Справедливость

О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе самому. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Закон Божий. Как сказано и апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, то есть, самому человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все и оказались бы под наказанием. И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость. – прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).

Христос и грешница. 2011. Миронов Андрей Николаевич

Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

Если бы Бог поступал по справедливости, Божественная правосудность коснулась бы карающей рукой каждого

У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов (преимуществ плоти), и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали?

«…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7).

«Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом» (Августин Иппонский, Послания, 22).

А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же строго и требовательно к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой. И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью. Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог. Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

Бог творит человека в милосердии

В Библии есть два основных имени Создателя: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Создателя – «Господь» – означает меру Божественного милосердия. Когда появляется это имя Творца в Библии? Когда говорится уже более подробно о сотворении человека, во 2-й главе Книги Бытия. То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости («Бог»), но и на основе милосердия («Господь»).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

«Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156).

Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16).

Проявляя милосердие к каждому смертному (1 Тим. 2: 4), , Господь дает прикасаться к милости и состраданию в этой жизни и нам, когда и в этом мы уподобляемся Ему.

Про что дорама Высшая справедливость | Карате? Главной героиней дорамы «Высшая справедливость карате» является школьница Ян Че. У этой девушки высокое чувство справедливости. Ян Че не может спокойно смотреть на ситуацию, когда сильный пытается обидеть слабого. У отца Ян есть свой тренажерный зал. Поэтому с малых лет Ян Че занимается каратэ. При этом отец всегда твердит своей дочери об одном — каратэ является средством защиты, а не нападения. В один момент Ян видит, как старшеклассники всячески издеваются над безобидным парнем. Ян, долго не думая, спасает бедного парня по имени Чон Гу. Молодой человек был невероятно удивлен силе Ян. Чон предложил дружбу девушке. А также попросил у Ян тренировок. Ведь тоже хочет великолепно драться. Ян соглашается обучить своего нового друга защите. Спустя некоторое время тренироваться начинает Хэ Сон — ранее он был откровенным хулиганом, а сейчас понял, что к злу не хочет иметь никакого отношения. Спустя время троице предстоит встретиться с опасной бандой, которая плевала на справедливость. Теперь ты знаешь, где смотреть дораму Высшая справедливость | Карате 2020 с русской озвучкой или русскими субтитрами, то будем очень благодарны за ваш комментарий о дораме, посоветуете ее другим или же не стоит тратить время?)
Последнее обновление материала: 25 май 2020, 17:35

В Википедии есть страница «справедливость».

Русский

В Викиданных есть лексема справедливость (L165937).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. справедли́вость справедли́вости
Р. справедли́вости справедли́востей
Д. справедли́вости справедли́востям
В. справедли́вость справедли́вости
Тв. справедли́востью справедли́востями
Пр. справедли́вости справедли́востях

спра-вед-ли́-вость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -справедлив-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного справедливый; правильность, оправданность чего-либо ◆ Надеюсь, что Вы разделите справедливость моей осторожности и поступите согласно этому. И. А. Гончаров, «Письма», 1842—1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо ◆ А притом и о здешних учёных можно по справедливости сказать, что весьма мало из них соединили свои знания с поведением. Д. И. Фонвизин, «К П. И. Панину», 1777—1778 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям, представлениям о долженствовании, правильности ◆ Меньший пенсионный оклад не будет отвечать количеству взноса, а потому справедливость требует, чтобы он никогда не был допускаем. М. В. Остроградский, «Записка об эмеритальной кассе», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Отец мой уведомил меня, что он, потеряв свой иск, совершенно разорился, ибо в защищение своё имел он одну только справедливость. Д. И. Фонвизин, «Сидней и Силли, или благодеяние и благодарность», 1769 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. беспристрастие, беспристрастность, непредвзятость
  2. частичн.:

Антонимы

  1. несправедливость, неоправданность
  2. несправедливость

Гиперонимы

  1. отношение
  2. соответствие

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: справедливый
  • наречия: справедливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    свойство по значению прил. справедливый; правильность, оправданность

    • Английскийen: justice
    • Белорусскийbe: справядлівасць ж.
    • Греческийel: δικαιοσύνη ж.
    • Ивритhe: צדק
    • Испанскийes: justicia ж.
    • Итальянскийit: giustizia ж.
    • Латинскийla: justitia ж.
    • Немецкийde: Gerechtigkeit ж.
    • Польскийpl: sprawiedliwość ж.
    • Португальскийpt: justiça ж.
    • Турецкийtr: adalet
    • Украинскийuk: справедливість ж.
    • Французскийfr: justice ж.

    беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение

    • Английскийen: equity, fairness
    • Испанскийes: ecuanimidad ж.
    • Латинскийla: aequum ср., aequitas ж.
    • Португальскийpt: equidade ж., equanimidade ж.

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *