Спортсмены христиане

Отец Николай – олимпиец со стажем. Афины, Турин, Пекин, Ванкувер… А началось всё в далеком 1980-м, когда Олимпиаду принимала Москва. Не у каждого спортсмена такой «послужной список». О священническом служении на Олимпийских играх, окормлении спортсменов, духовной помощи им – беседа с духовником Олимпийской сборной команды России, настоятелем храма святителя Николая в Толчачах протоиереем Николаем Соколовым.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

– Отец Николай, расскажите, пожалуйста, как сложилось, что вы стали духовником Олимпийской сборной? Может быть, вы сами занимались каким-то видом спорта?

– Я занимался спортом, но любительским. Гребля, плавание, стрельба, лыжи. Такой своего рода триатлон. Но без разряда. Как вся молодежь тогда занималась – «для себя». В армии – на лыжах бегали, стреляли.

А духовником Олимпийской сборной я стал благодаря благословению священноначалия – Святейшего Патриарха, который благословил меня участвовать в подготовке первых у нас Олимпийских игр – в Москве. Еще в 1980 году, когда я был у него референтом, я принимал участие в подготовке Игр в чисто техническом плане: организовывал молельную комнату, покупал оборудование и т.д. Потом, начиная с Афин, на мне лежала ответственность уже духовника Олимпийской сборной. И всё духовное окормление нашей команды, со всеми религиозными запросами спортсменов, выполнялось мною на протяжении последующих игр: Афины, Турин, Ванкувер, Пекин…

– Даже не верится, что в восьмидесятых, во время Московской Олимпиады, у нашей сборной был духовник! Это кажется немыслимым.

– Нет-нет, в то время духовником я, конечно, не был. Я был представителем Патриархии и организовывал молельную комнату в Олимпийской деревне. Потому что Олимпийская хартия предусматривает наличие молитвенного помещения для исполнения молитвенных обрядов всех конфессий. А иначе бы Олимпийские игры у нас не состоялись. Советское правительство, несмотря на свои атеистические убеждения и уверения, что у нас все спортсмены атеисты, для заграничных спортсменов должно было сделать исключение, и поэтому организовали этот конфессиональный центр, где было помещение для христиан, для мусульман, для иудеев и т.д.

Перед молебном в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи 5 февраля 2014 г.

– Кто из наших спортсменов приходил туда молиться в период Олимпиады-80?

– Думаю, во время тех игр из советских спортсменов никто не приходил. Как они могли прийти, если они были направлены по путевке комсомола и партии, а там вообще графа «религиозные убеждения» отсутствует? Хотя всё может быть… Возможно, и приходили, я не знаю. Никто же не следил, никто это не контролировал, и никто не может подтвердить. Наших священников там не было. Слава Богу, в Москве на тот момент было открыто 48 храмов – кто хотел, мог туда прийти; там батюшки, конечно, были. Священники, Патриарх, члены Синода приходили на открытие и закрытие Олимпиады, на какие-то торжественные мероприятия, но дежурства и духовного окормления наших советских спортсменов во время тех игр не было. А сейчас, когда мы, уже во второй раз, принимаем Олимпиаду – принимаем как страна свободная и многоконфессиональная, мы смотрим на эти игры как на один из удачных проектов, который может поднять престиж нашей страны, нашего народа и нашего спорта, поэтому мы должны обеспечить всем религиозным конфессиям в равных условиях возможность помолиться на Олимпиаде. Для этого в Сочи в Олимпийской деревне устроены три религиозных центра, в которых присутствуют четыре направления: христианство со всеми христианскими конфессиями, буддизм, иудаизм и ислам. И каждый имеет свою комнату, своего представителя, не одного даже, которые будут в течение Олимпийских и Параолимпийских игр сопровождать спортсменов.

Каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. А еще часто молятся апостолу Павлу.

– Есть ли у спортсменов особенные небесные покровители?

– Во-первых, каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. Если Александр, то Александру Невскому например, Даниил – князю Даниилу. Девушки: Ольга – равноапостольной княгине Ольге, Наталия – мученикам Адриану и Наталии… А еще часто молятся апостолу Павлу, потому что он упоминает в своих сочинениях «ристалище». То есть Олимпийские игры. Тогда их так называли – «ристалища». Он писал, что знает об этих играх, знает, что люди соревнуются, и приводил их как пример для подражания в духовной борьбе: как стараются побеждать там, так нужно стараться и в духовной борьбе побеждать. Поэтому апостол Павел тоже поминается. Еще служат молебны о всяком добром деле, обращаясь к Господу Иисусу Христу.

Протоиерей Николай Соколов

– Батюшка, вы сказали, что служат молебны, значит, уже сложились какие-то традиции?

– Да, перед началом Олимпийских игр обязательно служат молебен. И в этот раз его будет возглавлять патриарх Кирилл, и служить его будут не в Москве, как раньше, а в Сочи. Туда съезжаются все команды, и перед началом игр там будет присутствовать на торжественных мероприятиях Святейший Патриарх, он и будет возглавлять этот торжественный молебен, служа для всех православных команд. Имеются в виду и Россия, и Белоруссия, и Украина. Для всех, где есть православные спортсмены.

– Во времена апостола Павла приветствовались занятия спортом, поэтому апостол и приводил их в пример как образец усердия, долготерпения, самопожертвования, но ведь изначально игры были посвящены самому «влиятельному» из пантеона олимпийских богов – Зевсу. Это же были языческие игры…

– Современные Олимпийские игры к этому культу никакого отношения не имеют. Просто осталась какая-то атрибутика с античных времен – зажигание огня, например. Но никакого поклонения религиозного тут уже нет. И, конечно, никакой веры в богов – Зевса или каких-то других покровителей тех или иных видов спорта – уже нет. Игры сейчас воспринимаются как действо, которое пришло к нам из глубины веков и на период действия которого по условиям тех лет заканчивались все войны. Вы знаете, что это было одним из условий Олимпийских игр в древности? Вот если бы сейчас так было, чтобы, когда люди собираются на эти игры, по всему земному шару воцарялся мир! Хотя бы на это время. Было бы уже хорошо. Несколько дней без войны. Радость!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к спортсменам после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.

– Но сейчас это условие не соблюдается, к сожалению.

– К сожалению. Но мы будем стараться. Вот поэтому мы и прилагаем все силы к тому, чтобы во время Олимпийских игр был сохранен мир, спокойствие, порядок, благополучие, радость и сопутствовали успехи.

– А в чем еще заключается ваше служение, послушание как духовника Олимпийской сборной?

– Во-первых, это налаживание духовной жизни в Олимпийской деревне. Мы извещаем спортсменов через объявления, в личных встречах, о том, что они имеют возможность, кто желает, помолиться на богослужении, которое совершается в определенное время для них в олимпийских часовнях. Они могут прийти туда, могут побеседовать со священником, заказать молебен, участвовать в других богослужениях, вплоть до панихид и отпеваний. Такие случаи тоже бывали.

– Неужели?

– Да, если гибнут спортсмены или журналисты. Иногда участники по разным причинам погибали – и от сердечных приступов, и от несчастных случаев. А в Пекине Олимпиада вообще началась со всеобщей панихиды. Помните, какой был день? Страшное дело. Начало войны в Абхазии. Как специально было сделано. Вот мы говорим: Олимпиада – мир, а тут – наоборот. И первое действие, которое совершали священники, и лично я тоже, – панихида для всего Олимпийского комитета и для всех наших представителей, включая Президента. Вот такая была ситуация.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной, собирающейся отправляться в Ванкувер

– Отец Николай, вы рассказали о том, что касается служения во время соревнований, во время проведения Олимпийских игр. Интервал между Олимпиадами – четыре года. Каким образом строится ваша работа со спортсменами в это время?

– К сожалению, у нас есть только отдельные связи, только с малым количеством спортсменов, потому что все они в основном разъезжаются по своим регионам. Очень мало остается людей в Москве. Они тренируются на базах и в разных уголках мира – кто в Южной Америке, кто в Австралии, кто в Европе, кто-то у нас в Сибири. Поэтому мы можем встретить их как нашу команду Олимпийскую только тогда, когда они все съезжаются перед началом соревнований.

– Может быть, с кем-то из спортсменов у вас успели за это время сложиться прочные отношения? Стал кто-нибудь прихожанином вашего храма?

– Некоторые крестились. Некоторые крестили своих родственников. Разные были люди. Я не могу называть фамилии. Может быть, они не хотят, чтобы о них говорили, – их надо спрашивать. Я могу назвать тех, кто в России сейчас не живет. Например, известные мои духовные чада – это Катя Гордеева и Сережа Гриньков, олимпийские чемпионы, с которыми я познакомился, когда был уже священником. Они ко мне приходили, и мы с ними много проводили времени, потом я даже хоронил Сережу, который трагически погиб. А Катя – моя прихожанка, хотя она сейчас живет в Америке.

Есть и другие спортсмены, тоже приходят. Но мало: почти все, как я сказал, живут в своих регионах – у них там есть свои духовники.

Приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Но мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать…

– А можно, не называя фамилий, рассказать интересные истории, которые происходили за время вашего такого необычного послушания?

– Пожалуйста, можно, есть такие истории. Вот, к примеру, Олимпиада в Турине. Тогда нужно было срочно перед началом соревнований освятить базу Сестриер в горах на границе Швейцарии и Франции, где проходили соревнования. Это от Турина километров 150, наверное, в горы. Нас попросили туда приехать и освятить весь лыжный инвентарь: палки, лыжи, форму – абсолютно всё, что есть у нашей лыжной команды. Мы туда отправились, и, представьте себе, забыли взять с собой аккредитацию – то есть нет у нас пропуска. А без пропуска кто же нас пустит туда? Конечно, приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Мы поняли, что не пропустят они нас, а развернуться и уехать ну никак не можем: мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать. А у меня с собой была иконочка, и я говорю: «Давайте полицейскому иконочку дадим». Вынул иконку, опять подъезжаем к пункту, и вдруг в этот самый момент полиция отворачивается и смотрит совершенно в другую сторону. И мне водитель говорит: «Слушайте, а ведь нас никто не останавливает. И посмотрите, куда он глядит: там ведь вообще ничего нет». А я всё это время держу икону в руках, чтобы дать полицейскому: вдруг пропустит. И мы ка-ак рванули! – через пять минут были на базе. Освятили мы всю амуницию, и получили наши спортсмены «бронзу». Конечно, были очень благодарны. Так что разные бывали ситуации.

Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду…

– Расскажите, пожалуйста, еще, ведь эти примеры очень укрепляют людей.

– Как-то во время Олимпиады в Ванкувере нас попросили сделать общее собрание для всех команд, которые принимали участие в соревнованиях. Было там такое местечко Уинстер, в горах, куда они приезжали. Отправились мы туда. А сборная-то наша большая! Где встречу проводить? В итоге пришли все целыми командами в зал, где массаж делали. Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду, и тут почти все стали просить, чтобы я освятил им крестики, иконочки. И вот подходят, кладут иконки на стол, и каждый свою историю рассказывает: «этой иконочкой благословила меня бабушка», «это мне дал отец, он тоже спортсмен был»… То есть вот она, духовная жизнь – она продолжается и во время занятий спортом, человек не сам по себе, а с Богом проходит через эти испытания. И особенно хотел бы подчеркнуть, что мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит. Где найти утешение? В таком состоянии приходят в храм, и мы находим слова утешения, мира. Объясняем, что уже само участие в таких играх свидетельствует о том, что ты достиг своим упорным трудом очень высокого уровня.

На молебне перед Ванкуверской Олимпиадой. Храм Христа Спасителя, Москва. 28 января 2010 г.

Мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит.

– Батюшка, а разве это может утешить? Ведь каждый из этих людей рвется к победе. Ведь именно ради этого он всю свою жизнь подчиняет такому жесткому распорядку. Это ежедневный бой, это постоянное преодоление себя. И вот в итоге…

– Спорт есть спорт. И каждый побеждает в ту меру, в какую он может победить. И если ты даже неудачно выступил, а мог лучше, значит, это был какой-то урок – наказание или вразумление. И никогда не нужно отчаиваться и расстраиваться. Только было бы здоровье. Поэтому говорю: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите!». Это слова апостола Павла.

– Отец Николай, как вы считаете: такой ежедневный, каторжный, можно сказать, труд и то, что человек всю жизнь свою кладет на алтарь спорта…

– Да, вся жизнь ради одного прыжка…

– …так вот, имеет ли всё это смысл?

– Знаете, смысл есть в том, чтобы показать, напомнить, что человек наделен громадным потенциалом энергии! И физической, и духовной энергии. Которую мы по своей греховности и по своему неразумию за эти тысячелетия растеряли. И вот, все-таки показываем, что в каждом из нас существует эта искра, которая может открыть ту высоту, на какую человек подниматься способен. Он может летать как птица на лыжах, он может преодолевать расстояния, которые другим не под силу, он может поднимать вес, который другим просто невероятно поднять, а он эти полтонны поднимает спокойно. Понимаете, спортсмены показывают, что неисчерпаемы возможности человека, что человек – образ и подобие Божие. И я считаю, что человек до греха мог всё это в реальности. А сегодня это только отдельные малые точечки, как звездочки. Но всё это нужно. И если человек правильно настроит себя, то это не мешает его духовной жизни и не отворачивает от Бога. Главное – чтобы не было гордыни.

Святейший Патриарх Кирилл со спортсменами Олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.

– Да, вы затронули очень важный момент. Тренер чаще всего как настраивает? «Покажи им, что ты лучший!» Но ведь этот лозунг призван разжигать тщеславие в человеке. А еще есть такое выражение красноречивое: «спортивная злость». Получается, мы всё время апеллируем к греховным чувствам.

– Безусловно.

– Как с этим быть?

– Как? Каяться. Для того и существует священник – духовник или духовный руководитель, чтобы правильно настроить человека – так, чтобы он и при победах, и при поражениях видел, что это есть воля Божия, благая и совершенная.

– А соперничество? Как с этим обходиться человеку?

– Никак. Оно везде у нас есть. И везде есть возможность порадоваться за другого, если ты правильно настроен. Если ты в команде – то команда побеждает; если не ты – то рядом победил твой товарищ по команде. И у тебя есть возможность еще лучше выступить. Я считаю, что здоровый дух соперничества – не злой, здоровый дух – он помогает. Только при условии, чтобы не было злости, чтобы не было отторжения от другого человека и презрения, и тогда соперничество – нормально.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

– А непосредственно перед тем, как спортсмен приступит к соревнованиям, как вы его напутствуете?

– Чаще все-таки напутствует тренер. За всю историю «моих» Олимпиад, за все эти пять или шесть игр спортсмены ко мне всего два раза подходили: «Батюшка, благословите, сейчас будет ответственное выступление». Я благословлял, крестик давал целовать, и всё. По-моему, это были фигуристы – танцоры на льду. А в основном тренер дает наставления.

– Вы высказали очень интересную мысль, что невероятные физические возможности, которые сейчас демонстрируют спортсмены, изначально – до грехопадения – были присущи человеку…

– Это мое предположение…

– Но дело в том, что современные Олимпийские игры – это уже давно демонстрация не просто физических способностей человека, а его способностей, помноженных на употребление каких-то химических вспомогательных препаратов. Это не всегда даже допинг… Как это расценивать?

Протоиерей Николай Соколов – Как дань определенному уровню жизни человека на земле. Потому что все эти препараты, если они не запрещенные, не какой-то допинг, призваны укреплять человека во время тяжелых нагрузок. Если почитаете книгу «О вкусной и здоровой пище», там всё об этом написано. Спортсмену для поддержания себя в определенной форме надо жестко ограничиваться в еде, но вместе с тем, чтобы не терять свою квалификацию и так далее, он должен принимать определенные витамины, лекарства – вот и всё. Это все делают, если это не запрещено какими-то определенными правилами. Если это допущенные препараты, то их прием – это нормально. Если неразрешенные – дисквалификация.

– Но ведь иногда эти препараты могут оказывать влияние на гормональный фон, например…

– Я не врач и компетентно рассуждать на эту тему не могу. Да, слышал, что меняется гормональный фон. Всё бывает, появляются признаки нехарактерные, но, с моей точки зрения, это издержки, извините, спорта. Ведь когда люди перестают интенсивно заниматься, тогда они или полнеют, или худеют – вообще бывают всякие изменения.

– Батюшка, а как вы относитесь к тому, что спортсмен перед соревнованиями должен иногда свой пол идентифицировать, чтобы быть допущенным к участию?

– Дело в том, что наше время такое. Сейчас очень много вещей, которые раньше не были известны. Теперь люди делают себе операции – пластические, еще какие-то, а потом это вдруг открывается… Поэтому, я считаю, проверяться, сдавать тесты – это допустимо.

– Чем спортсмены отличаются от обычных прихожан?

– В церковной жизни? Да ничем! Может, только большим усердием и настойчивостью.

– То есть они сильнее духом, чем большинство обычных людей?

– Да, в основном.

– А участники Параолимпийских игр?

– Параолимпийские игры – невероятное мероприятие, которое призвано показать всё величие человеческого духа. Когда люди, которые и в обычной-то жизни сталкиваются с трудностями, о коих мы даже понятия не имеем, демонстрируют нам, здоровым, на что способен человек… Это люди колоссального физического и творческого потенциала!

– Отец Николай, большое спасибо, что смогли уделить нам внимание и нашли для беседы время буквально перед отъездом в Сочи. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам сейчас, в преддверии Олимпийских игр?

– Спокойствия, терпения, помощи Божией.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта

2. Сближение церкви и спорта в 19 — 20 в.

3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе

Список литературы

1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта

Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и ФУ.

В период развитого феодализма происходит деление на различные сословия. Каждое из этих сословий в области ФВ имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом.

В средние века складывается система ФВ феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, владеть оружием и т.д. Церковь поощряла эти занятия, т.к. рыцари составляли основную силу феодальной армии. С 14 в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как и вся рыцарская система ФВ. Это связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно.

Классовое отношение церкви к ФВ можно проследить на примере воспитания некоторой части самих служителей церкви. А именно воспитание членов монашеского ордена иезуитов, где большое внимание уделялось ФВ, осуществляемое с помощью ФУ, игр и состязаний.

Христианская церковь долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. На Руси было издано церковное уложение «Стоглаве» — свод законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества — 2 главы посвящены запретам занятий ФК. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений. В «Домострое» (1580 г.) при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане. религия спорт средневековье современный

Несмотря на гонения церкви, состязания продолжали жить в народе. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов и приспособить их к христианским праздникам. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.

Итак, христианство уничтожило античную культуру — официальную культуру рабовладельческого общества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания (в последний раз Олимпийские игры были проведены в 393 г.) Христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями и ФУ, которые передавались из поколения поколение на протяжении всей истории человечества независимо от того, какой строй господствовал в обществе.

В 15 — 16 в. происходит становление нового класса — буржуазии, создавшей свою религиозную идеологию — протестантизм, который является специфически буржуазной разновидностью христианства.

Основные догматические положения протестантизма были сформулированы 16 в. М. Лютером, Ж. Кальвином и У. Цвингли.

Протестантизм имел различные течения (например, лютеранство, кальвинизм), и отношение его к физическому воспитанию не было однозначным. Так, М. Лютер достаточно определенно выделял положительную роль ФВ, и в частности состязаний. М. Лютер отмечал, что фехтование и борьба служат не только средством физического развития людей, но и отвлечением их от разврата, пьянства, обжорства и азартных игр. Учение М. Лютера предназначалось только для буржуазии и не имело отношения к простому народу.

Нечто подобное можно проследить и на примере Швейцарии, где движение Реформации возглавил Ж. Кальвин. Последователи Ж. Кальвина в Англии получили название пуритане.

На тот момент церковь довольно снисходительно относилась к занятиям ФУ молодых представителей буржуазии. Аристократические формы ФВ, такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейся буржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработка устраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из одной местности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей и т. п., деля между собой скудный заработок.

Именно такие состязания получили достаточно широкое распространение в 17 -18 вв. О занятиях же спортом широких слоев простого населения в этот период не могло быть и речи. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, а иногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочего класса просто не имели возможности заниматься физическими упражнениями, так как рабочий день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12-16 часов в сутки.

Т. о., к концу 18 в. в буржуазных кругах, ранее склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиям ФК.

2. Сближение церкви и спорта в 19-20 в.

Изменение отношения церкви к спортивным состязаниям в 19 и начале 20 в. связано с 2 факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта.

В первой половине 19 в. спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры.

Из Англии спорт начал шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60 г. не было такой страны на всех континентах, за исключением Африки. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание в учебных заведениях и среди рабочей молодежи. В Европе и США создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.

Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям ФУ, церковь, решила использовать это явление в своих интересах.

Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи.

Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют ФУ, эта организация является самой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, ФВ было использовано, по признанию американского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, «не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь».

Первая организация молодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал лондонский служащий Георг Вильям, который за «заслуги перед человечеством» в 1894 г. был посвящен в рыцари.

Признанная и поддержанная английской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны. Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек. В Париже на конференции было провозглашено создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан — единого международного центра, который мог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясь оказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных — и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.

Для того чтобы заинтересовать молодежь, привлечь ее в свои организации, в Ассоциации с самого начала был использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как «острый инструмент», с помощью которого можно «проникнуть в ум и сердце молодого человека через его тело». Сама эмблема Ассоциации молодых христиан — красный равносторонний треугольник, стороны которого означают «дух, ум, тело», — показывает, что распространить и укрепить веру среди молодежи возможно только посредством спорта и специального образования.

Многое в Ассоциации молодых христиан делалось для развития спорта. Не случайно именно в ней были изобретены такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол. Ватикан обратился к спорту позднее, чем протестантская церковь.

Однако, видя, что авторитет бурно развивающегося спорта все возрастает, католическая церковь к концу 19 и началу 20 века была вынуждена не ставить так остро, как это было до сих пор, тезис о греховности тела. Не будучи в силах сразу отмежеваться от этого догмата, Ватикан стал проповедовать идею о гармоничном воспитании человека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнему провозглашалось превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлять некоторые организационные мероприятия, которые могли бы помочь ей привлечь молодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия для занятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла в свои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И, наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католических организаций ФК.

Если католическая церковь в этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взят на вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой — катание на санях. При этом совершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.

Таким образом, уже в этот период ясно наметился отход церковников от своего прежнего отношения к ФВ. Церковь стала проводить более гибкую политику по отношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.

3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе

После 2-ой мировой войны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы и бурным процессом научно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все время своего существования.

Однако было бы ошибочно считать, что церковь за рубежом полностью утратила свое влияние на массы. В эпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в «лоно церкви» используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют ФУ, организуют различного рода спортивные мероприятия.

В 1947 г. в ФРГ были воссозданы «Дойче Югендкрафт» и «Эйхенкройц». «Дойче Югендкрафт» — национальный союз любителей ФУ в католических общинах — основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые 2 года — католические первенства Германии по различным видам спорта. «Эйхенкройц» («Дубовый крест») — евангелическое общество молодых мужчин — основан в 1921 г.

В США вопросами ФВ занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации.

В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира.

Из всех клерикальных организаций, культивирующих ФУ, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.

Церковь, в течение веков восстававшая против занятий ФУ, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения, современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не было чуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная со святого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII.

Не отстают ныне от православных «батюшек» и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва — намаз — положила основу современным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам ФВ пытаются сейчас «научно» доказать, что паломничество в «священные» города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.

Помимо чисто теоретических рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже «спортивное» оформление церквей. Так, на 1одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.

В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный «подарок», новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.

Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. В 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества.

Создание специальных спортивных организаций — только 1 из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния в широких массах. Другой путь — прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие «отцы церкви» сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс — чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом. Некоторые священнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр — тренер сборной команды по хоккею Канады.

Использование в настоящее время ФК и С как факторов, способствующих преодолению религиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, а вполне закономерное и обусловливается следующими положениями.

Во-первых, ФК и С являются средствами ФВ, которое представляет собой важное условие гармоничного развития человека, во-вторых, наряду со своей ролью в ФВ человека, ФК оказывает существенное влияние и на его духовный мир — мир эмоций, эстетических вкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В то время, как религия настойчиво внушает такие «добродетели», которые, по выражению К. Маркса, превозносят «трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни…», ФК и С воспитывают в человеке мужество, смелость, самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине, т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.

Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии ФК, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физ. и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителем ФК, ФВ а себя — единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.

Список используемых нормативных актов и литературы

2. Дмитриев С. В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека //Теория и практика физической культуры.- 1997. — № 12.

6. Ивченок С. Православия и государственная власть//Советская Белоруссия — 02.03.2008 — №41. С.2.

7. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

8. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.

9. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. 2-е издание, исправ. — Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999.

10. Фарберов М. Б. Физическая культура и религия (История взаимоотношений) / — СПб.: СПбГУАП, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Спорт церковным взглядом

Как учение церкви относится к спорту или более широко к физической культуре? В церкви не изучают анатомию или физиологию, биохимические процессы, но знание о человеке, о том, как он создан, задуман Богом в глобальном смысле, дает нам именно она. Как связаны в нас дух, душа и тело, как они влияют друг на друга, я не ставлю целью читать лекцию на тему первичности или вторичности материи. Я хочу дать ответ, зачем верующим людям, для которых первично внимание к духу, обращать его на тело и, следовательно, на физическую культуру и спорт. Тем более, что не редко звучат мнения, что проблема физического развития человека не относится к области церкви.

Существует немало определений физической культуры и спорта. Позвольте мне рассматривать физическую культуру как одну из сфер социальной деятельности, направленную на развитие способностей человека, через его физическое совершенствование. Под термином спорт можно понимать род физической активности, направленной на соревнования по различным физическим упражнениям, а также систему их организации и проведения. Если изучить историю возникновения физической культуры, станет понятно, что само течение возникло и развивалось как часть общей культуры человечества с самых древних времен. Существуют различные теории возникновения, но все признают, что двигательная деятельность человека, как его естественная потребность, является объективной биологической предпосылкой зарождения физических упражнений.

Физическая культура и спорт присутствовали во всех известных цивилизациях, это и Древняя Греция, Индия, Китай, Шумеры, археология собрала немало свидетельств этому. Например, в египетских захоронениях на фресках обнаружены изображения десятков видов физических упражнений и игр. Древние также уделяли большое значение физической подготовке в воспитательном процессе, была разработана целая система физического воспитания подрастающего поколения. Военно-спортивная подготовка существовала и на Руси, более системный характер она получила в период Петровских реформ, когда преподавание спортивных дисциплин впервые было введено в Морской академии. В последующие времена в учебных заведениях круг дисциплин расширялся, но в целом, он носил военно-прикладной характер. Девятнадцатый век стал не только золотым веком в литературе, но и в педагогике.

В нашей стране появились замечательные ученые педагоги Константин Ушинский и Петр Лесгафт, которые проработали теорию и практику преподавания физической культуры. Именно Лесгафтом было введено понятие телесного воспитания, как одного из главных терминов, которые используются в его трудах. Великомученица Елизавета Федоровна, как и вся последующая династия императоров, активно занимались разными видами спорта. Царь Николай II благодаря регулярным тренировкам отличался и силой и выносливостью. Он был также поклонником физического просвещения подданных, что выразилось в появлении в начале ХХ века в России Олимпийского движения и в создании государственных и общественных органов, занимающихся развитием спорта.

Сегодня никем не оспаривается значение физической культуры, не только в физическом, но и моральном, нравственном и даже эстетическом развитии человека. Как же Церковь относится к физической культуре и спорту на протяжении всей истории? Известно, что распространение в римской империи христианства стало причиной запрета Олимпийских игр. На этом основании, а также в силу развития в последующие века аскетических традиций в христианстве, высказываются не совсем корректные выводы о несоответствие христианского вероучения и телесного укрепления и совершенствования человека, даже в среде церковных служителей.

Считается, что телесное здоровье или крепость находится за пределами интересов церкви. На самом деле это не так. Источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание, Ветхий и Новый завет. Священное Предание означает передачу знаний по наследству от одного поколения людей другому. Соответственно церковное вероучение содержит большую объем информации, накопленный столетиями, который охватывает все области жизни человека, не только его внутреннюю и духовную, но и взаимодействие с внешним миром, социальные связи, быт, внутрисемейные отношения и другое. Но при этом, мы находим немного сведений относительно физической культуры в учении Церкви. Значит ли это, что такие вопросы Церковь никогда не интересовали? Конечно, нет. Во-первых – необходимость физической активности никогда не ставилась под сомнение. Сам Творец, Бог повелел Адаму: «В поте лица будешь есть хлеб свой». Господь дал нам для этого совершенное тело, способное выносить колоссальные физические нагрузки, не только выносить, но и нуждающееся в них. Более того, физическая сила не редко рассматривалась как божий дар. Например, Ветхозаветный судья Самсон был наделен сверхъестественной силой от Бога, для того, чтобы помогать своим соотечественникам.

Немало в истории вселенской Церкви и святых воинов, например Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы. В русской православной церкви мы видим воинов-богатырей причисленных к лику святых, это князь Владимир, Дмитрий Донской, Пересвет, Александр Невский, тот же Илья Муромец — не просто былинный герой, но и святой, мощи которого почивают в Киево-Печерской лавре. Известно, что могучее телосложение было и у преподобного Серафима Соровского. Об исполинской силе одного из святых преподобного Силуана Афонского ходили легенды. В молодости он голыми руками мог удерживать лошадь, ударом кулака перебивал толстую доску. Да и вообще многие русские святые обладали уникальным здоровьем и силой. Разве может физически-слабый человек уйти в леса и жить там годами, иногда совсем один, в суровом климате, как это делал, например, Преподобный Сергий? После него примеру последовали десятки людей, его ученики, основавшие монастыри по всей северной Руси.

Известно, что именно монастырская колонизация, путем основания подвижниками монастырей в необжитых и труднодоступных местах стали одним из основных способов заселения этих трудно-климатических территорий. Если мы обратимся к русскому народному эпосу, то главными героями были богатыри, с их сверхъестественной физической силой. При этом они обладают особыми качествами: добрым и благородным сердцем, встающем на защиту веры православной.

Технический прогресс позволил изучить Туринскую плащаницу, которая содержит в себе отпечаток в полный рост тела Спасителя, и воссоздать лик Христа. Благодаря этой плащанице человечество увидело прекрасно сложенного и физически-развитого мужчину, тело которого было сформировано под воздействием физических нагрузок и привыкло к ним. Непосредственно физической культурой занимались относительно небольшой процент населения – высшие социальные слои и воины, которые не были заняты тяжелым физическим трудом для обеспечения своего пропитания. Соответственно, и актуальность этой темы не была не столь высока и касалась она в основном только привилегированных слоев населения, хотя сама идея воспитания гармоничного человека с помощью физических упражнений вызывала одобрение Святых отцов. Они рекомендовали физические упражнения людям как необходимые для развития личности и поддержания здоровья. Например, Святитель Климент Александрийский, который жил в третьем веке или Феофан Затворник.

Если возвращаться к причине запрета Олимпийских игр под влиянием Церкви, то Святые отцы выступали не против состязаний как таковых, а именно против языческих культов, которыми эти состязания сопровождались, против диких зрелищ, иногда кровавых, будящих в человеке необузданные страсти. Хотя физической культуре как таковой в церковном движении отводилось не так много места, тем не менее, ее необходимость никогда не ставилась под сомнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *