Становление христианской церкви

Введение.

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь (далее Православная Церковь) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь, которая была основана самим Иисусом Христом и Его апостолами.

Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании — Библии). Православная Церковь состоит из национальных Поместных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа. Вселенская Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше. В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени — это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой, так как оно содержит все что нужно для жизни и спасения человека. Оно целостно согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалось впереди всех наук.

1. Начало Церкви. История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на разных языках, на которых раньше не говорили для проповеди Евангелия. Апостолы — в основном рыбаки, без всякого образования, начали правильно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей. Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь, а последняя Константинопольская Церковь. .

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает, что была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей). Но первая из древних Церквей, которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан. Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников, которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой апостол и первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.

После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение было полной противоположностью обычаям, нравам и воззрениям язычников. Христианское учение вместо эгоизма проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной религией, вместо язычества.

4. Святые в Церкви. Святые, это те боголюбивые люди, которые отличились благочестием и верой, были отмечены за это разными духовными дарами от Бога и верующие их глубоко почитают. Мученики, это святые которые за свою веру много потерпели или были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях для почитания. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена в пример для себя и своих детей, празднуют дни памяти их, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.

5. Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы. Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой-то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора — всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и Протестантские общества)впоследствии, все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры. 7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 епископов. На этом соборе было утверждено почитание икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви до сего дня и более не созывался .

7. Священное Писание (Библия). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

8. Апостольская преемственность. Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви (в составе которой целый ряд Поместных Православных Церквей, в т.ч. и Русская — самая большая) и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год. С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь. (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие сокращенные имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается, это означает — «Вселенская». Правильное полное название такое: Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

10. Православная Церковь после 1054 года. После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью. В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года. После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений, искажая постановления первых Вселенских соборов. Некоторые из них даны ниже:

  1. Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.
  2. Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.
  3. Плата за грехи, прошлые и будущие.
  4. Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.
  5. 8-й член Символа Веры был изменен.
  6. Посты были изменены, сокращены или устранены.
  7. Учение о непогрешимости Римских пап.
  8. Учение о непричастности Божией Матери к первородному греху Адама.

Ни одна Церковь не смела этого делать, сохраняя единство и чистоту веры. В Православной Церкви, где находится Дух Святой, все Поместные Церкви равны — этому учил Господь Бог наш Иисус Христос, а Римская Поместная Церковь, не добившись главенства над другими, вышла из состава Вселенской Церкви. Отсюда и искажения пошли без Духа Божия…

12. Протестантские Церкви. Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформация, когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые, так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию). Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста — все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали. Из за того, что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.

> ХРИСТИАНСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ

Происхождение христианства. Основные этапы становления

Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Предпосылками его возникновения помимо субъективных был системный кризис позднеантичной культуры и упадок государственной римской религии, когда духовный вакуум заполнялся либо экзотическими политеистическими культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами, особенно платоновско-неоплатонического типа, обретавшими фактически статус религии. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности.

Помимо чисто теологического объяснения (христианство как результат откровения Бога, явленного в богочеловеке Иисусе Христе), в числе предпосылок появления христианства указывались:

  • – нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;
  • – дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;
  • – личностный фактор в виде деятельности Иисуса.

Разные исследователи склонны отдавать приоритет разным предпосылкам или совмещать их.

Размежевание с иудаизмом произошло по кардинальному вопросу: считать ли Иисуса Мессией. Именно те, кто признал за ним статус Мессии-Христа, помазанника, и получили именование христиан. Первоначально они не выделились полностью из среды приверженцев прежней религии, в частности, продолжали посещать синагогальные богослужения (это явление именуется иудеохристиан- ством), соблюдать ряд традиционных обрядовых предписаний, но вскоре общины обособились.

Вопрос об историчности личности Иисуса порождал много споров (особенно если учесть, что Книги Нового Завета обычно не рассматривались как полноправные исторические источники). Наука пришла к заключению, что оснований сомневаться в этом нет, так как помимо Евангелий существует ряд явно подлинных документов, в которых упоминаются события из жизни Иисуса. Вопрос же о божественности является вопросом не науки в типичном ее понимании, а веры и религиозных убеждений личности и групп людей.

Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями, так как оно считалось подозрительной религией, а ее приверженцы – неблагонадежными подданными. Так, в частности, известны гонения христиан при императорах Нероне, Домициане, Диоклетиане, Деции, Валериане. Это было связано с монотеистическим характером христианства и стремлением не афишировать богослужебные действия, чтобы не профанировать их перед непосвященными, равным образом как и со стремлением сторниться некоторых проявлений общественной жизни того времени, избегать того, что напрямую связано с языческими культами. На христиан закономерно перенеслось и недоверие государственной власти к евреям-монотеистам. Все это давало повод к клеветническим измышлениям, которые и становились предлогами для притеснений. Некоторые репрессии носили локальный характер, но отличались извращенной жестокостью.

Постепенно ситуация меняется, отношение власти к христианам становится более благожелательным, пока наконец Константин I Миланским эдиктом (указом) не легализует христианство в качестве равноправной религии. Впоследствии церковь провозгласила императора святым. Этот акт, по мнению большинства историков, появился в 313 г.

Последствия изменения статуса христианства были различны. Так, христианский богослов Ориген Александрииский (185?-254?) отмечал, что оно быстро стало культурно престижным, резко возросло число людей, желавших к нему присоединиться, в том числе и по посторонним причинам, например карьерным. Последнее повлекло определенное охлаждение той напряженной духовной жизни, которая была характерна для более раннего периода жизни общин. Реакцией на это стал рост отшельнического монашества, состоящего из людей, избирающих строгий путь для достижения спасения.

Государственной религией христианство стало в 380 г. при императоре Феодосии I (346–395). Отношения с государственной властью строились неоднозначно, так как она не только автоматически брала на себя защиту интересов церкви (в том числе и в странах, где она была в явном меньшинстве), но и получала возможность проникать в ее дела. Примеры многочисленны: императоры созывали некоторые церковные соборы, влияли на назначения высшего духовенства, пытались выносить определения по богословским вопросам, неоднократно поддерживали взгляды, осужденные церковью (движение противников икон в Византии VIII–IX вв. было поддержано императорской властью). У византийских императоров наметилась тенденция обосновать свою принадлежность к младшему духовенству.

В результате сложились две основные модели отношения светских и церковных властей.

Западная предусматривала контроль церкви над светской властью, что выражалось в ритуале коронации, совершаемом с санкции высшей церковной власти (при коронации место монарха не должно было располагаться выше церковного престола). Папа оставлял за собой право низложения властителя, злоупотребляющего властью, с освобождением подданных от обязанностей сохранять верность или наложения иных церковных наказаний. Кроме того, папы сами обладали некоторым объемом светской власти, что выразилось в возникновении в VIII в. теократического государства – Папской области.

Восточная допускала широкое проникновение государства в церковные дела с перенесением на него ряда функций и прав, которые, по сути, не должны были ему принадлежать. Так, некоторые рескрипты монархов напрямую решали вопросы церковной организации и богословия и осуществлялись без одобрения церковью (именно так Петр I отменил в России патриаршество и заменил его коллегиальным Синодом, совершенно неорганичным для православия и не предусмотренным церковным правом Православной церкви).

Неоднозначным является такой институт, как инквизиция, фактически в разных формах и под разными названиями присутствовавший во всех конфессиях, имевших статус государственных. В строгом смысле инквизицией считается особый судебный орган, организованный Католической церковью и занимавшийся на протяжении нескольких веков расследованием и квалификацией преступлений против веры и тех, которые могли быть к ним приравнены. Ее решение носило характер квалификации, т.е. она не была последним звеном юридической цепочки.

С одной стороны, государство всегда карало религиозные преступления наравне со светскими, а часто и суровее. При этом инквизиционные процессы были обособлены для более тщательного рассмотрения тех преступлений, где компетенции обычных судов не хватало (случаи колдовства, тонкости уклонения от истин веры). Квалификации характера и тяжести преступлений были неодинаковыми, оправдания не были редкостью. С другой стороны, сама церковь была не чужда мысли, что государство должно оказывать помощь в борьбе с еретиками, особенно когда они становились социально опасной силой (подобно альбигойцам во Франции XII–XIV вв., применявшим террор), поскольку это касается и интересов самого государства. Такие взгляды высказывал, например, св. Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (ок. 1439–1515), сторонник тесного взаимодействия церкви и государства. Здесь церковь делала сложный правовой и моральный выбор.

Реформация, отказавшись от типичной западной модели, в большинстве случаев подчинила церковь контролю светской власти, переведя духовенство (частично, фактически или полностью) на положение чиновников. Это подготовило следующий шаг – отделение церкви от государства, последовательно впервые реализованное Французской революцией 1789 г. (не случайно Папа Пий VI отметил, что революционные лозунги «Свобода. Равенство. Братство» имеют реформационное происхождение).

На протяжении первого тысячелетия христианской истории произошло оформление важнейших вероучительных вопросов, касающихся прежде всего учения о Святой

Троице и природе Христа. Четко оформились и основные типы христианского богослужения (литургии).

В 1054 г. христианство утратило единство. Причиной стал конфликт двух крупных и влиятельных церковных округов, связанный со спорами о первенстве, – Константинопольского и Римского патриархатов (так именуются крупные округа, возглавляемые патриархами, обычно они имеют очень древнее происхождение, в I тыс. их было пять). Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий (1005?–1059) обвинил западных христиан в отступлениях и ересях, в частности, касавшихся обрядовых различий, существовавших уже много веков (например, совершение Литургии на пресном хлебе, а не на квасном). Поднимался и вопрос о filioque, касающийся отношения Святого Духа к двум другим Лицам Святой Троицы. Легаты (послы) Папы Льва IX (1049–1054) провозгласили отлучение Керуллария, последний объявил то же в адрес Папы. Попытки ликвидировать конфликт успеха не имели.

Возникли две ветви христианства: восточная, получившая название православной, и западная, католическая (эти названия были в обиходе и до разделения, но затем четко соотнеслись с двумя ветвями). Русь, принявшая официально христианство в 988 г. еще до разделения, оказалась в ареале православия. Западная Европа вошла в католический ареал.

Различия между ними можно охарактеризовать следующим образом.

Католическая церковь централизованна, Папа считается видимым главой церкви и преемником первоверховного апостола Петра, получившего особое положение от самого Христа (невидимый глава – сам Христос). Признание его власти есть критерий пребывания в церкви. В XIX в. было окончательно оформлено учение о том, что Папа в момент официального выступления по делам веры и морали, имеющим безусловное отношение ко всем христианам, пользуется как преемник первоверховного апостола Петра особой благодатью безошибочного суждения (папская безошибочность). О безошибочности во всем и тем более о личной безгрешности тут и речи не идет. Православие склонно считать апостола Петра первоверховным «по чести», а за Папой, епископом Рима, признавать в лучшем случае «первенство чести».

В католицизме существует титул кардинала, но это не особая ступень иерархии, а скорее почетная должность, дающая право избирать Папу. Кардиналом может быть и младший клирик, хотя в настоящее время эта практика оставлена.

Постепенно выработался наиболее рациональный порядок выбора Папы – голосование коллегии (собрания) кардиналов на закрытом заседании – конклаве. Избран может быть любой католик, по практически его выбирают из числа самих кардиналов. Для обретения папского статуса достаточно свободного согласия с результатом выборов. Официальный реестр содержит имена 263 пап, от св. апостола Петра до Бенедикта XVI (с 2005 г.).

Католицизм уточнил учение об исхождении Святого Духа от Отца, указав, что Он исходит от Отца и Сына (лат. filioque – и от Сына). Православие же акцентирует исхождение Духа только от Отца (некоторые церковные авторитеты считают этот вопрос теологуменом – см. параграф 2.6).

Католиками были провозглашены в качестве догматов веры непорочное зачатие Девы Марии (согласно которому она в предвидении рождения Христа была благодатью сохранена от действия первородного греха), взятие Богородицы на небо в момент ее смерти (аналогичный учению Православной церкви, в честь которого установлен праздник Успения Богородицы) и уже упомянутый догмат о безошибочности официального папского суждения.

Богослужебные различия заметны и многими считаются основными, но исторически они сформировались еще до разделения. Это касается, в частности, ряда молитв на богослужениях, деталей совершения Таинств, использования в католической церкви органа, различия некоторых деталей и дизайна богослужебных одежд, использования в католицизме латинского языка в качестве богослужебного, отсутствия иконостаса, когда алтарь отделяется от основной части только невысокой перегородкой. В католических храмах наряду с иконами используется и священная скульптура. Имеются некоторые отличия в церковном праве при трактовке ряда вопросов.

Католическая и Православная церкви после разделения признали целый ряд новых святых, так что их календарь совпадает не полностью, но основные праздники одинаковы. Кроме того, в XVI в. по инициативе Папы был совершен переход на новый, григорианский календарь (названный но имени этого Папы), который казался более совершенным.

В XVI в. появляется новая ветвь христианства – протестантизм, имеющий серьезные отличия как от православия, так и от католицизма. Последние именуются в религиоведении ортодоксальным или традиционным христианством, хотя эти термины не всеми признаются вполне удачными. Далее, в изложении вероучения и ритуальной стороны будем ориентироваться на их ортодоксальное понимание, об особенностях протестантского видения будет сказано отдельно.

Католицизм предпринимал попытки воссоединения с христианами Востока, в том числе с православными. Этот проект известен как уния (объединение). Она предполагала воссоединение на условиях принятия спорных догматов в католической интерпретации, включая подчинение Папе, с сохранением традиционного восточного богослужения без изменений, а также всех церковно-правовых и организационных особенностей.

Проект унии с православием был предложен на Ферраро- Флорентийском Вселенском соборе (XV в.), его даже подписал русский митрополит Исидор (?-1463). Крупными актами унии на славянских землях были Брестская (XVI в.) и Мукачевско-Ужгородская унии (1646 г.), названные по месту их заключения. Уния была заключена также и с Армянской церковью, обособившейся в 1439 г. Католики-униаты получили официальное название католиков восточного обряда, а объединившиеся православные – греко-католиков. Они пользуются равными правами с «привычными католиками», т.е. римо-католиками.

Структура современного христианства выглядит так (рис. 20).

Рис. 20. Структура современного христианства

В 988 г. при киевском князе Владимире Святославиче (в крещении принявшем греческое имя Василий; первоначальное славянское имя было «узаконено» после провозглашения князя святым с титулом «равноапостольного», т.е. совершившего подвиг, равный апостольскому) происходит Крещение Руси (принятие крещения князем и его приближенными, крещение киевлян). До этого христиане на Руси были, но государственного статуса религия не имела. После этого события начинается процесс христианизации – распространения религии по обширной территории и ее проникновение в культуру, он длится около 300 лет.

В значительной мере из-за недостаточной подготовки части населения происходило не только открытое сопротивление новой религии, но и появление двоеверия – тайная приверженность язычеству при внешнем принятии христианства, и синкретизма – смешение христианских и языческих верований и ритуалов. Несмотря на борьбу церкви с этим явлениями, они оказались стойкими, элементы синкретизма существуют и ныне, особенно в среде «народной веры».

Первоначально Русская церковь была только провинцией крупного Константинопольского патриархата, откуда непосредственно и было призвано духовенство, однако связи с Константинополем становились все слабее, подчас даже высшее духовенство занимало кафедры без официального согласия Константинопольского патриарха. В итоге это подготовило отделение Русской церкви и обретение ею церковно-правовой самостоятельности, что соответствовало и запросам государства, усиливающего свои позиции.

Христианизация Руси оказала огромное культурное влияние на все сферы жизни, сформировав в итоге отечественную культуру именно в том ее облике, который для нас выступает привычным и естественным. Это позволило государству стать вполне равноправным в семье иных народов, уже присоединившихся к «христианской семье» или готовящихся это сделать.

Многие церковные деятели, например, митрополит Киевский Илларион (XI в.), св. Кирилл Туровский (XII в.), св. Феодосий Печерский (XI в.), один из основателей русского монашества, св. Сергий Радонежский (XIV в.), стали и крупнейшими деятелями культуры нашего Отечества. Формировалось собственное церковное искусство, имевшее свои стилистические отличия от искусства иных стран, оказавшихся в ареале восточного православного христианства, например, от греко-византийского православия.

Становление христианской церкви

Возникновение и становление христианской церкви пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в ценностях античной культуры и римском государственном устройстве. Христианство с момента своего возникновения демонстрировало свой универсализм. Он выражался в том, что многие христианские общины, разбросанные по всей Римской империи, ощущали свое единство. Независимо от национальной принадлежности христианином мог стать любой человек. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни бедного, ни богатого, перед Богом все равны» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных, языковых и сословных границ. Потребность в единении и широкое распространение нового учения породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то их объединение в христианскую церковь наделяет её Божьей благодатью.

Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов. Самые известные из них – Петр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, но уверовавший в Христа, и много сделавший для распространения христианства), Андрей – первый миссионер, распространивший христианство во многих странах. Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передавалась через священный акт рукоположения в священство.

В первые века христианства появляются христианские святые – апостолы, мученики и мученицы за веру – Стефан, Петр и Павел, Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.

На начальном этапе своего развития христианство еще не вышло за границы Палестины и представляло собой иудейскую секту, объединившую людей ожидавших близкого конца света, и прихода нового Мессии – Христа, который изменит существующий порядок и установит на Земле Царство Небесное. Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи. Но уже этот период, для проведения богослужений, начинает формироваться система христианской церковной иерархии (с гр. священная власть) — диаконы, епископы и т.д. Священнослужителей называли клир (с гр. жребий). Можно предположить, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались из мирян по жребию.

В первые века христианства зародилось христианское монашество (от гр. моно – один). Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира и людей, превращаясь в пустынников-отшельников. Монахами были многие учителя и отцы христианской церкви. Один из самых известных – старец Антоний Великий – жил в III-IV веках в Египте. Будучи богатым человеком, он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушениями и неустанно молился Богу. Прожил Антоний более 100 лет. В V в. возникла идея коллективного жития монахов. Основателем первых монастырей, как мест общего проживания монахов был святой Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285-337 гг.). Большое влияние на Константина оказала его мать Елена, убежденная христианка. Сохранив значение язычества в империи, Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах в пределах Римской империи христианство и другие религии. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации. В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым.

Утверждение христианской церкви. Борьба с инакомыслием (ересями)

В первые века существования христианства для церкви было очень важно выработать единые религиозные положения (догматы), которые еще больше бы объединяли уже многочисленных к тому времени христиан. Для выработки христианских догматов и отстаивания основных принципов христианского вероучения с IV века начинают созываться Вселенские соборы христианской церкви. На них съезжались представители высшего духовенства. До раскола христианства на православие и католичество было проведено восемь таких форумов. Первый Вселенский собор проходил в городе Никея, расположенном в Малой Азии. Он был собран по инициативе императора Константина. Поводом для проведения всехристианского форума послужило распространение в Византийской империи учения арианства, имеющее расхождения с официальным христианством. Основателем этой ереси был священник Арий, который считал, что Христос по своему существу не является Сыном Божьим, и по своему положению стоит ниже Бога-Отца. На Никейском соборе учение Ария было признано неправильным, его книги было решено сжечь на площади египетского города Александрия, где проповедовал Арий, а его самого сослать в далекую Иллирийскую провинцию (современная Хорватия).

Пятый век породил новую ересь, в которую впал сам константинопольский патриарх Несторий. Он утверждал, что дева Мария родила не Бога, а человека, который стал Богом, после того как в него вошел Святой Дух. По поводу осуждения несторианства в 431 году в Константинополе собрался Второй Вселенский (всемирный) Собор.

На первых двух соборах Никейском (325 г.) и Константинопольском (431 г.) были утверждены основные догматы христианства, получившие название Символа веры, которые утверждают, что христиане верят:

— В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

-В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и одной природы и сущности с ним;

-В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческий облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения людей;

— В то, что Христос был распят при Понтии Пилате, страдал и умер как человек. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

-В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равную славу и могущество с Богом-Отцом;

— В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

-В Святого Духа, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения как сам Бог-Отец и Иисус Христос;

-В Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь;

-В таинство Крещения;

-В будущее воскресение мертвых;

-В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

В V веке возникает еще одно еретическое учение – монофизитство (монос с гр. единство и физис с гр. – природа). Константинопольский архимандрит Евтихий утверждал, что в Иисусе Христе не две, а одна природа – божественная. Человеческое начало в Спасителе он отрицал. Многие провинции Византии использовали монофизитство в сепаратистских целях, противопоставляя себя метрополии. Поэтому можно утверждать, что у этой ереси кроме религиозной, была и политическая подоплека. Монофизиты поднимали восстания на окраинах Империи. Более того, в 449 году на Третьем Эфесском соборе в Малой Азии, александрийский патриарх вынудил все церкви христианского мира признать монофизитство официальной религией. Собранный константинопольским патриархом в 451 году Четвертый Халкидонский собор (Греция) осудил монофизитство и вернулся к прежнему Символу веры. Тем не менее, некоторые церкви остались в лоне монофизитства и среди них Армянская церковь, которая сохраняет монофизитскую основу до сегодняшних дней.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (553 г.) соборах был принят культ Богоматери, имеющий огромное значение, как для католиков, так и для православных.

В первые века христианства существовало множество направлений и сект, признанных впоследствии еретическими. Это монтанисты, ожидавшие скорого прихода Конца света, и хилиасты – крайние аскеты, проповедующие тысячелетние царствование Бога на Земле, и антитринитарии, отрицающие учение о Троице и павликане, считавшие себя истинными последователями апостола Павла и выступавшими против официальной церкви.

Христианское учение формировалось в острой идейной борьбе. Религиозные споры между официальной церковью и еретическими учениями кажутся нам, современным людям, не имеющими большого значения. Но это только на первый взгляд, так как в религиозном учении, в каждом его слове заключен огромный смысл, и изменение даже одной буквы может разрушить здание веры, что прекрасно понимают служители культа.

Возникновение и становление христианской церкви

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычника­ми и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла и оп­ределенная инертность человеческой мысли, нравственная не­подготовленность людей к восприятию новой религии. Христи­анство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркулътурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.

Первыми распространителями христианства стали 12 апо­столов (букв, с гр. посланники), они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считаю­щийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший хри­стианство в разных странах, в том числе и в России, и, по вер­сии древнерусской летописи «Повести временных лет», осно­вавший Киев).

Христианское предание подробно рассказывает о каждом из апосто­лов. Очень драматична и поучительна история Павла. Он носил два име­ни — латинское (Павел) и еврейское — Савл. Это был очень одарен­ный юноша из фарисейской семьи. Он получил отличное образование в иудейской школе, хорошо ориентировался в античном наследии и призна­вал за древнегреческой (языческой) литературой огромное значение. Как и большинство фарисеев, Павел не увидел в безвестном Христе из На­зарета Мессию. Он не только фанатично спорил с первыми христиана­ми, но и лично участвовал в гонениях на них. На его совести была кровь одного их первых христианских мучеников — Стефана: Павел был од­ним из тех, кто до смерти «побил его камнями». Но вскоре, по пути в Дамаск (куда он направлялся, чтобы с удвоенной энергией бороться с христианами), на него снизошло озарение и жизнь Павла круто переме­нилась. Из гонителя он превратился в горячего проповедника и миссио­нера христианства. В 65 году н.э. за свою веру он был приговорен импе­ратором Нероном к обезглавлению и казнен вместе с апостолом Петром. Можно по-разному относиться к рассказам о деятельнос­ти апостолов: в них есть противоречия, временные несоответ­ствия. Но факт быстрого распространения христианского уче­ния налицо. На смену первым апостолам пришло их «второе поколение», затем третье и т.д. Апостолы, по мнению хрис­тиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая пе­редавалась через специальный священнодейственный акт ру­коположения в священство.

В первые века христианства появились христианские свя­тые — мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Лю­бовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых — людей, наделенных за праведность и стойкость особыми выдающи­мися свойствами и способностями, — очень важен в католи­честве и особенно в православии. Святые выступают в каче­стве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).

В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи Таинствах: крещении, миропомазании, прича­щении, покаянии, елеоосвящении (обязательных для всех хри­стиан), а также браке и священстве (не обязательных). С хри­стианской точки зрения принято различать Таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда — церковное происхождение: он создан не самим Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освя­щения жилища или корабля, уходящего в далекое плавание). Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослуже­ние, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами «чинов» (т.е. текста и последо­вательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслу­женные ее устроители и святые. Это Василий Великий, Гри­горий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доно­сы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церк­ви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослуже­ние) — главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диа­коны (букв, служители), епископы (сверху смотрящие), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерар­хии (букв, с гр. священной власти). Со временем в христианс­кой церкви установились три степени священства: дьяконство, иерейство и пресвитерство, сохранившиеся у православных и ка­толиков по сей день. Священнослужители назывались также клир (с гр. жребий). Это может свидетельствовать о том, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались по жребию из мирян. Однако, это название могло иметь и дру­гой оттенок: клир — жребий к особому апостольскому призва­нию, которое дано далеко не всякому. В первые века христианства зародилось и христианское мо­нашество (от гр. монос — один, монастырь — букв, уединенное жилище). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения но­вой веры. Вообще идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования (а не как самоцель или средство оздоровления своего тела!) очень характерна для христианско­го учения. Вспомните хотя бы пребывание Иисуса Христа в пустыне. Однако жить в самоограничении может не каждый человек, что было отмечено еще древними мудрецами.

Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынни­ков, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое иму­щество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Ан­тоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллектив­ного общего жития монахов (так называемая киновия). Ос­нователем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной час­ти государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное про­должение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров немногим менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Следует отметить осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христиан­стве могучую силу, которую можно поставить себе на служ­бу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наибо­лее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг ). Большое влияние а Константина его мать Елена. Елена была причислена к лику святых. Сохранив значение язычества в империи, Константин из­дал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии. В православии Кон­стантин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень ува­жаем, но не считается святым. Фактически после появления Константина, при императоре Юлиане (Отступнике), несмот­ря на временную утрату своего влияния, христианство утвер­дилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.

С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христианства государственной религией Римской империи. Начало ей положил александрийский священник Арий, выступивший около 318 г. со своим учением. В чем же состояли расхождения Ария с большинством последователей Иисуса? Арий считал, что Христос — не Сын Божий по сво­ему существу. Он по своему положению находится ниже Бога-Отца. Понятие сыновства, рассуждал он, связано с рождением, то есть возникновением во времени, Значит, Бог-Сын. Как рождённый Богом-Отцом, не существовал до своего рождения, т.е. извечно. Поэтому он не вечен, он – создание и тварь (в смысле «творение» — это слово не имело в то время бранного оттенка). По учению Ария получалось, что Богом в истинном смысле слова является только Бог-Отец, а Бог-Сын – это лишь самое совершенное Его творение. Следовательно, он не может считаться равным Богу-Отцу, он не единосущен Богу-Отцу, а только подосущен Ему.

Спор с арианами принял такой острый оборот, что, по инициативе императора Константина, пришлось со­брать христиан из всех стран на специальный Церковный со­бор. Сторонники Ария (а таких было немало) отстаивали позиции своего учителя в острейшей полемике, и нередко бывало так, что в ход на улицах и площадях города шли камни и палки. Позднее на одной из площадей Александрии устроили костер, на котором сожгли все сочинения Ария, а ют, кто утаил в своем доме его книгу, мог быть немедленно казнен. По преданию, мятежный Арий был вызван в 336 г в Константинополь к императору Константину Великому из далекой Иллирийской про­винции, куда был послан для перевоспитания. Во дворце разыгралась драматическая сцена:

— Признаешь ли ты определение собора о том, что учение твое лож­но? — спрашивает Константин. Арий медлит с ответом, но затем утвердительно кивает. Он обманы­вает императора. На самом деле он хочет вернуться к церковной служ­бе, чтобы, опираясь на своих тайных сторонников, снова проповедовать свое учение. Осуждение и ссылка, как это часто бывает, только утвер­дили Ария в своей правоте. В его глазах — трудно скрываемая ненависть и огонь веры. Но доверчивый император проявляет мягкость к Арию и велит патриарху вернуть его в лоно церкви Патриарх, предчувствуя ко­варство Ария, молится, чтобы не допустить этого. Но тут неожиданно наступает развязка: войдя в общественную убор­ную, Арий мгновенно падает замертво, пораженный кровоизлиянием в мозг. Как считали правоверные христиане, Суд Божий настиг еретика.

В V в. в очередную ересь впал сам константинопольский патриарх (глава церкви) Несторий, утверждавший, что дева Мария родила не Бога, а человека (он называл ее не богороди­цей, а человекородицей). Божество же вселилось в Христа только после того, как на него снизошел Святой Дух. Христос, таким образом, не является богочеловеком, а это делает все уче­ние о его крестных страданиях бессмысленным — ведь, как учат Евангелия, Иисус страдал именно как человек, в которо­го воплотился Бог! Это течение принято называть несторианством.

^ В V в. возникло еще одно учение — монофизитство (монос с гр. — единство и физис с гр. — природа). Его основателем считают константинопольского архимандрита (одна из высоких должностей в христианской церкви) Евтихия. В Иисусе Хри­сте не две, а одна природа — божественная — утверждали монофизиты. За конфликтом с этим направлением стояли не толь­ко теоретические философские и богословские противоречия, но и политические: некоторые провинции Римской империи хоте­ли использовать это учение, чтобы отделиться от Византии. Из­вестно несколько восстаний, вдохновителями которых были монофизиты. В 449 г. на новом Эфесском соборе (названном впоследствии разбойничьим) александрийский патриарх выну­дил все церкви признать монофизитство, но в 451 г. на соборе в г. Халкидоне оно было осуждено. Тем не менее некоторые христианские церкви остались ему верны и отпали от ортодок­сального христианства. Среди них Армянская церковь, сохра­нившая в своем учении монофизитскую основу до сегодняшне­го дня. Армения стала христианской страной даже раньше самой Византии. По преданию в начале Ъ века в этой стране правил царь — язычник Тиридат III, который решил сделать своей наложницей христианку Рипсине, бежавшую от преследова­ния римлян. Бог покарал Тиридата за это, превратив царя и его слуг в людей со свиными рылами. В то время в царской темнице страдал один христианин — Григор. Во сне Тиридату было обещано избавление от позора, если он освободит этого человека. Отпустив Григора, царь вернул себе человечес­кий облик, но все пережитое так потрясло его, что он окрес­тился и объявил христианство государственной религией Ар­мении. Освобожденный христианин стал первым главой (католикосом) армянской монофизитской церкви, поэтому ее иногда называют еще и Григорианской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *