Спасо преображенский монастырь муром

Содержание

Аудио

Древнейшая обитель святой православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра), основана еще князем-страстотерпцем Глебом. В монастыре пребывают особо чтимый образ Богородицы «Скоропослушница», привезенный с Афона в XIX веке, и частица мощей святого Илии Муромца. А для юных паломников и гостей есть свой зоопарк с экзотическими птицами.
Сегодня программа «По святым местам» познакомит вас с одним из древнейших монастырей Руси. По преданию, святая обитель была основана еще святым князем Глебом, сыном равноапостольного князя Владимира. Итак, наш рассказ о Спасо-Преображенском монастыре Мурома. Спасо-Преображенский монастырь – центр Муромской кафедры, ведь здесь расположено епархиальное управление. Интересна и уникальна история этой святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Дело в том, что в настоящее время Спасский мужской монастырь в городе Муроме можно считать одним из первых монастырей не только города Мурома, но и вообще всей нашей страны. Это связано с тем, что он официально упоминается в русских летописях в записи 1095 года.

В конце II века проходила феодальная борьба за Муром. В битве под стенами города в 1096 году погиб муромский князь Изяслав Владимирович.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В летописи читаем короткую лаконичную фразу: «Положено бысть (то есть тело убиенного князя) в церкви (или монастыре) Святого Спаса в Муроме». Правда, потом его останки торжественно перезахоронили в Софийский собор в Новгороде. Здесь в настоящее время его останков нет, но факт уникален тем, что он был зафиксирован в летописи, то есть это не сказание, не легенда, не предание, а вполне реальный исторический факт.

Сложно представить, что монастырь с его толпами гостей и паломников, многочисленными белокаменными храмами когда-то представлял собой удаленную от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. Надвратный храм в честь преподобного Сергия Радонежского возведен и освящен уже в наши дни, но это не просто церковь, это церковь-колокольня. Внутри находятся колокола, отлитые по старинной технологии, и позвонить в них, как гласит информационный стенд, может любой желающий. Ну что, давайте проверим?!

В этом храме находится древний инструмент, которым пользовались наши предки вместо церковного колокола еще в X–XI веках. Тысячу лет назад ударяли не в привычные нам кампаны, а в била – металлические пластины. В то же время, также почти тысячу лет назад, стараниями князя-страстотерпца Глеба в Муроме и появилась Преображенская обитель. Но несколько последующих веков ее истории укрыто от нас тайной – город был пограничный, и летописных документов не сохранилось.

В июле 1552 года Муром напоминал военный лагерь: по городу стояли шатры под боевыми флагами, везде сновали ратники, а с берега Оки раздавался шум топоров – делали плоты для переправы через реку: Иван Грозный готовился к походу на Казань. Поход увенчался успехом, и, по приказу царя, на Руси было построено несколько каменных храмов, один из них – главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Если мы посмотрим на собор, то увидим, насколько сильно отличались храмы XVI столетия от последующей эпохи. XVI век – это строгий, лаконичный, монументальный храм, фактически отсутствует какой-либо декоративный орнамент, и собор Спасского монастыря в истории города Мурома, в истории всей нашей епархии уникален тем, что он на девяносто с лишним процентов сохранился в своем первоначальном облике.

В XVI веке начинается расцвет монастыря. Святая обитель была наделена вотчинными землями, местные купцы жертвовали сюда большие суммы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Монастырь также интересен тем, что именно на его территории находится первая гражданская каменная постройка, предназначенная для проживания. Это палаты настоятеля (как раз перед нами находится двухэтажный корпус, именно там в настоящее время пребывает наш правящий архиерей), но не будем забывать, что каменные строения были чрезвычайно дорогостоящими, особенно в провинции. Не случайно есть даже такая древняя поговорка: трудом праведным не наживешь палат каменных. То есть каменные строения были чрезвычайно дорогими (показатель статуса монастыря, его авторитета, финансовых возможностей).

Годом 1690-м датируется эта постройка, в то же время была возведена и каменная Покровская церковь – там служили зимой, ведь в самом нижнем этаже церкви были печи, которые не только обогревали помещение, на них готовили еду, пекли хлеб. Кулинарные традиции продолжаются здесь и в наши дни.

«Тертый калач» – это не только фразеологизм, но и хлебобулочное изделие. Знали ли вы? Калачное производство одно из самых древних в Муроме. Муромские калачи пекут в Спасо-Преображенском монастыре, и попробовать их можно прямо сейчас. Вот я и купила такой калач, их тут выпекают, так что с пылу с жару. Смотрите, какой он большой! Я думаю, мне его хватит на несколько дней.

В XVIII столетии монастырю приходилось непросто. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Почему? В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы. Но, несмотря на указы, ограничивающие права и сокращение финансирования, святая обитель с трудностями, но продолжит свое существование. Несмотря на скудные средства, в начале XIX века даже решат построить каменную ограду.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Каменная ограда была построена в парадной части; более того, надвратный храм в честь Кирилла Белозерского даже не был доведен до конца, то есть не было главки, алтаря – он стоял неосвященным на протяжении всего XIX столетия. Именно в это время (в середине XIX столетия) архимандрит Спасского монастыря Антоний (Ильенов) совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону (это был список с иконы Афонской Божией Матери) и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная».

В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» – главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение – к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918–1919 годах монастырь тоже был закрыт.

Среди муромского духовенства белое движение нашло сочувствующих людей, чего новая власть простить не смогла, и практически сразу после революции были закрыты все местные монастыри.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Территории отдали Муромскому музею, созданному в 1919 году, но тогда у музея не было финансовой возможности что-то содержать – нужно было ремонтировать, отапливать помещение, поэтому на территории монастыря строения стали сдаваться в аренду всем желающим. Были коммунальные квартиры, где проживали трудящиеся местных фабрик и заводов. И, к сожалению, все это привело к тому, что в 1930-е годы на территории монастыря разместилась воинская часть, был полк связи, училище связи, была учебка, и фактически воинская часть находилась на территории обители вплоть до 1995 года.

На месте монастырского кладбища был устроен воинский плац, и когда в 1996 году монастырь начал свое возрождение, первое, что было сделано, – построена часовня-костница с останками тех, кто нашел свой последний приют на территории святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Зарождение монастыря шло достаточно сложно, потому что когда в 90-е годы территория была передана от военных епархии, площади очень большие, финансирование было ограничено, поэтому все это продвигалось с очень большим трудом. В начале 2000-х годов был создан попечительский совет по возрождению обители. В этом очень большая заслуга первого игумена Спасского монастыря, отца Кирилла (Епифанова): он в 1995 году взял в руинах территорию Спасской обители, он был очень хорошим организатором, общительным человеком, к нему тянулись люди, он читал прекрасные проповеди и пытался организовать людей, сплотить, объединить их.

Видео с медиахостинга YouTube.com, пользователь Basalaev Georgy:

Архимандрит Кирилл (Епифанов):

– Вы видите – стены сделали, разобрали второй этаж, здесь были перегородки из шлакоблока – там была кухня, а здесь склад…

Наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кирилл (Епифанов) трагически погиб девять лет назад в результате ДТП. Груды кирпича, полуразрушенные здания, многие без куполов и кровли – трудно представить себе, сколько сил, средств и энергии потребовалось отцу Кириллу, чтобы привести монастырь к тому виду, который предстает перед нами сегодня. Совместными усилиями тех, кого объединил вокруг себя отец Кирилл, в монастыре была проведена реставрация. Решили даже восстановить сад, который существовал здесь еще с XVIII века.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Любой монастырь воспринимается как маленький кусочек рая на земле, поэтому сады, фруктовые деревья были сущностью любого монастырского ансамбля. В настоящее время все это восстановлено.

А вот здесь живет утка-мандаринка. Преимущественно их можно встретить в Китае, Японии, на Сахалине, но и в Муроме несколько особей тоже есть. Конечно, сейчас, пока холодно, они отдыхают в других домиках, а вот как только установятся теплые дни, утку-мандаринку и других обитателей зоопарка можно будет увидеть. В Муроме зоопарка нет, и дети могут увидеть экзотических птиц и других животных здесь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Здесь очень красиво, многие приходят подышать свежим воздухом (мамы с колясками с детьми), летом здесь всегда многолюдно. Даже сейчас, казалось бы, межсезонье, но народ небольшими группками тоже сюда проникает.

Погуляв, и взрослые, и дети могут зайти в Покровский храм, чтобы узнать больше о былинном богатыре и православном святом Илье Муромце Печерском, родившемся на этой земле.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Тридцать три года Илья Муромец провел сидя на печи. Излечили его калики перехожие (странники, путешественники). В дверь, где жил Илья Муромец, постучались эти странники и попросили, чтобы он напоил их водой. Илья Муромец сказал им языком былины: «Нет мне в ногах хождения». Тем не менее калики настояли на своем: «Уж ты встань на резвы ноженьки». С большим трудом Илья Муромец сполз с печи, протянул им ковш с водой, и странники ему сказали следующее: «Сам сначала испей водицы». И когда Илья сделал первый глоток, калики его спросили, как он себя ощущает. Илья Муромец ответил: «Чувствую я в своих руках силу необъятную. Если бы было в земле колечко, поставил бы землюшку на ребрышко». Так Илья Муромец стал сильным, могучим богатырем.

Защитник Русской земли в конце жизни ушел в Киево-Печерский монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– По нашим преданиям, Илья Муромец, будучи в монастыре, обладал даром, который называется даром слезливости, – во время молитвы он много плакал. И когда братья спрашивали: «Отчего ты проливаешь слезы?», Илья Муромец отвечал: «Плачу, что много в своей жизни, будучи богатырем, пролил человеческой крови». То есть пусть это была кровь врагов, но с точки зрения христианской морали лишать живого человека жизни было неправильно; в этом он и раскаивался.

Рост Ильи Муромца был 177 см, для своего времени он был на голову выше современников. Здесь есть частичка его святых мощей, и, несмотря на то, что при жизни на Муромскую землю святой больше не вернулся, память угодника Божия чтут на его родине. Приезжайте сюда и вы, чтобы почувствовать дух и атмосферу русской старины в монастыре, которому без малого 1000 лет.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Многочисленные древние храмы, монастыри и святые места — ими Муром славится испокон веков. Сколько же их в Муроме? Только в самом городе ныне расположено 36 действующих церквей и часовен, а в городе и районе их около 50. Но если вы спросите — в какой из них лежат мощи Ильи Муромца, то ответ — ни в какой. Чудотворные мощи былинного богатыря находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром, Владимирская область) был основан еще в XI веке и успешно пережил трудные для религии советские времена.

Его «возрождение» произошло в 1996 году, когда обитель была возвращена церкви.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Месторасположение

Адрес монастыря – Муром, улица Лакина, дом 1А. Это левый берег Оки. Комплекс состоит из нескольких зданий и действующего мужского монастыря. Неподалеку от Мурома расположены города Владимир, Гусь-Хрустальный, Нижний Новгород, Саранск и Рязань. Расстояние от Москвы примерно 300 км.

Мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси после Киево-Печерской Лавры.

Интересный факт: это же название носят еще несколько монастырей России (в Москве, Соловецких островах, Рязани, Пскове и других городах), а также в Беларуси, Греции, Украине.

Возле обители расположены магазины, гостиницы, музеи народного творчества. Так же в шаговой доступности расположилась набережная.

Без сомнения, Вас должна увлечь статья о монастыре Александра Свирского в Ленинградской области.

История мужского монастыря от начала основания

Годом «рождения» комплекса принято считать 1015 год, но это не абсолютно точная дата: ее принято выделять из рукописи «Повесть о водворении христианства в Муроме». В тексте упоминается, что обитель основал местный князь Глеб Владимирович, сын киевского Владимира-Крестителя. Поскольку князь Глеб умер в 1015 году, эта дата считается самой крайней, хотя у многих ученых существует свое мнение об этом.

Предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года

Впервые о строении упомянуто в «Повести временных лет» (конец XI века): у стен города умер князь Изяслав, сын Владимира, похороненный в стенах обители. Еще раз его упомянули после смерти князя Юрия во второй половине XII века.

Когда Иваном Грозным была захвачена Казань, обитель получила каменный собор Спаса Преображения – первую каменную постройку. Произошел его расцвет: обитателям были выделены значительные земельные владения, царская семья начала активно помогать. В начале XVII века из-за нашествия литовцев здания пострадали, но быстро восстановились.

Знаете ли Вы, что: при проведении реформ патриархом Никоном обитель временно стала оплотом старообрядчества.

При Петре Первом на земле обители открыли учебное заведение для детей священников – первое в городе. Территорию отнести к Архиерейскому дому в Рязани, потом сюда переведи монахов из Борисоглебского монастыря. Но, несмотря на активное участие частных и государственных лиц, в конце XIX века обитель находилась в ужасном состоянии: его реставрация заняла несколько лет.

Примите к сведению: в мужской монастырь привезли точную копию афонской иконы Богоматери «Скоропослушница». Постепенно Преображенская обитель стала местом паломничества.

Судьба во время революции и в Советский период

Наряду с другими религиозными учреждениями, обитель закрыли в 20-х годах ХХ века после обвинения настоятеля в участии в июльском восстании 1918 года. Впрочем, до этого момента на протяжении 2 лет монастырь функционировал исключительно как приходской храм.

Таким монастырь был до революции

Стоит отметить: в советский период на кладбище Спасо-Преображенского монастыря проводили захоронения и простых граждан.

Территорию несколько раз посетили представители музея, чтобы забрать наиболее исторически ценные предметы. Но уже в 1929 году тут «поселились» военные и отделение НКВД – территорию закрыли для посторонних, местное кладбище уничтожили.

Современное состояние монастыря

После распада Советского Союза муромчане обратились к власти с просьбой вернуть храм церкви.

Это интересно: за храм вступился даже академик Лихачев, составивший письмо патриарху Алексию.

В Спасскую обитель Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» была привезена в 1878 г. Образ был написан в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на святой горе Афон по заказу архимандрита Антония (Ильенова).

Воинская часть ушла из помещений через 5 лет после письма, и помещения начали восстанавливать. Дело грозило серьезно затянуться: территория находилась в ужасном состоянии, от зданий остались только стены, купола и крыша были сняты. Денег не хватало, но привезенная с горы Афон копия иконы Богородицы «Скоропослушницы» помогла: паломники приезжали ради нее.

Полная реставрация была проведена в начале XXI века при поддержке Счетной палаты РФ. С 2013 года настоятелем Спасского монастыря является епископ Нил.

Описание и архитектурные особенности

Несмотря на богатую событиями историю, монастырь сохранил исторический облик. Здания построены в традициях пятиглавых соборов, таких как кремлевский Успенский собор. Выполнены из белого и красного камня, скромно, но нарядно украшены.

Рядом с георгиевской часовней располагается красивый цветущий пруд

Важно знать: многие строения Спасо-Преображенского монастыря охраняются государством, как памятники архитектуры.

Также на территории имеется пруд, красивый сад, памятник князю Петру и Февронии, камень в память о посещении места Патриархом Алексием II.

Собор Спаса Преображения

Это главный собор всего монастыря. Он был построен при Иване Грозном: по легенде царь дал обещание построить каменный собор в Муроме, если возьмет Казань. Помимо строительства он обеспечил новое место иконами, утварью, книгами и другим необходимым. За все время своего существования собор несколько раз перестраивался и дополнялся: в XIX веке к нему пристроили трапезную.

Собор Преображения Господня в Спасском монастыре — Возведен в середине XVI века на средства царя Ивана Грозного. Четырехстолпный пятиглавый трехапсидный храм с западным притвором, характерный образец монастырских соборов XVI века. В XVIII веке купола перестроены в духе барокко. Отреставрирован в 1990-х

Последняя реставрация была проведена в конце ХХ века. После нее собор начал сочетать в себе облики сразу нескольких столетий: XVI (оконные проемы, порталы и декор фасада), начала XIX (купола и кресты) и конца XIX (паперть, крыльцо и трапезная).

Обратите внимание: сегодня собор Спаса Преображения представляет собой строгое белоснежное здание с зеленой крышей и темными куполами. Пять его глав венчают узорчатые золотистые кресты. В нем находятся мощи 30 святых: башмачок Христа, мощи святой Варвары и многие другие.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Возведение двухэтажного здания относится к концу XVII века, деньги выделил митрополит Варсонофий. В середине следующего века к церкви пристроили трехъярусную колокольню в шатровом стиле. Деньги на нее и на главный колокол пожертвовал местный купец. К сожалению, из-за перестроек церковь утратила многие архитектурные детали.

Покровская церковь Спасского монастыря

Возьмите на заметку: в церкви Покрова Пресвятой Богородицы расположена знаменитая икона Богоматери «Скоропослушница».

Церковь выполнена в том же стиле, что и Спасский собор: она окрашена в белый цвет, практически не имеет декоративных элементов, кроме нескольких расположенных снаружи икон. Тут же расположены Мироточивый Крест, мощи князя Петра и Февронии, Ильи Муромца и целителя Пантелеймона.

Церковь Кирилла Белозерского

Эта надвратная церковь, которая впервые появилась в XVII веке над северной стеной ограды – там располагались деревянные ворота. В конце XVIII века ее разобрали из-за ветхости, а в начале XIX века началось строительство каменной ограды. Ворота перенесли на западный участок, но надвратную церковь не установили – не хватало денег. Ее построили только в 90-х годах ХХ века, а освятили в 2005 году.

Церковь Кирилла Белозерского

Знаете ли Вы, что: название церкви Кирилла Белозерского пошло от имени святого Кирилла, в день памяти которого прошла церемония.

Церковь представляет собой четырехугольное здание белого цвета с зеленой крышей и одним небольшим куполом. У нее практически нет украшений, но снаружи на первом этаже представлена большая фреска святого.

Церковь Сергия Радонежского

Ее возвели над выходом к реке Оке в том же 2005 году на противоположной стороне от церкви Кирилла. Внутри разместили икону преподобного Сергия Радонежского – ее освятили на его мощах. Также повесили била-колокола: их отливка произведена по традициям старины.

Сейчас монастырь возрожден и практически полностью отреставрирован. В восточной стене, со стороны Оки, выстроена новая надвратная церковь Сергия Радонежского (2005г.)

Примите к сведению: каждый желающий в церкви Сергия Радонежского может позвонить в колокола.

Сама церковь непримечательна: она небольшая по размерам и практически не имеет украшений. Имеет белоснежные стены и зеленую крышу, а также, в отличие от прошлых соборов, довольно скромный крест. Однако со второго этажа открывается прекрасный вид на реку и берег – полюбоваться можно со смотрового балкона.

Часовня-костница

Это довольно необычное сооружение, которое вряд ли захочется посещать семьям с детьми или впечатлительным людям. Костница была построена на месте церковного кладбища, на котором более 9 веков хоронили князей, монахов и других важных людей. Во времена Советского Союза на этом месте был плац и 2 казармы. В конце ХХ — начале XXI веков при раскопках были обнаружены старые могилы, точнее, кости покойных, после чего решили воздвигнуть костницу.

Костница Спасо-Преображенского монастыря. На этом месте находилось монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

Это небольшое многоугольное здание с высокими, во всю высоту стен окнами. Издали строение напоминает фонарь, однако, войдя внутрь, посетители упираются взглядом в выставленные «находки». К ним можно спуститься по лестнице.

Заглядывать во внутрь страшновато: найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены тут на полочках, на подземном этаже

Полезно знать: над костями расположена надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Часовня «Живоносный источник»

Найти ее можно возле Братского корпуса, внутри нее размещена одноименная икона Богоматери. Часовня совмещена с купелью, в которой можно помолиться, набрать святой воды или искупаться. Для удобства омовения купель была оборудована лестницей и перилами, для прогрева установлена батарея. Женщинам разрешено опускаться в воду в рубашке.

Водосвяточная часовня с купелью «Живоносный источник». В часовне можно набрать священной воды и совершить омовение в купели с камнем из реки Иордан

Интересный факт: в самой воде купели часовни «Живоносный источник» находится камень из реки Иордан.

Часовня построена из красного кирпича и украшены белыми колоннами, арками и крестами. Она выглядит скромно, но все-таки выделяется из общего бело-зеленого ансамбля.

Часовня Георгия Победоносца

Она посвящена всем русским солдатам, не вернувшимся с войны. Была открыта в начале XXI столетия неподалеку от дома настоятеля.

Часовня Георгия Победоносца

Полезно знать: внутри часовни Георгия Победоносца находится одна из главных икон монастыря – икона святого Георгия Победоносца вместе с частичкой его мощей. Сюда приходят солдаты перед уходом в армию, а также их семьи. Святой Георгий является покровителем всех защитников родины.

Здание небольшое по размерам, четырехугольное и имеет один купол. Внешний вид часовни скромен: белые стены, зеленая крыша, практически полное отсутствие украшений, кроме фресок.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Это красивая и нарядная часовня открыта в конце XIX столетия, возобновила работу в начале XXI века. Ее короткое название – Николо-Ильинская часовня. Она расположилась на западном углу по правую руку от центрального входа, если стоять к нему спиной.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка. Часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во 2-й пол. XIX в.

Стоит учесть: при Российской империи часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка уже была открыта, но под другим именем, которое не сохранилось.

Часовня выполнена в отличном от общего стиля варианте: сделана из красного кирпича и обильно украшена белыми декоративными элементами и иконами. Она имеет восьмиугольное основание и шатровую систему: сверху ее венчает не купол, а шатер.

Дом настоятеля

Эта постройка появилась по времена митрополита Варсонофия, а именно в конце XVII века. Внутри здания имеется домовая церковь в честь святого Василия Рязанского. Само здание двухэтажное: раньше на первом этаже располагались 4 кладовых, на втором – 5 каменных келий и 4 деревянные в братском корпусе. В последних и жил настоятель, так как каменные стены плохо прогревались и оставались сырыми.

Дом настоятеля. В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание

Обратите внимание: дом настоятеля — это самое старое каменное здание гражданского назначения, сохранившееся в Муроме.

Внешний облик дома гармонирует с остальными постройками: его внешний вид похож на купеческие палаты, но с небольшим куполом.

Братский корпус

Это здание выделяется из общего вида благодаря ярко-красным каменным стенам и белым украшениям. Оно трехэтажное и небольшое – в нем могут проживать до 30 человек. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой хранились письменные памятники древних времен.

В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских

Это интересно: сперва Братский корпус был деревянным, его перестроили только в XIX веке. Тогда же была открыта домовая церковь Семи мучеников Херсонских.

Сегодня в здании расположено Духовное училище Святого патриарха Пимена. Оно получило название в честь иеромонаха Благовещенского собора (1945-1946 год). Узнать подробнее про обучение можно на сайте монастыря.

Пекарня

Тут расположена икона Богоматери «Спорительница хлебов», при ней размещены монастырские пекарни. Посетители могут поклониться иконе, поставить свечу и помолиться о достатке в семье и попросить помощи в работе. Тут же можно купить особый освященный хлеб и другие изделия, например, куличи на Пасху.

Пекарня с церковью Спорительница хлебов (2005 г.). Здесь трудятся 30 человек. Каждый день выпекается 6 тонн ржаного и белого хлеба. Продается он в двенадцати торговых точках в Муроме, по цене дешевле городской. А так же бесплатно раздаётся всем желающим на выходе из монастыря

Многие отмечают, что местный хлеб не только вкуснее обычного, но и практически не портится и не черствеет. Рассказывают, что одна семья забыла в хлебнице кусочек кулича вместе с обычным магазинным хлебом. Когда через 2 месяца открыли хлебницу, то обнаружили, что кулич остался мягким и свежим, а простой хлеб покрылся плесенью.

Монастырский пруд

Это одна из достопримечательностей монастыря, которую можно заметить сразу от входа. Расположена между церковью Василия Рязанского и Георгиевской часовней. Пруд вырыли после возвращения территории Православной церкви в рамках облагораживания территории. В воде растут лотосы, место рядом оборудовано лавочками и украшено цветами, статуями ангелов и камнями.

Новый пруд на территории Спасского монастыря в г. Муром Владимирской области. 31 июля 2005

Стоит отметить: несмотря на то, что место рядом с Монастырским прудом оборудовано в восточном стиле, оно отлично вписалось в русский стиль.

До 2013 года на территории действовал также небольшой контактный зоопарк: в нем жили куры и утки, павлины, лошади и другие домашние животные. На данный момент он закрыт.

Святыни Муромской Спасской обители

Главной святыней является икона Богоматери «Скоропослушницы». «Оригинал» хранится в афонском монастыре Дохиар, в Спасской обители только копия, написанная афонскими монахами в конце XIX веке, но и она творит много чудес. Богородице молятся об исцелении, родах и семье, к ней приходят многие солдаты.

Интересный факт: многие отмечают, что лицо Богородицы в Спасской обители меняется в зависимости от дня: на праздники она радостна и улыбается, если происходят трагические события – грустнеет и темнеет.

Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре

Помимо иконы Богородицы паломники приезжают поклониться:

  • мироточивому Кресту с частицей Креста Христа;
  • мощам Ильи Муромца;
  • мощам Александра Невского;
  • мощам князя Петра и его супруги Февронии;
  • иконе Чудотворца Николая;
  • иконе целителя Пантелеймона;
  • иконе святителя Спиридона, освященной в Греции на его мощах.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии, муромских

Это далеко не полный список, ведь в одном только Спасском соборе находится несколько десятков мощей, не считая освященных икон.

Информация для паломников и туристов

Спасо-Преображенский монастырь привлекает внимание большого количества туристов и паломников со всей России. Экскурсионное посещение открыто с 10 до 17 часов со вторника по пятницу. Получить справку и подробную информацию можно по телефонам +7 (49234) 3-14-76; -19-18 или на официальном сайте http://www.svyto.ru.

Как добраться

Местные жители отлично знают дорогу до места, москвичам же придется сперва доехать до Мурома:</strong

    1. Автобусом: от Щелковского вокзала следует прямой маршрут, время в пути составит 6-6,5 часов. Оттуда можно дойти до места пешком – дорога займет примерно 40 минут, расстояние – 3,5 км.

Примите к сведению: также на автобусе можно доехать до автовокзала Владимира (около 3-3,5 часов), а после тут же пересесть на автобус до Мурома (еще примерно 2,5 часа).

  1. Поездом: от Казанского вокзала до станции Муром. Дорога займет около 4-5 часов.
  2. Электричкой: это не самый популярный и удобный вариант, так как прямой дороги тут нет. Придется делать несколько пересадок, в общей сложности на дорогу придется потратить 6 часов.
  3. Автомобилем: необходимо проехать по Горьковскому шоссе (трасса М7) до Владимира, затем свернуть на Муром (указатель перед въездом в город).

Въездная стела «Муром» в городе Муром

Также до города легко добраться на автобусе из других городов: Владимира, Нижнего Новгорода, Иваново, Рязани, Гусь-Хрустального и других.

Где остановиться

Паломнический центр расположен в самой обители, в доме № 1. Центр может принимать индивидуальных посетителей и группы. Заказать экскурсию можно по телефону 8 (49234) 3-14-76. Уточнить подробности можно у директора Паломнического центра Елены Михайловны по телефону 8-920-921-89-83.

Паломнический центр предлагает койко-места и номера в монастырской гостинице. Уют, удобная мебель, удобства в номере. На первом этаже столовая. Паломнический центр рассчитан, как на людей с малым достатком, так и на обеспеченных туристов

Возьмите на заметку: для организации паломничества высокого уровня (правительственного), необходимо обратиться по телефону 8 (49234) 2-20-50.

Центр предлагает организацию экскурсий и ночлега в комфортабельной гостинице, где есть номера для посетителей с любым достатком.

Стоимость будет составлять:

  • 300 рублей за одно место в общем номере (есть 14 женских и 12 мужских мест);
  • 1000 рублей за одно место в 2-х и 3-х местных номерах.

Пообедать можно в столовой на первом этаже: обед будет стоить 95 рублей, ужин – 75 рублей.

Экскурсии

Для паломников, записавшихся через местный центр, предлагают следующую программу:

  1. Обзорную экскурсию по Мурому.
  2. Посещение 4 действующих монастырей: 2 мужских и 2 женских.
  3. Поездку в село Карачарово, на родину богатыря Ильи Муромца.

    Троицкий храм в селе Карачаров стоит на высоком холме, на месте старой деревянной Троицкой церкви, которую заложил сам Илья Муромец. Сейчас храм полуразрушен

  4. Поездка в село Лазарево, на родину праведной Иулиании. В местном храме хранятся и ее мощи. Сама Иулиания жила в XVI-XVII веках и прославилась кротким нравом и помощью беднякам. Говорят, что присутствовавшие при смерти видели золотистое сияние вокруг головы Иулиании. Через 10 лет после ее смерти при раскопке могилы обнаружили, что ее тело источает благоухающее миро, которое излечило многих, особенно детей. В том же году женщину причислили к лику святых.

Стоит учесть: есть и отдельная экскурсия по Спасо-преображенскому музею – записаться на нее можно на месте.

Расписание соответствует графику всех православных храмов:

  • в будни служба начинается в 8:00 и 17:30;
  • в воскресенье и праздники добавляется поздняя литургия в 10:00.

По-особому празднично, радостно проходил престольный праздник в Муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Божественную литургию архиерейским чином совершили митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и епископ Муромский и Вязниковский Нил в сослужении духовенства Муромской епархии

Главным праздником является 22 ноября – день Иконы Богоматери «Скоропослушницы», не менее пышно отмечают и другие великие праздники: Рождество, Пасху, Успение и т.д.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме привлекает туристов и паломников не только своими видами, но и историей.

Спасо-Преображенский собор самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев

Это один из старейших культурных и православных памятников России, сохранившийся и возродившийся вопреки всем трудностям.

Смотрите видео, в котором экскурсовод рассказывает об истории и архитектуре Спасо-Преображенского монастыря в Муроме:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Три сосны три кита, у на которых стоит Муром – это его монастыри – Троицкий, Благовещенский и Спасо-Преображенский, или просто Спасский мужской монастырь. Последний – самый древний, самый обширный, самый крупный монастырь в Муроме.
С него мы и начали осмотр муромских достопамятностей. Вернее, начала знакомство Бортжурналистка, а Начальник, который потерял счёт, сколько раз он был в Муроме, приступил к своим обязанностям карманного путеводителя экскурсовода – рассказал об истории монастыря, об основных постройках, о святых, имеющих отношение к Мурому в целом и Спасскому монастырю в частности. Слушала Бортжурналистка в вполуха, ибо Начальник много лет назад самым подробным и красноречивым образом живописал обитель. Мне оставалось только своими глазами увидеть ансамбль монастыря.

Собор Спаса Преображения и Покровская церковь. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Первое, что выделяет глаз из всех построек – это древний собор Спаса Преображения. (Первое фото из архива).
– Шестнадцатый век?
– Есть сомнения? Смотри, какой мощный четверик с разновеликими закомарами и высокими массивными барабанами. Барабаны венчают не луковицы, а приземистые шеломы.
– Под шлемовидными куполами пропущен поребрик – видишь, он завершает барабаны. В русской архитектуре поребрик встречается с начала XV-го до самого конца XIX века, когда из храмовой архитектуры он перекочевал в гражданскую. Поребрик широко использовали при постройках в русском стиле.
– Покровская церковка особой красотой не блещет. Приземистая, несколько тяжеловесная, с непропорционально низким барабаном и маленькой главкой.
Кажется, что не колокольня к ней пристроена, а она скромно притулилась к изящной звоннице.

Церкви Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Территория Спасо-Преображенского монастыря обширная. Полюбоваться на храмы можно с разных точек, снять их с разных ракурсов, отдельно и в ансамбле.
Всего в монастыре действует шесть храмов. Назову их по очерёдности постройки.
1. Собор Спаса Преображения – середина XVI века.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – конец XVII (1691год).
3. Церковь Кирилла Белозерского XIX (1805 год).
4. Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе – начало XX века (1911-й год).
5. Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме XX века (1996 год).
6. Церковь Сергия Радонежского XXI век (2005 год).

Часовни Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Часовни в монастыре почти все современные, их тоже шесть. Самая старая из них построена в 1889-ом году – это Николо-Ильинская часовня.
2. Часовня Ксении Петербургской.
3.Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник”.
4. Часовня Георгия Победоносца.
5. Часовня иконы Божией Матери «Спорительница хлебов” при пекарне
6. Часовня на месте бывшего кладбища.

Часовня-костница. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Это последняя постройка монастыря на рубеже ХХ и XXI веков, так называемая часовня-костница.
Нам повезло, часовня была открыта. Знаков запрета съёмки мы не заметили. Построили часовню на месте разорённого кладбища. Почти тысячу лет, со дня основания монастыря до начала советского лихолетья, хоронили на монастырском погосте славных муромлян. В последние годы перед возрождением, монастырь занимала воинская часть, солдаты и офицеры маршировали прямо на древних могилах.

Когда в обители возродилась монашеская жизнь (воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря весной 1995 года), на месте бывшего кладбища обнаружили множество останков.
Для их достойного погребения построили часовню-костницу. Напоминание всем живым действует очень сильно!

Хозяйство Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Монахи во многих обителях сейчас держат небольшие животноводческие фермы. В Спасском монастыре Мурома мы взглянули на курятник. Фотографию сделать не догадались. Только читали таблички с названиями пород цесарок и кур. Набралось их больше 20! Живёт на монастырском подворье и овечка. Не понятно только, для какой надобности, ведь мяса монахи не вкушают. Скорее всего, для шерсти.

Встреча с иноком. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Мы неспешно обошли монастырь, дошли до дальней стены, на которой стоит храм Сергия Радонежского. Храм – надвратный, находится на восточной стене монастыря, ведёт к выходу на улицу Набережная. Мы взглянули на Оку с монастырской горы и уже, было, направились к выходу.
Навстречу нам не спеша брёл пожилой монах, а за ним стаей летели голуби.
– Вот окаянные! Только что накормил, а они не угомонились, – сказал инок то ли нам, то ли сам себе и улыбнулся.
– Наверное, знают Вас, – я не могла не ответить на светлую улыбку встречного.
– Вы храме Сергия Радонежского были? Хотите зайти? Я открою, – вдруг пригласил нас насельник монастыря, – к нам со всех сторон приезжают. И из-за границы – из Германии, из Франции, из Японии. Всем очень нравится, такого храма нигде нет! – Осторожно спускайтесь, по краю, скользко тут, – повёл нас инок в храм.
И не просто открыл нам небольшую церковь, освящённую в честь преподобного собирателя земли русской. В короткой беседе с иноком Пименом мы узнали столько, сколько не выучили за многие годы.

Как правильно креститься. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

– Люди вы православные? Крещёные? Креститься умеете? Покажите-те, как крест на себя налагаете? Э-ээ, нет, так дело не пойдёт. Давайте-ка научу осенять себя православным крестом. Три перста складывать в щепоть все умеют. Мизинец и безымянный палец крепче к ладони прижимайте. Чтобы бесы не пролезли в щель между ладонью и пальцами. Кланяясь, не ломайте крест. Сначала руку опустите вниз, а потом уже и кланяйтесь. Не спешите. Персты ко лбу плотнее прижимайте.
Святая Матрона Московская на лбу себе ямку продолбила, крестясь, и нам надо с усердием, не торопясь осенять себя крестом. На иконы смотрите прямо, не отрываясь. Думаете, что мы живые, а с икон на нас просто лики глядят? Нет! Иконы-то живее, чем мы с вами. Знаете почему? Да потому, что все святые наперёд знают, что у нас на сердце, какие мысли у нас в голове, какие чувства испытываем. Мы ещё и пальцем не успели пошевелить, а они уже всё знают про нас.

Веры-то мало в нас. А то и совсем нет её ни на горошину. Если бы все верили, как Спаситель нас учил, то все наши просьбы Господь в один момент выполнял. А то молимся, просим, а без веры. Меня на работу в монастырь устроила сама Богородица. Я к батюшке подходил, просил, чтобы он меня взял водителем на монастырский автобус. Уж так хотелось! А он – ни в какую. Потом молился я перед святым образом Пречистой, на коленях молил, чтобы помогла мне работу сменить. С того разговора с батюшкой уж года два прошло. Молюсь я усердно, со слезами на глазах, а тут священник подходит ко мне и говорит:
– Ты что ли на работу просился? Найди завтра меня, поговорим.
Пришёл я на другой день, взял меня батюшка на работу. Вот уже двадцать лет живу в монастыре.

Церковный звон. Била в церкви Сергия Радонежского. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

– У нас при храме звонница. Не простая, не колокола в ней, а била. Идёмте, – пригласил инок в соседнюю с церковью комнату.
Целую стену небольшого помещения занимали разного размера медные пластины.
Инок Пимен взял два била и прошёлся ими по пластинам.
Раздалась мелодичный красивый звук. Он ещё минуты две звенел, заполнял всё пространство крохотной звонницы, неохотно затихая.

– Давайте теперь вы. Смелее, – подбодрил нас монах.
Мы по очереди сверху вниз, а потом снизу вверх прошлись билами по пластинам.
Хоть и медведь наступил на четыре наших уха, но и мы смогли извлечь какой-никакой, а ритмичный звук. Для самого большого звона здесь стоит ножная передача.
С ней сложнее справится, но и здесь нас било послушалось.
Пимен нас не торопил. Даже вышел за дверь, чтобы мы ещё раз попробовали побыть звонарями.
Трудно было оторваться от этого занятия, но и злоупотреблять доверием не гоже.

Наставления инока. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

На выходе из храма Пимен вручил нам памятку, как нужно молиться. Копия не совсем чёткая, но мы её расшифровали и обнародовали. А беседа наша продолжалась.
– Вы причащаетесь? Знаете, что сейчас Рождественский пост. Если не в пост причащаться, то нужно три дня поститься. Вкушать только растительную пищу. Сколько душе влезет, можно хоть полный бак заправлять, под горлышко, – засмеялся инок и продолжил. – Перед причастием всегда нужно прочитать три канона – Спасителю, Пресвятой Богородице, да Ангелу-Хранителю. У вас есть молитвослов? – Пимен показал точно такую же тоненькую книжечку, что стоит у нас на полке.
– Есть, такой же, как у вас.
– Хорошо. А Закон Божий?
– Закона Божиего нет.
– Не хорошо. Купите. Да читайте. Каждый день понемногу. А то в церковь ходим, а Закона Божьего не знаем.

О добрых делах

Мы снова вместе вышли на улицу. Инок Пимен нёс с собой пакет пшена. Он вынул из кармана свисток и стал созывать птиц. На этот раз они собирались неохотно. Нам даже показалось, что Пимен специально для нас решил устроить кормление птиц.
Понемногу пернатые собрались, и мы снова услышали неторопливый голос монаха:
– Каждая тварь от Бога. Её Господь создал, а нам любить надо. И дела добрые творить. Ведь к каждому из нас приставлен ангел. Он записывает наши дела – белые и чёрные. Надо творить добрые дела, чтобы они потом нам откликнулись. Что бы мы не делали, все дела нам отзываются. Если добро не творить, что нам откликнется?

Дивеево – хорошо. Спасо-Преображенский монастырь – лучше

Птицы уже и зерно всё склевали, а мы никак не могли оторваться от Пимена. Он и про винопитие нам рассказал, и о том, как его покойный батюшка помог устроить ему земные дела. Поговорили и о других монастырях.
– В вы Дивеево были?
– Я был неоднократно, – ответил Пётр, супруга не была.
– Ну, так вот, что я вам скажу. В Дивеево – хорошо, а у нас – лучше! Это все говорят.
– Ваша правда, отец, – ответил Пётр. – У вас очень хорошо, лучше чем в Дивеево.
– Вот и ладно. Бывайте. Зайдите в наши храмы и часовни. У нас тут и Спорительница Хлебов есть, и Живоносный Источник.
– Спаси Вас, Господи. Как зовут Вас? Мы свечу за вас поставим, – отважилась спросить имя монаха Бортжурналистка.
– Инок Пимен меня зовут. Если веры нет, молись не молись, толку не будет, – махнул он рукой и пошагал прочь.

Мы проводили инока Пимена глазами. Какой благословенной встречей заканчивается этот год! Вот же привёл Господь в святое место на спасительную беседу. Лучшего подарка на Новый год и помыслить себе трудно.

Слава Богу за всё!

Статья по теме: «Муром. Достопримечательности. Путешественнику на заметку”.

Все статьи цикла «Арзамасский Новый год

Арзамас на Новый год
Муром. Праздник в городе
Муром. Спасо-Преображенский монастырь или встреча с иноком
Как правильно молиться и креститься. Памятка из Спасо-Преображенского монастыря Мурома
Муром. Достопримечательности. Путешественнику на заметку
Арзамас. Достопримечательности. Зимняя прогулка. Путеводитель в действии
Арзамас пешеходный. Улица Карла Маркса
Арзамас. Отель «Коммерсант». Отзыв
Арзамас. Кафе «Щербет»
Большое Болдино. Экспозиция музея А.С.Пушкина
Большое Болдино. Вокруг музея А.С.Пушкина
Львовка. Музей «Повестей Белкина»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *