Старообрядческое пение

И́сон, также (неправильно) исо́н (от греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный) — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные певцы поют в унисон мелодию распева. Исонное двухголосие может считаться первой ступенью к полифоническому пению в Восточной церкви.

Использование

Первоначально служил для удержания лада или гласа певчим, который исполнял мелодию распева свободно, то есть иногда отступая от используемой им певческой книги (этот вид орнаментированного сольного исполнения базовой мелодии в теории музыки называется «контролируемой импровизацией»). Вместе с термином «исон» используется термин «оксия» для обозначения этого верхнего голоса мелодии распева.

Пение с исоном распространено в православных сербских, греческих, македонских, болгарских храмах. Вместе с тем, оно не характерно для древнерусской церковной монодии, так называемого знаменного распева. В современной практике исон используется в качестве компромисса между знаменным распевом и ставшим уже привычным в Русской православной церкви партесным пением. Исон создаёт молитвенную атмосферу, свойственную монастырям греческого Востока.

Исполнение

Реконструкции исона в греческой православной музыке (и некоторых локальных традиций церковной монодии католиков) основаны на косвенных свидетельствах и догадках, поскольку в рукописях греков до XIX века исон традиционно не нотировался (не выписывался). Современная практика исполнения исона в древнерусской церковной музыке исходит от толкования таинственной киноварной пометы «Э» в певческих рукописях, интерпретируемой исследователями как указание на исон.

В хоровом исполнении исон — основой звук лада, его гармоническая основа. Это стержень, вокруг которого строится мелодия. Он выдерживается продолжительно на одной ноте в продолжении всего напева. Это даёт возможность хору, поющему мелодию, вести её выше и ниже этого основного звука и при этом не сбиваться с гласа.

Существует два вида пения с исоном:

  • Исполнение на определенный гласный звук (обычно «о», «у», «э») на протяжении всего песнопения.
  • Исполнение на слова параллельно с основной мелодией, что создаёт текстовую тоновую опору музыкальному узору напева.

Встречается двойной исон (два голоса в кварту, квинту или октаву помимо мелодической линии).

Положение исона

Исон, как правило, должен образовывать с нотами мелодии интервалы кварту, квинту, октаву, также терцию, чтобы давать благозвучие. Когда мелодия переходит в другой лад, или глас, исон тоже должен измениться, чтобы удовлетворить вышеуказанному условию.

См. также

  • Бурдон (музыка)
  • Монодия
  • Знаменное пение
  • Оксия

Примечания

  1. Встречающееся неправильное написание иссон, вероятно, можно объяснить тем, что в этом слове часть греческого корня «-сон» ассоциируется с корнем «сон» (лат. sonus — звук) в словах латинского происхождения, например, в слове унисон.
  2. Попытки некоторых современных регентов исполнять знаменный распев с исоном являются предметом острой научной полемики. Несмотря на благозвучность, исон не приветствуется многими знатоками знаменного пения как вносящий чуждую окраску в его звучание.
  3. Древнейшее косвенное свидетельство использования исона у греков принадлежит немецкому путешественнику Мартину Крузиусу и датировано 1584 годом. См. статью Д.Кономоса на портале The Divine Music Project

Литература

  • Иоанн Вознесенский, свящ. О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времён. Кострома, 1895.
  • Dimitri Conomos. Music as religious propaganda: Venetian polyphony and a Byzantine response to the Council of Florence // Abba: the tradition of Orthodoxy in the West. Festschrift for Bishop Callistos (Ware) of Diokleia, edd. John Behr, Andrew Louth, Dimitri Conomos. Crestwood (NY), 2003, pp.111-134.

Введение

Знаменное пение на Руси повсеместно звучало с начала принятия Христианства до конца XVII века. В середине XVII века в певческом искусстве определилась тенденция к упрощению напевов. В XVIII веке в Богослужение было введено европейское партесное пение. Партесное пение вызывает у верующего чувство эстетического наслаждения, мирской радости. С точки зрения теории музыки подобные переживания вызываются вследствие использования простоты ритма, ладовых тяготений, хроматических тонов, характерных для этой музыкальной системы.
Еще на заре Христианства Святой Климент Александрийский призывал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке. Сопоставляя нравственную сущность Христианства с характером грекоязыческой светской музыки, пришел к выводу, что она несовместима с духом Христианства и решительно отрицал ее в Богослужебном обиходе. «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная… Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием, мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений». (Климент Александрийский. Педагог, II, 4).
Мысли Святого Климента разделяли Святые Киприан, Епископ Карфагенский (III в.), Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский ( 407г.), и Блаженный Иероним Стридонский ( 420г.).
Отцы Русской Православной Церкви высказывались о знаменном роспеве, как о явлении высокой духовной ценности. Преподобный Варсонофий Оптинский о европейской музыке говорил, что она «отвлекает мысль и внимание человека от слов и обращает их к музыке, и потому мешает молитве. Душа молчит. Слышны только сладкие звуки, без смысла, без содержания».
Не допускавший влияния светской и языческой музыки, знаменный роспев был устроен таким образом, что ни одна деталь песнопения не должна была обратить на себя внимание, привести в волнение чувственную природу человека. Он основан на гамме, сложенной из соединенных тетрахордов. Последний звук низшего тетрахорда является первым для следующего высшего. Тетрахорд имеет строение: тон-тон-полутон. Роспев записывался с помощью специальных безлинейных знаков, крюков. Мелодизм знаменного роспева — результат интонационно-ритмического отбора, в результате которого были отстранены песенная периодичность, танцевальная упругость, маршевая поступательность. Звукоряд диатоничен, поэтому роспев строг, величествен и бесстрастен. В знаменном роспеве отсутствует понятие тональности, нет ярко выраженных ладовых тяготений. Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняется определенным правилам. В музыкальном строении он имеет наиболее богатое содержание и совершенное выражение теории осмогласия.
В 1772 году древние крюковые рукописи, по благословению Святейшего Синода, были переведены на квадратные церковные ноты. Возникли нотные Обиходы, но все они изложены в мелодии только для одного голоса, предназначены для унисонного пения. Эти Обиходы являются основными нотными книгами русского Православного храмового пения, составляют его фундамент. Неоднократно переиздаваемые певческие книги хранили образцы древнего пения и структуру знаменного роспева. Они послужили основой для последовавших переработок и гармонизаций. Приемы гармонизации разнородны, поэтому различные переложения стилистически неоднородны.
Традиция одноголосного знаменного пения никогда не прерывалась в Русской Православной Церкви во многих монастырях и приходских храмах вплоть до закрытия их уже при советской власти. Из них известны: Московский Кремлевский Успенский собор, монастыри Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Новгород-Юрьевский, Николо-Песношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский, Киево-Печерская Лавра, Гефсиманский Скит, церковь Грузинской Божией Матери на Воронцовом поле и др.
«Развитие современного клиросного пения вплотную подошло к тому, что певческие памятники из древних книг времен Святой Руси, сегодня изучаются, прочитываются и все чаще звучат на богослужении. Изданы различные пособия по изучению крюковой грамоты, статьи и книги исследователей-медиевистов, аудиозаписи традиционного и современного исполнения древнерусских песнопений» (Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Сост. М. Макаровская. М.: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005, стр. 2).
Песнопения Православной Церкви делятся на две основные группы: гласовые, которые связаны с седмичным и годовым богослужебными кругами, и внегласовые — неизменяемые песнопения суточного круга. Основа знаменного пения — столповой знаменный роспев. Им роспеты основные певческие книги — Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход Праздники (т.е. гласовые песнопения). Малый знаменный роспев имеет такую структуру и продолжительность, как и обиходное осмогласие.
На Брянской земле знаменное пение возрождается в некоторых обителях и храмах. Оно включено в программу обучения на Регентском отделении Брянского Епархиального женского Духовного Училища. Данный сборник является практическим приложением изучаемого предмета. Издание включает необходимые песнопения для повседневного служения в храмах. Песнопения подбирались по принципу адаптации к начинающим и не имеющим широкого доступа к источникам. Возможность исполнения предлагаемого круга песнопений знаменного роспева подтверждается продолжительной клиросной практикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *