Сребролюбие

См. раздел: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

  • Страсть сребролюбия и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
  • Страсть сребролюбия свящ. Сергий Дергалев
  • Сребролюбие свящ. Павел Гумеров
  • О духе сребролюбия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Сребролюбие Энциклопедия изречений
  • Повесть прп. Даниила о Евлогии каменосечце
  • О том, что сребролюбие – самая губительная из всех страстей прп. Никодим Святогорец
  • Помоги, Господи, изжить моё сребролюбие игумен Митрофан (Гудков)

Сребролю́бие – третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасытном увеличении материальных благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание.

Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), то есть богатству. Основные виды сребролюбия: жадность (страсть к обладанию) и скупость (страсть к сохранению). Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое.
Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и гордости (потребности быть признанным, уважаемым).

Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тмоглавым бесом сребролюбия». Существует множество разновидностей этого недуга: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие… Во всех проявлениях страсти сребролюбия есть один общий мотив – любовь к самому процессу приобретения и обладания.

Если гордость оценивается святыми отцами как корень всех зол, то почему апостол Павел назвал корнем всех зол сребролюбие?

В Первом послании к Тимофею апостол Павел и действительно назвал корнем всех зол сребролюбие (1Тим.6:10).

Однако это свидетельство не идёт вразрез с оценкой отцов и учителей Церкви. Выражаясь иначе, между ними нет принципиальных противоречий. Объяснить эту кажущуюся разницу можно при помощи следующих доводов.

Определение гордости как первопричины (или, что то же, корня) всякого зла строится на том основании, что изобретателем зла вообще и его главным сеятелем в нынешнем мире является диавол.

Как известно, диавол пал отнюдь не из-за сребролюбия. В самом деле, о каком сребролюбии могла идти речь в невещественном ангельском мире, совершенно чуждом товарно-денежных отношений?

По свидетельству Божественного Откровения, диавол пал, возгордившись своими совершенствами, из-за гордости (Ис.14:12-14). Как святые отцы, так и апостол Павел говорят об этом со всей убежденностью (1Тим.3:6). Следовательно, в вопросе о первоисточнике зла, апостол и вселенские отцы были единодушны.

Если даже вынести факт падения сатаны за скобки и определить, в чём состояла внутренняя причина грехопадения самого человека, окажется, что и в этой редакции не сребролюбие нужно называть причиной и корнем всех зол.

Известно, что по создании человека ему была предоставлена во владение вся земля, причём предоставлена как Божественный дар (Быт.1:28).

То есть все те блага, которые в нынешнем веке имеют денежный эквивалент, все те блага, стремясь заполучить которые, современные грешники предаются обогащению, Бог предоставил Адаму и Еве бесплатно.

Тем не менее они всё же пошли против Бога, склонились ко злу. Что же послужило толчком? Горделивое расположение сердца (а не сребролюбие), желание стать как Бог (Быт.3:5).

Принимая в соображение слова апостола Павла, необходимо обратить внимание на контекст его речи.

В интересующем нас наставлении он говорит о желающих обогащаться. Здесь же он сообщает, к чему приводит эта греховная страсть: сребролюбцы запутываются в сетях искушений, впадают во многие вредные и безрассудные похоти; через это они погружаются в бедствия и пагубу (1Тим.6:9).

Из слов апостола явствует убедительно, что сребролюбие служит корнем множества зол. Но почему же тогда он не сказал прямо «множества», но сказал «всех» (зол)?

С одной стороны это можно назвать риторическим преувеличением, использованным им для усиления мысли, гиперболой (примеры подобного рода преувеличений встречаются в Писании неоднократно).

С другой стороны сребролюбие можно считать одной из форм проявления гордости (ведь не является же сребролюбие характерной чертой смиренномудрого человека).

Это значит, что хотя не каждый гордец — сребролюбец, тем не менее каждый сребролюбец — гордец. Соответственно сказанному, каждый сребролюбец бывает искушаем как прочие гордецы. До тех пор, пока он подвержен сребролюбию (как одной из особенностей проявления гордости) — он подвержен и самой гордости.

Сребролюбие – это черта личности, проявляемая действиями, как стремление удовлетворить желание прибыли, считается греховной страстью, представленная в православии, приводящая к усилению всех других, затмеванию разума и исчезновению веры. Но имеет сребролюбие значение и в обыденной жизни без ракурса религиозности и часто заменяется более современными аналогами, отражающими одну из сторон данного личностного качества. Так это может быть жадность в том, чтобы поделиться своими материальными благами или скупость при расплате за что-то, алчность и постоянное стремление экономить. Это страх потерять собственные накопления или вещи, но не стандартная осторожность, присущая всем людям, а чрезмерное переживание за вещи в большей степени, чем за духовное предназначение, отношения, самореализацию и самоощущение.

Всё это является только различными формами стремления к получению всё большей выгоды, при этом как качество человека сребролюбие всегда выступает исключительно отрицательно. Для окружающих это может быть чревато собственными убытками или невозможностью вести дела с таким человеком. Для самой личности стремление к непрерывному насыщению чувства голода материальными благами приводит к развитию чувства патологической зависти, сравнению себя с другими через материальные достижения, а не личностные характеристики и вечное ощущение неуемности жажды, поскольку невозможно получить все, что существует на материально-финансовом уровне.

Основой проявления в личности сребролюбия всегда выступает большое самомнение и себялюбие, а любовь к деньгам является только способом исполнения всевозможных желаний эго. Тем не менее, большинство религий считают, что корень всех зол сребролюбие, поскольку заставляет забывать о спасении души и развитии человеческих, гуманных качеств.

Что это такое

В контексте изначальном о сребролюбии говорится всё меньше, само понятие своим происхождением и употреблением обязано религиозным постулатам, а в социальных вопросах актуализируется ориентация на материальную сторону, где выгодно затмевать греховные процессы переименованием. Психологическое обоснование стремления к восполнению материального является вполне естественным и во многих психологических концепциях является основой формирования других личностных структур. Пирамида потребностей и теория базового чувства безопасности говорят о том, что только после того, как закрыты проблемы материального уровня, человек способен что-либо продуцировать или изменять на психологическом, в противном случае включается программа выживания, являющаяся базовой.

Негативное восприятие стремления к постоянному обогащению объясняется не самим желанием обладать, а тем, когда насытив базовый необходимый уровень, человек не ищет путей развития собственной личности и души, зацикливаясь на накоплении материального. Данный процесс бесконечен и в нём отсутствует момент достижения как таковой, где достижение будет явным, поскольку новые желания возникают по мере приобретения вещей, а индустрия продаж каждый день предлагает всё новые способы вложения денег.

Стоит отметить, что сребролюбие, как черта личности появляется не в связи с объективными данными количества денег, т.е. не зависит от реальной стороны благосостоятельности.

Это внутренняя потребность иметь, жадность к накопленному, невозможность поделиться или расстаться с деньгами. Такое может проявляться и как среди богачей, для которых является невозможным подать несколько копеек нищенствующему, так и среди живущих бедно, но кто видит свое счастье только в деньгах или новых приобретениях.

Многие пытаются оправдывать свою зацикленность на деньгах, наличием благородных побуждений и объяснять свои действия заботой о других, когда только прикрывают своё внутреннее сребролюбие. Так поступают те, кто прячет общественные взносы, оплачиваемые всеми сотрудниками, мотивируя тем, что необходимо кормить семью или так требуют бесплатный проезд те, кто прикрывается детьми. Не имея на самом деле льгот. Вариантов получить выгоду или просто не потратить своё имеет много предпосылок и оправданий для этого также существует не мало.

Исключительно в церкви разводятся понятия искренней помощи и притворной благодетельности, когда нынешний социум с целью развития экономики и индивидуального развития и обогащения каждого только всё больше запутывает понятия, возводя богатство в культ и даже критерий измерения статусности человека, как личности.

Чем больше утрачивается ценность человеческой личности, проявления её свободы и уникальности как таковой, тем меньше проявленность индивидуальности и вообще стремления к познанию себя, тем больше становится проявления себя через внешнее. Сейчас у человека довольно мало есть представлений о собственной душе и том, чем она наполнена, никто не практикует духовные аскезы, практики, не занимается самопознанием, даже самосовершенствование становится чем-то сверхнормальным, этому учат и к этому мотивируют. В таком обществе нет возможности предъявлять себя через внешнее, а значит, самовыражением служит только материальное, а любовь к нему появляется как замещение истинной любви к себе.

Сребролюбие в православии

Грех сребролюбия в православии причисляется к наиболее тяжким преступлениям веры, поскольку напрямую нарушает вторую церковную заповедь о не поклонении богатству. Тяга к ненасытному увеличению материальных благ трактуется, как служение идолам или то, что человеком управляет бес, злая сущность и уводит его душу дальше от праведного пути. Противоположной чертой, поощряемой в религиозном контексте, является добродетель, когда человек способен отдать последнее или поделиться малым имеющимся с тем, кто нуждается.

Многие тексты говорят о сребролюбие как черте, позволяющей стремиться к обогащению, являются отдельными богами, все больше захватывающими власть в мире. Церковные тексты, предостерегающие о невозможности служения и богу и деньгам, ставят сребролюбие как идолопоклонничество, а эгрегор денег возводят на один уровень с единым божеством. Это показывает насколько сильное влияние стремление к накоплению или жадность в расставании оказывает на человеческую душу, что впоследствии влияет на выбор пути и развитие всей жизненной дороги.

Разбирая сребролюбие, что это за грех, его действие на человека можно опираться на слова святых, называвших именно его основополагающим всего злого на земле. Так ещё первые люди решили обладать яблоком, Люцифер, будучи ангелом, решил обладать свободой и все прочие притчи из Библии внушают понимание, что стремление к лишнему в мирском понимании приводит к исчезновению духовной жизни, приводит к наказанию в контексте веры. Не считая важным потратить время на молитву люди способны тратить больше часов на работу, не стремясь помочь нуждающимся, ищут новые способы афёры и нелегального заработка, даже идя в гости, могут просчитывать собственную выгоду. Нет запрета на богатую и даже роскошную жизнь, порицается только, то поведение, когда деньги ставятся во главу угла и составляют конкуренцию богу, нарушая главную заповедь.

Наиболее распространёнными причинами, приводящими к возникновению сребролюбия даже среди глубоко верующих христиан, являются вполне объяснимые социально и психологически процессы. Среди главных – неуверенность, отсутствие стабильности и возможности обеспечить себе страховку на непредвиденный случай. Это сильно перекликается с отсутствием базовой безопасности, нарушенной психологическими травмами в детстве или недостаточной верой в спасение через бога в настоящем.

Излишнее стремление к деньгам является действенным выражением недоверия богу и его силе, как спасающей от любых неприятностей. Особенно опасно проявление сребролюбия среди людей, призванных по своей профессиональной направленности помогать людям, развивать и настраивать их на путь духовный. Так появляются врачи, назначающие ненужные анализы и операции, заставляющие покупать препараты, дороже необходимых аналогов, так учителя ставят хорошие оценки, руководствуясь личной выгодой, не задумываясь о последствиях деятельности того человека и многие другие специалисты.

Как избавиться от сребролюбия

Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.

Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.

Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.

Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.

Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?

Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.

Поклонение золотому тельцу во времена Моисея

Богатство и сребролюбие

Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).

Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.

Демон победил благодать.

О других грехах в православии:

  • Грех ли играть в карты
  • О грехе гордыни
  • Грех чревоугодия

Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.

Проявление жадности у человека

Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.

Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.

Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.

Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.

Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.

Причина появления греха сребролюбия

Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:

  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • недоверие Творцу;
  • желание стать признанным и уважаемым.

Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.

Сребролюбие как корень всех грехов

Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.

Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.

Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.

Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.

О духовной жизни:

  • Как правильно поститься в среду и пятницу
  • Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи
  • Какие молитвы надо читать перед исповедью и причастием?

Грех сребролюбия равно недоверию Богу

Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.

Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:

  • исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
  • испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
  • растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.

Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.

Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.

Православная церковь осуждает грех сребролюбия

Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.

Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.

Как выявить в себе сребролюбство

Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.

Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.

Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:

  • отказа от прелестей жизни;
  • экономии на еде и путешествиях;
  • вечного страха потерять прибыль;
  • переживаний от падения курса валют.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег Важно! Самое страшное наказание для сребролюбца — христианина — наказание, епитимия, в виде регулярных отчислений в помощь храму или нищим.

Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.

Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.

Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.

Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.

Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.

Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:

  • врачи, назначающие ненужные операции;
  • учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
  • педагоги, готовящие малоопытных специалистов.

Мамона пожинает урожай.

Как избавиться от греха сребролюбия

Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.

История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.

Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.

В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)

Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.

Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.

Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.

Преподобномученикам Феодору и Василию Печерским Тропарь, глас 1-й

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Кондак, глас 2-й

Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.

Молитва Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.

Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?

Господь поможет побороть грех сребролюбия

У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.

Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).

Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.

Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.

Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.

Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости. Борьба со страстью сребролюбия. Протоиерей Андрей Канев

Оглавление:
Как понимать слова «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10)
О любви к миру и о богатстве

Как понимать слова «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).

Аноним: А как понимать слова, что корень всех зол – сребролюбие? Это можно сказать страсть к богатству. Значит, в основе фарисейства лежала и лежит как раз страсть к богатству, что есть любовь к миру?
Ведь, Христос, учил, что кто не продаст всё, что имеет, и не отрешится от всего, тот не может быть Его учеником.
А для этого нужно и придется возненавидеть богатство. Как ап.Павел говорил, что научился жить и в бедности и в богатстве. То есть всё время в одном настрое духа.

О.Серафим: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). В 1-м Послании к Тимофею, 6 глава, с 3 по 19 стих речь идет о богатых и чему их надо учить.

Исходя из этого контекста и надо понимать слова ап.Павла о том, что «корень всех зол есть сребролюбие». То есть, здесь идет речь не о том, какая самая главная страсть, которая является корнем всех прочих страстей. – Здесь не выясняется вопрос самой главной страсти из которой происходят все остальные. А речь о том, что от страсти сребролюбия во всем мире творится великое зло, – потому что для удовлетворения сей страсти обладаемый ею, не задумываясь, готов бывает «на всякое злодеяние, на всякое преступление и непотребство и действительно совершает их» (Амвросиаст). «Из сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений» (блаженный Феодорит). «Не щадит оно живых, не щадит и мертвых, но и их грабит; восстает на родителей и братий и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству» (блаженный Феофилакт). То есть, все это нечестие творится из-за страсти сребролюбия. Вот в этом смысле оно является корнем всех вот этих вот зол.

Поэтому, неверно придавать этим словам ап.Павла совсем иной смысл, – что будто бы страсть сребролюбия является корнем абсолютно всех страстей. Такой мысли у него нет в данном изречении. Такая мысль возникает только если это изречение вырвать из контекста и придать ему иной смысл. Но это уже будет не мысль ап.Павла, а мысль того, кто это говорит, извращая смысл слов ап.Павла.

***

Когда правители зарабатывают деньги на обмане своего народа, то отсюда ожесточаются их сердца. И они не ощущают смерти людей из народа, – того как гибнет народ. Поэтому, современным правителям надо быть одновременно и артистами, чтобы выглядеть перед обществом и народом правдоподобно, – как будто бы они заботятся о благе народа, а не о своем личном обогащении и власти.

Одержимый страстью сребролюбия или властолюбия является бесноватым. Таковыми бесноватыми являются и современные правители, будучи одержимыми этими страстями. Но никто так в современном обществе не считает.

Мировая закулиса и дьявол использует в своих целях этих правителей по причине их одержимости страстями сребролюбия, славолюбия и властолюбия. И ради удовлетворения этих страстей эти правители сидят у них и у дьявола на крючке и готовы дальше обманывать и уничтожать народ.

Именно по причине одержимости этими страстями и ради их удовлетворения они и стараются любыми путями сохранить свою власть, всеми правдами и неправдами, чтобы и дальше продолжать их удовлетворять.

О любви к миру и о богатстве

Не надо все эти призывы так прямо понимать. Ведь там сказано, что «И как было во дни Ноя, говорит Евангелие, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк.17:26-28).

Ибо если все прямо так и понимать, то надо перестать есть, пить, жениться, покупать, продавать, садить и строить. Ибо это все, мол, привязанность к вещественному.

И если прямо понимать слова Христа «Дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4), то тогда надо возненавидеть все, что есть в окружающем нас мире, – близких, дома, всякую мирскую работу, природу, море, и т. д., и т.п.

Исходя из такого прямого толкования: если ты живешь в квартире, то должен выйти из нее, ибо это богатство и привязанность к вещественному :).
А любви к миру быть не должно, ибо это сребролюбие :).
С такими толкованиями мы дойдем просто до полного абсурда.

Во всех таковых изречениях речь идет не о веществе мира, которое нас окружает, а о пристрастии ко всему этому. Поэтому, и говорится, что «имеющие, как не имеющие». То есть, грех не в том, что человек это имеет, а в том, что он имеет пристрастие к чему-либо вещественному в этом мире. – Грех не вещество, а пристрастие к нему.

А раз человек может иметь, и в этом нет греха, то значит можно иметь, но беспристрастно. Вот этому и должен учиться человек через борьбу со своими страстями.

«Какую же Он посылает бедность и какое богатство? Вспомни патриарха и узнаешь, какое богатство посылается Богом. Он сделал богатым Авраама и после него Иова, как этот последний сам говорит: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). И богатство Иакова происходило отсюда. Бывает от Него и бедность, достойная одобрения, которую некогда Он предлагал богатому в следующих словах: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21); также – ученикам, когда давал им следующую заповедь: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни двух одежд» (Мф.10:9-10). Итак, не говори, что Он дает всякое богатство; известно, что оно собирается и убийствами, и хищением, и множеством других способов. Но возвратимся к прежнему вопросу. Если богатые нисколько не полезны нам, то для чего они и существуют? Что сказать на это? То, что бесполезны те богатые, которые такими способами сами сделали себя богатыми, а обогащенные Богом весьма полезны. Это можешь узнать из самых дел их. Авраам владел богатством на пользу всех странников и имевших нужду. Когда пришли к нему три, как думал он, человека, то он заколол тельца и замесил три меры пшеничной муки; вспомни, как он, сидя у ворот во время полудня, щедро и усердно разделял со всеми свое имущество, предлагая кроме имущества и телесное служение, и притом в такой старости; он был пристанищем странников и терпевших нужду, и не считал своим ничего, даже собственного сына, – по повелению Божию, отдал и его; отдал вместе с сыном и себя и весь дом, когда поспешал спасти племянника; притом делал это не для приобретения имущества, но единственно по человеколюбию, так как, когда спасенные им сделали его распорядителем добычи, он отказался от всего, «даже нитки и ремня от обуви» (Быт.14:23).» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).

«Таков же был блаженный Иов. «Двери мои», говорит он, «я отворял прохожему» (Иов. 31:32); «я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих» (29:15-16); и «странник не ночевал на улице» (31:32); «отказывал ли я нуждающимся в их просьбе?» (ст.16) «позволял ли немощному выходить из моих дверей с пустой пазухой?» (31:34). И гораздо больше этого, – чтобы нам теперь не исчислять всего, – он постоянно делал, употребляя все свое богатство на нуждающихся. А не хочешь ли посмотреть на тех, которые сделались богатыми не от Бога, и узнать, как они пользовались богатством? Посмотри на (богача, упомянутого) с Лазарем, даже не уделявшего крупиц; посмотри на Ахаава, присвоившего виноградник; посмотри на Гиезия; посмотри на всех подобных людей» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).

«Приобретающие праведно, получив (богатство) от Бога, употребляют его согласно с заповедями Божиими; а оскорбляющие Бога в приобретении делают то же и в употреблении, расточая его на блудниц и праздных нахлебников, или закапывая и запирая, а не уделяя ничего бедному. Почему же, скажешь, Бог попускает таким людям делаться богатыми? Потому, что Он долготерпелив и хочет привести нас к покаянию; потому, что Он уготовал геенну и назначил день, в который будет судить вселенную. Если бы Он тотчас наказывал обогащающихся неправедно, то Закхей не имел бы времени раскаяться и отдать вчетверо больше того, что похитил, с приложением половины собственного имущества; Матфей не мог бы перемениться и сделаться апостолом, если бы не имел надлежащего времени, и многие другие подобные. Потому Он долготерпит, призывая всех к покаянию. Если же они не захотят (покаяться) и будут продолжать то же, то о них сказал Павел, что они «по упорству своему и нераскаянному сердцу», собирают себе гнев «на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).

Вот свт.Иоанн Златоуст говорит о том, когда богатый, имея богатство, имеет его спасительно для души: «Приобретающие праведно, получив (богатство) от Бога, употребляют его согласно с заповедями Божиими» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).

Итак, главная мысль у Златоуста – это употребление богатства «согласно с заповедями Божьими». Именно этот принцип можно применять и по отношению к всему вещественному, – к всему, что есть в мире. Ибо все, что есть в мире, само по себе, не является греховным или злым. Так как, грех не имеет бытия и зло не находится в сущности вещей, в природе всего того, что есть в мире. Зло или грех являются от неправильного употребления, разумными существами, всего того, что есть в мире, – не в согласии с заповедями Божьими. Злом или грехом является только нравственная окраска, в разумных существах, которая не в согласии с заповедями Божьими.

Весь вещественный мир сотворен Богом. И потому, сам по себе, не является злом. И все, что создает и делает человек в этом мире, не является само по себе злом. Так как человек создает и делает только из того, что сотворено Богом. Злом или грехом является только то, когда человек вкладывает, в то, что он создает, нравственную окраску, которая не в согласии с заповедями Божьими.

Отсюда и понимание заповеди Божией, – «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15) и всех подобных ей в Св.Писании. В них идет речь не о том, чтобы человек ненавидел все то, что есть вещественного в этом мире. А о том, чтобы он не имел пристрастия к всему вещественному в этом мире и пользовался бы этим и употреблял бы все это в согласии с заповедями Божьими.

Поэтому, когда и у Святых Отцов идет речь о том, чтобы не любить мира, то под этим подразумевается привязанность к вещественному, то есть пристрастие к всему этому и употребление его не в согласии с заповедями Божьими. – Речь идет о неверном настрое духа. О том, что в духе нет ежедневного стремления к воспитанию верных душевных чувств, в согласии с заповедями Божьими, во всех тех искушениях, которые приключаются с человеком, в том числе и по отношению к всему вещественному. – Когда человек не воспитывает в себе дух сокрушенный и смиренный перед Богом, чувства милосердия, незлобия, сострадательной любви, воздержания и душевной простоты, – в своей повседневной жизни, пребывая в мире вещественном, – тогда душевные страсти овладевают им. И он начинает использовать все вещественное и употреблять его для удовлетворения и разжигания своих страстей. Что и является несогласным с заповедями Божьими. Отсюда и образуется привязанность или пристрастие к всему вещественному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *