СПб чесменская церковь

При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

Обретение святыни

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань

Явление Казанской иконы

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Смутное время

История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» – «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.

В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге – в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Казанский образ в войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.

Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

Похищение образа

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли. В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели – в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба – непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе – скрывшие преступление).

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.

Наше время. Возвращение

Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.

Казанская икона Божьей Матери возвращена в Казань (2004). Фото ТАСС

И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.

В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

Оригинал Казанской иконы (слово «оригинал» условное при разговоре об иконах), под которым традиционно понимают образ, который явился в 1579 году девочке Матроне, был утрачен в начале ХХ века.

Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза

Списки Казанской иконы

Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза. Этот образ был написан в XVIII веке. Впоследствии икону неоднократно переписывали. Первоначальный образ скрывали несколько слоев поздней записи. В 2005 году икона была отреставрированаПо самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.

Список в ополчении

Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

Первый храм, построенный в XVII веке, честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Петербургский список

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

Святыня Санкт-Петербурга, привезена в город в первые дни его создания Петром I. Находится в Казанском соборе

К концу XIX века Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России. Причем это касается всего православного населения страны. Вряд ли можно было бы найти в тот момент верующего человека, который бы не знал Казанского образа Богородицы или хотя бы одного из его многочисленных чтимых списков.

Казанская икона в Москве

В российской столице есть множество храмов, где можно помолиться перед иконой Казанской Божией Матери. Прежде всего, это Казанский собор на Красной площади. Храм восстановлен в 1993 году. Здесь находится чтимый образ Казанской иконы.

В нижней части храма Христа Спасителя в церкви Преображения Господня есть недавно написанная Казанская икона Божией Матери. Перед ней часто молятся прихожане столичного кафедрального собора.

В храме пророка Илии в Обыденском переулке среди святынь можно найти и Казанскую икону. Еще там есть частичка пояса Пресвятой Богородицы. Храм открыт ежедневно с 07.00 до 22.00.

В Елоховском соборе рядом со станцией метро «Бауманская» есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.

Казанская икона Божией Матери со свв. Тимофеем и Марией Магдалиной на полях. Россия, конец XVIII века

В храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе между станциями метро «Курская» и «Таганская» также можно помолиться перед Казанской иконой. А еще приложиться к мощам священника Романа Медведя, умершего в конце 30-х годов в Малоярославце после многочисленных арестов и ссылок.

В храме преподобного Пимена Великого неподалеку от метро «Новослободская» можно увидеть Казанскую икону, написанную на стекле.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневской набережной возле Кремля — один из самых необычных в Москве. Здесь проходят долгие службы со многими старообрядческими традициями. В церкви можно помолиться перед почитаемым списком Казанской иконы.

Конечно, это далеко не все столичные храмы, где есть этот образ Богородицы. Сложнее в Москве найти церковь, где нет Казанской иконы Божией Матери.

Использованы материалы Православного интернета

Чесменская церковь – историческое здание в Петербурге, возведенное архитектором Ю. М. Фельтеном в псевдоготическом стиле. Храм является православным, но внешне он напоминает католический собор.

В 1770 году в Чесменской бухте состоялось решающее сражение русско-турецкой войны. Отечественный флот нанес туркам жестокое поражение. Императрица Екатерина II повелела в честь этого события построить Путевой дворец.

Проект здания разработал архитектор Ю. М. Фельтен. Одновременно с дворцом началось строительство одной из самых необычных церквей города на Неве – Чесменской. Работы начались в 1777 году, а уже в 1780-ом состоялась торжественная церемония освещения нового храма.

Чесменская церковь отличается невероятной красотой и архитектурной легкостью: кажется, что она рвется ввысь, в небо. Огромные окна храма прикрыты коваными решетками с потрясающим орнаментом из переплетающихся листьев и цветов.

Стрельчатые окна добавляют церкви изящества, зрительно увеличивая его высоту. Крыша здания украшена башнями-пинаклями с остроконечными фиалами. Храм больше похож на средневековый замок, чем на традиционную русскую церковь.

На шпили каждой башни водружены тонкие кресты весьма необычного вида. В центральной башне находится звонница с колоколом весом в 100 килограммов и еще семью небольшими колоколами.

Внутренняя планировка Чесменской церкви полностью соответствует стилю псевдоготика. К большому квадратному помещению, накрытому центральным куполом, примыкают несколько полукруглых помещений-апсидов. Воедино все залы храма соединяют стрельчатые арки.

Зрительно увеличить достаточно небольшое внутреннее пространство Фельтен смог с помощью светлого фона стен, стрельчатых оконных проемов и белоснежной лепнины.

Интерьер Чесменской церкви строгий и достаточно скромный. На небольшом иконостасе установлено несколько икон.

Храм много раз проходил через процедуру реставрации, но его основной архитектурный облик сохранен в полной мере. Рядом с церковью находится небольшое кладбище, на котором похоронены ветераны, участвовавшие в боях за Ленинград.

В 1919 году Чесменскую церковь закрыли большевики. Во времена ВОВ пожар уничтожил внутренние интерьеры здания. В 60-е годы храм был отреставрирован и передан филиалу Центрального музея ВМФ.

В 1991 году Чесменскую церковь вернули РПЦ. Сегодня это действующий православный храм, в котором проходят традиционные службы, работает воскресная школа.

Видео про Чесменскую церковь в С.-Петербурге:

В Московском районе Санкт-Петербурга среди невзрачных и скучных серых построек сталинских времен можно увидеть удивительный по красоте храм. Его изящный устремленный к небу силуэт напоминает средневековую европейскую готику. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, больше известная как Чесменская – действующий православный храм северной столицы и памятник знаменитому Чесменскому сражению. Она составляет единый архитектурный ансамбль вместе с находящимся рядом одноименным дворцом.

История

Екатерина II любила разъезжать по России. А чтобы путешествия сопровождались подобающим царственной особе комфортом, на маршрутах, которыми она следовала, выстраивали путевые дворцы. Там императрица могла останавливаться для кратковременного отдыха. Одним из них стал дворец на дороге из Петербурга в Царское Село. Это сегодня туда можно добраться за полчаса, а в ту эпоху подобная поездка занимала куда больше времени.

Российские правители традиционно были людьми весьма набожными, а потому рядом с дворцами довольно часто возводили церкви. Не остался без храма и Чесменский дворец. История церкви начинается со славной победы русского флота над турками в ходе Чесменского сражения в 1770 году.

Легенда гласит, что храм был воздвигнут именно на том месте, где царица получила от гонца известие об исходе боя. Можно себе представить, какое ликование вызвала эта новость у Екатерины-матушки, ведь со времен Петра I морских побед страна не знала.

На радостях в окрестностях столицы воздвигли несколько памятников, посвященных этому событию:

  • ростральная колонна на пруду парка в Пушкине
  • зал в Большом Петергофском дворце
  • обелиск в Гатчине.

Но для Екатерины было важно соорудить еще и памятный храм. Хотя с началом его строительства не торопились. Закладка церкви состоялась только спустя 7 лет после знаменательной битвы. На этой торжественной церемонии присутствовала сама императрица. Компанию ей составил шведский король Густав III. Пригласили его неслучайно.

Со Швецией отношения у России бывали весьма непростыми. И чтобы это государство в обозримом будущем не дерзало нам досаждать, не лишним было напомнить его правителю о военной силе и отваге русских.

Разработка проекта храма была поручена архитектору Ю. Фельтену. Церковь возвели к лету 1780 года – к десятой годовщине победы в Чесменском бою. На ее освящение теперь уже пригласили Иосифа II – императора Священной Римской империи с той же целью. Впрочем, он присутствовал там инкогнито, под именем никому не известного графа. Довольная царица приказала назвать и церковь, и дворец Чесменскими. А место, где они располагались, стали именовать кратко – Чесма.

Новую церковь передали капитулу ордена Святого Георгия. По этой причине какое-то время ее также называли Георгиевской. В начале XIX столетия храм отдали Гофинтендантской конторе. Как часто бывало, быстро выяснилось, что зимой в церкви зябко, ввиду того, что она не отапливалась.

И чтобы сановные лица не замерзали на молитве, было поручено выстроить дополнительный храм в Чесменском дворце, где проводили богослужения в холодное время года

При Николае I во дворце устроили богадельню для стариков и инвалидов, участвовавших в войне с Наполеоном. Среди них были люди почетные – офицеры, георгиевские кавалеры. А потому территорию дворца и храма решено было благоустроить. Разбили парк и выстроили еще три часовни. Богадельне передали и Чесменскую церковь.

Военная богадельня прекратила свое существование в 1919 году. Новые власти не утруждали себя заботой о служивших царскому режиму. Стариков раскидали по другим подобным учреждениям, а во дворце устроили первый в СССР концлагерь. Храм большевики закрыли в том же году.

Клир и приход перебрались служить в другое место – на дачу барона К. Вебера на Московском шоссе. Правда, через пять лет атеистически настроенные чиновники их выселили и оттуда. В то же время с колокольни Чесменской церкви сняли колокола для последующей их переплавки. А вместо крестов на купола водрузили советскую символику – скульптуры в виде молота и наковальни. Иконы и богослужебную утварь, находившиеся в веберовском доме, пощадили и отправили на хранение в Эрмитаж. Тогда же, в 1924 году лагерь был закрыт.

С тех пор и до Великой Отечественной Войны Чесменский храм в разные периоды использовали под:

  • архив
  • столярные мастерские
  • склад.

В 1930 году там произошел пожар, уничтоживший великолепную внутреннюю отделку и уникальный иконостас. Еще больше церковь, равно как и дворец, пострадала в годы войны, ведь они были на переднем рубеже обороны города. В 1947 году провели ее консервацию, а затем решили восстановить в качестве памятника истории и архитектуры.

Реставрация проходила в 60-70-е годы ХХ века. Укрепили стены, сделали ремонт куполов, воссоздали старинные интерьеры. Даже отлили новые колокола. Но, разумеется, уже не для того, чтобы созывать верующих на службы. В 1977 году в церкви открыли музей с экспозицией, посвященной Чесменскому сражению.

Община верующих переступила ее порог только в 1991 году. Через 3 года храм официально передали епархии.

В 1996 году опять принялись за его реставрацию. Удалось восстановить и иконостас. В 1998 году храм был вновь освящен. На этот раз обошлось без присутствия царей и прочих властителей.

Архитектура

Здание храма выполнено в псевдоготическом стиле. Сегодня его еще величают неоготикой. Архитектурные формы созданы в виде четырехлистника, а конструкция церкви в своей основе квадратная. Это так называемый квадрифолий. Если быть точнее, в плане лежит равноконечный крест на греческий манер. Однако снаружи храм кажется круглым, поскольку со всех сторон к нему пристроены полукруглые выступы – апсиды.

Церковь венчают пять глав – распространенное число куполов на русских православных храмах. Купола небольшого размера. На них красуются невысокие шпили, которые заканчиваются шарами с ажурными крестами. В барабанах храма висят колокола. Над входом слева и справа можно увидеть две белых статуи – Веры и Надежды. Одна держит в руках крест и чашу, другая – пламя и пальмовую ветвь. Примечателен и барельеф, представляющий собой Всевидящее Око Господа. Его окружают изображения херувимов и лучей.

Элементы готики прослеживаются в маленьких узких декоративных башенках или пинаклях с зубцами и в характерных для данного стиля высоких стрельчатых оконных проемах. Еще один типично готический прием – помещенная над входом в храм роза. Это крупное окно круглой формы с перегородками, создающими похожий на цветок орнамент. Окраска стен храма красно-розовая, стены дополнены большим количеством вертикальных белых линий и кружевных узоров. Все это придает довольно массивному сооружению ощущение легкости и воздушности.

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго. Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю. Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

Расписание богослужений

  • Ежедневно в 10:00 – литургия
  • Вторник, пятница, воскресенье в 18:00 – вечерня
  • Суббота в 18:00 – всенощное бдение

Адрес

Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 12.
Метро

Ближайшая станция – Московская

Как добраться

Выйдя со станции Московская, идти по Московскому проспекту до улицы Авиационная. Далее следовать по ней до пересечения с улицей Ленсовета и повернуть налево.

Интересные факты

  • Территория, где выстроили церковь и дворец, на финском языке называлась Лягушачье болото, и потому гербом дворца была зеленая лягушка.
  • Екатерина II любила это место и имела обыкновение приезжать в храм дважды в год. Для нее было сооружено специальное царское место.
  • Храм послужил прототипом двух других церквей. Его копии:
    • Преображенский храм в селе Красное в Тверской области
    • Никольская церковь в селе Посадниково в Псковской области, которая, к сожалению, не сохранилась.
  • В 90-е годы верующие были вынуждены делить церковь с музеем. Переместить оттуда последний удалось благодаря криминальному случаю: сторож покинул ночью свой пост, и музей обокрали, вынеся не только ценные экспонаты, но и церковное имущество. После этого музей быстро съехал.
  • За церковью имеется небольшое кладбище, на котором покоятся те, кто принимал участие в следующих событиях:
    • Суворовские походы
    • Отечественная война 1812 года
    • Оборона Севастополя
    • Русско-турецкие войны
    • Русско-японская война
    • Первая Мировая война
    • Гражданская война (красноармейцы)
    • Великая Отечественная война.

Каждый год священники из Чесменской церкви совершают здесь поминальные службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *