Спасский монастырь в Москве

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским.

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен. Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву. И конечно же не раз был атакован. Молитвами и трудами братии и прихожан стал восстанавливаться и внешний облик монастыря. До настоящего времени ведутся реставрационные работы, благоустраивается территория, украшаются храмы.

Одним из отреставрированных храмов ансамбля стала Церковь Знамения, 1793-1795 годов постройки архитектора Е. С. Назаровым, под руководством В. И. Баженова. Современное здание выстроено в стиле классицизм. Первоначально храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем, там где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей. В конце XVII века деревянный храм перестраивают на деньги графа Шереметьева. В храме устанавливается родовая икона бояр Романовых «Знамение Богоматери». В период Отечественной войны храм был отдан под конюшню. В 1813 году храм снова освятили. Известно, что на территории монастыря находилась усыпальница Романовых, Долгоруких, Шереметьевых. Фамильная усыпальница последних помещена именно под алтарем Знаменской церкви. Под храмом также есть погребения князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, Сицких и Урусовых.

В годы Советской власти монастырь был превращен в женскую тюрьму, в храме был барак для уголовников и политических заключенных. Здесь проводились расстрелы политзаключенных в годы репрессий. В послевоенные годы здесь размещался вытрезвитель, который был закрыт только в 1970-е годы. Церковь была вновь освящена. В 2017 году фасад Церкви Знамения отреставрировали.

Новоспасский мужской монастырь, один из 10 действующих в Москве, принадлежит Русской православной церкви. Образованная в XIII веке тихая монашеская обитель за много веков превратилась в законченный архитектурный ансамбль.

Это удивительный памятник древней истории православия на Руси, и обитель монашеской общины, живущей по своим строгим правилам и распорядку. В соборе и храмах монастыря проводятся регулярные богослужения.

Расположение монастыря на карте Москвы, адрес

Расположен монастырь в самом центре Москвы, на Крутицком холме, на левобережье Москва-реки, выше Новоспасского моста. Монастырь от Краснохолмской (ранее называлась Новоспасской) набережной отделяет искусственный водоем, тихий Новоспасский пруд.

Он имеет форму вытянутого прямоугольника площадью 1,5 га. Адрес общины: Россия, Москва, Крестьянская площадь, дом 10, строение 12, индекс 115172. Телефон для контактов: 8(495)676-95-70. Ближайшие к обители станции метрополитена – «Пролетарская» (Таганско-Краснопресненская линия), «Крестьянская застава» (Люблинско-Дмитровская линия).

Схема проезда к монастырю на машине, общественным транспортом

Как доехать до обители на общественном транспорте, можно увидеть из таблицы:

ЦПКиО (Парк Горького) Аэроэкспресс Москва-Домодедово ТК «Город» ТРЦ «Семёновский» ТРЦ «Филион» ТК «Город»
Автобус-БЧ Автобус 106, трамвай 35 Автобус 759, 106, 156 Автобус-М3, 40, БК Поезд — КУРСКОЕ Трамвай 12
36 мин 20 мин 64 мин 62 мин 95 мин 36 мин

Ближайшие остановки общественного транспорта и расстояние до монастыря:

Новоспасский Мост Динамовская Улица Улица Гвоздева Дербеневская Набережная Пролетарская
528 м 227 м 537 м 818 м 539 м

От метро «Крестьянская застава», «Пролетарская» пешком дойти до монастыря можно за 10 мин. Дойти 3-м Крутицким переулком до Новоспасского моста, это примерно полкилометра. Уже от перекрестка видна невероятной красоты высочайшая стрела Новоспасской колокольни, будто парящая в синем небе.

Кроме того, на речной причал «Новоспасский мост» можно приплыть на прогулочном теплоходе по Москва-реке.

История Новоспасского монастыря

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь – монашеская община в Москве, одна из древнейших. Основал её в почитание иконы Всемилостивого Спаса первый удельный князь московского княжества Даниил Московский, в далеком XIII веке. Община расположилась на площади Серпуховской заставы, сегодня там находится Даниловская обитель.

В начале XIV столетия распоряжением Иоанна Калиты, московского князя, община была переселена в московский Кремль, на Боровицкий (Кремлёвский) холм. Прославившийся своей щедростью по отношению к нищим князь хотел укрепить свою власть божьей помощью, которая будет всегда рядом.

Иоанн III Васильевич, государь и великий князь всея Руси, решил в 1490 году перенести монашеское поселение на Васильевский стан (сегодня Крутицкий холм). Продиктовано такое решение было начавшимся в Кремле возведением царских каменных хором. Монастырь переименовали Спасом на Новом, позднее укоренилось название — Новоспасский.

Первый камень в фундамент храма Преображения Господня был заложен в 1491 году. Строили его на месте упокоения бояр Романовых-Захарьевых, знатных предков царственной русской династии. Страстотерпица инокиня Досифея, её мирское имя Августа Тараканова, захоронена на монастырском кладбище в феврале 1810-го, согласно ее завещания.

Имя Досифеи до наших дней окутано тайной. Считается, что она — незаконная дочь Елизаветы Петровны, русской императрицы, рожденная от её фаворита, сиятельного графа Разумовского Алексея Григорьевича. В усыпальнице в подклети собора покоится и прах «князя Ходынского», генерал-губернатора Москвы, великого князя С.А. Романова.

Сергей Александрович, разорванный в клочья «адской машиной» бомбистов в феврале 1905 года, вначале захоронен был в Чудовом монастыре. Через 90 лет, в 1995-м останки великого князя с подобающими почестями перевезены в Новоспасскую мужскую обитель.

Иоанн IV Васильевич Грозный высочайшим повелением распорядился выстроить деревянные оборонительные сооружения, превратившие общину в неприступную цитадель. В 1591-м году она служила для обороны от нападения воинов 150-тысячной армии Казы II Герая Буря, хана крымского.

Первый русский самодержец Михаил Романов восстановил монастырь, разрушенный в тяжкое время польского нашествия, щедро наделил земельными наделами и имениями. Деревянную стену вокруг монастыря снесли, вместо нее построили каменную с бойницами и башнями по углам.

Она имела форму неправильного пятиугольника. Федор Конь, знаменитый русский зодчий, проектировал стены обители и сторожевые башни. Невероятная толщина стен – 2 м и высота – 7,5 м делают их неприступной преградой противнику.

Царским повелением община получила усиленную вооруженную охрану, пушки, ружья и боеприпасы. В стенах святой общины ополченцы, предводительствуемые князем Дмитрием Пожарским, принимали присягу верности Отечеству.

В XVII веке община пополнила свою сокровищницу нерукотворным образом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поклониться чудотворной иконе приходили самые высокие особы. Тогда обитель служила приютом сирым и убогим, была местом отправления таинства православных служб.

Вместе с этим в монастыре находился печально знаменитый застенок, в котором томились еретики, опаснейшие преступники, убийцы и мятежники. Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит, старший клирик Троице-Сергиевой Лавры, обвиненный в ереси по ложному доносу, принял мучительную и позорную смерть в подвале Новоспасской обители. Перед смертью его пытали, морили голодом.

К концу XVII столетия Новоспасский монастырь насчитывал в собственности 2257 дворов, крепостных душ — 14 тысяч человек. Он входил в число самых богатых монастырей в Москве.

В 1717 году Петр I Алексеевич, великий первый император всероссийский, в знак почитания усыпальницы своих предков, распорядился отлить для общины тысячепудовый колокол. К сожалению, царский колокол разбили французы, когда в 1812 году монашеская обитель подверглась осквернению, разграблению и разрушению солдатами наполеоновской армии.

Екатерина II Алексеевна, прозванная Великой, в 1764 году распорядилась произвести конфискацию церковного имущества, в результате чего община лишилась большей части поместий. В 1770-м Московию поразила страшная эпидемия чумы, пришедшая из Европы. В монастыре был размещен карантин, спасший жизни сотням москвичей.

В 1918 году большевики стали проводить жесткую антирелигиозную политику, закрывать монастыри, запрещать отправление религиозных служб. Новоспасская монашеская братия нашла пристанище при Никольском храме. Там сохранилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя Иисуса.

Монастырский некрополь был снесен, в царской усыпальнице разместились вначале женская тюрьма, позже — исправительно-трудовое закрытое учреждение для государственных преступников и уголовников. Расстреливали узников в подвале церкви святителя Николая, трупы зарывали в общей яме под монастырской стеной.

В 1935 году НКВД получил монастырь в свое распоряжение. В соборе разместился огромный архив НКВД, в церкви святого Николая-угодника устроили склад конфискованных товаров и хранилище овощей. Братские кельи были отданы под жилые комнаты и рабочие кабинеты сотрудников НКВД. В церкви Знамения Богоматери до 1968 года располагался женский вытрезвитель.

С 1968 года в монастырь переехали мастерские по реставрации мебели и антикварных предметов и мебельная фабрика. В распоряжение Московской патриархии РПЦ монастырь вернулся в конце 1990 года. Богослужения стали проводиться, начиная с марта 1991 года. Медленно, но неуклонно в монастыре возрождался строгий, размеренный и благочинный монашеский быт.

Почему монастырь называется ставропигиальным?

Новоспасский монастырь относится к ставропигиальным, так называются монастыри, независимые от власти местного архиерея и находящиеся в прямой подчиненности Патриарху. Издревле в главном храме обители, получившей статус ставропигиальности, православный крест устанавливается собственноручно Патриархом.

Ставропигальность (крестоутвержденность) – высочайший статус, избранность среди православных монастырей. Правление ставропигиальным монастырем находится в руках наместника, имеющего чин архимандрита. В Москве сегодня всего 7 (семь) ставропигиальных мужских обителей.

Архитектура

Новоспасский монастырь в Москве представляет собой замечательный историко-архитектурный ансамбль. Сложная гамма чувств рождается при попадании в это место. Восхищение красотой собора, храмов смешивается с чувством удивительного умиротворения и покоя. Все мирское теряет здесь свою силу и значимость. Возникает непередаваемое ощущение сопричастности к великой тайне бытия.

Главные ворота на территорию обители (сегодня они закрыты) находятся под невероятно красивой, стрелой устремленной ввысь, колокольней. Высота её до макушки купола — 80,41 м, выше неё только 81-метровая колокольня-церковь «Иван Великий». Во втором из четырех ярусов Новоспасской колокольни расположилась церковь святого чудотворца Сергия Радонежского.

Над верхним ярусом издалека видны знаменитые Новоспасские часы. Мелодичный бой их через каждые полчаса оглашает окрестности. Проектировал Новоспасскую колокольню и руководил строительством в период с 1759 по 1785 гг. зодчий Иван Жеребцов. Величественная, гордая и удивительно стройная, будто парящая в синем небе, она является главным украшением монастыря.

Последний ярус колокольни достраивался уже после смерти Жеребцова. Его останки покоятся в основании колокольни. Снаружи у основания колокольни, на временной звоннице, находится огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых.

Собор Спасо-Преображения Господня, третий по величине после Храма Христа Спасителя и Успенского кремлевского собора – гордость Новоспасской обители. Величественный Спаса Преображения четырехстолпный, пятикумпольный и трехапсидный собор воздвигнут за 4 года, с 1645 по 1649 гг.

Начал строительство первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил его сын и престолонаследник Алексей. Строгая внешняя простота и величавая монументальность выдают сильное влияние византийской и псковской зодческих школ. Подобно большинству храмов той поры, здание четырехугольное в основании, по церковным канонам.

Четыре массивных четырехгранных столба поддерживают свод здания. Каждая сторона снаружи оформлена тремя апсидами (полусводами). Апсиды разделяют алтарь на три равных части, согласно старинной традиции храмового строительства.

Почти вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Построена она была с 1673 по 1675 годы царем Алексеем Михайловичем, прозвищем Тишайший.

На строительство церкви государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Храм выдержан в русском стиле, венчают его три главы. Своды были выложены большемерным кирпичом и для стяжки впервые на Руси применили железные полосы ( ранее применялись дубовые).

Внутри храма три придела:

  • Главный престол – во имя Богородицы;
  • Правый придел – в честь святого Дмитрия, митрополита Ростовского. Здесь же покоятся его мощи. Стены этого придела расписаны изображениями святых;
  • Левая пареклесия (придел) посвящена святой страстотерпице Варваре. Здесь на стенах изображены преподобные мученицы и святые девы.

Знаменский храм вплотную к собору примыкает с северо-запада. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконописного образа «Знамение Богоматери», семейной реликвии царской династии. В 1791-м церковь Знамения пресвятой Богородицы была демонтирована, ввиду её ветхости.

Сенатор и обер-камергер граф Шереметев на её месте выстроил каменный двухэтажный храм. Он представляет собой замечательный памятник зрелого русского классицизма, для которого характерны четкие и спокойные пропорции, гармония и простота форм. Задумывался храм как семейная усыпальница.

Строился он архитектором Е.С. Назаровым долго, 4 года. Кроме Шереметевых, в усыпальнице похоронены останки князей Черкасских, Ситских, Ярославских и других. Богослужения проводились на верхних хорах, а нижний подклет служил усыпальницей.

Корпус братских келий

Корпус братских келий вдоль восточной стены монастырского подворья замыкается маленьким однокумпольным Никольским храмом. Построен он был на средства князя Якова Черкасского в 1652 году и с самого начала служил монастырской больницей. Печально известные застенки, где содержались опаснейшие еретики, государственные и уголовные преступники, находились в его подвале.

Храм Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре

Богослужения в храме Николая угодника проводились вплоть до 1926 года, в те годы здесь располагалась приходская полулегальная община Преображения Господня. Этому способствовало то, что с улицы церковь имела отдельный вход.

Усыпальница царской династии Романовых приютилась внутри фундамента собора Спаса Преображения. В ней покоятся останки более 70 членов династии Романовых-Захарьевых и их близких. Кроме того, в усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов РПЦ.

Последним в усыпальнице захоронен прах великого князя, дяди Николая II, Сергея Александровича Романова. Прах московского генерал-губернатора в 1995 году с подобающими почестями перевезли в монастырь.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю обители после революции, не обошли и усыпальницу. Большая часть надгробий были разрушены, могилы разворочены и осквернены. Только в конце 1990-х усыпальница была полностью восстановлена и приобрела настоящий вид.

Рядом с некрополем находится крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образован он в 1902 году, является самым «молодым» из храмов монастыря. Преподобный Роман Сладкопевец, святой, живший в Константинополе в VI веке, прославившийся сочинительством молитв и псалмов, особенно почитался царской семьей.

Внутреннее убранство монастыря

Внутренняя высота храма от пола до купола составляет 36 метров. Пол храма выложен массивными чугунными плитами. Красочная узорчатость и причудливость архитектурных деталей внутреннего убранства собора, идущие из русской древности, контрастируют с внешней строгой торжественностью.

Внешне собор очень похож на Успенский собор в Московском Кремле. Росписью храма в 1689 году занимался приглашенный из Костромы знаменитый мастер иконописи и росписи фресок Гурий Никитин. В росписи сводов галереи монастыря есть генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых.

Этот род подарил Вселенской Церкви 63 святых. Все цари на этом древе изображены в полный человеческий рост. Еще очень показательно и совершенно необычно для православных храмов то, что паперть украшают изображения десяти античных философов (в их числе Аристотель, Платон и Гомер).

Величественный пятиярусный иконостас устроен по древнерусской церковной традиции. Сам иконостас установлен не так давно, взамен старинного, разрушенного в лихие времена богоборчества. Иконы в нем все древние, посреди него – Христос спаситель в образе Вечного архиерея.

Святыни Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве – хранилище бесценных православных святынь.

В общем мощевике-ковчеге хранятся:

  • Кусочек ризы Иисуса;
  • Щепка от Распятия Спасителя;
  • Кусочек ризы приснодевы Марии;
  • Частички благодатных мощей вселенских и особопочитаемых русских святых – мучеников: Иоанна Златоуста, Пантелеимона, Серафима Саровского.

Мощи святых праведников Киево-Печерской лавры покоятся в отдельном мощевике. Пояс святого чудотворца Иоанна Кронштадского тоже хранится в монастырской сокровищнице.

Прихожане сразу устремляются в боковую галерею собора, где находится точный список с чудотворного образа Богородицы Девы Марии «Всецарица» (Пантанасса, греч.).

Горячие, искренние, слезные молитвы к ней часто чудесным образом излечивают неизлечимых онкобольных. Каждодневно перед иконой читается акафист, служатся молебны, в ходе службы совершается таинство освящения масла и воды, которые затем раздаются всем страждущим.

Чудотворная икона Спаса нерукотворного — важнейшая, особо почитаемая святыня обители. Её перевезли в обитель из Вятки (бывший Хлынов) по распоряжению Патриарха. Каждый день перед фреской с изображением Страшного суда свершается великое таинство исповеди.

Что есть на территории православного комплекса?

Внутреннее устройство обители хорошо видно на приведенной план-схеме (она расположена перед входом в монастырь):

Раньше вход в монастырь был через ворота под колокольней, сегодня войти в монастырь можно через боковые ворота, обозначенные на плане под номером 17. Там же расположена иконная лавка.

Территория монастыря совсем небольшая, но удивительно уютная и очень ухоженная. Кроме храмов, в обители находятся:

  • маленькая часовня, возведенная в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году;
  • три двухэтажных корпуса с монашескими братскими кельями;
  • настоятельский корпус;
  • одноэтажное здание свечной мастерской;
  • памятник знаменитому русскому иконописцу Андрею Рублеву (рядом с настоятельским корпусом);
  • хозяйственный дворик;
  • трапезная (одностолпная палата, примыкающая к Покровской Церкви);
  • лавочки с церковными товарами и сувенирами;
  • туалеты.

Каменная стена с бойницами и 5-ю башнями вокруг монастыря была возведена с 1640 г. по 1642 г. архитектором, известным строителем крепостных сооружений, Федором Конем. Для строительства из вологодской Белозерской обители были привезены опытные каменотесы и укладчики.

До революции вокруг храмов в пределах монастырских стен было кладбище, здесь хоронили богатых и влиятельных русских дворян, купцов, церковных служителей. В 1927 году Московский городской совет распорядился могильник снести. Богатые надгробья распродавались как стройматериал, по 20-30 рублей за штуку.

От богатого когда-то некрополя уцелели лишь две часовни. Первая – рядом с алтарем собора, была приспособлена под жилье для служителей храма. И вторая, на месте погребения страстотерпицы монахини Досифеи – близ восточной стены, позже она была приспособлена под хозяйственный блок.

Сегодня на месте некрополя разбит прекрасный сад, являющейся научной площадкой ботанического сада. Он славится самым большим в Москве, роскошным розарием. И еще в этом саду собирают урожай лучших сортов абрикосов. На расстрельном месте в память о тех страшных событиях выстроен Итальянский дворик.

Режим работы монастыря

Новоспасский монастырь в Москве открыт для прихожан и паломников каждый день с 7.00 утра и до 20.00 вечера. Ворота закрываются, когда заканчивается вечерняя служба. Женщины должны перед входом на территорию монастыря покрыть голову платком. Если у кого-то платка нет, прямо у входа его можно взять.

Кроме того, не разрешается проходить женщинам в шортах и с открытыми плечами. Их тоже следует прикрыть платком. Фотографировать разрешают, но без спецэффектов и соблюдая определенные ограничения. Нельзя фотографировать братьев-монахов и настоятелей, богослужения, иконы и интерьеры храмов.

Расписание богослужений

Богослужения летом проводятся в соборе Преображения Господня, зимой – в теплой Покровской церкви.

Каждодневные богослужения:

  • Божественная литургия начинается в 8.00. Завершает её молебен Богоматери пред чудодейственной иконой «Всецарице»;
  • Вечерня и утреня начинается в 17.00. В канун важных престольных праздников отправляется Всенощная с литией.

По воскресеньям служится водосвятный молебен. В праздничные и воскресные дни литургия служится дважды, в 7.00 и в 9.00.

Экскурсии по обители

Новоспасский монастырь в Москве всегда привлекал сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться и помолиться святым чудотворным иконам, прикоснуться к древним историческим святыням. Тишина и умиротворение, царящие в монашеской обители, настраивают на необыкновенно светлое и приподнятое настроение, душа очищается от мирской суеты, от всего наносного и негативного.

Предлагаются следующие экскурсии:

  • обзорная экскурсия по монастырю;
  • Романовы и Новоспасский мужской монастырь;
  • Храм преподобного благочестивого Романа Сладкопевца;

Во время обзорной экскурсии для новоначальных (впервые посетивших святилище) объясняются правила поведения. В скорбной усыпальнице представлены музейные экспозиции.

Они знакомят прихожан с долгой и трудной историей обители. Они рассказывают подробности яркой жизни и трагической гибели от рук бомбистов холодным февралем 1905 года родного дяди последнего русского императора — Сергея Александровича, великого сиятельного князя, человека сложного и неординарного.

Рекомендуется сделать пожертвование 50 рублей или больше. Но пожертвование добровольное. Уникальные экспонаты музея, созданного в 2011 году, знакомят прихожан с историей обители, с жизнью знаменитых бояр и святых, захороненных в усыпальнице.

Особое внимание уделяется жизни и трагической гибели великого князя С.А. Романова. Здесь выставлены личные вещи губернатора, главная реликвия среди которых – его личный Георгиевский крест. Вход в музей свободный.

В монастыре работает паломническая служба «Новоспасский паломник», организующая интереснейшие экскурсии и поездки по Романовским местам, знакомящая паломников с историей царственной династии. Записаться на экскурсию можно по телефону: +7 (495) 676-40-98, или в корпусе наместника.

Деятельность прихода

В монастыре постоянно ведется общественно-просветительская деятельность. Часто проводятся симпозиумы, монастырская община сотрудничает со множеством музеев и научных сообществ. Работает издательство, выпускающее религиозную литературу и периодические учебно-просветительские издания.

Монастырь имеет свой сайт, постоянно обновляемый и дополняемый. При обители организована воскресная школа на 7 возрастных групп, действующая уже более двадцати лет. Действует церковно-певческая школа для мальчиков.

Действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви. Малоимущие и обездоленные, имеющие жилье в Москве, могут обратиться каждый будний день, кроме вторника, с 9 ч. до 17 ч. и в субботу с 2-х до 18 ч. Бездомные должны подойти к западной пристройке к монастырю со стороны Западного пруда.

Проходит ежегодная благотворительная Рождественская ярмарка. Знаменитый Новоспасский мужской хор, созданный в июле 1991 года, поистине – визитная карточка монастыря. Голосом русского монашества называют хор поклонники в разных странах, где его выступления сопровождаются оглушительным успехом.

Престольные праздники

  • Главный храмовый престольный праздник – Преображение Спасителя, празднуется 19 августа по григорианскому календарю. Православной церковью почитается в числе двунадесятых праздников.
  • 31 августа – праздничное (хвалебное) великое богослужение в почитание иконы Матери Божьей пресвятой девы Марии «Всецарица» (Пантанасса).
  • 14 октября – Празднование Святого Покрова Заступницы нашей Богородицы. Этим же днем проводится служба в честь божественного сочинителя молитв и псалмов Романа Сладкопевца, любимого заступника небесного династии Романовых.
  • 10 декабря – праздничное богослужение в почитание иконы Матери Божьей «Знамение». Это главный храмовый праздник Знаменской церкви.

Господь говорил, что не здоровые, но больные имеют нужду во враче. В Новоспасский ставропигиальный монастырь редко кто приходит из праздного любопытства. В Москве немало святых, намоленных мест, где душа очищается от скорби и наполняется благодатью.

Люди несут сюда свои болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. И приходящий с искренней верой и нуждой в помощи обязательно получает ее – в виде облегчения, укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Новоспасском монастыре в Москве

Документальный фильм о Новоспасском монастыре:

Подробности Категория: Святыни монастыря

Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (Пантанасса)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица (Пантанасса)», находится на Святой Горе Афон в Греции. Она пребывает в Ватопедском монастыре, в соборном храме обители, слева от царских врат. Время ее написания относится к ХVII веку.

Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.

Икона Преблагословенной Владычицы, получившая наименование «Всецарица», глубоко почитается на Святой Горе и далеко за ее пределами. Этот образ прославился многочисленными чудесами исцелений от мучительного и смертоносного недуга, получившего необычайное распространение в современном мире, – онкологических заболеваний.

Чтимый список с древней чудотворной иконы, специально изготовленный в Ватопедском монастыре и привезенный в Россию, находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.

Празднование совершается 31 (18 по ст. ст.) августа.

Тропарь, глас 4

Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.

Молитва первая

О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона Нерукотворного Образа Спасителя

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлен от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алексей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, повелено было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спас-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм; в Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» — сказано было на VI Вселенском Соборе.

Празднование совершается
16/29 августа.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского

История эта началась в Болгарии. До крушения советской системы оставалось девять неполных лет. В 1981 году священник Димитр Нончев Амбарев был восстановлен в иерейском служении, прерванном на два года органами госбезопасности, и получил назначение в храм Святых Кирилла и Мефодия, расположенный в селе Устина в 13 километрах от города Пловдива. То, что открылось здесь, он счел нужным по прошествии двадцати лет зафиксировать письменно в «Клятвенной декларации», которую 4 июля 2003 года заверил софийский нотариус Евгений Петров.

Как узнал новый настоятель, здесь, на устинском приходе до своей смерти в 1961 году служил белогвардейский полковой священник протоиерей Патапий Иванов Лизлов, уроженец Вильнюса, «бывший полковник Уланского полка Его Императорского Величества».

«В 1981 году, – сообщает отец Димитр, – я начал ремонтировать храм и прилежащий к нему священнический дом, где во время чистки, в одном мрачном и сыром подвале я обнаружил кучу одежды и священнические облачения, почти прогнившие, покрытые плесенью и негодные к употреблению. Среди них я нашел металлический плоский ящик размером 40/40 сантиметров, завернутый в лохмотья. Когда я открыл ящик, я заметил, что он серебряный и в нем находится старинный антиминс с пришитыми снизу мощами. Это заставило меня и тех, кто помогал мне, отнестись с большим вниманием к лохмотьям, которые мы хотели сжечь в яме в лесу.

Когда мы еще раз осмотрели лохмотья, наше внимание привлек черный бархатный, вышитый золотыми нитями пояс, часть одежды, которую, как засвидетельствовали помогавшие мне христиане, священник-протоиерей Патапий Лизлов носил вокруг себя на белом подряснике.

Ввиду того, что на антиминсе я нашел пришитые к нему святые мощи, я со смирением более внимательно пересмотрел прогнивший и покрытый плесенью от сырости пояс. Выяснилось, что в одном конце находилась пришитая к нему записка. Без особых затруднений мы вытащили записку, многократно свернутую в трубку. После ее высыхания на солнце, при помощи пинцета, не без труда и без повреждений самой записки, нам удалось прочитать размазанный и почти исчезнувший текст, написанный фиолетовыми чернилами.

В тексте говорилось, что этот пояс принадлежал «святому старцу молитвеннику Йоану из Кронштадта» – так было написано в тексте, и передано отцу Патапию в 1904 году «старцем Йоаном» как молитвенное покровительство. Далее отец Патапий указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему.

Я сохранил саму записку в храме, где во время большого ремонта храма она исчезла в суматохе. Сам пояс я передал моей жене, чтобы она почистила его, вырезала все прогнившие части и реставрировала (моя жена художник-реставратор кукольного театра города Пловдива). Я носил пояс в трудные для меня моменты и ощутил его благодатную силу. Я всегда считал, что он принадлежит тем, чьей помощью он пришел ко мне…»

В 1995 году отца Димитра несколько раз приглашали служить в софийском храме «русских белоэмигрантских социальных общежитий», находящемся на бульваре имени Царя Бориса III. Позже он установил контакт с руководством Союза русских белогвардейцев и их потомков в Болгарии и передал часть сохранившегося архива протоиерея Патапия.

6 мая 2003 года, в день Св. Георгия Победоносца, отец Димитр преподнес пояс потомкам Белого воинства в лице доктора Леонида Евгеньевича Ходкевича, чтобы «эта святыня стала благодатью всех русских в Болгарии и пролила на них, их дома и детей «молитвенный благослов» русского молитвенника и заступника перед Святым Божьим Престолом – Святого Йоана Кронштадтского».

Неисповедимы пути Господни… В сентябре 2007 года доктор Ходкевич находился на греческом острове Лемнос, где стараниями Попечительского совета Новоспасского мужского монастыря в 2004 году было найдено заброшенное кладбище – первое белоэмигрантское кладбище в Европе, где ныне создается мемориал. Тогда-то, увидев трепетное отношение к памяти русских людей, которые легли в эту каменистую землю в 1920-1921 годах, оценив объем проделанных работ, Леонид Евгеньевич и решил подарить бесценную реликвию Спасской обители.

Несколько месяцев ушло на согласования, и вот накануне Великого Поста, 8-го марта, когда христиане поминают Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, – на вечерней службе состоится торжественная передача святыни.

***

Что это был за человек, которому «Йоан из Кронштадта» подарил свой пояс? Информацию удалось собрать буквально по крупицам. Очевидно, правильное написание его фамилии через букву «ы» – Лызлов Патапий Иванович.

Родился он в прибалтийском городе Вильна (ныне Вильнюс), который являлся тогда административным центром управления Северо-Западного края, в священнической семье. Судя по архивам, в 1904 году на Евфросиньевском кладбище Вильны был погребен протоиерей Борис Лызлов – возможно, родной дядя нашего героя.

Среди выпускников Виленского духовного училища за 1902 год находим искомую фамилию – Лызлов Патапий, который вышел из этих стен по 2-му разряду. Как и при каких обстоятельствах получил он пояс, неизвестно. Но кое-что можно предположить. По аналогии. Однажды батюшка Иоанн Кронштадтский вымолил девочку – Надежду Войтову, умиравшую от тифа. Пояс свой он оставил ей «на исцеление». Не то же ли самое, быть может, произошло и с Патапием Лызловым?..

Однажды отца Иоанна пригласили в Петербурге к знатной женщине, которая никак не могла разрешиться от бремени. Когда пастырь прибыл в дом, светила науки разводили руками: поздно, плод умер во чреве. Неминуемы сепсис и смерть самой матери. Тогда священник попросил всех удалиться из комнаты, где тяжко стонала в горячем бреду роженица. Опустившись на колени, воздел руки к небу и стал просить Господа явить победу жизни над смертью. Молитва длилась полчаса. После чего отец Иоанн вышел с румянцем на щеках: «Богу было угодно воскресить младенца. Родился мальчик. Мать жива».

Да, молитва этого человека, призванного на служение в столице империи среди «крещеных язычников», имела огромную силу.

В своей записке отец Димитр называет Патапия Лызлова бывшим полковником Лейб-гвардии Уланского полка. Это, конечно, ошибка. Лызлов был полковым священником. Он, надо полагать, испытал многие тяготы гражданской войны, а в 1920 году оказался в вынужденной эмиграции.

Сохранив ядро своей армии, которая в ноябре 1920 года располагалась в Галлиполи (армейские части), на Лемносе (преимущественно казаки) и Бизерте (военный флот), русские организованно перебрались на Балканы. По имеющимся данным, в Болгарию прибыло 125 сенаторов и князей, 108 генералов, 47 профессоров, 171 писатель и журналист, 70 режиссеров и артистов, 25 художников – и десятки священников, в их числе Патапий Лызлов. Всего приблизительно тридцать пять тысяч человек.

К этому времени Болгария представляла собой печальное зрелище. Униженная и ограбленная, в том числе территориально, Нейсским договором 1919 года, без права на собственную регулярную армию и почти полностью изолированная дипломатически, она потеряла свои лидерские позиции среди балканских государств.

«Вследствие мощной репатриационной волны, созданной правительством Александра Стамболийского и СССР под покровительством Общества народов, – пишет исследовательница Цветана Кеосева, – около 11000 из них вернулись в Советскую Россию. Остальные – около 24000 человек – остались на постоянное жительство в Болгарии и создали свои эмигрантские организации и сеть русских школ. Государственная власть устраивала значительную часть эмигрантов на работу и создала специальный орган – Комитет русских беженцев, при помощи которого проводила политику помощи больным и нетрудоспособным русским и содержания русских школ в стране за счет болгарского государственного бюджета. В середине 30-х годов по примеру Чехословакии эта политика стала называться «русской акцией».

Известно, что до 1926 года отец Патапий проживал в городе Шумен (что означает «шуми густой лес»), где служил в храме РПЦЗ и одновременно, как законоучитель, преподавал в русской гимназии. Состоял членом Св.-Владимірского Православного Братства.

В последующий период он перешел под юрисдикцию Болгарской Православной Церкви – и, как написано о нем в биографическом справочнике проф. Антуана Нивьера, «дальнейших сведений не имеется». Ныне благодаря свидетельству отца Димитра этот пробел восполнен. Мы знаем, что протоиерей Патапий, который не расставался с поясом святого праведного Иоанна Кронштадтского, дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу в 1961 году. Вот и все, что пока известно об этом человеке.

В записке, которую держал в руках Димитр Нончев Амбарев, отец Патапий «указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему». Наверняка они касались гражданской войны, эмиграции и событий Второй мировой. К сожалению, это бесценное свидетельство безвозвратно утеряно.

…С появлением на болгарской земле в сентябре 1944 года «Смерша» начались аресты наиболее видных представителей русской диаспоры. Были закрыты школы, больницы, мастерские и малые предприятия. Конфискация имущество ликвидированных эмигрантских организаций продолжалась вплоть до 1947 года.

Справка госбезопасности, датированная мартом 1946 года, информирует, что русское меньшинство «хорошо образовано», но придерживается исключительно «белогвардейской ориентации». Что эмигранты в значительной части являются «германофилами», «матерыми фашистами, которые в своем большинстве поддерживали оппозицию и реакцию». Эта тенденциозная, как отмечает Цветана Кеосева, и неточная справка, легла в основу работы сектора «Белогвардейцы» и сыграла важную роль в дальнейшей судьбе многих наших соотечественников.

Незадолго до вывода советских войск из Болгарии отдел «Д» подготовил справку о положении дел с «белогвардейским меньшинством». В документе указывалось, что оно, это меньшинство, «не создает никаких серьезных проблем», так как значительно «ослаблено» после проведенной «массовой чистки». Отдельные «белогвардейцы» однако представляют собой «замаскировавшихся англофилов».

Как бывший полковой священник, Патапий Лызлов, хотя и служивший в болгарской Церкви, вполне подходил под формат проводившейся чистки, но Господь хранил его по молитвам «Йоана из Кронштадта».

***

До настоящего времени широко известна общественности судьба только одного пояса, который находится в собрании Саратовского областного музея краеведения. Весной 2004 года на Волге проходила выставка «Добрый Пастырь», посвященная 110-летию посещения города Иоанном Кронштадтским, и главными раритетами экспозиции были ряса и пояс великого печальника земли Русской.

В свое время эти реликвии подарил священнику из Царицына племянник отца Иоанна – Иван Васильевич Фиделин, выполнявший обязанности его секретаря. На протяжении нескольких поколений они бережно сохранялись в этой семье, а в 1995 году поступили в музей от жительницы Саратова М.Г. Ершовой. Теперь же в России появляется еще одна святыня, связанная с великим угодником Божиим. Пройдя горнило гражданской войны, оказавшись в эмиграции, – она возвращается домой, чтобы быть доступной для молитвенного поклонения тысяч и тысяч верующих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *