Сравнение даосизма и конфуцианства

Конфуцианство

Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.

Философия Конфуция включает в себя:

  1. систему этических норм;
  2. вопросы политики;
  3. личностное поведение;
  4. управление обществом.

Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.

Главными принципами конфуцианства считают:

  • «жэнь» — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам;
  • «ли» — принцип почтительности и ритуала;
  • «чжэн-мин» — принцип исправления имен. Достигают порядка в обществе лишь в том случае, если каждый будет знать свое место;
  • «цзюнь-цзы» — принцип образа благородного мужа. Высоконравственность присуща мудрецам. Удел простолюдинов – обслуживание аристократической элиты и императора;
  • «вэнь» — принцип образованности, просвещенности, духовности. Не бойтесь обращаться за советами к находящимся ниже вас;
  • «ди» — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности – своим начальникам;
  • «чжун» — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут.

Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.

Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.

Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.

Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.

Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а божественная связь со Вселенной отошла на второй план.

Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.

Основные отличия двух течений

Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:

  1. Конфуцианство предоставляло собой рациональную концепцию, которая проповедовала гуманность, насаждаемую снаружи, а даосизм был склонен к мифическому началу и настаивал на свободном выборе и божественном происхождении, опираясь на внутреннюю добродетель.
  2. Конфуцианство способствовало ограничению человеческой воли и втискиванию его в пределы общественного порядка, а даосизм проповедовал свободный выбор, обращая особое внимание на внутреннее развитие, полное бездействие.
  3. Конфуцианство отвечало за социальную роль, а даосизм – за внутренний мир.
  4. На конфуцианство опирался весь существующий государственный режим, даосизм осуждал страсти и дикость, принимал за первопричину космическое начало, поэтому приверженцы этой религии не беспокоились об общественном служении и вопросах морали. Дао не приветствовал борьбу с собой, предпочитал отстраненность, покой.
  5. Конфуцианство основано на борьбе противоположностей: все, что не укладывается в рамки, отметается и не принимается во внимание. Дао такой подход воспринимает как насилие над человечеством, которое не дает проявиться настоящей сущности. В даосизме рамки совсем отсутствовали, что способствовало большей свободе даоса.
  6. Даосизм является более гуманистичным, нежели конфуцианство, согласно которому превалировал метод воспитания правильного члена общества и поддержания существующего общественного порядка.
  7. Конфуцианское течение было направлено на внутреннюю конфронтацию, которая приводила к внутриличностным конфликтам. Согласно даосской религии, правила и нормы, установленные в обществе, есть не что иное, как личностное насилие, искусственное образование, которое не дает проявиться истинной сущности человека.
  8. Конфуцианцы игнорировали все, что невозможно было окультурить. Даосцы не имели разделения на достойные или недостойные занятия – совершенство возможно в любой сфере жизни.
  9. Конфуцианство видело в человеке культурное и разумное существо, а даосизм — только эмоции и инстинкты.

Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

УДК 291

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КОНФУЦИАНСТВА, ДАОСИЗМА И БУДДИЗМА

© Пэн Лин, доктор исторических наук, преподаватель кафедры русского языка Института иностранных языков Сианьского университета Цзяотун.

КНР, 710049, г. Сиань, ул. Сяньнин Силу, 8. E-mail: Peng_ling2002@126.com

В статье рассматриваются три философско-религиозных направления Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Проводится анализ данных направлений, в результате которого выделяются сходства и различия их становления и развития, выявляется отношение конфуцианства и даосизма к более древним традициям и обычаям. Установлено то, что в китайских философских учениях (конфуцианстве и даосизме) сохранились некоторые принципы первобытной религии. Также в статье рассматривается процесс распространение буддийского учения в Китае, его адаптация. Показаны основные сходства и отличия с конфуцианством и даосизмом, описано их взаимовлияние. Автор приходит к выводу, что результатом взаимного сосуществования философско-религиозных направлений стало появление особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Ключевые слова: конфуцианство, даосизм, буддизм, сходства, различия, традиции.

SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF CONFUCIANISM, DAOISM AND BUDDHISM

8 Xianning Silu St., Xian, 710049 China. E-mail: Peng_ling2002@126.com

Наследие Китая как одной из древнейших культур всегда привлекало людей, находящихся в непрерывном поиске непостижимой гармони части и целого, человека и природы, «внешнего» и «внутреннего». Многие из тех, кто стремится к самопознанию, совершенствованию, находят опору в учениях таких мудрецов как Конфуций, Лао-цзы и Будда.

В китайском обществе с древнейших времен большое значение придавалось философско-религиозным направлениям. Основными течениями в Древнем Китае считались конфуцианство, даосизм и буддизм, которые были тесно связаны с моральными принципами и уважительным отношением к традициям и культуре. Эти три традиции несут и религиозную, и культурную нагрузку, но нет сомнений в том, что они возникли как философские системы, имеющие свои школы, учителей и последователей.

Конфуцианство, как морально-этическое направление, оказало влияние на жизнь каждой семьи, общество и все государство в целом. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) — основатель данного течения, жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений. Он предложил обратиться к старым традициям, которые, по его мнению, были бы идеальными для создания крепкого и стабильного государства. В эпоху династии Хань конфуцианство становится официальной государственной идеологией, моральные принципы и нормы которой и сейчас оказывают существенное влияние на духовную жизнь Китая.

Даосизм также как и конфуцианство является одним из основных философско-религиозных течений Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, легендарный современник Конфуция, которому приписывается авторство основополагающего даосского трактата «Дао Дэ Цзин». В отличие от Конфуция Лао-цзы совершенно не интересовала политическая составляющая жизни, целью его учения было достижение личного бессмертия. Лао-цзы учил воспринимать жизнь, как перемену разных состояний — грусть и радость, счастье и несчастье, любви и ненависти. Поэтому что бы ни произошло

в жизни у человека, на все можно взглянуть с обратной стороны. Даосы, так же как и конфуцианцы, утверждали, что их учение восходит к древности. Основной принцип даосского учения состоит в том, что для достижения покоя и душевного благополучия, познания дао необходимо заниматься медитаций и определенными упражнениями. Иными словами, соблюдение определенного режима питания, сопровождаемого специальными гимнастиками и дыхательными упражнениями, дает возможность реализации особой психотехники.

Буддизм начал проникать в Китай из Индии еще в I в. н.э. Но широкое распространение, как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения, он получил только в V в, став при этом в некоторых царствах официальной религией. Будда пропагандировал учение о страданиях и избавлении от них. Первая истина Будды гласит, что «жизнь есть страдание», потому следует стойко переносить встающие на пути неудачи. Процесс распространения буддизма в Китае был сложным и длительным, и одной из основных трудностей явилось отсутствие специальной лексики. Существовало множество сложностей при переводе индийских текстов на китайский язык, некоторые термины транскрипировались, некоторые переводились с удалением или добавлением информации, часть терминов была заимствована главным образом из даосского учения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все три философско-религиозных учения оказали непосредственное влияние друг на друга.

Следует обратить внимание на тот факт, что конфуцианство и даосизм являются китайскими вероучениями, они имеют общие социальные предпосылки и культурные корни.

Считается, что поклонение силам природы и многобожие — характерные черты даосизма. Однако они присутствуют и в конфуцианстве, о чем говорит поклонение духам и предкам. Необходимо отметить, что конфуцианство и даосизм переняли традиции первобытной религии, где существует многообразный культ природы, например, поклонение ветру, дождю и облакам, небесным телам вплоть до различных сверхъестественных животных.

Что касается культа предков, то обычно он относится к конфуцианской идеологии. Однако моральные принципы даосского учения в определенной степени созвучны с принципами конфуцианской культуры. Например, это касается некоторых правил «Сяо» — сыновней почтительности. В действительности же культ предков является традицией китайского общества и культуры, он стал своего рода религией и получил распространение в обществе, а не является идеологией избранных.

Магия относится к китайским обычаям, существовавшим еще до образования трех учений. Даосизм в своей практике во многом продолжил древние обычаи магии. Как отмечают российский синолог Р. М. Зиганьшин и китайский ученый У Цзиндун, ученые мужи-конфуцианцы отвергали магию . Однако это не означало, что конфуцианство полностью избежало магических действий. Гадание, как один из элементов магии, присутствует и в конфуцианстве. В отличие от даосизма «магия в лице конфуцианства переместилась из сферы воздействия на иной мир (божеств и духов) на этот мир — в сугубо социальную, светскую сферу» . Конфуцианское гадание не только не уступает, но и превосходит даосизм, о чем может свидетельствовать «Книга перемен» (древнекитайская гадательная книга, одна из книг конфуцианского Пятикнижия).

Особенностью первобытной религии является деление вселенной на множество уровней, где каждый уровень имеет своего божественного правителя и сверхъестественных жителей. Основными уровнями вселенной являются Небо и Земля. Связь между различными уровнями изолирована, и задача древних китайских религиозных обрядов заключалась в установлении связи между ними. Общим в представлениях людей было признание существования во вселенной параллельных обитаемых миров, населенных людьми и духами. Духи отождествлялись с «божествами-предками». «Божества» восходили к «природным духам» и в основном были локально и ситуационно определенными, а «предки» отождествлялись с душами умерших. Связь между мирами устанавливалась специальным посредником, а в эпоху Шан-Инь функцию посредника стал выполнять император (ван) .

Если сравнивать даосизм и конфуцианство, то можно выявить множество различий между ними. Например, даосизм — это типичная форма политеизма, а конфуцианство строго соблюдает традиционный культ императора и Неба.

Для буддизма также характерны магические действия. Важнейшими социальными функциями буддизма, сохранившимися в последующие столетия, стали: обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, экзорцистские обряды, заупокойные молебны и т.д. В процессе распространения буддизма в Китае его первоначальная форма изменялась, так как ему приходилось адаптироваться к местным традициям и культуре: в буддийское учение вошли некоторые основы традиционной китайской морально-этической доктрины (принцип Сяо); со временем буддийские персонажи

стали связываться с китайскими героями (к примеру, бодхисатва Аволокитешвара стал отождествляться с бодхисатвой Гуаньинь).

Использование даосских терминов для передачи смысла буддийского учения привело к сближению даосизма и буддизма. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Оба течения выполняли одинаковые социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магическое «обеспечение» повседневной жизни и т.п.), ставили близкие философские проблемы и приходили к схожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как «совершенные» . Схожесть буддизма и даосизма также выражается в политеизме. Даосский пантеон включал в себя бога очага (Цзао-шэнь), бога города (Чэн-хуан), хранителя ворот (Мэнь-шэнь) и др. В буддизме также существует множество будд, бодхисатв, божеств, святых, количество которых до сих пор не подсчитано.

Основными общими чертами буддизма и даосизма можно назвать: 1) идею несовершенства материального мира и стремление при помощи определенного восприятия мира и медитаций достигнуть освобождения (буддизм) или гармонии (даосизм), находясь в этом мире; 2) почитание людей/существ, которые уже достигли освобождения (буддизм) или гармонии (даосизм), упование на их помощь в деле достижения самоосознания.

Для конфуцианства и буддизма главным вопросом являлся не вопрос веры, а философия. В основе данных течений лежала теория нравственности и морали, большое значение придавалось совершенствованию природы человека. Позже это было развито и последователями учений, которые строго руководствовались рядом моральных принципов. Например, все представители раннего конфуцианства — Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы — уделяли особое внимание нравственному воспитанию. Они полагали, что воспитание может сделать человека благородным мужем (цзюнь-цзы). В буддийском учении практика совершенствования является основополагающим аспектом, цель совершенствования — освобождение от сансары и достижение просветления. Отсутствие сансары и кармы — отличительная черта конфуцианства и даосизма от буддизма.

Между конфуцианством и буддизмом существуют определенные отличия, основным из которых является отношение к природе человека и способы совершенствования личности.

Итак, характерной чертой для всех философско-религиозных направлений Китая стало стремление к благополучию, знанию, постижению истины и т.д. Различия и сходства конфуцианства, буддизма и даосизма можно резюмировать следующим образом:

1. Конфуцианство является главным образом государственной и политической основой организации жизни китайцев, а даосизм и буддизм — философско-религиозной. Конфуцианство призывает к непрерывной активности в социальном бытие. Его морально-этическое направление основывается на следовании древним традициям, отступление от которого ведет к различным несчастьям в жизни людей. Важную роль в конфуцианской философии играет устройство семьи. Конфуций отмечал, что образцовая семья — залог идеального государства, именно поэтому он выдвинул нормы и правила поведения каждого человека и определил его место и социальную роль. Конфуцианство обращается к человеку как к высококультурному существу, имеющему разум, даосизм — как к существу природы, подвластному эмоциям и инстинктам. Конфуцианская идеология была своего рода попыткой снять состояние напряженности между человеком и обществом, обеспечить укрепление социально-политической системы Китая, усовершенствовать ее. Конфуцианство в основном сосредоточивается на управленческой деятельности и элитарной стороне культуры («высоких» занятиях), к примеру, каллиграфия, «возвышенные» жанры музыки, поэзии, живописи. Несмотря на то, что в конфуцианстве сохранилась вера в сверхъестественные проявления, все же к вопросам веры оно относится с рациональной точки зрения. Все внимание обращено на моральные и нравственные принципы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В даосизме главной категорией является дао — путь, универсальный закон мира, являющийся движущей силой всего. Гармония и порядок во вселенной — это проявление дао. Обрести гармонию и успех в делах возможно с помощью поиска дао и невмешательства в него, то есть, не нарушая естественное течение жизни (принцип «недеяния»), так как путь для каждого предопределен и необходимо лишь найти его. Даосизм не предполагает борьбы с собой. Любое стремление что-нибудь сделать или изменить в природе или в жизни людей для лучшего существования — вызывает резкое осуждение, так как нарушается естественный ход вещей. Главная добродетель — это «недеяние», только таким поведением можно встать на путь нравственного самосовершенствования;

3. Буддизм обладает двойственным учением, с одной стороны, он является образцом элитарного вероучения, предназначенного для избранных, с другой — он предназначен для широких масс (народа). Даосизм в целом предназначен для широких масс, что подтверждается наличием в учении особенностей древних обычаев, а также магических ритуалов и обрядов. Хотя, конечно, это не означает, что даосское учение абсолютно аналогично первобытному учению. Даосизм также имеет черты высокого уровня, о чем свидетельствуют канонические книги и догматы, а также моральные и нравственные принципы. Но основу даосизма составляет мистическое начало.

Совместное сосуществование в Поднебесной таких философско-религиозных направлений, как конфуцианство, даосизм и буддизм, никогда не вызывало религиозных распрей между ними. Это объясняется ситуацией возникновения в стране религиозного синкретизма. Так, герои народных мифологических сказаний, даосского и буддийского философских течений объединились с персонажами культа конфуцианства, а в деревенских храмах можно встретить находящиеся рядом статуи Конфуция, Лао-цзы и Будды. Также результатом их взаимного сосуществования стало появление особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Литература

1. Зиганьшин Р. М. «Эволюция» магии в конфуцианство // . — URL: http://www. synologia.ru

2. Новая философская энциклопедия // . — URL: http://iph.ras.ru/enc.htm

3. Спирин В. С. Рационализм в классической китайской философии / Архив российской китаистики / сост. А. И. Кобзев; под ред. А. Р. Вяткина. — М.: Восточная литература, 2013. — 519 с. // . -URL: http://www.synologia.ru/a/Рационализм_в_классической_китайской_философии

4. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1986. — 582 с.

5. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / под ред. М. Л. Титаренко. — М.: Восточная литература, 2006. — Т.1. — С.158-165.

6. Хандархаева В. В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. — 2015. -№6. — С.30-35.

7. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. — Новосибирск: Наука, 1995.

8. — 2009 ¥Ш

35 ШШ 1 Ш 45-47 Ж.

9. тйжжятшшж^im 2014¥ 5 я 9 вфш^^жИ

// . — URL: http://iwr.cass.cn/zjyzx/201405/t20140509_16765.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Novaya filosofskaya entsiklopediya . Available at: http://iph.ras.ru/ enc.htm

5. Dukhovnaya kul’tura Kitaya . Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 2006. V. 1. Pp. 158-165.

>
Религии Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм

Даосизм

Одна из древнейших национальных религий в мире. Его основателем является полулегендарная личность — Лао-Цзы. Его имя переводится как «старый мудрец», по преданию он родился уже стариком. Центральным звеном даосизма выступает понятие Дао, имеющее разный смысл – «путь», «всеобщий закон», «бог». Лао-Цзы о Дао говорит: «Человек зависит от земли, земля от Неба, Небо от Дао, а Дао от самого себя. Люди лишь могут знать о существовании Дао, но они никак не могут воздействовать на него, потому что Дао – непостижимый всеобщий закон, которому подчиняется мир. Он корень всего и творец всех вещей. Дао – есть закон вечного изменения и непостоянства».

Даосизм учит смирению, стремлению к неизменности, вечной гармонии и устойчивости жизни, отрицает насилие. Лао-Цзы учил: «Кто действует — потерпит неудачу, кто чем-либо владеет — потеряет. Поэтому мудрец всегда бездеятелен, беден и созерцателен, так как он следует Дао».
Первоначально даосизм был просто уникальной древней философией, но в средние века его последователи превратили даосизм в религию. Это произошло тогда, когда Лао-Цзы начали обожествлять, в его честь стали строить храмы и читать молитвы.

У этой религии был реальный основатель — Кун-Цзы (в европейской традиции Конфуций), родившийся в 551 году до н.э. в одном из средне-китайских княжеств. Большую часть своей жизни он провел на государственной службе, а в старости отошел от дел и занялся литературной деятельностью. Учение Кун-Цзы – это учение о поведении человека в обществе. По сравнение с даосизмом оно более конкретно и понятно. О божественном и сверхъестественном в нем не говорится ни слова. Главная мысль в философии Конфуция — точно следовать в жизни всем установкам древности, до мелочей соблюдать установленные правила и законы, следовать традиции, подчиняться старшим и уважать их. Особый упор в конфуцианстве делается на верности долгу (и), преданности учителю, государю (чжун), сыновней почтительности (сяо), уважении к старшим (ли). Долгое время учение Кун-Цзы в Китае существовало как оригинальная философская система, но после обожествления его основателя превратилась в религию.

Буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии в I-II веке н.э. и закрепился здесь в виде течения чань (то же самое, что дзен в Японии). Последователи этой школы буддизма в постижении божественной истины делают упор не на слово и логику, а на озарение, достигаемое особыми физическими упражнениями, силовыми единоборствами и т.д. Буддизм мировая религия, и включает в себя множество течений и сект. Так на Тибете, среди коренных жителей этого района Китая, получило распространение ламаистское течение буддизма.

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Символы Фэн Шуй в традиционной китайской вышивке

Вышитые китайскими мастерами шелковые картины наполнены смыслом. В статье рассмотрено несколько самых популярных символов Фэн Шуй, отраженных в этом древнем искусстве Китая.

Китайский календарь: древние символы

Двенадцать животных, символизирующие циклы летоисчисления, согласно легенде, появились по Высочайшему указанию Нефритового императора. От имени Шелкового Кота мы хотели бы еще раз выразить протест, и напомнить, что наш сородич не попал в список счастливчиков только благодаря вероломству Крысы.

Снежный барс: факты и мифы

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою «собаку» (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

Горы Китая — лестница в Небо

Горы Китая — это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

Культура Древнего Китая и Японии

Китайская цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Ее главная черта — рациональный, практический взгляд на мир. Поэтому и китайская мифология не получила развития — божества китайцев как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых правителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *