Старославянский перевод

Нощь наступила, небо затмила,
Тучею-дланью брег оросила.
Елень единый, как страж на посту,
Слушает сладостную темноту.
***
Храни надежды дни златые,
Пусть время серебрит власы.
Внимай си истины простые –
Едины правы небеса…
Чредой идут за днями дни.
Во всей Вселенной мы одни?
________________________________________
Нощь, длань, брег, елень, единый, страж, сладостный, храни, надежда, златой, власы, чредой — старославянизмы; причём «нощь (ночь), длань (правая рука), елень (олень)» — архаизмы, неупотребляемые в современной речи.
А это небольшой отрывок из книги-брошюры о чередующихся гласных. Книга, «лежащая в столе» ищет своего издателя…
ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ
Сложное название? Давайте выясним, что же такое русизмы. Если заглянем в «Толковый словарь», то прочитаем:
Русизм – это «1. Оборот речи или слово, характерные для русского языка. // Оборот речи или слово, заимствованные из русского языка или созданные по образцу русских слов и выражений.
2. Особенность русского языка или русского письма, зафиксированная в церковно-славянских памятниках, переписанных на Руси».
Значит русизм – это нечто, связанное с русским языком или созданное по его подобию.
Отсюда сделаем вывод, что старославянизм – это, наоборот, нечто, связанное со старославянским языком.
А где же старославянский язык так «пересёкся» с русским языком, что в современном русском языке слова пишутся то, как в старом русском «сторож», то, как в старославянском языке «стражник»?
А случилось это в десятом веке, когда Князь Древней Руси Владимир Красно Солнышко Русь крестил. Вместе с христианской религией пришли на Русь религиозные книги. А, чтобы были они понятны русским людям (и другим славянам), братья Кирилл и Мефодий перевели Библию на старославянский язык, ими созданный на основе существующих славянских языков. И для этого братьям пришлось «изобрести» алфавит – «кириллицу».
Старославянский язык – язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений.
Таким образом, старославянизмы (церковнославянизмы) пришли в лексику русского языка с богослужебными книгами во времена распространения христианства на Руси (с 988г).
Старославянизмы обогатили язык многими названиями отвлечённых понятий, которых не было в русском языке. Приметой старославянских слов оказывается начало сложного слова: благо, бого, суе, грехо, добро, душе, зло, велико, мало, мило, чрево, често.
Например:
благословение, благонравие, благовест, благодарить;
богослов, богоравный, богоподобный, богобоязненный;
суеверие, суеверный, суесловие;
грехопадение;
добродушие, доброжелательность, добронравие, добродетель, добродетельный, добропорядочность, добросердечный, добросовестность;
душеприказчик, душеспасительный, душещипательный, душеполезный;
великомученик, великодушие;
малодушие, маловер;
милосердие, милосердный, милостивый, милость, милостыня;
злоумышление, злоумышленник, злословие, злорадство, злонравие;
чревоугодие, чревовещатель;
честолюбие …
Обратите внимание, в слове «милостивый» – нет «л»!
Но вернёмся к нашей теме «ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ».
Мы уже выяснили, что такое русизмы и старославянизмы, где и когда они встретились. Мы не будем исследовать, как русизмы и старославянизмы сосуществовали в нашем языке всё это время (тысячу с небольшим лет!). Это большая и интересная тема для других книг.
Нам важно научиться их «узнавать в лицо». Чтобы понимать, почему мы пишем, например, в слове голова, вторую букву «о». И не можем проверить ударением, например, словом глава.
Сначала уясним, что полногласие – это русизмы. А неполногласие – это старославянизмы.
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ И РУСИЗМЫ
Представьте, идут тонкий и толстый навстречу друг другу. Тонкий — совсем прозрачный, худой, тощий, бледный и очень печальный, но гордый и возвышенный. Это старославянизм. Старославянизм одет в длинные и тёмные одежды. Он торжественен и строг.
А полный, то есть толстый, пузатый, румяный и весёлый русизм в ярких одёжах. Он немного простоват и высокой пышности не обучен.
Встретились они и решили жить дружно. Так важно дополнять и помогать друг другу в разных жизненных ситуациях.
Запомнили, что полногласные – это…? Правильно – русизмы. А неполногласные – это…? Так точно – старославянизмы.
А вот девочка Лара. У неё в руках «реле».
А мальчик протягивает к ней руку и просит: «Лара, дай реле!»
Запомним: ЛАРА, ДАЙ РЕЛЕ!
В этой «запоминалке» закодированы четыре неполногласных, то есть старославянских чередующихся буквосочетаний: ЛА – РА – РЕ – ЛЕ.
ЛА
Глава – голова – ЛА//ОЛО
Слово голова нельзя проверять ударением словом с чередованием — главы! Букву «о» можно проверить словом головка.
РА
Град – город – РА//ОРО
РЕ
Брег – берег – РЕ//ЕРЕ
ЛЕ
Млеко – молоко – ЛЕ//ОЛО
Ещё в начале XIX века старославянизмы часто встречались в художественной речи. Найдите в строчках А.С. Пушкина старославянизмы и русизмы:
1. Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
2. Вот въезжает в город он,
Вдруг раздался лёгкий звон.
3. Пред гробницею святой
Стою с поникшею главой.
4. К плечу головушкой склонилась.
5. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
6. В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
7. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
8. Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
9. Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы.
10. Балда, с попом напрасно не споря,
Пошёл, сел у берега моря.
11. Здравствуй,
Племя младое, незнакомое!
12. В то время из гостей домой
Пришёл Евгений молодой…
13. Гм! Гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
14. Что смолкнул веселия глас?
15. О, если б голос мой
Умел сердца тревожить!
16. Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
17. Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
18. У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
19. Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ РУСИЗМЫ
1. град 2. город
3. главой 4. головушкой
5. сребрит 6. серебрится
7. храните 8. хоронят
9. на брегах 10. у берега
11. младое 12. молодой
11. здравствуй 13. здорова
14. глас 15. голос
16. стража 17. сторож
18. златая 19. золото
А сейчас давайте займёмся научной работой. Не пугайтесь. Это совсем не сложно. Просто путём «рассматривания и сравнивания» сделайте выводы и ответьте на вопросы:
1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?
Причём старославянизм крепко вошёл в нашу речь, перестал быть важным и торжественным, а стал нормой употребления, нейтральным словом. А вот слово одёжа – ушло из литературного языка. И можно его встретить разве что в художественных произведениях или кинофильмах о Древней Руси. Да ещё кое-где в просторечии и диалектах.
2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?
Причём старославянизм теперь стал архаизмом. То есть его синоним лодка – живёт в нашей речи, а слово ладья в значении лодка «плавает» в историческом прошлом.
Но поспорю сама с собой. Слово ладья живёт в нашем языке и сейчас, но в другом значении. Так называется шахматная фигура, чем-то похожая на башенку. Может быть, в древности, словом ладья называли не только лодки, но и башенки замков?
А, заглянув в словарь, читаю, что ладьёй сейчас ещё называют сосуд или вазу в форме лодки. Вот. Верна пословица: «Век живи – век учись».
Но продолжим наше научное исследование старославянизмов и русизмов.
3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?
4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?
5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?
6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?
7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?
8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?
9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:
лежащий лежачий;
горящий горячий;
текущий текучий;
сидящий сидячий.
К какому языку Вы бы отнесли данные причастия, а к какому эти прилагательные? Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?
Хватит вопросов. Вот ответы, если Вы не обо всём догадались.
1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?
1.Старославянизм одежда отличается от русизма одёжа буквами.
Старославянизмы «любят» буквосочетания «жд», а русизмы проще – там произносится только буква «ж». Это могут подтвердить пары слов:
надежда надёжа;
Слово надёжа – устарело и сохранилось лишь в разговорной речи.
вождь вожак;
между меж;
Предлог меж — разговорного стиля, между – книжного стиля.
прежде преже.
Слово прежде работает в нашей речи то наречием (прежде встречались), то предлогом (пришёл прежде него). А вот слово «преже» Вы можете встретить лишь в древнерусских письменных источниках.
Из пары слов «одежда» и «одёжа» мы можем сделать ещё один вывод.
Старославянизмы «любят» букву «е», а русизмы букву «ё». Это могут подтвердить пары слов:
надежда надёжа;
крест крёстный;
Крестный ход, но Крёстный отец, Крёстная мать – участвующие в обряде крещения. Обратим внимание, пишем с большой буквы!
небо нёбо;
Слово нёбо в современной речи — это нёбный свод во рту. Нёбо, нёбушко – так называли свод небес древние русичи.
перст напёрсток.
Вы знаете, что напёрсток – это приспособление, надеваемое на палец, при шитье иглой, чтобы не колоться. Перст – это палец. Помните выражение «перст указующий»? происхождение слов перстень и перчатки также связаны со словом перст.
2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?
3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?
4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?
2. 3. 4. Дадим ответ сразу на три вопроса. Старославянизмам ближе буквы «а» и «е», а русизмам – буква «о». Подтверждаем наш вывод ещё примерами:
ладья лодка
равный ровный
раб, работа робить
елень олень
един, единица, единственный один
езеро озеро
Слова елень и езеро можно встретить лишь в древнерусских текстах. Также устарело и слово «робить» (то есть работать), оно сохранилось в украинском языке. Но почему-то слово «робить» напоминает мне очень Вам знакомое слово – робот! Да, они родственники!
5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?
5. Ну, кроме гласных «е» и «о», мы наблюдаем различия в шипящих согласных. В старославянизмах «любимым» оказывается звук «щ», а в русизмах – звук «ч»!
дщерь дочь
нощь ночь
немощь, немощный немочь, невмочь, мочь
Слова дщерь, нощь уже пару веков как архаизмы. Но встречаются в церковном языке и поэзии. М.В. Ломоносов в 18 — м веке писал:
«Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»,
а К.Н. Батюшков в начале 19-го века:
«О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой…».
Слово нощь можно встретить в поэтической речи и 20 века. Например, у Сергея Есенина мы читаем:
Нощь и поле, и крик петухов…
С златной тучки глядит Саваоф.
Сохранилось слово нощь и во фразеологизме: «Аки тать в нощи» — как вор в ночи. Так говорят о чём-то внезапном, случившемся без предупреждения.
Слово «немочь» ушло из литературного языка и сохранилось лишь в просторечии.
6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?
7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?
Вопросы 6. и 7. , я думаю, у Вас не вызвали сложностей. Это уже знакомое нам чередование РЕ//ЕРЕ.
ПРЕ//ПЕРЕ прервать – перервать;
ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ чрезмерный – череззерница;
ЧРЕС//ЧЕРЕС чресполосица — чересполосица.
Приставка «чрес» — отживает свой век… Хотя ещё в ХIХ в:
«Город чудный, чресполосный; — Суша, море по клочкам (Вяземский)».
Череззерница – неполное завязывание семян в колосе хлебных злаков.
(Слова «черезмерный» – нет). Слов с чередованием пре//пере достаточно много сохранилось в нашем языке:
преградить – перегородить;
преступить – переступить;
пресечь – пересечь;
преломить – переломить;
прервать – перервать;
преложить (перевести) – переложить;
предать – передать;
беспрестанно – перестать…
Есть такое правило: если приставку можно заменить на «пере» и значение слова не меняется – пиши смело приставку «пре»!
Но откроем словарь на:
1) «чрез»: чрезмерность;
2) «через»: череззерница;
3) «чрес»: чресполосица;
2) «черес»: чересполосица, чересседельник, чересстрочный, чересчур.
И ещё несколько однокоренных слов. Это всё, что записано в словарях с этими приставками. Не путайте приставки с предлогами чрез, через:
через речку; чрез овраг…
8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?
И восьмой вопрос не должен вызвать Ваших затруднений. Вы уже помните, что старославянизмы – это книжно-возвышенный стиль, может быть, поэтический. Значит, излить – без сомнения, старославянизм, вылить – русизм. Таким образом, приставки из (с), низ (с), раз (с), воз (с), чрез (с) – старославянские морфемы.
9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:
лежащий лежачий;
горящий горячий;
текущий текучий;
линяющий линючий.
Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?
Я думаю, на этот вопрос вы сразу правильно ответили. Помните, «нощь» — «ночь»? Старославянизмы «любят» «Щ», а русизмы «Ч»… Причастий раньше не было в русском языке. А теперь как же жить и писать без них? Суффиксы ащ, ящ, ущ, ющ – морфемы старославянского языка.
Мы с Вами завершили нашу исследовательскую работу. Давайте…
Далее идёт таблица сравнений по морфемным и буквенным признакам «старославянизм — русизм». Так как здесь (на предоставленном нам поле для печати) таблицы «не поддерживаются» (у меня не получается их скопировать), вышлю в WORD-формате на вашу почту, кому нужно.
Если кому будет интересно — добавлю сюда небольшой список, собранных мною пар «старославянизм — русизм» 🙂
Спасибо, если хватило терпения дочитать до конца…

По-нашему, по-современному, древнеславянскую Здраву можно было бы назвать искусством здоровой жизни. Создавая Здраву, славяне имели своей целью не продолжение жизни плотного (то есть «физического») тела и избавление его от различных недугов, а поддержание Духа, души и тела в природной гармонии друг с другом, а также созвучие сознания с Богами, Миром и Природой.
В славянской философии здоровья личная сила человека, определяющая крепость тела, зависит от здоровья Духа. Поэтому излечение любого телесного недуга должно начинаться с работы над гармонизацией сознания.

Во всех древнеславянских практиках прослеживается эта мысль: Богов и себя познавать — вот лекарство, универсальное от всех недугов.
Плотное («физическое») тело для славянской Здравы — не только сумма клеток и органов, но проявление Духа, слепленное индивидуальным потоком сознания. А это значит, что тело может быть изменено по воле человека: мы вправе и в состоянии менять содержание личного потока сознания, подчинение его началу духовному.
Славянская Здрава учит, что в исцелении всегда нуждается не недуг конкретный, а сам человек. Именно поэтому во всех целительных практиках славянства лечение рекомендовалось проводить следующими методами:
— Правь (Дух), то есть работать с причиной недуга на уровне сознания;
— Навь (душа), то есть работать, гармонизируя энергетические потоки в теле;
— Явь (тело), то есть работать с телом.
Человек, пожелавший приступить к изучению славянских целительных практик, должен соблюдать следующие незыблемые правила.
— Целительными практиками ни в коем случае нельзя заниматься только ради забавы. В них содержится страшная сила, которую не следует будить без особой на то необходимости, дабы не навлечь на себя беду.
Помните, что во все древнеславянские целительные практики непременно входит заговорное слово, с которым необходимо обращаться с большой осторожностью.
— Эффективнее всего целительные практики, которыми занимаются рано утром, обратившись лицом на восток. Если вы занимаетесь ими днем, то должны обратиться лицом на запад, к заходящему солнцу.
— Приступая к изучению целительных практик, отучитесь лгать ни во имя добра, ни во имя зла, ни для красного словца! Тогда вы зарядите свои ритуальные действия дополнительной программой: все, что вы скажете во время исцеляющего ритуала, все, что сделаете, «привыкнет» исполняться после произношения, привыкнет быть правдой.
— Воспитывайте в себе волю. Для этого выберите занятие, которое сложнее всего выполнить, и решайте поставленную задачу каждый день, несмотря на препятствия. Древние славяне учили: чтобы покорить мир, нужно прежде всего покорить свои немощь и лень.
— Верьте в себя и в то, что сможете достичь цели, обрести здоровье! Исполняя исцеляющий ритуал неуверенно, человек заранее предопределяет его несбыточность.
— Тренируйте не только волю, но и воображение. Только так можно научиться чувствовать события, предметы и людей информационно и энергетически.
— Будьте настойчивы! Для того чтобы укрепить веру в свои силы, оставайтесь скромным человеком и не теряйте голову при первых же положительных результатах, которых достигнете, пользуясь славянскими целительными практиками. Древние славяне говорили: всегда есть что постигать и над чем работать.
— Накапливайте энергетику.
Описание методов Прави, Нави, Яви
Методы Прави представляют собой глубокое осознание внутренних причин возникновения у человека недуга. Что это? Отклонение от пути само- и богопостижения, уклонение от выполнения своего предназначения в Мире, попрание законов Прави, то есть потеря духовных ориентиров и полное забвение своей собственной природы, самого себя.
Методы Нави в славянской Здраве означают сознательное ограничение страстей души и восстановление гармонического распределения энергетических потоков в теле. Что понимается в Здраве под гармоническим распределением потоков? Все в общем-то просто: это — пост. Воздерживайтесь от пищи, а иногда и воды («сухой пост») — и телу станет легче. Закаляйтесь холодом: взбодрится тело, возрадуется душа.
Методы Яви- работа с телом — являются методами сознательного развития тела и увеличения его энергетического потенциала. Современные люди чаще всего вялые и усталые, энергия перестает искриться в них очень быстро — та самая энергия, что подталкивает на дела, на творчество и созидание.
Как обрести энергию? Правильно питаться, закаливать себя жаром (от русской бани до хождения по углям — впрочем, последнее — не для слабонервных), не лениться заниматься утренней гимнастикой или каким-либо видом борьбы.
Методы Прави, Нави и Яви не только исцеляюще воздействуют на человека, но и являются чисто профилактическими и поэтому для максимальной эффективности должны практиковаться без значительных перерывов.
Славянская Здрава учит, что факторами, непосредственно нарушающими природную гармонию души и тела, являются семь навей, терпеть которые преступно, а также семь явей, предаваться которым тоже преступно, если человек не хочет рискнуть здоровьем и души, и тела.
К семи навям древние славяне причисляли то, с чем каждый человек знаком, к сожалению, и сейчас не понаслышке: боль, голод, .жажда, холод, недосыпание, естественная нужда и обида.
Семь же явей, от которых следует отречься раз и навсегда, иначе попадешь в полную зависимость от них. тоже известны каждому из нас: наслаждение, переедание, пристрастие к питию, зависимость от тепла, сонливость, бесконтрольность естественных позывов и влечений, лесть.
Яви и Нави (тело и душа) не противоречат друг другу и не враждуют друг с другом сами по себе. Только человек виновен в собственном разладе: он не слушается Духа.
Если тело и душа, утверждалось в славянской Здраве, не контролируются Духом, сам человек становится подобен ездоку телеги, у которой заклинило колесо на ухабах (тело подверженное недугам), а везущие ее лошади (душа) не слушаются управления, что считалось оскорблением богов.
Накапливайте энергетику — «Ярилин урок»
Да-да, накапливайте энергетику. Иначе — беда.
Мы умудряемся настолько выжимать себя, настолько не умеем отдохнуть и восстановиться, что большая часть наших заболеваний возникает на почве хронической усталости.
Так не пора ли пожалеть себя? Вот наши древние предки умели не только работать до «седьмого пота», но и восстанавливать утраченную энергию, «подправлять» свою ауру.
Накапливание энергии в организме
Сядьте или лягте так, чтобы вам было удобно и ничто не отвлекало от занятия — накапливания энергии в организме. Только ни в коем случае не перекрещивайте руки и ноги, если выбрали сидячее положение. Положите руки на колени ладонями вниз и закройте глаза.
А теперь представьте золотой шарик, наполненный красивым, теплым светом. Он несет в себе покой и умиротворение. Когда шарик появляется, исчезает напряжение, в ногах возникает ощущение тепла, золотой жар, и наступает полнейшее расслабление.
Позвольте световому шару подняться по вашим ногам и торсу, затем перескочить на руки к пальцам, подняться по шее и войти в голову. Лицо сразу же обдаст теллом, и вы почувствуете покой. Отдохните, раскройтесь навстречу золотому шару, Яриле.
Когда будете готовы расстаться с золотым шаром, просто сделайте три глубоких вдоха. Не пугайтесь, когда вместе с потоком воздуха в ваше тело устремится поток энергии — холодной, бодрящей и свежей.
Защита от злого воздействия
«Ярилины уроки» — это уроки накопления энергии и защиты от злого воздействия. Как правило, мы живем среди людей, а люди — они разные, и радоваться вместе с нами могут, и завидовать по-лютому.
В таком случае недобрая энергия «зависает» на энергетических центрах человека, располагающихся в промежности, на лобке, на 10 см выше пупка, в солнечном сплетении, в межключичной впадине, на переносице и на темени. Один из «Ярилиных уроков» — это целительная практика защиты от злого воздействия.
«Урок» этот следует проделывать перед зеркалом со всеми вышеперечисленными энергетическими точками, начиная с верхней — темени.
Подержите восковую свечу над головой в течение 5-10 секунд, затем сделайте ею три круговых движения по часовой стрелке напротив энергетической точки, задержите свечу у данной точки и потяните на себя. Если за свечкой останется шлейф копоти, то чистку — «Ярилин урок» — необходимо повторить. Затем проведите маленький «тест»: вновь поднесите свечу ко всем энергетическим точкам поочередно: если они очистились, то пламя свечи не должно измениться. Если свеча коптит, «стреляет» или резко меняет свою форму, то чистку надо повторить заново.
Ничто не исчезает бесследно. Оно, это самое Ничто, имеет обыкновение затаиться в непостижимых глубинах. Когда же настанет его время, оно очнется от «зимней спячки» и появится вновь. Вот так и с мудростью славянской Здравы.
Христианство по «идейным соображениям» требовало забыть ее, отказаться от нее. Но забыть не удавалось, целительные практики славянства пробивались даже сквозь толщу апостольских запретов.
«Апологеты» же этих практик не перевелись на Руси и с принятием христианства, они сохранялись даже во времена Петра Первого. Одного из них, «волхва Дорофейку», безвинно замучили в 1689 году в Приказе розыскных дел за то, наверное, что давал пить людям богородицкую траву от сердечных болезней, зубную боль лечил да щепоту и ломоту «уговаривал»…
Казалось бы, должно было сгинуть его имя со страниц склеротичной истории, ан нет: сохранилось вместе с древними славянскими целительными практиками «на свечу».
Целительные практики на свечу
Загадочно горящие свечи… Да, это уже исцеление! Свечи удивительны сами по себе: их тоненький, чуть потрескивающий фитилек обеспечивает нам огненно-интенсивный контакт с небесами.
С древних пор люди считали, что свечи — не только примитивный источник света в темное время суток…
Наши предки были твердо уверены в том, что свечи, зажженные во время исцелительно-го ритуала (тогда они устанавливались следующим образом: одна свеча — в самом дальнем левом углу очерченного обережного круга, а вторая — в самом дальнем правом углу), даруют человеку ясный, гибкий и изворотливый ум, очищают воздух от присутствия злых духов и дезинфицируют пространство от чада недобрых помыслов.
Даже «окрас» свечей языческих славянских времен был глубоко символичен:
— зеленая свеча означала любовь;
— голубая — богатство, успех;
— белая — безопасность, спокойствие, здоровье и гармонию;
— черная (к сожалению) — воздействие черных сил зла, порчу;
— красная — символ ярко выраженного сексуального, оргиастического начала.
Древнеславянские женщины каждое воскресенье сжигали по белой свече, тем самым
стараясь оградить родной кров и свою семью от недоброго глаза и сил зла. При этом они возносили свече молитву — ритуальное заклятие: умоляли даровать дому сему покой, просили о ладе в семье.
В христианские времена ритуалы со свечами сохранились. Так, в Чистый четверг, после «священного стояния», русичи приносили из церкви горящие восковые свечи и выжигали ими на дверях и потолках своих домов кресты. Таким образом христианские всенощные свечи отгоняли злых языческих духов. А если «страстная» свеча была зажжена во время грозы, то она надежно защищала дом от жуткого громового удара. Если же ставили такую свечу в пчельнике она обязательно даровала изобилие меда.
Горящую страстную свечу давали в руки тяжелобольным, а также во время болезненных приступов. И точно такой же ритуал со свечой существовал для помощи роженицам при муках разрешения от бремени. Возвращавшиеся из церкви в Чистый четверг приносили свечи домой и прятали их «за стрехи» — опять же для того, чтобы охранить здания от грозы, а домашний скот — от порчи. «
Вот некоторые целительные практики со свечами.
«Свещи здоровья»
Были у древних славян крученые (из семи закрутов) восковые свечи, назывались они «свещами здоровья». Желание избавиться от той или иной болезни следовало записать на куске бересты и подложить под свечу. После этого «свещу», конечно же, зажигали. Человек ждал, пока догорит до конца последний из закрутов свечи, и осторожно доставал из-под огарка бересту. Затем этот кусочек бересты с заветным желанием здоровья он предавал огню на пламени свещного, седьмого (всегда счастливого), закрута.
Во время исполнения сего ритуала непременно следовало помнить, что самому человеку задувать свечу нельзя (иначе жизнь свою прежде срока задуешь).
Заговор от бессонницы
Каждого из нас время от времени мучает бессонница. Иногда отсутствие сна перерастает в самый настоящий недуг.
Причем никакие снотворные не помогают: сна «ни в одном глазу», сердце бьется, словно бешеное, а утром встаешь совершенно разбитым. Помочь в таком случае может только древняя славянская исцеляющая практика.
Перед тем как лечь спать, зажгите восковую свечечку.
Замкните ею кровать в обережный круг и произнесите следующий заговор:
«Храните, Все-Боже, а боле Велесе, мой сон-почиванье. Лодьею быстрою, легкою мыслию, в отдохновение от трудов праведных перенесите мя в ино заречное. Мару, а морока страхи-притороки, чары, кикиморы, навии, иновы, узы, а наузы смойте-отведите. В ладе, в усладе со мною пребудьте, чтоб в здравье проснуться, в явь возвернуться! Гой! Сон да мне в очи, да во сей ночи, а за дня дела поклоном чела богам родным многим, чьи пути-дороги со мною вместе, а иного несте. Тут сну достаток, нову дню початок в ладу со мной! Гой! Сон да мне в очи, да во сей ночи, стани до утра оберег чела. Тут сну достаток, нову дню початок, а боле всего оберег добро! Гой!»
По-видимому, свеча и ее горящий фитилек действительно таили в себе глубинный, сакральный смысл.
Маленький скромный огонек сливался с космической магией Огня, магией богов. И недаром в копилке мудрости славянских целительных практик значился потрясающий ритуал:
Сядьте поудобнее перед свечой, во тьме горящей. Медленно вдохните и выдохните из легких воздух.
Сосредоточьте все ваше внимание на огоньке свечи. Представьте, что вся ваша жизнь напрямую зависит от этого слабого огонька. Его лучи поддерживают все существа земные.
Растения впитывают сей свет, зверье дикое им кормится. Огонек свечи трансформирует самого себя в другие тела. Даже смерть человеческая есть огненная дорога, великая энергия Жизни Вечной.
Огонек этот способен обратить наши тела в дым и пепел, расщепить на миллиарды атомов нашу плоть.
Смотрите же на пламя свечи, вбирайте в себя силу и динамику этого живого огня. Ощутите жизнь как пламя живое: иногда трепещет оно еле-еле, иногда ввысь вздымается, горит приветно и согревает окружающих своим теплом. Огонь свечи — вечно живая сила!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *