионисий Грек из Константинополя, постриженник горы Афонской, и именно им был установлен на острове строгий афонский устав.
Он неоднократно был выжжен огнем и разорен. Сейчас его восстанавливают. Это вид с воды со стороны причала.
Что же мешало развиваться монастырю?
С 1925 года монастырь был закрыт, а в его стенах расположилась колония для несовершеннолетних преступников. Только просуществовала она недолго: озеро к осени обмелело, и разбежались малолетки с острова…
А нас встретил вот такой житель Спас- Каменного- симпатичный и доброжелательный пес.

1937 год стал черным для монастыря- большевики взорвали Спасо- Преображенский собор. Его руины и до сих пор можно наблюдать на острове…
Колокольня — это кстати единственная сохранившаяся монастырская постройка XVI века…
А между тем есть об этом месте еще один любопытный миф.
Писатель Александр Круглов свидетельствует о том, что побывав на острове в 1897 году он видел здесь огромный камень, на котором была сделана надпись, что в 1836 году этого гиганта на остров принесло ледоходом. Сейчас то место, где лежал камень- великан, погребено под останками Спасо- Преображенского монастыря… как знать, может мы еще сможем его увидеть?

В 90-х годах начинается восстановление монастыря стараниями двух Александров Асафова и Плигина .
После смерти Асафова островом продолжает заниматься семья Плигина(Александр, жена Надежда и три их сына) на собственные сбережения. В 57 лет умирает и второй Александр, на данный момент восстановлением руководят вдова и трое сыновей .
Восстановительные работы ведутся и по сей день. В 2013-м году на острове проведен водопровод и установлен ветрогенератор, установлена электроподстанция и протянута линия электропередач.
Еще один местный житель

Интересна и легенда возникновения самого острова Каменного:
Впервые отмель обнаружили путешественники. Изначально это были отдельно стоящие валуны. Путешественники подумали, что место идеально подходит для уставших путников и попавших в буру кораблей и решили сделать насыпь.
Камни и песок возили сюда кораблями…
не Гонконг конечно… но тоже творение рук человеческих…
Есть еще миф о банных отмелях… тоже рукотворных конечно))
Благодаря им можно с острова на берег переправиться… а с противоположного берега будет ощущение, что некто идет по воде как Иисус Христос и не тонет))
А уже из этого мифа следует следующий: о влюбленном монахе, ходившему по ночам к любимой на противоположный берег по отмели…
А мы тем временем поднимаемся по узким ходам на колокольню.

Растительности на острове мало, но она есть.
Сверху видны тачанки. Мы приехали в воскресенье, поэтому ни волонтеров, ни сподвижников восстанавливающих монастырь не было. На неделе «с материка» сюда приходит катер и привозит работников.

Вид с колокольни на озеро.

Вид сверху на часовенку. Это часовня во имя Всех Волгодских Святых.
Возводили ее в»об один день» в конце 90-хх.

Сейчас озеро обмелело и таких бурь, как в прошлые века конечно же не бывает.

Место интересно еще и тем, что Василий III с женой сюда приезжали паломниками и молили о сыне. Просящему дается, и на свет после долго путешествия по Кубенскому озеру у венценосной четы рождается сын, известный нам как Иван Грозный.
Ну, а что удивляться?… в каком суровом месте просили, такого сына и родили…))
Бывал здесь и и не раз, Петр I.
Перед нами справа гостиничный комплекс.

Вид на хозяйственные постройки.

Часовня Всех Вологодских Святых

Ну, вот и закончился наш обзор острова- он совсем небольшой, и мы возвращаемся к причалу, где нас уже заждалась наша лодочка.
Пес, как хороший хозяин, провожает нас и долго смотрит вслед.
Так и хочется написать: звучит прощание славянки, занавес))
Рекомендовать к посещению остров конечно же буду, есть в нем что-то… особенное!
КАК ДОБРАТЬСЯ
— У Спаса есть свой православный сайт, паломническую поездку можно заказать по телефону 8 (8172) 72-31-04
8 (921) 683-55-08 Плигина Надежда Александровна – староста подворья поможет Вам сориентироваться по времени богослужений.
— или созвониться с Устьянским Музеем, они тоже проводят экскурсии,
— попытать счастья в турагенствах Вологды, некоторые из них оказывают услуги по перевозке на остров(например, турагенство АлександриЯ)
— договориться с местными владельцами лодок, а зимой- буранов.
— зимой дойти самостоятельно на лыжах(я не фанат, но люди ходят) или доехать на снегоходе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *